Производство в суде надзорной инстанции это

Обновлено: 14.05.2024

Вопрос 413. Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, порядок ее принесения и рассмотрения. Виды решений и пределы прав суда надзорной инстанции.

Подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в порядке, установленном гл. 48 УПК 8 . Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в части, касающейся гражданского иска (ст. 402 УПК).

Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением. Ходатайства остальных участников именуются надзорными жалобами.

Отличия производства в суде надзорной инстанции от производства в суде апелляционной и кассационной инстанции:

1) Надзорные жалобы направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, в то время как апелляционные и кассационные жалобы приносятся через суд, постановивший решение;

2) Апелляционное и кассационное производство по пересмотру судебных решений возбуждается по инициативе лиц, участвующих в деле и в соответствии с требованиями УПК имеющих право обжалования. Суд апелляционной и кассационной инстанции, получив соответственно апелляционную или кассационную жалобу, соответствующую требованиям закона, обязан возбудить производство по делу.

3) Надзорное производство может быть возбуждено исключительно по инициативе суда надзорной инстанции, если судья, заместитель председателя или председатель соответствующего суда примет такое решение.

В порядке надзора в соответствии со ст. 403 УПК могут быть обжалованы:

1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа – впрезидиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа;

2)судебные решения, указанные в п. 1, если они обжаловались в порядке надзора в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа; приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения ВС РФ в кассационном порядке; постановление президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа – в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ;

3)приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда;

4)судебные решения, указанные в пункте 3, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения ВС РФ в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда – в Военную коллегию ВС РФ;

5)определение Кассационной коллегии ВС РФ, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ или Военной коллегии ВС РФ, постановление судьи ВС РФ о назначении судебного заседания – в Президиум ВС РФ.

Надзорные жалоба или представление, составленные в соответствии с требованиями ст. 375 УПК, направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК пересматривать обжалуемое судебное решение.

К надзорным жалобе или представлению прилагаются:

- копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

- копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовномуделу;

- в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении.

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора либо определения или постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 405 УПК 9 .

Надзорные жалоба или представление рассматриваются судом надзорной инстанции в течение 30 суток со дня их поступления.

В необходимых случаях судья, рассматривающий надзорные жалобу или представление, вправе истребовать в пределах компетенции, установленной ст. 403 УПК, любое уголовное дело для разрешения надзорных жалобы или представления.

Изучив надзорные жалобу или представление, судья выносит одно из следующих постановлений:

1)об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления;

2)о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.

Председатель верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа, Председатель ВС РФ либо его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. В этом случае он отменяет такое решение и выносит постановлениео возбуждении надзорного производства и передаче надзорныхжалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Надзорные жалоба и представление рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее 15 суток, а ВС РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения. О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ст. 402 УПК.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа, Президиума ВС РФ или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела.

Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорных жалобы или представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. Докладчику могут быть заданы вопросы.

Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания.

После удаления сторон из зала судебного заседания президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа, Президиум ВС РФ выносят постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ – определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, предусмотренных ч. 10 ст. 407 УПК 10 .

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1)оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения – без изменения;

2)отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3)отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;

4)отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5)отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6)внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

В случаях, предусмотренных п. 2-6, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии со ст. 409 УПК.

Пределы прав суда надзорной инстанции определяются ст. 410 УПК. При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных. Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении. Возвращая уголовное дело на новое рассмотрение, суд надзорной инстанции должен указать, в суд какой инстанции возвращается данное уголовное дело. В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько лиц, суд не вправе отменить приговор, определение или постановление в отношении тех оправданных или осужденных, в отношении которых надзорные жалоба или представление не принесены, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение. Указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей инстанции.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе:

1)устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им;

2)предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими;

3)принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Равным образом суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Надзорным производством принято считать способ проверки вступивших в законную силу постановлений суда.

Надзорное производство в уголовном процессе, административных и гражданских делах, подсудных судам общей юрисдикции, осуществляет Верховный суд Российской Федерации.

Полномочия надзорной инстанции

Обжалованию в Президиуме Верховного суда РФ подлежат решения и определения, выданные судами первой, кассационной и апелляционной инстанций, включая региональные верховные, окружные военные суды, коллегиальные подразделения российского высшего судебного органа. Президиум Верховного суда рассматривает жалобы на вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, которые были приняты им по первой инстанции, если данные постановления являлись предметом апелляционного рассмотрения.

После изучения надзорных жалоб судья Верховного суда РФ уполномочен вынести определение:

Председатель Верховного суда или его заместитель имеют право выразить несогласие с определением, которое вынес судья ВС РФ об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании. В этом случае выносится определение об отмене отказа, и надзорная жалоба направляется в судебное заседание.

При отмене судебных актов в порядке надзора Верховный суд руководствуется следующими основаниями, которые являются нарушением:

  • прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, международными договорами, общепризнанными нормами и принципами международного права;
  • прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судебный акт может быть также отменен по причине единообразия в толковании и применении судом правовых норм.

Надзорная жалоба изучается судьей. Если есть необходимость истребования дела, судья имеет право своим определением приостановить исполнение решения суда до завершения процессуальных действий в суде надзорной инстанции. Срок обжалования судебного постановления в суде надзорной инстанции составляет 3 месяца со дня его вступления в силу.

При нарушении срока по уважительным причинам может быть принято представление о его восстановлении по заявлению заинтересованного лица.

Оформление жалобы

Производство в суде надзорной инстанции начинается с подачи надзорной жалобы. К форме и содержанию документа предъявляются серьезные требования. В нем указывается:

  • наименование судебного органа, в который подается жалоба;
  • ФИО лица, подающего жалобу, его место жительства или непосредственное местонахождение;
  • наименование лиц, которые участвуют в деле, их адреса;
  • суды, рассмотревшие дело по первой, кассационной или апелляционной инстанциям;
  • обжалуемые судебные постановления;
  • основание для пересмотра в порядке надзора с обоснованием причин;
  • просьба лица, направляющего жалобу.

Надзорная жалоба подписывается лицом, которое ее подает. Закон допускает подачу документа представителем заинтересованного гражданина. В этом случае в обязательном порядке прилагается доверенность или иное документальное удостоверение полномочий представителя. Надзорное представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. К надзорной жалобе прилагаются копии постановлений по делу, принятые соответствующим судом. К жалобе также прикладывается квитанция об уплате государственной пошлины.

Этапы производства по надзору

Предмет апелляционного рассмотрения надзорной жалобы – это судебная проверка законности, справедливости и обоснованности судебного решения.

Объектом надзорного пересмотра считаются вступившие в законную силу приговоры, определения и иные судебные акты. При рассмотрении производств в порядке надзора президиум Верховного суда РФ четко соблюдает стадии проведения подобных судебных заседаний. Лицам, участвующим в деле, отправляются копии определения о передачи надзорной жалобы для рассмотрения. Граждане извещаются о дате, времени и месте проведения заседания суда.

Неявка лиц, заинтересованных в рассмотрении дела, не является препятствием для рассмотрения производства в порядке надзора.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы в ВС РФ ограничиваются двумя месяцами, если не было истребовано дело. В случае необходимости получения производства, срок увеличивается. Он может составлять не более трех месяцев.

В судебном заседании могут присутствовать лица, которые участвуют в деле, их представители и иные граждане, интересы которых непосредственно затронуты в обжалуемом судебном постановлении. Порядок проведения судебного заседания при рассмотрении надзорной жалобы включает следующие этапы:

  1. Изложение обстоятельств дела судьей-докладчиком, включая доклад о содержании судебных постановлений, доводы надзорной жалобы.
  2. Получение объяснений по делу от лиц, участвующих в рассмотрении надзорной жалобы. Первым право выступить имеет гражданин, подавший жалобу.
  3. Принятие судом постановления по результатам рассмотрения надзорной жалобы.

Прения сторон в судебном заседании не предусмотрены. Все вопросы решаются посредством голосования. Равное количество голосов означает отклонение надзорной жалобы.

Президиум ВС РФ вправе:

Содержание постановления суда

По итогам судебного разбирательства суд выносит постановление. Документ содержит следующую информацию:

  • наименование суда, его состав;
  • дата и место принятия постановления;
  • производство, по которому принято решение;
  • ФИО лица, подавшего надзорную жалобу;
  • фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании;
  • данные из обжалуемых судебных постановлений;
  • мотивы, которыми руководствовались судьи при вынесении постановления.

Задача, стоящая перед судом надзорной инстанции заключается в проверке правильности толкования и применения правовых норм судами первой, кассационной, апелляционной инстанций. При этом необходимо учитывать, что Президиум Верховного суда не имеет право проводить проверку законности судебных решений в той части, в которой они не обжалуются.

Производство в суде надзорной инстанции имеет ряд общих черт с другими стадиями уголовного процесса, где проводится проверка судебных решений. Речь идет о стадиях апелляционного и кассационного производства.

Прежде всего, их объединяют общие задачи:

  1. проверка законности судебных решений, а в связи с этим проверка законности деятельности органов расследования, а также и судов во всех предшествующих инстанциях;
  2. в случае выявления допущенных нарушений закона — принятие мер по их устранению или исправлению.

Суд надзорной инстанции, как и суды кассационной и апелляционной инстанций, вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. 389.15, 401.15, 412.9 УПК РФ).

Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

Отличительной особенностью этих двух стадий является то, что предметом их проверки является только вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда (ст. 401.1; ч. 1 и 2 ст. 412.1 УПК РФ).

Правом обращения в суд надзорной, как и в суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2; ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции и в суде кассационной инстанции. Суд надзорной, как и суд кассационной, инстанции не вправе вынести новый приговор. Свои выводы суды основывают только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

Совпадают сроки обжалования судебных решений. И в суд кассационной инстанции, и в суд надзорной инстанции жалоба (представление) могут быть поданы только в течение года со дня вступления в силу решения суда, которое обжалуется.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в прядке надзора:

  1. судебные решения судов областного уровня, вынесенные ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  2. определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном или кассационном порядке;
  3. иные постановления Верховного Суда РФ.

Судебные решения могут быть обжалованы участниками процесса в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. К содержанию и форме надзорных жалоб, представлению предъявляются жесткие требования, которые сформулированы ст. 412.-412.4 УПК РФ.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление вправе подписать только Генеральный прокурор РФ или его заместители.

К надзорным жалобам, представлениям могут быть приложены заверенные соответствующими судами копии судебных решений, вынесенных по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Надзорные жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 дней со дня их поступления в Верховный Суд РФ возвращаются без рассмотрения по существу.

Процедура рассмотрения надзорных жалоб, представления, как и в стадии кассационного производства, осуществляется по одним и тем же правилам.

Надзорные жалоба, представление и приложенные к ним материалы сначала изучаются одним из судей Верховного Суда РФ. Он может в случае необходимости истребовать ранее рассмотренное уголовное дело.

По результатам изучения судья выносит одно из двух решений: (а) об отказе в передаче надзорных жалоб, представления дня рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или (б) о их передаче для рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель может отменить представление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Надзорную жалобу, представление судья Верховного Суда РФ должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их поступления в суд. Если же он при этом истребован ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения увеличивается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.10 УПК РФ) должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд надзорной инстанции.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принявшем участие в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум вправе (ст. 412.11 УПК РФ):

  1. оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить приговор и все другие состоявшиеся судебные решения и дело прекратить;
  3. отменить приговор и все последующие решения и передать дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  4. изменить приговор, определение, постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ установлены в ст. 412.12 УПК РФ.

Президиум при рассмотрении уголовного дела проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалоб, представления. Однако в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России. Поэтому его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными. Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 412.12 УПК РФ установлено, что Президиум, отменяя обжалуемое судебное решение, не вправе:

  1. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  2. предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  3. определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.

Согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ таковыми являются только существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Применить решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК РФ (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся ограничения пределов прав Президиума Верховного Суда РФ. Согласно этому предписанию, поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается , за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ. Согласно этой статье, такой поворот к худшему возможен в течение года со дня вступления обжалуемых судебных решений в законную силу, если в ходе ранее состоявшегося судебного разбирательства были допущены существенные нарушения закона, повлиявшие на исход дела и законность судебного решения как акта правосудия.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения (ст. 412.13 УПК РФ). Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, что по уголовному делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному делу.



Надзорная инстанция

Надзорная инстанция

Что такое Надзорная инстанция

Надзорная инстанция — это суды, обладающие правом проверять законность и обоснованность решений и приговоров суда, уже вступивших в законную силу.

  • Для гражданских дел
    Согласно ст. 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК) решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. В соответствии с ч. 2 ст. 321 ГПК РФ апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
  • Для уголовных дел
    Существует 3 (три) этапа: Судебная коллегия, Президиум и Председатель.
  • Для арбитражных дел
    Правила такого пересмотра закрепили в главе 36.1 АПК РФ. Надзорную жалобу по арбитражному делу в течение 3 месяцев с даты, когда спорный судебный акт вступил в силу (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ) направляют в Президиум Верховного суда РФ и только в случае, если прошел этап второй кассации и в Судебной коллегии по экономическим спорам пересмотрели дело по существу (ст. 308.1 АПК РФ).

История: развитие на начальном этапе

В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:

  • Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
  • Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
  • Государственное влияние. В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.

Инстанция надзорная: общие сведения

Основной особенностью данного института является то, что он выступает в качестве одно из способов пересмотра решений, вступивших в действие. Инстанция надзорная – это орган, осуществляющий проверку соответствия решений, постановлений, определений закону. Исключением в данном случае являются постановления Президиума ВС РФ. Судебно-надзорными инстанциями являются:

  • Коллегии (военные).
  • Верховные суды РФ и ее субъектов. Рассмотрение дела в них осуществляет президиум.
  • Высший арбитражный судебный орган. В нем также заседания проводятся президиумом.

Порядок рассмотрения

Как действует надзорная инстанция в гражданском процессе? Рассмотрение дел на заседании осуществляется не более месяца, а в ВС – не больше 2-х до вынесения определения. Дело, которое разбирает суд надзорной инстанции, докладывается председателем, его заместителями либо иными членами президиума по поручению вышестоящих должностных лиц. Зачитывать обстоятельства может также другое должностное лицо данного органа, ранее не участвовавшее в заседании. Если рассмотрение дела происходит в коллегии, то докладывает один из судей из ее состава. Такой же порядок установлен и для уголовного процесса.

Процессуальные сроки

Надзорные жалобы в гражданском и арбитражном процессах в рамках административного судопроизводства (по КАС) могут быть направлены в суд надзорной инстанции не позднее чем через 3 месяца с момента вступления оспариваемого постановления в законную силу (п. 2 ст. 391.2 ГПК, п. 5 ст. 308.1 АПК, п. 2 ст. 333 КАС). Период подачи жалобы в надзорную инстанцию в рамках судопроизводства по уголовным делам и административным правонарушениям (по КоАП) не ограничен.

Максимальный срок изучения жалобы надзорной инстанцией:

  • в гражданском процессе: если дело не было запрошено — 2 месяца, если дело было запрошено — 3 месяца (п. 1 ст. 391.6 ГПК);
  • в арбитражном процессе: если дело не было запрошено — 2 месяца, если дело было запрошено — 3 месяца (п. 1 ст. 308.5 АПК);
  • в уголовном процессе: если дело не было запрошено — 1 месяц, если дело было запрошено — 2 месяца (ст. 412.6 УПК);
  • в процессе по административному делу: 2 месяца со дня получения жалобы или протеста судом, в случае запроса материалов по делу — 1 месяц со дня предоставления дела в суд (п. 3 ст. 30.16 КоАП);
  • в процессе административного судопроизводства: по общему правилу, если материалы дела были запрошены — 3 месяца, если не были — 2 месяца (п. 1 ст. 336 КАС).

Важный момент

Рассматривая суть надзорной деятельности, необходимо понимать отличия ее объектов от таковых при кассационном пересмотре. Первый охватывает более широкую сферу. Это доказывается следующими положениями:

  • В качестве предмета кассационного обжалования выступает только решение и определение судебного органа первой инстанции, в то время как надзорный пересмотр может использоваться для постановлений, определений суда любой инстанции.
  • Вследствие многократной отмены решения с направлением его на новое разбирательство может быть принято несколько актов. Возможность кассационного обжалования распространяется только на последнее постановление, не вступившее в законную силу. При этом обоснованность и законность ранее отмененных актов не проверяется. Судебно-надзорными инстанциями являются органы, осуществляющие оценку соответствия закону всех ранее обжалованных постановлений, решений, определений.

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора — судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.

Полномочия суда надзорной инстанции

Судом надзорной инстанции по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции в России является Верховный суд РФ (ст. 126 Конституции РФ). ВС РФ выступает в качестве последующей надзорной инстанции относительно верховных судов субъектов РФ при изучении дел по административным правонарушениям (п. 3 ст. 30.13 ГПК).

Суд надзорной инстанции по итогам изучения жалобы уполномочен:

Надзорная инстанция в гражданском процессе

Изучением дел по существу в роли надзорной инстанции в рамках судопроизводства по гражданским делам занимается президиум ВС РФ (п. 1 ст. 391.1 ГПК).

В суде надзорной инстанции оспариваются получившие законную силу:

  • акты верховных судов субъектов РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали новому изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
  • акты окружных (флотских) военных судов, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
  • акты ВС РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подвергались изучению в апелляционном порядке;
  • акты апелляционной коллегии ВС РФ;
  • акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке апелляции;
  • акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке кассации (п. 2 ст. 391.1 ГПК).

Суд надзорной инстанции уполномочен вернуть переданную ему жалобу до изучения по существу, если:

  • содержание такой жалобы не отвечает действующим требованиям закона;
  • жалоба была представлена в суд надзорной инстанции ненадлежащим лицом;
  • был пропущен установленный для оспаривания судебного решения период времени, при этом не было заявлено ходатайство о восстановлении такого срока;
  • была представлена просьба о возврате или отзыве жалобы;
  • при подаче жалобы были нарушены принципы подсудности (п. 1 ст. 391.4 ГПК).

По итогам изучения судом надзорной инстанции жалобы по существу принимается одно из решений, регламентированных п. 1 ст. 391.12 ГПК.

Итак, судом надзорной инстанции в России является Верховный суд РФ. Производство в надзорной инстанции считается исключительной стадией в гражданском, административном, арбитражном и уголовном судопроизводстве. В порядке надзора изучается законность вступивших в силу актов судов предыдущих инстанций.

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.


В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновить на сайте.



Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!
Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

Конституция нашей страны предоставляет жителям защиту прав в суде, еще протекцию свобод и интересов, утвержденных законодательно. Для наибольшей объективности и действенности правосудия, возможные упущения судопроизводства могут исправлять посредством изменения вердиктов и определений суда в надзорном порядке.

Под надзорным производством понимают методику проверки судебных постановлений, заступивших в законную силу.

Производство в суде надзорной инстанции

Производство в суде надзорной инстанции

Надзор в уголовном процессе, административных и гражданских делах производится Верховным судом (ПВС) нашей страны.

Полномочия

Оспорить в ПВС допустимо вердикты и определения, полученные от судов первой, кассационной и апелляционной инстанций. Сюда относят еще региональные военные суды, коллегиальные подразделения высшего судебного органа. ПВС принимает во внимание обжалования вердиктов, уже начавших действовать, и определений ВС РФ, утвержденных им по первой инстанции, когда подобные вердикты выступали при вынесении апелляции.

Когда жалобы будут проанализированы, ПВС нашей страны должен будет составить определение:

  • отрицательное относительно направления жалобы для изучения в процессе заседания ПВС;
  • положительное относительно направления жалобы, отправка с делом в заседание ПВС России.

В Президиуме Верховного суда можно оспорить вердикты других судов

В Президиуме Верховного суда можно оспорить вердикты других судов

Председатель суда или лицо, его замещающее, вправе возразить вынесенному судьей ВС вердикту. Это касается отрицательного решения относительно утверждения жалобы. Тогда оформляется документ об отмене отказа, а впоследствии надзорная жалоба отправляется на заседание суда.

Когда происходит отмена актов суда по надзорному регламенту, Верховный суд обязан использовать данные критерии, способные попасть под нарушающие.

КритерийПримечание
Нарушения прав и свобод человека и гражданинаОни регламентируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами, общеизвестными нормами и принципами международного права.
Нарушения прав и законных интересов неопределенного числа гражданНормы также указаны в различных законодательных актах РФ и других стран.

Акт суда можно отменить, когда расшифровка и трактовка судом толкования норм права слишком однообразна.

Верховный суд обязательно учитывает нормы Конституции

Верховный суд обязательно учитывает нормы Конституции

Обратите внимание! Если вы пропустили сроки, то обжалование может быть принято с заявлением заинтересованного гражданина.

Понятие и значение производства

Производство в суде надзорной инстанции представляет собой анализ соблюдения законодательства, обоснованность приговоров, который производится по прошению участника судебного разбирательства

В роли утверждения инстанции надзора выступают:

  • люди, участвующие в ходе суда;
  • процессуальный статус участников;
  • выдвинутые временные рамки;
  • вердикт об утверждении постановления в форме документа.

Надзорная роль в судебных процессах:

  • используется для отслеживания следования законодательству, постановлений нижестоящих органов, анализа причин для вынесенных приговоров, начавших действовать;
  • помимо оспариваемого постановления либо приговора, отслеживаются любые акты, оформленные в процессе кассационного либо апелляционного пересмотра;
  • само предоставление обжалования не обещает, что дело будет рассмотрено заново;
  • на подачу обжалования имеет право должностное лицо, действия должны быть согласованы с правилами УПК.

Новое рассмотрение дела произойдет:

  • когда цель жалобы – улучшить положение осужденного гражданина;
  • после выдвижения предположительного решения о допуске по выбору судьи.

Производство в суде надзорной инстанции не гарантирует, что приговор будет изменен

Производство в суде надзорной инстанции не гарантирует, что приговор будет изменен

Прежде чем начать производство по надзору, законодатель установил необходимость решения основных задач.

  1. Обнаружение отклонений от существующих законов нижестоящими инстанциями суда.
  2. Избавление от проблем, связанных с отсутствием официальных пояснений к использованным нормам права.
  3. Обнаружение и исправление ошибок и совершенных нарушений посредством отправки дела обратно нижестоящей инстанции либо смена приговора.

Зачем нужно надзорное производство:

  • для общего анализа апелляции с гарантией соблюдения прав, регламентируемых Конституцией: иными словами, осужденный может защищать собственные права любыми законными путями;
  • для преграды, не позволяющей выносить несправедливые судебные решения, если нормы законодательства игнорируются;
  • для наибольшей эффективности работы суда посредством применения различного рода разъяснений со стороны органов надзора.

Данное производство в прокуратуре способно помочь не только осужденному и его адвокату. Если углубиться в этот вопрос, то порой пересмотр уголовного дела имеет выгоду даже для судей.

Обратите внимание! Инстанция надзора в подобных ситуациях является органом самопроверки.

Аналогия надзора с прочими пунктами нового рассмотрения дела:

  • правовое значение;
  • цели, обязательные к достижению;
  • невозможность ухудшения положения осужденного;
  • анализ деятельности нижестоящих инстанций суда;
  • обнаружение упущений и указание на необходимость внесения поправок;
  • объяснение, как нужно поступать, если поступила жалоба;
  • произведение проверок относительно соблюдения законов в вынесенных вердиктах.

Данное производство происходит, как правило, при желании осужденного

Данное производство происходит, как правило, при желании осужденного

Обратите внимание! Эффектом совокупности всех пунктов может быть отмена выносимых вердиктов по причине их несоответствия законам.

Различия между надзором и апелляцией.

В производстве в суде надзорной инстанции приведенные доказательства спокойно принимаются. Если говорить об апелляции, то там могут заново изучать дела, заново рассматривать доказательства.

Отличия между надзорным и кассационным регламентом.

  1. Надзор входит в прерогативу ВС России. Кассацией занимается Верховный Суд.
  2. Регламент надзора относительно оспаривания вердикта суда разрешает присутствие Генпрокурора нашей страны, должностных лиц и заявителя. Что касается кассации, здесь за участников принимают потерпевших, доверенных лиц, обвинителей, сторону защиты, осужденного гражданина.
  3. За гарантию проведения кассационного судебного дела берут жалобу, оформленную в соответствии со всеми правилами. Что касается надзора – здесь подобное не предусмотрено, все решает судья.

Суд надзорной инстанции предполагает при необходимости присутствие генерального прокурора

Обратите внимание! В надзорном порядке допускается оспаривание данных решений.

Решение каких судов можно оспорить в надзорном порядке?

Решение каких судов можно оспорить в надзорном порядке?

Производство надзора призвано внести поправки в судебные недочеты и должно контролировать права и законные интересы всех участвующих в суде граждан. По сравнению с кассацией, предмет рассмотрения надзора – исключительно постановление суда, начавшее действовать.

Написание жалобы

Надзорный суд стартует с отправки жалобы. Форма и содержание документа строго контролируются. Что нужно прописать:

  • название органа суда, куда направляется жалоба;
  • ФИО гражданина-составителя документа, место его проживания или же местонахождение в текущий момент;
  • перечисление лиц, принимающих участие в деле, адреса их проживания;
  • постановления, с которыми гражданин не согласен;
  • причина для пересмотра дела с подробным описанием;
  • просьба гражданина – автора документа.

Для начала производства должна быть составлена жалоба

Для начала производства должна быть составлена жалоба

Жалоба надзорной разновидности закрепляется подписью автора. Закон разрешает отправление документа представителем автора. В такой ситуации обязательно нужно прикрепить доверенность либо прочее официальное подтверждение полномочий доверенного лица. Надзорное представление следует утвердить подписью Генпрокурора страны либо лица, его замещающего. К подобному оспариванию требуется прикрепить копии постановлений по делу, утвержденных каким-либо судом. Помимо этого, обязательно нужно приложить квитанцию о выплате госпошлины.

Жалоба отправляется конкретно в надзорный суд. Обязательно нужно прикрепить к документу копию приговора.

Обратите внимание! В отдельных ситуациях требуются экземпляры прочих официальных бумаг, касающихся судебного процесса, утверждающих, как считает автор заявления, доказательства, прописанные в жалобе.

К жалобе прикрепляют копии приговора, иных бумаг, которые касаются производства

К жалобе прикрепляют копии приговора, иных бумаг, которые касаются производства

Как проходит производство в суде надзорной инстанции?

В целом, можно поделить рассматриваемый нами процесс на два этапа. Первый из них предполагает рассмотрение судьей необходимой инстанции надзора на протяжении месяца с момента поступления документа этой жалобы либо представления и разрешение вопроса о необходимости начала надзора. В некоторых ситуациях судья имеет право потребовать нужное ему уголовное дело – разумеется, в рамках своей компетенции.

Проанализировав полученную жалобу, судья определяет, нужно ли начинать надзорное производство и направлять полученную документацию на изучение суду наряду с делом, если это требуется. Возможен и отказ в утверждении жалобы. Тогда можно подать обжалование данного вердикта – подается оспаривание на имя председателя краевого, областного и аналогичных им судов, Председателя ВС России или лица, его замещающего. Они в свою очередь могут не согласиться со мнением судьи, вынесшего отрицательный вердикт, обнулить его законную силу и вынести собственное решение о необходимости начала производства и отправки жалобы на изучение суду.

Далее следует изучение жалобы.

Обратите внимание! Длится этот процесс максимум 15 дней, а если ситуация касается ВС страны – максимум месяц с момента вынесения вердикта.

Судья принимает решение, начнется ли надзорное производство

Судья принимает решение, начнется ли надзорное производство

В судебном процессе участвуют прокурор, осужденный, адвокат, прочие граждане, интересы которых могут быть ущемлены предоставленным документом, если эти лица перед заседанием подали соответствующие ходатайства. Данные граждане имеют право просмотреть изучаемую нами жалобу.

Дело разъясняется участником президиума краевого, областного или аналогичных судов либо другим судьей, который до этого не участвовал в судебном процессе относительно этого дела. Потом дают право высказаться прокурору, чтобы он поддержал внесенное представление надзорного плана.

В деле принимает участие другой судья, который ранее никак не относился к делу

В деле принимает участие другой судья, который ранее никак не относился к делу

Обратите внимание! Участники дела имеют право после объяснений прокурора очертить свое видение данной ситуации.

Потом стороны должны быть удалены из зала суда. После этого президиум принимает решение и выносит постановление.

Решение относительно полученного документа выдвигается на основании большинства голосов судей. Если число голосов равно, то просьба гражданина не будет удовлетворена, исключая ситуации, при которых за наказание берется казнь. Жалобы надзорного плана об отмене смертной казни или же о смене ее на не такое суровое наказание удовлетворяют, если за необходимость казни голосует менее 2/3 участников ПВС России.

Решение выносится несколькими судьями

Решение выносится несколькими судьями

Что находится в постановлении суда?

Подводя итог проведенному заседанию, суд выносит свой вердикт. В документе будут прописаны такие данные.

Что указывается в вердикте?

Что указывается в вердикте?

Сроки и регламент изучения поданной жалобы

Жалоба надзорного плана анализируется ПВС в течение 2-3 месяцев на основании того, запрашивалось ли дело в суде прошлой инстанции (временные рамки, относительно которых дело поступало в учреждение, во внимание не берут). На основании второй части статьи 336 КАС России Председатель ВС РФ либо лицо, его замещающее, вправе увеличить срок его изучения на основании сложности. Максимальный срок продления – два месяца.

Как правило, жалоба изучается в течение 2-3 месяцев

Как правило, жалоба изучается в течение 2-3 месяцев

Когда судья проанализирует полученный документ, он оформляет определение:

  • об отрицательном вердикте относительно направления жалобы надзорного плана в Президиум ВС России (если нет необходимости заново рассматривать дело);
  • о положительном вердикте относительно направления документа надзорного плана в Президиум ВС. Вынесение вердикта Президиума относительно надзорной жалобы.

Вынесение вердикта Президиума относительно надзорной жалобы

Вердикт, касающийся удовлетворения или неудовлетворения изучаемой нами жалобы, выносится Президиумом ВС России через голосование (решение принимается, если с ним согласилось большинство). Когда проголосовало одинаковое количество человек, жалобу надзорного плана не удовлетворяют.

Почему могут отменить решения суда?

  1. При нарушении актом суда прав и свобод, регламентированных Конституцией нашей страны, общими принципами и правилами международного права.
  2. По причине нарушения судебным актом прав и законных интересов граждан либо прочих публичных интересов.
  3. При нарушении однообразия в смысле и использовании судом правовых норм.

Иногда решение суда могут отменить: например, из-за нарушения прав и свобод человека и проч.

Иногда решение суда могут отменить: например, из-за нарушения прав и свобод человека и проч.

По окончании изучения жалобы надзорного плана ПВС России может вынести какой-либо из вердиктов:

Обратите внимание! На основании статьи 344 КАС России Постановление ПВС страны начинает действовать с момента принятия. Обжаловать его нельзя.

Постановление Президиума ВС не подлежит обжалованию

Постановление Президиума ВС не подлежит обжалованию

Границы прав инстанции надзора

Вообще, УПК установлено, что новое рассмотрение в рамках надзора постановления суда по причине необходимости использования закона о более тяжелом нарушении, за смягчением вердикта либо по прочим причинам, ведущим за собой более плохое положение обвиняемого, а также повторное рассмотрение оправдательного вердикта относительно остановки уголовного дела, не разрешается.

Несмотря на вышесказанное, Постановление КС России за 11 мая 05-го года номер 5 вносит дисбаланс в права членов процесса, защищаемых Конституцией, на стороне обвинения и защиты. Также оно не находится в согласии с принципами самостоятельности и независимости судебной системы.

Новое рассмотрение в суде надзорной инстанции относительно одного дела невозможно

Новое рассмотрение в суде надзорной инстанции относительно одного дела невозможно

Надзорный суд может выносить такие вердикты по надзорному документу.

Суд при рассмотрении дела в изучаемом нами порядком вправе смягчать вынесенный приговор или воспользоваться законом о менее тяжелом проступке, однако не может усиливать меры наказания или использовать законы о более тяжелых проступках.

Видео — Как отменить решение суда вступившее в законную силу

Читайте также: