Исключение из рнп по решению суда сроки

Обновлено: 28.06.2024

Реестр недобросовестных поставщиков — это список компаний, которые уклонились от подписания контракта в госзакупках или нарушили условия его исполнения. Рассказываем подробно, что такое РНП, за что в него попадают, какие последствия влечёт включение в реестр и как добиться исключения.

Что нужно знать о реестре недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков — официальная база данных, используемая в сфере госзакупок . Она общедоступна и формируется Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в соответствии:

Реестр публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) и содержит следующие сведения:

  1. Наименование, местонахождение, ИНН (для юридических лиц), ФИО и ИНН (для ИП и физических лиц).
  2. Наименование, ФИО, ИНН всех учредителей юридического лица, его единоличного органа управления и членов коллегиальных органов управления.
  3. Информацию о контракте и (или) закупке, нарушение условий которых послужило поводом для внесения в РНП.
  4. Дату внесения в РНП.

Основания и порядок включения в РНП

В реестр недобросовестных поставщиков попадают:

  • участники закупок, которые уклонились от заключения контрактов;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), с которыми контракты были расторгнуты в судебном порядке;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), которые существенно нарушили условия контракта, что вынудило заказчика отказаться от сделки.

Инициатором включения в РНП всегда является заказчик. Он направляет в ФАС информацию и документы.

Порядок включения в РНП:

  1. Заказчик направляет в ФАС сведения о нарушителе и документы о нарушении в течение трёх рабочих дней с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта. Если причина включения в РНП — односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, обязательно представляется письменное обоснование такого решения. Если контракт расторгнут судом, прикладывается копия судебного решения. Сопроводительное письмо и материалы направляются в бумажной или электронной форме, в том числе через ЕИС.
  2. В течение трёх дней ФАС проверяет полноту представленных сведений и документов — формальное соблюдение требований ст. 104 44-ФЗ. Если чего-то не хватает, материалы возвращаются заказчику для устранения нарушений.
  3. В течение пяти дней ФАС проверяет представленные сведения — оценивает достоверность информации и наличие основания для включения в РНП. Для рассмотрения вопроса и принятия решения назначается заседание комиссии, куда приглашаются представители заказчика и участника (поставщика). Стороны вправе делать заявления, обосновывать свою позицию, представлять доказательства своей правоты и оспаривать доводы противоположной стороны. Неявка сторон не препятствует рассмотрению вопроса. По итогам заседания принимается решение о включении или невключении в РНП.

Подробнее об основаниях включения в РНП

Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает три основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Однозначным поводом для включения считается только одна ситуация — судебное решение о расторжении контракта. Два других основания требуют от заказчиков обоснования позиции. Участник торгов или поставщик вправе её оспорить, представив свои аргументы.

Уклонение от заключения контракта

Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта — право заказчика. Но оно ограничено положениями №44-ФЗ, в частности статьёй 82.3.

Заказчик вправе признать победителя процедуры уклонившимся от заключения контракта (составить соответствующий протокол), если он:

  • не направил заказчику в установленный срок проект контракта, подписанный надлежащим лицом, или протокол разногласий;
  • не внёс обеспечение в сроки, указанные в документации о закупке, или внёс в неполном объёме;
  • Не выполнил требования ст. 37 №44-ФЗ об антидемпинговых мерах — не внёс дополнительный размер обеспечения или не представил подтверждение своей добросовестности.

Отказ заказчика от исполнения контракта

Если поставщик существенно нарушает условия контракта — это основание для одностороннего отказа заказчика от сделки. Такая ситуация служит поводом для внесения поставщика в РНП.

Возможны две процедуры — если контракт был расторгнут в судебном порядке, после чего заказчик обратился в ФАС, или же заказчик сразу обратился в ФАС для включения поставщика в РНП.

В первом случае всё однозначно: поставщика включат в РНП на основании судебного решения. Но если заказчик сразу же обращается в антимонопольный орган, ему нужно будет доказать и существенное нарушение условий контракта, и то, что оно — основание для одностороннего отказа от сделки. Разумеется, поставщик вправе оспорить все доводы заказчика и привести свои аргументы.

Последствия включения в РНП

  1. При формировании закупочной документации заказчики вправе устанавливать требование для участников закупки — отсутствие в реестре.
  2. Если предприниматель или компания попали в РНП, не стоит надеяться на победу и в коммерческих тендерах. В них также может быть поставлено условие об отсутствии в РНП.
  3. Ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только самой компании, которая попала в реестр, но и её учредителей, а также руководителя. Например, если в закупке участвует предприниматель, который является учредителем юридического лица, включённого в РНП, заказчик вправе не допустить предпринимателя к закупке. Суды считают такие решения правомерными (Постановление Арбитражный суд Уральского округа от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).
  4. РНП — общедоступный источник информации, которым легко могут воспользоваться предприниматели для проверки контрагентов и сделать соответствующие выводы.

Порядок исключения из РНП

Период нахождения в РНП — 2 года. По истечении этого срока компания или ИП исключаются из реестра. Процедура досрочного исключения из РНП законом не предусмотрена. Единственный вариант — обжаловать решение ФАС в арбитражном суде. Это можно сделать в течение трёх месяцев с момента принятия обжалуемого решения.

Поводом для отмены решения ФАС могут быть:

  1. Доказанная в суде добросовестность участника или поставщика при заключении или исполнении контракта.
  2. Отсутствие намерений уклоняться от заключения контракта, несмотря на формальное нарушение процедуры и сроков.
  3. Нарушение процедур и сроков по техническим причинам, которые не зависели от участника закупка.
  4. Процессуальные нарушения, допущенные ФАС при рассмотрении обращения заказчика и принятии решения.
  5. Нарушение заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта.
  6. Неправомерные действия заказчика, за которыми последовали нарушения со стороны участника закупки или поставщика.
  7. Вина заказчика в допущенном участником или поставщиком нарушении.
  8. Формальность проведенной ФАС проверки, при которой не были установлены и проверены фактические обстоятельства дела, степень вины каждой из сторон.
  9. Нарушение заказчиком сроков и порядка обращения в ФАС для включения участника в РНП.

Обращение в суд — достаточно эффективный способ обжалования решений ФАС. Арбитражные суды часто встают на сторону участников закупки и поставщиков. Но свою правоту придётся доказывать, а судебный процесс зачастую длится не один месяц. Поэтому лучше, конечно, в РНП не попадать. Не нарушайте процедуры и сроки, а если нарушили, постарайтесь договориться с заказчиком до его обращения в ФАС.

В практике встречалась и продолжает встречаться довольно типичная ситуация, когда организация, являющаяся должником по какому-либо обязательству, прекращает деятельность и налоговый орган в установленном законом порядке проводит процедуру по исключению ее из Единого государственного реестра юридических лиц, как недействующего юридического лица.

Что же делать кредиторам в подобной ситуации?

Они могут попытаться оспорить исключение организации из ЕГРЮЛ, но, как правило, безрезультатно. Даже если им удастся это сделать, то все равно речь зайдет о банкротстве должника, который не имеет никаких активов, и встанет вопрос о возможности субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

Каковы же подходы судебной практики относительно привлечения к субсидиарной ответственности по долгам обществ с ограниченной ответственностью в случае его исключения из ЕГРЮЛ, как недействующего?

В судебной практике сложилось два противоположных видения относительно распределения бремени доказывания в таких спорах, что существенно влияет на итоговый результат по делу о привлечении к субсидиарной ответственности. Условно назовем эти подходы прокредиторским и продиректорским. Как будет показано оба подхода имеют свои плюсы и минусы, что вызывает сложность в выборе наиболее предпочтительного.

Продиректорская позиция

Данный подход в части распределения бремени доказывания полностью соответствует тому, как привлекают контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в процедурах банкротства, когда на заявителя возлагается бремя доказывания наличия одного или нескольких оснований такой ответственности. По мнению судов, которые придерживаются этой позиции само по себе исключение общества из ЕГРЮЛ не свидетельствует о недобросовестности КДЛ и не влияет на распределение бремени доказывания.

Приведу типичный пример применения продиректорской позиции.

Краткая фабула дела

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, указав в решении следующее:

Как мы видим, суд нашел причинную связь неподачи заявления о банкротстве с убытками кредитора. Между тем, даже если бы в отношении должника была бы введена процедура конкурсного производства, то директора можно было бы привлечь к субсидиарной ответственности за неподачу заявления только по тем долгам, которые возникли после даты возникновения обязанности подачи заявления и необходимо было бы доказывать, что обязательства, которые не были исполнены возникли после этой даты.

Решение было поддержано судом апелляционной инстанции.

АС МО не согласился с судебными актами и, направляя дело на новое рассмотрение, исходил из следующего:

Попробую выявить все плюсы и минусы этой позиции.

На самом деле я за нее проголосовал бы двумя руками. Нельзя экстраординарную ответственность превращать в общее правило. Нельзя ограниченную ответственность фактически прекращать в неограниченную. Нельзя из директоров и участников ООО делать фактически поручителей по всем обязательствам. Нельзя возлагать чрезмерные риски на директоров и участников.

Конечно, в закон или судебную практику можно ввести все, что угодно, но существуют политико-правовые соображения против такого чрезмерного бремени и фактического нивелирования ограниченной ответственности, если есть желание стимулировать занятие предпринимательской деятельности.

Совершенно правильно, что к субсидиарной ответственности следует привлекать за реально недобросовестные в отношении кредиторов действия и их наличие не может само собой предполагаться только благодаря факту исключения общества из ЕГРЮЛ.

Тем не менее, в указанной позиции есть один существенный изъян, так как заявитель не может указать на те основания, которые согласно Закону о банкротстве, влекут субсидиарную ответственность, в связи с отсутствием каких-либо сведений о деятельности должника. Если в ходе процедуры банкротства конкурсный управляющий, которому переданы документы, связанные с деятельностью должника, могут выявить подозрительные сделки по выводу активов или установить дату объективного банкротства, чтобы выявить основания для привлечения к субсидиарной ответственности.

В случае же исключения общества из ЕГРЮЛ у кредитора подобная возможность отсутствует и выход видится в возложении на директора или участника бремени доказывания того, что обязательство возникло до наступления объективного банкротства и, что КДЛ не совершал действий в ущерб кредиторам. С учетом предположения нахождения всех первичных документов у директора он может представить доказательства вышеназванных обстоятельств.

Именно из такого видения распределения бремени доказывания исходит второй подход, пример которого сейчас и приведу.

Прокредиторский подход

Рассмотрю один из типичных судебных актов суда, показывающего прокредиторский подход.

Дело № А75-8787/2020

Судом первой инстанции, поддержанному апелляцией, истцу было отказано в привлечении КДЛ, исключенного из ЕГРЮЛ общества с ограниченной ответственностью по мотивам недоказанности оснований.

Иначе говоря, суды исходили из обычного распределения бремени доказывания, как если бы дело рассматривалось в рамках процедуры банкротства и конкурсный управляющий располагал бы документами, позволяющими выявить основания для привлечения к субсидиарной ответственности.

Но как же может обычный кредитор в случае привлечения к субсидиарной ответственности без процедуры банкротства доказывать наличие таких оснований? Правильно ли на него возлагать столь тяжкое бремя доказывания? Из каких источников он может узреть, что имеются основания для привлечения к субсидиарной ответственности?

Отменяя судебные акты по делу, АС ЗСО, исходил из следующего:

Неосуществление ответчиком ликвидации общества при наличии на момент исключения из ЕГРЮЛ лиц долгов общества перед кредиторами, может свидетельствовать о намеренном пренебрежении контролирующим общество лицом своими обязанностями, попытке избежать рисков привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве общества.

При обращении в суд с соответствующим иском в порядке пункта 3.1 статьи 3 Закона № 14-ФЗ доказывание кредитором неразумности и недобросовестности действий лиц, контролировавших исключенное из реестра недействующее юридическое лицо, объективно затруднено. Кредитор, как правило, лишен доступа к документам, содержащим сведения о хозяйственной деятельности общества, и не имеет иных источников сведений о деятельности юридического лица и контролирующих его лиц.

Таким образом, предъявление к истцу требований, связанных
с доказыванием обусловленности причиненного вреда поведением контролировавших должника лиц, заведомо влечет неравенство процессуальных возможностей истца и ответчика, так как от истца требуется предоставление доказательств, о самом наличии которых ему может быть неизвестно в силу его не вовлеченности в корпоративные правоотношения.

При таких обстоятельствах, следуя смыслу статьи 3 Закона № 14-ФЗ, при представлении истцом доказательств наличия у него убытков, вызванных неисполнением обществом обязательств перед ним, а также доказательств исключения общества из ЕГРЮЛ, контролировавшее лицо должно дать пояснения относительно причин исключения общества из этого реестра и представить доказательства правомерности своего поведения.

Кстати, следует отметить, что мотивировка этого постановления выгодно отличается от постановлений АС ПО, которые фактически исходят из того, что основанием субсидиарной ответственности является то, что КДЛ не ликвидировали юридическое лицо и не подали заявление о банкротстве.

На мой взгляд, подход АС ПО не имеет никакого законного основания и противоречит правовой позиции определения СКЭС ВС РФ по делу 306-ЭС19-18285 от 30.01.2020, согласно которой само по себе исключение юридического лица из реестра в результате действий (бездействия), которые привели к такому исключению (отсутствие отчетности, расчетов в течение долгого времени), равно как и неисполнение обязательств не является достаточным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности в соответствии с названной нормой

Несмотря на то, что я не отношусь к числу банкротных большевиков-радикалов, готовых все отнять и поделить, полагаю, что позиция вышеназванного постановления АС ЗСО вполне уместная и заслуживает одобрения, так как из двух зол выбирается меньшее. Условно говоря, директор покажи и расскажи, что ты не вывел активы, что обязательство перед кредитором возникло не после объективного банкротства.

Но у данного подхода также есть свой минус. Для чего кредиторам подавать заявление о банкротстве должника, у которого нет имущества, когда можно дождаться исключения должника из ЕГРЮЛ и предъявить иск о привлечении КДЛ в субсидиарной ответственности. И если в случае банкротства придется доказывать наличие оснований для субсидиарной ответственности, а их может и не оказаться, то при исключении из ЕГРЮЛ, если бремя доказывания отсутствия оснований будет возложено на КДЛ, то шансы выиграть подобный спор у кредиторов существенно возрастут.

Тем не менее, даже при таком минусе, прокредиторский подход является более взвешенным и обоснованным. Он приведет к меньшему количеству судебных ошибок, так как при продиректорском подходе кредитор практически никогда при таком распределении бремени доказывания не приведет к защите их прав, даже когда будут иметься реальные основания для привлечения к субсидиарной ответственности.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Что такое реестр недобросовестных поставщиков

В законодательстве отсутствует определение, что такое реестр недобросовестных поставщиков в госзакупках. В широком понимании РНП — это систематизированные сведения об исполнителях, которых признали недобросовестными. Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба, руководствуясь порядком ведения реестра.

Поиск по ИНН в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте фас

Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников о неблагонадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их. Если информация об ИП, компании, ее руководителе, данные об аффилированных лицах, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.

Общий срок нахождения сведений на официальном сайте РНП составляет два года. Затем информация удаляется.

Направление информации в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит административная ответственность.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали судебную практику при работе с РНП. Используйте эти инструкции бесплатно.


Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Основания для внесения в РНП

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:

  • уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт, в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победителя включат в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта;
  • не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
  • не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).

Какая информация включается в РНП

Информация, которая находится в реестре неблагонадежных поставщиков, перечислена в ч. 3 ст. 104 44-ФЗ. В ней указано, что в него попадают:

  • название, в т. ч. фирменное (если есть), место нахождения (для юрлица), ФИО (если есть), ИНН или аналог этого номера для иностранного лица в рамках зарубежного законодательства, сведения о членах правления, учредителях унитарного предприятия. Исключение — публично-правовые образования;
  • данные об аффилированных лицах;
  • дата проведения электронного аукциона, подведения результатов конкурсных торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата, когда госзакупку признали несостоявшейся, в которой единственный пришедший участник уклонился либо отказал заказчику в подписании контракта;
  • дата заключения соглашения, которое не исполнили или исполнили ненадлежащим образом;
  • предмет госконтракта, цена и срок его выполнения;
  • ИКЗ;
  • повод и дата расторжения, если его расторгли по решению суда или в связи с отказом в одностороннем порядке;
  • дата, когда внесли эту информации в реестр недобросовестных поставщиков.

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон № 539-ФЗ от 30.12.2020, который дополнил 44-ФЗ правилами, по которым:

  1. Изменён список сведений, которые включаются в реестр. Так, данные об участниках (членах) корпоративного юрлица, которые способны влиять на его деятельность, включат в РНП в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25 % акций (долей, паев) такого юрлица.
  2. Контрольный орган проводит внеплановую проверку, если к нему обратились за включением сведений об участнике закупки или о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Еще установили такие положения:

  • если полномочия членов правления передадут другому лицу, информация о таком лице попадает в РНП;
  • состав, форму и содержание обращения заказчика в ФАС о включении сведений в реестр утверждает правительство;
  • сведения из РНП исключаются досрочно, если контрольный орган получил решение суда о признании недействительным решения контрольного органа о включении в РНП или о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.

Что касается исключения сведений об участнике закупки, исполнителе из РНП, то это будут делать по истечении двух лет с даты, когда у контролеров появилась обязанность включить сведения в реестр, а не с даты их внесения в РНП.

РНП в ЕИС

Порядок передачи сведений в ФАС

С 01.07.2021 меняется механизм направления данных в ФАС для включения информации в РНП в связи с выходом постановления Правительства № 1078 от 30.06.2021. Основные положения, которые содержит документ, касаются регламента документооборота:

  1. Обращение направляют в ФАС, исходя из адреса заказчика. Срок — 3 рабочих дня со дня уклонения.
  2. Форма утверждена правилами. ФАС рассмотрит документы в срок — 5 рабочих дней. При наличии замечаний ФАС даст на исправление ошибок 2 рабочих дня.
  3. При исчислении сроков учитывают часовой пояс, в котором расположено ведомство.
  4. Предусмотрена возможность исправления технических ошибок.
  5. Срок нахождения сведений в РНП — 2 года с даты принятия такого решения.
  6. Обозначены основания для досрочного исключения сведений из РНП. Например, если действия заказчика признают незаконными.
  7. Управление антимонопольной службы работает только с обращениями по закупкам с НМЦК свыше 1 млрд руб.

Обновление функционала ЕИС позволит обжаловать закупки в электронном виде с 05.07.2021, а новые правила сохранили возможность подачи бумажных обращений до 01.04.2022 (п. 3 ПП № 1078 от 30.06.2021).

Реестр недобросовестных участников закупок по 223-ФЗ

Его ведут органы Федеральной антимонопольной службы. Перечень сведений и документов, которые включаются в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ, и порядок их направления заказчиками в ФАС РФ установлены постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012.

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить к участникам процедуры требование об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.

Основания для внесения в РНП по 223-ФЗ

В РНП включаются сведения:

  • об участниках, которые уклонились от заключения договора (только если заключение договора по итогам процедуры являлось обязательным);
  • об исполнителях, с которыми договоры расторгнуты по решению суда.

При решении вопроса о включении участника в реестр, необходимо проанализировать положение о закупках и закупочную документацию. К случаям обязательного заключения договора относятся конкурентные процедуры (конкурс, аукцион и т.п.) и не относятся остальные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т.п.).

Расторжение договора во внесудебном порядке освобождает заказчика от обязанности направлять сведения в РНП.

Какая информация включается в реестр по 223-ФЗ

Список сведений утвержден постановлением Правительства № 1211 от 22.11.2012. В реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ попадают такие сведения:

РНП по 223 ФЗ

Алгоритм проверки поставщика в РНП

Вот пошаговая инструкция, как проверить организацию в реестре недобросовестных поставщиков ФАС:

Контроль и аудит в ЕИС

Вкладка РНП в ЕИС

Шаг 3. Настройте фильтры поиска. В этом разделе размещены и список РНП по 44-ФЗ, 223-ФЗ, и реестр недобросовестных подрядных организаций по ПП № 615. По умолчанию выбраны три варианта. Но ищут только по одному из них, убрав лишнюю галочку.

Параметры поиска РНП

Шаг 4. Чтобы проверить РНП по ИНН, достаточно ввести данные в строке поиска и нажать на лупу. ИНН — обязательный параметр в ЕИС, без него юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не сможет зарегистрироваться. Быстрый поиск делайте и по наименованию контрагента.

Поиск по ИНН в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте ФАС

Все параметры поиска в РНП

Проверка в РНП

Как автоматически проверить сведения из РНП

Сайт ЕИС автоматически проверяет информацию об участниках закупок в базе недобросовестных поставщиков (РНП). Проверка проводится, когда в системе формируют итоговые протоколы, в которых определяется поставщик, в том числе протоколы рассмотрения одной заявки на участие в конкурсе или по итогам конкурентных процедур, которые проводятся в неэлектронной форме. Проверяется информация из РНП о победителе и об участнике, заявке которого присвоен второй порядковый номер (если такой участник есть).

Когда сохраняете протокол, система проверит сведения из реестра недобросовестных поставщиков об участниках закупки. Если окажется, что участники в нем есть, система предупредит об этом.

Илья Антоненко

Компания с отметкой о недостоверности данных в ЕГРЮЛ с налоговой точки зрения становится рискованным контрагентом, может лишиться возможности участвовать в госзакупках и распоряжаться расчетными счетами, а также столкнуться с претензией контрагентов о компенсации убытков, которые вызваны недостоверными сведениями о компании в ЕГРЮЛ (ст. 54.1 НК РФ; письмо ФНС России от 12.05.2017 № АС-4-2/8872; письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 № Д28и-1214, Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10; п. 4 письма ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088; п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Когда появляется пометка о недостоверности данных

Арбитражная практика по внесению в ЕГРЮЛ отметки о недостоверности данных

Достоверность адреса компании подтверждают следующие обстоятельства:

  • участник или руководитель компании в срок отвечает налоговой на письмо, направленное по адресу компании;
  • участковый опрашивает жильцов соседних квартир, и они подтверждают, что руководитель компании бывает в квартире, которая указана как адрес компании.

Признаки, которые в совокупности становятся основанием для записи о недостоверности адреса:

  • адрес регистрации — массовый;
  • адрес указан не полностью (нет номера кабинета, помещения);
  • нет вывески, таблички, иных указаний на то, что по этому адресу размещается компания;
  • компания не отвечает на письма, направленные по этому адресу.

Неполный адрес (без указания конкретного помещения) можно признать достоверным, если есть другие доказательства достоверности: договор аренды, платежные документы на оплату аренды, письмо собственника, получения почтовой корреспонденции по указанному адресу

В то же время если у компании указан неполный адрес и она в установленный срок не представит налоговикам письменные доказательства того, что адрес достоверный, в ЕГРЮЛ внесут отметку о недостоверности адреса

Сами по себе эти признаки не могут быть основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об участнике ООО:


Процедура исключения компании из ЕГРЮЛ

Отметка о недостоверности данных может привести к налоговой проверке, отказу контрагентов от сотрудничества и исключению компании из ЕГРЮЛ. Если такая отметка сохраняется более шести месяцев с момента внесения, то компания может быть исключена из ЕГРЮЛ по решению налогового органа, кроме случаев, когда компания находится в процедуре банкротства (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

  • непосредственно;
  • почтовым отправлением;
  • в форме электронного документа с электронной подписью через телекоммуникационные каналы связи (ТКС).

Пока федеральные органы исполнительной власти не утвердили форму таких заявлений, она считается свободой.

Если налоговый орган получает заявление заинтересованного лица, то решение об исключении компании из ЕГРЮЛ не принимается.

Компанию исключили из ЕГРЮЛ из-за недостоверных сведений — налоговые последствия

Если из ЕГРЮЛ исключён должник

В общем случае в периоде (месяце), когда должник исключен из ЕГРЮЛ, кредитор может учесть его задолженность в составе внереализационных налоговых расходов как безнадёжную (пп. 2 п. 2 ст. 265, п. 2 ст. 266 НК РФ; Письмо Минфина России от 05.10.2015 № 03-03-06/2/56751; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.02.2015 № Ф05-413/2015 по делу № А40-59510/13). Но если компания исключена из ЕГРЮЛ в связи с отметкой о недостоверности данных, её долги нельзя признать безнадежными в периоде исключения должника из ЕГРЮЛ (Письмо Минфина России от 16.08.2019 № 03-03-06/1/62253).

Если кредитор не рискнет спорить с проверяющими, то списать такой долг он сможет только в периоде истечения срока исковой давности (Письмо Минфина России от 21.05.2019 № 03-03-06/2/36730).

Суды считают, что налогоплательщик вправе учесть списываемую задолженность в составе безнадежных долгов для целей налога на прибыль, даже если он не пытался взыскать этот долг (например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.04.2016 № Ф04-799/2016 по делу № А27-12070/2015).

Чтобы снизить налоговые риски, рекомендуем оформить документы, которые обоснуют, почему компания не оспаривала исключение должника из ЕГРЮЛ. Например, это может быть экономическое обоснование отказа от оспаривания исключения должника из ЕГРЮЛ. В нём нужно сравнить возможные выгоды от оспаривания (рассчитать вероятность возврата долга, размер реального к возврату долга и т.п.) и расходы, которые понесет компания, если исключение должника из ЕГРЮЛ будет успешно оспорено (например, расходы на процедуру банкротства должника).

ФНС может исключить расходы по сделке с должником, который впоследствии исключён из ЕГРЮЛ как недействующий, аргументируя это неосмотрительностью компании в выборе контрагента (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.08.2017 № Ф05-10150/2017 по делу № А40-190696/2016). Поэтому желательно иметь комплект документов, которые подтверждают осмотрительность компании в момент заключения договора с должником: выписка из ЕГРЮЛ, копии правоустанавливающих документов, приказа о назначении руководителя должника, паспорта руководителя должника, банковской карточки должника, протокола переговоров с должником о заключении договора, копии бухгалтерской и налоговой отчётности должника, служебные записки ответственных лиц (службы безопасности, начальника юридического отдела и пр.).

Если из ЕГРЮЛ исключен кредитор

Если из ЕГРЮЛ исключен кредитор компании, нужно в месяце исключения кредитора из ЕГРЮЛ отразить в составе внереализационных налоговых доходов сумму долга перед ним (п. 18 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина России от 09.02.2018 № 03-03-06/1/7837).

Если исключена ваша компания

Если у компании, исключенной из ЕГРЮЛ по причине недостоверности сведений, были долги по налогам, то ИФНС может через суд истребовать такие суммы с лиц, которые контролировали ликвидированную компанию (п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Алгоритм действий

Что нужно делать, если в ЕГРЮЛ появилась отметка о недостоверности сведений о компании или ее контрагенте или если компанию исключили из реестра из-за этой записи.

В течение 3 месяцев со дня публикации решения о предстоящем исключении должника из ЕГРЮЛ

В обоснование можно привести доказательства, что у должника есть имущество, которое позволило бы погасить долг перед компанией (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.02.2017 № Ф09-11986/16 по делу № А76-260/2016)

Илья Антоненко, аттестованный аудитор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Защищаем от включения в реестр недобросовестных поставщиков:

  1. Добиваемся признания заявления заказчика о включении в РНП необоснованным
  2. Помогаем отменить решение УФАС о включении в РНП
  3. Даем гарантию возврата денег в случае недостижения результата
  4. "Под ключ" проводим все мероприятия в сроки, согласованные с клиентом
  5. Всегда находимся в контакте с клиентом и учитываем все пожелания

Не привлекая нас к участию в деле о включении в РНП, вы рискуете:

Чем вы рискуете, не привлекая юриста в деле о включении в РНП

  • Не успеть своевременно принять все меры, чтобы победить в споре.
  • Не учесть существующую административную и судебную практику, позволяющую избежать включения в реестр.
  • На 2 года попасть в реестр, потеряв репутацию, потенциальные контракты и проекты

Как мы достигаем успеха

Проводим экспресс-анализ имеющихся документов и определяем перспективы спора

Запрашиваем необходимые документы

Изучаем практику антимонопольных и судебных органов, формируем правовую позицию по делу

Готовим все необходимые процессуальные документы

Представляем интересы клиента на слушании комиссии УФАС и в суде



Dentsu. Разрабатывает, оптимизирует и реализует медиастратегии, позволяющие брендам выстраивать эффективные коммуникации.

ВЗМП — Воронежский завод минерального порошка

Попадание в "черный список" поставщиков

Нарушители договоренностей в сфере закупок обычно попадают в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). В нем размещена информация о таких поставщиках в виде перечня, в который входит подробная информация о поставщике и контракте с зафиксированными нарушениями обязательств.

  • Подкрепленными законом основаниями для включения в РНП являются:
  • Нарушение сроков и порядка заключения контракта;
  • Принудительное расторжение контракта в суде;
  • Отказ заказчика от контракта из-за грубых нарушений его условий.

Законодательно закрепленные последствия включения в РНП

Включение в реестр недобросовестных поставщиков влечет за собой ряд последствий:

  • Публичный характер размещенной информации может негативно сказаться на заключении дальнейших сделок с любыми контрагентами.
  • Запрет на заключение контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ в течение 2 лет с момента публикации поставщика в РНП.
  • РНП содержит сведения как об организации, так и о её учредителе. Это исключает возможность участия в госзакупках при создании нового юридического лица тем же человеком.

Как защитить свои права?

Отметим, что за календарный год РНП пополнился более, чем на 11 000 записей о недобросовестных поставщиках, исполнителях и подрядчиках. Это говорит о том, что проблема включения в РНП касается каждого исполнителя государственного или муниципального контракта: необходимо не только получить максимальную выгоду при исполнении контракта, но и не потерять свою репутацию на рынке. Дальше расскажем о процедуре включения в РНП подробнее.

На основании информации, переданной заказчиком, контролирующие органы ФАС принимают решение о включении в РНП.

Наиболее серьезным основанием для включения в РНП является расторжение контракта по решению суда, т.к. в таком случае сведения в реестр направляются сразу же после вступления решения в законную силу. Именно поэтому важно участвовать в заседании суда первой инстанции для защиты своих прав.

К другим основаниям причисляются односторонний отказ непосредственного заказчика от контракта в связи с грубыми нарушениями условий, а также уклонение от заключения контракта. В этом случае заказчик самостоятельно обращается в УФАС, т.к. за непредоставление информации о нарушениях в антимонопольный орган, он рискует получить административный штраф до 100 000 рублей.

Подача сведений в связи с односторонним отказом от исполнения контракта

В этом случае заказчик может оперировать следующими фактами:

  • Отсутствие необходимых сопроводительных документов;
  • Нарушения в ходе исполнения контракта, ненадлежащее качество результата;
  • Нарушения сроков.

При этом, обстоятельства, послужившие объективными причинами для таких последствий и исключающие внесение сведений в РНП, заказчики могут не озвучить.

К ним можно отнести:

  • Изменение условий контракта заказчиком в процессе его исполнения;
  • Трудности, препятствующие работе, возникшие по вине заказчика;
  • Нарушение встречных обязательств.

Важно внимательно проанализировать каждый пункт соглашения, чтобы урегулировать возникшую ситуацию и разрешить спор.

Одним из самых шатких оснований для внесения в РНП является уклонение от заключения контракта. К нему также причисляется нарушение срока его заключения.

Как быть, если в последний день для подписания контракта у вас отключается интернет или происходит поломка ЭЦП? Перед нами предпринимательский риск или же уважительная причина? Всё будет зависеть от обстоятельств конкретной закупки.

Именно поэтому особенно важно во время участия в закупках, если что-то идет не так, "страховать" себя объективными доказательствами отсутствия Вашей вины.

Собирайте письменные подтверждения:

Особенности процедуры

Принятие решения относительно добросовестности поставщика и необходимости включения его в РНП принимается на заседании комиссии УФАС. В нем принимают участие как сторона государственного или муниципального контракта, так и непосредственный исполнитель.

На текущий момент возможно проведение заседания в формате онлайн. Присутствие на заседании и своевременное предоставление всех, оправдывающих доказательств, станет веским аргументом в пользу поставщика. При этом, решение УФАС может быть обжаловано в судебном порядке. Отметим, что на данный момент формируется судебная практика, позволяющая взыскать компенсацию за вред, нанесенный деловой репутации со стороны УФАС в результате незаконного размещения сведений в РНП.

Учитывая риски, настоятельно рекомендуем привлекать профессиональных юристов и адвокатов, специализирующихся на практике оспаривания актов УФАС. Юристы ЮК "Центральный округ" имеют значительный опыт в работе с закупками. Они проведут полномасштабный анализ всей закупочной документации, сформулируют правовую позицию и защитят интересы в комиссии УФАС и, если потребуется, в суде. Обращаясь к нам, Вы можете рассчитывать на грамотно выстроенную правовую позицию, учитывающую все нюансы дела.

Читайте также: