Как называется место швартовки судов

Обновлено: 25.04.2024

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

19.05.2015 19:44
дата обновления страницы













Швартовными операциями называются маневрирование судна при подходе к портовым сооружениям (причалу, пирсу и т. д.), к борту другого судна, швартовным бочкам, а также перетягивание вдоль причала, кантовка возле него, крепление судна к причалу с помощью швартовных тросов и отход от места стоянки.

Швартовные операции относятся к наиболее сложным, ответственным и трудоемким судовым работам. Они осуществляются для выполнения грузовых операций, бункеровки, ремонтных работ и т. д.

Качественное и быстрое выполнение швартовных операций зависит от знаний и практического опыта судоводителя с учетом маневренных элемент> судна, надежной работы СЭУ, рулевого, якорного и швартовных устройств, а также от умелой и четкой работы всего экипажа по швартовному расписанию.

Рис. 186. Швартовка судна к причалу: а - лагом; б - кормой с двумя якорями; 1- кормовой продольный морского борта (подан на бочку); 2- носовой продольный морского борта; 3- носовой продольный; 4- второй носовой продольный; 5- носовой прижимной; 6- носовой шпринг, 7- кормовой шпринг; в- кормовой прижимной; 9- кормовой продольный; 10- второй кормовой продольный; 11- продольные левого борта; 12- продольные правого борта

Рис. 187. Крепление швартовных тросов: а - на судовом кнехте; б - огоном за тумбу, в - скобой за рым, г - за гак, д - дуплинем, е - огоном за тумбу при наличии швартовного троса с другого судна

Судно швартуется: к портовым сооружениям левым или правым бортом, а также кормой (рис. 186), к другому судну - на ходу, на якоре, в дрейфе. Ролкеры могут подходить к берегу носом или кормой с отдачей кормового или носового якорей.

Количество и размеры швартовных тросов, находящихся на судне, зависят от типа судна, его главных размерений и определяются Правилами Регистра СССР. Они могут быть синтетическими, растительными и стальными.
Для безопасной и надежной стоянки судна подают и крепят столько швартовных тросов, сколько необходимо в данный момент при определенных условиях (6-20). Каждый швартовный трос имеет свое назначение и название - продольные, прижимные, шпринги. После швартовки на каждый из них ставится противокрысиный щит.

На судне швартовные тросы крепят на кнехтах восьмеркой или оставляют на швартовных лебедках с автоматическим регулированием натяжения троса, на берегу - за тумбы, рымы, палы и другие устройства (рис. 187). При подготовке судна к швартовке предварительно по лоции, карте и местньщлравилам порта знакомятся с особенностями места будущей швартовки судна, способами крепления швартовных тросов и использования буксиров, глубинами на подходах к причалам и возле них, навигационной обстановкой, течением, преобладающими ветрами и т. д. На дежурном приеме УКВ-радиостанции устанавливают связь с портом и получают дополнительную информацию о швартовке. На основании полученных данных составляется план швартовных операций. Уточненную информацию о швартовке сообщает лоцман, который прибывает на судно для его заводки в порт и помогает капитану швартовать судно.

По судовому швартовному расписанию судоводительский состав расписывается по следующей схеме: на баке - третий помощник капитана, на корме - второй помощник капитана, на мостике - капитан, старший и четвертый помощники капитана. Боцман непосредственно руководит работой матросов на баке, старший матрос - на корме. На руль ставится наиболее опытный матрос.

СЭУ по команде с мостика заблаговременно переводят в маневренный режим. Проверяется связь мосг тика с баком, ютом и машинным отделением.

Третий помощник и боцман прибывают на бак раньше остальных членов экипажа. Готовят и проверяют на холостом ходу брашпиль (шпиль). Оба якоря готовят к отдаче, но приспускают под клюз якорь противоположного швартовке борта.

Экипаж выходит на свои места согласно расписанию по швартовке и готовит швартовное устройство к работе. Расчехляют механизм, разносят швартовные тросы по палубе, огоны продевают через клюзы и возвращают на палубу, где сбоку к ним крепят бросательные концы так, чтобы они не были зажаты береговыми тумбами.

Готовят и проверяютпереносные и стационарные кранцы, противокрысиные щиты и т. д. (рис. 188).

Рис. 188. Подготовленное для швартовки рабочее место: 1- разнесенный швартовный трос; 2- подсоединенный и подготовленный к подаче бросательный конец; 3- переносной цепной стопор

Если швартовные операции выполняются в плохую видимость, то место швартовки должно быть хорошо освещено. Все подготовительные мероприятия записываются в судовой журнал.

Купить средства для мойки и очистки днищ катеров, яхт, водного транспорта, лодок, судов от водорослей, тины, серобурого налета, водного камня

Средства для чистки катеров

Кислотные очистители для ультразвквой очистки черных металлов и деталей из них

Чистка ультразвуком

Купить средства для ультразвуковой очистки изделий и деталей из цветных металлов

Чистка ультразвуком

Купить нейтральные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Чистка инжектора, форсунок

Купить щелочные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Очистка инжектора, форсунок

Купить тестовые жидкости для промывки и диагностики форсунок на стенах на производительность

Тестирование форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Промывка форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистители деталей, УЗО

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистка меди и бронзы

Швартовка контейнеровоза Rhl Fidelitas

Швартовка контейнеровоза Rhl Fidelitas

Когда судно займет положение, параллельное причалу, и будет Находиться на незначительном расстоянии от него, подают на при­чал швартовные тросы с помощью бросательных концов (положение IV).

Обычно стремятся подавать в первую очередь швартовы с носа - шпринг и продольный. Шпринг не позволяет судну дви­гаться вперед и дает возможность поджимать его к причалу с помощью машины; продольный не дает возможности судну про­двигаться назад.

Очень быстро надо подать хотя бы один швар­товный трос с кормы для ее подтягивания. При подаче на причал кормовых тросов следует учитывать возможность попадания швар­това под винт.

Затем подают с носа и кормы все остальные необходимые швартовные тросы.

В портах с приливо-отливными течениями для исключения по­ломок релингов при опускании судна ниже причала все швартов­ные тросы надо пропустить через специальные рымы (у киповой планки).

Процесс подачи, выбирания и крепления швартовного троса осуществляется следующим образом. По команде с мостика о по­даче того или иного троса матрос подает бросательный конец на причал. Береговые швартовщики выбирают швартовный трос, огон которого крепят за тумбу (пушку, кольца).
В зависимости от дви­жения судна, расстояния до причала и назначения (вида) троса (шпринг, продольный) его или берут на барабан брашпиля, или кладут сразу на кнехт (обычно на кнехт кладут носовой шпринг, который по мере движения судна вперед потравливают).

В большинстве случаев поданный на берег швартовный трос берут на барабан брашпиля или швартовной лебедки. Когда судно будет подтянуто вплотную к причалу и станет на свое место, брашпилем подбирают слабину троса и затем на трос накладывают цепной стопор так, чтобы он находился на линии натяжения троса или составлял с ним небольшой угол.

Наложив и обтянув стопор, постепенно потравливают, а затем снимают шлаги троса с барабанов швартовных механизмов и кре­пят на кнехт пятью-шестью шлагами (на два последних шлага ре­комендуется накладывать схватку). После снимают цепной сто­пор. Аналогично кладут на кнехты все другие тросы.

При подходе судна к причалу для амортизации возможных уда­ров корпуса о причал необходимо спускать за борт мягкие кранцы в местах соприкосновения корпуса с причалом, причем концы кранцев надо не крепить, а держать в руках во избежание обрыва.

В случае швартовки судна с правым шагом винта правым бор­том необходимо подходить к причалу под острым углом или па­раллельно ему с самой минимальной скоростью, держась как мож­но ближе к причалу. С помощью руля стремятся прижать корму ближе к причалу с таким расчетом, чтобы в дальнейшем при ра­боте машины задним ходом корма под влиянием работы винта не особенно далеко отходила от причала.

Когда судно близко подошло к причалу, струя воды от работы винта на задний ход отжимает корму. Это обстоятельство часто является причиной навалов носовой части судна на береговые сооружения, что особенно опасно, если судно с бульбообразным форштевнем.

При швартовке к борту стоящего у причала судна подходят под более острым углом, чем при швартовке к причалу. В некото­рых случаях (когда стоящее судно по размерам меньше подходя­щего к нему) рекомендуется подходить почти параллельно диа­метральной плоскости с обязательным использованием якоря.

Для груженого судна метод швартовки к причалу даже в све­жую погоду почти не отличается от метода швартовки лагом в благоприятных условиях, так как на судно, имеющее небольшую парусность и значительную осадку, ветер оказывает слабое влия­ние.
Выполнение маневра швартовки лагом значительно усложня­ется при свежем прижимном или отжимном ветре и если судно в балласте и с бульбовым форштевнем.
Швартовку в таких усло­виях необходимо выполнять с отдачей якоря (якорей) и с ис­пользованием буксирных катеров (в случае отсутствия кате­ров швартовку следует отложить до более благоприятной по­годы).

Швартовные операции на двухвинтовом судне упрощаются в связи с лучшей его маневренностью по сравнению с одновинто­вым.


Этот термин, вероятно, происходит от голландского глагола meren ( причаливать ), который использовался в английском языке с конца 15 века.

СОДЕРЖАНИЕ


Эти причалы используются вместо временных якорей, поскольку они обладают значительно большей удерживающей способностью, наносят меньший ущерб морской среде и удобны. Там, где есть ряд причалов, они называются ярусом. . [2] Они также иногда используются для удержания плавучих доков на месте. Есть несколько видов причалов:

Качели, также известные как простые или одноточечные причалы, являются самым простым и наиболее распространенным видом швартовки. Поворотный причал состоит из одного якоря на дне водного пути с веревкой (веревкой, тросом или цепью), ведущей к поплавку на поверхности. Поплавок позволяет судну найти штангу и соединиться с якорем. Эти якоря известны как качающиеся швартовки, потому что судно, прикрепленное к этому типу швартовки, качается по кругу при изменении направления ветра или прилива.

Свайные причалы - это столбы, вбитые в дно водного пути так, чтобы их вершина находилась над водой. Затем суда привязывают швартовные тросы к двум или четырем сваям, чтобы зафиксировать их положение между этими сваями. Свайные причалы распространены в Новой Зеландии, но редко в других местах.

Хотя многие швартовые буи находятся в частной собственности, некоторые доступны для общественного пользования. Например, на Большом Барьерном рифе у австралийского побережья огромное количество общественных причалов расположено в популярных местах, где могут пришвартоваться лодки. Это сделано для того, чтобы избежать серьезных повреждений, которые могут быть вызваны постановкой многих судов на якорь .

В швартовке используются четыре основных типа постоянных якорей: [3]


  • Собственный груз - самый простой тип якоря. Обычно они представляют собой большие бетонные блоки с прикрепленными к ним стержнями, которые сопротивляются движению под действием собственного веса; и, в небольшой степени, за счет оседания в субстрате. В Новой Зеландии иногда используются старые железнодорожные колеса. Плюсы в том, что они простые и дешевые. Швартовка мертвым грузом, затягивающаяся во время шторма, по-прежнему хорошо держится на новом месте. Такие причалы лучше подходят для каменистого дна, где другие системы швартовки плохо держатся. Недостатки в том, что они тяжелые, громоздкие и неудобные.
  • Грибные якоря являются наиболее распространенными якорями и лучше всего подходят для более мягкого морского дна, такого как грязь, песок или ил . Они имеют форму перевернутого гриба, который легко зарыть в грязь или ил. Преимущество состоит в том, что он имеет отношение удерживающей силы к весу в десять раз больше, чем у швартовки собственным грузом; К недостаткам можно отнести высокую стоимость, ограниченный успех на каменистых или галечных основаниях и долгое время, необходимое для достижения полной удерживающей способности. [4]
  • Якоря пирамиды представляют собой якоря пирамидальной формы, также известные как якоря Дор-Мор. Они работают в перевернутом положении с вершиной, направленной вниз, внизу, так что, когда они развернуты, вес более широкого основания толкает пирамиду вниз, вгрываясь в пол. Поскольку анкеры наталкиваются на боковые тяги, боковые края или углы пирамид будут углубляться под пол, делая их более устойчивыми. [5][6]
  • Ввинчивающиеся причалы - это современный метод. Якорь в ввинчивающейся швартовке представляет собой вал с широкими лопастями, закрученными вокруг него так, чтобы его можно было ввинтить в основание. К преимуществам относятся высокое отношение удерживающей способности к массе и небольшой размер (и, следовательно, относительная дешевизна). Недостатком является то, что для установки, осмотра и обслуживания этих причалов обычно требуется водолаз.
  • В системах швартовки с несколькими якорями используются два или более (часто три) легких якоря временного типа, установленных в равностороннем порядке и все прикрепленные цепью к общему центру, от которого обычная опора простирается до швартовного буя. Преимущества заключаются в минимальной массе, простоте развертывания, высоком отношении удерживающей силы к массе и наличии якорей временного типа.

Судно может быть прикреплено к любому разнообразию береговых приспособлений, от деревьев и камней до специально построенных участков, таких как пирсы и набережные . Слово пирс используется в следующем объяснении в общем смысле.

Швартовка часто осуществляется с использованием толстых тросов, называемых швартовными тросами или тросами . Линии прикреплены к палубной арматуре на судне с одного конца и к такой арматуре, как болларды, кольца и шипы, с другой стороны.

Швартовка требует взаимодействия людей на причале и на судне. Тяжелые швартовные тросы часто передаются от более крупных судов к людям, стоящим у швартовки, по более мелким утяжеленным тросам. После того, как причальный трос прикреплен к болларду , его затягивают. Большие суда обычно затягивают свои швартовные тросы с помощью тяжелой техники, называемой швартовными лебедками или шпилями .

Для самых тяжелых грузовых судов может потребоваться более десятка швартовных тросов. Малые суда обычно могут быть пришвартованы с помощью четырех-шести швартовных тросов.

Швартовные тросы обычно изготавливаются из манильского каната или синтетического материала, такого как нейлон . С нейлоном легко работать, он служит годами, но при этом он очень эластичен . У этой эластичности есть достоинства и недостатки. Основное преимущество состоит в том, что во время события, такого как сильный ветер или близкое прохождение другого корабля, напряжение может распространяться на несколько линий. Однако, если сильно нагруженная нейлоновая леска порвется, она может катастрофически разорваться, что приведет к резкому откату , что может привести к смертельным травмам окружающих. Эффект снэпбэкааналогично растягиванию резинки между руками до точки разрыва, а затем нанесению язвительного удара от внезапно согнутых сломанных концов. Такой удар от тяжелого швартовного троса имеет гораздо большую силу и может привести к серьезным травмам и даже отрубанию конечностей. Швартовные тросы, сделанные из таких материалов, как Dyneema и Kevlar, имеют гораздо меньшую эластичность и, следовательно, намного безопаснее в использовании. Однако такие лески не плавают на воде и имеют тенденцию тонуть. Кроме того, они относительно дороже, чем другие виды лески.

Некоторые корабли используют трос для одного или нескольких швартовных тросов . Трос сложен в обращении и обслуживании. Также существует риск, связанный с использованием троса на корме судна в непосредственной близости от его гребного винта.

Швартовные тросы и тросы также могут быть изготовлены из троса и синтетического троса. [ требуется пояснение ] Такие стропы более эластичны и с ними легче обращаться, чем с тросами, но они не так эластичны, как синтетические стропы. При строительстве комбинированного швартовного троса необходимо соблюдать особые меры безопасности.

Двухголовые швартовные унитазы часто используются при швартовке. Трос натягивается на долото, тянущее судно к долоту. На втором этапе веревка привязывается к биту, как показано. Этот галстук можно очень быстро надеть и освободить. В спокойных условиях, например, на озере, один человек может пришвартовать 260-тонный корабль всего за несколько минут.

Быстроразъемные швартовные крюки представляют собой альтернативный метод крепления троса к причалу: такая система «значительно снижает потребность персонала порта в обращении с тяжелыми швартовными тросами… означает, что персонал должен тратить меньше времени на незащищенные участки дока, и [уменьшает ] риск травм спины при поднятии тяжестей ". [8] нефтяные компании Международного морского форум рекомендует использование таких крючков в нефтяных и газовых терминалах. [9]

Базовая система стержней - это веревка, трос или цепь, в несколько раз длиннее глубины воды, проходящей от якоря до швартовного буя, чем длиннее стержень, тем меньше угол действия на якорь (у него больше возможностей ). . Меньшая глубина прицела означает, что больше силы тянет по горизонтали, так что вспашка в субстрат увеличивает удерживающую способность, но также увеличивает радиус поворота каждого швартовки, таким образом снижая плотность любого заданного поля для швартовки. Добавляя вес к нижней части стержня, например, используя длинную тяжелую цепь, можно еще больше уменьшить угол силы. К сожалению, это приводит к соскребанию подложки в круглой области вокруг анкера. Вдоль нижней части удилища можно добавить буй, чтобы удерживать его от дна и избежать этой проблемы.

Причал, используемый для закрепления небольшой лодки (которая может быть выброшена на берег) в море, чтобы она была доступна во время всех приливов и отливов. Создание походной швартовки включает в себя (1) опускание тяжелого груза, к которому прикреплен блок ( шкивное колесо), в месте, где море достаточно глубокое во время отлива, (2) установка блока / шкива колеса на скалу или безопасная точка над отметкой прилива и (3) протяжка тяжелой веревки с маркерным буем между этими блоками.

Швартовка включает в себя (а) выгрузку лодки на берег, (б) нанесение точки швартовки на трос (где расположен маркерный буй), (в) прикрепление к швартовному тросу к лодке и (г) затем вытаскивание лодки. и вдали от пляжа, чтобы к нему можно было добраться во время всех приливов и отливов.

Причал, используемый для закрепления узкой лодки (способной пересекать узкие каналы Великобритании и узкие шлюзы) на ночь, во время экскурсий вне лодки или длительной очереди для доступа к шлюзу канала. Высота воды, за минимальным исключением, остается постоянной (не приливной); в непосредственной близости от шлюзов наблюдается перепад высоты воды . [16]

Типы причалов каналов:

Швартовочный штифт (предоставляется водителем лодки) вбивается в землю между краем канала и буксирной дорожкой с помощью швартовного троса к лодке. [17]

Швартовный крюк (предоставляется водителем лодки), размещенный на (постоянном) поручне со стороны канала с помощью веревки (предоставляется водителем лодки) или цепи и веревки к лодке. [17]

Швартовное кольцо (постоянное), прикрепленное между краем канала и буксирным трактом, с веревкой (предоставляется водителем лодки) к лодке. [17]

Швартовный боллард (постоянный), прикрепленный к каналу на подходах к шлюзу для краткосрочной швартовки наступающих лодок, и борт шлюза для помощи при подъеме и спуске. [17]

В перерывах между плаваниями и регатами яхты отдыхают в маринах, прочно закрепленные к причалам швартовыми тросами. Они являются частью целого комплекса механизмов и приспособлений для надежной фиксации судна у пирсов и плавучих причальных объектов. Общее название этого оборудования – швартовые устройства. Их задача – швартовка яхты бортом, кормой или носом, а также буксировка и обмен на ходу топливом и грузами.

c4f8648cfe36193030f3b8ae56f9eed7[1].jpg

Элементы швартового устройства яхты

В состав швартового устройства входят следующие объекты:

  • Швартовые тросы, они же просто швартовы.
  • Швартовые кнехты.
  • Клюзы.
  • Киповые планки.
  • Швартовые лебедки и брашпили.
  • Кранцы.

Познакомимся с ними поближе.

Швартовые тросы

577e4e043e85463c730495da8052dd54[1].jpg

Существуют следующие виды швартовых тросов:

  • Продольные швартовы подаются с носа яхты вперед и с кормы – назад. Они удерживают судно от движения вдоль причала.
  • Шпринги – тросы, чье направление противоположно продольным.
  • Прижимные тросы направлены к причалу под прямым углом и не дают ветру со стороны берега отодвинуть яхту от пирса.

Количество и технические параметры тросов регулируются Правилами судового регистра РФ. Материалами для их изготовления могут быть стальная проволока, синтетические нити и природные волокна растений.

Швартовые кнехты

447496fd64be2f62de71b56f7a3b3a30[1].jpg

Кнехтами называются литые тумбы из чугуна или сварные из стали. Они установлены на палубе и служат для крепления любых видов швартовых тросов. Самые распространенные – двухтумбовые кнехты на общей платформе. Каждая тумба имеет в основании прилив для закрепления нижних витков троса и шляпку, препятствующую соскальзыванию его верхних витков. Все чаще устанавливают кнехты с тумбами, лишенными приливов, и тумбами с крестовиной. Они особенно функциональны в случае, когда край причала выше уровня палубы и швартовый трос направлен вверх. Кнехты монтируют симметрично вдоль бортов на открытой верхней палубе, носу и корме яхты.

Особенно удобны при швартовке кнехты с тумбами на подшипниках со стопорными устройствами.

Клюзы

4184cbbc07e3031aa9bedd96ecfc17ce[1].jpg

Если швартовый трос проходит через отверстие в фальшботе, то его края обязательно окаймляет клюз – стальная или чугунная отливка с округлыми краями. Это приспособление исключает резкие изгибы и изломы швартовых тросов. Для швартования маломерных судов часто используют клюзы с так называемыми утками, то есть приливами для закрепления тонких швартовых тросов.

Если же цельный фальшборт отсутствует и палуба ограждена леерами, то клюзы особой конструкции устанавливают на ней. Мощные буксирные клюзы монтируют на носу и корме, через них заводят буксирные тросы.

Без клюзов тросы быстро изнашиваются. Клюзы замедляют этот процесс, но не ликвидируют его полностью. С недавних пор на яхтах применяются поворотные клюзы. В их конструкции предусмотрены вертикальные и горизонтальные ролики на подшипниках. Трос проходит через них и не трется о неподвижную поверхность. Развитие этой идеи – универсальные клюзы с шарикоподшипниковой обоймой в отверстии.

Киповые планки

1e5ca743d294e29b795e81d77f9715e9[1].jpg

Назначение киповых планок – изменение направления швартовых тросов. Через них, например, подают швартовые тросы на причалы, которые выше уровня палубы яхты. Или протягивают по палубе к швартовой лебедке. Простые киповые планки недостаточно эффективно снижают трение, поэтому их конструкцию дополняют ролики, по-морскому – роульсы.

Кранцы

10b0b790e47e6973cb5d01e62091d8d3[1].jpg

Повреждения корпуса яхты предотвращают кранцы. Чаще всего это парусиновые мешки, наполненные чем-нибудь упругим. В идеале – пробочной крошкой. Перед швартовкой их вывешивают на коротких тросах за борт с таким расчетом, чтобы полностью исключить непосредственный контакт с причалом.

Швартовые механизмы

После того как швартовые тросы заведены на причал, их нужно натянуть. Вручную сделать это очень сложно, поэтому на помощь матросам приходят шпили и швартовые лебедки. Их отличает, в основном, положение оси барабана с тросом. У шпилей она вертикальна, у лебедок – горизонтальна. Барабаны, по-морскому – турачки, имеют вогнутую поверхность. Она может быть гладкой или покрытой скругленными ребрами, так называемыми вельпсами. Они предотвращают скольжение троса по барабану, однако ускоряют его износ.

10bf741cc63b66f4407cb07f6f6d5871[1].jpg

Автоматические швартовые лебедки не только натягивают канаты, но и регулируют силу натяжения в зависимости от приливов, ветра или течения. После окончательной выборки швартовых лебедку переключают в автоматический режим. Любое изменение уровня натяжения швартовов вызывает включение двигателя и возврат к прежнему состоянию.

Автомат контролирует и длину вытравленного троса. Если при большом отливе или приливе на барабане остался только первый ряд троса, то автоматика стопорит его и подает звуковой и световой сигнал. У команды остается время на устранение аварийной ситуации, которая влечет за собой потерю троса или опасный крен яхты.

Правила технической эксплуатации швартового устройства

Предназначение швартового устройства – прочная и надежная фиксация яхты у причала или другого судна. При этом ее корпус должен быть защищен от повреждений. Все швартовое хозяйство находится под неусыпным контролем команды. Еженедельно ответственный член команды выясняет состояние болтовых соединений и сварных швов. Он же проверяет работу швартовых механизмов перед каждой швартовкой, включая их на холостом ходу.

Роульсы киповых планок и палубные роульсы регулярно смазывают. Поверхности клюзов и киповых планок не должны иметь сколов и царапин, способных повредить трос. Раз в год обязательно проводится профилактическое обслуживание с полной разборкой, полировкой и смазыванием.

Особое внимание уделяется швартовым тросам. Стальной трос периодически омывают пресной водой и смазывают. Ржавчину удаляют стальной щеткой. Лопнувшую проволоку обрезают накоротко. Трос, у которого лопнула целая прядь или обнаружилась неустранимая деформация, должен быть полностью заменен. Трос из синтетического волокна должен быть переплетенным из 8 прядей. Он заменяется на новый, если при осмотре обнаружено 15 % порванных нитей.

Запрещено перебрасывать швартовые тросы через острые края палубы или фальшборта без использования клюзов или киповых планок. Подобная эксплуатация неизбежно приводит к излому троса и его обрыву в самый неподходящий момент – резком приливе или волнении у причала. Последствия непредсказуемы, вплоть до опрокидывания яхты. Участок троса, который постоянно трется о клюз, обматывают парусиной для снижения износа. С этой же целью рекомендуется периодически менять местами концы троса.

d4e3ded6c342d28d9b9db2ce63d7e628[1].jpg

При длительной эксплуатации стальные швартовы начинают самопроизвольно скручиваться в пружину. Для предотвращения этого явления при подготовке к швартовке их накручивают на турачку шпиля, вращая ее в разных направлениях.

Работа с синтетическими тросами имеет свою специфику. Их категорически запрещено пропускать в один клюз со стальными даже в одном направлении. Главная опасность синтетики – возможность проскальзывания на турачке при выборке швартовых втугую. При этом трос так сильно нагревается, что может оплавиться и порваться. Поэтому синтетический трос слегка ослабляют, не вытравливая, а вращая барабан швартовой лебедки в обратную сторону.

При погрузке или разгрузке судна его осадка меняется, а следом и натяжение швартовов. Автоматическая швартовая лебедка их подтянет или ослабит, тем не менее ослаблять бдительность нельзя. Все швартовы должны быть равномерно натянуты и обеспечивать устойчивое положение яхты у причала или другого судна. В таких ситуациях рекомендуется использовать синтетические тросы, способные растягиваться.

58d5fd95b377a0b3564a638c57eb9221[1].jpg

Швартовное устройство ежегодно инспектируется комиссией Регистра РФ при продлении документов на право плавания. К этому моменту они должны быть в полном порядке.

Система автоматизированной швартовки

Швартовка яхты относится к сложнейшим маневрам и грозит начинающим судоводителям серьезными авариями, особенно в узких и переполненных маринах. Ради предотвращения подобных ситуаций шведская фирма Volvo Penta предложила систему автоматической швартовки.

461505de37f31cc7d0c43b593ee34634[1].jpg

  • Четыре датчика на причале в месте швартовки.
  • Датчики ветра и течений.
  • GPS-навигатор.
  • Микроконтроллер с датчиками угла поворота руля или приводов IPS.

При входе в зону действия береговых датчиков шкипер получает сигнал о готовности к автоматизированной швартовке. Дальнейшее движение судна происходит под управлением контроллера в соответствии с алгоритмом движения к заданной точке. Скорость реакции на изменения сигнала датчиков измеряется микросекундами. При необходимости система способна даже удерживать яхту в одной точке. Аналогично происходит и выход из марины.

Данная система не работает сама по себе, присутствие шкипера у штурвала обязательно. Но процесс становится значительно безопаснее, что снижает вероятность аварий своего и чужих судов. Планируется внедрение системы во всех европейских маринах, установка береговых датчиков и проводка яхты системой от входа в марину к месту швартовки. Яхтсмены смогут издалека бронировать себе место у причала и без проблем его достигать. Первая система рассчитана на новейшие яхты с движителями IPS, но планируется ее модификация для судов с обычными двигателями и рулями.

Порядок швартовки

При подходе к причалу проверяют состояние тросов и проворачивают швартовые механизмы на холостом ходу. За борт вывешивают кранцы с промежутком до двух метров между ними. Они предохранят от удара о причал или борта других судов. Возможна швартовка лагом, то есть бортом, или кормой к причалу. Носом яхты швартуются только в силу необходимости в необорудованных для этого местах.

9858168689b0f12e4eb0d663787185ac[1].jpg

Читайте также: