Если адвокат не отвечает на звонки что делать

Обновлено: 02.05.2024

Наивно полагать, что, если человек не нарушает законов, значит, у него нет причин опасаться контактов с правоохранителями. Ведь стремление не нарушать общеустановленные правила поведения не гарантирует соблюдение закона по отношению к гражданину со стороны полиции.

История России переполнена зловещими фактами, когда ни в чем не виновных людей не только задерживали и арестовывали, но также приговаривали к тюремному заключению. А чтобы наказать любого человека в административном порядке, вообще не нужны какие-либо реальные основания. Выдвинуть обвинение можно по любому поводу, даже вроде бы абсолютно безобидному.

Действия человека после задержания

Гражданину обязательно следует оповестить родственников или друзей о месте, куда его доставили. Иначе это событие окажется больше похожим не на задержание, а на похищение.

Тут есть тонкий подвох. В законе говорится, что возможность позвонить предоставляется задержанному после его доставки в орган дознания или в кабинет следователя. То есть уже в отделении полиции, прокуратуры. Значит, человека могут задержать, посадить в автомобиль и там неофициально допрашивать столько времени, сколько вздумается блюстителям правопорядка. И никто ещё очень долго не будет знать, где задержанный находится в данный момент.

Право на передачу информации

Если задержанный человек напомнит следователю, что закон предоставляет ему возможность переговорить с родственниками, тогда ему нужно учесть следующие моменты.

Могут ли правоохранители отказать задержанному в праве на звонок

Это незаконно, но такая практика применяется повсеместно. Иногда и 3-часовой задержки с реализацией прав бывает достаточно, чтобы принудить человека к признанию в совершении тех преступлений, которых он не совершал.

Отсутствие адвоката на допросе приводит к тому, что на гражданина оказывается психологическое давление, а иной раз даже физическое. Позднее, когда травмированного человека всё же отпустят, он даже не сможет определить, где был, с кем общался. Жаловаться будет бесполезно.

Человека могут задержать и допрашивать без указания времени, без ведения протокола или с указанием в документе фальшивых данных (часы забрали, и время будто остановилось). В такой ситуации признание будет означать утрату свободы.

Звонок адвокату

Если до этого момента у человека не было потребности привлекать адвоката, тогда следует позвонить родственникам. Они найдут толкового юриста.

Период задержания

Эта мера считается временной. Вследствие разбирательства может выясниться, что человек невиновен. Поэтому закон позволяет задерживать граждан только на 48 часов. Это в рамках уголовного производства. А если человек задержан по административному делу, удерживать его в полицейском отделении правоохранители могут только 3 часа. Могут задержать и на 48 часов, если:

  • не удаётся установить личность;
  • совершено административное правонарушение, за которое может быть предусмотрен административный арест.

А чтобы удерживать человека, обвинённого в совершении уголовного преступления, и дальше в камере, ему нужно предъявить обвинение. Тогда уже суд будет решать, стоит ли принимать решение о мере пресечения свободы или же нужно отпускать человека домой.

Каждый документ, оформляемый при задержании гражданина, имеет огромное значение. И если адвокат задержанного заметит, что протокол оформлен с нарушениями процессуальных норм, то он сделает вид, что проигнорировал обнаруженный промах. В протоколах фиксации административного правонарушения, задержания, обыска, предусмотрены разного рода поля, требующие обязательного заполнения. Сотрудники полиции вряд ли станут заполнять эти строки своевременно и грамотно.

Поэтому нужно настаивать, чтобы слова задержанного, выгодные для него, были вписаны в протокол, а оставшиеся свободные места заполнялись прочерками. К тому же нужно потребовать предоставления копии документа. Тогда, если впоследствии правоохранитель изменит (дополнит ) содержание протокола, этот факт скрыть будут невозможно. А фальсификация документа – это уже должностное преступление.

В суде рассматриваются, прежде всего, именно документы. Любые нарушения, допущенные при их составлении, помогут гражданину оправдаться. А словам подсудимого судья вправе не поверить. Они будут признаны такими, что не заслуживают доверия. Полицейским всегда больше веры, хотя признать их людьми, лично не заинтересованными в конкретном обороте дела также нельзя.

Как защитить себя от произвола

Есть несколько способов защиты.

  1. Нужно воспользоваться содействием высококвалифицированного юриста. Ни на какие вопросы без его участия отвечать не стоит.
  2. В случае нарушения прав задержанному следует звонить дежурному прокурору.
  3. Есть служба собственной безопасности МВД.

Телефоны правоохранительных структур присутствуют на информационном стенде. Однако нужно понимать, что ни дознаватель, ни следователь не станут помогать задержанному гражданину в защите его прав. Скорее всего, уже адвокату или родственникам придётся поднимать тревогу.

Гражданин умышленно или невольно мог нарушить закон. Однако это не означает, что сотрудникам правоохранительной системы также дозволено нарушать нормы и правила. Ведь тогда они сами стают преступниками, только спрятавшимися за широкую спину государства.

Для адвоката всегда прав его клиент, даже если он провинился перед государством. Действительно ли человек виновен — это решать судье. А задача адвоката состоит во всестороннем содействии в оправдании своего нанимателя. Нанятый юрист не должен допускать, чтобы права задержанного клиента нарушались. Также он обязан любые ошибки сотрудников правоохранительной системы оборачивать на пользу гражданина. Тогда в суде его клиента оправдают.


Но явно недостаточно публикаций на тему – как построить свою беседу с избранным вами специалистом таким образом, чтобы ваш первый разговор сразу же вошел в деловое, конструктивное русло, а не стал первым и единственным.

Именно эту тему, в самых общих чертах, я хочу раскрыть в этой статье на примере вашего первого общения с адвокатом (в дальнейшем, для удобства, адвокатами я буду называть и юристов, занимающихся частной практикой).

Возможно, кому-то резанет ухо то, что я сейчас скажу, но будем до конца честны друг перед другом: адвокат не работает с людьми – он работает с фактами, с информацией, на основе которой он строит схему защиты интересов обратившегося к нему человека.

В данном случае человек является только носителем информации, из массы которой адвокат вычленяет только то, что может быть полезно для дела.

Именно поэтому не стоит, при первой встрече, а уж тем более, по телефону вываливать на адвоката гору информации, сопровождая это эмоциональными репликами, присовокупив ко всему сказанному небольшой курган из папок с документами.

Поверьте – до момента заключения соглашения, из всего вами сказанного и принесенного, адвоката интересует, едва ли три процента; все равно, в процессе беседы, вам будут заданы вопросы, может, с вашей точки зрения и не столь существенные, возможно, даже, и неприятные, поскольку ответы на них, покажут ситуацию не в столь радужном свете, как вы ее представляли, но сокрытие интересующей адвоката информации с первой же беседы, вряд ли будет способствовать эффективной реализации продуманной адвокатом схемы защиты ваших интересов.

Про степень доверия тут вообще говорить не приходится.

Сказанное выше совсем не означает, что можно приходить на первую встречу с адвокатом совсем без документов – например, копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого по уголовному делу, копия протокола об административном правонарушении – по административному, копия договора, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения которого, возник гражданско-правовой спор, у вас быть должны – это необходимо для того, чтобы адвокат имел общее представление о сути возникшей проблемы.

Перед тем, как звонить адвокату, приготовьтесь ответить на странный, на первый взгляд вопрос, который неизбежно последует за вашей тирадой с описанием возникших у вас проблем – а чем, собственно, я могу быть вам полезен?

У нас, адвокатов, есть своеобразная примета – чем многословнее потенциальный доверитель, чем больше он, не обращая внимания на прямо поставленные вопросы, продолжает гнуть свою линию, вываливая массу подробностей своих злоключений, чуть ли не с момента рождения, тем меньше шансов у него, из потенциального стать реальным доверителем; адвокат, как и любой другой нормальный специалист, заинтересован качественно сделать свою работу – оказать квалифицированную юридическую помощь, при этом, не гадая – всю ли правду ему рассказали, и не возникнет ли неприятных сюрпризов потом – на предварительном следствии или в суде, когда процессуальный противник, со скорбно-торжествующим лицом, выложит свои факты, о которых доверитель знал, но, почему-то, постеснялся рассказать своему адвокату.

Полагаю, будет уместным коснуться такой деликатной темы, как обсуждение размера вознаграждения за оказание юридической помощи.

В самом деле – как можно ответить на вопрос о вознаграждении, хотя бы в общих чертах, не представляя себе объема работы?

Да, можно назвать некую отправную сумму, с которой адвокат согласен начать работу, но существует еще масса нюансов, кроме объема работы и времени, необходимого для того, чтобы ее выполнить максимально качественно – удаленность, например.

В этом случае к сумме вознаграждения добавляется, например, сумма затрат адвоката на поездки из одного города в другой.

Поэтому, возьмите себе за правило – обсуждение размера вознаграждения и порядок его выплаты, возможен только после обсуждения, хотя бы, в общих чертах, вида и объема юридической помощи, которая вам необходима.

Должен развеять одно заблуждение, появившееся в последнее время – дескать, адвокаты, участвующие в делах по гражданско-правовым спорам, сейчас должны получать вознаграждение только в процентном отношении от выигранной суммы.

В этом случае с вами, также, вежливо распрощаются, пожелав успеха в самостоятельной защите своих прав.

Мы же, адвокаты, всегда готовы оказать юридическую помощь тем, кто в ней нуждается, просто, нельзя забывать, что мы – специалисты в своей области, учились своей профессии не только в ВУЗе – мы учимся всю жизнь, чтобы оказываемая нами юридическая помощь действительно была квалифицированной.

Современный рынок кредитования предоставляет людям широкие возможности. К сожалению, не все могут своевременно исполнять обязательства по взятым займам: нередки ситуации, когда заемщик, попав в трудную финансовую ситуацию, перестает платить по кредиту. Чтобы избежать этого, кредиторы — банки и МФО — перестраховываются, обязывая клиента указывать при составлении договора данные супруга, работодателя или поручителя. Это делается, чтобы в случае исчезновения заемщика иметь возможность связаться с ним через знакомых, что, в ряде случаев, приводит к неприятным ситуациям. Например, человек, чьи данные указали, может столкнуться со звонками от коллекторских агентств. Что делать, если коллекторы звонят контактному лицу, во многом зависит от ситуации: от того, как общаются сотрудники агентства, что Вам говорят и какие сведения предоставляют.

Содержание статьи

Почему коллекторы звонят Вам

Звонки от агентств часто означают, что человек уже длительное время не платит по кредиту. Обычно кредитор сначала пытается связаться с заемщиком своими силами и только позже обращается к помощи коллекторов. Это происходит по одной из двух возможных схем:

  • банк заключает агентский договор, по которому оно берет на себя поиск заемщика и переговоры с ним. Кредитор при этом не меняется, возвращать средства предполагается банку;
  • кредитор переуступает кредит и права на него третьему лицу, то есть коллекторам, по договору цессии. С момента его заключения клиент будет иметь обязательства не перед банком, а перед коллекторским агентством.

Получив контактные данные заемщика, коллекторы начинают предпринимать попытки с ним связаться, чтобы договориться о графике погашения задолженности. Если тот не отвечает на звонки, представители агентства связываются с поручителем, чьи данные заемщик указал при оформлении кредита.

Имеют ли право звонить контактному лицу

Если заемщик указал Ваш номер в качестве контактного при заключении договора займа, с Вами могут связаться, чтобы уточнить контактную информацию о клиенте. Однако есть несколько обстоятельств, которые следует учитывать:

  • третьему лицу не могут разглашать любые сведения о задолженности и должнике (согласно ФЗ № 230).

Иными словами, уточнение контактных данных должника у лица, указанного в кредитном договоре не является нарушением закона, а, наоборот, это необходимая мера.

Как понять, законны ли звонки

Деятельность коллекторских агентств строго регулируется законодательством. Согласно закону № 230-ФЗ коллекторы могут звонить:

  • с 8 до 22 в рабочие дни, с 9 до 20 в выходные и праздники (часовой пояс считается по месту пребывания клиента);
  • не чаще раза в день, двух раз в неделю, восьми в месяц.

Что делать при звонках коллекторов

Линия поведения зависит от того, как ведет себя сотрудник по ту сторону телефона. Но, вне зависимости от обстоятельств, главное правило — не переживать, не паниковать, помнить, что закон на Вашей стороне. Никто не имеет права заставить Вас платить по кредиту, который брали не Вы и за который Вы не несете ответственности (если Вы не являетесь поручителем). Успокойтесь и проанализируйте поведение коллекторов.

Если звонок законен. Коллекторское агентство связывается с Вами по существующей задолженности знакомого Вам человека, который указал Ваш номер при заключении договора согласия. Сотрудники корректны, вежливы, сообщают всю необходимую информацию о себе, но не разглашают сведения, защищенные банковской тайной, и не нарушают временных рамок и сроков между звонками. В таком случае речь идет о законопослушном агентстве, с которым можно иметь дело:

  • поговорите с сотрудником, вежливо объясните сложившуюся ситуацию, проясните доступные Вам детали;
  • если Вы не хотите, чтобы Вам звонили, уведомите об этом коллектора, попросите удалить Ваш номер из базы;
  • если Вы хотите помочь заемщику, свяжитесь с ним лично и обсудите текущую ситуацию. Добропорядочное агентство поможет составить гибкий график выплат и заинтересовано в полном погашении задолженности каждого из своих клиентов.

Начать диалог с коллекторским агентством ЭОС можно с анонимной консультации. В этом случае заемщику не нужно называть свое имя или предоставлять другие данные. Оператор анонимной линии ЭОС предоставит общую информацию о способах погашения кредита на комфортных условиях, расскажет о действующих акциях и посоветует, с чего начать разрешение вопроса задолженности.

Коллекторы нарушают законодательство. Следует насторожиться, если:

  • представитель агентства не сообщает сведений о себе и об организации, в которой работает;
  • сотрудник разговаривает грубо, давит или угрожает, сообщает сведения, которые не может знать, или заведомо ложную информацию;
  • коллекторы нарушают разрешенные сроки и временные периоды;
  • Вам рассказывают подробности, защищенные банковской тайной;
  • Ваш номер точно не был указан ни в каком договоре, и получить его коллекторы могли только неизвестным Вам путем.

Все это признаки недобросовестного поведения, а значит, нарушение законодательства. Связываться с такими коллекторами и стараться с ними сотрудничать ни в коем случае нельзя. Если Вы заметили нечто подобное, обратитесь в правоохранительные органы либо в НАПКА — Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств — саморегулируемую организацию, контролирующую деятельность коллекторских агентств. На сайте ассоциации подробно указано, как подать жалобу на коллекторов, нарушающих закон.

Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

Как работает анонимный звонок?

Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск

Задайте все интересующие Вас вопросы

Получите консультацию оператора

Анонимная горячая линия.
Проконсультируйтесь по вопросам погашения задолженности в компании ЭОС, не раскрывая личных данных.

Довольно часто сталкиваюсь со статьями о том, как внезапно у законопослушного гражданина возникают проблемы с правоохранительными органами на пустом месте. Например, внезапный обыск, задержание и доставление в отделение, вызов к следователю и подобные ситуации, к которым мы обычно не готовы.

Меня интересует довольно обширный вопрос. А как же все-таки подготовиться к подобным вещам? Как найти юриста или, скорее, адвоката, который в любое время дня и ночи сможет оказать мне свою профессиональную поддержку и консультирование, выезд на место и так далее?

Закон я не нарушаю, поводов тоже не имеется, но страх оказаться неподготовленным в такой ситуации есть.

Артур, ваши опасения вполне понятны. Правоохранительные органы часто ошибаются, а качество ведения предварительного следствия оставляет желать лучшего. Ошибки могут возникать по вине недобросовестных сотрудников или из-за их недостаточной квалификации. Тогда под раздачу могут попасть даже люди, которые не совершали ничего противозаконного.

Надеяться на то, что следователь сам во всем разберется и отделит виновных от невиновных, не стоит. Свои права и интересы нужно уметь защищать. А если не умеете, лучше найти того, кто умеет.

Адвокат или юрист

Вы правильно отметили: в ситуациях, которые вы перечислили, требуется не просто юрист, а адвокат, или, как написано в законе, защитник.

Обыск, арест, вызов на допрос в качестве свидетеля или подозреваемого — это следственные действия. Представлять ваши интересы во время таких действий может защитник, в качестве которого выступает адвокат.

Обычных юристов даже с нотариальной доверенностью до участия в следственных действиях не допустят. Всякий адвокат — юрист, но не каждый юрист — адвокат. Юристом может представиться вчерашний студент юрфака любого вуза. Адвокатский статус предполагает опыт работы по специальности и сдачу квалификационного экзамена.

Закон вы не нарушали, но беспокоит гипотетическая возможность интереса к вам со стороны правоохранительных органов. Тогда не нанимайте адвоката на постоянку: это будет невыгодно. Просто договоритесь с несколькими адвокатами, к которым сможете экстренно обратиться. Держите их контакты в телефоне, а визитки — в кармане.

Где найти адвоката, как его выбрать и проверить, Т⁠—⁠Ж уже писал. Внимательно прочитайте этот материал: в нем ответы на ваши вопросы. Я лишь добавлю несколько советов.

Какой адвокат вам точно не нужен

Есть три категории адвокатов, которых нужно избегать. Если встретите таких, вежливо попрощайтесь и продолжайте поиски.

Решалы. Это люди, которые кичатся своими связями и возможностями в правоохранительной среде. За нескромное вознаграждение решала обещает закрыть уголовное дело или присвоить железный статус свидетеля, даже если клиент — достойный продолжатель дела Чикатило.

Сотрудничество с таким адвокатом несет большие риски. В самом лучшем случае он обманет: присвоит деньги себе, а клиенту скажет, что ничего не получилось. В худшем случае — отнесет деньги по назначению и сделает клиента обвиняемым в даче взятки через посредника.

Правоохранительные органы регулярно ловят решал и их подзащитных, щедро раздавая тюремные сроки.

Обещальщики. Вы обращаетесь к адвокату, а он обещает, что без проблем развалит уголовное дело. Гарантия — его честное слово — подписывайте договор, платите и ни о чем не беспокойтесь.

Ни один даже самый опытный и высокооплачиваемый адвокат не станет давать гарантий. Если адвокат их дает, скорее всего, это мошенник. После получения денег по договору мошенник может пропасть и не отвечать на звонки. Или сообщит, что не может приехать: находится в соседнем регионе или героически выигрывает дело в Верховном суде.

Такому адвокату наплевать на исход дела. Понятно, когда пофигисты встречаются среди адвокатов по назначению: им платит не подзащитный, а государство. Но вдвойне обидно, если услуги пофигиста оплачивает клиент из своего кармана.

Пофигистов обожают следственные органы. Они прекрасно уламывают подзащитного на признание вины и особый порядок уголовного судопроизводства. При особом порядке обвиняемый соглашается с предъявленным обвинением, а суд проходит без изучения доказательств.

Как вызвать адвоката в случае обыска

Адвокат вправе присутствовать во время обыска. Но нигде не прописана обязанность сотрудников правоохранительных органов дождаться его прибытия.

Обычно с обыском приходят утром, когда все, в том числе и адвокаты, еще спят. Настойчиво стучат в дверь и просят немедленно открыть. Советую по возможности подержать полицию за дверью. Сообщите, что вызываете адвоката и он уже почти в пути. А дальше звоните по очереди адвокатам, которых заранее нашли. Не все из них ответят: кто-то будет спать, кто-то будет не в городе. Хотя бы один из 3—4 приедет на место.

Конечно, задержать проведение обыска не всегда возможно. Например, когда полиция подозревает, что у человека в квартире фабрика по производству наркотиков. Крепкие ребята в масках ломают дверь и врываются внутрь, не обращая внимания на возмущенные крики жильца.

При обыске адвокат нужен. Поведение сотрудников правоохранительных органов в присутствии защитника и без него сильно отличается. Адвокат проследит, чтобы все прошло по закону, и впишет все нарушения в протокол обыска. Он не допустит, чтобы деньги и ценности изъяли, если судебным решением или постановлением следователя это не предусмотрено.

Что делать, если вызывают на допрос

Возможны такие варианты:

  1. Вызывают для дачи объяснения на стадии доследственной проверки. Кто-то на кого-то написал заявление. Теперь сотрудники полиции должны все проверить и принять решение: возбуждать уголовное дело или нет. Возможно, слова вызываемого на допрос помогут им принять решение.
  2. Вызывают в качестве свидетеля. Уголовное дело уже возбуждено, и следователь полагает, что вызываемый может что-то знать.
  3. Вызывают в качестве подозреваемого. Следователь считает, что вызываемый что-то совершил, и теперь нужно доказать это. Для этого ему нужна помощь подозреваемого.

Вызывать могут повесткой или телефонным звонком — телефонограммой.

При звонке сразу уточните:

  1. Фамилию и должность звонящего.
  2. Ваш процессуальный статус: свидетель, подозреваемый или обвиняемый.
  3. Суть вопроса.
  4. Возбуждено ли дело или это доследственная проверка.

Всю информацию нужно запомнить или записать: она будет нужна адвокату. После этого скажите собеседнику, что сейчас свяжетесь с адвокатом, и сообщите, когда сможете подойти. Звоните адвокату и договариваетесь, чтобы он присутствовал. Ходить на допрос без защитника не лучшая идея, даже если вы свидетель. Свидетели часто превращаются в подозреваемых, а путь в обратном направлении случается проделать гораздо реже.

Т⁠—⁠Ж подробно писал про то, как быть, если вызывают на допрос. Прочитайте на всякий случай.

Что делать, если задержали

Если задержали и отобрали телефон, право позвонить близким и сообщить о своем задержании и месте нахождения все равно есть. Эту возможность задержанному должны предоставить в срок не позднее 3 часов с момента доставления к следователю. Поэтому контакты адвоката должны быть и у родственников.

Алгоритм такой: задержанный звонит родственникам, они связываются с адвокатом, подписывают с ним договор и оплачивают услуги. Адвокат выписывает ордер и приезжает спасать задержанного.

Задержанного подозреваемого должны допросить. До начала допроса можно встретиться со своим адвокатом и обсудить ситуацию. Сотрудники правоохранительных органов могут ограничить продолжительность такого общения двумя часами. Меньше нельзя.

Первые часы после задержания — самые тяжелые. Задержанный надеется: если все объяснить, полицейские поймут, что это просто досадное недоразумение, и отпустят. Но это так не работает. До прибытия адвоката нужно держать язык за зубами.

Надеемся, что эта информация вам никогда не пригодится.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Читайте также: