К чему привело изменение судебной системы казахстана согласно уставу о сибирских киргизах 1822 г

Обновлено: 28.04.2024

Причины и предпосылки отмены ханской власти. К двадцатым годам 19-го столетия царское правительство приходит к выводу, что настало время отменить ханскую власть в Казахстане. На это у него имелись веские основания и были созданы некоторые предпосылки. Во-первых, сохранение ханской власти мешало царизму начать широкомасштабную хозяйственную колонизацию края и присоединения южных и юго-восточных районов Казахстана к России. Во-вторых, казахские ханы дискредитировали себя в глазах большинства степного населения. Назначаемых царем ханов народ уже воспринимал не как самостоятельных правителей, а зачастую как чиновников Российской империи. В-третьих, в начале 19-го века участились случаи активного выступления чингизидов против царской администрации.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.docx

Устав о сибирских киргизах 1822 год в среднем жузе.

Причины и предпосылки отмены ханской власти. К двадцатым годам 19-го столетия царское правительство приходит к выводу, что настало время отменить ханскую власть в Казахстане. На это у него имелись веские основания и были созданы некоторые предпосылки. Во-первых, сохранение ханской власти мешало царизму начать широкомасштабную хозяйственную колонизацию края и присоединения южных и юго-восточных районов Казахстана к России. Во-вторых, казахские ханы дискредитировали себя в глазах большинства степного населения. Назначаемых царем ханов народ уже воспринимал не как самостоятельных правителей, а зачастую как чиновников Российской империи. В-третьих, в начале 19-го века участились случаи активного выступления чингизидов против царской администрации. И, наконец, после окончания войны с Францией царизм обладал достаточными военными и людскими ресурсами для окончательной ликвидации формального проявления независимости казахов-института ханской власти. К этому времени царизм разделил на несколько частей Средний жуз. Это было очень удобно для управления кочевниками. В 1788 году значительная часть прииртышских казахов во главе с султаном Султанбетом получила право "вечной кочевки" на побережье Иртыша. Средний жуз был поделен на две части-на правобережных и левобережных. В 1822 и 1824 годах царское правительство отменило ханскую власть в Среднем и Малом жузах. Казахи окончательно потеряли свою государственность.

Развитие хозяйства и торговли в степи.Российские заседатели в приказах и казаки должны были подавать пример в возделывании земель для ведения хлебопашества,садоводства, пчеловодства.Казахские семьи,перешедшие на оседлый образ жизни и преуспевшие в этих делах,могли рассчитывать на получение наград от властей.Но впоследствии массового перехода к земледелию со стороны казахов не было.Скотоводческое казахское население относилось с некоторым презрением ,считая его уделом только бедных людей-жатаков,не имевших скота.Население округов получало право беспрепятственной добычи соли из озер.Соль добывали как для внутреннего потребления,так и для продажи своим соплеменникам,а также российским перекупщикам.По "Уставу" царские власти поощряли торговлю.Каждый житель округа получал право сбыта своей продукции как на территории округа,так и за его пределами.Султаны оставили за собой право отправки торговых караванов за границу и на сибирские линии.Такое же право передвижения на территорию внешних округов получили и российские купцы.С караванов,передвигающихся по территории внешних округов,было запрещено взимать какие-либо пошлины.

Нововведения в сфере здравоохранения,религии и образования.До введения"Устава" в степи врачебным делом занимались лекари(сыныкшы,баксы,емши и др.).В новых условиях ситуация несколько изменилась.В каждом округе начали работать по два лекаря.Были созданы стационарные больницы.Местным властям предписывалось вводить должности оспоривателей из числа местного населения. "Устав"предписывал региональным властям активизировать деятельность в степи православных миссионеров.Но было рекомендовано действовать"одними уверениями и убеждениями без малейшего принуждения".Правда, последующие события показали,что эту задачу царизм не осуществил.Со стороны казахов миссионеры встретили активное противодействие.Одним из позитивных моментов" Устава"было разрешение жителям округов отправлять детей в учебные заведения,расположенные на территории внутренних губерний России.Правда,этим правом воспользовались лишь единицы из числа казахов.Местное население как и прежде опасалось русификации и христианизации своих детей.

Устав вводился в степи постепненно.Новый порядок управления начинал вводиться с тех родов,кто кочевал ближе к линии,и кто "испрашивал себе покровительства и присягнул уже в верности подданства".Заранее разработанных конкретных планов открытия и ввода округов не было.Один за другим командировались в аулы небольшие отряды с чиновниками из пограничной администрации.Они подробно разъясняли кочевникам необходимость и выгодность принятия новой системы управления.Земельные распри между различными родами и конфликты между султанскими группами позволили царизму один за другим открывать округа.По мере согласия кочевых групп возникали новые округа.Так,в 1824 году таким образом были созданы Каркаралинский и Кокчетавский округа,в 1831-Аягузский,в 1832-Акмолинский,в 1833-Баянаульский и Уч-Булакский и другие.

Последствия введения "Уставов"1822-1824 годов.В основном введение"Устава"имело далеко идущие негативные последствия.Население Младшего и Среднего жузов окончательно потеряло остатки государственности.Казахстан постепенно становился колонией Российской империи.Нововведения заметно ограничили свободу кочевий.Они привели к смешению родовых коллективов.Некогда процветавшее кочевое и полукочевое скотоводство начинало приходить в упадок. Царское правительство установило фиксированный государственный налог.Он шел на содержание чиновничьего аппарата и войска.Реформа царского правительства закрепила создание послушного аппарата управления из числа родоправителей и султанов.Они были приравнены к российским чиновникам и теперь служили за вознаграждения и чины.Назначение и смещение их напрямую зависело от благосклонности к ним регионального российского начальства.

Выборы волостных управителей и старших султанов привели к появлению такого позорного явления как взяточничество,подкупы голосов выборщиков и российских чиновников.Эти выборы прородили противопоставление одних родов другим,когда народ голосовал за кандидатов только своих родов.А когда на выборы старших султанов допустили представителей "черной кости",то началось противопоставление султанов и родоплеменной знати. Центры окружных приказов становились плацдармом для дальнейших военно-колониальных действий империи на территории Казахстана и в среднеазиатских владениях.Часть султанов выступила против царской реформы,особенно та,которая оказалась обойденной при распределении новых должностей.Протесты вылились в вооруженные восстания.Но при всей своей колонизаторской сущности реформы 20-х годов 19-го века способствовали некоторому развитию торговли,здравоохранения и образования в степи.Строго запрещалось выходцам из России самовольно селиться на землях номадов.Это обстоятельство задержало процесс переселения крестьян в Казахстан почти на полвека.Казахи были на законодательной основе освобождены от воинской повинности.

Революционный комитет по управлению Казахским краем 1919 год.

Предпосылки для введения революционного комитета.Сразу же после Октябрьской революции в Казахстане декретами Советской власти быстрыми темпами была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, банков, транспорта. В ходе гражданской войны в целях мобилизации материальных ресурсов и их экономии были введены чрезвычайные меры, получившие название "военный коммунизм". Прежде всего, это касалось продовольственного вопроса. Здесь предусматривалось изъятие "излишков" продуктов, установление нормированного, централизованного снабжения ими и прежде всего хлебом. Декретом СНК от 11 января 1919 года была введена продразверстка. Также была введена обязательная трудовая повинность.

Буржуазно-националистические элементы, особенно алаш-ордынцы, всячески старались сорвать работу комиссии и тем самым дезорганизовать ее деятельность по подготовке созыва Учредительного съезда Советов Казахской АССР. Буржуазным националистам, пробравшимся в состав комиссии, в какой-то мере удалось осуществить свой план. К тому же комиссия не опиралась на поддержку широких народных масс, не располагала необходимым государственным аппаратом. Все это привело к тому, что она не сумела подготовить созыв съезда.

Принятие революционного комитета. Еще накануне Гражданской войны, сразу после установления советской власти, стали ликвидироваться прежние органы власти и создавались новые. Первым специальным органом управления Казахстаном в условиях советской власти стал Казахский отдел при Наркомате по делам национальностей РСФСР, образованный 11 мая 1918 года. А 10 июля 1919 года был принят декрет об образовании Кирревкома — Революционного комитета по управлению Киргизским (Казахским) краем. В него вошли С. Пестковский (председатель), а также такие известные деятели, как А. Байтурсынов, Б. Каратаев, А. Джан-гильдин и др. В соответствии с декретом Казревком был “высшим военногражданским” органом управления краем, в территорию которого входили области: Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская, а также казахские земли Астраханской губернии. Но фактически Акмолинская и Семипалатинская области до первой половины 1921 года находились под началом Сибирского ревкома.

Временный Военно-революционный комитет являлся первым правительством Советского Казахстана, которому, как отмечал Семипалатинский уездный съезд трудового казахского населения, выпала задача осуществления самоопределения трудового казахского народа 2. В его ведение входили тогда казахский район Астраханской губернии, Уральская, Тургайская, Акмолинская и Семипалатинская области. Ему подчинялись все местные советские учреждения и исполнительные комитеты.


Тема урока: Царские реформы 1822-1824 гг. Исследовательский вопрос: Почему в 20-ые годы XX века в Казахстане были проведены административные реформы? Цели обучения: 7.3.1.4 – объяснять административно-территориальные изменения в результате реформ царской власти; 7.1.2.1 – определять изменения в традиционном казахском обществе на основе сравнений с предыдущими периодами

Критерии оценивания: - Выявляют не менее 3-х целей царской колониальной политики в связи с проведением административных реформ; - Определяют изменения в административно-территориальном делении Среднего и Младшего жуза после реформ; - Проводят сравнительный анализ административно-территориального устройства казахов до колонизации Россий и после.

Критерии оценивания: - Выявляют не менее 3-х целей царской колониальной политики в связи с проведением административных реформ; - Определяют изменения в административно-территориальном делении Среднего и Младшего жуза после реформ; - Проводят сравнительный анализ административно-территориального устройства казахов до колонизации Россий и после.

 Казахстан до XIX в. Средний Жуз Младший Жуз Старший Жуз

Казахстан до XIX в.

Административное деление Казахского ханства ?

Административное деление Казахского ханства

Административное деление Казахского ханства



1731 г.


Территория вошла в состав Российской империи

Территория вошла в состав Российской империи

Политическое положение в Среднем жузе Недовольство казахов жестокостью Уали хана . 1819 г .- смерть Уали хана. Царская администрация новых ханов в Среднем жузе больше не назначала .

Политическое положение в Среднем жузе

Необходимость реформ

Цели реформ Ликвидация ханской власти в Казахстане Ликвидация традиционной казахской политической системы Изменение административного, территориального, судебного управления Казахстаном

Цели реформ


Трёхступенчатая система управления Округ Волость Аул

Трёхступенчатая система управления

50-70 кибиток

Избирался на 3 года

Аульный старшина

15-20 волостей

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Аульный старшина

50-70 кибиток

Избирался на 3 года

Аульный старшина

15-20 волостей

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Избирался на 3 года

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Аульный старшина

50-70 кибиток

Избирался на 3 года

Аульный старшина

15-20 волостей

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Избирался на 3 года

Избирался на 3 года

50-70 кибиток

Волостной султан

Аульный старшина

15-20 волостей

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Аульный старшина

Избирался на 3 года

Аульный старшина

15-20 волостей

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Аульный старшина

Избирался на 3 года

Аульный старшина

15-20 волостей

Избирался на 3 года

Избирался на 3 года

Аульный старшина

50-70 кибиток

50-70 кибиток

“ Окружной приказ” во главе с

Избирался на 3 года

Аульный старшина

15-20 волостей

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Избирался на 3 года

Избирался на 3 года

Аульный старшина

15-20 волостей

Избирался на 3 года

Аульный старшина

50-70 кибиток

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Избирался только султанами

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Избирался на 3 года

Аульный старшина

15-20 волостей

50-70 кибиток

Избирался на 3 года

50-70 кибиток

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Срок деятельности неограничен

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Аульный старшина

Избирался на 3 года

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Аульный старшина

50-70 кибиток

15-20 волостей

15-20 волостей

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Аульный старшина

50-70 кибиток

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Избирался на 3 года

Избирался на 3 года

Аульный старшина

50-70 кибиток

Административно-территориальные единицы

Избирался на 3 года

Аульный старшина

15-20 волостей

Избирался на 3 года

Избирался на 3 года

Аульный старшина

50-70 кибиток

Избирался на 3 года

Аульный старшина

15-20 волостей

Избирался на 3 года

Аульный старшина

50-70 кибиток

Избирался на 3 года

Аульный старшина

Аульный старшина

Избирался на 3 года

Аульный старшина

15-20 волостей

Аульный старшина

Избирался на 3 года

Избирался на 3 года

Аульный старшина

50-70 кибиток

Избирался на 3 года

Аульный старшина

15-20 волостей

Область Сибирских киргизов

СРЕДНИЙ ЖУЗ

 Казахстан до XIX в. Область сибирских киргизов Средний Жуз Младший Жуз Старший Жуз

Казахстан до XIX в.

Область сибирских киргизов

 Казахстан до XIX в. Область сибирских киргизов Западно-сибирское генерал губернаторство Г. Омск Средний Жуз Младший Жуз Старший Жуз

Казахстан до XIX в.

Область сибирских киргизов

Западно-сибирское генерал губернаторство


1824 г. Оренбургская пограничная комиссия АУЛ

Оренбургская пограничная

Трёхступенчатая система управления Часть Дистанция Аул

Трёхступенчатая система управления

Казахстан до XIX в.

Область оренбургских киргизов

Область оренбургских киргизов Оренбургское генерал губернаторство Г. Оренбург Средний Жуз Младший Жуз Старший Жуз

Область оренбургских киргизов

Оренбургское генерал губернаторство

 Уставы 1822, 1824 гг. Область оренбургских киргизов Область сибирских киргизов Средний Жуз Младший Жуз Старший Жуз

Уставы 1822, 1824 гг.

Область оренбургских киргизов

Область сибирских киргизов

 Уставы 1822, 1824 гг. Область оренбургских киргизов Область сибирских киргизов Оренбургское генерал губернаторство Западно-сибирское генерал губернаторство Средний Жуз Младший Жуз Старший Жуз

Уставы 1822, 1824 гг.

Область оренбургских киргизов

Область сибирских киргизов

Оренбургское генерал губернаторство

Западно-сибирское генерал губернаторство


-75%

Читайте также: