Как назывался суд католической церкви

Обновлено: 15.05.2024

1. Патриархи, Архиепископы, Митрополиты – Главы Церквей Поместных.

Вселенского Патриарха Константинопольского следует называть Ваше Святейшество. К другим Восточным Патриархам следует обращаться или Ваше Святейшество, или Ваше Блаженство в третьем лице

2. Митрополиты, являющиеся а) главами Автокефальных Церквей, б) входящие в Патриархию. В последнем случае они являются членами Синода или стоят во главе одной или нескольких архиепископских епархий.

3. Архиепископы (также как п. 2).

К митрополитам и архиепископам надо обращаться со словами Ваше Высокопреосвященство

4. Епископы – управляющие епархией – 2 епархии.

5. Епископы – викарии – одна епархия.

К епископам Ваше Преосвященство, Ваша Милость и Ваша Светлость. Если Глава Поместной Православной Церкви митрополит и архиепископ, то положено обращаться к нему Ваше Блаженство.

1. Архимандриты (обычно возглавляют монастыри, тогда они именуются игуменами обители или наместниками).

2. Протоиереи (обычно в этом сане благочинные и настоятели храмов в крупных городах), протопресвитер – настоятель Патриаршего собора.

К архимандритам, протоиереям, игуменам – Ваше Высокопреподобие

К иеромонахам, иереям — Ваше Преподобие.

Диаконы именуются по их сану.

Римско-Католическая Церковь

Порядок старшинства следующий:

1. Папа римский (римский понтифик (лат. Pontifex Romanus), или верховный суверенный понтифик (Pontifex Maximus)). Одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти. Монарх и Суверен Святого Престола, как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — глава Римско-католической Церкви и её верховный иерарх, суверен города-государства Ватикан.

К папе следует обращаться "Святой отец" или "Ваше святейшество" в третьем лице.

2. Легаты – кардиналы, представляющие Папу, которым положены королевские почести;

3. Кардиналы, приравненные по рангу к принцам крови; Кардиналы назначаются Папой. Управляют, как и епископы, епархиями либо занимают должность в римской курии. С XI в. кардиналы избирают Папу Римского.

К кардиналу следует обращаться "Ваше Высокопреосвященство" или "Ваша Светлость" в третьем лице

4. Патриарх. В католицизме сан патриарха, в основном, имеют иерархи, возглавляющие Восточные католические церкви со статусом патриархата. На Западе титул употребляется редко, исключением являются главы Венецианской и Лиссабонской митрополий, которые исторически носят титул патриарха, иерусалимский патриарх латинского обряда, а также титулярные Патриархи Восточной и Западной Индий (последний вакантен с 1963 года).

Патриархи — главы восточнокатолических церквей — избираются синодом епископов данной Церкви. После избрания Патриарх немедленно интронизируется, после чего испрашивает сопричастия (церковного общения) у Папы римского (в этом единственное отличие патриарха от верховного архиепископа, кандидатура которого Папой утверждается). В иерархии Католической церкви патриархи Восточных церквей приравнены к кардиналам-епископам.

5. Верховный архиепископ (лат. archiepiscopus maior) — митрополит, возглавляющий восточную католическую церковь со статусом верховного архиепископства. Верховный архиепископ, хотя он рангом и ниже патриарха Восточнокатолической церкви, во всех отношениях равен ему в правах. Избранный своей Церковью верховный архиепископ утверждается папой римским. Если папа римский не утверждает кандидатуру верховного архиепископа, проводятся новые выборы.
Верховные архиепископы являются членами Конгрегации по делам восточных церквей.

6. Архиепископ - старший (начальствующий) епископ. В римско-католической церкви архиепископы подразделяются на:

• архиепископов, возглавляющих архиепархии, не являющиеся центрами провинций;

• персональных архиепископов, которым этот титул присваивается Папой персонально;

• титулярных архиепископов, занимающих кафедры ныне не существующих древних городов и состоящих на службе в римской курии или являющихся нунциями.

• примасы. В Римско-католической Церкви, примас — архиепископ (реже викарный или освобожденный епископ), которому присуждается предстоятельство по отношению к другим епископам целой страны или исторической области (в политических или культурных терминах). Это предстоятельство по каноническому праву не даёт никаких дополнительных полномочий или власти по отношении к другим архиепископам или епископам. Титул используется в католических странах как почетный. Звание примаса может даваться иерарху одной из самых старых митрополий в стране. Примасы часто возводятся в кардиналы и часто наделяются председательством в национальной конференции епископов. При этом главный город епархии может больше не иметь такого важного значения, как при её создании, или её границы могут больше не соответствовать национальным. Примасы занимают место ниже верховного архиепископа и патриарха, а в пределах коллегии кардиналов не пользуются старшинством.

• митрополиты. В латинском обряде католической церкви митрополитом называется глава церковной провинции, состоящей из епархий и архиепископий. Митрополит обязательно должен быть архиепископом, а центр митрополии должен совпадать с центром архиепископии. Напротив, существуют архиепископы, не являющиеся митрополитами — это архиепископы-суффраганы, а также титулярные архиепископы. Суффраганные епископы и архиепископы возглавляют свои диоцезы, входящие в митрополию. Каждый из них обладает прямой и полной юрисдикцией над своим диоцезом, однако митрополит может осуществлять ограниченный надзор над ним в соответствии с каноническим правом.
Митрополит обычно возглавляет любые богослужения на территории митрополии, в которых участвует, а также хиротонисует новых епископов. Митрополит — первая инстанция, к которой могут апеллировать епархиальные суды. Митрополит имеет право назначить администратора епархии в тех случаях, когда после кончины правящего епископа церковь не в состоянии осуществить законное избрание администратора.

Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии. По каноническому праву епископ распоряжается всем церковным имуществом самостоятельно или через доверенных лиц. В католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

8. Священник - служитель религиозного культа. В Католической церкви священники относятся ко второй степени священства. Священник имеет право совершать пять таинств из семи, за исключением таинства священства (хиротонии) и таинства миропомазания (его священник имеет право совершить лишь в исключительных обстоятельствах). Священники рукополагаются епископом. Священники делятся на монашествующих (чёрное духовенство) и епархиальных священников (белое духовенство). В латинском обряде католической церкви для всех священников обязателен целибат.

Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан.

Католици́зм (Римско-като­ли­че­ская цер­ковь, като­ли­че­ство, папизм) — ере­ти­че­ское направ­ле­ние в хри­сти­ан­стве.

katolicizm - Католицизм

Общие поня­тия

Число като­ли­ков в мире состав­ляет ок. 1,3 млрд. чело­век. Главой (пред­сто­я­те­лем) Като­ли­че­ской церкви явля­ется папа Рим­ский, рези­ден­ция кото­рого нахо­дится в городе-госу­дар­стве Вати­кан.

Как про­изо­шло отпа­де­ние Римско-като­ли­че­ской церкви от Все­лен­ского Пра­во­сла­вия?

На про­тя­же­нии пер­вого тыся­че­ле­тия хри­сти­ан­ской исто­рии Рим­ская Цер­ковь, в юрис­дик­ции кото­рой нахо­ди­лись хри­сти­ане Запад­ной Европы, пред­став­ляла собой одну из Помест­ных Церк­вей и явля­лась частью Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Тем не менее, уже в этот период начали посте­пенно раз­ви­ваться те куль­тур­ные, литур­ги­че­ские и бого­слов­ские рас­хож­де­ния, кото­рые в конеч­ном итоге при­вели к рас­колу. Цер­ков­ное обще­ние между Римом и Восточ­ными Церк­вами также пре­ры­ва­лось неод­но­кратно; в общей слож­но­сти исто­рики насчи­ты­вают 217 лет раз­рыва только между Римом и Кон­стан­ти­но­по­лем в 337–843 гг.3

Однако в землях фран­ков прак­тика чтения Сим­вола с Filioque сохра­ня­лась. Посте­пенно под дей­ствием поли­ти­че­ских обсто­я­тельств вли­я­ние запад­ных импе­ра­то­ров в Риме росло. Нако­нец, в 1014 г. на коро­на­ции гер­ман­ского импе­ра­тора Ген­риха II Символ со встав­кой впер­вые был про­чи­тан за бого­слу­же­нием в Риме по бла­го­сло­ве­нию папы Бене­дикта VIII. После этого евха­ри­сти­че­ское обще­ние между Римом и Кон­стан­ти­но­по­лем было разо­рвано.

Таким обра­зом, Рим­ские папы без согла­сия своих собра­тьев изме­нили Символ веры, непри­кос­но­вен­ность кото­рого была защи­щена опре­де­ле­ни­ями Все­лен­ских Собо­ров, и внесли в него ложное учение, а затем само­вольно назна­чили на иные пат­ри­ар­шие кафедры своих став­лен­ни­ков, разо­рвав обще­ние с кано­ни­че­ской иерар­хией Востока. Все это поз­во­ляет с уве­рен­но­стью гово­рить о том, что Рим­ская Помест­ная цер­ковь отко­ло­лась от Все­лен­ской Пра­во­слав­ной, про­воз­гла­сив ере­ти­че­ское учение.

Какие учения като­ли­цизма явля­ются ере­ти­че­скими?

Боль­шая часть отвер­га­е­мых Пра­во­сла­вием учений Като­ли­че­ской церкви не полу­чила офи­ци­аль­ного осуж­де­ния на древ­них Все­лен­ских Собо­рах, поскольку в ту эпоху они нахо­ди­лись на стадии фор­ми­ро­ва­ния или не полу­чили широ­кого рас­про­стра­не­ния; тем не менее, эти учения про­ти­во­ре­чат Пре­да­нию Древ­ней нераз­де­лен­ной Церкви либо тол­куют его одно­сто­ронне.

Со вре­ме­нем в Риме сло­жи­лась тра­ди­ция вос­при­ни­мать это почте­ние к авто­ри­тету пап и памяти апо­стола Петра в фор­мально-юри­ди­че­ском ключе. Такие пред­став­ле­ния достигли своего рас­цвета ко вре­мени пап­ской реформы XI века; они неод­но­кратно про­воз­гла­ша­лись в кано­ни­че­ских и веро­учи­тель­ных текстах Сред­них веков, а в наи­бо­лее полной форме их изло­жил Ι Вати­кан­ский собор Като­ли­че­ской церкви в 1870 г. в дог­ма­ти­че­ской кон­сти­ту­ции Pastor Aeternus12. Это учение можно сум­ми­ро­вать в четы­рех тези­сах:

  1. Апо­стол Петр имел вер­хов­ную юрис­дик­ци­он­ную (цер­ковно-кано­ни­че­скую) власть, в том числе и над дру­гими апо­сто­лами.
  2. Эта власть пере­да­ется вся­кому Рим­скому папе как пре­ем­нику Петра.
  3. В силу этого папа имеет всю пол­ноту цер­ковно-кано­ни­че­ской власти. Суд Рим­ского папы не может быть пере­смот­рен даже Все­лен­ским Собо­ром.
  4. Послед­нее поло­же­ние назы­ва­ется без­оши­боч­но­стью или непо­гре­ши­мо­стью Рим­ского папы. Оно не под­ра­зу­ме­вает без­греш­но­сти (отсут­ствия грехов) у папы; не значит оно также, что папа не может оши­биться, выска­зы­ва­ясь как част­ное лицо или как бого­слов, но только то, что папа, желая про­воз­гла­сить тор­же­ствен­ное веро­оп­ре­де­ле­ние, не может оши­биться или погре­шить и такое опре­де­ле­ние не нуж­да­ется в согла­сии Церкви, чтобы счи­таться дог­ма­том.

Все эти тезисы про­ти­во­ре­чат соглас­ному учению Отцов Востока и Запада, а также прак­тике и поста­нов­ле­ниям Все­лен­ских Собо­ров. В част­но­сти, их фак­ти­че­ски осуж­дает Пятый Все­лен­ский Собор, отцы кото­рого в поле­мике с Рим­ским папой Виги­лием учили, что апо­столы не нахо­ди­лись в под­чи­не­нии друг у друга, а также, что все зна­чи­мые дог­ма­ти­че­ские реше­ния по вопро­сам веры должны при­ни­маться сообща, по образу Апо­столь­ского Собора13.

Непо­роч­ное Зача­тие Девы Марии и прочие пункты раз­но­гла­сий между Пра­во­сла­вием и като­ли­циз­мом.

Помимо пере­чис­лен­ных выше заблуж­де­ний като­ли­цизм также имеет ряд иных оши­боч­ных учений и сомни­тель­ных прак­тик, кото­рые под­вер­га­лись кри­тике и осуж­де­нию со сто­роны Пра­во­слав­ной Церкви.

Отно­ше­ние Пра­во­слав­ной Церкви к като­ли­цизму сего­дня

На совре­мен­ном этапе Пра­во­слав­ная Цер­ковь пыта­ется стро­ить с като­ли­циз­мом отно­ше­ния сотруд­ни­че­ства в защите тра­ди­ци­он­ных нрав­ствен­ных пред­став­ле­ний и сов­мест­ного про­ти­во­сто­я­ния вызо­вам вре­мени. Одно­вре­менно ведется и бого­слов­ский диалог с целью про­яс­не­ния вза­им­ных раз­но­гла­сий и бес­при­страст­ного поиска их раз­ре­ше­ния.

При­ме­ча­ния:

Что про­изо­шло в 1054 году: раскол Все­лен­ской Церкви надвое или откол одной её части, Рим­ской Помест­ной Церкви?

Верно ли назы­вать като­ли­ков ере­ти­ками, если они не были офи­ци­ально осуж­дены Все­лен­ским собо­ром?

Католицизм — это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех — протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке. Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего […]

Католицизм — это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех — протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке. Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего […]


Католицизм — это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех — протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.

Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь. Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.

Особенности католицизма

У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский — это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы. В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это — первый Папа Римский за долгие годы, который встретился с Патриархом православной Церкви. В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы. В частности, — проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.

католицизм. Папа Римский

Догматы католической церкви

Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

Кто такие католики

Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

Регион Страна Численность населения % католиков Численность католиков
Южная Америка Бразилия 186 112 794 73,6 136 979 016
Северная Америка Мексика 108 700 000 89-91 101 456 786
Северная Америка США 301 139 947 22 68 115 001

Отличия католицизма от православия

католицизм - отличия от православия
католицизм. Костел

Кроме того, православная Церковь не признает латинский культ сердца Иисуса и Пресвятой Богородицы. Это учения породили видения католической монахини Маргариты Марии Алякок (она умерла в 1690 г.). По ее словам, в видениях ей являлся Господь Иисус Христос и говорил о Своей чрезвычайной любви к людям, показывал ей Свое сердце, и обучив ее почитанию сердца, приказал ввести ей это служение вначале в монастыре (Франция), а потом распространить между всеми верующими. То же касается и почитания сердца Богородицы. Православная Церковь не признает эти видения истинными.

католицизм. Культ сердца

Бог учил нас любви ко всем людям, а, тем более, к братьям по вере во Христа, поэтому люди, которые исповедуют католицизм не являются нашими противниками и врагами. Лучший способ показать, что именно православие — правильное исповедание веры в Иисуса Христа — пример добродетельной жизни, а не жаркие споры в попытке доказать истину. Кроме того, есть общие проблемы, которые объединяют христиан перед лицом опасности. К сожалению, и сейчас в некоторых регионах существует печальное явление — христианофобия. За веру в Бога страдают православные, католики и протестанты. В борьбе с этим явлением объединяются главы Церквей и христиане по всему миру. Именно поэтому нам стоит быть вежливыми и деликатными с представителями других конфессий, обсуждать спорные моменты в форме дискуссии и быть толерантными к другим людям. Быть толерантным — это не значит быть согласным или равнодушным, но значит быть кротким, милосердным и любящим, как этому и учил нас Господь.



Наверняка многие помнят истории из школьной программы, где речь шла про ту самую инквизицию, сожжение Жанны д'Арк и суд над Галилеем. Как бы прискорбно это не звучало, но большинство столь отвратительных поступков исходили от Понтификов. Некоторые из них были одобрены церковью, а некоторые и вовсе были обычной церковной практикой. И совсем неудивительно, что тёмная церковная история содержит скандал за скандалом, изобилующий всеми пороками и табу, какие только можно себе представить.

1. Папа Пий XII

2. Растление

Папа Франциск. \ Фото: google.com.

Многие наверняка слышали про то время, когда было систематическое сокрытие злоупотреблений, растления и изнасилования со стороны священников, которые шли до самого верха церкви. По самым скромным подсчётам, только в США было более семнадцати тысяч жертв, и этот тип жестокого обращения был замечен во всём мире. Когда поступали жалобы, священников и других правонарушителей отпускали, а не наказывали.

3. Угнетение евреев

Папа Урбан II — Вдохновитель крестовых походов. \ Фото: reddit.com.

В 1095 году, когда Папа Урбан II выступил с призывом к войне с мусульманами, армии христиан в Западной Европе взяли на себя ответственность. Папа обещал крепостным свободу, если они уедут, и это многих воодушевляло. В первом Крестовом походе армия крестьян во главе с Петром Отшельником была убита турками. Когда армия рыцарей пошла за ними и захватила Иерусалим, говорили, что они убивали мусульман до тех пор, пока улицы не залила кровь.

Это было только начало. Волны Крестовых походов продолжались до 1396 года, ознаменовав три столетия войн и неисчислимых человеческих страданий. Католики определённо были не единственной религией, вовлечённой в это массовое насилие, но папа Урбан II прославился больше всех.

Отрезание голов убитых врагов и насаживание их на пики, по-видимому, было любимым занятием крестоносцев. Хроники повествуют о крестоносце-епископе, который называл насаженные на кол головы убитых мусульман радостным зрелищем для народа Божьего. Когда мусульманские города были захвачены христианскими крестоносцами, независимо от возраста, они были убитыми без суда и следствия - это была стандартная процедура для всех жителей. Не будет преувеличением сказать, что улицы были залиты кровью, когда христиане наслаждались санкционированными церковью ужасами. Евреи, укрывшиеся в своих синагогах, были сожжены заживо, что мало чем отличалось от обращения с ними в Европе.

4. Папа Бонифаций VIII

Папа Бонифаций VIII. \ Фото: pinterest.com.

Бонифаций VIII (1230-1303) был виновен во многих ужасных преступлениях, которые в совокупности делают его похожим на садиста римского императора. Помимо всего прочего, он наблюдал за полным уничтожением Палестрины, коммуны, которая мирно сдалась. Палестрина была полностью разрушена, и Бонифаций приказал проехать по ней плугом, чтобы доказать, что от неё остались только земля и щебень.

Многие наверняка знают о том, что священники дают обет безбрачия. Но, очевидно, Бонифаций VIII не воспринимал его слишком серьёзно. Однажды он вступил в интимные отношения с замужней женщиной и её дочерью, но ещё больше он был известен своими разговорами о том, что совокупляться с маленькими мальчиками так же естественно, как потирать одну руку о другую. Так что, очевидно, он насиловал (или, по крайней мере, блудил) детей. Стоит также отметить тот факт, что Бонифаций VIII просто обожал воздвигать статуи самому себе, обладая при этом чрезмерной гордыней.

5. Жанна д'Арк - жертва церкви

Жанна д

В своё время Жанна д'Арк была в значительной степени общественным врагом Католической Церкви номер один. В 1429 году семнадцатилетняя Жанна, веря, что Бог говорил с ней, спровоцировала восстание, чтобы изгнать англичан из Франции, но некоторые влиятельные католики, которые сочувствовали англичанам, были недовольны. Французский король Карл VII мудро принял помощь Жанны в борьбе с англичанами, и вместе они выиграли несколько крупных сражений.

Когда Жанна была схвачена, Карл VII, не уверенный в том, что он доверяет ей как посланнице Бога, передал её церкви, которая сделала то, что католики делают лучше всего - предала её суду за ересь без доказательств. Чтобы сделать ситуацию ещё более нелепой, Жанне было отказано в совете, что противоречило церковным правилам.

Поскольку не было никаких доказательств ереси, Жанна была признана виновной в одном из более чем семидесяти других обвинений, выдвинутых против неё - ношении мужской одежды, собственно говоря, за это она была сожжена на костре в 1431 году перед многотысячной толпой. В 1456 году Карл VII приказал провести расследование по делу Жанны. В итоге, её признали невиновной и сделали мученицей. Церковь последовала её примеру и в 1920 году канонизировала её.

6. Сожжение Уильяма Тиндейла

Уильям Тиндейл. \ Фото: livejournal.com.

Можно было бы предположить, что Церковь сделает массовое распространение Библии главным приоритетом. Как оказалось, в XVI веке это было последнее, чего хотели могущественные католики.

Но учёный Уильям Тиндейл пошёл против церкви. Он скрылся, чтобы перевести Библию на английский язык, тем самым подарив возможность мирянам самостоятельно читать её. Церковь была не в восторге от этого, и когда копии были контрабандой вывезены по Европе, католические власти потребовали их сжечь.

А как же Тиндейл? Его схватили, судили за ересь и за дерзкий перевод Библии, а после сожгли на костре. Когда церковные власти решили, что печатать Библии на английском языке — это нормально, они многое позаимствовали из перевода Тиндейла, так и не признав его правым и не виновным.

7. Молот ведьм

Молот ведьм. \ Фото: wikiwand.com.

Католическая церковь была не единственной группой, вовлечённой в охоту на ведьм, но она начала всё с Malleus Maleficarum (Молот ведьм), дурацкой книги, написанной в 1487 году после того, как папа Иннокентий VIII объявил, что ведьмы реальны и представляют угрозу (из-за их связи с Сатаной). Он хотел, чтобы это всё исследовалось, поэтому священнослужители Яков Шпренгер и Генрих Крамер написали книгу о ведьмах и сатанистах, и охоте на них. И стоит отдать им должное, ибо это был колоссальный успех. Книга была настолько популярна, что в течение двухсот лет занимала второе место после Библии в чартах продаж.

8. Папа Лев X и продажа индульгенций

Папа Лев X организовал продажу индульгенций. \ Фото: yandex.ua.

Многие наверняка слышали об индульгенциях. Однако в XVI веке они вышли из-под контроля. Папа Лев X обладал дорогим вкусом и не гнушался использовать сомнительные средства для его удовлетворения. В итоге, он решил продавать индульгенции, назначив на эту должность Великого комиссара индульгенций в Германии доминиканского монаха Джона Тезтеля, который продавал отпущение будущих грехов.

9. Организация падения Ордена Тамплиеров

Тамплиеры. \ Фото: vk.com.

То, что церковь сделала дальше, не было великим открытием. В 1307 году Папа Климент V арестовал и пытал членов церкви, добиваясь ложных признаний в ереси. На самом деле он получил достаточно таких признаний, чтобы оправдать роспуск ордена в 1312 году. Архиепископ Филипп де Мариньи, который вёл расследование в отношении тамплиеров, приказал сжечь на костре десятки человек. Прекрасная расплата за все эти сражения в Крестовых походах.

В 2007 году был опубликован секретный документ, свидетельствующий о том, что папа Климент V отпустил тамплиерам грехи, а затем принял решение о их роспуске. Историки считают, что этот документ является существенным доказательством того, что церковь сдалась под давлением короля Филиппа. Хорошая новость для честности рыцарей, плохая - для церкви.

10. Сожжение Джона Уиклифа

Джон Уиклиф. \ Фото: infinitearttournament.com.

Джон Уиклиф (1320-1384), известный английский богослов и критик церкви, был предтечей Реформации. Среди его многочисленных критических замечаний было убеждение, что церковь должна отказаться от своих мирских владений. Как вы можете себе представить, это была не та идея, которую церковь была рада распространить. Он также продвигал и работал над первым английским переводом Библии, надеясь дать людям прямой доступ к слову Божьему.

Уильям Кортни, архиепископ Кентерберийский, предпринял шаги против Уиклифа после ухода в отставку. Сочинения Уиклифа были запрещены в некоторых областях, но на этом дело не кончилось. Оно даже не закончилось, когда Уиклиф умер от инсульта в 1384 году. Вместо этого в 1415 году (через тридцать один год после его кончины) Констанцский собор объявил Уиклифа еретиком. Они не только приказали сжечь его книги, но и эксгумировать и сжечь его тело. И на это у них ушло двенадцать лет. Итак, через сорок три года после смерти Уиклифа его труп был сожжён, а пепел выброшен в реку Свифт.

11. Казнь Яна Гуса

Ян Гус – проповедник-реформатор. \ Фото: kudyznudy.cz.

Церковь, как правило, довольно жестока со своими критиками. Казнь Яна Гуса, родившегося в 1372 году, является одним из лучших (или худших) примеров, положившим начало Гиситским войнам. Чешский священник Гус чувствовал, что церковь, управляемая людьми, которые по своей природе ущербны, обязательно должна быть ущербной, в то время как Библия, прямое слово Божье, не имела недостатков. Поэтому он открыто критиковал церковную практику, особенно папский раскол и продажу индульгенций.

Поэтому, не очень довольная Гусом, церковь созвала Констанцский собор и пригласила его присоединиться к ним, якобы просто немного поболтать.

Вместо того, чтобы поболтать, Совет арестовал Гуса и отдал его под суд (а затем в тюрьму) за ересь. Его держали в темнице и, когда он отказался отречься от своего учения, приговорили к смертной казни. Церковь даже отказала ему в его последних правах, прежде чем сжечь на костре вместе со всеми его трудами.

12. Папа Александр VI

Папа Александр VI (Родриго Борджиа). \ Фото: discover.hubpages.com.

В 1501 году папа Александр VI (Борджиа), который, как известно, имел некоторые довольно изощрённые увлечения, такие как наблюдение за блудом лошадей, превзошёл сам себя. По словам историка Тони Перротте, он пригласил пятьдесят женщин раздеться за папским столом.

13. Папа Иннокентий IV

Испытание Джордано Бруно римской инквизицией. \ Фото: google.com.

Об уровне участия церкви в различных инквизициях можно спорить. Важно помнить, что Папа Иннокентий IV явно потворствовал пыткам как методу допроса инквизиции в своей папской булле Ad extirpanda в 1252 году (которая, вероятно, заслуживает своего собственного места в этом списке). Испанская инквизиция, самый известный из этих трибуналов, осуществлялась испанскими королевскими особами и монахами, которые были католиками, но не работали непосредственно на Ватикан или под его руководством.

14. Суд над Галилеем

Судебный процесс в живописи. \ Фото: cnnturk.com.

У церкви и науки, мягко говоря, сложные отношения. В 1633 году Галилео Галилей, отец всей науки, был предан суду церкви за утверждение, что Солнце является центром вселенной и Земля движется вокруг него, а не наоборот. Но это не имело значения.

Папа Урбан VIII видимо считал иначе, видя в заявлении Галилея ужасающую ересь. Итак, десять кардиналов сидели на суде над Галилеем, которому угрожали пытками, тюремным заключением и даже сожжением на костре. Галилей в жалком состоянии телесного недомогания в конце концов отказался от своих убеждений. Из-за этого церковь отнеслась к нему снисходительно и вместо пыток его подвергли домашнему аресту до тех пор, пока он не скончался.

15. Католическая церковь и нетрадиционная ориентация

Католическая церковь и нетрадиционная ориентация. \ Фото: google.com.

В течение многих лет церковь давала тысячи долларов Compañeros, некоммерческой организации, помогающей латиноамериканским иммигрантам получить доступ к медицинскому обслуживанию, понять законы и удовлетворить другие основные потребности. То есть до тех пор, пока церковь не узнала, что Compañeros объединилась с группой по защите прав людей с нетрадиционной ориентацией, и тогда Николь Мошер, исполнительный директор Compañeros, была проинформирована, что их финансирование находится под угрозой.

Compañeros — это лишь один из примеров организаций, которым церковь угрожала за то, что они не подчиняются самым резким требованиям католицизма.

P.S. Согласно некоторым сводкам, на сегодняшний день Католическая церковь поменяла своё отношение к ЛГБТ сообществам и более лояльно стала относиться к людям с нетрадиционной ориентацией.

На тему религии можно говорить бесконечно долго, выискивая все плюсы и минусы таких одновременно достоверных и противоречивых фактов, которые на протяжении веков оспариваются, то и дело подкрепляясь новыми догадками и версиями. Впрочем, чтобы удостовериться в этом, достаточно прочитать статью о том, что же было написано в Евангелие детства и Иисуса - том самом писании, вокруг которого никак не утихнут споры.

Читайте также: