Как президент влияет на судебную власть

Обновлено: 15.05.2024

В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов Российской Федерации. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Никто не вправе требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру — это было бы нарушением принципа разделения властей.

С этими полномочиями тесно связано и право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклонения Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президентом на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Конституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов.

Отношения с субъектами РФ

Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ достаточно скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента, которые с изданием Указа от 13 мая 2000 г. образуют институт полномочных представителей в федеральных округах.

Важное значение имеет право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. При определенных условиях Президент вправе отрешать от должности высшее должностное лицо, добиваться через Федеральное Собрание роспуска законодательного собрания субъекта РФ. Он также обладает правом отрешения от должности глав муниципальных образований и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о роспуске органа местного самоуправления.

Акты Президента РФ

Многогранная деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы и распоряжения.

Указ — это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и, кроме того, действующий в долговременном плане. Это, следовательно, нормативный акт. Указ может носить и правоприменительный характер, а значит, не иметь нормативного значения. Указы ненормативного значения издаются, например, о назначении того или иного лица на определенную должность. Распоряжение — это акт индивидуального организационного характера. Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, имеют прямое действие.

Указы и распоряжения Президента РФ не называются в Конституции подзаконными актами. Но они таковыми являются, ибо не должны противоречить как Конституции РФ, так и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания.

Указы, распоряжения и законы подписываются собственноручно Президентом; факсимильная печать используется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению главы государства.

Заключение

Анализ института Президентства в приведенных выше странах дает нам основания полагать, что полномочия Президента, как главы государства, различны. Так, например, США – это президентская республика, в которой исполнительная власть полностью сосредоточена в руках Президента. Во Франции центральным органом исполнительной власти является Президент и Правительство. По форме правления Франции – Президентско-Парламентная республика. ФРГ – парламентская руспублика, исполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит бундесканцлер. В России смешанная форма правления Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Во всех рассмотренных странах существует разный возрастной ценз на выборы Президента, срок пребывания в должности Президента и возможность переизбрания.

Каждая страна сама определяет, какую роль должен играть Президент в её политической жизни. Значительный отпечаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика её политической культуры, традиции государственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции.

В то же самое время, мы можем утверждать о единых принципах, основах института Президента. Так, одним из важнейший принципов самого статуса Президента во всех странах является его выборность, то есть статус Президента, в отличие, например, от монарха - это выборная должность. Так же одним из важных факторов является то, что Президент – это глава своего государства.

Президент РФ - это влиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти, на внутреннюю и внешнюю политику страны.

Список использованной литературы

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд. изм. и доп. – М.: Норма, 2005.

2. Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004.

5. Конституция Российской Федерации.

6. Малиновская В.М. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – М.: ТК Велби, 2005.

8. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.

[1] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник.- М.: Белые альвы, 1996. С. 153-156

[2] Сахаров Н.А. Институт Президентства в современном мире, - М., 1994. С.10.

[3] Кузнецов Е.Л. Из истории создания института Президентства СССР // Государство и право. – 1996.- №5. - С. 96-103.

[4] Лазарев Б.М. Об изменениях в правовом статусе Президента СССР //Советское государство и право. - 1991. - № 8. - С. 34-36.

[5] Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Малиновская В. М. - М.: ТК Велби, 2005

[6] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., и доп. – М.: Норма, 2005, стр. 439.

[7] См. Конституцию РФ, ст. 83.

[8] Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Малиновская В. М. - М.: ТК Велби, 2005, ком. К ст. 85

[9] См. Конституцию РФ, ст. 85.

[10] Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Малиновская В. М. - М.: ТК Велби, 2005, ком. К ст. 85

[11] См. Конституцию РФ, ст. 86

[12] См. Конституцию РФ, ст. 87

[13] Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Малиновская В. М. - М.: ТК Велби, 2005, ком. К ст. 87

[14] См. Конституцию РФ, ст. 88

[15] Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Малиновская В. М. - М.: ТК Велби, 2005, ком. К ст. 88

[16] См. Конституцию РФ, ст. 89

[17] См. Конституцию РФ, ст. 90

[18] См. Конституцию РФ, ст. 81

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ: СФЕРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЛИЯНИЯ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Закон и право

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ: СФЕРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЛИЯНИЯ

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье анализируются объем полномочий Президента РФ в отношениях с органами судебной власти, в частности кадровых полномочий, а также полномочия судебной власти и ее влияние на выполнение президентских функций. Автор дает правовую оценку действенности конституционного механизма разделения власти в Российской Федерации как в правовом государстве с учетом влияния Президента РФ на формирование судебной системы.

Ключевые слова и словосочетания. Президент РФ, судебная ветвь власти, независимость судей, механизм разделения власти, верховенство права, судебная система, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, взаимодействие Президента РФ с судебной властью.

Annotation. This article touches upon powers of the Russian President in relation with judicial authorities, in particular staffing powers, as well as powers of the judicial branch and their influence on presidential functions' performance. The author gives a legal assessment of effectiveness of a constitutional separation of powers' mechanism in the Russian Federation as a law-governed state considering presidential influence on forming of judicial system.

Key words and word combinations. President of the RF, judicial power branch, independence of judges, separation of powers' mechanism, supremacy of law, judicial system, Constitutional Court of the RF, Supreme Court of the RF, High Arbitration Court of the RF, cooperation of the Russian President with judicial power.

Рецензент — А.В. Кочетков, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Московского психолого-социального университета, доктор юридических наук, доцент

Гарантия прав и свобод человека обеспечивается в государстве, где существует верховенство права, которое действует при наличии эффективного механизма разделения власти. Особое место в соблюдении законности и правопорядка занимает судебная ветвь власти. В нашей стране судебная власть провозглашается независимой и беспристрастной1. Независимость судей — неотъемлемая составляющая их конституционно-правового статуса.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что фактически формирует судебную систему и представляет кандидатуры судей для утверждения Советом Федерации на основные должности Президент России. Таким образом, хотя и косвенно, он предопределяет мнение выбранных им же самим кандидатов. По данному поводу Б.С. Эбзеев заметил, что есть судьи, независимые как от закона, так и от здравого смыс-

Некоторые авторы, несмотря на это, считают, что говорить о влиянии Президента РФ на осуществление правосудия не совсем правильно в связи с условностью и неподтвержденностью данного положения4, что нельзя не принять во внимание. Кадровые полномочия Президента РФ, согласно такой точке зрения, относят к общим полномочиям, которые присущи ему исходя из смысла ч. 3 ст. 80 Конституции РФ, в которой сказано, что Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2012

Но есть и другая сторона вопроса. Конституционный Суд РФ является высшей инстанцией при разрешении конституционных споров, отчего во многом зависит деятельность всех органов государственной власти и самого Президента. Конституционный Суд РФ согласно ст. 125 Основного закона может признавать акты Президента РФ не соответствующими Конституции, а Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд могут оспорить законность ненормативных актов. Конституционный и Верховный суды участвуют в процедуре отрешения Президента РФ от должности в части принятия решения о соблюдении процедуры выдвижения против него обвинения и дачи заключения на наличие в его действиях признаков преступления.

В общем смысле Президент РФ является субъектом, имеющим право обращаться в суд для создания и восстановления правопорядка и законности. Куда более весомыми в данном контексте являются нормот-ворческие функции Президента и право законодательной инициативы, реализуя которые он может решающим образом воздействовать на судебную систему: структурно, организационно и функционально.

В целях реализации мероприятий по обеспечению законности и правопорядка, государственных программ Президент РФ может как участвовать в судейских совещаниях и съездах, так и сам организовывать встречи и совещания для обсуждения необходимых вопросов, проведения консультаций, выработки совместных позиций. Для организации работы в данном направлении при Президенте создан Совет по вопросам совершенствования правосудия5.

Этот консультативный орган призван содействовать выработке согласованной позиции федеральных органов государственной власти по основным вопросам судебной реформы, служить совершенствованию взаимодействия Президента РФ с федеральными органами исполнительной власти и органами судейского сообщества при осуществлении судебной реформы, обеспечивать оперативное информирование главы государства о состоянии, проблемах и перспективах развития судебной системы в Российской Федерации.

Как видно из вышеизложенного, с одной стороны, Президент РФ обладает по отношению к судебной ветви власти рядом кадровых полномочий, которые позволяют ему формировать судебную систему в России. С другой стороны, проявляемые им инициативы в рамках определения внешне - и внутриполитического курса страны направлены на создание специальных органов по взаимодействию с судебной властью для выработки наиболее оптимального курса с целью отправления правосудия и

соблюдения законности и правопорядка и в итоге для обеспечения прав и свобод человека и гражжда-нина, его законных интересов.

Тем не менее некоторые ученые и специалисты-практики считают, что независимость судей как гарантия правового государства не может быть обеспечена при представлении кандидатур Президентом РФ на высшие судейские должности и при назначении им федеральных судей.

Судебная власть способна влиять на Президента РФ лишь в рамках толкования и разъяснения законов, наработки судебной практики по определенным правовым актам, в том числе изданным или инициированным, одобренным Президентом, вплоть до их отмены при противоречии Конституции РФ, актам с высшей юридической силой, а также при инициировании процедуры отрешения Президента РФ от должности в части дачи заключений по отдельным вопросам. Однако указанная процедура сама по себе, как показывает современная история, в сроки, отведенные Конституцией РФ (три месяца), является сложно осуществимой.

В связи с этим, на наш взгляд, пока рано говорить о полной независимости судебной ветви власти. Этот вопрос поднимается как в научных, так и политических кругах. Однако, как видим, каких-либо значимых положительных изменений в этом направлении пока фактически не последовало.

Реформа судебной системы — вопрос актуальный. Хочется надеяться, что проводимая реформа принесет не только позитивные структурные изменения, но и организационные, в том числе касающиеся формирования судебной системы, которые позволят говорить о существовании в Российской Федерации действенного механизма разделения власти.

2 Эбзеев Б.С. Конституция — это в том числе то, что сказал о ней Конституционный Суд // Закон. 2010. № 2. С. 7.

4 Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие: В 2-х т. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. С. 365.

6 Исполнительная власть: проблемы организации и деятельности / Под ред. Е.К. Глушко, М.А. Краснова. М.: ТЕИС, 2006. С. 45.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2012

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различ­ных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полно­мочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исклю­чительно ему, в других — соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Со­вокупность президентских полномочий сбалансирована с полно­мочиями других органов государственной власти, образуя систе­му сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопуще­ния односторонних авторитарных решений.

По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Прези­дента могут быть разбиты на следующие основные группы:

    1. Президент и Федеральное Собрание;
    2. Президент и Правительство;
    3. отношения с субъектами РФ;
    4. Президент и судебная власть;
    5. военные полномочия;
    6. полномочия в сфере внешней политики;
    7. чрезвычайное положение;
    8. гражданство и награды;
    9. помилование.

    Президент и Федеральное Собрание

    Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы госу­дарства и парламента, в главном не конкурируют с полномочия­ми представительного органа. Конституция проводит четкое раз­личие их полномочий исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотноше­ний с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Прези­денту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на ос­нове Конституции РФ и федерального закона без участия Госу­дарственной Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов этих трех органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. По­сле выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Ду­мы раньше этого срока.

    Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. вне­сения законопроектов в Государственную Думу, он обладает пра­вом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя пала­тами Федерального Собрания при раздельном обсуждении боль­шинством в две трети голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законо­проект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отли­чается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения за­кона нарушение конституционных условий и процедур его при­нятия или одобрения.

    Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегод­ными посланиями о положении в стране, об основных направле­ниях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями (которые, кстати, в присутствии Президента не обсуждаются) не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с вы­сказанными идеями. Порядок взаимодействия Президента с па­латами Федерального Собрания в законотворческом процессе (разработка законопроектов, использование права вето, подписа­ние) регулируется Положением, утвержденным указом Прези­дента РФ.

    Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, другие органы прини­мать решение о проведении общероссийских референдумов не вправе.

    Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не преду­смотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конститу­ции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 1 1 7 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы, с тем чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре ме­сяца после роспуска.

    Государственная Дума не может быть распущена Президен­том:

    1. в течение года после ее избрания;
    2. с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
    3. в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
    4. в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

    Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежела­тельное.

    Конституционно значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента рос­пуска Государственная Дума не полностью прекращает свою ра­боту и депутаты теряют свой статус, а лишь не может принимать законы и осуществлять на заседаниях палаты иные полномочия.

    Каждодневное сотрудничество Президента РФ с палатами Фе­дерального Собрания обеспечивается с помощью его полномоч­ных представителей в каждой палате. Они представляют на засе­даниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием от­клонения Президентом принятых палатами законов. При рас­смотрении законопроектов в палатах Президентом назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Пра­вительства РФ); при внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным пред­ставителем назначается министр иностранных дел или один из его заместителей.

    Президент и Правительство

    Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назна­чает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председа­теля Правительства назначить самостоятельно.

    Президент единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Предсе­дателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что не остав­ляет сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан предста­вить Президенту предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений на должности.

    К отмеченным полномочиям Президента примыкает его пра­во решающего влияния на назначение Председателя Центрально­го банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президент единолич­но определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит во­прос перед Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ, а затем сно­ва предложить эту кандидатуру Думе. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Пре­зидента.

    Отношения с субъектами РФ

    Важное значение имеет право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Президент представляет законодательному собранию субъекта РФ кандидатуру на долж­ность высшего должностного лица, он вправе отрешать от долж­ности это лицо, в определенных случаях распускать законода­тельное собрание субъекта РФ. Он также обладает правом отрешения от должности глав муниципальных образований и роспуска органа местного самоуправления.

    Президент и судебная власть

    В соответствии с принципами раз­деления властей и независимости судов Президент не вправе вме­шиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Со­ветом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших су­дебных органов РФ. Президент также назна­чает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Никто не вправе требовать от Президен­та выдвинуть ту или иную кандидатуру.

    С этими полномочиями тесно связано и право Президента вли­ять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствиис федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об ос­вобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанно­сти Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклоне­ния Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президен­том на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Кон­ституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов. Конституционный Суд РФ в поста­новлении от 1 декабря 1999 г. установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела Президент обязан издать акт о временном отстранении Генерального проку­рора от должности на время расследования дела.

    Военные полномочия

    В военной области полномочия Прези­дента достаточно широки. Он является Верховным Главнокоман­дующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную док­трину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.

    Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Пре­зиденту отдавать любые приказы Министерству обороны, ми­нистр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя ко­мандование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными Силами в структуру воинских формированийвходятвойска, подчиненные различным министерствам и ве­домствам.

    Организация воинских формирований в РФ строится на четком принципе, согласно которому эти фор­мирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ, ни один субъект РФ не вправе создавать собственные воинские формирования.

    Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного поло­жения определяется федеральным конституционным законом. Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.

    Полномочия в сфере внешней политики

    Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руково­дство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает рати­фикационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзыв­ные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических предста­вителей.

    Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатиче­ских представителей РФ в иностранных государствах и междуна­родных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.

    Чрезвычайное положение

    Полномочия Президента в этом во­просе сформулированы в Конституции предельно четко. ТолькоПрезидент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ под­лежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Сове­том Федерации. Президент не свободен в принятии такого реше­ния, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

    Чрезвычайное положение — особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные временные ограничения прав и свобод граждан. Именно поэто­му полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешива­ются контрольным полномочием Совета Федерации. От Прези­дента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др.

    Гражданство и награды

    К числу полномочий Президента от­носится решение вопросов гражданства и предоставления поли­тического убежища.

    Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ.

    Помилование

    Президент РФ осуществляет помилование осу­жденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государст­венной Думе.

    Конституционный Суд РФ в определении от 11 января 2002 г. указал: Конституция РФ предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворения любой просьбы о помиловании, т. е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреп­лено непосредственно в Конституции РФ. Помилование как акт ми­лосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголов­ном законе.

    Комиссии по рассмотрению просьб о помиловании созданы при главах администраций во всех субъектах РФ. Однако их ра­бота носит только подготовительный характер для последующего решения Президентом РФ.

    · контроль судов за актами Правительства на предмет соответствия указам Президента и ФЗ как актам большей юридической силы (ГПК, АПК).

    Взаимодействие президента и судебной власти

    Влияние Президента на судебную власть:

    · назначение федеральных судей;

    · представители в квалификационных коллегиях судей.

    Влияние судебной власти на Президента:

    · конституционный контроль за указами Президента (КС РФ);

    · проверка соответствия указов федеральным законам (ВС РФ).

    Правосудие– это совершаемое в процессуальном порядке правоприменительная деятельность судов по рассмотрению уголовных, гражданских дел, а также по осуществлению контроля в целях охраны прав и интересов граждан и организаций государства, при точном и неуклонном соблюдении закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, справедливость и обоснованность.

    Принципы правосудия:

    1. Принцип осуществления правосудия только судом (статья 118 Конституции).

    2. Принцип независимости судей и его гарантии (объективная и субъективная беспристрастность судьи; требования к кандидату на должность судьи, порядок назначения, приостановления и прекращения полномочий судьи как гарантии его независимости; неприкосновенность судей; несменяемость судей; финансирование судов и организационное обеспечение их деятельности как гарантия независимости; кодекс

    3. судейской этики как основа субъективной беспристрастности судьи).

    4. Принцип законности (ст.120 Конституции).

    5. Принцип презумпции невиновности.

    6. Принцип свободного доступа к правосудию (субъектный, предметный, территориальный, финансовый элементы доступности; обеспечение права на квалифицированную юридическую помощь как гарантия свободного доступа к правосудию, состязательность судебной процедуры как процессуальный элемент доступности правосудия).

    7. Принцип равенства всех перед законом и судом.

    8. Принцип гласности.

    9. Принцип официальности (публичности) уголовного преследования (уголовного судопроизводства) и принцип диспозитивности гражданского судопроизводства.

    10. Принцип языка судопроизводства.

    11. Принцип участия граждан в отправлении правосудия (история участия граждан в отправлении правосудия; присяжные и арбитражные заседатели, требования и статус, порядок отбора и назначения, полномочия).

    12. Принцип уважения чести и достоинства личности (ст.9 УПК).

    13. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст.16 УПК).

    14. Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст.11 УПК).

    15. Принцип единства судебной системы

    Звено судебной системы – суд, обладающий однородными полномочиями (система арбитражных судов 4хзвенная, система судов общей юрисдикции характеризуют как 3хзвенную, МС+РС = 1 звено)

    Судебная инстанция – суд, выполняющий конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебного конкретного дела (первая, апелляционная, кассационная, надзорная)

    Принцип основополагающая идея, начало, исходное положение, определяющая наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности или лежащая в основе правового регулирования тех или иных сфер общественных отношений.

    Объективная беспристрастность – создание изначально законодателем условий независимости суда от других государственных институтов, внешних условий функционирования судебной власти.

    Дисциплинарный проступок – это системное некачественное исполнение или вовсе неисполнение своих обязанностей вкупе с непристойным поведением.

    Отставка судьи - почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

    Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи может привести/приводит к ненадлежащему исполнению им должностных обязанностей, к причинению вреда правам и законным интересам других лиц.

    Личная заинтересованность судьи - возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

    Состязательность такая форма организации судопроизводства, для которой характерны строгое расчленение функций обвинения, защиты и разрешения дела между прокурором (частным обвинителем), обвиняемым (защитником) и судом; процессуальное равноправие сторон обвинения и защиты, разбирательство дела путем полемики сторон перед независимым и беспристрастным судом.

    Презумпция – общее правило, отображающее устойчивые, неоднократно повторяемые и наблюдаемые связи между фактами, событиями, явлениями, состояниями, свойствами.

    Правовая презумпция – закрепленное в законе правило, предполагающее наличие или отсутствие фактов до представления доказательств противного, т.е. пока не опровергнуто, предполагается данный факт. Это т.н. опровержимая презумпция. Или существует неопровержимая презумпция – правило, запрещающее опровержение этих фактов.

    Суд присяжных – такая форма участия народа в отправлении правосудия, при которой присяжные заседатели не образуют с профессиональным судьей единой коллегии; присяжные решают вопросы факта, а судья – вопросы права (квалификация и наказание);

    Суд шеффенов – такая форма участия народа в отправлении правосудия, при которой образуется единая коллегия, единый состав суда; функции профессионального судьи и шеффенов одинаковы, т.е. они решают и вопросы факта, и вопросы права.

    Пытка - любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы:

    1) получить от него или от третьего лица сведения или признания

    2) наказать его за действие,которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается,

    3) запугать или принудить его или третье лицо,

    4) или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия.

    Свидетельский иммунитет – право отказаться от дачи показаний.

    Организационное обеспечение деятельности судов - мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. (Минюст, Судебный департамент при Верховном Суде, который подчиняется Верховному Суду и органам судейского сообщества и выполняет функцию обеспечения организационной деятельности судов общей юрисдикции (Кроме ВС)).

    Верховный суд РФ является высшим судебным органам по делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законам процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

    Конституционный суд - Судебный орган конституционного контроля самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

    Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

    Прокурорский надзор – это один из видов государственной правоохранительной деятельности по внесудебной защите прав и свобод, который представляет собой официальное гласное открытое наблюдение за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов.

    1) Надзор за исполнением законов

    2) Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

    3) Надзор за исполнением законов органами дознания, предварительного расследования и ОРД

    4) Надзор за исполнением законов учреждениями, исполняющими наказание

    5) За деятельностью судебных приставов

    Предварительное расследование – деятельность уполномоченных государством органов по:

    1) установлению события преступления,

    2) розыску и изобличению виновного

    3) возмещению причиненного ущерба.

    Дознание – процессуальная деятельность дознавателя, осуществляемая им под надзором прокурора, контролем со стороны суда и начальника подразделения дознания, состоящая в установлении обстоятельств очевидных преступлений небольшой и средней тяжести, при котором предварительной следствие необязательно. Заканчивается прекращением уголовного дела/ составлением обвинительного акта, кот. с материалами уголовного дела направляются прокурору.

    Предварительное следствие осуществляется по всем уголовным делам кроме тех, по которым осуществляется дознание. Дознание осуществляется по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

    Подследственность – компетенция следователей ведомств, в которых создан следственный аппарат.

    Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом , в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

    Полиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.

    Министерство внутренних дел РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, противодействие преступности.

    Руководство МВД осуществляет Президент РФ.

    Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

    Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.

    Совет безопасности – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам:

    1) стратегии развития РФ

    2) обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз

    3) проведение единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

    Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, в сфере территориального устройства Российской Федерации, организации местного самоуправления, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

    Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

    Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

    Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

    Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

    Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

    Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

    Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

    ЭТО ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ.

    ñ Элементы режима адвокатской тайны:

    1)ТАЙНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ – ТАЙНА В ТОМ, ЧТО КЛИЕНТ РАССКАЗАЛ АДВОКАТУ. ЭТО НЕОТЪЕМЛИМЫЙ АТРИБУТ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БЕЗ ДОВЕРИЯ КЛИЕНТА К АДВОКАТУ ЕГО ПОЛНОЦЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕВОЗМОЖНА. ГАРАНТИЕЙ ЭТОГО ДОВЕРИЯ ВЫСТУПАЕТ ЗАПРЕТ РАЗГЛАШАТЬ СВЕДЕНИЯ, СООБЩЕННЫЕ ДОВЕРИТЕЛЕМ.

    2)ТАЙНА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ПОМЕШЕННЫХ В АДВОКАТСКОЕ ДОСЬЕ. МАТЕРИАЛЫ АДВОКАТСКОГО ДОСЬЕ - ЭТО ВСЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ПРИСУТСТВУЮТ В ДОСЬЕ АДВОКАТА ПО ДЕЛУ. АДВОКАТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОПРОШЕН В КАЧЕСТВЕ СВИДЕТЕЛЯ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, КОТОРЫЕ СТАЛИ ЕМУ ИЗВЕСТНЫ В СВЯЗИ С ОБРАЩЕНИЕМ К НЕМУ ДОВЕРИТЕЛЯ. ПРОВЕДЕНИЕ ОРМ И СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ АДВОКАТА, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЖИЛЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО НА ОСНОВАНИИ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ. ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ ОРМ ИЛИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ СВЕДЕНИЯ, ПРЕДМЕТЫ И ДОКУМЕНТЫ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В КАЧЕСТВЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ОБВИНЕНИЯ ТОЛЬКО В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ОНИ НЕ ВХОДЯТ В ПРОИЗВОДСТВО АДВОКАТА ПО ДЕЛАМ ДОВЕРИТЕЛЕЙ. ПРОИЗВОДСТВО АДВОКАТА ПО ДЕЛАМ ДОВЕРИТЕЛЯ ЭТО И ЕСТЬ АДВОКАТСКОЕ ДОСЬЕ. УКАЗАННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ОРУДИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НА ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ЗАПРЕЩЕНЫ К ОБРАЩЕНИЮ ИЛИ ОБОРОТ КОТОРЫХ ОГРАНИЧЕН.

    Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

    Президент назначает всех федеральных судей, кроме судей высших судов. В отношении судей высших судов президент вносит кандидатуры в СФ ФС РФ. Президент – ключевое лицо в процессе формирования судебной власти;

    Президент имеет своих представителей в квалификационных коллегиях судей;

    Влияние судебной власти на Президента.

    Споры о компетенции разрешаются судами;

    Конституционный контроль за конституционностью указов президента и контроль судов общей юрисдикции и арбитражных судов за законностью актов президента.

    Судебная власть участвует в спорах о компетенции.

    Судебная власть и исполнительная власть.

    Влияние правительства на судебную власть.

    Финансирование судебной системы правительством;

    Правительство – это федеральная собственность (здания, в которых находятся суды);

    Влияние судебной власти на исполнительную.

    Конституционный контроль за конституционностью актов правительства и контроль общих и арбитражных судов за законностью этих актов;

    Взаимодействие судебной власти с ФОИВ.

    Минюст и подведомственное ему Федеральная служба судебных приставов.

    Акты федеральных органов исполнительной власти являются предметом судебного контроля с точки зрения их законности.

    Принципы правосудия

    Правосудие – это совершаемое в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и административных дел, а так же осуществлению конституционного контроля (дискуссионно) в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

    Правосудие – это основная форма реализация судебной власти и её основная социальная функция (назначение).

    Осуществляется только судом!

    Признаки правосудия:

    -Осуществляется только судом;

    -Осуществляется только определёнными способами (а именно путём рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам между гражданами и юр. лицами, а так же путём рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

    -Осуществляется только с соблюдением специальной процедуры (УПК, ГПК, АПК)

    -Акты правосудия носят обязательный характер

    Принципы правосудия.

    Принцип права – основополагающая идея, начало, исходное положение, определяющее наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности или правового регулирования тех или иных сфер общественных отношений.

    Соответственно, принцип правосудия – это идея, начало или исходное положение, определяющее наиболее существенные стороны организации и деятельности государственных органов, осуществляющих судебную власть, т.е. судов.

    Характеристики принципов:

    -Имеют высокую юридическую силу (практически все принципы правосудия закреплены в КРФ);

    -Принципы обязательны для законодателя;

    -Принципы стабильны и устойчивы;

    -Они носят общий характер;

    -Принципы обязательны и для правоприменителя;

    -Они образуют систему основополагающих положений (принципы взаимодополняют, уравновешивают, балансируют друг друга. Ни одна из идей в этой системе не должна получить главенствующего положения);

    Принципы правоохранительной деятельности:

    1. принцип законности(всё в соответствии с законом); Образован в СССР, законы не требуют принципа законности, он и так является обязательным.

    2. - разрешено всё, что не запрещено - для граждан(ст.45 КРФ);

    3. - разрешено только то, что разрешено - для государственных органов;

    4. принцип согласованности личных, общественных и государственных интересов;

    5. принцип соблюдения человеческого достоинства - прав, свобод и интересов личности;

    6. принцип деполитизации и деидеологизации правоохранительной деятельности.

    ). Независимость в содержательном значении или беспристрастность (ст. 120 КРФ) распадается на объективную беспристрастность и субъективную беспристрастность.

    Статья 120:

    1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

    2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

    © 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

    Читайте также: