Как подать в суд на министерство обороны

Обновлено: 30.06.2024

Жилищные споры в основном затрагивают вопросы предоставления жилых помещений военнослужащим и оформления права собственности на занимаемые военнослужащими и членами их семей жилые помещения. Однако это далеко не исчерпывающий перечень оснований для обращения в суд. В данной статье рассмтариваются примеры судебных дел с участием Министерства обороны Российской Федерации (далее — Министерство обороны) как в качестве ответчика, так и в качестве третьего лица.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.08 № 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этой связи спорные вопросы предоставления квартир военнослужащим, вселения и выселения, принудительного заключения договоров найма и приватизации, предоставления жилищных сертификатов и прочие решаются с обязательным привлечением Министерства обороны.

Данное дело интересно тем, что ответчик не возражал против исковых требований, к тому же предоставил письменное согласие Министерства обороны на передачу квартиры в собственность гражданина Б. в порядке приватизации. Несмотря на то что гражданину Б. пришлось обращаться в суд, ему фактически даже не пришлось отстаивать и доказывать свою точку зрения, поскольку ответчик и третье лицо, Министерство обороны, сами просили удовлетворить его требования.

При решении вопросов о признании права собственности на жилые помещения в порядке приватизации суд в основном исходит из интересов граждан, дела в большинстве своем решаются в их пользу. Министерство обороны, как правило, привлекается в качестве третьего лица, то есть лица, заинтересованного в исходе дела, в том случае, если жилые помещения закреплены за подведомственными федеральными государственными учреждениями на праве оперативного управления. В некоторых случаях Министерство обороны может выступать и в качестве ответчика. Так, 28.03.2011 Железнодорожным районным судом г. Хабаровска было рассмотрено дело по иску гражданина М. к Министерству обороны о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Истец указал на то, что спорное жилое помещение было передано ему и его семье на основании решения жилищной комиссии, однако он не может реализовать свое право на приватизацию, поскольку спорная квартира не внесена в Реестр федерального имущества.

Судом было установлено, что спорная квартира принадлежит Министерству обороны, однако не была соблюдена процедура государственной регистрации права собственности в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю. Дом, в котором расположена спорная квартира, не закреплен за Хабаровской КЭЧ на праве оперативного управления. Однако эти факты не могут препятствовать истцу в реализации его права на приватизацию, к тому же между собственником и истцом заключен договор социального найма, то есть фактически уже возникли жилищные правоотношения. На основании изложенных фактов, а также соответствующих норм действующего законодательства суд удовлетворил требования истца.

К сожалению, с подобной ситуацией граждане сталкиваются довольно часто. Им предоставляют квартиры, заключают договоры социального найма с последующей приватизацией, однако при регистрации они получают отказ, поскольку собственник не зарегистрировал свое право. Единственный способ защиты нарушенного права в данном случае — это приватизация через суд, как в данном случае. Суды в подобных делах исходят из интересов граждан и, соответственно, военнослужащих, поскольку внесение спорной квартиры в реестр федерального имущества не может препятствовать гражданам реализовать свое право на приватизацию.

Несмотря на то что федеральные целевые программы призваны решать жилищные проблемы военнослужащих, в данной ситуации налицо нарушение прав гражданина. Реализовывать свое право на получение жилищного сертификата гражданину пришлось через суд, хотя, как видно из материалов дела, он имел полное право на получение указанного сертификата. Ему отказали в получении жилищного сертификата, мотивируя это тем, что ему уже предоставлено жилое помещение. Однако его квартира является служебной. Приватизировать ее гражданин не может в силу прямого указания закона. К тому же он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Министерство обороны обязано было обеспечить военнослужащего жильем, однако этого сделано не было.

Нередко граждане вынуждены обращаться в суд за признанием права пользования жилым помещением и заключением договора найма. Военнослужащие или члены их семей подают иски, привлекая в качестве ответчика квартирно-эксплуатационную часть, которой Министерство обороны передало спорное жилое помещение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Представитель ответчика настаивал на том, что квартира не может быть предоставлена по договору социального найма, поскольку является служебной. Наличие оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ответчиком не оспаривается. Решением жилищной комиссии спорное жилое помещение предоставлено истцу как служебное в целях улучшения жилищных условий в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса, после чего истец был исключен из очереди, а все документы по нему уничтожены по истечении срока хранения. Судом доводы ответчика были признаны несостоятельными, поскольку установлено, что ответчик имел полномочия на заключение договоров социального найма, договоров передачи жилых помещений в собственность в порядке приватизации, договоров найма служебных жилых помещений, а также в связи с тем, что в коллективном договоре ответчик обязался производить учет и обеспечивать жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером трудовых правоотношений, в том числе с органами государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы. Подтверждения того, что спорное жилое помещение было предоставлено для создания надлежащих жилищно-бытовых условий для выполнения трудовых обязанностей гражданином Ф., а преследовало цели улучшения жилищных условий, судом не обнаружено. Ответчиком действительно не был соблюден порядок отнесения спорного жилого помещения к специализированному фонду. Исходя из этих фактов, суд установил, что спорное жилое помещение не отнесено к числу специализированных в установленном порядке, поэтому оно не может использоваться в качестве служебного.

Принимая во внимание все изложенные факты, судом было принято решение об удовлетворении исковых требований. Суд постановил признать заключенный с истцом договор социального найма недействительным в части указания на служебное жилое помещение, обязать ответчика заключить новый договор социального найма, признать за гражданином Ф. право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.

В данном случае налицо явное нарушение прав гражданина Ф. на предоставление ему жилого помещения. Процедура отнесения спорного жилого помещения к специализированному фонду соблюдена не была, поэтому оно в принципе не могло являться служебным. К тому же истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, стоял в очереди на улучшение. Ему не могло быть предоставлено в целях улучшения жилищных условий служебное жилое помещение. Спорное жилое помещение действительно должно быть предоставлено на условиях социального найма с возможностью дальнейшей приватизации.

Рассматривая вопрос о предоставлении служебного жилья, обратимся к судебному делу, в котором войсковая часть выступает в качестве истца и требует суд выселить из служебного помещения граждан, которым оно было ранее предоставлено, и признать их утратившими право пользования служебным жильем.

Так, в Балашихинский городской суд поступил иск войсковой части к гражданке Б. о признании ее утратившей право пользования служебным жилым помещением и снятии с регистрационного учета.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, мотивируя это тем, что войсковая часть является несостоятельным ответчиком, поскольку не является собственником имущества. Однако данный довод был признан судом несостоятельным и немотивированным, поскольку спорная квартира является федеральным имуществом и передана войсковой части на праве оперативного управления в соответствии с Распоряжением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом.

Судом было принято решение об удовлетворении требований истца, принимая во внимание те факты, что ответчица и ее дочь перестали быть членами семьи военнослужащего Н., в спорной квартире фактически не проживают, коммунальные платежи не вносят. Поскольку соглашения об ином порядке пользования спорным жилым помещением не установлено, суд постановил снять ответчицу и ее дочь с регистрационного учета, прекратить право пользования спорным жилым помещением, сохраняя при этом за сержантом Н. все права на пользование служебным жилым помещением в соответствии с договором найма служебного жилого помещения.

Поскольку судом было установлено, что жилой дом, в котором расположена спорная квартира, находится на территории закрытого военного городка, гражданка Г. не может приватизировать квартиру в силу прямого указания закона. В данном случае отсутствие спорной квартиры в реестре федерального имущества не нарушает прав и законных интересов гражданки Г. В связи с этим было принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

К сожалению, в данном случае гражданка Г. оказывается в безвыходной ситуации. Она не знала о том, что военный городок является закрытым, а жилой дом расположен на прилегающей территории, тем не менее формально находится на территории закрытого военного городка. Поскольку данный военный городок включен в соответствующий перечень, он может и не обладать всеми характерными чертами и признаками закрытого военного городка. Однако в силу прямого указания закона приватизировать квартиру не удастся, даже несмотря на то что наниматель не является военнослужащим, а просто проживает на территории закрытого военного городка.

Из приведенных примеров дел с участием Министерства обороны видно, что судебная практика довольно разнообразна. Поскольку Министерство обороны осуществляет функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил, в спорных жилищных вопросах оно выступает или в качестве ответчика, или в качестве третьего лица.

Обращение в суд — один из способов защиты прав и законных интересов граждан, чьи права нарушены. Военнослужащие, сталкивающиеся с невозможностью решить свои жилищные проблемы мирным путем, обращаются в суды за защитой своих имущественных прав. Как следует из приведенной судебной практики, при решении вопросов оформления жилых помещений в собственность в порядке приватизации суды, как правило, исходят из интересов граждан. Однако иногда это невозможно в силу прямого указания закона, как, например, при приватизации в закрытых военных городках. В вопросах предоставления жилых помещений военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд исходит из интересов граждан, если это прямо не противоречит закону. Принимаемые федеральные целевые программы далеко не всегда помогают военнослужащим решить их жилищные проблемы.

В целом можно сказать, что жилищная проблема военнослужащих пока остается одной из наиболее острых социальных проблем. Военнослужащие годами стоят в очередях на улучшение жилищных условий. Уволенные в запас лишаются служебного жилья и зачастую не могут реализовать свое право на получение законных метров. Все это приводит военнослужащих и членов их семей в суды. Однако, как видно из приведенных примеров, встречаются случаи, когда фактически нарушаются права граждан, просто проживающих на территории военных городков и не являющихся военнослужащими.

Остается только надеяться, что в будущем хотя бы часть жилищных проблем военнослужащих будет решена.

АКЦИЯ ГОДА

Военкомат – это, прежде всего, орган исполнительной власти, должностное лицо, поэтому его решения могут быть оспорены в судебном порядке. Но чтобы выиграть судебный процесс, призывнику нужно учесть некоторые юридические тонкости.

Юрист Службы Помощи Призывникам

Когда можно подавать в суд на военкомат?

Как показывает практика, судиться с военкоматом можно по большому количеству поводов. Призывник имеет право подать исковое заявление в суд на военкомат при малейшем нарушении прав во время призыва. Однако судебные тяжбы носят затяжной характер, поэтому я выделю основные случаи, когда обращение в суд наиболее целесообразно.

Когда можно подать на военкомат в суд:

Как подать в суд на военкомат?

Обычно успех рассмотрения дела зависит от компетенции юриста. Однако если у вас нет представителя, можете попробовать самостоятельно подготовиться к процессу. Первое, что я советую сделать в этом случае – оповестить военкомат о своем намерении. Сделать это нужно в письменной форме, чтобы уведомление было прикреплено к личному делу.

Если вы планируете обжаловать решение призывной комиссии о призыве на службу, сообщите об этом в Следственный комитет РФ. Это нужно сделать для того, чтобы вас не сочли уклонистом, если вы не явитесь по повестке на сборный пункт.

Второй важный момент – сбор доказательной базы для предоставления в суде. Например, если призывника с проблемами со здоровьем признали годным, то под доказательствами правоты в первую очередь подразумеваются медицинские документы, подтверждающие наличие непризывного заболевания. Копии этих документов нужно приложить к исковому заявлению.

Третий пункт – составление непосредственно искового заявления. Это отдельный и весьма сложный процесс, который требует подробного описания.

Наши клиенты не служат в армии

Наша работа — помогать призывникам получать отсрочку или освобождение от призыва в армию. Позвоните нам по телефону 8 (800) 333-53-63: узнайте о наших услугах или получите бесплатную консультацию по своей ситуации.

Обращайтесь, мы будем рады вам помочь!

Как составить исковое заявление против военкомата?

Заявление в суд требует строгих стандартов оформления. Если заявление составлено с нарушением статей 125 и 126 КАС РФ, суд откажется его рассматривать. Чтобы этого не случилось, нужно соблюсти некоторые обязательные формальности.

Как мы готовим заявления:

Заявление обычно отправляем Почтой России, хотя вы можете подать его в суд лично. С момента подачи искового заявления в суд (или отправки его по почте) призывные мероприятия в отношении призывника должны быть приостановлены. И его призыв будет незаконным до момента вступления в силу решения по делу.

Суд с военкоматом: порядок рассмотрения дела

Рассмотрение дел призывников проходит в рамках административного судопроизводства (за исключением случаев, когда рассматриваются дела об уклонении от воинской обязанности, которые я в рамках этой статьи не рассматриваю). Выделю несколько основных этапов:

Как видите, суд с военкоматом – весьма сложный процесс. Необходимо юридически грамотно составить заявление, собрать и привести доказательства, а также доказать свою позицию судье. Помните, что сторону ответчика защищают сотрудники военкомата с юридическим образованием. Если у призывника нет представителя, преимущество оказывается полностью на стороне военного комиссариата.

Остались вопросы после статьи? Позвоните нам по телефону 8 (800) 333-53-63, и мы обязательно на них ответим.

С уважением, Волков Александр, юрист Службы Помощи Призывникам.


Читают сейчас

Как обжаловать решение призывной комиссии?

Куда жаловаться на военкомат?

Услуги

Получите консультацию юриста

Тысячи клиентов Службы Помощи Призывникам получили освобождение от службы в армии по состоянию здоровья, не нарушая закон.

Приходится искать способы обуздания нарушителей порядка. Одним из эффективных способов являются жалобы на нарушителей, поданные непосредственному руководству (командиру воинской части, надзорному ведомству – в военную прокуратуру, а в крайних случаях неразрешимых конфликтов – обращение в суд.

О том, кому, на что можно пожаловаться и как составить жалобу грамотно расскажем в статье.

Конфликты гражданских и военных. По поводу чего чаще всего возникают?

Конфликты, требующие разрешения между военными и гражданскими, могут возникать как между физическими лицами, так касаться выяснения противоречий между юридическими лицами. Основанием для написания жалобы на отдельного военнослужащего или группу обычно служат:

  • бытовые конфликты, произошедшие за пределами дислокации воинской части;
  • совершение военнослужащим преступления в отношении конкретного лица или хозяйствующего субъекта;
  • причинение ущерба имуществу физического лица;
  • нарушение прав граждан со стороны должностных лиц Министерства обороны, например, при обращении в военный комиссариат, на сборных пунктах при отправлении в воинскую часть;
  • несоблюдение воинской частью или другим воинским формированием, являющимся юридическим лицом, договорных обязательств, заключенных с гражданским юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
  • причинение вреда окружающей среде воздействием радиоактивных, химических, биологических веществ, военной техникой и взрывчатыми веществами, в процессе осуществления повседневной деятельности подразделений МО РФ, военных учений, нештатных ситуаций или эксплуатации ракетно-космической техники и судов с ядерными силовыми установками.

Конфликты на бытовой почве

Военнослужащие могут контактировать с гражданским населением только вне пределов расположения воинской части. Чаще всего это территории населенных пунктов, вблизи которых расквартированы воинские подразделения, военные городки, в которых помимо военнослужащих проживает гражданский обслуживающий персонал Министерства обороны, члены семей служащих. В крупных населенных пунктах военнослужащие могут появляться в местах массового скопления людей, в торговых центрах, в развлекательных учреждениях. Нередко поведение военнослужащих характеризуется вызывающим поведением, неадекватной реакцией на замечания граждан.

Проблемы при решении конфликтных ситуаций усугубляются тем, что обращение к сотрудникам полиции не всегда результативны, поскольку полицейские не имеют права на задержание военнослужащих и даже на проверку документов. Исключения составляют случаи нахождения военных в нетрезвом состоянии или совершение насильственных действий в отношении гражданского населения. Даже в этих случаях полиция обязана немедленно поставить в известность о конфликте местное подразделение военной полиции, если таковое имеется в населенном пункте, или дежурного офицера воинской части, в которой проходит службу военнослужащий-нарушитель. После этого принятие мер дисциплинарного воздействия полностью ложится на усмотрение военных властей.

Учитывая, что в большинстве случае командование стремиться сгладить или замять конфликт, а виновный солдат или офицер ограничиваются самыми мягкими мерами взыскания, гражданское лицо, потерпевшее от неправомерных действий, бывает не удовлетворено наложенным взысканием. Особенно, если идет речь о возмещении материального ущерба или компенсации морального вреда.

В этих случаях у потерпевшего возникает право обжаловать решение командира , которым он не удовлетворен.

Сделать это можно тремя способами:

  1. Обращением с заявлением к вышестоящему воинскому начальству командира, принявшего маары дисциплинарного воздействия.
  2. Обращением в военную прокуратуру.
  3. Обращением в военный суд военного округа, на территории которого произошел конфликт.

Правила подачи жалобы на военнослужащего

Перед составлением заявления необходимо удостоверится в том, что действия военнослужащего влекут принятие мер дисциплинарного, административного или уголовного характера. Если заявитель не уверен в этом, желательно проконсультироваться у юриста/адвоката, имеющего познания в области военного права.

Стандартизированного ланка составления жалобы на военнослужащего не существует. Однако, необходимо придерживаться некоторых правил , которые выработаны практикой:

Жалоба должна содержать полные сведения о персональных данных заявителя:

  • ФИО; адрес места жительства или регистрации;
  • контактные телефоны;
  • адрес электронной почты, если такой имеется.
  • дату составлении документа;
  • личную подпись ( с расшифровкой фамилии).

ОБРАЗЕЦ

Жалобы на действия военного комиссара (военкомата)

Этот массив жалоб является самым объемным в практике рассмотрения вышестоящих военных начальников и военных прокуратур. В основном жалобы исходят от лиц, подлежащих призыву на военную службу.

Основными причинами являются:

  • Неправильное (с точки зрения заявителя), установления группы годности к военной службе;
  • Игнорирование представленных во время прохождения военно-врачебной комиссии документов
  • Игнорирование заявления о желании проходить альтернативную службу, вместо военной по призыву;
  • Заявления лиц, находящихся в запасе, о привлечении на военные сборы;
  • Жалобы лиц, уволенных с военной службы (находящихся в отставке) о не предоставлении льгот, положенных по их статусу.

Существует рынок коммерческих услуг юридических фирмочек , специализирующихся на оказании консультационной помощи призывникам, не желающим служить в армии. Их довольно много, почти в каждом среднем или крупном городе можно натолкнуться на объявления сетевых образований, работающих по франшизам:

ОБРАЗЕЦ

Жалоба на действия военного подразделения (юридического лица)

Самым сложным и требующим юридических и смежных познаний, является обжалование действий военных подразделений (юридических лиц), дислоцированных в местах ведения хозяйственной деятельности.

Ущерб гражданскому населению и хозяйствующим субъектам может причиняться:

  • Проведением военных учений на территориях, находящихся в собственности или хозяйственном ведении гражданских лиц. Как частных, так и принадлежащих на праве аренды.
  • Загрязнением территории веществами, используемыми военной техников ( ГСМ ) и компонентами боевых устройств.
  • Падением элементов ракетного или артиллерийского вооружения (элементы ступеней ракет, учебных боеголовок, не разорвавшихся снарядов или их осколков.
  • Загрязнением акваторий водоемом радиоактивными и нефтехимическими отходами.
  • Оставлением на территориях, посещаемых гражданским населением, опасных для жизни предметов вооружения и военной техники (мин, снарядов, стрелкового оружия, брошенной военной техники и пр.).

Обжалование действия представляет сложности , поскольку к решению конфликтов подключаются юристы Министерства Обороны РФ, создающие препятствия вынесению законного решения.

В этих случаях, единственным действенным способом является обращение в суд. В этом случае, если жалобы, обращенные к командованию военных округов, МО РФ, военным прокурорам, оказались не эффективными, придется вместо жалобы составлять исковое заявление в суд.

Кроме сложности его составления, хлопот по документированию нарушения, сбору вещественных доказательств, могут присовокупится значительные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за рассмотрение иска в суде.

РЕЗЮМЕ

Жалоба на действия военнослужащего (в том числе – командира), является действенным инструментом, вынуждающим командование оказывать более пристальное внимание дисциплине среди подчиненных. Не надо думать, что жалоба останется безответной. Военное министерство заинтересовано в поддержании престижа армейской службы, поэтому, достаточно оперативно реагирует на жалобы, если они не затрагивают коммерческие интересы и не влекут существенных материальных затрат на устранение нарушений.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Жилищные споры в основном затрагивают вопросы предоставления жилых помещений военнослужащим и оформления права собственности на занимаемые военнослужащими и членами их семей жилые помещения. Однако это далеко не исчерпывающий перечень оснований для обращения в суд. В данной статье рассмтариваются примеры судебных дел с участием Министерства обороны Российской Федерации (далее — Министерство обороны) как в качестве ответчика, так и в качестве третьего лица.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.08 № 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этой связи спорные вопросы предоставления квартир военнослужащим, вселения и выселения, принудительного заключения договоров найма и приватизации, предоставления жилищных сертификатов и прочие решаются с обязательным привлечением Министерства обороны.

Данное дело интересно тем, что ответчик не возражал против исковых требований, к тому же предоставил письменное согласие Министерства обороны на передачу квартиры в собственность гражданина Б. в порядке приватизации. Несмотря на то что гражданину Б. пришлось обращаться в суд, ему фактически даже не пришлось отстаивать и доказывать свою точку зрения, поскольку ответчик и третье лицо, Министерство обороны, сами просили удовлетворить его требования.

При решении вопросов о признании права собственности на жилые помещения в порядке приватизации суд в основном исходит из интересов граждан, дела в большинстве своем решаются в их пользу. Министерство обороны, как правило, привлекается в качестве третьего лица, то есть лица, заинтересованного в исходе дела, в том случае, если жилые помещения закреплены за подведомственными федеральными государственными учреждениями на праве оперативного управления. В некоторых случаях Министерство обороны может выступать и в качестве ответчика. Так, 28.03.2011 Железнодорожным районным судом г. Хабаровска было рассмотрено дело по иску гражданина М. к Министерству обороны о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Истец указал на то, что спорное жилое помещение было передано ему и его семье на основании решения жилищной комиссии, однако он не может реализовать свое право на приватизацию, поскольку спорная квартира не внесена в Реестр федерального имущества.

Судом было установлено, что спорная квартира принадлежит Министерству обороны, однако не была соблюдена процедура государственной регистрации права собственности в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю. Дом, в котором расположена спорная квартира, не закреплен за Хабаровской КЭЧ на праве оперативного управления. Однако эти факты не могут препятствовать истцу в реализации его права на приватизацию, к тому же между собственником и истцом заключен договор социального найма, то есть фактически уже возникли жилищные правоотношения. На основании изложенных фактов, а также соответствующих норм действующего законодательства суд удовлетворил требования истца.

К сожалению, с подобной ситуацией граждане сталкиваются довольно часто. Им предоставляют квартиры, заключают договоры социального найма с последующей приватизацией, однако при регистрации они получают отказ, поскольку собственник не зарегистрировал свое право. Единственный способ защиты нарушенного права в данном случае — это приватизация через суд, как в данном случае. Суды в подобных делах исходят из интересов граждан и, соответственно, военнослужащих, поскольку внесение спорной квартиры в реестр федерального имущества не может препятствовать гражданам реализовать свое право на приватизацию.

Несмотря на то что федеральные целевые программы призваны решать жилищные проблемы военнослужащих, в данной ситуации налицо нарушение прав гражданина. Реализовывать свое право на получение жилищного сертификата гражданину пришлось через суд, хотя, как видно из материалов дела, он имел полное право на получение указанного сертификата. Ему отказали в получении жилищного сертификата, мотивируя это тем, что ему уже предоставлено жилое помещение. Однако его квартира является служебной. Приватизировать ее гражданин не может в силу прямого указания закона. К тому же он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Министерство обороны обязано было обеспечить военнослужащего жильем, однако этого сделано не было.

Нередко граждане вынуждены обращаться в суд за признанием права пользования жилым помещением и заключением договора найма. Военнослужащие или члены их семей подают иски, привлекая в качестве ответчика квартирно-эксплуатационную часть, которой Министерство обороны передало спорное жилое помещение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Представитель ответчика настаивал на том, что квартира не может быть предоставлена по договору социального найма, поскольку является служебной. Наличие оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ответчиком не оспаривается. Решением жилищной комиссии спорное жилое помещение предоставлено истцу как служебное в целях улучшения жилищных условий в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса, после чего истец был исключен из очереди, а все документы по нему уничтожены по истечении срока хранения. Судом доводы ответчика были признаны несостоятельными, поскольку установлено, что ответчик имел полномочия на заключение договоров социального найма, договоров передачи жилых помещений в собственность в порядке приватизации, договоров найма служебных жилых помещений, а также в связи с тем, что в коллективном договоре ответчик обязался производить учет и обеспечивать жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером трудовых правоотношений, в том числе с органами государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы. Подтверждения того, что спорное жилое помещение было предоставлено для создания надлежащих жилищно-бытовых условий для выполнения трудовых обязанностей гражданином Ф., а преследовало цели улучшения жилищных условий, судом не обнаружено. Ответчиком действительно не был соблюден порядок отнесения спорного жилого помещения к специализированному фонду. Исходя из этих фактов, суд установил, что спорное жилое помещение не отнесено к числу специализированных в установленном порядке, поэтому оно не может использоваться в качестве служебного.

Принимая во внимание все изложенные факты, судом было принято решение об удовлетворении исковых требований. Суд постановил признать заключенный с истцом договор социального найма недействительным в части указания на служебное жилое помещение, обязать ответчика заключить новый договор социального найма, признать за гражданином Ф. право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.

В данном случае налицо явное нарушение прав гражданина Ф. на предоставление ему жилого помещения. Процедура отнесения спорного жилого помещения к специализированному фонду соблюдена не была, поэтому оно в принципе не могло являться служебным. К тому же истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, стоял в очереди на улучшение. Ему не могло быть предоставлено в целях улучшения жилищных условий служебное жилое помещение. Спорное жилое помещение действительно должно быть предоставлено на условиях социального найма с возможностью дальнейшей приватизации.

Рассматривая вопрос о предоставлении служебного жилья, обратимся к судебному делу, в котором войсковая часть выступает в качестве истца и требует суд выселить из служебного помещения граждан, которым оно было ранее предоставлено, и признать их утратившими право пользования служебным жильем.

Так, в Балашихинский городской суд поступил иск войсковой части к гражданке Б. о признании ее утратившей право пользования служебным жилым помещением и снятии с регистрационного учета.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, мотивируя это тем, что войсковая часть является несостоятельным ответчиком, поскольку не является собственником имущества. Однако данный довод был признан судом несостоятельным и немотивированным, поскольку спорная квартира является федеральным имуществом и передана войсковой части на праве оперативного управления в соответствии с Распоряжением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом.

Судом было принято решение об удовлетворении требований истца, принимая во внимание те факты, что ответчица и ее дочь перестали быть членами семьи военнослужащего Н., в спорной квартире фактически не проживают, коммунальные платежи не вносят. Поскольку соглашения об ином порядке пользования спорным жилым помещением не установлено, суд постановил снять ответчицу и ее дочь с регистрационного учета, прекратить право пользования спорным жилым помещением, сохраняя при этом за сержантом Н. все права на пользование служебным жилым помещением в соответствии с договором найма служебного жилого помещения.

Поскольку судом было установлено, что жилой дом, в котором расположена спорная квартира, находится на территории закрытого военного городка, гражданка Г. не может приватизировать квартиру в силу прямого указания закона. В данном случае отсутствие спорной квартиры в реестре федерального имущества не нарушает прав и законных интересов гражданки Г. В связи с этим было принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

К сожалению, в данном случае гражданка Г. оказывается в безвыходной ситуации. Она не знала о том, что военный городок является закрытым, а жилой дом расположен на прилегающей территории, тем не менее формально находится на территории закрытого военного городка. Поскольку данный военный городок включен в соответствующий перечень, он может и не обладать всеми характерными чертами и признаками закрытого военного городка. Однако в силу прямого указания закона приватизировать квартиру не удастся, даже несмотря на то что наниматель не является военнослужащим, а просто проживает на территории закрытого военного городка.

Из приведенных примеров дел с участием Министерства обороны видно, что судебная практика довольно разнообразна. Поскольку Министерство обороны осуществляет функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил, в спорных жилищных вопросах оно выступает или в качестве ответчика, или в качестве третьего лица.

Обращение в суд — один из способов защиты прав и законных интересов граждан, чьи права нарушены. Военнослужащие, сталкивающиеся с невозможностью решить свои жилищные проблемы мирным путем, обращаются в суды за защитой своих имущественных прав. Как следует из приведенной судебной практики, при решении вопросов оформления жилых помещений в собственность в порядке приватизации суды, как правило, исходят из интересов граждан. Однако иногда это невозможно в силу прямого указания закона, как, например, при приватизации в закрытых военных городках. В вопросах предоставления жилых помещений военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд исходит из интересов граждан, если это прямо не противоречит закону. Принимаемые федеральные целевые программы далеко не всегда помогают военнослужащим решить их жилищные проблемы.

В целом можно сказать, что жилищная проблема военнослужащих пока остается одной из наиболее острых социальных проблем. Военнослужащие годами стоят в очередях на улучшение жилищных условий. Уволенные в запас лишаются служебного жилья и зачастую не могут реализовать свое право на получение законных метров. Все это приводит военнослужащих и членов их семей в суды. Однако, как видно из приведенных примеров, встречаются случаи, когда фактически нарушаются права граждан, просто проживающих на территории военных городков и не являющихся военнослужащими.

Остается только надеяться, что в будущем хотя бы часть жилищных проблем военнослужащих будет решена.

АКЦИЯ ГОДА

Читайте также: