Как конституционная реформа 2020 года изменила конституционный суд российской федерации

Обновлено: 17.05.2024

После своего ежегодного выступления перед Федеральным собранием 15.01.2020 Президент России Владимир Путин заставил всех говорить о новой Конституции РФ 2020 года. Рассказываем об основных предложенных нововведениях и их причинах по версии Владимира Путина.

Что вошло в законопроект

20 января 2020 года в Госдуму официально поступил законопроект № 885214-7. Это Закон Российской Федерации о поправках к Конституции. Он нацелен на совершенствование регулирования отдельных вопросов организации публичной власти и был очень оперативно подготовлен на основании предложений, представленных рабочей группой.

Новые требования к должностным лицам

Проект предусматривает закрепление на конституционном уровне обязательных требований к должностным лицам, полномочия которых непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства. В том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории другой страны.

Так, к кандидатам на должность Президента Российской Федерации предложено установить требования:

  1. о постоянном проживании на территории России не менее 25 лет;
  2. об отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, на момент участия в выборах или когда-либо ранее.

Исходя из принципа единства системы госвласти аналогичные требования об отсутствии гражданства другого государства либо вида на жительство/иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, предложено установить для:

  • высших должностных лиц субъектов РФ;
  • членов Совета Федерации;
  • депутатов Госдумы;
  • председателя Правительства РФ, его заместителей;
  • федеральных министров;
  • руководителей других федеральных государственных органов;
  • судей.

Расширение социальных гарантий

В целях защиты социальных прав граждан, обеспечения их равных возможностей на всей территории страны ст. 75 Конституции предложено дополнить положениями, устанавливающими:

  • МРОТ не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России;
  • гарантии обязательной индексации пенсий, социальных пособий и иных соцвыплат;
  • основные принципы всеобщего пенсионного обеспечения.

Новый подход к международному праву

Для защиты государственного суверенитета предложено прописать, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, не подлежат исполнению в нашей стране.

Новые правила назначения

В целях повышения эффективности взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти, усиления роли Госдумы и парламентских партий, а также повышения ответственности членов Правительства РФ предложено:

  • установить порядок назначения Председателя Правительства РФ, его замов;
  • изменение, в соответствии с которыми кандидатуры для назначения на указанные должности назначаются Президентом после их утверждения Госдумой.

Аналогичный порядок предусматривается для назначения руководителей министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

Для большей прозрачности работы силовых ведомств, правоохранительных органов, независимости органов прокуратуры в регионах назначение руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, а также прокуроров регионов предложено осуществлять после консультаций с Советом Федерации.

Кроме того, к полномочиям Совета Федерации могут отнести прекращение по представлению Президента полномочий судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда, кассационных и апелляционных судов:

  • в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
  • в иных предусмотренных федеральным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Новая роль КС

Предложено усилить роль Конституционного Суда Российской Федерации, наделив его возможностью проверять по запросам Президента конституционность законов, принятых палатами Федерального Собрания, до их подписания Президентом.

Новый орган

В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов госвласти РФ, определения основных направлений внутренней и внешней политики, приоритетных направлений социально-экономического развития государства предусмотрено формирование Президентом Государственного Совета (по факту уже функционирует).

Новый статус местной власти

В соответствии с законопроектом органы местного самоуправления и органы государственной власти РФ входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и взаимодействуют в целях наиболее эффективного осуществления полномочий, имеющих государственное значение.

Предлагаемые изменения в Конституцию Российской Федерации будут вынесены на общероссийский референдум.

Причины поправок в Конституцию по версии Путина

Конституция была принята уже более четверти века назад в условиях тяжёлого внутриполитического кризиса. Положение дел с тех пор кардинально изменилось. Теперь нет ни вооружённого противостояния в Москве, ни очага международного терроризма на Северном Кавказе.

Стабилизировалась ситуация в экономике и социальной сфере. И сегодня ряд политических общественных объединений ставят вопрос о принятии новой Конституции.

В. Путин: «… считаю, что такой необходимости нет. Потенциал Конституции 1993 года далеко не исчерпан, а фундаментальные основы конституционного строя, права и свободы человека, надеюсь, ещё многие десятилетия будут оставаться прочной ценностной базой для российского общества.

Вместе с тем изложенные конституционные поправки Президент считает вполне обоснованными и важными для дальнейшего развития России как правового социального государства, в котором высшей ценностью являются свободы и права граждан, достоинство человека, его благополучие.

Россия может быть и оставаться Россией только как суверенное государство. Суверенитет народа должен быть безусловным. Многое сделано для этого:

  • восстановлено единство страны;
  • покончено с ситуацией, когда некоторые государственные властные функции были узурпированы фактически олигархическими кланами;
  • Россия вернулась в международную политику как страна, с мнением которой нельзя не считаться.

Созданы мощные резервы, что кратно повышает устойчивость нашего государства, его способность защитить социальные права граждан, а национальную экономику – от любых попыток внешнего давления.

Предложенные изменения прямо гарантируют приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве.

Смысл, миссия государственной службы – именно в служении. Человек, который выбирает этот путь, должен прежде всего для себя решить, что он связывает свою жизнь с Россией, с нашим народом, и никак иначе, без всяких полутонов и допущений. Поэтому нужны новые ограничения для госслужащих.

Местная власть

К проблемам в образовании, здравоохранении, в других сферах приводит разрыв между государственным и муниципальным уровнями власти. И такая разделённость, запутанность полномочий прежде всего отрицательно сказывается на людях.

Предусмотренные законодательством общие для всех граждан права, возможности и гарантии в разных регионах и муниципалитетах обеспечиваются по-разному. Это несправедливо по отношению к человеку и несёт прямую угрозу нашему обществу и целостности страны. Поэтому полномочия и реальные возможности местного самоуправления – самого близкого к людям уровня власти – могут и должны быть расширены и укреплены.

В любом случае, при любой ситуации и на всей территории страны должны исполняться социальные обязательства государства.

Госсовет

Россия – огромная страна, и у каждого субъекта Федерации есть свои особенности, проблемы, свой опыт. Всё это, безусловно, надо учитывать. Поэтому необходимо кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне (в 2000 г. по инициативе В. Путина был возрождён Государственный совет, в работе которого участвуют главы всех регионов; он показал свою высокую эффективность, его рабочие группы обеспечивают профессиональное, всестороннее и качественное рассмотрение наиболее значимых для граждан и страны вопросов).

Формирование Правительства

Российское общество становится более зрелым, ответственным, требовательным. Основные политические силы страны, несмотря на всю разницу подходов к решению стоящих перед нами задач, выступают с патриотических позиций, отражают интересы своих сторонников и избирателей. При этом практически все фракции, представленные в Госдуме, полагают, что Федеральное Собрание готово взять на себя бóльшую ответственность за формирование Правительства.

А если взять бóльшую ответственность за формирование Правительства, это значит, взять на себя и бо́льшую ответственность за ту политику, которую это Правительство проводит.

Сейчас в соответствии со ст. 111 и 112 Конституции Президент лишь получает согласие Госдумы на назначение Председателя Правительства России, а затем уже сам назначает и главу кабинета, и его заместителей, и всех министров. Нужно доверить Государственной Думе не просто согласование, а утверждение кандидатуры Председателя Правительства, а затем по его представлению – всех вице-премьеров и федеральных министров. При этом Президент будет обязан назначить их на должность, то есть будет не вправе отклонить утверждённые парламентом кандидатуры соответствующих должностных лиц.

Назначение силовиков

При этом наша страна с её огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой. Поэтому за президентом, безусловно, должно сохраняться право определять задачи и приоритеты деятельности Правительства, как и право отстранять от должности Председателя Правительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия. Также за президентом должно оставаться прямое руководство Вооружёнными Силами и всей правоохранительной системой.

Назначение руководителей всех так называемых силовых ведомств президент может проводить по итогам консультаций с Советом Федерации. Такой подход сделает работу силовых, правоохранительных органов более прозрачной и в большей степени подотчётной обществу.

Назначение прокуроров

Принцип назначения по итогам консультаций с Советом Федерации может быть применён и в отношении прокуроров регионов. Сегодня они назначаются по согласованию с региональным законодательным собранием, а это может на практике приводить к определённым, в том числе неформальным, обязательствам перед местными властями. Значит, и к рискам потерять объективность и беспристрастность.

Что касается позиции территорий по кандидатуре своего прокурора, то она может быть учтена в ходе консультаций в Совете Федерации, который как раз и является палатой регионов. У нас не может быть какой-то своей доморощенной законности в одном и в другом регионе, а значит, прокурор – это сквозная верховная власть, следящая за исполнением этих законов вне зависимости ни от каких обстоятельств регионального характера. Бóльшая независимость прокуратуры от местных властей, безусловно, в интересах граждан, в каком бы субъекте они ни проживали.

Высшие суды

Ключевую роль в обеспечении законности и прав граждан играет судебная система – Конституционный и Верховный Суды. Безусловным должен быть не только профессионализм судей, но и доверие к ним. Справедливость и моральное право принимать решения, затрагивающие судьбы людей, всегда в России имели первостепенное значение. Основной закон должен закреплять и защищать независимость судей, принцип их подчинения только Конституции и федеральному законодательству.

Можно подумать о распространении полномочий Конституционного Суда оценивать на соответствие Конституции не только законы, но и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня.

Заключение

Нельзя забывать, что стало с нашей страной после 1991 года. После распада Советского Союза у нас остались прежние амбиции. При этом сохранился колоссальный потенциал: и человеческий, интеллектуальный, ресурсный, территориальный, культурно-исторический и так далее. Но возникли и угрозы, причём угрозы такого масштаба, о которых никто раньше даже и не задумывался.

Поэтому при дальнейшем государственном строительстве перед нами стоят, казалось бы, прямо противоположные задачи, служат ориентиром ценности, которые могут на первый взгляд представляться несовместимыми.

Мы должны создать систему прочную, надёжную, неуязвимую и по внешнему контуру абсолютно стабильную, безусловно, гарантирующую России независимость и суверенитет. В то же время систему внутри себя живую, гибкую, легко и своевременно, главное, меняющуюся в связи с тем, что происходит в мире, вокруг нас, а главное, в связи с развитием самого российского общества. Систему, обеспечивающую в том числе сменяемость тех, кто находится у власти или занимает высокое положение в других сферах. Такое обновление – неотъемлемое условие для прогрессивной эволюции общества и пусть не безошибочного, но стабильного развития, когда незыблемым остается главное – интересы России.

Поправки не затрагивают фундаментальных основ Конституции. Вместе с тем, предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной, судебной власти.

Мнение людей – граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти – должно быть определяющим. Всё в конечном счёте решают люди и сегодня, и в будущем, и в выборе стратегии развития страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, посёлке. Сильную, благополучную, современную Россию мы сможем построить только на основе безусловного уважения к мнению людей, к мнению народа.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году в совершенно иных рыночных и политических реалиях. По мнению Президента, Основной закон до сих пор справляется со своими функциями и не подлежит кардинальным изменениям, но некоторые положения необходимо привести в соответствие с текущими потребностями и целями развития страны.

В ходе Послания Федеральному собранию Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам:

История изменений Конституции РФ

  • Действующая Конституция была принята на референдуме в 1993 году. В нем приняли участие свыше 58 млн. россиян.
  • Конституция за время своего действия неоднократно корректировалась. Так, в период с 1996 по 2008 г. в нее были внесены изменения, связанные с укрупнением субъектов РФ, а также их переименованием.
  • В 2009 году были внесены более существенные коррективы, когда был расширен срок избрания Президента до 6 лет (ранее он избирался на 4 года), а депутатов Госдумы стали выбирать на 5 лет (ранее – на 4 года). Также в обязанности Правительства включили регулярную отчетность перед Госдумой по результатам работы.
  • В 2014 году в Конституцию внесли изменения, связанные с объединением ВС и ВАС РФ, а также с принятием в состав РФ Крыма и Севастополя, введением должности федерального сенатора.

В Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года Президент указал на то, что со времени принятия Конституции прошло уже более 25 лет, и текущие российские реалии сегодня изменились. Конституция 1993 года принималась в кризисный период российской истории, который существенно отличается от текущей конъюнктуры. Хотя налицо ряд острых экономических и социальных проблем, в целом ситуацию в стране можно охарактеризовать, как стабильную.

Именно такие причины Президент озвучил в качестве оснований для изменения Конституции. Озвученные предполагаемые поправки в Конституцию не затрагивают ее базовых основ, поэтому они могут быть утверждены Парламентом. Но с учетом того, что коррективы предполагают существенное изменение действующей конфигурации политической системы, а также изменение деятельности законодательной и судебной властей, то Президент посчитал необходимым провести всероссийский референдум по вопросам изменения Конституции.

Как повлияют поправки на конституционный строй РФ

Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти. Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идет в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В. Путин может занять определенный пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.

Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции.

Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.

Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность измененному политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.

Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент РФ, распространили свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы. С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме.

1.3. Становление и развитие полномочий Конституционного Суда РФ до конституционной реформы 2020 года - часть 2

Немного отойдя от темы, хотелось бы отметить расширение обязательств по исполнению решений Конституционного Суда РФ, такие решения надлежало исполнять немедленно или в указанный срок, что несомненно повлияло на своевременное устранение последствий неконституционности нормативных актов.

Следующие изменения Федерального конституционного закона не затрагивали полномочий Конституционного Суда РФ. Произошедшие в 2004 году преобразования касались компенсаций расходов граждан в случае признания акта неконституционным, в 2005 году был отменен срок, на который избирается судья Конституционного Суда, а в 2007 году Конституционный Суд переехал в Санкт-Петербург, оставив в Москве лишь свое представительство.

Как указывает судья Конституционного Суда РФ Бондарь Н.С.,

Изменения в 2009 году касались структуры Конституционного Суда. Так была ликвидирована должность судьи-секретаря и увеличено число заместителей Председателя КС РФ с одного до двух, а также изменен порядок назначения их на должность и досрочного освобождения.

Новая редакция ФКЗ наряду с некоторыми процессуальными новеллами, касающимися, в частности, порядка прекращения полномочий судей и Председателя Суда, а также его заместителей, упразднил палаты Конституционного Суда и предусмотрел возможность разрешения дел без проведения слушания, то есть в порядке письменного производства.

Следующие поправки в течение четырех лет не касались полномочий Конституционного Суда и затрагивали процессуальные моменты деятельности, однако в 2014 году Конституционный Суд РФ получил новые полномочия. Отныне он должен был проверять на соответствие Конституции вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации. Судья Конституционного Суда Н.С. Бондарь указывает, что хотя статья 125 Конституции такого полномочия Конституционного Суда не предусматривает, это дополнение представляется вполне разумным, вытекающим из ее духа и смысла.

В 2015 году последовали весьма существенные модификации полномочий Конституционного Суда. Прежде всего хотелось бы сказать о дополнении статьи 3 ФКЗ, определяющей компетенцию Конституционного Суда. Согласно нововведенному пункту 3.2 части первой этой статьи, по запросу федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против РФ на основании международного договора РФ, Конституционный Суд разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека.

Изменения затронули и статью 36 ФКЗ. Вторая часть, определяющая основания к рассмотрению Конституционным Судом дел, получила новую редакцию, согласно которой новым основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, основанного на положениях соответствующего международного договора России в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с российской Конституцией. Соответствующее изменение внесено и в первую часть статьи 47.1. Согласно новой ее редакции, Конституционный Суд может принимать решение по вопросу о возможности исполнения такого решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека без слушания.

В перечень видов решений Конституционного Суда, для которых предусмотрена форма постановления, часть вторая статьи 71 включила и указанное выше решение.

В раздел ФКЗ, посвященный процедурам рассмотрения конкретных видов дел, была включена глава XIII.1 "Рассмотрение дел о возможности исполнения решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека". В частности, предусмотрено, что Конституционный Суд проверяет содержание решения межгосударственного органа с точки зрения основ конституционного строя Российской Федерации и установленного ее Конституцией РФ правового регулирования прав и свобод человека и гражданина. Как утверждает Митюков М.А., в связи с этим рассмотрение дел о возможности исполнения решений межгосударственных органов по правам человека следует отнести к абстрактному нормоконтролю, поскольку запрос возможен вне рамок конкретного дела.

Дополнения внесены были и в части толкования Конституции РФ. Теперь, если Суд решит, что исполнение решения межгосударственного органа по защите прав человека невозможно полностью или частично, то соответствующие меры, направленные на исполнение, не могут приниматься или осуществляться. Президент и Правительство РФ вправе обратиться в Конституционный Суд с запросом о толковании положений Конституции РФ из-за проблем по исполнению соответствующего решения.

Изменения в 2016 году не принесли существенных преобразований в полномочиях Конституционного Суда, однако стоит отметить на возможность признания нормативных актов соответствующими Конституции в толковании Конституционного Суда, чего ранее не было, а также при этом запрещается использование данного акта в любом другом понимании, кроме данного Конституционным Судом. В 2018 же году правка была всего одна – установлен предельный возраст заместителя Председателя Конституционного Суда в 76 лет.

Таким образом, мы видим, как за почти тридцать лет поменялся Конституционный Суд и его полномочия. В изменениях Конституционного Суда судья Бондарь Н.С. видит две тенденции - положительную и отрицательную. Как он считает, положительная направлена на рационализацию устройства и обеспечение дееспособности этого института, а отрицательная - на урезание, на уменьшение его независимости, что не может не вызывать сожаления, так как тем самым в значительной мере утрачивается сам смысл существования Конституционного Суда РФ, призванного в опоре на Конституцию уравновешивать законодательную и исполнительную власть.

1.4. Модернизация полномочий Конституционного Суда РФ в 2020 году

Итак, в 2020 году Конституция Российской Федерации была существенно переработана. Серьезные правки затронули и Конституционный Суд. При этом был изменен численный состав судей с 19 до 11, при этом уточняется минимальное количество судей, необходимое для принятия решения, не в процентном соотношении, как ранее было указано 2/3, а конкретно 8 судей. Был изменен порядок прекращения полномочий судей – теперь полномочия прекращаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, подверглась изменению структура Суда – количество заместителей уменьшено с двух до одного, хотя здесь следует отметить, что и до внесения такой поправки заместитель фактически был только один после смерти Хохряковой О.С. в 2019 году. Также подверглась модернизации и компетенция Конституционного Суда, в связи с чем суд получил возможность решать новые вопросы (в частности, проверять законопроекты по запросу президента), но и затруднило подачу жалоб на нарушение прав и свобод граждан.

Как указывает судья Конституционного Суда РФ Кряжков В.А., такие изменения не имели доктринального обоснования, не обсуждались научным и судейским сообществом.

Такие изменения выглядят самой крупной реформой за все время деятельности Конституционного Суда. Из 117 статей, содержавшихся в прежней редакции ФКЗ, изменились 83, что составляет 70% от объема документа.

Некоторые поправки напрямую не связаны с конституционным контролем и, как сказано в пояснительной записке, направлены на совершенствование организационных основ деятельности Суда. Там же указывается, что изменения в ФКЗ подготовлены в связи с существенными изменениями в Конституции РФ после реформы 2020 г.

Как уже говорилось ранее, существенные изменения затрагивают устройство Конституционного Суда, правовое положение судьи и отдельные вопросы конституционного судопроизводства. А компетенция Конституционного Суда только уточняется.

Хотелось бы отметить, что какими бы многоплановыми ни были попытки модернизации Конституционного Суда, в результате проведенного анализа вырисовывается образ малочисленного, открытому к быстрым кадровым заменам, закрытого для стороннего наблюдателя и труднодоступного для граждан Конституционного Суда РФ. Каким же на самом деле будет модель судебного органа конституционного контроля в Российской Федерации в новом виде - покажет время и практика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проанализировав полномочия, которыми был наделен Конституционный Суд Российской Федерации изначально, как эти полномочия изменялись с течением времени, и какими они стали в настоящее время, можно сделать некоторые выводы, в частности, о постепенном и достаточно существенном влиянии на независимость Конституционного Суда.

Считаю, стоит еще раз уточнить, что Конституционный Суд — это фактически высшая, последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти или правосудия. Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. В качестве итога конституционного судопроизводства видится формирование Конституционным Судом определенных правовых позиций — обобщенных представлений Конституционного Суда по конкретным правовым проблемам.

При этом, как мы видим, в условиях изменений 2020 года полномочия и возможности деятельности Конституционного Суда РФ были изменены таким образом, что оставаться вне политики, быть полностью самостоятельным и беспристрастным ему будет достаточно проблематично в связи с серьезным посягательством на независимость и свободу слова Конституционного Суда и его судей.

Пока можно указать только на то, что подобные изменения представляют собой продукт достаточно ясно определенной модификации Конституционного Суда за последние 10 лет, итогом которой стала, по существу, смена модели полномочий, которые были изменены и расширены достаточно ощутимо, и существенного уменьшения гарантий независимости и самостоятельности Конституционного Суда в России. Последствием изменений является существенное уменьшение способности Конституционного Суда в опоре на Конституцию РФ противопоставлять себя исполнительной и законодательной власти, защищать права и свободы граждан, о чем частично, но достаточно ясно может свидетельствовать принятое им исключительно положительное Заключение о поправке к Конституции РФ. Окончательно последствия такой модернизации будут ясны после практического применения новых положений о Конституционном Суде в будущем.

После своего ежегодного выступления перед Федеральным собранием 15.01.2020 Президент России Владимир Путин заставил всех говорить о новой Конституции РФ 2020 года. Рассказываем об основных предложенных нововведениях и их причинах по версии Владимира Путина.

Что вошло в законопроект

20 января 2020 года в Госдуму официально поступил законопроект № 885214-7. Это Закон Российской Федерации о поправках к Конституции. Он нацелен на совершенствование регулирования отдельных вопросов организации публичной власти и был очень оперативно подготовлен на основании предложений, представленных рабочей группой.

Новые требования к должностным лицам

Проект предусматривает закрепление на конституционном уровне обязательных требований к должностным лицам, полномочия которых непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства. В том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории другой страны.

Так, к кандидатам на должность Президента Российской Федерации предложено установить требования:

  1. о постоянном проживании на территории России не менее 25 лет;
  2. об отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, на момент участия в выборах или когда-либо ранее.

Исходя из принципа единства системы госвласти аналогичные требования об отсутствии гражданства другого государства либо вида на жительство/иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, предложено установить для:

  • высших должностных лиц субъектов РФ;
  • членов Совета Федерации;
  • депутатов Госдумы;
  • председателя Правительства РФ, его заместителей;
  • федеральных министров;
  • руководителей других федеральных государственных органов;
  • судей.

Расширение социальных гарантий

В целях защиты социальных прав граждан, обеспечения их равных возможностей на всей территории страны ст. 75 Конституции предложено дополнить положениями, устанавливающими:

  • МРОТ не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России;
  • гарантии обязательной индексации пенсий, социальных пособий и иных соцвыплат;
  • основные принципы всеобщего пенсионного обеспечения.

Новый подход к международному праву

Для защиты государственного суверенитета предложено прописать, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, не подлежат исполнению в нашей стране.

Новые правила назначения

В целях повышения эффективности взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти, усиления роли Госдумы и парламентских партий, а также повышения ответственности членов Правительства РФ предложено:

  • установить порядок назначения Председателя Правительства РФ, его замов;
  • изменение, в соответствии с которыми кандидатуры для назначения на указанные должности назначаются Президентом после их утверждения Госдумой.

Аналогичный порядок предусматривается для назначения руководителей министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

Для большей прозрачности работы силовых ведомств, правоохранительных органов, независимости органов прокуратуры в регионах назначение руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, а также прокуроров регионов предложено осуществлять после консультаций с Советом Федерации.

Кроме того, к полномочиям Совета Федерации могут отнести прекращение по представлению Президента полномочий судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда, кассационных и апелляционных судов:

  • в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
  • в иных предусмотренных федеральным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Новая роль КС

Предложено усилить роль Конституционного Суда Российской Федерации, наделив его возможностью проверять по запросам Президента конституционность законов, принятых палатами Федерального Собрания, до их подписания Президентом.

Новый орган

В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов госвласти РФ, определения основных направлений внутренней и внешней политики, приоритетных направлений социально-экономического развития государства предусмотрено формирование Президентом Государственного Совета (по факту уже функционирует).

Новый статус местной власти

В соответствии с законопроектом органы местного самоуправления и органы государственной власти РФ входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и взаимодействуют в целях наиболее эффективного осуществления полномочий, имеющих государственное значение.

Предлагаемые изменения в Конституцию Российской Федерации будут вынесены на общероссийский референдум.

Причины поправок в Конституцию по версии Путина

Конституция была принята уже более четверти века назад в условиях тяжёлого внутриполитического кризиса. Положение дел с тех пор кардинально изменилось. Теперь нет ни вооружённого противостояния в Москве, ни очага международного терроризма на Северном Кавказе.

Стабилизировалась ситуация в экономике и социальной сфере. И сегодня ряд политических общественных объединений ставят вопрос о принятии новой Конституции.

В. Путин: «… считаю, что такой необходимости нет. Потенциал Конституции 1993 года далеко не исчерпан, а фундаментальные основы конституционного строя, права и свободы человека, надеюсь, ещё многие десятилетия будут оставаться прочной ценностной базой для российского общества.

Вместе с тем изложенные конституционные поправки Президент считает вполне обоснованными и важными для дальнейшего развития России как правового социального государства, в котором высшей ценностью являются свободы и права граждан, достоинство человека, его благополучие.

Россия может быть и оставаться Россией только как суверенное государство. Суверенитет народа должен быть безусловным. Многое сделано для этого:

  • восстановлено единство страны;
  • покончено с ситуацией, когда некоторые государственные властные функции были узурпированы фактически олигархическими кланами;
  • Россия вернулась в международную политику как страна, с мнением которой нельзя не считаться.

Созданы мощные резервы, что кратно повышает устойчивость нашего государства, его способность защитить социальные права граждан, а национальную экономику – от любых попыток внешнего давления.

Предложенные изменения прямо гарантируют приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве.

Смысл, миссия государственной службы – именно в служении. Человек, который выбирает этот путь, должен прежде всего для себя решить, что он связывает свою жизнь с Россией, с нашим народом, и никак иначе, без всяких полутонов и допущений. Поэтому нужны новые ограничения для госслужащих.

Местная власть

К проблемам в образовании, здравоохранении, в других сферах приводит разрыв между государственным и муниципальным уровнями власти. И такая разделённость, запутанность полномочий прежде всего отрицательно сказывается на людях.

Предусмотренные законодательством общие для всех граждан права, возможности и гарантии в разных регионах и муниципалитетах обеспечиваются по-разному. Это несправедливо по отношению к человеку и несёт прямую угрозу нашему обществу и целостности страны. Поэтому полномочия и реальные возможности местного самоуправления – самого близкого к людям уровня власти – могут и должны быть расширены и укреплены.

В любом случае, при любой ситуации и на всей территории страны должны исполняться социальные обязательства государства.

Госсовет

Россия – огромная страна, и у каждого субъекта Федерации есть свои особенности, проблемы, свой опыт. Всё это, безусловно, надо учитывать. Поэтому необходимо кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне (в 2000 г. по инициативе В. Путина был возрождён Государственный совет, в работе которого участвуют главы всех регионов; он показал свою высокую эффективность, его рабочие группы обеспечивают профессиональное, всестороннее и качественное рассмотрение наиболее значимых для граждан и страны вопросов).

Формирование Правительства

Российское общество становится более зрелым, ответственным, требовательным. Основные политические силы страны, несмотря на всю разницу подходов к решению стоящих перед нами задач, выступают с патриотических позиций, отражают интересы своих сторонников и избирателей. При этом практически все фракции, представленные в Госдуме, полагают, что Федеральное Собрание готово взять на себя бóльшую ответственность за формирование Правительства.

А если взять бóльшую ответственность за формирование Правительства, это значит, взять на себя и бо́льшую ответственность за ту политику, которую это Правительство проводит.

Сейчас в соответствии со ст. 111 и 112 Конституции Президент лишь получает согласие Госдумы на назначение Председателя Правительства России, а затем уже сам назначает и главу кабинета, и его заместителей, и всех министров. Нужно доверить Государственной Думе не просто согласование, а утверждение кандидатуры Председателя Правительства, а затем по его представлению – всех вице-премьеров и федеральных министров. При этом Президент будет обязан назначить их на должность, то есть будет не вправе отклонить утверждённые парламентом кандидатуры соответствующих должностных лиц.

Назначение силовиков

При этом наша страна с её огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой. Поэтому за президентом, безусловно, должно сохраняться право определять задачи и приоритеты деятельности Правительства, как и право отстранять от должности Председателя Правительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия. Также за президентом должно оставаться прямое руководство Вооружёнными Силами и всей правоохранительной системой.

Назначение руководителей всех так называемых силовых ведомств президент может проводить по итогам консультаций с Советом Федерации. Такой подход сделает работу силовых, правоохранительных органов более прозрачной и в большей степени подотчётной обществу.

Назначение прокуроров

Принцип назначения по итогам консультаций с Советом Федерации может быть применён и в отношении прокуроров регионов. Сегодня они назначаются по согласованию с региональным законодательным собранием, а это может на практике приводить к определённым, в том числе неформальным, обязательствам перед местными властями. Значит, и к рискам потерять объективность и беспристрастность.

Что касается позиции территорий по кандидатуре своего прокурора, то она может быть учтена в ходе консультаций в Совете Федерации, который как раз и является палатой регионов. У нас не может быть какой-то своей доморощенной законности в одном и в другом регионе, а значит, прокурор – это сквозная верховная власть, следящая за исполнением этих законов вне зависимости ни от каких обстоятельств регионального характера. Бóльшая независимость прокуратуры от местных властей, безусловно, в интересах граждан, в каком бы субъекте они ни проживали.

Высшие суды

Ключевую роль в обеспечении законности и прав граждан играет судебная система – Конституционный и Верховный Суды. Безусловным должен быть не только профессионализм судей, но и доверие к ним. Справедливость и моральное право принимать решения, затрагивающие судьбы людей, всегда в России имели первостепенное значение. Основной закон должен закреплять и защищать независимость судей, принцип их подчинения только Конституции и федеральному законодательству.

Можно подумать о распространении полномочий Конституционного Суда оценивать на соответствие Конституции не только законы, но и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня.

Заключение

Нельзя забывать, что стало с нашей страной после 1991 года. После распада Советского Союза у нас остались прежние амбиции. При этом сохранился колоссальный потенциал: и человеческий, интеллектуальный, ресурсный, территориальный, культурно-исторический и так далее. Но возникли и угрозы, причём угрозы такого масштаба, о которых никто раньше даже и не задумывался.

Поэтому при дальнейшем государственном строительстве перед нами стоят, казалось бы, прямо противоположные задачи, служат ориентиром ценности, которые могут на первый взгляд представляться несовместимыми.

Мы должны создать систему прочную, надёжную, неуязвимую и по внешнему контуру абсолютно стабильную, безусловно, гарантирующую России независимость и суверенитет. В то же время систему внутри себя живую, гибкую, легко и своевременно, главное, меняющуюся в связи с тем, что происходит в мире, вокруг нас, а главное, в связи с развитием самого российского общества. Систему, обеспечивающую в том числе сменяемость тех, кто находится у власти или занимает высокое положение в других сферах. Такое обновление – неотъемлемое условие для прогрессивной эволюции общества и пусть не безошибочного, но стабильного развития, когда незыблемым остается главное – интересы России.

Поправки не затрагивают фундаментальных основ Конституции. Вместе с тем, предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной, судебной власти.

Мнение людей – граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти – должно быть определяющим. Всё в конечном счёте решают люди и сегодня, и в будущем, и в выборе стратегии развития страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, посёлке. Сильную, благополучную, современную Россию мы сможем построить только на основе безусловного уважения к мнению людей, к мнению народа.

1.3. Становление и развитие полномочий Конституционного Суда РФ до конституционной реформы 2020 года - часть 2

Немного отойдя от темы, хотелось бы отметить расширение обязательств по исполнению решений Конституционного Суда РФ, такие решения надлежало исполнять немедленно или в указанный срок, что несомненно повлияло на своевременное устранение последствий неконституционности нормативных актов.

Следующие изменения Федерального конституционного закона не затрагивали полномочий Конституционного Суда РФ. Произошедшие в 2004 году преобразования касались компенсаций расходов граждан в случае признания акта неконституционным, в 2005 году был отменен срок, на который избирается судья Конституционного Суда, а в 2007 году Конституционный Суд переехал в Санкт-Петербург, оставив в Москве лишь свое представительство.

Как указывает судья Конституционного Суда РФ Бондарь Н.С.,

Изменения в 2009 году касались структуры Конституционного Суда. Так была ликвидирована должность судьи-секретаря и увеличено число заместителей Председателя КС РФ с одного до двух, а также изменен порядок назначения их на должность и досрочного освобождения.

Новая редакция ФКЗ наряду с некоторыми процессуальными новеллами, касающимися, в частности, порядка прекращения полномочий судей и Председателя Суда, а также его заместителей, упразднил палаты Конституционного Суда и предусмотрел возможность разрешения дел без проведения слушания, то есть в порядке письменного производства.

Следующие поправки в течение четырех лет не касались полномочий Конституционного Суда и затрагивали процессуальные моменты деятельности, однако в 2014 году Конституционный Суд РФ получил новые полномочия. Отныне он должен был проверять на соответствие Конституции вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации. Судья Конституционного Суда Н.С. Бондарь указывает, что хотя статья 125 Конституции такого полномочия Конституционного Суда не предусматривает, это дополнение представляется вполне разумным, вытекающим из ее духа и смысла.

В 2015 году последовали весьма существенные модификации полномочий Конституционного Суда. Прежде всего хотелось бы сказать о дополнении статьи 3 ФКЗ, определяющей компетенцию Конституционного Суда. Согласно нововведенному пункту 3.2 части первой этой статьи, по запросу федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против РФ на основании международного договора РФ, Конституционный Суд разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека.

Изменения затронули и статью 36 ФКЗ. Вторая часть, определяющая основания к рассмотрению Конституционным Судом дел, получила новую редакцию, согласно которой новым основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, основанного на положениях соответствующего международного договора России в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с российской Конституцией. Соответствующее изменение внесено и в первую часть статьи 47.1. Согласно новой ее редакции, Конституционный Суд может принимать решение по вопросу о возможности исполнения такого решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека без слушания.

В перечень видов решений Конституционного Суда, для которых предусмотрена форма постановления, часть вторая статьи 71 включила и указанное выше решение.

В раздел ФКЗ, посвященный процедурам рассмотрения конкретных видов дел, была включена глава XIII.1 "Рассмотрение дел о возможности исполнения решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека". В частности, предусмотрено, что Конституционный Суд проверяет содержание решения межгосударственного органа с точки зрения основ конституционного строя Российской Федерации и установленного ее Конституцией РФ правового регулирования прав и свобод человека и гражданина. Как утверждает Митюков М.А., в связи с этим рассмотрение дел о возможности исполнения решений межгосударственных органов по правам человека следует отнести к абстрактному нормоконтролю, поскольку запрос возможен вне рамок конкретного дела.

Дополнения внесены были и в части толкования Конституции РФ. Теперь, если Суд решит, что исполнение решения межгосударственного органа по защите прав человека невозможно полностью или частично, то соответствующие меры, направленные на исполнение, не могут приниматься или осуществляться. Президент и Правительство РФ вправе обратиться в Конституционный Суд с запросом о толковании положений Конституции РФ из-за проблем по исполнению соответствующего решения.

Изменения в 2016 году не принесли существенных преобразований в полномочиях Конституционного Суда, однако стоит отметить на возможность признания нормативных актов соответствующими Конституции в толковании Конституционного Суда, чего ранее не было, а также при этом запрещается использование данного акта в любом другом понимании, кроме данного Конституционным Судом. В 2018 же году правка была всего одна – установлен предельный возраст заместителя Председателя Конституционного Суда в 76 лет.

Таким образом, мы видим, как за почти тридцать лет поменялся Конституционный Суд и его полномочия. В изменениях Конституционного Суда судья Бондарь Н.С. видит две тенденции - положительную и отрицательную. Как он считает, положительная направлена на рационализацию устройства и обеспечение дееспособности этого института, а отрицательная - на урезание, на уменьшение его независимости, что не может не вызывать сожаления, так как тем самым в значительной мере утрачивается сам смысл существования Конституционного Суда РФ, призванного в опоре на Конституцию уравновешивать законодательную и исполнительную власть.

1.4. Модернизация полномочий Конституционного Суда РФ в 2020 году

Итак, в 2020 году Конституция Российской Федерации была существенно переработана. Серьезные правки затронули и Конституционный Суд. При этом был изменен численный состав судей с 19 до 11, при этом уточняется минимальное количество судей, необходимое для принятия решения, не в процентном соотношении, как ранее было указано 2/3, а конкретно 8 судей. Был изменен порядок прекращения полномочий судей – теперь полномочия прекращаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, подверглась изменению структура Суда – количество заместителей уменьшено с двух до одного, хотя здесь следует отметить, что и до внесения такой поправки заместитель фактически был только один после смерти Хохряковой О.С. в 2019 году. Также подверглась модернизации и компетенция Конституционного Суда, в связи с чем суд получил возможность решать новые вопросы (в частности, проверять законопроекты по запросу президента), но и затруднило подачу жалоб на нарушение прав и свобод граждан.

Как указывает судья Конституционного Суда РФ Кряжков В.А., такие изменения не имели доктринального обоснования, не обсуждались научным и судейским сообществом.

Такие изменения выглядят самой крупной реформой за все время деятельности Конституционного Суда. Из 117 статей, содержавшихся в прежней редакции ФКЗ, изменились 83, что составляет 70% от объема документа.

Некоторые поправки напрямую не связаны с конституционным контролем и, как сказано в пояснительной записке, направлены на совершенствование организационных основ деятельности Суда. Там же указывается, что изменения в ФКЗ подготовлены в связи с существенными изменениями в Конституции РФ после реформы 2020 г.

Как уже говорилось ранее, существенные изменения затрагивают устройство Конституционного Суда, правовое положение судьи и отдельные вопросы конституционного судопроизводства. А компетенция Конституционного Суда только уточняется.

Хотелось бы отметить, что какими бы многоплановыми ни были попытки модернизации Конституционного Суда, в результате проведенного анализа вырисовывается образ малочисленного, открытому к быстрым кадровым заменам, закрытого для стороннего наблюдателя и труднодоступного для граждан Конституционного Суда РФ. Каким же на самом деле будет модель судебного органа конституционного контроля в Российской Федерации в новом виде - покажет время и практика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проанализировав полномочия, которыми был наделен Конституционный Суд Российской Федерации изначально, как эти полномочия изменялись с течением времени, и какими они стали в настоящее время, можно сделать некоторые выводы, в частности, о постепенном и достаточно существенном влиянии на независимость Конституционного Суда.

Считаю, стоит еще раз уточнить, что Конституционный Суд — это фактически высшая, последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти или правосудия. Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. В качестве итога конституционного судопроизводства видится формирование Конституционным Судом определенных правовых позиций — обобщенных представлений Конституционного Суда по конкретным правовым проблемам.

При этом, как мы видим, в условиях изменений 2020 года полномочия и возможности деятельности Конституционного Суда РФ были изменены таким образом, что оставаться вне политики, быть полностью самостоятельным и беспристрастным ему будет достаточно проблематично в связи с серьезным посягательством на независимость и свободу слова Конституционного Суда и его судей.

Пока можно указать только на то, что подобные изменения представляют собой продукт достаточно ясно определенной модификации Конституционного Суда за последние 10 лет, итогом которой стала, по существу, смена модели полномочий, которые были изменены и расширены достаточно ощутимо, и существенного уменьшения гарантий независимости и самостоятельности Конституционного Суда в России. Последствием изменений является существенное уменьшение способности Конституционного Суда в опоре на Конституцию РФ противопоставлять себя исполнительной и законодательной власти, защищать права и свободы граждан, о чем частично, но достаточно ясно может свидетельствовать принятое им исключительно положительное Заключение о поправке к Конституции РФ. Окончательно последствия такой модернизации будут ясны после практического применения новых положений о Конституционном Суде в будущем.

Читайте также: