Этические правила поведения адвоката при общении со сми условия и ограничения критерии допустимости

Обновлено: 08.05.2024

Кодекс профессиональной этики адвоката содержит следующие составы дисциплинарных проступков, связанных с этической стороной адвокатской деятельности (при общении со средствами массовой информации):

1. Публичные заявления о доказанности вины доверителя, если он ее отрицает.

2. Публикация недопустимой информации об адвокате и адвокатском образовании.

Каждый отдельный адвокат, равно как и автономное адвокатское образование, заинтересован в привлечении платежеспособной клиентуры на взаимовыгодных условиях. Особенностью адвокатской деятельности является то, что адвокат или адвокатское образование не может использовать в полном объеме достижения современного маркетинга, так как Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. содержит в этой области определенные ограничения, которые сводятся к следующему.

Согласно ст. 17 КПЭА информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит:

1) оценочных характеристик адвоката;

2) отзывов других лиц о работе адвоката;

3) сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов;

4) заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды.

Данная норма отражает традиционно сложившиеся особенности адвокатской профессии в сфере распространения информации о деятельности адвоката и является грамотно выстроенной по форме и правильной по содержанию. Наличие особых ограничений к информации о деятельности адвоката продиктованы некоммерческой целью деятельности адвокатуры, ее особой ролью в отечественной правоохранительной системе. Каждый адвокат должен следить за тем, чтобы распространяемая им лично либо другими лицами информация о нем соответствовала вышеперечисленным требованиям.

Не отвечает требованию допустимости и информация об адвокате, содержащая заявления, намеки, двусмысленности, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды. Запрещено намекать каким бы то ни было способом на то, что все или большинство дел, которые ведет определенный адвокат, решаются положительно для клиента. Это, как минимум, не будет абсолютной истиной для каждого вновь обратившегося клиента, так как конкретное юридическое дело характеризуется индивидуальным набором фактов и доказательств, и ни один адвокат без ознакомления с материалами не может заранее дать даже приблизительный процент удовлетворения интересов клиента.

Итак, мы рассмотрели имеющиеся на сегодняшний момент информационные ограничения на деятельность адвоката. А какую же информацию о себе адвокат имеет возможность распространять?

Допустимой к распространению является следующая информация об адвокате:

1. Уровень его квалификации. Адвокат может сделать акцент на наличии у него квалификации определенного уровня: специалист, бакалавр, магистр, кандидат или доктор юридических наук, доцент или профессор. Подобные характеристики не являются оценочными и подтверждаются соответствующими документами установленного образца.

2. Наличие дополнительной (смежной) квалификации. Например, адвокату, специализирующемуся на ведении арбитражных дел, полезно получить дополнительную квалификацию по экономической специальности, о чем может быть проинформирован потенциальный потребитель юридических услуг.

3. Данные о стаже работы по юридической специальности. Так как эта информация является объективной, то также считается допустимой. Очевидным является тот факт, что практически каждый потенциальный клиент хотел бы знать о том, сколько лет работает по специальности адвокат, к которому он намерен обратиться за юридической помощью.

4. Данные о наличии опубликованных научных работ. Данная информация также является объективной и позволяет доказать, что адвокат постоянно отслеживает изменения в действующем законодательстве, занимается научной работой и повышает свой профессиональный уровень. Если дается перечень наименований публикаций, то потенциальный клиент имеет возможность ориентироваться во внутриправовой специализации данного специалиста.

5. Реквизиты для обращения к адвокату за юридической помощью: адрес, номер телефона и проч.

6. Примерные расценки на предоставляемые юридические услуги.

7. Приемное время.

Информация о себе и своих услугах может распространяться адвокатом либо от своего имени, либо от имени адвокатского образования, членом которого он является.

Информация об адвокате, его профессиональной деятельности, а также об адвокатском образовании может быть доведена до потенциальных клиентов следующими способами:

• путем размещения в средствах массовой информации (на телевидении, радио, в газетах, журналах и проч.);

• путем направления именных писем потенциальным корпоративным клиентам;

• посредством размещения в используемом адвокатом под офис помещении либо в непосредственной близости от него информационных стендов, табличек, плакатов;

• посредством размещения наглядного материала в местах общего доступа правоохранительных органов, органов власти и управления по согласованию с представителями последних (на информационном стенде суда, в отделении милиции и т. п.);

Читайте также: