Как осуществляется заправка летательных аппаратов судов и всевозможных установок

Обновлено: 29.04.2024

  • То́пливная система летательного аппарата - система силовой установки самолета для размещения топлива на самолете, выработки его в определенном порядке, подачи топлива в потребители, а также выполнения вспомогательных функций (определение ТС по ГОСТ 22945-78). То есть это группа ёмкостей для хранения запаса жидкого топлива на борту летательного аппарата с системой соединительных трубопроводов, а также система подачи топлива к двигателям и его перекачки, заправки и слива топлива, наддува и дренажа топливных баков, а также электронная система заправки, измерения и центровки. Небольшие маломанёвренные летательные аппараты имеют несложную топливную систему, тогда как высотные и скоростные - много сложнее.

Связанные понятия

Система кондиционирования воздуха (СКВ) — одна из бортовых систем жизнеобеспечения. СКВ предназначена для поддержания давления и температуры воздуха в гермокабине летательного аппарата на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность экипажа и пассажиров. Герметичность кабин обеспечивается их конструктивным исполнением, наличием уплотнений на дверях и люках, а также постоянным наддувом от СКВ.

Система пожаротушения (иначе — противопожарная система ППС) — одна из стационарных бортовых аварийных систем, предназначенная для тушения пожара на борту летательного аппарата.

Аварийная авиационная турбина (англ. ram air turbine, RAT) — небольшой пропеллер с электрическим генератором и/или гидравлическим насосом, предназначенный для аварийного электропитания самолётов и поддержания давления в гидравлической системе бустерного управления.

То́пливный бак (бензобак) — ёмкость для хранения запаса жидкого топлива (бензин, керосин, дизельное топливо) непосредственно на борту транспортного средства или технического устройства, получающего энергию от жидкотопливного двигателя внутреннего сгорания.Также топливные баки (ёмкости) для дизельного топлива используются в системах автономного отопления — для обеспечения топливом дизельных отопительных котлов.

Гидросистема (гидрасистема) (сокр. от гидравлическая система) — это совокупность элементов, воздействующих на текучую среду таким образом, что свойства каждого элемента оказывают влияние на состояние текучей среды во всех элементах системы.

Кислородное оборудование в авиации — комплекс средств для защиты экипажа, пассажиров и других лиц, участвующих в полёте, от кислородной недостаточности, связанной с пониженным парциальным давлением кислорода во вдыхаемом воздухе при низком давлении в кабине, а также от воздействия продуктов сгорания в случае пожара.

Грузоотсек, грузовой отсек, г/о (в авиации) — это отсек для перевозки различных грузов на летательных аппаратах. На транспортных самолётах и вертолётах распространён термин — грузовая кабина.

Все пилотируемые летательные аппараты являются сложными, дорогостоящими и чрезвычайно опасными в пожарном отношении транспортными средствами. Ввиду больших запасов топлива (авиационного керосина) на борту, гидравлической жидкости под высоким давлением, разнообразных масел и спецжидкостей, запасов жидкого или газообразного кислорода, огромного количества электрических и электронных систем, нередко под высоким напряжением, наконец, магниевых сплавов и пластмасс – самолёт при пожаре может сгореть за.

Взлётный режим — режим работы авиационного двигателя, обеспечивающий максимальную мощность и тяговое усилие. Взлётный режим характеризуется максимальным значением механических и тепловых нагрузок на двигатель, отчего его применение строго лимитировано, в отличие от номинального режима, близкого к взлётному, но допустимого в течение длительного времени.

Следящий гидропривод — это регулируемый гидропривод, в котором закон движения выходного звена (вала гидромотора или штока (в некоторых случаях корпуса) гидроцилиндра) изменяется в зависимости от управляющего воздействия.

Под приборным оборудованием летательного аппарата понимается следующее авиационное оборудование.

Форсажная камера (форкамера или ФК) — камера сгорания в турбореактивном двигателе, расположенная за его турбиной.

Гермокабина на самолёте — усиленная часть конструкции фюзеляжа, имеющая систему уплотнений на дверях, люках и сдвижных форточках. На некоторых (военных) самолётах используются так называемые шланги герметизации, в которые в закрытом положении закачивается сжатый воздух, шланг надувается и плотно заполняет все конструктивные пустоты (скажем, входного люка). Все заклёпочные и болтовые соединения в конструкции кабины промазаны при изготовлении герметиком.

Лопастной компрессор — это разновидность компрессоров, предназначенная для повышения давления рабочего тела за счёт взаимодействия последнего с подвижными и неподвижными лопаточными решётками компрессора. Принцип действия лопаточных компрессоров — увеличение полного давления рабочего тела за счёт преобразования механической работы компрессора в кинетическую энергию рабочего тела с последующим преобразованием её во внутреннюю энергию.

Подвесной топливный бак (ПТБ) или Подвесной бак (ПБ) — топливный бак, ёмкость для размещения дополнительного запаса топлива на летательном аппарате (ЛА), для увеличения дальности полёта, обтекаемой и, как правило, веретенообразной конструкции.

Управление вектором тяги (УВТ) реактивного двигателя — отклонение реактивной струи двигателя от направления, соответствующего крейсерскому режиму.

ЦПГО (акроним от Цельноповоротное горизонтальное оперение) или управляемый стабилизатор — полностью отклоняемая поверхность горизонтального оперения летательного аппарата. Данное решение применяется на сверхзвуковых летательных аппаратах и вызвано резким снижением эффективности рулей высоты на сверхзвуковых скоростях полёта.

Наддув кабины — процесс, в котором воздух закачивается в кабину/салон самолета или космического корабля, для создания безопасной и комфортной среды для людей на больших высотах.

Рабочая жидкость (в гидроприводе) — жидкость, используемая как носитель энергии. В качестве рабочих жидкостей применяются минеральные, синтетические и полусинтетические масла, жидкости на силиконовой основе, водомасляные эмульсии, масляно-водяные эмульсии.

Поскольку на современных летательных аппаратах имеется большое количество разнообразных исполнительных механизмов и агрегатов, то в качестве источников механической энергии применяются гидравлические, пневматические и электрические приводы. Наиболее универсальным из них считается электрический привод благодаря высокой надёжности, простоте в эксплуатации и возможности автоматизации. По виду преобразования энергии различают электродвигательный привод и электромагнитный.

Вспомогательная силовая установка (ВСУ) — вспомогательный источник механической энергии на транспортном средстве, не предназначенный для приведения средства в движение. Во многих случаях назначением ВСУ является запуск основного двигателя, а также обеспечение средства энергией на стоянках. Различные виды ВСУ устанавливаются на самолёты, а также на некоторые большие наземные и морские транспортные средства.

Топливомéр — прибор, измеряющий объемное или весовое количество топлива или масла в баках. Применяются для измерения уровня топлива в наземном транспорте и летательных аппаратах, в отличие от уровнемеров, измеряющих уровень жидкостей или сыпучих материалов в различных резервуарах и хранилищах.

Кессон — силовая часть крыла и других элементов планера. Представляет собой конструкцию балочного типа с передней и задней стенками, сверху и снизу — работающей обшивкой. Обшивка кессона воспринимает нормальное и касательное напряжения. Изгибающий момент воспринимается в основном обшивкой и стрингерами. Продольными силовыми элементами в кессоне могут служить лонжероны с ослабленными поясами. Кессон наиболее распространённый тип авиационных конструкций (крылья и другие элементы).

Авиационное топливо — горючее вещество, вводимое вместе с воздухом в камеру сгорания двигателя летательного аппарата для получения тепловой энергии в процессе окисления кислородом воздуха (сжигания). Делится на два типа — авиационные бензины и керосины. Первые применяются, как правило, в поршневых двигателях, вторые — в турбореактивных. Также известны разработки дизельных поршневых авиационных моторов, которые использовали дизельное топливо, а в настоящее время — керосин.

Спаса́тельная ка́псула — закрытое катапультируемое устройство, предназначенное для спасения лётчика или других членов экипажа из летательного аппарата в аварийных ситуациях. Практическое применение получили герметичные капсулы, обладающие непотопляемостью и позволяющие совершать полёт лётчику без скафандра и парашюта, а также прочих индивидуальных средств спасения.

Аэродинами́ческий то́рмоз, воздушный тормоз — управляемая поверхность летательного аппарата, предназначенная для гашения скорости полёта путём увеличения лобового сопротивления. Также используется в конструкциях скоростных поездов и автомобилей.

Конструкция самолёта наиболее часто представляет собой планер, состоящий из фюзеляжа, крыла и хвостового оперения, оснащённый двигателем и шасси. Современные самолёты оснащаются также авионикой.

Рычаг управления двигателем (РУД) — орган управления тягой двигателя летательного аппарата. Лётчик управляет режимом работы двигателя с помощью рычага управления двигателем, перемещение которого регулирует — увеличивает или уменьшает расход топлива.

Парашютно-тормозная установка (ПТУ) или Парашютно-тормозная система (ПТС) служит для торможения транспортного средства и разгрузки тормозной системы колёс, уменьшает дистанцию пробега при торможении путём искусственного увеличения лобового сопротивления.

Стойка — в авиации вертикальный силовой элемент ферменной конструкции фюзеляжа, также может служить для подкрепления и придания жёсткости крыльям и оперению. Кроме того, стойка шасси является основным силовым элементом шасси летательного аппарата, воспринимающим и передающим на конструкцию планёра концентрированные статические и динамические нагрузки, возникающие при взлёте и особенно при посадке летательного аппарата.

Холостой ход — режим работы какого-либо устройства, обычно источника механической или электрической энергии, при отключенной нагрузке.

Гермошпангоут — жизненно важная часть самолёта. Крупнейшая в истории авиакатастрофа одного самолёта под Токио 12 августа 1985 года явилась следствием неправильного ремонта повреждённого хвостового гермошпангоута. В результате трагедии погибли 520 человек.

Турбонасосный агрегат (сокращённо — ТНА) — агрегат системы подачи жидких компонентов ракетного топлива или рабочего тела в жидкостном ракетном двигателе или жидкого топлива в некоторых авиационных двигателях (например, в прямоточном воздушно-реактивном двигателе).Турбонасосный агрегат состоит из одного или нескольких насосов, приводимых от газовой турбины (парогазовой). Рабочее тело турбины обычно образуется в газогенераторах или парогазогенераторах. Жидкостные ракетные двигатели с турбонасосным.

Аксиально-плунжерная гидромашина — один из видов роторно-поршневых гидромашин. Последние не следует относить к поршневым гидромашинам.

Триммер (от англ. trimmer, от trim — приводить в порядок) — небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля или элерона летательного аппарата. Служит для частичной или полной аэродинамической компенсации шарнирного момента на установившемся режиме полёта, для уменьшения усилий в системе управления.

Камера сгорания — объём, образованный совокупностью деталей двигателя или печи (в последнем случае камера сгорания называется топкой) в котором происходит сжигание горючей смеси или твёрдого топлива. Конструкция камеры сгорания определяется условиями работы и назначением механизма или печи в целом; как правило используются жаропрочные материалы.

ПВД (Приёмник возду́шного давле́ния) в авиационной технике — устройство отбора сигналов атмосферного давления для подачи их в системы статического и динамического давления, а также на ряд электрических датчиков систем отображения полётной информации, в автоматику двигателей и целый ряд других систем самолёта (потребителей). Применяется как первичная часть бортовой системы воздушных сигналов (СВС) для вычисления приборной и воздушной скорости, истинной воздушной скорости, вертикальной скорости и барометрической.

Система управления полётом (англ. Aircraft flight control system, FCS) обычных самолётов — совокупность управляющих поверхностей и соответствующих устройств и механизмов (электронно-вычислительных, электрических, гидравлических, механических), обеспечивающих выбор и поддержание направления полёта самолёта. Управления авиационными двигателями для изменения скорости также рассматриваются как элемент управления полётом.

Сопло́ — это канал переменного или постоянного поперечного сечения круглой, прямоугольной или иной формы, предназначенный для подачи жидкостей или газов с определённой скоростью и в требуемом направлении. Конструирование сопла основано на расчёте размеров его канала, обеспечивающих заданную выходную скорость жидкости или газа. Принцип действия сопла основан на истечении жидкости или газа за счёт перепада их давлений по длине канала сопла.

Помпа́ж (фр. pompage — колебания, пульсация) — срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя, нарушение газодинамической устойчивости его работы, сопровождающийся хлопками в газовоздушном тракте двигателя из-за противотока газов, дымлением выхлопа двигателя, резким падением тяги и мощной вибрацией, которая способна разрушить двигатель. Воздушный поток, обтекающий лопатки рабочего колеса, резко меняет направление, и внутри турбины возникают турбулентные завихрения, а давление на входе.

Сверхзвуковая крейсерская скорость, или Суперкрейсерская скорость (калька англ. cruise speed, англ. supercruise) — сверхзвуковая скорость движения воздушного судна на крейсерском режиме полёта.

Топливная аппаратура это общее название систем, снабжающих двигатель топливом. Топливная аппаратура является неотъемлемой частью автомобиля, как с бензиновым так и с дизельным двигателем. Часть механизмов топливной аппаратуры крепится непосредственно к двигателю.

Тяга (англ. thrust) — сила, которая вырабатывается двигателями и толкает самолёт сквозь воздушную среду. Тяге противостоит лобовое сопротивление. В установившемся прямолинейном горизонтальном полёте они приблизительно равны. Если пилот увеличивает тягу, добавляя обороты двигателей, и сохраняет постоянную высоту, тяга превосходит сопротивление воздуха. Самолёт при этом ускоряется. Довольно быстро сопротивление увеличивается и вновь уравнивает тягу. Самолёт стабилизируется на постоянной, но более высокой.

Реактивное сопло — профилированный насадок (например, лопаточный канал соплового аппарата) для преобразования потенциальной энергии протекающего рабочего тела в кинетическую.

Автоматическая бортовая система управления (АБСУ) в авиации — одна из систем бортового авиационного оборудования летательного аппарата.

Гондола — элемент конструкции самолёта или вертолёта, имеющий обтекаемую форму и предназначенный для размещения двигателя, шасси и других устройств.

Газовый реду́ктор — устройство для понижения давления газа или газовой смеси на выходе из какой-либо ёмкости (например, в баллоне или газопроводе) до рабочего и для автоматического поддержания этого давления постоянным независимо от изменения давления газа в баллоне или газопроводе.

- Заправлять ЛА топливом, маслом и специальными жидкостями следует только на стоянках, оборудованных противопожарными средствами и заземляющими устройствами, и только из заправочных автомашин или из других специальных заправочных средств, имеющих исправные фильтрующие, заборные и раздаточные устройства и заземление, а также другое необходимое оборудование (противопожарные средства, колодки против самоскатывания автомашины и т.п.).

- Перед заправкой топливозаправщик и ЛА следует заземлить и выровнять их электростатические потенциалы.

- Штыри и тросы заземления топливозаправщика должны быть исправны и очищены для обеспечения надежного контакта.

- Топливозаправщик должен быть установлен относительно ЛА строго определенном месте, указанном соответствующим приказом или другим руководящим документом.

- Посторонним лицам находиться внутри и возле ЛА при его заправке строго запрещается.

- Заправляемое топливо, должно соответствовать типу ЛА и иметь разрешение лаборатории на заправку.

- На расстоянии до 25м от места заправки не должно производиться никаких работ, вызывающих воспламенение или искрообразование.

- Заправлять ЛА топливом можно не раньше чем через 5 мин после остановки ротора двигателя у самолетов с ТРД.

- При централизованной заправке ЛА топливом аэродромный источник электроэнергии должен быть подключен к нему до начала заправки.

- Перед заправкой топливозаправщиком необходимо коснуться пистолетным краном обшивки ЛА на расстоянии не менее 1,5м заправочной горловины для выравнивания электростатических потенциалов.

- Отвинчивать и завинчивать пробки топливных баков разрешается только специально предназначенным для этой цели инструментом исключающим всякое искрообразование.

- Производить заправочные работы во время грозы, при включенных элетроагрегатах, радиооборудовании, осветительных установках и других электроустановках категорически запрещается.

- Запрещается при заправке запускать и подогревать двигатели, проливать топливо на ЛА и на землю, ударять заправочным наконечником о его металлические части.

- Отстой топлива следует сливать в специальную посуду и не допускать его хранения на заправочных стоянках.

- Весь технический состав должен избегать прямого контакта с топливом, не вдыхать его паров, так как они токсичны.

- Все требования безопасности при заправке летательных аппаратов топливом необходимо выполнять также и при его сливе.

С пассажирами на борту:

1. Разрешается производить заправку топливом при посадке пассажиров, нахождении их на борту или их высадке. Заправка воздушного судна топливом является типовой операцией. При этом всегда соблюдаются меры предосторожности для исключения возможности пожара. Однако, если пассажиры присутствуют, должны приниматься меры предосторожности, обеспечивающие возможность их эвакуации в маловероятном случае возникновения пожара. В обеспечении этих мер предосторожности участвуют представитель перронной службы, инженер, бортпроводники и пилоты.

Представитель перронной службы должен убедиться в том, что пилоты, бортпроводники и инженер находятся на своих местах, что площадь вокруг аварийных выходов свободна, что пожарная служба приведена в готовность и посадка и/или высадка пассажиров проводится под соответствующим контролем.

Инженер должен установить связь с пилотами, информировать пилотов о начале и окончании заправки топливом и оповестить пилотов, если возникает пожар. Он должен прекратить заправку, если пилот включает огонь для предотвращения столкновений. При нем должна находиться включенная в сеть и готовая к использованию в случае пожара головная гарнитура связи, но ему нет необходимости надевать ее, за исключением случаев возникновения аварийной обстановки.

Бортпроводники должны подготовить аварийные выходы в соответствии с особенностями данного типа воздушного судна, призвать пассажиров воздержаться от курения и т.д. и находиться в состоянии готовности на случай блокирования проходов или выходов или скопления испарений.

Пилоты должны установить связь с инженером, информировать бортпроводников о начале и окончании заправки, быть на приеме, на случай поступления от инженера предупреждения о пожаре и в состоянии готовности приступить в случае необходимости к эвакуации пассажиров. Пилот может подать сигнал к прекращению заправки путем включения огня для предотвращения столкновений.




8. Правила визуальных полетов (что предусматривают, в каких случаях применяются).

Правила визуальных полетов предусматривают: - выдерживание установленных интервалов между воздушными судами путем визуального наблюдения экипажем за полетами других воздушных судов; - при полетах на высотах ниже нижнего эшелона, кроме того, выдерживание истинной безопасной высоты и обход искусственных препятствий визуальным наблюдением за расположенной впереди местностью; - выдерживание установленного маршрута (схемы полета) с помощью визуальной ориентировки и с использованием имеющихся навигационных средств. ПВП применяются в пределах нижнего воздушного пространства при полетах с истинной скоростью не более 550 км/ч: - днем; - в сумерках - при полетах в полярных широтах (выше 60-й параллели), а в других районах - по разрешению. Полеты по ПВП выполняются при условиях,------------------------------------------------------------------| | | || | | Минимальные условия полета по ПВП || | | || | Скорость | || | полета |--------------------------------------|| Местность | (истинна), | высота | видимость,|вертикальное || | км/ч | нижней | м | расстояние || | | границы | | от ВС до || | |облаков над | | нижней || | | наивысшей | | границы || | | точкой | | облаков, м || | |рельефа, м | | ||----------------------------------------------------------------|| В зоне вылета и посадки ||----------------------------------------------------------------||Равнинная и| 300 и менее | 150 | 2000 | 50 ||холмистая | 301-550 | 300 | 5000 | 100 ||-----------+-------------+------------+-----------+-------------|| Горная | 550 и менее | 400 | 5000 | 100 ||----------------------------------------------------------------|| В зоне подхода, по воздушным трассам, МВЛ и установленным || маршрутам ||----------------------------------------------------------------||Равнинная и| 300 и менее | 150 | 2000 | 50 ||холмистая | 301-550 | 300 | 5000 | 100 ||-----------+-------------+------------+-----------+-------------||Горная | 550 и менее | 400 | 5000 | 100 ||(высота до | | | | ||2000 м) | | | | ||-----------+-------------+------------+-----------+-------------||Горная | 550 и менее | 700 | 10000 | 100 ||(высота | | | | ||2000 м и | | | | ||более) | | | | |------------------------------------------------------------------ Разрешаются полеты по ПВП над облаками при их количестве ниже высоты полета не более трех баллов. В этом случае расстояние от верхней границы облаков до воздушного судна должно быть не менее 300 м. При внезапном попадании воздушного судна в условия ниже минимума, установленного для полетов по ПВП (ОПВП), снижение ниже приборной безопасной высоты в целях перехода на визуальный полет запрещается. В этом случае командир обязан перейти на пилотирование воздушного судна по приборам, развернуться на 180 градусов, возвратиться на аэродром вылета или выполнить посадку на ближайшем аэродроме. При невозможности перейти на визуальный полет после разворота на 180 градусов командир обязан приступить к набору нижнего безопасного эшелона и согласовать дальнейшие действия с диспетчером службы движения.

9. Действия КВС при обнаружении особых условий в полете?

10. Действия экипажа ВС при попадании в условия обледенения?

11.Что должен учитывать командир ВС при принятии решения на вылет с пересечением зоны грозовой деятельности?

12. Классификацию ВС по взлетной массе с учетом создания спутной турбулентности в следе (категории).

По спутной турбулентности в следе (для создания безопаcных продольных интервалов на взлете/посадке и в слое ВП до 1750 м (6000 ft ) на сегментах захода на посадку и набора высоты после взлета) установлены категории:

- тяжелые ВС (Н) с максим. взлетной массой – 136 т и более;

- средние ВС (М) с максим. взлетной массой менее 136 т и более 7т

- легкие ВС (L) с мксим. взлетной массой – 7 т и менее.

13. Назовите минимальные временные интервалы между ВС при взлете с одной ВПП?

– для лёгких ВС за средними и тяжёлыми ВС– 3 мин;

– для тяжёлых ВС за тяжёлыми, а также средних ВС, следующими за тяжёлыми, – 2 мин;

– во всех остальных случаях – не менее 1 мин.

При взлёте лёгких или средних воздушных судов со средней части ВПП или параллельных ВПП, расстояние между осями которых менее 1000 м, за тяжёлыми воздушными судами, взлетающими от её начала, минимальный временной интервал устанавливается 3 мин.

14. Приведите дополнительные процедуры для КВС при подготовке к полетам над водной поверхностью?

15.Перечислите наиболее характерные признаки отказа двигателя и зависимость опасной ситуации от полетных данных?

Наиболее характернымииз них являются :

- уменьшение числа оборотов;

- падение или рост (при помпаже двигателя) температуры газов за турбиной;

- появление тряски двигателя;

- падение давления масла и топлива;

- изменения звука работающего двигателя;

- уменьшение скорости ВС, особенно заметное в наборе высоты;

- появление крена и скольжения в сторону отказавшего двигателя.

Обнаруживаются по приборам контроля работы двигателя и по срабатыванию световой сигнализации и речевой информации.

Опасность ситуации при отказе двигателя зависит от оставшейся тяговооруженности, полетного веса, конфигурации крыла, метеоусловий, этапа полета, подготовки экипажа.

При отказе двигателя полет протекает в неблагоприятных условиях для экипажа :

- уменьшается располагаемая и увеличивается потребная тяга (мощность) вследствии увеличения сопротивления от несимметричного обтекания ВС и винта отказавшего двигателя (ТВД);

-уменьшается избыток тяги (мощности) и как следствие уменьшается скорость полета, скороподъемность и потолок;

-ухудшается устойчивость и управляемость ВС, а, следовательно, и его маневренность.

16. Перечислите основные действия ЭВС при внезапной разгерметиза- ции и основные характеристики экстренного снижения.

- применить по очереди кислородные маски, не теряя контроля по управлению воздушного судна;

- приступить к экстренному снижению до высоты 4200 м или менее, но во всех случаях не ниже нижнего безопасного эшелона в районе полета, действую в соответствии с требованиями РЛЭ;

- проверить состояние здоровья пассажиров и при необходимости оказать им помощь;

- принять решение о следовании на аэродром назначения или на ближайший запасной аэродром.

Режим экстренного снижения характеризуется :

- лимитом времени при принятии решения и выполнения необходимых действий;

- полетом с числом М и приборными скоростями, близкими к предельно допустимым, превышение которых запрещено РЛЭ;

- изменением конфигурации ВС (выпуск шасси, механизации) и режима работы двигателей;

- изменением перегрузки в сторону увеличения и возможным превыше- нием их предельных значений .

17. Основные причины возникновения на ВС пожара, характерные признаки и действия ЭВС.

Причины:- негерметичность жидкостных систем ВС (топливной, масляной, гидравли- ческой;- разрушение горячих коммуникаций ВС, вызванные прогаром трубопроводов системы обогрева, разрушения двигателя;- неисправности в электрооборудовании (короткое замыкание, искрение);- грозовые разряды и статическое электричество;- возгорание легковоспламеняю -щихся веществ, перевозимых в грузовых отсеках воздушного судна.

Современные ВС обладают новейшим и эффективным противопожарным оборудовани- ем, которое при немедленном применение экипажем в данной ситуации гарантирует тушение очагов пожара. Однако надо не забывать, что малейшее промедление в такой обстановке, при- водит практически всегда к 100% катастрофе.

Уменьшение возможности возникновения пожара, быстрая его локализация и тушение достигаются путем конструктивных мероприятий, установкой противопожарных систем, запол- нением баков нейтральным газом, применением эффективных огнегасящих веществ и правильными, своевременными действиями экипажа ВС.

Признаками возникновения пожара на ВС являются: - дым в кабине и в салоне ВС;

- срабатывание аварийной сигнализации (световой и звуковой), а также рече- вой информации в кабине; - повышение температуры газов двигателя, заброс оборотов; - наличие огня и шлейф дыма за ВС; - информация с земли или другого ВС. Действия ЭВС согласно РЛЭ типа ВС.

18. Основные процедуры выполняемые ЭВС при вынужденной посадке на сушу (воду).

Уровни угрозы. Четыре определенных уровня угрозы нарушения порядка пассажирских перевозок. Эти уровни установлены, чтобы дать общее определение и таким образом понимание всеми заинтересованными сторонам того, что происходит на ВС:

Уровень 1 - поведение, нарушающее общепринятый порядок (подозрительное или сопровождаемое устными угрозами);

Уровень 2 - поведение, сопровождаемое физически оскорбительными действиями;

Для заправки при помощи шланга самолёт-заправщик комплектуется одной или несколькими подвесными заправочными установками, расположенными на максимально возможном удалении друг от друга. Как правило, два из них находятся под крыльями, за мотогондолами двигателей, а третий размещён в хвостовой части фюзеляжа. Каждая заправочная установка оснащена гибким шлангом длиной в несколько десятков метров. На конце шланга имеется так называемый конус или буй, внешне напоминающий волан, в основании которого находится вентиль, запирающий просвет шланга.

Заправляемый летательный аппарат в свою очередь оборудован приёмной штангой, которая в целях улучшения аэродинамики аппарата может быть сделана убирающейся в корпус.

Процесс заправки происходит следующим образом. Танкер разматывает шланг, и конус под напором воздуха расправляется из сложенного положения в своё рабочее состояние. Оба летательных аппарата сближаются друг с другом, причём заправщик летит прямо, с постоянной скоростью и неизменной высотой, а заправляемый занимает позицию сзади и немного снизу от танкера. Уравняв скорости и высоту, пилот заправляемой машины маневрирует таким образом, чтобы попасть заправочной штангой в неуправляемый конус. Соединение штанги и конуса производится электромагнитным замком. После установления соединения оператором заправки включается система перекачки, и топливо под большим давлением поступает в баки заправляемого ЛА. По окончании заправки пилот заправляемого самолёта просто уменьшает скорость, и конус отсоединяется от штанги, когда сила натяжения превысит мощность электромагнита.

Для облегчения навигации, стыковки и управления заправкой как танкер, так и заправляемые самолёты оборудованы световой сигнализацией.

Данным способом можно заправлять как самолёты, так и вертолёты. В свою очередь, из-за компактности заправочных установок заправщиком может выступать и достаточно небольшой самолёт, например палубный. Скорость перекачки топлива в современных заправочных установках достигает 1500 литров в минуту.

Данный способ осуществляется при помощи самолётов-заправщиков, оборудованных заправочными штангами. Штанга представляет собой телескопическую трубу длиной около 20 метров, закреплённую в хвостовой части заправщика. На штанге расположены маленькие крылышки, благодаря которым штанга в выпущенном состоянии, с одной стороны, не изменяет центровки танкера, а с другой стороны, может перемещаться в пространстве.

Процесс заправки сходен с заправкой при помощи шланга, но есть и некоторые существенные отличия. Самолёты сближаются и выравнивают скорости. Заправляемый самолёт занимает позицию снизу и немного сзади заправщика. Затем оператор заправочной станции, управляя крылышками на штанге, стыкует её с заправочной горловиной, которая расположена, как правило, за кабиной пилотов. После стыковки топливо под давлением подаётся в баки заправляемого самолёта.

Для облегчения навигации в тёмное время суток современные танкеры имеют систему, подсвечивающую область под собой, за исключением того места, которое должен занять заправляемый самолёт. Таким образом, пилоту необходимо держаться в затемнённой области под заправщиком.

Ввиду того, что штанга достаточно велика, её устанавливают только на крупные самолёты-заправщики. Современные заправочные установки позволяют перекачивать топливо со скоростью до 4500 литров в минуту. Поскольку такая скорость в целом велика, при помощи штанги заправляют не только лёгкие самолёты, но и бомбардировщики, транспортные самолёты или другие самолёты-заправщики.

Способ предложен советскими летчиками-испытателями И. И. Шелестом и В. С. Васяниным. Система успешно прошла госиспытания на самолётах Ту-4 и в 1951 году была принята на вооружение.

На самолётах Ту-16 схема была изменена. Самолёт-заправщик выпускал из законцовки крыла шланг со стабилизирующим парашютом на конце. Бомбардировщик маневровал таким образом, чтобы положить край своего крыла на усиленный концевой участок шланга. При соскальзывании шланга с законцовки крыла бомбардировщика шланг ловился крюком, который втягивал шланг в заправочную горловину.

163. Исполнение обязательств по государственному контракту оформляется подписанием получателем акта приема-передачи топлива за истекший календарный месяц. Оформление и представление актов приема-передачи топлива осуществляются ежемесячно не позднее даты, указанной в государственном контракте.

164. Оплата поставленного топлива производится после представления счета-фактуры с указанием количества заправленного топлива, его стоимости и т.д., а также других оправдательных документов, определенных государственным контрактом. К счету-фактуре прилагаются оформленные акты приема-передачи топлива получателем.

165. Комиссия соединения (воинской части) разрабатывает и в семидневный срок после подписания государственного контракта представляет исполнителю схемы маршрутов движения по аэродрому, подъезда к летательным аппаратам и отъезда от них.

Заявка на заправку летательных аппаратов, подписанная командиром авиационной воинской части, направляется исполнителю не позднее 18.00 дня, предшествующего дню заправки.

167. Заправка летательных аппаратов, базирующихся на аэродроме, осуществляется исполнителем по раздаточной ведомости с указанием марки и бортового номера летательного аппарата, количества заправленного авиатоплива в килограммах (с указанием плотности), даты заправки авиатехники, фамилии авиационного техника (бортинженера) заправляемого летательного аппарата.

Техник, командир экипажа (бортинженер) летательного аппарата осуществляют контроль качества и количества заправляемого топлива (по показаниям счетчиков, приборов летательного аппарата, визуальная проверка чистоты топлива).

168. На основании раздаточных ведомостей составляются акты (ведомости) приема-передачи авиатоплива, после этого авиационная воинская часть выдает исполнителю оформленную доверенность на полученное авиатопливо и подписывает акты (ведомости) приема-передачи авиатоплива.

169. При заправке других летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации (не базирующихся на аэродроме) дополнительно к вышеуказанным документам оформляются предъявляемая командиром (авиационным техником, бортинженером) летательного аппарата доверенность на полученное авиатопливо и талон, который после заполнения возвращается лицу, его предъявившему.

Оформленная доверенность на полученное авиатопливо передается вместе с остальными документами получателю.

170. Ежемесячно на основании актов (ведомостей) приема-передачи авиатоплива составляется акт приема-передачи топлива за истекший календарный месяц. Оформление актов приема-передачи топлива осуществляется ежемесячно в порядке, указанном в государственном контракте.

171. Начальник службы горючего авиационной воинской части отвечает за оформление и своевременное представление заявок на заправку летательных аппаратов, за контроль организации оказания услуг и качества горючего исполнителем без вмешательства в его операционную и финансовую деятельность, своевременное оформление платежных документов (актов приемки услуг) и представление отчетности заказчику (в довольствующий орган) за полученное горючее.

172. Командир авиационной воинской части, заместитель (помощник) командира по материально-техническому обеспечению, начальник штаба авиационной воинской части отвечают за своевременность представления заявки на заправку летательных аппаратов в планируемом месяце и на следующие сутки.

173. В целях своевременного оказания услуг по пополнению запасов горючего и смазочных материалов кораблей и судов Военно-Морского Флота ежедневно не позднее 18.00 дня, предшествующего дню заправки, начальник службы горючего флота составляет и направляет исполнителю заявку на оказание услуг на следующий месяц (форма устанавливается государственным контрактом).

174. За объективность и своевременность представления заявки на заправку корабля в планируемом месяце и на следующие сутки отвечает командир корабля.

175. Начальник службы горючего флота отвечает за своевременную и качественную отработку заявки на размещение заказа на заправку кораблей и исполнение своих обязательств по объемам и срокам получения топлива от исполнителя.

176. Приемка оказанных услуг по объему, качеству и соответствию требованиям производится командиром боевой части БЧ-5 по акту приемки услуг (по форме, установленной государственным контрактом).

177. По окончании оказания услуг (этапа услуг) в порядке, указанном в государственном контракте, оформляется акт приемки услуг, содержащий информацию о фактически оказанных услугах в истекшем месяце.

178. В случае выявления в ходе приемки оказанных услуг несоответствия их условиям государственного контракта получатель оформляет акт нарушения условий государственного контракта и направляет его исполнителю для представления разъяснений относительно результатов оказанных услуг или направляет мотивированный отказ от принятия оказанных услуг.

179. Комиссия соединения (воинской части) уточняет возможности исполнителя обеспечить горючим и уточняет наличие в соединении (воинской части) технических средств, способных обеспечить прием горючего и смазочных материалов от исполнителя, и обязательства по организации соединения и разъединения топливных рукавов при пополнении запасов горючего и смазочных материалов.

180. Начальник службы горючего соединения (воинской части) при передаче функций по заправке горючим автомобилей и летательных аппаратов, а также пополнению запасов горючего и смазочных материалов кораблей и судов Военно-Морского Флота:

за соблюдением условий государственного контракта непосредственно в организации исполнителя без вмешательства в его хозяйственную деятельность, в том числе производит с участием исполнителя отбор проб топлива с составлением акта отбора проб для проверки соответствия качества топлива требованиям установленных норм;

за надлежащим исполнением обязательств в соответствии с государственным контрактом, а также за своевременным устранением выявленных недостатков;

за правильной эксплуатацией технических средств и использованием переданной исполнителю материально-технической базы;

за представлением надлежащим образом оформленной отчетной документации и материалами, подтверждающими исполнение обязательств в соответствии с государственным контрактом;

в) сообщает заказчику и исполнителю в письменной форме (составляет акт нарушения условий государственного контракта) о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг, в течение двух рабочих дней после их обнаружения;

г) организовывает замену и (или) капитальный ремонт вышедшего из строя не по вине исполнителя оборудования в соответствии с нормами обеспечения, а также списание переданного оборудования и имущества в соответствии с установленными сроками эксплуатации.

181. Сервисное обслуживание изделий ВВСТ - это комплекс работ, направленных на поддержание и восстановление работоспособного или исправного состояния и ресурса ВВСТ, выполняемых специалистами сервисной организации самостоятельно или с участием личного состава эксплуатирующей организации.

182. Сервисное обслуживание изделий ВВСТ включает в себя техническое обслуживание и все виды ремонта изделия ВВСТ, гарантийный, авторский и технический надзоры при эксплуатации ВВСТ, работы по гарантийным обязательствам сторонней сервисной организации, работы по бюллетеням, мониторинг технического состояния изделия военной техники, хранения запасных частей и материалов, обучение специалистов соединения (воинской части), а также при необходимости другие виды работ и услуг, предусмотренные государственным контрактом.

183. Исходными данными при планировании соединением (воинской частью) передачи функций по сервисному обслуживанию ВВСТ предприятиями промышленности, ремонтными предприятиями или сервисными центрами являются:

Читайте также: