Это суд или его структурное подразделение коллегии президиум выполняемые функции которого связаны

Обновлено: 16.05.2024

Помощь студентам в дистанционном обучении
Ответы на тесты, практикумы, кейсы

Конфиденциальность заказов и ваших личных данных Без риска - оплата после получения результата Решение в день обращения на высокие результаты Безопасность – использование прокси и VPN

Главная
Магазин / СИНЕРГИЯ / Тест/Синергия / "Актуальные проблемы гражданского процессуального права" Ответы Тест Синергия

"Актуальные проблемы гражданского процессуального права" Ответы Тест Синергия

1. Иском о … является требование, направленное на подтверждение судом существования или отсутствия определенного правоотношения; поскольку решением суда по этим искам констатируется, т. е. устанавливается существование или отсутствие спорного правоотношения, данные иски называют также установительными исками
признании

2. Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ, …
-достигший ко дню назначения возраста 40 лет
-достигший ко дню назначения возраста 35 лет
-имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет

3. Судебная система РФ устанавливается …
-Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и федеральным законом
-только Конституцией РФ
-Конституцией РФ и федеральным конституционным законом

4. Основанием отказа в принятии искового заявления является …
-несоблюдение истцом установленного законом или предусмотренного договором досудебного порядка урегулирования спора
-неподсудность дела данному суду
-ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда
-подача искового заявления недееспособным лицом

5. Судебная власть осуществляется посредством … судопроизводства
-конституционного, гражданского, административного, экономического и уголовного
-конституционного, гражданского, административного и уголовного
-конституционного, гражданского и уголовного

6. Пленум Верховного Суда РФ …
-не участвует в отправлении правосудия
-участвует в отправлении правосудия
-участвует в отправлении правосудия только по наиболее сложным делам и по делам, получившим большой общественный резонанс

7. Правом изменения отказа от иска обладает …
-истец
-ответчик
-переводчик
-свидетель

8. Предельный возраст пребывания в должности судьи – …
-70 лет
-65 лет
-60 лет

9. Суды … – это определенные судебные органы, которые осуществляют свою деятельность на всей территории РФ с конкретной целью реализации правосудия по отношению гражданским делам и делам уголовной направленности, а также по делам о правонарушениях административного правопорядка
общей юрисдикции

10. … кассационного обжалования являются решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу
-Предметом
-Объектом
-Субъектом
-Формой

11. Форма подачи кассационной жалобы – …
-простая письменная
-нотариально удостоверенная
-письменная, но возможна и устная форма обжалования

12. Апелляционная жалоба подается в …
-письменной форме
-письменной или устной форме форме
-почтового отправления

13. Решения суда вступают в силу …
-с момента объявления его судьей
-со дня вручения его сторонам
-со дня возбуждения исполнительного производства
-по истечении десятидневного срока на апелляционное или кассационное обжалование

14. Материально-правовые последствия предъявления иска заключаются в том, что прерывается …
-срок исковой давности
-судебное заседание
-движение искового заявления
-рассмотрение искового заявления

15. Прокурор, принесший кассационное представление, …
-вправе отозвать его в любое время
-может отозвать его до начала рассмотрения его в вышестоящем суде
-не вправе отозвать его

16. Исковое производство возбуждается на основании иска, поданного в суд, по правилам подведомственности и …

17. Императивная подведомственность – это …
-подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности
-относимость дела суду в зависимости от территории, на которую распространяется деятельность данного суда
-подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав
-подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон

18. Объектом кассационного обжалования могут выступать …
-судебные постановления, вступившие в законную силу, за исключением судебных постановлений Верховного Суда РФ (ВС РФ)
-исключительно судебные постановления ВС РФ
-судебные постановления только районного суда
-любые судебные постановления

19. Единичная подведомственность – это …
рассмотрение дела единолично судьей
возможность рассмотрения определенной категории дел строго определенным в законе юрисдикционным органом
правила определения подведомственности дел особого производств

20. Цену иска в гражданском процессе …
-называет истец
-суд изменить не может
-определяет ответчик

21. Вид апелляции, означающий пересмотр решения суда первой инстанции на основании исключительно тех доказательств, которые ранее уже исследовались судом, – это … апелляции

22. Апелляционная жалоба на решение мирового судьи рассматривается …
районным судом
судом города федерального значения
краевым судом
областным судом

23. Апелляционная жалоба составляется на решение …
Мирового судьи
Прокурора
Помощника судьи

24. Апелляционная жалоба подается в …
Через суд, принявший решение
Непосредственно в районный суд

25. Говоря о том, кто из судебных представителей может подать кассационную жалобу без специальных на то полномочий, следует отметить, что сделать это .
могут законные представители
могут договорные представители
может юрисконсульт по делам своей организации

26. Неверно, что выделяют такой вид подведомственности, как . подведомственность
альтернативная
исключительная
императивная
родовая

27. - это суд или его структурное подразделение коллегии, президиум, выполняемые функции которого связанны с рассмотрением и разрешением уголовных, гражданских, арбитражных дел, а главной задачей является рассмотрение и разрешение дела по существу, для гражданских дел - доказанность недоказанность исковых требований, для уголовных-доказывание причастности лица в инкриминируемом ему преступлении и вынесения уголовного наказания
Судебная инстанция

28. . иска составляют указываемые истцом обстоятельства, с которыми он, как с юридическими фактами, связывает свое материально-правовое требование или правоотношение в целом, составляющее предмет иска
Основание
Предмет
Принципы
Формальность

29.Кассационные жалобы, представленные судом кассационной инстанции в Верховном Суде РФ, рассматриваются в срок, не превышающий .
2 месяцев
10 дней
1 месяца
6 месяцев

30. Подведомственность - это.
относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов
относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров суду, компетентному рассмотреть и разрешить то или иное гражданское дело
свойство дела, состоящее из его признаков, в зависимости от которых разрешение дела распределяется между арбитражными судами

31. Определение суда надзорной инстанции вступает в законную силу . его вынесения
со дня
по истечении трех дней со дня
по истечении десяти дней со дня
по истечении месяца со дня

32. Кассационные . чаще всего приносят прокуроры районов (городов), так как гражданские дела рассматриваются по первой инстанции в основном районными судами

33. Иски о . представляют собой требования, предмет которых характеризуется такими способами защиты, как добровольное или принудительное исполнение подтвержденной судом обязанности ответчика
присуждении
признании
преобразовании
об уменьшении

34. Альтернативная подведомственность - это .
подведомственность, при которой спор о субъективном праве может быть рассмотрен по выбору заинтересованного лица как в суде, так и в ином государственном органе или общественной организации
подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности
подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон
относимость дела суду в зависимости от территории, на которую распространяется деятельность данного суда

35. Цель кассационного производства - .
проверка законности вступивших в законную силу постановлений любых судов РФ, кроме постановлений Верховного Суда РФ (ВС РФ)
проверка законности не вступивших в законную силу постановлений любых судов РФ, кроме постановлений ВС РФ
проверка законности вступивших в законную силу постановлений любых судов РФ
установление действительных обстоятельств дела

37. Судебный состав (применительно к областному и приравненным к нему судам) - это состав .
судей областного суда
коллегий областного суда
судей при рассмотрении конкретных дел

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Н.В. Мельникова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Е.В. Шерманова,

1. Гражданин Е.В. Шерманов оспаривает конституционность следующих законоположений:

части первой статьи 210 УК Российской Федерации, устанавливающей уголовную ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а равно координацию действий организованных групп, создание устойчивых связей между ними, разработку планов и создание условий для совершения преступлений организованными группами, раздел сфер преступного влияния и (или) преступных доходов между такими группами;

Как следует из представленных материалов, Е.В. Шерманов осужден приговором Московского городского суда от 27 апреля 2017 года (с учетом внесенных изменений апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2017 года) за совершение преступлений, предусмотренных частью третьей статьи 210 и пунктом "в" части третьей статьи 286 УК Российской Федерации. При этом суд установил, что Е.В. Шерманов участвовал с использованием своего служебного положения в созданном в целях совместного совершения нескольких тяжких преступлений преступном сообществе, структура которого была выстроена на основе структурного подразделения центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации - Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции.

Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2020 года отказано в передаче надзорной жалобы осужденного для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Судья отклонил доводы жалобы о том, что после вступления в силу Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 73-ФЗ в действиях Е.В. Шерманова отсутствуют - по смыслу пункта 1 примечаний к статье 210 УК Российской Федерации - событие преступления и состав участия в преступном сообществе.

Кроме того, Е.В. Шерманов обратился с ходатайством о приведении приговора в соответствие с новым уголовным законом, в удовлетворении которого отказано постановлением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 27 августа 2020 года. Суд указал, что осужденный признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью третьей статьи 210 УК Российской Федерации, не в силу организационно-штатной структуры организации или ее структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией.

С содержательной частью данного решения согласился Верховный суд Республики Башкортостан, отметив в апелляционном постановлении от 25 ноября 2020 года, что Е.В. Шерманов осужден по части третьей статьи 210 УК Российской Федерации не только в силу совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением им полномочий по управлению структурным подразделением МВД России, но и вследствие фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности, которые являлись этапами общего преступного умысла членов преступного сообщества, направленного на достижение совместного преступного результата.

В передаче кассационной жалобы Е.В. Шерманова для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2021 года.

Закрепляя и изменяя составы правонарушений и меры ответственности за их совершение, федеральный законодатель связан вытекающими из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериями необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым целям, а также обязан соблюдать гарантированное статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации равенство всех перед законом, означающее, что любое правонарушение и санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя как из самого текста соответствующей нормы и используемых в ней формулировок, так и из их места в системе нормативных предписаний - в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, - каждый мог предвидеть правовые последствия своих действий (бездействия).

В сфере уголовно-правового регулирования - в силу статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, основанной на принципе nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления, нет наказания без указания на то в законе), - особое значение приобретает требование определенности правовых норм, поскольку уголовное законодательство является по своей природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности.

Соответственно, уголовная ответственность может считаться законно установленной лишь при условии, что она соразмерна характеру и степени общественной опасности криминализируемого противоправного деяния, а его составообразующие признаки, наличие которых в совершенном деянии, будучи основанием уголовной ответственности, позволяет отграничивать его от иных противоправных, а тем более законных деяний, точно и недвусмысленно определены в уголовном законе, непротиворечиво вписывающемся в общую систему правового регулирования.

Данные правовые позиции в полной мере распространяются на установление уголовной ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней).

3. Часть первая статьи 210 УК Российской Федерации криминализирует создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а равно координацию действий организованных групп, создание устойчивых связей между ними, разработку планов и создание условий для совершения преступлений организованными группами, раздел сфер преступного влияния и (или) преступных доходов между такими группами. Деяния, предусмотренные в том числе частью первой этой статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, квалифицируются по части третьей статьи 210 УК Российской Федерации.

Согласно части четвертой статьи 35 УК Российской Федерации преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.

Кроме того, признаки руководства преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями дополнительно разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 12 "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)", определяющем, что:

под структурированной организованной группой следует понимать группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, состоящую из подразделений (подгрупп, звеньев и т.п.), характеризующихся стабильностью состава и согласованностью своих действий; структурированной организованной группе, кроме единого руководства, присущи взаимодействие различных ее подразделений в целях реализации общих преступных намерений, распределение между ними функций, наличие возможной специализации в выполнении конкретных действий при совершении преступления и другие формы обеспечения деятельности преступного сообщества (преступной организации) (пункт 3);

под руководством преступным сообществом (преступной организацией) следует понимать осуществление организационных и (или) управленческих функций в отношении преступного сообщества (преступной организации), его (ее) структурных подразделений, а также отдельных его (ее) участников как при совершении конкретных преступлений, так и при обеспечении деятельности преступного сообщества (преступной организации); оно может выражаться, в частности, в определении целей, в разработке общих планов деятельности преступного сообщества (преступной организации), в подготовке к совершению конкретных тяжких или особо тяжких преступлений, в совершении иных действий, направленных на достижение целей, поставленных преступным сообществом (преступной организацией) и входящими в его (ее) структуру подразделениями при их создании; к функциям руководителя преступного сообщества (преступной организации) следует также относить принятие решений и дачу соответствующих указаний участникам преступного сообщества (преступной организации) по вопросам, связанным с распределением доходов, полученных от преступной деятельности, с легализацией (отмыванием) денежных средств, добытых преступным путем, с вербовкой новых участников, с внедрением членов преступного сообщества (преступной организации) в государственные, в том числе правоохранительные, органы (пункт 10);

к лицам, совершившим деяние, предусмотренное частью первой или частью второй статьи 210 УК Российской Федерации, с использованием своего служебного положения, следует относить как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением; под использованием своего служебного положения в целях совершения деяний, указанных в части первой или части второй статьи 210 УК Российской Федерации, следует понимать не только умышленное использование лицом своих служебных полномочий, но и оказание влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой им должности на других лиц в целях совершения ими определенных действий, направленных на создание преступного сообщества (преступной организации) и (или) участие в нем (ней) (пункт 23).

Названные нормы не содержат и положений, допускающих уголовную ответственность сотрудников и руководителей (должностных лиц) за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) только в силу организационно-штатной структуры федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, организаций или юридических лиц, а также в связи с наличием трудовых, производственных, служебных отношений между ними.

Новая редакция примечаний к статье 210 УК Российской Федерации, как следует из пояснительной записки к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", ставила цель преодолеть негативную тенденцию в судебно-следственной практике по формальному применению названной статьи в отношении учредителей, руководителей и сотрудников организаций, которые осуществляют обычную экономическую и иную деятельность и никак не связаны с профессиональной организованной преступностью.

Следовательно, пункт 1 примечаний к статье 210 УК Российской Федерации, будучи одним из условий создания благоприятного делового климата в стране и сокращения рисков ведения предпринимательской деятельности, является дополнительной гарантией от незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Этим объясняется наличие в нем указаний на то, что лица не подлежат уголовной ответственности по данной статье только в силу организационно-штатной структуры организации и (или) ее структурного подразделения и совершения ими какого-либо преступления в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо именно в связи с осуществлением организацией предпринимательской или иной экономической деятельности. Предположение же о деятельности в качестве преступной организации как такового государственного или муниципального органа, его структурного подразделения само по себе является настолько парадоксальным и не возникавшим в правоприменительной практике, что обоснованно не требовало соответствующего нормативного уточнения в примечании к статье 210 УК Российской Федерации.

Содержащаяся в пункте 1 примечаний к статье 210 УК Российской Федерации норма во всяком случае не означает, что к уголовной ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) можно привлечь лицо без наличия в его деянии определенных в уголовном законе составообразующих признаков, наличие которых позволяет отграничивать названное деяние от иных противоправных, а тем более законных действий. При этом не исключается установление наличия преступного сообщества (преступной организации), в частности, в государственном или муниципальном органе, его структурном подразделении, как и в любой другой организации, что само по себе не означает распространение на соответствующий орган (структурное подразделение) в целом данного противоправного признака.

Следовательно, оспариваемые положения статьи 210 УК Российской Федерации не содержат неопределенности и не могут расцениваться как нарушающие права Е.В. Шерманова в указанном им аспекте.

Проверка же правильности применения норм права с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, на что, по существу, направлены доводы заявителя, указывающего, что в деле с его участием не установлены предусмотренные уголовным законом объективные признаки структурированности и устойчивости преступного сообщества, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шерманова Евгения Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Под судебной системой принято понимать совокупность всех действующих в Российской Федерации судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”. Она построена с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

– установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”;

– соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

– применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

– признания обязательности на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

– законодательного закрепления единства статуса судей;

– финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Определение судебной системы РФ как совокупности действующих судов дает представление о ней лишь в самом общем виде и нуждается в ряде уточнений.

Во-вторых, судебная система РФ представляет собой сложную иерархическую структуру, состоящую из отдельных подсистем, которые характеризуются присущими им задачами, различными методами осуществления установленных законом судебных функций.

В-третьих, судебная система РФ состоит из таких взаимосвязанных судов, которые, несмотря на различия полномочий их отдельных структурных подразделений, образуют единое целое, призванное осуществлять функции судебной власти в стране.

Судебная система России, как конституционное установление, представляющее совокупность судов различных уровней, в зависимости от целей их деятельности, их компетенции прежде всего подразделяются на следующие подсистемы: 1) Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Учитывая федеративное устройство, в Российской Федерации действуют: 1) федеральные суды; 2) суды субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему арбитражных судов.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, поэтому принято различать звенья судебной системы.

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями.

По этому признаку федеральные суды общей юрисдикции подразделяются на три судебных звена:

– основное звено – районные суды и военные суды гарнизонов;

– среднее звено – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды;

– высшее звено – Верховный Суд РФ.

В соответствии со ст. 26 Закона “О судебной системе РФ” путем внесения изменений и дополнений в указанный закон могут учреждаться специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, относящихся к федеральным судам общей юрисдикции.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 4 Закона “О судебной системе РФ”). Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Закона “О судебной системе РФ”).

Система арбитражных судов состоит из четырех звеньев:

– основное звено – арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

– второе звено – арбитражные апелляционные суды;

– третье звено – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

– высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй инстанции и суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, в том числе высшие суды (за исключением федерального арбитражного суда округа и арбитражного апелляционного суда).

Суд второй инстанции – это вышестоящий суд, призванный по жалобам участников процесса или представлению прокурора проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу.11 Такая проверка может проводиться в апелляционном (полностью по вопросам фактов и права) или кассационном (только по вопросам права) порядке.

В апелляционном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления, вынесенные мировыми судьями, а также решения арбитражных судов первой инстанции (арбитражных судов субъектов РФ).

В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры (решения) и определения остальных судов, а также приговоры (решения) суда апелляционной инстанции.12

Суд надзорной инстанции – это подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также судебные коллегии по уголовным и гражданским делам и Президиум Верховного Суда РФ. Они пересматривают судебные решения в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В системе арбитражных судов надзорную функцию выполняет президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, проверяя в порядке надзора решения и постановления всех арбитражных судов в Российской Федерации;

Разновидностью (второй формой)13 пересмотра решений суда, вступивших в законную силу, является стадия пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу (главы 42 ГПК, 37 АПК)14. Сущность этой стадии процесса заключается в проверке соответствующим судом судебных решений ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, которые не были известны заявителю и суду по не зависящим от них причинам и имеют существенное значение для правильного разрешения дела. В соответствии со ст. 392 ГПК и 311 АПК к ним относятся следующие основания:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой постановление незаконного или необоснованного решения;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела,

4) отмена решения, приговора, определения суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послужившего основанием к вынесению обжалуемого решения, определения или постановления, и некоторые другие основания.

Пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судом, вынесшим это решение (ст. 393 ГПК, ст. 310 АПК).

Вышестоящая инстанция – суд, занимающий более высокую ступень по отношению к данному суду.

Высшая судебная инстанция – Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ.

Понятие судебного состава сложное и не имеет однозначного толкования. В теории процессуального права и в нормативных источниках под ним понимают:

– всех судей, работающих в конкретном суде;

– личный состав судей, арбитражных заседателей и присяжных заседателей, рассматривающих на судебном заседании конкретное судебное дело;

– совокупность органов, наделенных правом рассматривать и разрешать дело по существу, осуществлять судебный надзор и контроль, а также выполнять организационные функции, непосредственно связанные с этой деятельностью.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 30 УПК РФ) уголовные дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально и единолично. Единолично рассматриваются уголовные дела, подсудные мировым судьям. Судьи федеральных судов (районных судов и других вышестоящих судов) тоже рассматривают подсудные им дела единолично, за исключением дел, которые могут рассматриваться коллегиальным составом: коллегией из трех профессиональных судей или судом с участием судьи и 12 присяжных заседателей. Коллегиально рассматриваются дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, если об этом будет заявлено ходатайство обвиняемым.

Рассмотрение уголовных дел в порядке апелляционного производства производится единолично судьей районного суда, а в порядке кассационного и надзорного – коллегиально в составе трех профессиональных судей.

Гражданские дела в суде первой инстанции, согласно ст. 7 ГПК РФ, рассматриваются коллегиально или единолично; коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе трех профессиональных судей.

В порядке апелляционного производства гражданские дела рассматриваются единолично судьей районного суда.

Рассмотрение дела в кассационном порядке осуществляется в составе трех членов суда, а в порядке судебного надзора – в составе не менее трех членов суда.

В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично или коллегиально. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей (ст. 17 АПК).

Коллегией из трех судей в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются: а) дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ; б) дела об оспаривании нормативно-правовых актов; в) дела о несостоятельности (банкротстве); г) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение.

Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит об этом соответствующее ходатайство.

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанции, а также в порядке надзора рассматривается коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей. Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально. По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально.

Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются арбитражным судом коллегиально. При этом в состав суда должны входить трое или другое нечетное количество судей.

Подведомственность – это совокупность признаков гражданского дела, в соответствии с которыми оно подлежит рассмотрению либо в суде общей юрисдикции, либо в арбитражном суде. К признакам подведомственности относятся:

1) персональный – характеристика участников процесса (истца и ответчика);

2) предметный – характер (содержание) спора.

Так, согласно ст. 27 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

а) организаций, являющихся юридическими лицами;

б) граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя (индивидуальное предпринимательство).

Арбитражные суды рассматривают также дела с участием:

в) Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица;

г) граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя;

д) российских организаций, граждан РФ, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями.

С учетом предметного признака подведомственности дел арбитражные суды рассматривают две категории дел:

а) экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских правоотношений, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Это так называемые дела, возникающие из искового производства;

б) экономические споры и иные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; об административных правонарушениях, отнесенных КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов и др.

Арбитражным судам подведомственны и другие дела, в том числе: об установлении фактов, имеющих юридическое значение (например, факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным); об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности; о несостоятельности (банкротстве); по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и т.д.

Все остальные дела в сфере гражданских, административных и иных правоотношений, не связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции. Судам общей юрисдикции подведомственны также все уголовные дела.

Подсудность – это совокупность признаков гражданского, уголовного или арбитражного дела, в соответствии с которыми оно подлежит рассмотрению по первой инстанции в том или ином звене судебной системы.

По закону в этом случае дела распределяются как по вертикали судебной системы (между основным, среднем и высшим звеньями), так и по горизонтали (между одноименными звеньями).

Согласно ст. 24 ГПК РФ, гражданские дела15, подведомственные судам общей юрисдикции, по общему правилу рассматриваются районными судами.

В связи с введением в 1996 году института мировых судей целый ряд гражданских дел из подсудных районных судов отнесены к компетенции этого нового судебного органа. В частности, мировые судьи рассматривают в качестве суда первой инстанции: а) дела о выдаче судебного приказа; б) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; в) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; г) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений (за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав). К подсудности мировых судей отнесен также ряд дел, вытекающих из земельных, трудовых, административных правоотношений (ст. 23 ГПК).

К подсудности судов среднего звена судов общей юрисдикции закон относит гражданские дела, связанные с государственной тайной; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений и т.д.

Верховный Суд РФ тоже наделен определенной компетенцией по рассмотрению гражданских дел первой по инстанции. К его подсудности отнесены дела об оспаривании: ненормативных правовых актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; нормативных правовых актов федеральных министерств, касающихся прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей; решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ряд других споров.

По общему правилу иск предъявляется в суде по месту жительства ответчика, а к юридическому лицу – по месту нахождения органа или имущества юридического лица – территориальная подсудность.

Помимо этого законом предусматривается: подсудность по выбору истца (ст. 29 ГПК РФ); исключительная подсудность (ст. 30 ГПК РФ); договорная подсудность (ст. 32 ГПК РФ) и подсудность нескольких связанных между собой дел (ст. 31 ГПК РФ).

В уголовном процессе важное значение имеет персональная подсудность. Она определяется свойствами (признаками, особенностями) личности обвиняемого (подсудимого). Чаще всего во внимание принимаются такие персональные свойства лица, привлекаемого к уголовной ответственности, как принадлежность к числу военнослужащих, судей.

Суды, входящие в судебную систему, наделяются различными судебными полномочиями и выполняют различные процессуальные функции.

Судебные полномочия – компетенция суда.

Процессуальные функции – определенное направление деятельности суда по осуществлению правосудия (рассмотрение дела по существу, проверка законности и обоснованности ранее принятого решения и т.п.).


С учетом компетенции суды общей юрисдикции (в том числе и военные) и арбитражные суды подразделяются на звенья.

Звено судебной системы – это суды, наделенные законом однородными полномочиями (например, суды, полномочные рассматривать дела только по существу, суды, рассматривающие дела по существу и в апелляционном порядке, суды, рассматривающие дела по существу, в кассационном и в надзорном порядке) и занимающие одинаковое организационное место в судебной системе.

Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья:

  • первое (низшее) – мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего района, -> рассматривают судебные дела только по существу;
  • второе (основное) – районные, городские (в городах без районного деления) -> рассматривают определенные дела по существу и в апелляционном порядке;
  • третье звено (среднее) – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов -> рассматривают дела и по существу и проверяют законность и обоснованность судебных решений в апелляционном и кассационном порядке;
  • высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” и федеральными законами, является Верховный Суд РФ, который -> осуществляет судебный надзор за деятельностью федеральных судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные дела, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Военные суды включают первое (основное) звено – гарнизонные военные суды и второе (среднее) звено – окружные (флотские) военные суды. Вышестоящей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (ст. 10 Закона о военных судах).

Арбитражные суды Российской Федерации включают:

  • первое (низшее, основное) звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов -> рассматривают подведомственные им дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, только по существу. В районах арбитражные суды не образуются;
  • второе звено – арбитражные апелляционные суды создаются на определенной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ -> проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов РФ, не вступивших в законную силу.

Наименование этих судов дано в указанном законе с использованием имен числительных (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т.д.). По состоянию на 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации образован 21 арбитражный апелляционный суд;

  • третье звено – арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) создаются на одной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ, объединенных в соответствующий федеральный арбитражный округ, -> проверка законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.


В соответствии с Законом об арбитражных судах в России учреждено 10 арбитражных судов округов: Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный.

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам округов является Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Она рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда РФ, и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

По характеру выполняемых процессуальных функций суды судебной системы Российской Федерации подразделяются на: суды первой инстанции, суды второй (апелляционной) инстанции, суды кассационной инстанции, суд надзорной инстанции.

Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение (судебная коллегия, президиум), выполняющие строго определенную процессуальную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением гражданского, уголовного дела по существу, либо по проверке законности и обоснованности ранее принятого по делу судебного постановления в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Суд первой инстанции – суд, который рассматривает дело по существу и выносит по нему первичное решение. В этой инстанции в состязательном процессе непосредственно исследуются доказательства, выслушиваются стороны (истцы и ответчики, обвинители и защитники) и от имени государства выносится судебное решение (постановление, определение, приговор).

В качестве суда первой инстанции выступают все суды общей юрисдикции (мировые судьи, районные суды, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, гарнизонные военный суды, окружные (флотские) военные суды, судебные коллегии Верховного Суда РФ) в пределах своих полномочий (подсудности).

В системе арбитражных судов судами первой инстанции являются арбитражные суды субъектов РФ, Суд по интеллектуальным правам и Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Каждое звено той или иной системы судов имеет свою подсудность дел по первой инстанции. Подсудность дел определяется процессуальным законодательством: Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Суд второй инстанции – суд или его структурное подразделение (судебная коллегия, апелляционная коллегия), которые по апелляционной жалобе участников судебного разбирательства или представлению прокурора проверяют законность и обоснованность судебных постановлений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу.

Апелляционное рассмотрение дела – пересмотр вышестоящим судом (апелляционной инстанцией) решения нижестоящего суда, с участием сторон, с новым исследованием ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств, с вынесением в том числе и нового судебного решения.

Судами апелляционной инстанции в системе федеральных судов общей юрисдикции являются:

  • районный суд -> рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;
  • судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа -> рассматривают апелляционные жалобы, представления на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ -> рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции дела, подсудные Верховному Суду РФ, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебными коллегиями Верховного Суда РФ.

В системе арбитражных судов апелляционной инстанцией являются арбитражные апелляционные суды. Эти суды рассматривают апелляционные жалобы на решения арбитражных судов субъектов РФ, не вступившие в законную силу, отнесенные к юрисдикции данного апелляционного арбитражного суда. В кассационном порядке суд проверяет законность и обоснованность судебного постановления нижестоящего суда, вступившего в законную силу.

Судами кассационной инстанции в системе судов общей юрисдикции являются:

  • президиум верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, которые -> рассматривают дела по кассационным жалобам, представлениям на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов и на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей;
  • президиум окружного (флотского) военного суда -> рассматривает кассационные жалобы, представления на апелляционные решения окружных (флотских) военных судов и на вступившие в законную силу судебные постановления гарнизонных военных судов.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по административным делам и Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ -> проверяют законность и обоснованность судебных постановлений, вынесенных президиумами верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов; на апелляционные постановления верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу судебные постановления районных судов, гарнизонных военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа окружного (флотского) военного суда.

К кассационной инстанции в системе арбитражных судов относятся:

  • арбитражные суды округов -> проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов субъектов, вступивших в законную силу, а также постановления арбитражных апелляционных судов;
  • Суд по интеллектуальным правам -> проверяет в качестве кассационной инстанции рассмотренные им дела по первой инстанции и дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции и арбитражными апелляционными судами.

Надзорная инстанция – суд, наделенный полномочиями по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

В качестве суда надзорной инстанции для судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”, выступает только Президиум Верховного Суда РФ. Виды решений, которые могут быть обжалованы в Президиум Верховного Суда РФ, определены в ст. 391.1 ГПК РФ и ст. 412.1 УПК РФ.

Суды, рассматривающие дела в апелляционном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Например, районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района (ст. 21 Закона о судебной системе РФ). Суды, рассматривающие дело в кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решение по делу.

Читайте также: