Иск об ответственности в соответствии с монреальской конвенцией 1999 г

Обновлено: 19.05.2024

20 февраля 2020г. Вахитовский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Л.Х. Рахматуллиной,

при секретаре А.Р.Хасаншиной,

14 мая в 5 утра по прилету в . чемодан истца, который был сдан . авиаперевозчику в аэропорту . не был получен истцом в связи с утерей.

Истцом и представителем авиаперевозчика в аэропорту на месте был составлен акт обутере багажа. Далее багаж был найден авиакомпанией и доставлен в аэропорт . (. мая. Итого задержка в получении багажа составила 92 часа.

Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, перевозчиком нарушены права истца как потребителя.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержал.

Представитель органа, дающего заключение – Роспотребнадзор по РТ на судебное заседание не явился, поступило заключение.(л.д.49-51).

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Пунктом 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

Согласно пункту 1 статьи 116 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

В пункте 3 статьи 119 Воздушного кодекса Российской Федерации указано, что за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В силу положений статьи 120 Воздушного кодекса Российской Федерации за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Как следует из содержания пункта 1 статьи 125 Воздушного кодекса Российской Федерации, право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки – пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта.

Частью 3 статьи Глава VI. Заключительные положения > Статья 15. Возможность повторного внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации" target="_blank">15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

05.04.2017г. Российская Федерация присоединилась к Монреальской конвенции 1999г.

Таким образом, применение Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года и Монреальской конвенции 1999 года возможно в том числе к договору международной перевозки, сторонами которого (грузоотправитель или пассажир и перевозчик) являются российские физические и юридические лица.

Судом установлено, что 04 апреля 2019 года истец приобрела авиабилет по маршруту следования: . стоимостью 69 889 руб.

14 мая в 5 утра по прилету в . чемодан истца, который был сдан . авиаперевозчику в аэропорту . не был получен истцом.

Истцом и представителем авиаперевозчика в аэропорту на месте был составлен акт обутере багажа.

Далее багаж был найден авиакомпанией и доставлен в аэропорт . (рейсом . ) в .

Итого задержка в получении багажа составила .

В выплате было отказано.(л.д.27).

Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что багаж истцу возвращен . в данном случае имеет место задержка (просрочка) доставки багажа истцу, факт наличия которой ответчиком не оспаривается.

Согласно статьи 19 Монреальской конвенции перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие задержки при воздушной перевозке пассажиров, багажа или груза. Однако перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им и его служащими и агентами приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что ему или им было невозможно принять такие меры.

В силу пункта 1 статьи 23 Монреальской конвенции суммы, указанные в специальных правах заимствования в настоящей Конвенции, рассматриваются как относящиеся к специальным правам заимствования, как они определены Международным валютным фондом. Перевод этих сумм в национальные валюты в случае судебных разбирательств производится в соответствии со стоимостью таких валют в специальных правах заимствования на дату судебного решения. Стоимость в специальных правах заимствования национальной валюты государства-участника, которое является членом Международного валютного фонда, исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом для его собственных операций и расчетов на дату судебного решения. Стоимость в специальных правах заимствования национальной валюты государства-участника, которое не является членом Международного валютного фонда, исчисляется по методу, установленному этим государством-участником.

Разрешая заявленные исковые требования, с учетом имеющейся в материалах дела документов суд приходит к выводу о доказанности факта задержки доставки багажа, что подтверждает причиненные истцу убытки (ущерб) на общую сумму 88 199 руб. 06 коп., что эквивалентно 1000 специальных прав заимствования на день вынесения решения по делу.

Размер компенсации рассчитан истцом при подаче иска с учетом положений статей 19 и 22 Монреальской Конвенции ограничивающих ответственность перевозчика за задержку багажа в отношении каждого пассажира 1000 специальных прав заимствования.

Своего расчета ответчик не представил, расчет истца не опроверг.

Т.к. судом установлено, что ответчиком нарушены права потребителя, суд считает, что ответчиком причинен истцу моральный вред, который подлежит компенсации. Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины ответчика, то обстоятельство, что истцу причинены нравственные страдания, иные заслуживающие внимание обстоятельства, кроме того, руководствуется принципами разумности и справедливости, поэтому суд полагает, что сумма компенсации морального вреда должна составлять 3000 руб.

В соответствии с пунктом 6 статьи Глава I. Общие положения > Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей" target="_blank">13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 N 2300- Глава I. Общие положения > Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей" target="_blank">1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Сумма штрафа составляет 45599 руб. 53 коп. (88199,06+3000):2)

В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Оценивая заявленную сумму штрафной санкции применительно к наступившим от допущенного нарушения последствиям, суд с учетом продолжительности срока нарушения обязательств со стороны ответчика, принимая во внимание характер принятых им по договору обязательств, а так же значительное превышение заявленной суммы сумме возможных убытков, приходит к выводу о явной несоразмерности заявленных штрафных санкций, уменьшая их в силу обстоятельств конкретного дела до 20 000 руб.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Поэтому суд с учетом объема проведенной представителем истца работ, а также с учетом принципов разумности и справедливости полагает необходимым возместить с ответчика расходы истца на оплату услуг представителя в размере 9000 руб. (л.д.29).

Согласно пункту 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В возмещение расходов за почтовые расходы подлежит взысканию 220 руб. 74 коп.

Ссылку представителя ответчика на то обстоятельство, что к возникшим правоотношениям сторон не подлежат применению положения Закона "О защите прав потребителей" не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования г.Казани государственную пошлину в размере 3146 руб.

В удовлетворение остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Вахитовский районный суд г.Казани.

Аксаментов Олег Игоревич, доцент кафедры транспортного права ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации".

Приводится анализ действующих в законодательстве РФ пределов и оснований имущественной ответственности воздушного перевозчика из договора перевозки пассажира, договора перевозки багажа и договора перевозки груза. Приводятся предложения о внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в связи с присоединением Российской Федерации к Монреальской конвенции.

Ключевые слова: Монреальская конвенция, ответственность воздушного перевозчика, пределы ответственности.

On responsibility of the air carrier in connection with accession of the Russian Federation to the Montreal convention of 1999

The author analyses the current limits and grounds for property responsibility of the air carrier on the basis of the contract of transportation of passenger, contract of transportation of luggage and contract of transportation of cargo existing in the legislation of the RF; makes proposals on introduction of changes into the Air Code of the RF in connection with accession of the Russian Federation to the Montreal convention.

Key words: Montreal convention, responsibility of the air carrier, limits of responsibility.

Сразу поясним, что под Монреальской конвенцией 1999 г. принято понимать Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, подписанную в Монреале 28 мая 1999 г. В целях настоящей статьи мы тоже будем использовать данное сокращение.

Монреальская конвенция представляет собой пересмотренный вариант всех документов Варшавской системы, воплощенный в одном международном договоре, учитывающий все изменения, связанные с развитием технического прогресса и правоотношений в сфере гражданской авиации. Основной задачей принятия Монреальской конвенции 1999 г. являлось не создание нового (отличного) режима правового регулирования в сфере международных воздушных перевозок, а решение задачи модернизации и консолидации Варшавской конвенции 1929 г. и связанных с ней документов (преамбула Монреальской конвенции).

В соответствии с п. 3 ст. 53 Монреальской конвенции она подлежит ратификации государствами и региональными организациями экономической интеграции, которые ее подписали. На сегодняшний день Конвенцию ратифицировали 103 государства и одна региональная организация экономической интеграции - Европейский союз. Российская Федерация Монреальскую конвенцию сегодня еще не ратифицировала, однако в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении внесенный Правительством РФ законопроект "О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок". Таким образом, можно исходить из того, что политическое решение о присоединении нашей страны к Монреальской конвенции уже принято, а следовательно, в скором времени состоится ее ратификация.

Поскольку Монреальская конвенция касается некоторых правил международных воздушных перевозок, остановимся только на правилах об имущественной ответственности перевозчика за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора перевозки пассажира, договора перевозки багажа и договора перевозки груза. Также обратим внимание читателя на то, что на воздушном транспорте отдельными нормами регулируется договор перевозки вещей, находящихся при пассажире (ручная кладь).

Монреальская конвенция является международным договором, нормы которого могут применяться непосредственно участниками отношений, возникающих из договора международной перевозки пассажира, багажа или груза, без необходимости обеспечения дополнительного нормативного правового регулирования нормами национального законодательства. Следовательно, присоединение Российской Федерации к Монреальской конвенции не предполагает внесения изменений во внутреннее законодательство.

Однако, учитывая происходящие в мире экономические процессы в сфере гражданской авиации, в частности направленные на устранение существенных различий в правовом регулировании международных и внутренних воздушных перевозок, необходимо внести некоторые коррективы и в Воздушный кодекс РФ (далее - ВК РФ). Речь идет о нормах гражданского права, содержащихся в главе XVII ВК РФ "Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя". Как представляется, российский законодатель должен создать наиболее конкурентоспособные условия как для участников рынка (эксплуатантов-перевозчиков, вне зависимости от национальности), так и для потребителей их услуг. Адекватное правовое регулирование имущественной ответственности перевозчиков в этой связи играет одну из ключевых ролей.

Так, учитывая установленные ст. 21 Монреальской конвенции обстоятельства, при доказательстве которых перевозчик освобождается от ответственности за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, а также учитывая норму, содержащуюся в ст. 1083 ГК РФ, ставящую в зависимость от такой формы вины потерпевшего, как грубая неосторожность, размер подлежащей возмещению компенсации владельцем источника повышенной опасности, считаем необходимым внести изменение в п. 2 ст. 116 ВК РФ и изложить ее в следующей редакции:

"2. Эксплуатант обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы, умысла или грубой неосторожности потерпевшего".

Между ВК РФ и Монреальской конвенцией имеются существенные различия в размерах и основаниях применения имущественной ответственности перевозчика за причинение вреда перевозимым грузу, пассажирам и их имуществу, а также за просрочку исполнения обязательств по договору воздушной перевозки.

Пунктом 1.2 ст. 117 ВК РФ определен размер компенсации, которую обязан выплатить перевозчик в случае причинения вреда здоровью пассажира:

  • в случае причинения вреда здоровью - в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации, но не более 2 млн. руб.

Монреальской конвенцией (ст. 21) установлен иной подход к определению размера компенсации в порядке возмещения вреда, причиненного здоровью пассажира: вред, причиненный здоровью пассажира (телесное повреждение пассажира), не превышающий 100000 СПЗ (около 5 млн. руб.), подлежит возмещению независимо от вины перевозчика - перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность; в части, превышающей указанную сумму, вина перевозчика также презюмируется, однако он получает возможность освободиться от ответственности, доказав, что такой вред не был причинен из-за небрежности, или другого неправильного действия, или бездействия перевозчика, или его служащих, или агентов либо что такой вред причинен исключительно из-за небрежности, или другого неправильного действия, или бездействия третьей стороны. Бремя доказывания предусмотренных Монреальской конвенцией обстоятельств лежит на перевозчике. В связи с этим предлагается изложить п. п. 1.2 и 1.3 ст. 117 ВК РФ в следующей редакции:

1) пункт 1.2 изложить в следующей редакции:

"1.2. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. При выплате указанной компенсации в размере до ста тысяч установленных по официальному курсу на момент причинения вреда здоровью специальных прав заимствования перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность";

2) пункт 1.3 изложить в следующей редакции:

"1.3. В случае если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации, если только перевозчик не докажет, что вред возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы, умысла или грубой неосторожности потерпевшего пассажира, или что перевозчиком были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда, или такие меры невозможно было принять".

В пункте 1 ст. 118 ВК РФ закреплен принцип виновной ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза во время воздушной перевозки, т.е. такая ответственность наступает только в случае, если перевозчик не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда, или такие меры невозможно было принять, либо вред не явился результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика, или такие действия произошли не во время воздушной перевозки.

По общему правилу в Монреальской конвенции, так же как и в ВК РФ, ответственность воздушного перевозчика презюмируется, однако:

а) в отношении вреда, причиненного перевозимому грузу, действует вмененная вина перевозчика, за исключением случаев, когда вред (уничтожение, утеря или повреждение) грузу стал следствием следующих (одного или нескольких) обстоятельств (п. 2 ст. 18 Монреальской конвенции):

  • присущего грузу дефекта, качества или порока;
  • неправильной упаковки груза лицом, кроме перевозчика, его служащих или агентов;
  • акта войны или вооруженного конфликта;
  • акта органа государственной власти, связанного с ввозом, вывозом или транзитом груза;

Принимая во внимание вышеизложенное, считаем целесообразным различать нормы, устанавливающие порядок и основания привлечения к ответственности в зависимости от предмета договора - груз, багаж и вещи, находящиеся при пассажире. В связи с этим предлагается изложить ст. 118 ВК РФ в следующей редакции:

"Статья 118. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире

1. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи его, согласно установленным правилам, другому гражданину или юридическому лицу.

Перевозчик освобождается от ответственности в той мере, в какой он докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате одного или нескольких перечисленных ниже обстоятельств:

1) присущего грузу дефекта, качества или порока;

2) неправильной упаковки груза лицом, кроме перевозчика, его служащих или агентов;

3) акта войны или вооруженного конфликта;

4) акта органа государственной власти, связанного с ввозом, вывозом или транзитом груза.

2. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи пассажиру.

Перевозчик освобождается от ответственности в той мере, в какой он докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа явились результатом присущего багажу дефекта, качества или порока.

3. Перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) находящихся при пассажире вещей, если докажет, что они не явились результатом умысла, или грубой неосторожности самого перевозчика, или бездействия перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки".

Статьей 119 ВК РФ урегулированы размеры ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире. Размер ответственности дифференцирован в зависимости от веса груза и багажа, объявленной ценности груза и багажа, реальной стоимости груза, багажа и вещей, находящихся при пассажире. При этом определены предельные размеры возмещения вреда.

Монреальской конвенцией предусматриваются иные размеры ответственности перевозчика за вред, причиненный грузу и багажу:

В целях приведения пределов ответственности, предусмотренных законодательством РФ, в соответствие с нормами международного права предлагается внести в ст. 119 ВК РФ следующие изменения:

1) подпункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) за утрату, недостачу, или повреждение (порчу) груза, принятого к перевозке без объявления ценности, в размере стоимости груза, но не более девятнадцати установленных по официальному курсу, существовавшему на дату, когда груз подлежал выдаче, специальных прав заимствования за килограмм груза";

2) подпункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) за утрату, недостачу, или повреждение (порчу) багажа, принятого к перевозке без объявления ценности, а также вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, но не более одной тысячи ста тридцати одного установленных по официальному курсу, существовавшему на дату, когда багаж или вещи, находящиеся при пассажире, подлежали выдаче, специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира".

Статьей 120 ВК РФ установлены пределы ответственности перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза. Для всех этих видов перевозки предусмотрены единые нормы возмещения вреда, причиненного нарушением сроков доставки пассажира, багажа или груза: перевозчик выплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов минимального размера оплаты труда (МРОТ) (по состоянию на 1 августа 2013 г. - 25 рублей) за каждый час просрочки, но не более чем 50 процентов провозной платы.

Монреальской конвенцией (ст. 22) предусмотрены следующие размеры ответственности перевозчика за нарушение сроков перевозки (по терминологии Конвенции - за задержку):

а) при перевозке пассажиров - не более 4694 СПЗ (около 234700 руб.);

б) при перевозке груза - не более 19 СПЗ (около 950 руб.) за 1 кг;

в) при перевозке багажа - не более 1131 СПЗ (около 56,5 тыс. руб.) в отношении каждого пассажира.

Однако необходимо учитывать, что перевозчик, в соответствии с Монреальской конвенцией, отвечает за нарушение срока доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения только при условии, что контрагенту причинен имущественный вред. Как представляется, значительно повышенные пределы ответственности перевозчика за фактически причиненный вред при нарушении срока доставки пассажира (багажа, груза), являются предпочтительными как для пассажира, так и для перевозчика. Для пассажира появляется реальная возможность восстановить свое нарушенное в результате задержки право. Для перевозчика четко нормативно определяются основания привлечения к ответственности, что способствует реализации принципа самостоятельности предпринимательской деятельности с учетом ее рискового характера.

К тому же, учитывая принципы и основания привлечения перевозчика к имущественной ответственности, предлагается установить единый предел имущественной ответственности перевозчика за любое нарушение условий договора перевозки багажа (утрата, недостача, повреждение (порча) или задержка): 1131 СПЗ в отношении каждого пассажира и за любое нарушение условий договора перевозки груза (утрата, недостача, повреждение (порча) или задержка) - 19 СПЗ за килограмм груза.

Возможность повысить размер ответственности перевозчика по инициативе пассажира (грузоотправителя) также предусмотрена и в Монреальской конвенции, и в предлагаемом законопроекте. В случае ратификации Российской Федерацией Монреальской конвенции в целях устранения указанного выше несоответствия между национальным законодательством и нормами указанной Конвенции представляется необходимым ст. 120 ВК РФ изложить в следующей редакции:

"Статья 120. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза

1. За просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик несет ответственность в размере причиненного в результате такой просрочки вреда, но не более четырех тысяч шестисот девяносто четырех установленных по официальному курсу, существовавшему на момент окончания просрочки, специальных прав заимствования.

2. За просрочку доставки багажа в пункт назначения перевозчик несет ответственность в размере причиненного в результате такой просрочки вреда, но не более одной тысячи ста тридцати одного установленных по официальному курсу, существовавшему на момент окончания просрочки, специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира.

Установленный настоящим пунктом размер ответственности перевозчика включает в себя подлежащую уплате перевозчиком сумму в счет компенсации вреда, причиненного в результате утраты, недостачи, или повреждения (порчи) багажа.

3. За просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик несет ответственность в размере причиненного в результате такой просрочки вреда, но не более девятнадцати установленных по официальному курсу, существовавшему на момент окончания просрочки, специальных прав заимствования за килограмм.

Установленный настоящим пунктом размер ответственности перевозчика включает в себя подлежащую уплате перевозчиком сумму в счет компенсации вреда, причиненного в результате утраты, недостачи, или повреждения (порчи) груза.

4. В случае если пассажир/грузоотправитель сделал в момент передачи багажа/груза перевозчику заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор, установленный перевозчиком, перевозчик несет ответственность в размере объявленной суммы, если не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира/грузоотправителя в доставке.

5. Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки пассажира, багажа или груза, если докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика".

Как представляется, принятие законопроекта в части предложенных изменений и дополнений ВК РФ способствовало бы устранению дисбаланса правового регулирования в области международных воздушных перевозок, а также способствовало бы созданию современной нормативной правовой основы для формирования безопасного и конкурентного рынка международных воздушных перевозок Российской Федерации.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Она регулирует ответственность авиаперевозчиков на международных рейсах и определяет порядок требования компенсаций для клиентов

В ногу с миром

Полгода российские авиакомпании и пассажиры взаимодействуют в рамках Монреальской конвенции (МК99). Она была принята на конференции Международной организации гражданской авиации (ICAO) в 1999 году, но заработала только через четыре года, когда ее ратифицировали США.

Россия ратифицировала документ в апреле прошлого года, а полноправным участником конвенции стала с 21 августа 2017-го. К тому моменту Монреальскую конвенцию приняли уже 127 государств мира, включая страны Евросоюза, Японию, Китай, Индию, Бразилию, ЮАР и т.д.

Фактически с тех пор права российских авиапассажиров оказались аналогичными международным нормам. Но только на международных рейсах.

За счет авиакомпании

Монреальская конвенция — довольно объемный документ, состоящий из 57 глав. Но для пассажиров наиболее важны два положения. Первое — конвенция дает пассажиру право подавать в суд на авиакомпанию не по месту ее регистрации, а по месту жительства пассажира (но только если у перевозчика в этой стране есть представительство). И второе — предельная величина выплат за задержку рейса, потерю или порчу багажа, за причиненный вред здоровью или гибель пассажира значительно выше тех сумм, которые существуют в России.

Величина выплат в Монреальской конвенции привязана к искусственной валюте Международного валютного фонда — специальным правам заимствования (SDR). По данным на 21 марта, 1 SDR равен 83,6 рубля.

В случае потери или порчи багажа пассажира, включая ручную кладь, максимальная компенсация от авиакомпании в Монреальской конвенции установлена в размере 1131 SDR (94,5 тыс. рублей). За задержку рейса компенсация ограничивается суммой в 4694 SDR (400 тыс. рублей). А в случае гибели пассажира выплаты родственникам погибшего могут доходить до 113 100 SDR, или 9,5 млн рублей.


Другими словами, авиакомпании, конечно, можно предъявить претензию на 400 тыс. рублей за задержку рейса, но требуемую сумму придется обосновать. Одно дело, если в результате опоздания у вас сорвалась сделка на миллионы долларов, и совсем другое, если по той же причине вы меньше времени провели на пляже и хуже загорели. Такую жалобу не удовлетворит ни один суд в мире.

Аналогичная ситуация и в случае с потерянным багажом: ни одна авиакомпания не выплатит пассажиру положенные по конвенции 94,5 тыс. рублей, пока он не докажет документально и свидетельскими показаниями, что в своем чемодане перевозил три макбука.

Пассажиры не в курсе

Монреальская конвенция распространяется только на международные перевозки. Все внутренние рейсы в любой стране регулируются местным законодательством.

А, например, в Евросоюзе, где полеты между странами Шенгенской зоны считаются внутренними рейсами, есть регламент ЕС 261/2004, по которому максимальная компенсация за задержку рейса более чем на три часа составит от €250 до €600 (зависит от дальности полета). Это почти в 10 раз меньше тех 400 тыс. рублей, которые сулит пассажирам Монреальская конвенция.

Но чтобы получить эти деньги, придется постараться. В частности, необходимо доказать, что задержка рейса произошла именно по вине авиакомпании, а не из-за погодных условий или забастовок.

В прошлом году крупная международная компания Airhelp, которая помогает получать компенсации с авиакомпаний, провела исследование и выяснила, что 85% авиапассажиров Евросоюза вообще не знакомы с положениями регламента ЕС 261 и не знают о тех компенсациях, которые им положены.

Суд решит

По словам эксперта, сейчас можно подать иск к авиакомпании, руководствуясь положением конвенции, и потребовать высокую компенсацию, но удовлетворит ли судья эти требования, зависит от субъективных факторов.

Важно найти баланс между достойной компенсацией пассажирам за доставленные неудобства и наказанием для авиакомпаний, которым было бы невыгодно терять багаж или срывать расписание. С компенсациями по 400 тыс. рублей каждому пассажиру можно просто разорить перевозчиков, и лучше от этого не станет никому.

Олег Аксаментов считает, что в некоторых случаях положения Монреальской конвенции могут быть применены в России.

Варшавский счет

В большинстве споров в России продолжают руководствоваться так называемой Варшавской системой, по которой компенсации регулируются Варшавской конвенцией. Она была принята в 1929 году. СССР ратифицировал документ в конце 1934 года.

Затем в рамках Варшавской конвенции были приняты Гаагский протокол (1955 год), Гвадалахарская конвенция (1961 год) и еще ряд законов, составивших основу Варшавской системы, по которой практически весь мир жил до начала 2000-х годов.

По этой системе суммы компенсации в России ограничены Воздушным кодексом РФ. За каждый час ожидания рейса пассажир может рассчитывать от авиакомпании на компенсацию в 25 рублей (0,25 МРОТ, где МРОТ — 100 рублей). То есть за десять часов непредвиденного ожидания в аэропорту с перевозчика можно потребовать 250 рублей. Компенсация за потерянный багаж рассчитывается исходя из предельной суммы в 600 рублей за 1 кг.


Варшавская система действует в России и в тех случаях, когда применение Монреальской конвенции невозможно. Это все внутренние рейсы и рейсы в те страны, которые Монреальскую конвенцию не ратифицировали. А ее, к примеру, не подписали такие популярные у россиян государства, как Тунис, Вьетнам, Таиланд, Белоруссия, Таджикистан.

Но тут есть одна особенность. Если пассажир летит по одному билету рейсом Москва–Бангкок–Москва, то Монреальская конвенция действует, так как начальный и конечный пункт путешествия находятся в стране, ратифицировавшей конвенцию. А если на тех же рейсах будет дауншифтер из России, который летит по билету Бангкок–Москва–Бангкок, то для него положения конвенции не действуют, так как Таиланд к ней не присоединился.

15 января 2009 года лайнер А320-214 столкнулся со стаей птиц. Экипажу удалось посадить машину с отказавшими двигателями на реку Гудзон в Нью-Йорке. Все 155 человек, находившиеся на борту, выжили. Фото: AP Photo/Steven Day

15 января 2009 года лайнер А320-214 столкнулся со стаей птиц. Экипажу удалось посадить машину с отказавшими двигателями на реку Гудзон в Нью-Йорке. Все 155 человек, находившиеся на борту, выжили. Фото: AP Photo/Steven Day

В России с октября начнет применяться Монреальская конвенция, которая устанавливает ряд новых правил в сфере международных авиаперевозок.

Напомним: в апреле с.г. Россия официально присоединилась к конвенции 1999 года, которую ратифицировали более 120 стран. Для российских авиаперевозчиков Монреальская конвенция должна стать "буквой закона" через шесть месяцев после ратификации.

Что должны теперь знать российские авиапассажиры? И что должны иметь в виду авиаперевозчики? Cамое главное: все компенсационные выплаты в Монреальской конвенции привязываются к специальным правам заимствования (СПЗ). Это искусственное платежное средство, курс которого формируется на основе корзины пяти валют - доллара, евро, японской иены, китайского юаня и фунта стерлингов. Курс СПЗ публикуется ежедневно. Так, на 26 августа 1 СПЗ равнялся 83,41 руб.

По сравнению с Варшавской, Монреальская конвенция устанавливает в четыре раза более высокую компенсацию в случае гибели или телесного повреждения пассажира - 113 100 СПЗ (около 8,7 миллиона рублей). До сего времени - не более двух миллионов рублей. При уничтожении, утере, повреждении или задержке при перевозке багажа установлена компенсация в сумме 1031 СПЗ, или 80 тысяч рублей. Существенно возрастет компенсация и за задержку рейса: максимальный размер - в 4694 СПЗ (около 364 тысяч рублей). Но это максимальные компенсации. Минимальные суммы, а также механизмы их получения должны быть прописаны регулятором. В России это министерство транспорта.

Виталий Бордунов, профессор, эксперт ИКАО:

- Конвенция значительно повышает уровень защиты прав и законных интересов пассажиров, летающих международными рейсами. Недавно инженер английской British Airways отключил бесперебойное питание компьютерного центра авиакомпании, а затем неправильно подключил его обратно. Это стало причиной настоящего хаоса в аэропортах: сбой коснулся нескольких тысяч авиапассажиров. Многие международные рейсы были отменены, что обошлось компании почти в 130 млн фунтов стерлингов, которые она в соответствии с правилами Монреальской конвенции заплатила пассажирам.

Пример для российских авиакомпаний очень поучительный. Пункт 1 ст. 22 конвенции устанавливает пределы компенсации в случае задержки международной воздушной перевозки в сумме 4150 СПЗ - 400 тыс. рублей. Так что задержка может очень дорого обойтись перевозчику. Например, на "Боинге-777" установлено 403 кресла, А320 - 240 кресел, А330 - 300 кресел. Несложно рассчитать риски возмещения вреда пассажирам. Это соответственно 160 миллионов, 80 миллионов рублей и 132 миллиона рублей. Ясно, что такие возмещения по монреальским правилам могут окончательно подорвать финансовое благосостояние перевозчика.

Фото: REUTERS

В наше время национальное законодательство в области международных воздушных перевозок к такому взаимодействию с Монреальской конвенцией пока не готово. Хотя ее нормы имеют приоритет над национальными нормами международных авиаперевозок, это отнюдь не означает, что они универсальны и способны регулировать любые правовые проблемы, порождаемые рынком международных авиаперевозок.

Успешному применению Монреальской конвенции во многом могла бы способствовать основательная подготовка к ее применению в российской правовой системе. Казалось бы, ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающей примат норм международного права над нормами внутригосударственного права в случае их расхождений, открывает нараспашку двери для ее внедрения в правовую систему России. В этих условиях специальный закон мог бы помочь внедрению конвенции и заодно способствовать возникновению правовой культуры единообразного толкования и применения новых правил международных авиаперевозок в российской деловой практике.

Пока процесс ратификации Монреальской конвенции ограничился формальным актом о ратификации, хотя специфика конвенции требует большего. Отсутствие имплементационного закона невольно может способствовать развитию ущербного процесса произвольного и спорного толкования и применения конвенции.

Борис Елисеев, доктор юридических наук, профессор:

- Установленные размеры выплат в этом международном правовом документе определяют только максимум, верхний предел, который теоретически может быть возвращен пассажиру. При этом не следует забывать о том, что бремя доказывания понесенного убытка, ущерба будет лежать на истце. То есть к претензии, которую пассажир отправил перевозчику, должны быть приложены подтверждающие документы: кассовые чеки, квитанции и т.д.

А если авиакомпания после изучения доказательственной базы откажет пассажиру частично или полностью? Что делать пассажиру? Остается одно - обратиться в суд.

Фото: REUTERS

Надо сказать, что российские суды не всегда охотно применяют международные правовые акты прямого действия. Мне известно лишь несколько таких случаев. Как-то раз удалось убедить суд и получить решение на основе документа ИКАО. Но, поверьте, это было очень сложно. Между тем в Интернете уже появилась реклама неких "юридических" фирм, которые уверяют: мол, абсолютно за любую задержку рейса они запросто могут получить по "монреальским" правилам от перевозчика компенсацию 600 евро. Знайте: конвенцией это вообще не предусмотрено!

Упреждение и устранение рисков при международных авиаперевозках - новая важная задача, к решению которой должны активно подключиться сами российские перевозчики. Новому прочтению подлежат страховые договоры - авиакомпаниям полезно обновить соглашения по аутсорсингу услуг и надо специально оговорить случаи задержек рейсов по вине аэропорта. Отдельная тема - усовершенствование системы оповещения пассажиров о возможных случаях, ведущих к отмене/задержке рейсов.

Представим, что пассажир купил билет у российского перевозчика с пересадкой в иностранном аэропорту. А там - забастовка персонала, рейс задержан. Разумеется, пассажиры предъявят иск юридическому лицу, которое заключило с ним договор перевозки. Что делать нашему перевозчику? Подать регрессный иск? Переложить бремя ответственности на страховую компанию? Признать факт забастовки форс-мажором.

Да, авиапассажир будет теперь защищен лучше. Но юристам авиакомпаний неплохо бы разобраться с судебной практикой континентального и англо-саксонского права по разрешению споров в сфере международных авиаперевозок. В свое время применению Варшавской конвенции очень помогали "Правила международных воздушных перевозок". Этим опытом полезно воспользоваться и в случае с Монреальской конвенцией.


24 августа 1981 года 20-летняя студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия с мужем Владимиром. Летели на Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Над городом Завитинском на высоте 5200 метров их самолет столкнулся с бомбардировщиком Tу-16.

Лариса спала, когда почувствовала сильный удар. И вжалась в кресло. Восемь минут она падала с высоты 5200 метров на обломке самолета 3 метра в ширину и 4 метра в длину. Единственная из 38 человек, кто уцелел. Врачи констатировали у нее сотрясение мозга, травмы позвоночника, переломы.

Тогда писали, что компенсация родным погибших составила 300 рублей. Лариса получила. 75 рублей.

Она дважды внесена в российское издание Книги рекордов Гиннесса: как человек, выживший после падения с максимальной высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба.

По нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и 75 руб. за выживших в авиакатастрофах.

15 января 2009 года лайнер А320-214 столкнулся со стаей птиц. Экипажу удалось посадить машину с отказавшими двигателями на реку Гудзон в Нью-Йорке. Все 155 человек, находившиеся на борту, выжили.

Подписание Владимиром Путиным указа об адаптации Воздушного кодекса России к нормам Монреальской конвенции о международных воздушных перевозках (1999) ознаменовало наступление новой эры для пассажиров и перевозчиков. Об основных новшествах пойдет речь в настоящем обзоре.

Монреальская конвенция в России

Сфера применения Монреальской конвенции

Действие завизированного президентом документа распространяется исключительно на международные рейсы. Регулирование взаимоотношений между перевозчиками и их клиентами на внутренних линиях будет осуществляться по старым правилам, прописанным в Варшавской конвенции 1929 года.

Важно: при покупке билета из РФ в не присоединившееся к Монреальскому договору государство (например, в Беларусь) нормы данного документа действовать не будут. В случае же приобретения билетов туда-обратно, отношения между заказчиком и поставщиком авиационных услуг будут регулироваться по новым правилам, поскольку конечный пункт назначения будет расположен в стране, ратифицировавшей обсуждаемый документ.

Участники Монреальской конвенции

На текущий момент число присоединившихся к Монреальскому договору государств приближается к 130-и. Среди участников Соединенные Штаты, Евросоюз и все входящие в него европейские страны, Канада, Мексика, Япония, а также множество других стран. Россия ратифицировала Конвенцию 1999 года в апреле 2017 года.

Нормы Монреальской конвенции применительно к чартерным рейсам

Пассажиры нерегулярных рейсов получают такую же защиту, как и пассажиры обслуживаемых на регулярной основе направлений.

По мнению экспертов, угроза попасть под прописанные в Монреальском договоре колоссальные штрафы заставит авиакомпании делать всё возможное для урегулирования спорных ситуаций в досудебном порядке.

Предусмотренная Монреальской конвенцией ответственность авиакомпаний

При этом компаниям удастся избежать ответственности в случае сбоя в расписании по причине обстоятельств непреодолимой силы (погодных катаклизмов, забастовок, войн, переворотов, терактов и иных форс-мажоров).

Предельные суммы компенсаций для пассажиров

Отличие Монреальской конвенции от Варшавской

Основания для выплаты максимально возможной компенсации

Монреальский договор защищает перевозчиков от безосновательных претензий путем предоставления права доказывания своей невиновности в инкриминируемых нарушениях в суде. Это значит, что претендовать на прописанные в документе возмещения смогут исключительно пассажиры, способные убедить служителей Фемиды в совершенном авиакомпанией нарушении.

Судебная практика в других странах действия Монреальской конвенции демонстрирует, что случаи выплаты максимальных компенсаций крайне редки. Средняя сумма возмещения за потерянный перевозчиком регистрируемый багаж, в частности, составляет $20 за кило (т.е. за рюкзак весом 25 кг пассажир получает порядка Ք30 тыс., тогда как граничная планка ответственности установлена на уровне Ք88 тыс.)

Отразится ли ратификация Россией Монреальской конвенции на стоимости билетов

В присоединившихся к документу зарубежных странах удорожания перелетов зафиксировано не было. Как будет обстоять дело в российских реалиях – покажет время.

Столкнулись с отменой рейса из-за коронавируса и авиакомпания вместо денег предлагает ваучер или отсрочку? Поможем вернуть деньги за билет!

Если по нормам Воздушного кодекса РФ ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 1875 рублей за каждый час задержки (но не более 50 процентов от стоимости билета), то по новым правилам компенсация будет ограничиваться не половиной стоимости билета, а суммой в 332 тыс. рублей.

Читайте также: