Где проходил суд над яном гусом

Обновлено: 15.05.2024

В начале XV века центром церковной оппозиции в Европе стала Чехия, где местное духовенство во главе с последователем Уиклифа Яном Гусом (1369—1415), поддерживаемое чешскими крестьянами, мелкой шляхтой, городской беднотой и бюргерами, выступало, с одной стороны, против роскоши и жадности высшего духовенства и продажи индульгенций, с другой — против немецких помещиков и дворян.

Джон Уиклиф (1320—1384), английский богослов, оспаривал принцип непогрешимости пап, отвергал культ святых, торговлю индульгенциями, требовал отказа церкви от земельной собственности. Католическая церковь осудила учение Уиклифа как еретическое. Однако сам Уиклиф, которому покровительствовал английский король, избежал участи других ересиархов и умер естественной смертью.

Против гуситов объединялись немецкие феодалы во главе с императором Сигизмундом и церковные иерархи во главе с папой римским.

Среди светских делегатов были император Сигизмунд, посланцы 10 королей, 100 графов и князей, 2400 рыцарей, 116 представителей городов. Вместе с участниками собора, их слугами и сопровождавшими военными отрядами, гостями, бродячими артистами (одних игроков на флейте было 1400) и проститутками в Констанцу съехалось около 100 тыс. человек. Это действительно был один из самых представительных соборов католической церкви.

25 дней спустя после прибытия в Констанцу Гуса по приказу Иоанна XXIII и кардиналов заточили в подземелье доминиканского монастыря, в позорное помещение — в келью рядом с отхожим местом. Арестовав Гуса, папа и кардиналы нарушили охранную грамоту, данную ему императором Сигизмундом.

Арестовав Яна Гуса, собор присвоил себе функции трибунала инквизиции. Он выделил следователей и фискалов, которые состряпали против чешского богослова обвинительный акт из 42 пунктов. Собор поручил специальным комиссариям произвести допрос арестованного. Допросы Гуса продолжались несколько месяцев. В это время Иоанн XXIII бежал с собора.

С уходом Иоанна XXIII со сцены можно было ожидать освобождения Гуса, однако его всего лишь перевели из одного места заключения в другое — из доминиканского монастыря в замок Тотлебен, да заменили комиссариев, назначенных бежавшим папой, новыми.

В Тотлебене Гуса держали днём в ножных оковах, а ночью приковывали и руки к цепи, вделанной в стену. Вскоре в тот же замок был посажен пойманный Иоанн XXIII, но его держали здесь со всеми удобствами. И это естественно, ведь Иоанн выступал в роли раскаявшегося грешника, он признал все выдвинутые против него собором обвинения; Гус же настаивал на своей невиновности, т. е. по мнению церковников, вёл себя как упорствующий еретик.

Гус обличал продажность, распущенность, стяжательство и жадность церковников, но в этом ничего еретического не было.

В начале июня 1415 года дело по обвинению Гуса в ереси было закончено и его, закованного в цепи, перевели во францисканский монастырь в Констанце, где заседал собор. 6 июня Гус предстал перед собором. Епископ Лоди выступил с обвинительной речью.

Император Сигизмунд и соборные отцы не жалели усилий, чтобы заставить своего узника принести повинную и отречься от приписываемых заблуждений. Если бы им удалось вырвать у своей жертвы публичное покаяние, этим они нанесли бы удар по его сторонникам в Чехии. Гус отказался подчиниться их требованиям. Взамен он согласился присягнуть, что никогда не разделял и не проповедовал приписываемых ему заблуждений и никогда не будет разделять или проповедовать их. Собор отверг эту формулу.

Как и в большинстве подобного рода дел, в деле Гуса не обошлось без Иуды-предателя. Врагам Гуса удалось перетянуть на свою сторону Стефана Палеца, единомышленника Гуса, выступившего против него в роли свидетеля обвинения. Были использованы и некоторые друзья Гуса, чтобы убедить его покориться воле собора. Этого же требовал от него и император Сигизмунд.

Убедившись, что от Гуса не удастся добиться самообвинения и отречения, собор объявил его упорствующим еретиком, лишил священнического сана, отлучил от церкви и приговорил к сожжению на костре.

Казнь Гуса была назначена на 6 июля 1415 года. В тот день состоялось самое торжественное в истории инквизиции аутодафе.

Стражники зажали ему рот руками. Семь епископов сорвали с него священническое облачение и вновь призвали его отречься. Гус, повернувшись к присутствующим, заявил, что не может покаяться в заблуждениях, которых никогда не разделял.

Палачи долго копошились в догоравшем костре. Голову мученика они разбили кольями на куски и забросали головешками. Во внутренностях нашли сердце, проткнули его острой палкой и старательно сожгли. Обуглившееся тело разорвали клещами, чтобы облегчить работу огню. В костёр полетели и личные вещи пражского магистра. Когда же огонь потух, то палачи старательно собрали пепел и даже землю с места казни и бросили их в Рейн.

Казнь Гуса вызвала волну гнева в Чехии, она оказалась пирровой победой для собора. Но в руках собора находился ещё один еретик, правая рука и сподвижник Гуса — тоже чешский богослов, Иероним Пражский. Потерпев поражение с Гусом, соборные отцы решили взять реванш с Иеронимом: заставить его отречься и подчиниться их воле.

Иероним, как и Гус, был последователем Уиклифа, идеи которого он блестяще пропагандировал и защищал в университетах Германии, Польши, Франции и Англии. Возвратившись после долгих странствований по Европе в Прагу, Иероним примкнул к Гусу, сделавшись его восторженным поклонником. Страстный оратор, непревзойдённый полемист, превосходный знаток богословских текстов, Иероним Пражский был грозой папистов, которые ненавидели его больше, чем Гуса.

Когда Гус отправился в Констанцу, Иероним оставался в Праге. Арест, суд и нависшая над его учителем угроза смертной казни побудили Иеронима покинуть Прагу и тайно явиться в Констанцу в надежде вырвать Гуса из рук соборных отцов или оказать ему какую-либо помощь.

Двухнедельное пребывание в Констанце убедило его в тщетности таких надежд. Иероним решил вернуться в Чехию, но по дороге в Прагу его схватили и в цепях доставили на собор, где ему предъявили те же обвинения, что и Гусу. Иероним отказался покаяться, и его заточили в башню на кладбище св. Павла, где держали скованным по рукам и ногам в согнутом положении, на хлебе и воде.

Расправившись с Гусом, инквизиторы принялись за соответствующую обработку Иеронима. Потрудились они основательно и небезуспешно. Их угрозы и запугивания, казнь соратника и друга, ужасные условия заключения — всё это, по-видимому, надломило волю Иеронима, и он 11 сентября 1415 года заявил соборным отцам, что готов осудить учение Уиклифа и Гуса, а также свои собственные еретические ошибки, отречься от них и подчиниться воле собора.

23 сентября Иероним перед собором подтвердил своё отречение. Соборные отцы присудили его к ссылке в один из монастырей в Швабии, потребовав написать своим единомышленникам в Чехию письмо, осуждающее учение Гуса и свои собственные еретические ошибки. Иероним вновь подчинился и требуемое от него письмо написал.

И тем не менее соборные отцы продолжали держать Иеронима в заключении. Это дало повод его друзьям, присутствовавшим на соборе, требовать его освобождения, а врагам, которых было большинство, настаивать на более строгом осуждении последователя Гуса. Последние добились назначения новой следственной комиссии, что было равносильно отмене уже принятого по делу Иеронима соборного решения.

23 мая 1416 года Иерониму на соборе был зачитан новый обвинительный акт, на который он под улюлюканье, злобные выкрики и брань соборных отцов ответил, что берёт назад своё отречение, вырванное у него под угрозой костра.

Иероним держался мужественно и стойко до последнего вздоха. Инквизиторы сожгли все его личные вещи и тюремную постель, а пепел бросили в воды Рейна.

Собор не удовлетворился казнями Гуса и Иеронима, так как гуситская ересь продолжала распространяться, несмотря на гибель вождей.

Соборная инквизиция решила разделаться ещё с одним видным гуситом — Яном Хлумским, прибывшим вместе со своим учителем в Констанцу. Он тоже был схвачен, заточён в темницу, подвергнут допросам с пристрастием. Хлумский не выдержал выпавших на его долю испытаний и отрёкся от своих воззрений. Собор сохранил ему жизнь. Но после героической гибели гуситских вождей вырванное силой раскаяние Хлумского не могло оказать какого-либо влияния на ход событий. Гуситы продолжали стойко держаться в Чехии, борьба против них только начиналась…


Причиной, спровоцировавшей народное восстание чехов, стала казнь профессора Пражского университета, проповедника, философа и религиозного реформатора – Яна Гуса. Эти события навсегда вошли в историю. Имя Яна Гуса и "Гуситские войны" стали не только знаменем военных событий тех лет, но и символом национальной освободительной борьбы чешского народа. Сам проповедник был признан одним из главных народных героев Чехии. Краткая биография Яна Гуса будет поведана читателю в статье.


Биография

Как свидетельствует краткая биография, Ян Гус родился предположительно в 1369 году на Юге Чехии, в местечке Гусинец (откуда и получил свою фамилию) в бедной крестьянской семье. Родители Гуса хотели обеспечить своим детям достойное существование, а в те времена крестьянам такую возможность давала только карьера в духовенстве. Маленького Яна отдали в школу в городе Прохатицы, в часе ходьбы от Гусинец, где он изучал грамматику, риторику, диалектику и некоторые естественные науки. В 18 лет Ян отправляется с матерью в Прагу и поступает в Пражский университет на факультет свободных искусств (факультет богословия был значительно дороже).

В 1396 году Гус получает степень магистра и остается на должности преподавателя. Главной темой своей преподавательской деятельности он избирает труды Джона Уиклифа – английского богослова и праотца движения лоллардов и протестантизма, обвиняемого Римской церковью в ереси. В учении Яна Гуса содержится критика богатства церкви и абсолютной власти Папы. Творчество Уиклифа, дискуссии о котором разворачивались на семинарах, оказало ключевое влияние на ум Гуса, переориентировав его взгляд в сторону реформаторства и критики пороков церковного руководства и клириков. В 1402 году Гус становится ректором Пражского университета и деканом факультета искусств при короле Вацлаве IV.


Начало проповедования

Как рассказывает краткая биография, Ян Гус в 1401 году получил возможность проповедовать в известной капелле – Вифлеемской часовне в Праге, вмещавшей до трех тысяч человек. Там он начал вести свои довольно резкие проповеди с критикой церкви, привлекшие внимание как толп сочувствующих прихожан, так и лидеров церковных учреждений, видевших в нем все более и более опасного оппонента.


Идеи Гуса

Ян Гус (Jan Hus) был ярким и харизматичным проповедником, умевшим заполнять слушателями всю Вифлеемскую капеллу и проникать в сознание каждого человека до такой степени, что некоторые сбрасывали с себя украшения от стыда богатства. Индульгенции – продаваемые церковью документы об отпущении грехов, он считал пороком симонии и явным свидетельством алчности клириков (хотя сам, в студенческие годы, приобрел на последние деньги индульгенцию, что свидетельствует о глубокой последующей трансформации убеждений).

Также Ян Гус (краткая биография тому подтверждение) боролся против засилья немецкого языка, науки и богословия, выступая за превалирование чешской культуры и ведение проповедей на чешском языке, тем самым поддерживая национальное самосознание чехов и предвосхищая идею независимости от немецкой аристократии.

Трагический исход деятельности Гуса

Таким образом, идеи Гуса об отсутствии у церкви роли единоличного представителя воли Бога на земле, о развращенности и алчности духовенства, погрязшего в роскоши и не подпускающего к себе народ, в том числе и посредством непонятного для людей языка и таинства мистерий, о порочности и ложности ряда духовных практик и реликвий и культурном угнетении чешского народа сделали его одним из главных врагов Ватикана за всю историю существования Римской Католической церкви и, несмотря на лояльное к нему отношение со стороны короля Вацлава, привели к трагическому исходу.


Преследование

Суд над Яном Гусом

Трактат стал последней каплей в чаше терпения клириков, и он был вызван на церковный суд в немецкий город Констанц. Но, даже имея охранную грамоту, он не смог добраться до суда и был заточен в темницу Готлибен, откуда его вызволили только через два с половиной месяца. В конце 1414 года Ян Гус предстал перед судом, где не стал отрекаться от своих слов, даже не смотря на просьбы императора Сигизмунда I и угрозу смертной казни.


Казнь героя


Последствия

Смерть национального героя вызвала многочисленные акции протестов против католической церкви по всей Чехии. Люди собирались на проповеди последователей Гуса и число их сторонников повсеместно росло. В 1419 году в Праге вспыхнуло восстание гуситов: они громили монастыри и убивали священников и город оказался в их власти. Восстания вспыхнули во всех городах Чехии, что послужило началом гуситских войн. Центром восставших стал город Табор, заложенный у одноименной горы, где гуситы проводили свои проповеди.

Против еретиков-гуситов Церковь объявила крестовый поход. В 1420 году первый крестовый поход на Прагу был разгромлен армией таборитов, возглавляемой опытным воином и полководцем, национальным героем чешского народа – Яном Жижкой и вся Чехия оказалась во власти гуситов. Однако среди них начался раскол на несколько партий – таборитов, не признававших церковь вообще; сирот (последователей Жижки), признававших церковь, но отрицавших всякие компромиссы с немцами, и чашников, боровшихся за православие.


Память и наследие

Ян Гус остался в истории как человек, под знаменами которого маленькая незаметная Чехия вошла в центральную Европу, противостоя всем силам католического истеблишмента, а сам Гус стал одной из ключевых, предшествующих церковной реформации фигур.

В 1999 году Папа Иоан Павел II выразил глубокие сожаления в связи с казнью Гуса, однако отказался канонизировать его, так как тот придерживался взглядов еретика Уиклифа.

Паулюс Констанций

Станислав фон Цнаим ( d )

Ян Гус и Ян Гус родился в 1372 году в Husinec ( Королевство Богемия ) и замученного смерти в 1415 году в Констанце ( епископство Констанц ) является богослов , ученый и религиозный реформатор чех из XIV - го и XV - го века.

Его отлучение в 1411 году , его осуждение в римской церкви за ересь , то его смерть на костре на 6 июля 1415 г. во время Констанцского собора спровоцировал создание гуситской церкви и крестовые походы против гуситов . Протестантизм видит его в качестве предшественника.

Чехи сделали его национальным героем , аллегорией своей борьбы против католического, имперского и немецкого гнета. Его мучения, 6 июля , отмечается государственным праздником .

Он один из мучеников в свободу мысли . Католическая церковь через голос Папы Иоанна Павла II инициировала реабилитацию в 1999 году.

Резюме

Справочная информация : Богемия и христианство на рубеже XV - го века

в 15 августа 1373 г. , Карл IV получает для своего сына марш Бранденбурга , наряду с титулом курфюрста . В 1376 году князья-избиратели избрали его сына королем римлян и будущим императором Священной Империи. Таким образом, авторитета Карла было достаточно, чтобы основать династию, поставив под сомнение положения Мецской золотой буллы 1356 года.

в 29 ноября 1378 г. , Вацлавская преуспевает своего отца. По наследству марш Бранденбурга переходит к его младшему брату Сигизмонду ; его другой брат, Жан , получает марш Lusace ; Моравский падает его двоюродных Jobst и Прокоп .

В 1378 г. начался великий раскол Запада , вызвавший беспрецедентный моральный, этический и финансовый кризис. В том же году в Богемии Жан де Йенштейн стал архиепископом Праги . Он быстро вступает в открытый конфликт с Вацлавом по вопросу об инвестициях . Назначение в 1393 году настоятеля богатого Кладрубского монастыря обостряет антагонизм, потому что король оставил это преимущество для одного из своих протеже. Иоанн Непомуцкий , верный сторонник архиепископа Богемии, казнен вооруженными людьми короля. Его смерть привела к сеньорскому союзу , восстанию чешской знати, которое длилось с 1394 по 1402 год. В союзе чешская знать заключила в тюрьму своего короля в 1394 году и назначила регентом королевства его двоюродного брата Йобста Моравского . Благодаря вмешательству своего брата Сигизмонда государь освобождается и возвращает себе трон. В свою очередь, Вацлав, у которого нет детей, признает Сигизмунда своим наследником.

Но монополизированный Богемией, Вацлав отказывается от дел Империи. Разъяренная толпа вторгается на сейм в Нюрнберге в 1397 году, затем во Франкфурт в 1398 году. Его критикуют за чрезмерное употребление алкоголя, его некомпетентность и, прежде всего, за его инертность перед лицом Великого раскола. Крайне редко, в 1400 августа избиратели принцы депонировать в пользу Роберта I - го , что он отказывается признать законность.

В 1402–1403 годах Вацлав был заключен в тюрьму в Вене по решению своего брата Сигизмонда, поддержанного чешской знатью. Его выпустил Иоганн фон Лихтенштейн.

Именно в этой особенно сложной политической и религиозной среде Ян Гус изучает, проповедует и преподает.

биография

Блестящий ученый (1393-1409)


Ян Гус родился между 1369 и 1373 годами в одноименном городе Гусинец (район Прахатице) на юге Чехии . Он родился в бедной крестьянской семье.

Он учился в Пражском университете , где получил лицензию в 1393 году, а затем степень магистра гуманитарных наук в 1396 году. В 1400 году он был назначен профессором.

Рукоположенный в священники, он начал проповедовать в церкви Сен-Мишель.

В 1401 году он стал (на один год) деканом философского факультета.

Убежденный богослов (1402-1412)


Мудрый грамматик (1406-1412)

В своей грамматической работе De orthographia bohemica, написанной между 1406 и 1412 годами, Ян Гус изобретает орфографию с использованием диакритических знаков - таких, как вышеприведенный пункт , который превратится в гачек - для обозначения того, что славянские языки считают мягкими согласными . Чтобы отметить долгие гласные, Ян Гус рекомендует использовать ударение вместо удвоения гласных. В эпоху, когда бумага и пергамент дороги, экономия места при письме - бесценная экономия.

Этот диакритический знак, принятый в хорватском , словацком и словенском языках , идеально подходит для славянских языков. В целом, в латинском алфавите он соответствует модификациям греческого языка Кириллом и Мефодием при создании глаголицы .

Ректор разделенного университета (1409-1412)


В 1407 году папа Григорий XII приказал архиепископу Праги запретить распространение тезисов англичанина Джона Виклифа . Университет осуждает как еретиков теории Виклифа, представленные в Богемии двадцатью годами ранее. В 1381 году мнение Виклифа о Евхаристии обсуждалось Микулашем Бискупеком. В 1393 году архиепископ Праги Жан де Йенштейн в своих проповедях опроверг виклифские идеи о неизбежной бедности церкви.

Тогда Пражский университет теряет большинство своих студентов. В большинстве случаев его влияние снижается. В течение нескольких десятилетий дипломы больше не будут выдаваться. Чтобы увидеть возрождение университета из пепла, необходимо дождаться Сигизмонда и особенно Родольфа II , которые восстановят Прагу как столицу.

Отлучение (1411)


Недоброжелатели Яна Гуса не могут нападать на него на почве патриотизма. Поэтому они стремятся достичь его через его религиозные позиции. Осуждая его богословскую близость к Виклифу, они обвиняют его в ереси .

Отлучен от церкви 21 февраля 1411 г. Григорий XII, Ян Гус призывает к суду Христа, неизвестный пример канонического права .

Поддерживаемый прагуа, он не оставляет своих обличений только для церковных властей. Он также сталкивается с королем Богемии Венцеславом IV , который уполномочил папских послов продавать индульгенции для финансирования крестового похода против короля Неаполя. Он настраивает людей против короля и церкви, что делает их персонами нон грата в Праге. В 1412 году ему пришлось бежать в замок Кози Градек (CS) в южной Чехии. Там он написал Де Экклесия и Толкование Священного Евангелия (1413 г.).

Споры о индульгенциях (1412 г.)

в 24 июня 1412 г. Ян Гус, замечательный оратор, вызывает жестко подавленные народные беспорядки. Процессия студентов, возглавляемая учеником Гуса, Иеронимом Пражским, ставит папскую буллу к столбу, а затем сжигает ее. Трое студентов, помешавших священнику проповедовать о покупке индульгенций, казнены с топором.

Врачи факультета теологии обвиняют Яна Гуса в разжигании этих проблем.

Констанцский собор (1414-1415 гг.)


Епископы, кардиналы и папы во время прений Собора. Chronik des Konzils von Konstanz работы Ульриха Ришенталя , городского буржуа.

Начинать Ноябрь 1414 , Антипапа Иоанн XXIII созывает Констанцский собор . Ян Гус желает поехать туда, потому что он видит в этом возможность публично защитить свои тезисы. Сигизмонд хочет создать видимость поддержки Яна Гуса. Он соглашается сопровождать его, но соглашается выдать ему охранную грамоту, которая вскоре после этого отрицает ее действительность.

Ян Гус, первый свободно передвигающийся, был заключен в тюрьму. 8 декабря 1414 г. в доминиканском монастыре: есть опасения, что он сбежит. Имперская охранная грамота не дает ему ни помощи, ни безопасности.

Под давлением Сигизмонда система голосования была изменена: отныне был один голос не на каждого кардинала, что в значительной степени благоприятствовало Италии, а на нацию, что обеспечило беспрецедентное решение национальных проблем, раздиравших Церковь. в 20 марта 1415 г. Поняв, что потерял имперскую поддержку, Иоанн XXIII бежал.

в 6 апреля 1415 г. Совет принимает указ Haec Sancta , в котором подтверждается его превосходство над Папой. Когда институциональные вопросы решены, суд над Гусом может возобновиться.

Судебный процесс


Хусенштейна , памятный памятник, установленный на месте костра Яна Гуса в Констанце . Надпись отдает дань уважения его ученику Жерому из Праги, который был сожжен заживо на том же месте через 10 месяцев после него.

В первом ряду цензоров Яна Гуса сидят выдающиеся богословы: кардинал Пьер д'Айи , его ученик Жан де Жерсон , доктор Кристианиссимус и канцлер Парижского университета , великие инквизиторы , которым помогают самые блестящие римские канонисты.

В течение нескольких недель Яна Гуса подвергали непрекращающимся допросам вне кафедры . Из камеры он ведет обширную переписку со своими друзьями в Праге.

Подача


Он увенчан картонной митрой, нарисованной дьяволами, на которой начертан Ересиарх . Среди разгневанной толпы вооруженный эскорт ведет его к месту казни, месту за городом, предназначенному для захоронения лошадей.

Останки мученика сброшены в Рейн, чтобы предотвратить любой культ его мощей .

Потомство

Гуситские войны

Их эпизоды


Из Сентябрь 1415 г. диета из господствующих Богемии посылает возмущенный протест Совета. Народ уже почитает Яна Гуса как мученика и святого.

В крестовых походах против гуситов начать. Восставший народ организовал свою военную организацию, чтобы противостоять объединенным европейским армиям в течение двадцати пяти лет, с основными эпизодами:

  • дефенестрация Праги . Шествие во главе с Яном Желивским штурмует ратушу Праги и выбрасывает католических городских властей через окна. После восемнадцатилетнего восстания и пяти крестовых походов, посланных папой Мартином V и императором Сигизмондом, чехи будут сопротивляться (1419);
  • битва гора Табор(CS) (Южная Чехия) и победа Кутна Гора(сСт) (1422);
  • опустошение Богемии, половины Германии и Венгрии фанатиками, сеющими террор;
  • растущий антагонизм между чехами и немцами, последние колебались в католическом лагере.

С 1431 по 1441 год Базельский собор согласился адаптировать официальную доктрину церкви к четырем статьям Праги .

Таким образом, в том, что было отказано Яну Гусу, предоставлено Прокопию: свободно выражать свои мысли на чешском языке и практиковать общение между обоими видами. Епископ Табора излагает четыре статьи и напоминает, что ни один религиозный авторитет не имеет права лишать жизни a fortiori христиан.

Но переговоры затягиваются, и боевые действия возобновляются. В мае 1434 года Прокопий потерпел поражение в битве при Липанах , которая ознаменовала поражение таборитов и открыла путь к престолу умеренному гуситу Жоржу де Подебрады . По окончании этих боев Церковь предоставляет чешским гуситам дополнительные уступки ( Йиглавский договор 1436 г.).

Их последствия

Наследие Яна Гуса


Памятник Яну Гусу на Староместской площади в Праге . Религиозный реформатор (в центре) символизирует моральную целостность, группы вокруг него символизируют славу и страдания чешского народа.

На памятнике памяти Мартина Лютера изображен Ян Гус в поддержку Лютера. Лютеранская реформа найдет благоприятную почву для чехов, из которых почти две трети признают исповедание 1575 года, вдохновленное исповеданием Аугсбурга .

В Ноябрь 1620 репрессии, последовавшие за катастрофой на Монтань-Бланш , где чехи были разгромлены войсками Фердинанда II Священной Империи , окончательно уничтожили гуситское течение.

Приложения

Список используемой литературы


Фильмография

  • 1954 : Ян Гус , чехословацкий фильм Отакара Вавры .
  • 2015 : Ян Гус , трансляция чешского мини-сериала на Arte on 1 - го июля 2015 .

Примечания и ссылки


Плакат столетия немецкой Реформации, о чем свидетельствует пророческого мечта Фридриха III Саксонского о дисплее с помощью Лютера из 95 тезисов в Виттенберге ; слева мы видим Мартина Лютера, который пишет на двери церкви большим пером, острие которого проходит через уши льва, в результате чего тиара Папы Льва X упала . Гравюра имеет название на немецком и латинском языках и включает в себя много текста, в том числе цитаты из Библии и идентификацию важных фигур, в том числе Джона Гуса.

Ян Гус — один из самых известных в мире чехов. Его жизнь служит примером того, как человек даже в самую тёмную и невежественную пору может отстаивать истину. Хотя судьба самого Яна Гуса сложилась трагически, его имя надолго стало настоящим знаменем, под которым сторонники проповедника отстаивали свои взгляды. Самоотверженность и мужество этого человека в последствии сделали его почитаемой фигурой не только среди протестантов, но и среди православных и даже католиков.

Биография Яна Гуса

Ранние годы и первая слава

В это же время происходят и значительные перемены в характере Гуса. Если раньше он был любителем пиров, песен, роскошной одежды и шахмат, то теперь он становится скромным аскетом. Очевидно, такая перемена была связана с философскими изысканиями будущего проповедника и его знакомством с трудами английского богослова Джона Виклифа. Ещё до того, как занять кафедру священника, Ян Гус набрался опыта народного проповедника, обращаясь к чешским горожанам и крестьянам на их родном языке и затрагивая в проповедях близкие им темы.

Время, когда жил Ян Гус, было для Чехии очень непростым. Чешский король Вацлав IV, одновременно имевший титулы Римского короля и короля Германии, регулярно конфликтовал с духовенством, отстаивая верховенство светской власти над церковной и выступая против засилья римских и немецких духовников в Чехии. Кроме того, немецкие курфюрсты выступили против кандидатуры Вацлава на титул императора Священной Римской империи и проголосовали за более близкую им персону. Чешские граждане, уставшие от поборов со стороны католической церкви, проповедей, произносимых на непонятных языках, и произвола немецких чиновников, которые хозяйничали в Чехии, поддерживали своего короля. На его стороне было и наиболее прогрессивное чешское духовенство, в том числе, Ян Гус. Трения между чешским королём и курфюрстами вылились в войну. Противостояние кипело и в богословской среде между передовыми чешскими священниками, придерживающимися необходимости реформирования церкви, и консервативными немецкими клириками, выступающими за незыблемость положений, исходящих из Рима. Любые изменения в жизни Европы сразу находили своё отражение в Пражском университете, где начинались ожесточённые споры между чехами и немцами. Многие чехи были недовольны, что немецкие профессора и студенты решают все значимые вопросы в жизни университета.

В лице Яна Гуса Вацлав IV нашёл верного соратника. По инициативе короля, в Праге была основана Вифлеемская часовня, где проводились бы проповеди исключительно на чешском языке, а проповедником в ней был назначен Ян Гус, уже известный среди горожан своими высказываниями. О молодом проповеднике скоро стало известно по всей Чехии, его приходили слушать из других городов, а в 1403 году даже назначили ректором Пражского университета. А вскоре Ян Гус стал личным исповедником королевы Софии.

Речи Гуса ложились на благодатную почву. Чешский народ давно ждал человека, который изложил бы его горести и чаяния в форме проповеди. Гус понимал, что для лучшего распространения своих идей необходимо доносить их до людей в наиболее простой и понятной форме, поэтому занялся реформированием чешского языка, создав удобную систему правописания.

Разумеется, очень скоро у Гуса появились и влиятельные враги в среде немецких богословов. При этом сам Гус вовсе не собирался порывать с католической церковью, а просто считал, что ей нужна небольшая реформация и обновление кадров. Гус не раз защищал от преследования инквизиторов богословов и простых людей, обвиняемых в ереси, в частности, тех, кто проповедовал учение Виклифа. В 1405 году вышла папская булла, предписывающая бороться с ересью Виклифа. Чешский архиепископ Збынек приказал сжигать все найденные книги английского богослова и запретил проповедникам публично критиковать духовенство. Враги Гуса, знавшие об его отношении к идеям Виклифа, стали писать многочисленные доносы на проповедника, адресуя их и чешскому архиепископу, и Папе.

Конфликт с чешским архиепископом и Папой Римским

Между тем, в Риме произошёл раскол. На папском престоле оказались сразу два Папы — один в Риме, а другой — в Авиньоне. Король Вацлав решил поддержать авиньонского Папу и потребовал того же от чешского духовенства. Немецкие клирики решительно выступили за Римского Папу, а большинство чехов, включая Яна Гуса, поддержали своего короля. Вацлав IV в знак своей солидарности с народом оформил декрет, по которому чешские студенты и профессора имели намного больше прав в Пражском университете, чем немцы. В знак протеста немецкие студенты и деканы университета демонстративно удалились из Праги в Лейпциг.

Ян Гус, между тем, прочёл в Вифлеемской церкви проповедь, в которой утверждал, что гонения на учение Виклифа в корне неверно. В ответ архиепископ Збынек сжёг множество книг Виклифа в центре Праги и отлучил Яна Гуса от церкви. Такое решение вызвало волну возмущений среди чехов. Повсюду раздавалась хула в адрес архиепископа, а некоторые сторонники Гуса даже нападали на проповедников, критиковавших его идеи. Папа Римский поддержал Збынека и потребовал провести суд на Гусом. Пражане ответили новой волной негодования. Король Вацлав написал Папе Римскому письмо, где вставал на защиту Гуса, но римский первосвященник был неумолим. Он предал Гуса анафеме и запретил проведение богослужений в Праге, чтобы наказать строптивых горожан. В условиях противостояния со Збынеком и постоянной смены Пап на престоле Гус решил не обращать внимания на препоны и проповедовать в своей церкви и дальше, несмотря на все запреты.

Констанцский собор и казнь

Об упорном еретике, с которым ничего не мог сделать Папа Римский, в конце концов, узнал император Священной Римской империи Сигизмунд. Он решил пригласить Яна Гуса на церковный собор в Констанце, где все спорящие стороны смогли бы встретиться и провести дебаты. Друзья отговаривали Гуса от участия в соборе, но он считал своим долгом нести истину.

В ноябре 1414 года собор был открыт. Однако Ян Гус на нём так и не выступил, папские кардиналы распорядились об его аресте, тем самым, нарушив охранительную грамоту императора Сигизмунда, выданную им Гусу. Император, не желая идти на конфликт с Папой, закрыл глаза на это нарушение. В дальнейшем папские прислужники убедили императора, что Гус — главный враг единства католического мира и монархии. Друзья Гуса, многие из которых были высокопоставленными чешскими дворянами, делали всё, чтобы вызволить его из темницы, но все их попытки провалились.

Только в июне 1415 года начались судебные заседания. Судьи требовали от Гуса отречься от его еретических взглядов, но он упорно стоял на том, что проповедовал только истину и отречётся от своего учения только в том случае, если ему последовательно докажут его неправоту. В июле того же года Ян Гус был сожжён на костре как еретик. При этом даже в самые последние минуты жизни он сохранял мужество, стойкость и веру в своё дело.

События после казни

Известие о казни Яна Гуса вызвали волну возмущений среди чехов. Наиболее влиятельные вельможи адресовали Констанцскому собору свой протест, но клирики ответили на него преследованиями сторонников Гуса. Во время этих событий умер король Вацлав и чешским королём должен был стать император Сигизмунд, которого чехи презирали за нарушение обещаний и малодушие. Выступления против Римского престола и Сигизмунда постепенно переросли в серию Гуситских войн 1419-1434.

Учение Яна Гуса

Первые проповеди Яна Гуса, произносимые им в Вифлеемской часовне, в первую очередь, касались морального облика современного ему католического духовенства. Гус обличал их лень, порочность, корысть и жадность. При этом не затрагивал самих догматов католической веры, порицая только грехи тех, кто должен был защищать основы этого учения. С критикой он обрушивался на продавцов индульгенций, которые, по его мнению, обманывали народ и разрушали церковь. На своих проповедях он доходчиво развенчивал ходившие в народе суеверия и веру в чудеса. Гус прекрасно понимал, что необразованные люди наиболее восприимчивы к разного рода ереси, поэтому стремился по мере возможностей просвещать свою паству.

Учение Гуса можно поделить на две части: трактовку учения Христа и идею церковной организации. Первую часть можно кратко изложить следующим образом:

  • суть христианства — сострадание и любовь к ближнему;
  • единственный источник веры — Евангелие. Разного рода чудеса и реликвии — выдумки алчных людей. Священное писание следует постигать с помощью собственного разума и рационального мышления.

Основываясь на этих ключевых постулатах, Гус переходит уже к своему пониманию церковной власти:

  • нет смысла ставить авторитет церковных иерархов превыше всего, поскольку даже Папа может понимать Евангелие неверно;
  • даже среди священников могут быть грешники, поэтому если церковная власть противоречит слову божьему, долг праведника — выступить против такой церкви;
  • священники не имеют права грабить простой народ.

Учение Гуса почти не касалось догматики, оно было, скорее, нравственным учением о том, каким должен быть лик церкви, поэтому было для римского престола намного опаснее, чем любая догматическая ересь.

Читайте также: