Как не бояться страшного суда

Обновлено: 28.04.2024

Гадефобия получила название в честь бога Аида, который у древних греков был хозяином подземного царства. Возможность оказаться в аду страшила людей во все времена. Достаточно вспомнить картину Сандро Боттичелли, изображающую карту ада, написанную для иллюстрации к величайшему произведению Данте.

Ужасное место, где грешники будут расплачиваться за свои деяния, упоминалось во все времена и во всех религиях. Современный человек стал более рациональным, он прекрасно понимает природу тех явлений, что страшили древних, поэтому мысли о Боге, грехах, рае или аде отошли на второй план.

Страдать от гадефобии могут люди, которые выросли или живут в религиозной среде, а также те, кто не в состоянии выдерживать сумасшедший ритм современной жизни и противостоять стрессам. Такие личности начинают постепенно перекладывать ответственность за свою жизнь на Бога или дьявола. Со временем они могут полностью потерять контроль и из-за этого у них начнут развиваться различные фобии.


Боязнь ада может появиться у любого человека, независимо от силы его веры. Некоторые христианские священники только усугубляют ситуацию. Они считают, что проблема современного общества в том, что оно совершенно не страшится своих грехов. Руководствуясь благими намерениями, но совершенно не разбираясь в психологии, они начинают запугивать детей или особо впечатлительных прихожан рассказами об адских муках. Те мучения, которые ждут человеческую душу, а затем и тело, такие церковники описывают особенно красочно.

К сожалению, подобные ситуации не редкость. Из-за этого увеличивается число различных психологических патологий. Наиболее распространенные религиозные фобии:

  1. Гадефобия.
  2. Стаурофобия (боязнь христианских символов, особенно, креста).
  3. Деманофобия (страх перед дьяволом или демонами).
  4. Виккафобия (боязнь ведьм и колдунов).
  5. Фазмофобия (страх перед различными сущностями тонкого мира).

Причины расстройства

Боязнь ада развивается далеко не у всех людей, живущих в религиозной среде. У новорожденного вообще отсутствуют любые страхи и фобии. Они появляются постепенно, по мере взросления. Некоторые из них очень полезны, так как позволяют малышу избегать опасных ситуаций. Но многие страхи, особенно те, что переросли в фобии, оказывают разрушающее воздействие на личность человека.


Большинство детей успешно забывает свои страхи, став взрослыми. Гадефобия обычно мучает только тех людей, которые слишком интересуются вопросами мироздания, а также религиозных личностей. Кроме этого, от подобного расстройства могут страдать люди, которые не могут создать гармоничных отношений с окружающим миром и собой.

Большинство священников говорит о том, что верующему ад не страшен, так как христианин уже искуплен. Люди сотворены Господом для вечной радости, но отпали от Бога по причине греха. В рай пускать грешников нельзя, поэтому людям была дарована сверхъестественная помощь в лице Иисуса, который подарил им новую жизнь и искупление от грехов.

Опасность для окружающих

Hadephobia далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Последствия заболевания не очень серьезны только в том случае, если оно носит легкую форму. Например, больной может часами или сутками проводить в молитвах, стараясь искупить свои грехи.

В более запущенных случаях человек страдает от повышенной раздражительности, утомляемости и расстройств сна. Он не может сконцентрироваться, у него появляется чувство безнадежности. Хроническая депрессия сменяется периодами обострений, которые могут длиться месяцами и даже годами.


Гадефобией могут страдать люди разного материального положения и социального статуса. Но чаще всего она поражает людей с невысоким уровнем дохода. Это можно объяснить низким уровнем образования, а также тем, что у таких пациентов нет возможности получить помощь квалифицированного психотерапевта.

Наиболее запущенные формы гадефобии могут переходить в психоз. Это состояние опасно не только для самого больного, но и для окружающих. Нередко такие больные искренне уверены, что им уже не помочь. Но других еще можно спасти.

Надо ли мне прощать Гитлера

— Когда люди рассуждают о прощении, многие вспоминают Гитлера, Сталина, мол, как их простить.

Мне кажется, это не наша проблема простить злодеев, нам бы простить соседку, свекровь, невестку, сестру. На этом уровне научиться бы прощать.

Прощение – это процесс, обида – это рана. Она не заживает мгновенно. А если заживает, остаются шрамы. Но чем ближе мы будем ко Христу, тем больше у нас будет сил и умения прощать. Это очень сложный процесс. И он – задание каждому, кто испытал рану. Этому нужно учиться.

Я не думаю, что нужно бояться, что нам что-то не зачтется на Страшном суде, если мы сами очень старались и, как нам кажется, у нас не получилось.

— Скажу вам честно, что ко мне никогда с такими вопросами никто не обращался. В основном я вижу, что люди озабочены тем, как здесь и сейчас правильно поступить, как простить, как научиться не гневаться, не раздражаться.

Христианство – это не про гарантии. Оно говорит о хлебе нашем насущном на каждый день. И речь идет не только именно о хлебе, — а вообще обо всем насущном.

А будущее – в руках Божиих.

Господь не случайно говорит, что когда поведут вас к ответу за Меня перед царями, не думайте заранее, о чем говорить.

Этика Нового Завета — это не этика страха

Да, иногда полезно испугаться — когда человек находится в сильной опасности свалиться за борт. Скрывать и того не будем, что если вы за бортом — вам необходимо как можно скорее взойти на борт. Но христианская жизнь не строится — и не может строиться — на страхе перед адом.



Фото с сайта blagobor.by

Мы участвуем в покаянии, но не потому что не хотим, боимся попасть в ад. В этой формулировке какое-то шкурное соображение доминирует.

Мы каемся, чтобы сделаться лучше, и, каясь, отрекаясь от греха, мы действительно становимся лучше!

Мы каемся, чтобы с осознанием самих себя и нашего недостоинства оценить ту высоту, к которой Господь нас призывает, ощутить ту любовь, с которой Он нас к Себе ведет.

Если праведник не имеет в себе сострадания к грешнику, никакой он не праведник.

И потому для покаяния главное — сокрушенное сердце, а вовсе не чувство, что сегодня причащусь — как будто таблетку приму от ада и для здоровья. Не об этом надо думать.

Евангелие говорит нам о том, как жить здесь. Как любить ближних, и что есть некий камертон этой любви – вот именно сокрушенное сердце и вера в Божию милость. Как правило, если есть искреннее сокрушение, есть и упование.

Опять про грехи

— У нас в России все-таки Бога люди часто воспринимают очень по земному — как судью, все видящего, все помнящего, где каждое лыко в строку. Не успел зайти в храм – сразу тебе – кайся. Иди на исповедь – ищи свои грехи, читай покаянных молитв сто страниц, только потом к Причастию. И получается, в вере главное – грехи, а впереди – Страшный суд и надо успеть не попасть в ад, а радоваться – если спасемся – будем потом, на Небе.

— Мне кажется, центральная здесь все-же не тема греха ­– когда ты украл, обманул, убил, изменил жене – а тема встречи с Богом, которого мы знаем по Евангелию. И эта тема предполагает размышления о себе самом, о том, каким путем я иду, живу? для чего живу? что ожидаю от жизни?

И в христианстве доминирует вовсе не тема нашей вины, а тема нашего несовершенства, ощущения ущербности без Бога, без важной и существенной цели. Именно это достоверное чувство того, что всегда, даже к хорошему, что я делаю, примешивается некое мое несовершенство, вынуждает нас просить о прощении

Именно это достоверное чувство того, что всегда, даже к хорошему, что я делаю, примешивается некое мое несовершенство, вынуждает нас просить о прощении.

Видеть родственников в аду

Большой современный сонник

Ад — Вы видите во сне ад (как его себе представляете), но чувствуете свою от ада отстраненность; вы не в нем, вы только наблюдатель — такой сон предупреждает, что в делах у вас не все будет развиваться гладко, могут случиться незначительные задержки, могут возникнуть препоны, с которыми вы, однако, в конечном итоге справитесь и доведете свои дела до конца.

Увидеть себя в аду — этот сон свидетельствует, что кто-то из вашего окружения завидует вам черной завистью и желает зла; этот кто-то, которого вам предстоит вычислить, пытается опорочить вас; он полагает, что ему будет хорошо, когда вам будет плохо. Обнаружив этого недоброжелателя, не мстите ему, не наказывайте его; только сделайте выводы и отдалитесь от этого человека; защищаться дистанцией иногда бывает много эффективнее и, пожалуй, всегда умнее, чем защищаться кулаками.

Вы видите себя в аду, вам страшно, вы мечетесь и рветесь, вы кричите и просыпаетесь в холодном поту. Понятно, кошмары — вещь не из приятных. Однако же такой сон не сулит вам несчастий, как можно было бы ожидать, или сколько- нибудь заметных огорчений. Приготовьтесь все же к тому, что дела ваши будут идти не очень бойко; вы будете прикладывать усилия, но результата не получите; вы попробуете действовать и так и эдак, но особого успеха не добьетесь, поставленные жизнью вопросы так вопросами и останутся будете нервничать и досадовать. Помните, сказано в Библии: суета и томление духа. Об этом и речь.

Вы видите во сне, будто сумели вырваться из ада — очень хороший сон; вы избежите опасности, о которой не подозревали; вы, может быть, даже будете думать, что сон ваш не сбылся между тем знайте: опасность прошла стороной

Про Шаммая, Гиллеля и комментарии

Почему Евангелие ничего не говорит о деталях ада. Оно говорит нам о жизни здесь, о мудрости и любви Божией. Значит, этого должно нам хватить.

Слова Силуана Афонского в сущности значат что? Что по своей жизни, делам, умонастроению, помыслам каждый из нас достоин наказания, достоин быть отделенным от Бога. Ведь ад – это отделение от Бога, от смысла, от радости, от Жизни. И по своим грехам мы этого достойны.

Но Бог силен избавить нас от ада по Своей любви. И если мы сами этой любви хотим, мы не отчаиваемся.

Бывает, скажешь что-то недостойное о близком человеке, и, даже если он не знает об этом и не узнает никогда, все равно испытываешь чувство вины перед ним, потерю мира, единства с ним, понимаешь, что проявил нелюбовь. Это огорчает, начинаешь думать, как загладить вину. Равно тоже мы испытываем и по отношению к Богу. Совершая какой-то грех, понимаем, что не туда завернули.

Любое высказывание святого всегда касается определенной ситуации. И только евангельское слово универсально. И то многие вещи в нем мы не понимаем. Владыка Сурожский Антоний говорил, что надо привыкнуть к тем вопросам, на которые пока нет ответа.

Какой-то вопрос, какое-то место в Евангелии вам непонятно, например: как это — прощать врагов или щеку подставлять? Ну, ничего, значит, ты не дошел еще сердцем. Подожди. Теоретический ответ, самый умный и духовный, здесь не принесет понимания. Мы даже можем его вот прямо сейчас понять, а потом забыть, потому что он не родился еще в нашем сердце.

Но пройдет какое-то время, произойдет что-то в жизни, и ты все осознаешь. Это нормально.

Человек должен привыкнуть жить со своими вопросами: про рай, про ад, про прощение, про милость, и искать, расти в них, потому что вера – это путь, процесс.

Это не статичное состояние, в котором мы делаем духовные открытия, но это восхождение.

Как объясняет сонник ад для мужчины

Исламский сонник

Ад — Рассказал Мухаммад, которому поведал Мухаммад Ибн Яакуб аль — Карабиси, слышавший от Сабита Ибн Абдулла Ибн Аби Бакр от своего отца, а тот от деда, утверждавшего, что если кто увидит во сне, будто он горит, то он в Аду. Если же кто — то увидит, будто Малик (страж Ада) взял его за волосы и бросил в огонь, то его сон предвещает ему унижение.

Если кто — то увидит во сне, будто попал в ад, то он совершит непристойности и смертные грехи, которые требуют наказания. И кем — то было сказано, что он скоропостижно скончается в присутствии людей. Если он увидит, будто он ввержен в ад, то тот, кто его вверг в адский огонь, собьет его с пути и приведет к совершению непристойного поступка. А если он увидит, будто он вышел из ада невредимым, то его одолеют заботы этой жизни и он покается в грехах.

Приблизилось Царство Небесное – радуйтесь!

Когда человек приходит на исповедь, он, в сущности, говорит не только о своих грехах, он говорит о своих проблемах. Например, что ему трудно избавиться от осуждения, сложно простить кого-то, невозможно преодолеть раздражение. И все это человек понимает как некое несовершенство.

Но если священник принимает такого несовершенного, немощного человека с любовью и вниманием, то это тоже есть радость, согласны?

Когда приходишь к духовнику и видишь, что он тебя любит, не осуждает, а сочувствует, что принимает твои проблемы и вновь напоминает тебе о Христе, который любит, прощает, несмотря на твои фокусы и остается верен тебе – ну разве это не радость?

Понимаете, у нас Бог, который, с чем бы человек к Нему не пришел, – всегда нас прощает. Нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного.

Он нас прощает, утешает, дает новые силы – разве это не радость?

И вот эта радость прощения, радость мира с Богом — в покаянии самое главное.

Мне кажется, мы часто много говорим о внешних церковных вещах. А начинать нужно с Евангелия

Стараться понять сердцем – почему это радостная весть? Важно ощутить дух Евангелия. Когда мы учимся его чувствовать, возникает совсем другое христианство

Пытки в аду

Сонник от А до Я

Ад — Если приснилось, будто вы оказались в аду – остерегайтесь поддаться соблазну, ибо это подорвет вашу деловую и нравственную репутацию. Увиденный со всеми ужасами и пытками ад, как бы призывает вас очистить душу раскаянием в дурных поступках. Встретив в аду своих друзей, ждите несчастий и обременительных забот; кроме того, вы узнаете о бедственном положении кого-то из близких.

Попасть в ад под влиянием некоей высшей силы – вызвать зависть окружающих собственным преуспеванием. Находиться в аду и кричать, не в силах сдержать страх, – значит, наяву что-то не заладится, а друзья будут бессильны помочь вам. Если вам удалось выбраться из ада невредимой и этот кошмар кончился сам собой – стало быть, и в реальной жизни вам удастся избежать грозящей опасности.

К чему снится ад

Сонник АстроМеридиана

Ад, или преисподняя, в большинстве случаев ассоциируется с некими муками или наказанием за прегрешения. Исходя из религиозного значения этих символов, можно говорить о том, что если приснилось попасть в ад — это предзнаменование моральных терзаний за содеянное, раскаяния в собственных поступках или словах.

Однако ад или преисподняя во сне могут быть заселены чертями; пребывая в аду во сне, вы можете встретить дьявола. В этом случае сон может быть наполнен дополнительными значениями. Но в общем виде по такому сну можно судить о том, что условия, в которых вы находитесь, вряд ли улучшатся и что вы будете сами сожалеть о том, что совершили какие-то действия (не обязательно ошибочные), которые привели вас в тупик или в западню.

Неделя о Страшном суде – не об аде

— Если беспокоит вопрос: как не попасть в ад, что тут можно сказать?

Вот на что должно быть направлено наше внимание

И даже неделя о Страшном суде, который мы сейчас, перед началом Великого поста вспоминаем, — не об аде. Это напоминание о нашей ответственности.

Евангельский рассказ о Страшном суде — о том, что сделал ты здесь и сейчас меньшему из братьев.

Она дана для размышлений о том, как правильно провести время Поста, в чем каяться, но в большей степени это напоминание нам — насколько мы смогли проявить любовь вокруг себя. Вот такой тревожащий вопрос.

И заметьте, в этой притче не спрашивается ни об вероисповедании человека, ни о догматах, даже не спрашивают – ты вообще в Бога веришь? Говорится только о том, сумел ли ты прожить, делая вокруг себя добро, тем самым соучаствуя в деле Божием.

Как-то раз один человек, верующий и церковный, спросил меня: "Почему Страшный суд называют страшным? Чего мне бояться? Пришествия Господа? Так я же Его люблю! Я только рад буду Его увидеть!" Что было ему ответить? Всё правильно как будто, но что-то смутило меня в его словах. Самоуверенность какая-то. Что ж, у него грехов нет за душой, что ли, раз он вовсе не боится наказания? Чтобы разрешить свои сомнения, я задал тот же вопрос отцу Евгению Струговщикову, клирику петербургского Благовещенского храма на Приморском проспекте. И вот что я услышал в ответ:

- Он не так уж и не прав, ваш знакомый. Вспомните первых христиан: с какой надеждой они ждали Второго Пришествия. Вспомните их единодушное стремление: "Ей гряди, Господи Иисусе!" (Откр. 22, 20).

- Так что же, этот суд в шутку назван Страшным? Или он страшен только для безбожников?

- Конечно, не в шутку. Если человек строит свою жизнь не на Божественном основании, значит, он строит её на преходящих вещах (об этом повествует целая книга в Священном Писании - книга Екклесиаста), и, безспорно, такой человек потерпит крах. Земное пройдёт, а опыт небесного, Божественного ему неизвестен. Такое лишённое Бога состояние именуется адом. Все образы ада, которые мы встречаем в Евангелии, - это образы отчаяния. Человек не удовлетворён, не насыщен. Он с горечью осознаёт, что упустил возможность спасения. Когда Церковь говорит о Страшном суде, речь идет о страхе вдруг обнаружить бездну между тем, кем человек призван быть, и тем, кем он стал в своей земной жизни. В книге Второзакония мы читаем необычные строки о нашем призвании: "люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих" (Втор. 6, 5-9). Вот какая душа описывается здесь: человек дышит любовью к Богу, живёт, исполняя заповедь Божию, видит только Бога. Как величественны и необыкновенны эти слова Господа Бога! Человек, так устроенный, не может бояться Страшного суда, смерть для него становится переходом в Жизнь Вечную, в радость единства с Богом.

- Но вот какой вопрос напрашивается в таком случае: подобного состояния достигли за всю историю человечества лишь единицы. Неужели только эти единицы спасутся, а все прочие (то есть все мы!) будут осуждены?

- В Священном Предании так вопрос не ставится. Страшный суд - это не юридический процесс; скорее это выявление того, как человек осуществил замысел Бога о нём. В каждом из нас, как зерно в земле, скрыт зачаток Царствия Божия (как и сказано: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17, 21). Как мы сориентированы по отношению к этому зерну, к нашему духовному ядру, не забыли ли мы о нём, не дали ли ему засохнуть? Вот что важно. В этом смысле духовная жизнь - это не вопрос выбора: можно свернуть на одну дорогу, а можно и на другую, можно веровать в Бога, а можно и не веровать. Скорее, духовная жизнь - это обнаружение и питание этого чудесного зерна, Царствия Божия в наших душах. Вот этот-то росток и будет говорить за нас на Страшном суде. Ведь, по слову Божию, горчичное зерно нашей веры должно разрастись в огромное дерево, на котором птицы небесные, то есть ангелы, укроются (см.: Мф. 13, 31-32).

- Но ведь перед Богом все мы равны. Что пред Его святостью наши жалкие добродетели? Что наши грехи? Разве мы смогли повредить Божеству своими грехами? Может быть, взять да простить всех разом!

- Да вы же знаете: Бог всем желает спасения. Он всем подает руку. Бог есть Любовь. Но посмотрите: даже в земной любви можно увидеть, если один любит, а другой нет. Если один предлагает дружбу, а другой не принимает её. Можно ли по-дружиться насильно? Да, можно насильно выдать замуж, женить, но будет ли такая семья семьёй? Так и в Царствие Божие затолкнуть силком невозможно. Бог открывается тому, кто ищет Его. Царствие Божие открывается тому, кто тянется к небу больше, чем к земле. А земное - это не только материальное, это и гордость, и ложь, и зависть. Словом, согласно учению церковному, спасение человека - всегда дело двух воль: Божественной и человеческой, - и если воли к спасению у человека нет, то какие уж тут небеса? И не потому он не достигает небес, что Бог зол, а потому, что сам не приемлет небесного. Вот, кстати, ответ на вопрос, почему воспоминание о Страшном суде Церковь предлагает накануне Великого поста: ведь это самое подходящее время задуматься, что нам дороже - земное, тленное, преходящее или горнее, небесное, вечное? В начале великопостного пути Церковь говорит каждой душе, что всё очень серьёзно, что наша жизнь не игра.

- Вот, кстати, о выборе между тленным и вечным. Некий человек ещё неверующий, но уже задумывающийся над спасением, спрашивал у меня: "Почему в пост надо отказываться от пищи? Ведь когда я умеренно ем, я на пищу и не обращаю внимания, она существует как бы сама собой, а ум мой свободен для размышлений о Боге. Но если я пощусь и постоянно чувствую голод, то у меня еда из ума не идёт! Какие уж тут размышления о вечном?"

- Как только в человеке пробуждается подлинная жажда спасения, он сам начинает изо всех сил искать все возможные средства. И одно из первейших средств, на которое укажет ему Священное Предание, будет пост. Очевидно, что такой человек начнёт поститься с радостью. Не собственные рассуждения, не чьи-то советы или приказы ведут нас дорогой поста, а жажда спасения: человек пробудился и осознал слова Господа нашего Иисуса Христа: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48). Как только человек поймёт это, всё остальное сразу приложится.

- И такой ещё вопрос я слышал: "Разве не правда, что в наши дни от небесного отвлекает не столько еда, сколько всевозможные увеселения, от которых просто не скрыться: телевизор в первую очередь, затем музыка, яркие зрелища и т.д. Вот от чего следовало бы воздерживаться во время поста, а пища - что пища? Она сейчас консервированная, искусственная, химическая и скоромная, - как постная!"

- Я бы сказал так: если я ответственный человек, если я действительно желаю достичь искомой цели, войти в Царствие Божие, то я буду использовать все доступные мне средства. Воздержание от пищи - значит, воздержание от пищи. Если мне мешает размышлять о Боге телевизор значит, откажусь от телевизора. Если (бывает и такое) меня соблазняют сласти - откажусь от них на время поста. Это будет просто лукавство перед самим собой, если я уберу от себя лишь один из соблазнов, а всем остальным буду предаваться по-прежнему. Опять-таки скажу: наше спасение - это не юридический процесс, тут нельзя прятаться за некую букву закона. Если я лукаво отношусь к самому себе, то кто бы меня ни узаконил в моём лукавстве, толку от этого всё равно не будет: я обманываю, в конечном счёте, самого себя. Поэтому если я серьёзно подхожу к духовной жизни, то буду делать всё, что могу. Если мне святые отцы говорят, что хорошо воздержаться от праздных слов во время поста, то я буду это делать. Если они мне говорят, что тело надо усмирять воздержанием от животной пищи, то я буду воздерживаться. Говорится мне, что надо усилить молитвенное правило, - я усилю. Словом, если есть внутренняя устремлённость к Богу, то такие вопросы даже возникать не будут: "Можно, мол, я одно сделаю, а другое нет?" Подобный вопрос наивен, он указывает на своеобразную незрелость, человек обнаруживает непонимание собственной духовной глубины. Если человек ищет Бога, то все дела благочестия, словно шлейф, следуют за ним. Они своеобразные неизбежные выражения его внутреннего настроения. Они не непонятные цели, стоящие перед человеком, но крайне необходимые средства для достижения того, что человек ищет всеми силами. В конце концов, полезно почаще вспоминать слова св. прп. Серафима Саровского из знаменитой беседы о стяжании Святаго Духа: молитвы, поклоны, свечки - всё это не цель, а только средство для этого стяжания. Вот и целью поста тоже является врастание в Царство Божие, погружение в то духовное царство, которое уготовано нам от создания мира ради "ответа благоприятна на Страшнем судищи Божием", ради того, чтобы Суд этот стал для нас вратами, открытыми в Жизнь Вечную.

Вопросы задавал Парамон ОГЛОБЛИН

Ответ иеромонаха Константина (Симона):


В моей жизни, как и у автора письма, тоже был период духовных сомнений, когда я почувствовал, что нахожусь не на своем месте и что моя жизнь не доставляет мне радости. Когда я еще был католиком (Отец Константин в детстве был крещен в католичество, затем стал католическим священником, проректором Папского восточного института, а в 2015 году перешел в Православие и принял монашеский постриг в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы. — прим. ред.) и жил в Риме, меня неоднократно приглашали в Россию читать лекции о католицизме и участвовать в дискуссиях. Как католик, я старался до конца отстаивать позицию католика, но в какой-то момент понял, что для меня это очень тяжело.

Зачем Богу наши мучения?

Дело в том, что на протяжении тридцати лет я много думал о православии — и во время одной из дискуссий понял, что чувствую себя на стороне православных, что преподаю и защищаю то, во что сам не верю. Я чувствовал себя лицемером, и от этого мне было очень грустно. Не так просто взять и круто поменять свою жизнь, всегда есть сомнения, действительно ли ты поступаешь правильно. Но я полностью положился на Господа — и Он открыл мне возможность принять православие и переехать в Россию.

Ситуации в нашей жизни, действительно, бывают очень сложные. Но безвыходных ситуаций не бывает. Важно понимать, что Господь дает нам только то, что нам по силам, а если человеку становится слишком трудно — Он обязательно дает какой-то выход, дает силы перенести эти трудности и страдания.

Но мне кажется, нельзя так много роптать на жизнь в XXI веке. Это не такой страшный период цивилизации. Все-таки мы живем не в Средневековье, когда люди умирали от чумы, не живем во время Второй мировой войны.

Автор письма говорит о том, что многим людям ненавистна их будничная жизнь: школа — университет — работа… Но ведь человек должен благодарить Бога за то, что у него есть возможность учиться и тем более — получать высшее образование! Должен быть благодарным за то, что в России есть возможность учиться бесплатно! Мои родные, особенно женщины, не могли посещать университет в Америке из-за очень высокой стоимости обучения. В нашей семье не было таких денег, чтобы отправлять девушек в университет. Тогда как в советской России высшее образование было бесплатным. Поэтому мне кажется, что мы часто преувеличиваем наши страдания.

Зачем нам нужны страдания? И главное — зачем наши страдания нужны Богу? Конечно, Он создал нас не для того, чтобы мы страдали. Намерение Бога не в том, чтобы всех нас проклинать и отправлять в ад, а в том, чтобы мы достигли духовного совершенства и чтобы наша земная жизнь стала подготовкой для вечного блаженства с Ним.

Зло и страдания в нашем мире созданы не Богом, а человеком, который Богу противится. Человек в результате первородного греха находится не в естественном состоянии, в котором был создан Богом, а в измененном. У человека есть свободная воля, и при этом он часто направляет ее к злу, сам создает сложности, страдает и заставляет страдать других, часто невинных, людей, сам делает мир жестоким.

Не стоит думать, что во время Второго пришествия Иисус Христос вернется и проклянет большую часть человечества. Этого нет ни в Евангелии, ни в пророчествах. Очень важно понимать, что Второе пришествие — это не весть об осуждении или проклятии. Первые христиане с нетерпением ждали Второго пришествия, хотели, чтобы Господь пришел как можно скорее и уничтожил зло и грех мира сего. Не отдельную греховную душу человека — а грех всего мира. Мы иногда называем последний суд Страшным и при этих словах испытываем неприятные ощущения. На самом же деле, последний суд — это не страх в привычном понимании этого слова. Это наша надежда, наше упование на то, что мы воссоединимся с Христом.

Рай только для христиан?

Есть люди, которые всю жизнь живут без Бога. Или исповедуют другие религии, не признающие Христа. Выходит, они не спасутся? Зачем тогда их создал Бог? Для нас это тайна. Мы не знаем, куда они попадут после смерти. Об этом знает только Бог. И только Бог знает, почему человек появился на свет в том или ином месте. Но у христианина нет права осуждать этих людей. Мы должны понимать, что сам человек не виноват, что воспитывался в неблагополучной семье, где научился только нецензурной речи, или что родился в Египте, в Африке, в Азии, что живет в другой системе координат. Нам важно помнить: кому много дано, от того больше и потребуется. Очевидно, на Страшном суде Господь потребует от нас намного больше, чем от буддиста, индуиста, язычника или от любого другого человека, который не знает ни Христа, ни Евангелия.

Фото Владимира Ештокина

Фото Владимира Ештокина

Поэтому христианин не может ни судить, ни превозносить себя над представителями другого мировоззрения или считать себя избранным. В каждом человеке мы должны видеть Образ Божий. Мы не знаем, что происходит в его душе, не знаем, как он относится к Богу и как Бог относится к нему. От людей, не исповедующих христианство, мы не можем ждать христианского совершенства, но также мы не должны и терять надежду, что рано или поздно человек обратится ко Христу.

Мы не можем осуждать человека даже тогда, когда он проклинает Христа, проклинает Евангелие, — хотя в таком случае он умышленно удаляется от Бога и совершает большой грех. В том числе, например, и представителей исламских экстремистских группировок, и террористов-смертников… Важно понять, что эти люди неправильно истолковали свое вероучение, потому что убийство для мусульманина — это тяжкий грех. Мы должны сочувствовать этим людям, которые дошли до такого духовного помрачения и считают, что убивать людей — добродетельно.

Но мы знаем также немало примеров, когда до духовного помрачения доходили люди, воспитанные в христианстве. Это и Сталин, и Ленин, которые родились в православии, это и Муссолини, и Гитлер, которые родились в католической традиции, и многие другие. Что мы можем сказать об этих людях? Конечно, они по собственной воле предали Христа и изменили своей вере. А все остальное — это тайна зла.

Не зря говорят, что душа человека — потемки. Мы не знаем, что было в душе у Гитлера, когда он убивал миллионы. Конечно, на его плечах лежат ужасные грехи. Известно, что Гитлер был очень трусливым человеком, вероятно, он отдавал приказы, но их исполнения он не видел. Когда Гитлер стал нацистом, христианином он уже давно не был, он был атеистом. Говорил иногда про Бога, но что-то языческое, не христианское.

За что страдают работяги?

Мы не можем ответить, почему одному человеку что-то в жизни дается легко, а другому нет, почему один работает в уютном офисе, а другой вынужден изнурять себя на заводе. Возможно, и то, и другое — это наши испытания, которые нам нужно пройти достойно: бедным не скатиться до пьянства, брани, ропота; богатым — до жадности, эгоизма и множества других пороков. Почему из-за других людей страдают невинные люди — мы тоже не знаем.

Действительно, есть люди, которые рождаются в страшных условиях, сталкиваются с нехорошими компаниями, ругаются, не ходят в церковь. Мне их очень жалко — но я их не сужу. Я могу молиться за них и надеяться, что Господь даст им силы бороться против этих искушений.

Но ведь никто не сказал, что заводские работяги, об одном из которых упоминает автор письма, — это люди, которых Господь за что-то покарал. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф 5:4), — вспоминаем мы слова Христа на каждой литургии. Возможно, страдания даны нам, чтобы мы усовершенствовались. А может быть, из-за того, что человек пострадал на земле, в конце пути его ждет рай?

А есть и такие примеры, когда человеку удается вырваться из среды, в которой он погряз, и стать лучше. Вспомните новомучеников! Нам и не вообразить, какие лишения они претерпевали, с какими искушениями боролись, в каком холоде и голоде работали, как им жилось в лагерях, в обществе других заключенных, я не говорю — грешников, но таких людей, у которых Бога не было. И они все-таки отдавали свою жизнь Христу, они духовно преодолевали эти мучения и продолжали жить как настоящие христиане.

Каждый христианин должен лечить болезненный мир, в котором он живет. Должен бороться с искушениями, молиться и причащаться, должен помогать своим ближним. Не только тем, кто вместе с ним ходит в храм, но и любому другому человеку, пусть даже и неверующему. Как помогать? Разными способами — и духовными, и материальными.

Как последователи христиан, которые жили в Римской империи и принимали мученическую смерть, мы должны помогать людям, которые не верят в Христа, в надежде на то, что они придут к вере.

На Страшном Суде Господь будет спрашивать нас не только о нашей духовной жизни, но и о наших делах: много ли мы помогали друг другу, посещали ли больных, бедных, страждущих, заключенных. В этих людях мы должны видеть собственного брата, Живого Бога, Самого Иисуса Христа.

Я тоже, как и автор письма, в свое время задавался подобными вопросами. Ответы на них я нашел, когда стал более внимательно читать Евангелие и размышлять над ним, познакомился с житиями святых, их поучениями и примерами того, как им удавалось бороться со злом этого мира. А еще — когда читал книги с беседами и проповедями нашего современника, митрополита Сурожского Антония. К нему с подобными вопросами обращалось очень много неверующих, сомневающихся людей — и он очень метко, очень точно на них отвечал.

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”! Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы затронем тему Страшного суда в следующих вопросах-ответах:

Страшный Суд, Кончина мира, конец света, апокалипсис

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы затронем тему Страшного суда в следующих вопросах-ответах:

• Что такое Страшный Суд? Почему Суд? И почему он Страшный?

• Надо ли бояться Страшного Суда?

• Как жить с осознанием того, что приговор тебе в будущем уже готов?

• Как не отчаяться, как не сойти с ума?

Окончание, Заглавие

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Страшным Судом в Церкви принято называть последнее событие в истории Земли и человечества. Именно в истории, так как и Земля, и человечество, кардинально изменившись, будут продолжать существовать и после Страшного Суда, но уже за границами времени, а значит, и вне истории.

Суд предваряется Всеобщим Воскресением: все когда-либо жившие и живущие на тот момент люди, предстанут перед Богом, чтобы принять от Него последнее и окончательное решение о своей вечной участи. Каждого человека, в зависимости от его нравственного содержания, ожидает либо вечная радость, либо вечные мучения.

Яркую картину Страшного Суда дает Сам Христос в Евангелии от Матфея (25, 31- 46). Позволю себе большую цитату без комментариев.

Когда мы вынуждены описывать отношения человека и Бога, то неизбежно делаем это через сравнения с тем или иным явлением в нашей земной реальности. Сравнение с судом родилось, видимо, в уме чрезвычайно совестливого человека.

И правда, если по совести, то кто мы перед Богом, как не преступники? Он дал нам заповеди – закон, а мы его нарушаем. Преступники и есть. А как веревочка ни вейся, все равно конец придет. И понятно, что нас, как преступников, неизбежно ожидает Суд.

протоиерей Александр Лебедев

У многих святых Отцов встречается мысль, что Суд этот страшен потому, что обвинителем, требующим максимального наказания на этом судебном процессе, будет наша совесть. Не кто-нибудь другой, а мы сами будем выносить себе приговор перед лицом Божиим. Как дождь пробуждает скрытую в земле животворную силу, которая неудержимо и необратимо заставляет растения стремиться к жизни, так и присутствие Божие неудержимо пробуждает в человеке совесть, как бы глубоко она ни была запрятана.

Каждый из нас увидит себя во всей своей неприглядности, более того, наш духовный портрет будет очевиден не только для нас самих, но и для всех окружающих. Никакой возможности оправдаться совесть нам не даст: она возьмет реванш за все измывательства, которые мы себе над ней позволяли.

– Надо ли бояться Страшного Суда?

Мы знаем, что судит Господь не только поступки, но более того – произволение человеческое. Одно дело, когда человек грешит и думает, что так и надо, и совсем другое, когда стремится, пытается не грешить, но не получается. Так вот, в жизни верующего человека такое стремление есть: да, грешим, да, не святые. Но! пытаемся не грешить, каемся в грехах, не миримся с ними.

Ничто нечистое в Рай не войдет: грязь человеческая остается за его порогом, и если человек к этой грязи намертво прирос, то он останется там же; но, если он сознательно и целенаправленно пытался от этой грязи избавиться – Всемогущий Господь осуществит его стремление: оставив грязь на пороге, сам человек войдет в Рай. И пока остается зазор между мной и моим грехом, пока я не сросся с ним окончательно – есть для Бога возможность отделить мою нечистоту от меня самого.

Это дает надежду на помилование на Страшном Суде. Это побуждает никогда не опускать руки, не оправдывать себя, не привыкать ко греху, бороться с ним, даже если и в перспективе победы не видно.

– Конечно, мы, люди, можем использовать идею Страшного Суда для того, чтобы запугивать кого-либо и использовать его в своих интересах. Так, кстати, и поступают в большинстве сект. Но это противно Православию, которое говорит, что обращение к Богу должно быть свободным, что в деле проповеди недопустимо принуждение, даже психологическое, в том числе и запугивание Страшным Судом.

И тут для нас пример – Сам Христос. Если почитать Евангелие, то можно увидеть, что Он неоднократно возвращался к теме ада и Рая, вечных мучений, и никогда при этом не сюсюкал, не старался смягчить впечатление, и в то же время нельзя сказать, что Он запугивал человека: нет этакой экзальтированной эмоциональности в словах Спасителя. Видимо, Он просто описывал все так, как оно будет, не больше и не меньше.

А насчет того, выдуман ли Страшный Суд, что я могу сказать? Мы Христу верим. Верим, что Совершивший столько добра людям и Принявший за них мучительную смерть, не будет лгать тем, за кого распялся”.

Читайте также: