Как должны расходиться изображенные на иллюстрации суда

Обновлено: 15.05.2024

2. Метод веера пеленгов и дистанций

3. Метод параллельных курсовых углов

2. X band позволяет получить большую точность измерений

2. Course up / Ориентация по курсу стаб.

2. неучтенного сноса

3. неучтенного дрейфа

4. поправки гирокомпаса

2. лицом, назначенным капитаном судна

2. использовать регулировку Anti-Clutter Sea / Море

2. перейти в другой диапазон излучения

2. можно доверять относительно

2. контрольные точки маршрута, план перехода

3. осадка судна, навигационный статус судна

4. вид груза, порт назначения, время прибытия,

2. координаты судна (в системе координат WGS - 84), время (UTC)

3. скорость судна относительно грунта, направление и скорость поворота судна

2. позывной судна

3. название судна

4. номер ИМО судна

5. длина и ширина судна

6. место расположения антенны ДГНСС

7. опознаватель морской подвижной службы MMSI

4. Приемоиндикатор ГНСС

5. Датчик скорости поворота

2. При необходимости

2. точности согласования с лагом и гирокомпасом

2. Давление в носовой части повышенное

3. Давление в кормовой части повышенное

2. расширения канала

2. падение уровня воды между бортом и стенкой канала

3. увеличение скорости истечения воды между бортом и стенкой канала

2. засасывание воды винтом, работающим на передний ход, со стороны носовой части судна

2. интенсивное снижение уровня воды в кормовой части

2. Сила ударов волн

3. Сила давления ветра

4. Сила присасывания грунта

5. Сила ударов о грунт вследствие зыби или волнения

2. перестановка буксиров не требуется

3. легко менять направление тяги буксиров

2. Наличие течения

3. Отношение глубины к осадке,

4. Ширина судна и ширина канала

2. Идет против течения

2. Применяется в узкостях с ограниченной шириной и подверженных приливо-отливным течениям

2. Используется когда направление изменения ветра известно (при прохождении циклона)

2. Способ постановки на два якоря с разносом их якорных цепей при боковом ветре

2. Способ постановки на два якоря с разносом их якорных цепей при встречном ветре

2. При неизвестном характере изменения направления ветра

2. Рассчитывается величина радиуса сектора, в котором будет перемещаться судно в случае изменения направления действия ветра (течения)

2. на средних глубинах от 25-30 м до 50 м - 3-4 глубины

3. на больших глубинах более 50 м - не менее 2 глубин места якорной стоянки

2. На больших глубинах (более 50 м) якорь стравливается брашпилем до грунта

3. На средних глубинах (30-50 м) - якорная цепь сначала стравливается с помощью брашпиля на длину, равную 1/2-2/3 глубины, а затем уже якорь отдается с ленточного тормоза

2. При ветре или течении желательно подходить к месту якорной стоянки носом против действующего фактора

3. При ветре и течении желательно подходить к месту якорной стоянки носом против более сильно действующего фактора

4. При ветре или течении первым отдают якорь наветренного борта или со стороны действия течения, иначе якорная цепь пойдет через форштевень на излом

2. Изменение величин контрольных данных (пеленгов, дистанций, координат GPS и т.п.) сверх допустимых пределов

2. Подготовить немедленно машину и начать подрабатывать ею при необходимости

3. Подготовить к отдаче второй якорь. Осторожно потравить якорную цепь первого якоря небольшими отрезками по 5-6 м. Отдать второй якорь для увеличения держащей силы якорного устройства

2. массы и типа якоря

3. длины вытравленной якорной цепи

2. держащая сила якоря

3. Сила давления ветра

4. сила давления потока воды при наличии течения

5. инерционные силы при вертикальной качке и при рыскании судна

2. После плавания в условиях штормовой погоды

3. В соответствии с планом-графиком технического обслуживания

2. На судах загранплавания инструкции должны быть дублированы на английском языке для перечня оборудования определенного международными нормативными актами

2. Результаты занести в машинный журнал

3. При плавании во льдах замеры делаются раз в час

4. Делать замеры уровня во всех помещениях два раза за сутки на стоянке и один раз за вахту на ходу в обычных условиях

5. В штормовых условиях при невозможности выполнения замеров делать контрольные откачки каждую вахту или чаще – по указанию вахтенного помощника

2. Назначенные администрацией лица

2. Уведомление вахтенного помощника

3. Разрешение старшего механика или старшего помощника

2. При подходе к порту не менее чем за 1,5-2 часа

3. Не менее чем то время, которое указано в инструкции главного двигателя необходимого для выхода на маневренный режим

2. Устройство поддержания заданной температуры

2. Поддержание в эксплуатации судна, судовых технических средств и конструкций в исправном техническом состоянии и соблюдение установленных технико-эксплуатационных показателей

2. от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой

3. от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется особыми обстоятельствами данного случая

2. Пассатные течения в Атлантике и Тихом океане

2. состояние заступающей вахты

3. есть ли какие-либо распоряжения капитана по вахте

4. запас глубины под килём, влияние на него крена, дифферента, плотности воды, эффекта проседания

5. состояние всего оборудования мостика, которое может быть использовано во время вахты, поправку гиро- и магнитного компаса

6. местоположение судна, его курс и скорость, осадку судна, наличие и учёт течения, ветрового дрейфа, состояние видимости, наличие других судов поблизости

2. при плавании в районах СУДС

3. при ограниченной дальности видимости

4. при плавании в районе оживленного судоходства

5. при подходе к району с ограниченной дальностью видимости

2. включить навигационные огни

3. использовать РЛС для оценки ситуации

4. перевести машину на манёвренный режим работы

2. предпринимать все меры для предотвращения загрязнения окружающей среды с судна

3. поставить капитана в известность в случае дрейфа судна на якоре или ухудшении видимости

4. обеспечить через вахтенного механика готовность машины в соответствии с указаниями капитана

5. выставить установленные Правилами огни, сигналы или обеспечить подачу надлежащих звуковых сигналов

6. определить и нанести место судна на карту, проверять через регулярные промежутки времени местоположение судна, чтобы определить наличие дрейфа на якоре, обеспечить надлежащее наблюдение и регулярные обходы судна

2. как минимум 6 часов подряд в день на протяжении двух дней, при условии, что в течение недели общая сумма часов отдыха составит не менее 70 часов

2. вахтенный помощник должен иметь соответствующую квалификацию, подтверждённую дипломом

2. до отхода из порта

3. так часто, как это практически целесообразно

2. нормальную работу радиооборудования

3. нормальное функционирование ходовых и сигнальных огней и другого навигационного оборудования

4. нормальную работу органов управления машины и аварийной сигнализации при безвахтенном методе работы машинного отделения

2. соблюдались международные, национальные и местные правила

3. обеспечивалась безопасность экипажа, судна, порта и окружающей среды, а также всех механизмов, имеющих отношение к грузовым операциям

2. швартовы и якорь-цепь, выполнение мер безопасности и правил противопожарной защиты

3. отсутствие внешней угрозы собственному судну, и что судно не создает угрозы для других

4. наличие и характер опасных грузов, которые грузят/выгружают, а также готовность к соответствующим действиям в случае какого-либо инцидента

2. сообщить вахтенному механику

3. поднять сигналы в соответствии с МППС-72

4. определить место судна и нанести его на карту, сделать отметку на курсограмме и запись в судовом журнале

5. перейти на аварийное управление рулём, если невозможно перейти на дублирующее управление рулём - остановить судно

2. на конец вахты (если необходимо, то и в течение вахты) делает контрольные определения места судна, обеспечивает постоянное наблюдение за состоянием погоды, окружающей обстановкой, другими судами, отсутствием дрейфа судна

3. с усилением ветра обычно потравливают якорные цепи. Однако при этом следует ясно представлять, сколько времени понадобится для выборки якорей в случае необходимости снятия с якоря, чтобы судно за это время не было снесено к опасности.

4. систематически проверяет глубину под килем, состояние якорного устройства, натяжение якорного каната, надежность крепления стопоров, отсутствие самопроизвольного вытравливания каната, учитывая при этом влияние приливо-отливных явлений.

2. запас глубины на проседание

3. запас глубины на ветровое волнение

5. запас глубины на крен

6. глубину, указанную на карте

2. таблице маневренных характеристик

3. формуляре маневренных характеристик

2. необходимость ввода широты и скорости для коррекции скоростной девиации

2. необходимость учета девиации, которая изменяется от широты и загрузки судна

2. большие систематические погрешности угломерного устройства

3. разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий

2. необходимость учитывать погрешность, обусловленную различием систем координат, в которых работает СНС и составлена навигационная карта

2. разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий

3. многократное снижение точности данных автослежения при маневрировании своего судна и цели

2. отсутствие достаточно точной информации о сносе судна

3. отсутствие достаточно точной информации о дрейфе судна

2. возможность промаха в опознании ориентиров

2. вероятность принять на экране эхо-сигналы одного объекта за эхо-сигналы другого

2. по измеренным навигационным параметрам береговых ориентиров, имеющихся на обеих картах

3. по измеренным на карте пеленгу на береговой ориентир и расстоянию до него при плавании вблизи берега (контроль при это осуществляется по координатам)

2. судах каботажного плавания водоизмещением 500 р.т. и больше

2. если Ваше судно следует против течения, то обеспечить свободный проход встречного судна

3. рассмотреть возможность расхождения со встречным судном не в повороте, а на прямом курсе

4. уменьшить скорость хода с учетом сохранения должной управляемости и не выходить на чужую левую сторону во время по ворота

2. парусные суда

3. суда длиной менее 20 м

2. суда длиной менее 20 м

2. в случае крайней необходимости для избежания непосредственной опасности

2. проверкой перехода с карты на карту

3. проверкой проложенного на карте курса

4. оценкой обоснованности учёта/неучёта сноса

5. сличением расстояния, пройденного по лагу, с расстоянием, рассчитанным по скорости

2. если обсервация показала заметное смещение судна в сторону навигационной опасности

3. перед входом в узкость, портовые воды, систему разделения движения судов или систему УДС

4. если величина накопленной невязки достигла большого значения, препятствующего оперативной оценке навигационной ситуации

2. избыточными измерениями

3. правильным опознанием и выбором ориентиров

4. точным измерением навигационных параметров

5. нейтрализацией ограничений технических средств и методов измерений, разумным их сочетанием

2. cуда, занятые деятельностью по поддержанию безопасности мореплавания в системах разделения движения (промер глубин, гидрографическое траление, подъем затонувшего судна, установка и обслуживание средств навигационного оборудования и т. п.)

2. огни судна, лишенного возможности управляться (два круговых красных, бортовые, кормовой)

2. свет прожектора

3. фальшфейера и гранаты любого цвета, за исключением красного

4. звуковые и дымовые сигналы, отличающиеся от принятых в Правилах огней и средств навигационного ограждения.

2. Международным Сводом Сигналов (МСС)

2. Один продолжительный звуковой сигнал, когда судно имеет ход относительно воды. Интервал подачи сигналов не более 2 мин.

2. по показаниям технических средств (приборов)

3. по пеленгу и дистанции незакрепленного, плавающего объекта с учетом ветрового дрейфа

В этом материала у нас пойдет речь об основных навигационных знаках судоходной обстановки, которые применяются на ВВП (внутренних водных путях). Водномоторники любители с такими знаками сталкиваются достаточно часто и назначение каждого из них будет совсем не лишним знать, дабы обеспечить себе и окружающим безаварийное плавание и исключить возникновение сложных ситуаций при расхождении судов на воде.

Далее вы найдете цветной плакат со всеми знаками с расшифровкой, что каждый из них означает. А вообще, судовые знаки для ВВП делятся на береговые навигационные и информационные знаки, а также плавучие навигационные знаки.

Судовые навигационные и информационные знаки

Судовые навигационные и информационные знаки

Береговые навигационные знаки

По назначению такие знаки делятся на:

  • ограничительные;
  • предупредительные;
  • оповестительные;
  • регулирующие движение судой;
  • определяющие направление судового хода.

На сегодня судовые береговые навигационные и информационные знаки регулируются ГОСТ 26600-98 “ЗНАКИ НАВИГАЦИОННЫЕ ВНУТРЕННИХ СУДОХОДНЫХ ПУТЕЙ”. Подробно описывать знаки не будем, всё это можно почитать в самом документе (ГОСТ-26600-98). Расскажем про основные моменты установки знаков и их цвета.

Створные судовые знаки

Створные судовые знаки (щелевые, кромочные, линейные) окрашивают в зависимости от фона окружающей местности. При светлом фоне знаки окрашивают в красные цвет, тёмный фон – белый цвет знаков, на фоне неба знаки будут чёрного цвета.

Для тёмного времени суток на знаках предусмотрена установка белых огней, постоянного и проблескового на переднем и заднем знаках соответственно. Если в районе расположения знака присутствует большое скопление посторонних белых огней, то используется красный цвет огней для знаков правого берега и зеленый для левого берега. Остальные характеристики знаков сохраняются. Кромочные знаки всегда оснащаются красными и зелеными огнями: постоянный огонь для передних знаков и проблесковый для задних.

Перевальные и створно-перевальные знаки

Перевальные знаки, как правило, указывают два направления судового хода: одно – на участке, расположенном выше знака по течению. другое – ниже. В том случае, если одно из направлений должно быть обозначено створом, применяется створно-перевальный знак, который для одного направления является линейным створом, для другого – перевальным.

В темное время суток для ориентировки используются зеленый или красный постоянные огни, в соответствии с наименованием берега, на котором они установлены (или белые — в случае установки весенних знаков на данном участке). На заднем створно-перевальном знаке устанавливается соответствующий проблесковый огонь.

Ходовые знаки

Ходовые знаки в тёмное время суток оснащаются зеленым (для левого берега) или красным (для правого) проблесковым огнём. Если участок берега предусматривает установки нескольких ходовых знаков, то знаки могут ставиться затмевающие.

Весенние ходовые знаки устанавливаются в тех местах, где есть опасность для судоходства в следствии затопляемых в период половодья берегов. Знак представляет собой фигуру в виде трапеции белого цвета для левого берега и красного круга – для правого. Для темного времени суток они оснащаются огнями красного и зеленого цвета для правого и левого берега соответственно.

Судовые навигационные знаки - наглядное пояснение в картинках

Береговые информационные знаки

Береговые судовые знаки предназначены для информирования судоводителя о характере водного пути и особенностях судоходства на данном участке. Делятся они на несколько групп:

  • запрещающие – круглые, белые с красной окантовкой;
  • предупреждающие и предписывающие – прямоугольные белые с красной окантовкой;
  • указательные – прямоугольные и треугольные.

Цифры и символы на знаках черные. Для темного времени суток устанавливаются жёлтые частопроблесковые огни для запрещающих знаков и жёлтые однопроблесковые для предупреждающих. Указательные знаки дополняются также жёлтыми огнями, но характер их горения определяется органами, которые регулируют судоходство в данном регионе.

Запрещающие знаки

“Якорь не бросать!” (Подводный переход). – Служит для обозначения охранной зоны подводного перехода и указания мест пересечения судового хода подводными сооружениями (кабелями, трубопроводами и т. п.). В этих местах запрещается пользоваться якорями, лотами и цепями-волокушами. Символом на знаке служит изображение якоря. Следует обратить внимание, что до введения в действие ГОСТа 1974 г. этот знак представлял собой красный круглый щит с широкой белой горизонтальной полосой. В темное время суток знак оснащается одним (если подводный переход обозначается створом знаков) или двумя огнями, расположенными вертикально по краям щита.

“Расхождение и обгон составов запрещены!” – Этот знак прямого отношения к судоводителям-любителям не имеет, так как обозначает участок судового хода, где невозможны обгон и расхождение составов и крупногабаритных судов длиной более 120 м, но знать его необходимо, чтобы не ломать голову при виде незнакомого знака.

“Расхождение и обгон запрещены!” – Обозначает участок судового хода, где обгон и расхождение судов невозможны. Действие этого знака распространяется на все суда, независимо от их габаритов.

“Не создавать волнения!” – Устанавливается в местах, где запрещено создавать волнение от движения проходящих судов (вблизи причалов, купален, заправочных и лодочных станций и т. п.). При приближении к данному участку водоизмещающим судам необходимо снизить скорость и держаться по возможности дальше от этих мест.

“Движение мелких плавсредств запрещено!” – Обозначает участок, где на судовом ходу запрещено движение мелких плавсредств (на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др.). Как видно из самого названия знака, он имеет самое непосредственное отношение к судоводителям-любителям и спортсменам-водномоторникам.

Предупреждающие знаки

“Внимание!” (Соблюдать осторожность!) – Служит для предупреждения судоводителей об участках пути, сложных для судоходства: узкостей, крутых поворотов, не просматриваемых заблаговременно, а также других мест, где надо соблюдать особую осторожность.

“Пересечение судового хода”. – Устанавливается в местах пересечения транзитного судового хода судовыми и паромными переправами. Этот знак предупреждает судоводителей о необходимости принятия особых мер предосторожности при движении по данному участку в границах действия знака.

“Скорость ограничена”. – Предназначен для указания участков пути, на которых скорость водоизмещающих судов должна быть снижена (на каналах, в аванпортах, на рейдах и др.). Цифры на знаке показывают максимально допустимую скорость (км/ч).

“Соблюдать надводный габарит!” (Надводный переход). — Второй навигационный знак, который претерпел существенное изменение при переиздании ГОСТа. Если раньше это был круглый белый щит с двумя красными вертикальными полосами, то в настоящее время он, как и все предупреждающие знаки, — квадратный. Обозначает надводный переход, где ограничена высота. Цифра на щите показывает высоту перехода или судоходного пролета от проектного уровня воды (м). В темное время суток этот знак обозначен двумя желтыми проблесковыми огнями, установленными горизонтально по краям щита.

Указательные знаки

Место оборота судна

“Место оборота судна”. – Квадратный шит, развернутый так. что вертикально располагается его диагональ. На знаке нанесена черная стрелка, представляющая дугу окружности протяженностью около 270°. Обозначает участок рейдов, где наиболее безопасно производить разворот судна.

Пост судоходной инспекции

“Пост судоходной инспекции”. – Щит такой же, как и в предыдущем знаке, с изображением двух скрещенных якорей. Устанавливается в местах базирования подразделений судоходной инспекции.

“Указатель расстояний”. – Предназначен для обозначения расстояния в километрах по отсчету принятому на речной карте.

Указатель местности

“Указатель местности”. – Предназначен для обозначения мест впадения притоков, населенных пунктов, причалов, остановочных пунктов, мест выгрузки, границ органов, регулирующих судоходство, и их подразделений.

Плавучие навигационные знаки

Такие знаки служат для ограждения навигационных опасностей, указания кромок и осей судового хода. Сюда относят: буи, бакены и вехи.

  • Буи – металлические поплавки с сигнальными огнями и якорным устройством. Конструкция буев обеспечивает им плавучесть и остойчивость.
  • Бакены – являются основными плавучими знаками на малых реках. Представляют собой плотик с треугольной или шаровидной фигурой на нём.
  • Плавучие вехи – ставятся вместе с буями и бакенами в качестве дополнительных знаков. В качестве же самостоятельных знаков, вехи устанавливают в местах с плохой освещенностью судовой обстановки.

Раскраска знаков и характер сигнальных огней определены ГОСТ 26600-98.

Кромочные знаки

Предназначены для обозначения кромок судового хода.

Знаки левой кромки судового хода имеют белый или чёрный цвет. Форма в виде трапеции. Вехи левой кромки топовой фигуры не имеют. Сигнальный огонь – белый, жёлтый, зеленый постоянный или проблесковый. При движении судна вниз по течению эти знаки оставляются слева, при движении вверх – справа.

Знаки правой кромки окрашиваются в красный цвет, форма прямоугольная, круглая или треугольная. Бакены правой кромки имеют фигуру шаровой формы; вехи – имеют топовую шаровую фигуру черного цвета. Сигнальный огонь – красный постоянный или проблесковый.

Поворотный знак

Предназначен для обозначения поворотов прямолинейных участков судового хода, имеющих значительную протяженность, а также поворотов судового хода на участках с ограниченным обзором или скальным дном.

Поворотный знак левой кромки – белый или чёрный треугольник с широкой черной (белой) горизонтальной полосой посередине, показывает поворот судового пути влево относительно течения. При прохождении его судну необходимо произвести поворот, оставив знак к левому берегу. Сигнальный огонь – белый, жёлтый или зеленый затмевающийся.

Поворотный знак правой кромки судового хода относительно течения – красный прямоугольник с широкой белой или черной полосой, нанесенной горизонтально посередине. Бакен имеет шаровую фигуру. Сигнальный огонь – красный затмевающийся.

Знак опасности

Предназначен для обозначения особо опасных мест у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб и другие) в качестве дублирующего кромочный знак.

Левый берег – треугольный знак белого цвета с нанесенными горизонтальной и тремя-четырьмя вертикальными полосами черного цвета. При пересечении полосы образуют крест. На бакенах черный крест наносится на каждой плоскости фигуры. Сигнальный огонь – зеленый двухпроблесковый.

Правый берег – прямоугольный знак красного цвета с нанесенными горизонтальной и тремя-четырьмя вертикальными полосами черного или белого цвета. Буй или бакен с шаровой фигурой красного цвета с черным или белым крестом. Сигнальный огонь – красный двухпроблесковый.

Свальный знак

Предназначен для обозначения свального течения, не совпадающего с направлением судового хода.

По левой кромке судового хода устанавливаются буи или бакены треугольной формы, верхняя половина которых окрашена в белый, а нижняя в черный цвет. По правой кромке – буи или бакены прямоугольной формы красно-черного или красно-белого цвета. Сигнальные огни – прерывистые частопроблесковые или трёхпроблесковые, зеленого (слева) или красного (справа) цвета.

Разделительный знак

Предназначен для обозначения разделения судового хода.

Разделительный знак

Знак представляет собой буй или бакен треугольной формы, окрашенный тремя красными и тремя белыми (или черными) вертикальными чередующимися полосами.

Допускается вместо разделительного буя устанавливать рядом два кромочных знака (левой и правой кромок судового хода).

Сигнальный огонь разделительного знака – белый и красный или зеленый и красный постоянные или проблесковые. Огни устанавливаются парами, друг над другом.

Осевой знак

Предназначен для обозначения оси судового хода.


Знак треугольной формы с двумя чёрными и тремя белыми горизонтальными, равными по ширине чередующимися полосами. Вехи имеют топовую круглую фигуру чёрного цвета. Сигнальный огонь – белого или жёлтого цвета, двухпроблесковый.

Поворотно-осевой знак

Предназначен для обозначения поворота оси судового хода.


Треугольный знак с двумя чёрными (или белыми) и тремя красными равными по ширине, горизонтальными, чередующимися полосами. Вехи имеют топовую круглую фигуру чёрного цвета. Сигнальный огонь – белого или жёлтого цвета, частопроблесковый, чередующийся.

Читайте также: