Гост рв 51988 2002 корабли и суда вмф порядок проектирования и постройки

Обновлено: 16.05.2024

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПОСТРОЙКИ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ ВМФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - тема научной статьи по машиностроению из журнала Судостроение

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПОСТРОЙКИ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ ВМФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Л. Д. Морозова, Н. П. Николаев, Ю. Н. Румянцев

Создание и эксплуатация кораблей и судов ВМФ отличаются большой технической сложностью, значительными материальными и финансовыми затратами и участием многочисленных предприятий и организаций практически всех отраслей промышленности. Проектирование и строительство подводных лодок, авианесущих кораблей, крупных надводных кораблей, кораблей с использованием динамических принципов поддержания требуют длительного по времени и согласованного по срокам творческого участия научных, проектно-конструкторских и производственных предприятий и организаций промышленности и различных организаций МО РФ (ВМФ).

Эффективная работа всех участвующих предприятий и организаций может быть обеспечена наличием, помимо государственных контрактов (договоров), нормативной базы — нормативно-технических и организационных документов (НТД), регулирующих отношения между организациями МО РФ, заказывающими продукцию военного кораблестроения, а также организациями и предприятиями, поставляющими продукцию или выполняющими работы по военному кораблестроению на основании государственного оборонного заказа.

До начала 90-х годов прошедшего столетия основообразующими документами нормативно-правового обеспечения военного кораблестроения в части организации разработки, строительства и поставки кораблей и судов ВМФ были:

♦ Основные условия поставки кораблей и судов для Министерства обороны;

♦ Основные положения о порядке разработки, строительства, сдачи и принятия на вооружение кораблей и судов ВМФ;

♦ Положение о взаимодействии МО СССР (ВМФ, ВВС), МСП СССР, МАП СССР, СРП СССР, МС СССР при создании авианесущих кораблей и их авиационного вооружения;

♦ Положение о порядке разработки аванпроектов, согласования и выдачи тактико-технических заданий, разработки, рассмотрения и утверждения эскизных и технических проектов кораблей и судов ВМФ;

♦ Государственные стандарты системы разработки и постановки на производство военной техники (СРПП ВТ);

♦ Государственные и отраслевые стандарты судостроения.

1. Государственные стандарты СРПП ВТ в основном внедрены на всех судостроительных предприятиях, занимающихся разработкой и изготовлением комплектующих изделий, поставляемых на корабли и суда ВМФ.

2. В силу большого разнообразия и сложности промышленной продукции государственные стандарты, в том числе и стандарты СРПП ВТ, не учитывают специфику проектирования, постройки, эксплуатации кораблей, так как были разработаны для предприятий, проектирующих и изготавливающих опытные образцы военной техники, которые затем дорабатываются по откорректированной документации для серийного производства по результатам испытаний опытного образца.

3. Государственные стандарты СРПП ВТ не учитывают специфические особенности проектирования и постройки кораблей и судов ВМФ. Однако они допускают наличие специфики создания изделий ВВТ, которая может регламентироваться другими НТД.

4. Нормативная база военного кораблестроения должна соответствовать законодательству РФ, опираться на ранее созданные и в настоящее время действующие системы государственных стандартов (СРПП ВТ, ЕСКД и др.), учитывать сложившуюся структуру и функции предприятий судостроительной промышленности и организаций ВМФ при проектировании, постройке и эксплуатации кораблей, а также специфические особенности военного кораблестроения, подтвержденные многолетним опытом создания кораблей.

Одновременно были подготовлены предложения по пересмотру и разработке новых государственных и отраслевых стандартов, по формированию нормативной базы, впоследствии одобренной управлением заказов и поставок ВМФ и агентством судостроения.

5 Судостроение № 5, 2008 г.

В перечисленных стандартах отражены особенности создания корабля, суть которых сводится к следующему:

• корабль — наукоемкое и требующее больших ресурсных затрат сооружение. Это определяет высокую стоимость его постройки, оказывающую ощутимое влияние на бюджетные ассигнования кораблестроительных программ. В этих условиях особое значение придается военно-экономическим исследованиям, призванным определить тактико-технические характеристики (ТТХ) корабля, позволяющие эффективно решать поставленные боевые задачи в определенном объеме материальных и финансовых средств. Принятие решения о начале работ по разработке проекта корабля сопряжено с выполнением всестороннего анализа, научных исследований и проектных проработок на ранних этапах создания (аванпроект, научно-исследовательские работы по обоснованию тактико-технических заданий на корабль);

• техническая сложность и масштабы работ решающим образом сказываются на длительности цикла создания корабля, составляющего 8—10 лет. В условиях непрерывного прогресса науки и техники высока вероятность морального устаревания корабля в процессе его создания. Поскольку срок службы корабля 25—30 лет, вероятность его морального устаревания за этот период еще более увеличивается. Поэтому, наряду с обоснованием уровня перспективности ТТХ создаваемого корабля, важное значение имеет возможность совершенствования проекта корабля в ходе его серийного строительства с целью поддержания его эффективности. В связи с этим в процессе проектирования и постройки головного корабля проводятся работы и корректируется документация по улучшению ТТХ серийных кораблей;

• проектирование и постройка корабля, по нашему мнению, не могут считаться опытно-конструкторской работой, так как решение о строительстве корабля может быть принято

только после утверждения технического проекта корабля, при разработке которого определяется оптимальный состав оружия, вооружения и технических средств, окончательно отрабатываются вопросы их взаимодействия в условиях эксплуатации корабля и устанавливается возможность его строительства. В связи с этим заказчик корабля сначала по конкурсу выбирает проектанта корабля, с которым заключает государственный контракт на его проектирование, а после утверждения технического проекта заключает государственный контракт с предприятием-строителем на его постройку;

• на всех этапах разработки проекта корабля организациями заказчика проводятся по каждому этапу проектные исследования с военно-экономической оценкой разработанных вариантов корабля и осуществляется специально назначенной группой под руководством главного наблюдающего контроль работ в промышленности в форме научно-технического сопровождения с подписанием со стороны заказчика всей проектно-конструкторской документации;

• по решению заказчика постройка серийного корабля может начаться до сдачи головного корабля, в связи с чем рабочая конструктор-

ская документация головного корабля отрабатывается к моменту его сдачи заказчику, а не после проведения испытаний и приемки. По этой причине рабочая конструкторская документация не имеет литеры, определяющей серийность постройки корабля;

• в отличие от других серийных изделий, серийные и головные корабли проходят государственные испытания и принимаются государственной комиссией. Отработка качества проекта корабля не может ориентироваться на предварительную постройку установочной серии, и не всегда возможна постройка опытного корабля;

• предприятие-проектант в процессе постройки корабля разрабатывает рабочую конструкторскую документацию и обеспечивает техническое сопровождение, целью которого является оперативное решение технических вопросов, оказание помощи заводу в освоении рабочей конструкторской документации и обеспечениепостройки, испытаний и сдачи корабля по своевременно откорректированной конструкторской документации.

Формируемая в настоящее время нормативная база, объективно отражающая существующую на практике специфику выполнения работ на стадиях жизненного цикла корабля, в дальнейшем должна совершенствоваться с учетом:

/ изменения структур организаций и предприятий, участвующих в разработке, постройке и эксплуатации кораблей, и обновления управленческих структур судостроения;

У изменения требований заказчика к нормам и правилам проектирования кораблей и их комплектующих изделий;

У изменения концепции технического обслуживания кораблей и их комплектующих изделий;

У внедрения новых технологий электронного сопровождения на этапах жизненного цикла корабля, в том числе выполнения работ по каталогизации в процессе создания кораблей и комплектующих изделий для них.

шбузным^РГудованиеШ кораблей и судов

- поставка и монтаж

Санкт-Петербург, ул.Яблочкова 12, лит.Ц тел./факс: (812) 449-14-39,449-14-38

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: