Какие подразделения входят в структуру судебного департамента при верховном суде рф

Обновлено: 04.05.2024

Корякин Иван Иннокентьевич, доцент кафедры конституционного, муниципального и международного права Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, кандидат юридических наук.

Анализируются основные направления деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Характер задач, решаемых Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, позволяет определить его статус как исполнительного органа в системе судебной власти.

Ключевые слова: административно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации - вид государственно-управленческой деятельности. Нормотворческая деятельность системы Судебного департамента.

The Judicial Department attached to the Supreme Court of the Russian Federation in the system of state administration

Koryakin Ivan Innokent'evich, assistant professor of the Chair of Constitutional, Municipal and International Law of the M.K. Ammosov North-East Federal University, candidate of juridical sciences.

The main areas of activities of Judiciary Department of the Supreme Court of the Russian Federation are discussed in the article. The nature of tasks of Judiciary Department of the Supreme Court of the Russian Federation determines its status as the executive body in the system of judicial authority - one of the branches of state authority.

Key words: administrative and legal providing the courts of general jurisdiction of the RF - type of state-administrative activity, lawmaking activity of the Judiciary Department system.

Судебная реформа как одна из стратегических линий развития государственности в Российской Федерации имела строго определенную цель - становление в России самостоятельной судебной власти, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством мер правового характера.

Для перехода от административно-правового регулирования к системе государственного регулирования, основанной на праве, требовалось решить три крупных задачи:

  1. привести компетенцию судов в соответствие с требованиями правового государства. Необходимо было покончить с положением, когда целые области общественных отношений находились вне сферы судебных полномочий, когда граждане не имели права обратиться за судебной защитой в конфликтах с представителями исполнительной власти, когда трудовые споры многих категорий работников решались в порядке подчиненности, а не в судах, и т.д.;
  2. обеспечить независимость судьи от влияния других ветвей власти, от давления со стороны различных политических группировок и социальных групп для того, чтобы суд мог успешно выполнять свои новые функции;
  3. обеспечить самостоятельность суда и от исполнительной, и от законодательной власти для того, чтобы независимость судьи стала реальностью .

Проанализируем основные пути развития института Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - исполнительного органа судебной власти и его органов в субъектах Федерации и сравним действующие в рассматриваемый период нормативные правовые акты.

Во-первых, руководствуясь вышеуказанными документами, конкретизация сферы деятельности аппарата Судебного департамента и его органов в регионах Российской Федерации:

  • взаимодействие Судебного департамента и его органов в регионах Российской Федерации с законодательными, исполнительными и судебными органами власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами;
  • материальное (ресурсное) обеспечение: мероприятия материально-технического характера (фактическое обеспечение судов оргтехникой, расходуемыми канцелярскими и иным материалами, мебелью, автотехникой, а также теплом, светом, водой и т.п.);
  • мероприятия финансового характера: по обеспечению судей и работников аппаратов судов соответствующим денежным содержанием, судов - соответствующим финансированием на капитальное строительство, капитальный и текущий ремонты;
  • мероприятия кадрового характера: в сфере отбора, подготовки и переподготовки судей;
  • мероприятия по обеспечению деятельности Судебного департамента и его органов в регионах Российской Федерации по материальному (ресурсному), финансовому и кадровому вопросам;
  • издание нормативных правовых актов в пределах своей компетенции Судебным департаментом и его органами в регионах Российской Федерации;
  • образование, формирование и деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его структур в субъектах Федерации как исполнительных органов судебной власти Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". Отсюда следует, что административно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации есть вид государственно-управленческой деятельности.

Вышеуказанное существенно сужает представление о вопросах, решение которых возлагается на структуры, отвечающие за создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Г.Т. Ермошин отмечает, что организационное обеспечение деятельности суда как органа государственной власти - понятие чрезвычайно широкое, включающее в себя по меньшей мере следующее :

  1. обеспечение непосредственно судопроизводства в данной конкретной судебной инстанции, т.е. организация:
  • делопроизводства в суде;
  • подготовки дел к судебному разбирательству в суде первой инстанции (рассмотрения дела в судебном заседании кассационной инстанции, прохождения в надзорной инстанции заявления о пересмотре дела в порядке надзора);
  • обращения к исполнению судебных решений;
  1. обеспечение трудовых отношений, денежного содержания и мер социально-правовой защиты судей, государственных служащих и иных работников аппарата суда;
  2. обеспечение справочно-аналитической работы, т.е.:
  • поддержка законодательной и нормативной базы в актуализированном состоянии;
  • справочная работа по действующему законодательству;
  • анализ статистических данных (в судах общей юрисдикции еще и изучение и обобщение судимости);
  1. обеспечение взаимодействия суда со сторонами и их представителями и "внешним миром", т.е. организация:
  • рассмотрения жалоб и заявлений граждан;
  • приема посетителей в судах;
  • обеспечение взаимодействия суда со средствами массовой информации и др.;
  1. управление финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами;
  2. обеспечение взаимодействия аппарата суда по вопросам обеспечения:
  • судебной статистики;
  • иных видов отчетности.

Оценками Верховного Суда и Совета судей Российской Федерации Судебный департамент как федеральный государственный орган состоялся и решает возложенные на него задачи в полном объеме.

Как известно, направления работы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а их около 20, определены Федеральным законом от 08.01.1998 "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В общих чертах сфера работы - административно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. По объемам компетенции и реально разрешаемых задач, отнесенных к правосудию, суды общей юрисдикции - наиболее емкий сектор судебной власти. При этом Судебный департамент не занимается обеспечением деятельности арбитражных судов, Верховного Суда и Конституционного Суда Российской Федерации.

Характер задач, решаемых Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, позволяет определить его статус и как исполнительного органа в системе судебной власти.

Российская юстиция. 2000. N 3. С. 3.

В этой связи необходимо отметить, что с принятием Федерального закона "О финансировании судов Российской Федерации" значительно улучшилось финансирование судов, обновилась материальная база, успешнее стали внедряться компьютеризация и информатика, увеличился состав секретарей и технических работников.

Во-вторых, в ст. 29 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" закреплено положение о том, что для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества, компетенция и порядок образования которых также устанавливаются федеральным законом. Справедливости ради следует отметить, что нельзя с полным основанием утверждать, что правовые основы деятельности органов судейского сообщества отсутствуют вовсе: направления их деятельности в общих чертах обозначены в Федеральном законе "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", а также в Положении о квалификационных коллегиях судей.

В Российской Федерации действуют органы судейского сообщества - выразители интересов судей.

Судейское сообщество - это форма самоорганизации, одной из задач которой является защита прав и законных интересов судей, связующее звено, крайне необходимое для выработки ими совместных решений по вопросам функционирования судебной власти, совершенствования законодательства. Судейское сообщество является формой жизнедеятельности третьей ветви государственной власти, накопления и передачи из поколения в поколение значимого опыта и традиций, формой представительства интересов судей перед государством и обществом, регулирования отношений и утверждения фактического равенства судебной власти с другими ветвями государственной власти .

Российская юстиция. 2001. N 11. С. 31 - 32.

Судейское сообщество своей последовательной деятельностью убедительно подтверждает, что именно судебная власть способствует сохранению стабильности в обществе, утверждению законности и правопорядка, уверенности граждан в возможности защиты своих интересов законным путем. Круг вопросов, решаемых органами судейского сообщества, намного шире и разнообразнее.

В-третьих, подготовка нормативного правового документа осуществляется на основе требований нормативных правовых актов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Учитываются предложения работников аппарата Судебного департамента, которые включаются в проект нормативных актов .

Пиголкин А.С., Рахманина Т.Н. Методика подготовки проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации // Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. М.: Норма, 1998. С. 52 - 53; Пиголкин А.С., Рахманина Т.Н., Желялетдинова З.С. Законодательные программы субъектов // Закон: создание и толкование. М.: Спарк, 1998. С. 108 - 109; Иванов И.В. Областное законотворчество - ключ к решению насущных проблем региона // Журнал российского права. 1998. N 8. С. 61.

Нормотворческая процедура от разработки проекта до подписания документа нацелена на то, чтобы на основе обсуждения, согласования и утверждения выбрать наиболее оптимальный вариант регулирования тех или иных общественных отношений.

Представляется, что задача по подготовке нормативных документов является крайне важной и свидетельствует об их важности в деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Федерации, сочетающей в себе как административно-правовые меры, так и средства нормативно-правового характера.

В ходе подготовки нормативных документов Судебный департамент способен проанализировать и повлиять на качество нормативного документа - провести правовую экспертизу . Подготавливая заключение, они подвергают проект нормативного документа оценке с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, а также правилам юридической техники.

Карлин А.Б. Совершенствовать законопроектную деятельность // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. N 2. С. 52.

Наиболее значимым является контроль за применением нормативных документов и принятие мер по неуклонному их соблюдению .

Кочетков А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации. Тамбов, 1999. С. 39; Хабов Р.Х. Овладевать навыками правотворчества // Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. Практика. Мнения. Проблемы: Информационно-методический бюллетень. М., 1998. N 1(7). С. 41.

Контроль за соблюдением нормативных документов как одна из функций Судебного департамента свидетельствует о создании такого положения, при котором существует возможность контроля за административно-правовым обеспечением деятельности судов общей юрисдикции.

Нормотворчество - это деятельность по реализации собственных задач и функций.

Обобщая некоторые итоги нормотворческого процесса в Судебном департаменте, можно выделить три существенных момента.

Прежде всего, создано новое нормотворчество, которое является неотъемлемой частью правовой системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Нормативные документы управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации опираются на нормативные документы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и принимаются в их развитие.

Далее, в нормативных документах сложились признаки системности. Регламентированы: порядок формирования и действия структуры Судебного департамента; порядок бюджетного формирования и бюджетного процесса; порядок владения, управления и использования недвижимости, основных средств районных, городских и военных судов и судебных участков мировых судей; решения социальных вопросов судей и судей в отставке, работников аппарата судов органов.

В нормативных актах учтены особенности регионов Российской Федерации.

Наконец, система нормативных правовых документов Судебного департамента и его органов в субъектах Российской Федерации имеет относительную самостоятельность. С одной стороны, она - единое целое, имеющее в своем составе различные компоненты, и в этом заключается его самостоятельность. С другой стороны, она создает систему нормативных правовых документов Судебного департамента. Нормативные правовые документы Судебного департамента тесно связаны с нормативными актами управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации по вопросам административно-правового обеспечения мировых судей. И это обусловливает ее относительную самостоятельность.

В-четвертых, предстоит задача формирования единого информационного пространства судов на базе государственной автоматизированной системы "Правосудие". Очевидно, что мировые судьи, как и судьи общей юрисдикции, входящие в единую судебную систему Российской Федерации, должны быть интегрированы в общее информационное пространство. Поэтому здесь принципиально важно уже на стадии подготовки проектных решений отработать формы и методы взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В-пятых, одной из задач Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его структур в субъектах Федерации является осуществление контроля за деятельностью органов и учреждений Судебного департамента, а также за расходованием бюджетных средств судами . Контроль - это проверка, а также наблюдение с целью проверки.

Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 2. Кн. 1. М., 2000. С. 150.

На Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его структур в субъектах Федерации возложен контроль за соблюдением федеральных законов. Мы считаем, что необходимо рассмотреть контроль как форму обеспечения независимости судей, судебной системы. Контроль не является формой надзора.

Сегодня без переоценки можно утверждать, что Судебный департамент как федеральный государственный орган состоялся и решает возложенные на него задачи в полном объеме. Это подтверждается оценками Верховного Суда и Совета судей Российской Федерации.

Литература

  1. Ермошин Г.Т. Организационное обеспечение деятельности суда (судебное администрирование) в контексте реализации принципа самостоятельности судебной власти // Российская юстиция. 2005. N 3.
  2. Иванов И.В. Областное законотворчество - ключ к решению насущных проблем региона // Журнал российского права. 1998. N 8.
  3. Карлин А.Б. Совершенствовать законопроектную деятельность // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. N 2.
  4. Кочетков А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации. Тамбов, 1999.
  5. Пиголкин А.С. Методика подготовки проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации // Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / А.С. Пиголкин, Т.Н. Рахманина. М.: Норма, 1998.
  6. Пиголкин А.С. Законодательные программы субъектов / А.С. Пиголкин, Т.Н. Рахманина, З.С. Желялетдинова // Закон: создание и толкование. М.: Спарк, 1998.
  7. Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 2. Кн. 1. М., 2000.
  8. Хабов Р.Х. Овладевать навыками правотворчества // Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. Практика. Мнения. Проблемы: Информационно-методический бюллетень. М., 1998. N 1(7).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Под организационным обеспечением деятельности федеральных законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный Департамент при ВС РФ не обеспечивает деятельность КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов, системы арбитражных судов.

Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;

главное управление обеспечения деятельности военных судов;

главное финансово-экономическое управление;

управление государственной службы и кадрового обеспечения;

управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

отдел учебных и образовательных учреждений;

отдел международно-правового сотрудничества;

аппарат Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации. Генеральному директору

Судебного департамента материальное и социальное обеспечение предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента.

Генеральный директор Судебного департамента:

1) руководит деятельностью Судебного департамента, органов и учреждений Судебного департамента;

2) представляет суды в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента;

3) организует разработку положений о подразделениях Судебного департамента и представляет их на утверждение коллегии;

4) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента, и контролирует их исполнение. Указанные приказы, распоряжения и инструкции обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности;

5) распределяет обязанности между своими заместителями;

6) назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Судебного департамента и руководителей органов и учреждений Судебного департамента;

7) утверждает численность и штатное расписание Судебного департамента в пределах фонда оплаты труда; по представлению начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации утверждает численность и фонд оплаты труда работников аппарата указанного управления (отдела);

8) ежегодно отчитывается о деятельности Судебного департамента перед Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации, а также представляет отчет Всероссийскому съезду судей;

9) присваивает в пределах своей компетенции классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Судебного департамента и работникам органов и учреждений Судебного департамента, а также соответствующим работникам аппаратов судов; ходатайствует о награждении указанных работников государственными наградами и присвоении им почетных званий;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) представляет Судебный департамент в государственных и иных органах, учреждениях и организациях;

11) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

Генеральный директор Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

В Судебном департаменте образуется коллегияв составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда Российской Федерации. В работе коллегии могут принимать

участие Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители и члены Совета судей Российской Федерации. Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии,

утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента. На основании решений коллегии Генеральный директор Судебного департамента издает приказы и распоряжения. Работники аппарата Судебного департамента и работники органов Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими.

Управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является органом Судебного департамента. Оно подчиняется Генеральному директору Судебного департамента и подотчетно совету судей субъекта Российской Федерации. Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей.

Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда.

Администратор верховного суда субъекта РФ осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда - под контролем управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

40 Федеральная служба судебных приставов: полномочия, система органов.

Первый шаг по воссозданию службы судебных приставов, существовавший еще дореволюционных судах, был сделан, когда принимался Закон о Конституционном Суде, установивший, что за все время заседания этого суда порядок должен поддерживаться особым должностным лицом – судебным приставом.

Закон о судебных приставах от 21 июля 1997 года ввел такого рода должностных лиц для всех др. судов, в том числе ВС РФ, ВАС РФ, а также для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Но на современных судебных приставов возложены более широкие функции – не только обеспечения установленного порядка деятельности судов, но и исполнение судебных актов и актов некоторых других органов (например, решения Международного коммерческого арбитража, третейских судов).

С учетом такого определения функций судебные приставы подразделяются на 2 группы:

1. судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов

2. судебные приставы, исполняющие судебные акты и акты др. органов.

Такими должностными лицами могут стать гражданине Российской Федерации, достигшие возраста 21 год, имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способные по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость. При вступлении на должность судебные приставы приносят присягу. При исполнении служебных обязанностей они должны носить форменную одежду, иметь знаки различия и эмблему.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в судах безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

осуществлять охрану зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;

осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

(см. текст в предыдущей редакции)

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизуоказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову;

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов

осуществлять личный досмотр, а также досмотр находящихся при них вещей

не допускать в лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы взрывчатые вещества;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях

обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

получает и обрабатывает персональные данные

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях

(см. текст в предыдущей редакции)

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию

(см. текст в предыдущей редакции)

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных

давать гражданам и организациям поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность

(см. текст в предыдущей редакции)

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

В соответствии с Законом судебные приставы объединяются в единую службу, возглавляемую директором ФССП России – главным судебным приставом РФ, назначаемый на должность и освобождаемый с должности Президентом РФ.

Схематично эта служба состоит из:

- Центрального аппарата ФССП. Положение о ней, ее структура и штатная численность работников утверждается Президентом. В этом аппарате разрешено иметь ряд управлений, например, управление исполнительного производства, управление по реализации имущества должников и др.

- территориальные органов – управлений (отделов) ФССП по субъектам РФ. Их возглавляет назначаемый Минюстом руководители – главные судебные приставы субъектов. Положение об этих органов утверждается приказом Минюста.

- структурные подразделения территориальных органов ФССП – районных, межрайонных и специализированных отделов, возглавляемые старшими судебными приставами. (см. текст в предыдущей редакции)

Судебный департамент, его управления (отделы) в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему данного департамента. Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. Судебный департамент при Верховном Суде состоит из следующих подразделений: 1) главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов; 2) главное управление обеспечения деятельности военных судов; 3) главное финансово-экономическое управление; 4) управление государственной службы и кадрового обеспечения; 5) контрольно-ревизионное управление; 6) управление делами; 7) управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений; 8) отдел учебных и образовательных учреждений; 9) отдел международно-правового сотрудничества. Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации. В Судебном департаменте образуется коллегия, в состав которой входят Генеральный директор данного департамента (председатель коллегии) и его заместители — по должности, а также другие работники департамента. Судебный департамент при Верховном Суде обладает следующими полномочиями: 1) организационно обеспечивает деятельность судов субъектов Российской Федерации, соответствующих военных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества; 2) управляет органами и учреждениями данного департамента; 3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов; 4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда и Советом судей России предложения о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества; 5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании; 6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов; 7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; 8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента; 9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; 10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей судов субъектов Федерации, соответствующих им военных судов образовавшиеся в этих судах вакансии на должности судей; 11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента; 12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета; 13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции; 14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их; 15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента; 16) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства; 17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; 18) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; 19) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

1. Настоящий Административный регламент Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Регламент) устанавливает общие правила внутренней организации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), а также порядок взаимодействия с другими государственными органами власти и территориальными органами Судебного департамента.

II. Структура и штатное расписание Судебного департамента, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации

1.1. Судебный департамент состоит из следующих структурных подразделений:

Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;

Главное управление обеспечения деятельности военных судов;

Главное финансово-экономическое управление;

Управление государственной службы и кадрового обеспечения;

Управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

Управление обеспечения деятельности органов судейского сообщества;

Управление социальной защиты судей и государственных служащих;

Управление информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;

Первый (режимно-секретный) отдел (в ред. приказа Судебного департамента от 22.12.2010 г. № 298);

Отдел учебных и образовательных учреждений;

Отдел международно-правового сотрудничества;

Отдел по связям со средствами массовой информации;

1.2. По представлению Генерального директора Судебного департамента коллегия Судебного департамента может принять решение об образовании в Судебном департаменте иных подразделений.

2. Штатное расписание Судебного департамента разрабатывается Управлением государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента, согласовывается с руководителями структурных подразделений и главным бухгалтером Судебного департамента, утверждается приказом Судебного департамента в пределах фонда оплаты труда и численности, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы.

3. Проекты структуры и штатного расписания управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации разрабатываются отделом кадров (кадровым подразделением) либо работником, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (далее – отдел кадров), подписывается начальником отдела кадров и главным бухгалтером, согласовывается с Управлением государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента, утверждается приказом начальника соответствующего управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

4. Примерная структура управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

4.1. Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации может состоять из следующих подразделений:

отдел организационно-правового обеспечения деятельности судов;

отдел финансов, бухгалтерского учета и отчетности;

отдел материально-технического снабжения;

отдел государственной службы и кадров;

отдел капитального строительства, эксплуатации зданий и управления недвижимостью;

отдел обеспечения деятельностью органов судейского сообщества;

4.2. При необходимости в управлении Судебного департамента в субъекте Российской Федерации могут создаваться другие отделы.

4.3. В управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации организационно должно входить не менее 3 отделов, штатная численность каждого должна составлять не менее 5 единиц.

6. Организационное обеспечение деятельности Генерального директора Судебного департамента осуществляется его помощниками (советниками).

Помощники (советники) Генерального директора Судебного департамента назначаются на должность в порядке, определенном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Заместители Генерального директора Судебного департамента представляют Судебный департамент по отдельным вопросам сфер его деятельности, организуют и координируют осуществление функций Судебного департамента в соответствии с настоящим Регламентом, распределением функциональных обязанностей между заместителями Генерального директора Судебного департамента (далее – распределение обязанностей) и иными нормативными актами Судебного департамента, а также поручениями Генерального директора Судебного департамента.

9. В соответствии с распределением обязанностей заместители Генерального директора Судебного департамента, в случае предоставления им соответствующих полномочий, могут по отдельным вопросам организации деятельности Судебного департамента подписывать приказы или иные установленные законодательством Российской Федерации акты Судебного департамента, а также на основании выданных Генеральным директором Судебного департамента доверенностей подписывать от имени Судебного департамента договоры и другие гражданско-правовые документы.

10. Распределение функциональных обязанностей между заместителями Генерального директора Судебного департамента утверждается приказом Судебного департамента, в котором указываются:

10.1. Полномочия заместителей Генерального директора Судебного департамента.

10.2. Структурные подразделения центрального аппарата, территориальные органы Судебного департамента, а при необходимости подведомственные учреждения и организации, координацию и контроль деятельности которых осуществляет соответствующий заместитель Генерального директора Судебного департамента.

10.3. Схема временного исполнения обязанностей Генерального директора (заместителя Генерального директора) Судебного департамента на время отсутствия в связи с болезнью, отпуском или командировкой.

11. В соответствии с распределением обязанностей заместитель Генерального директора Судебного департамента:

11.1. Взаимодействует, в том числе ведет переписку с адвокатурой, правоохранительными органами, другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями, а также подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов.

11.2. Координирует и контролирует работу соответствующих структурных подразделений Судебного департамента, дает поручения их начальникам.

11.3. Взаимодействует (в том числе дает поручения) с территориальными органами Судебного департамента, Научно-консультативным советом и другими учреждениями, организациями, которые при необходимости создаются для выполнения задач, возложенных на Судебный департамент.

11.4. В пределах своей компетенции проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

11.5. Рассматривает поступившие в Судебный департамент обращения, документы и материалы.

11.6. Рассматривает и визирует проекты документов, представляемые на подпись Генеральному директору Судебного департамента.

11.7. Согласовывает проекты актов и другие документы, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подписывает заключения на них.

11.8. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Регламентом и нормативными правовыми актами Судебного департамента.

12. Начальник структурного подразделения Судебного департамента представляет Судебный департамент в соответствии с полномочиями, определенными в настоящем Регламенте, положении о структурном подразделении, должностном регламенте, а также на основании отдельных письменных поручений Генерального директора Судебного департамента и его заместителей.

13.1. Осуществляет непосредственное руководство структурным подразделением, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на структурное подразделение функций и полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины.

13.2. Взаимодействует с иными структурными подразделениями, с территориальными органами Судебного департамента, в установленном порядке с органами судейского сообщества Российской Федерации и со структурными подразделениями органов исполнительной власти, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями.

13.3. Обеспечивает в установленном порядке подготовку проектов актов и других документов Судебного департамента, а также рассмотрение поступивших в Судебный департамент обращений, проектов актов и других документов и подготовку заключений на них.

13.4. Обеспечивает рассмотрение и подписывает ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций.

13.5. Распределяет обязанности между своими заместителями, а также определяет должностные обязанности работников структурного подразделения.

13.6. Обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением государственной гражданской службы, в том числе представляет предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о временном исполнении обязанностей, о повышении квалификации, поощрении сотрудников структурного подразделения и наложении на них взысканий.

13.7. Привлекает при необходимости в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сферам деятельности Судебного департамента, научные и иные организации, ученых и специалистов.

13.8. Осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Регламентом, положением о структурном подразделении и поручениями Генерального директора Судебного департамента и его заместителей
(в соответствии с распределением обязанностей).

14. На период временного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой Генерального директора Судебного департамента назначается временно исполняющий его обязанности из числа его заместителей.

В случае временного отсутствия начальника структурного подразделения (руководителя подразделения) Судебного департамента исполнение его полномочий и должностных обязанностей возлагается на одного из его заместителей.

В приказе об исполнении обязанностей указываются причины временного исполнения полномочий и должностных обязанностей, срок их исполнения, ограничения по исполнению полномочий (при необходимости).

III. Порядок планирования и организации работы Судебного департамента

Формирование планов и показателей деятельности Судебного департамента

15. Планирование деятельности Судебного департамента, являясь важнейшим средством обеспечения организованности, слаженности в работе по решению задач, стоящих перед Судебным департаментом и его органами в части организационного обеспечения деятельности судов, направлено на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, а также успешного функционирования системы Судебного департамента.

16. Планирование работы Судебного департамента по основным направлениям деятельности осуществляется на основе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации, Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, протоколов заседаний Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов и распоряжений Председателя Верховного Суда Российской Федерации, решений органов судейского сообщества, приказов и распоряжений Генерального директора Судебного департамента.

18. Формирование планов и показателей деятельности Судебного департамента осуществляется преимущественно на основе программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

19. Судебный департамент самостоятельно разрабатывает планы и показатели деятельности, доклады о результатах и основных направлениях деятельности Судебного департамента - субъекта бюджетного планирования. Приказами и распоряжениями Генерального директора Судебного департамента утверждаются нормы на материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации; нормы обеспечения материально-техническими средствами Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, советов судей и квалификационных коллегий судей в субъектах Российской Федерации.

20. В аппарате Судебного департамента разрабатываются общие планы, в которых отражаются все направления деятельности структурных подразделений Судебного департамента, и основными из них являются:

план основных организационных мероприятий;

план работы коллегии Судебного департамента;

план проведения оперативных совещаний руководящего состава Судебного департамента;

план комплексных, целевых и контрольных проверок органов Судебного департамента;

план подготовки законопроектов и иных нормативных правовых актов;

тематический план семинаров по профессиональной подготовке государственных гражданских служащих аппарата Судебного департамента.

21. В целях организационного обеспечения наиболее важных и ответственных мероприятий (Всероссийский съезд судей, пленарные заседания органов судейского сообщества, совещаний, семинаров, конференций и др.) в Судебном департаменте могут разрабатываться другие соответствующие планы.

22. В Судебном департаменте также разрабатываются и частные планы, которые касаются деятельности только конкретных структурных подразделений, такие, например, как:

план проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента (Контрольно-ревизионное управление);

план работы структурного подразделения (управления);

план основных мероприятий по подготовке зданий и сооружений судов и органов Судебного департамента к эксплуатации в осенне-зимний период (Управление капитального строительства).

23. Генеральный директор Судебного департамента утверждает планы и устанавливает показатели деятельности структурных подразделений, а также утверждает отчеты об их исполнении.

24. Разработка и представление судами (районными, гарнизонными) и органами Судебного департамента (подведомственными получателями бюджетных средств) проектов планов и прогнозируемых значений показателей деятельности в Судебный департамент, а также отчетов об их исполнении осуществляются в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации и Судебным департаментом.

25. Структурные подразделения аппарата Судебного департамента ежемесячно представляют в Управление делами Судебного департамента информацию о ходе выполнения мероприятий плана основных организационных мероприятий Судебного департамента, которое после обобщения готовит соответствующие отчетные материалы Генеральному директору Судебного департамента в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

26. Руководители структурных подразделений Судебного департамента, председатели судов и руководители территориальных органов Судебного департамента (подведомственных получателей бюджетных средств) в установленные сроки информируют Генерального директора Судебного департамента о ходе реализации утвержденных планов и представляют при необходимости дополнительные предложения.

27. Генеральный директор Судебного департамента организует подготовку докладов о результатах и основных направлениях деятельности Судебного департамента в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

Указанные доклады формируются на основе соответствующих материалов структурных подразделений Судебного департамента с учетом отчетов и предложений судов и территориальных органов Судебного департамента (подведомственных получателей бюджетных средств).

29. Содержание ежегодного отчета включает в себя полный комплекс задач, решению которых подчинена деятельность Судебного департамента по организационному обеспечению деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, окружных (флотских) военных судов, районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества, а также по финансированию мировых судей.

Особенности организации подготовки материалов по разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год

30. Подготовка материалов по разработке перспективного финансового плана Российской Федерации (далее - перспективный финансовый план) и проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год осуществляется Судебным департаментом в порядке и сроки, установленные бюджетным законодательством, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

31. Генеральный директор Судебного департамента утверждает порядок и сроки подготовки структурными подразделениями Судебного департамента, верховными, краевыми, областными и равными им судами, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества материалов к перспективному финансовому плану и проекту федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

32. Организация и координация подготовки материалов к перспективному финансовому плану и проекту федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год возлагается Генеральным директором Судебного департамента на Главное финансово-экономическое управление, обеспечивающее:

представление Генеральному директору Судебного департамента в соответствии с требованиями бюджетного законодательства документов и материалов к перспективному финансовому плану и проекту федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;

доведение до структурных подразделений Судебного департамента, судов областного звена, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества рекомендаций о порядке работы над обязательными для представления документами и материалами.

33. Структурные подразделения Судебного департамента в рамках своей компетенции:

рассматривают материалы верховных, краевых, областных и равных им судов, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, поступившие в установленном порядке в Судебный департамент;

рассматривают и направляют в Главное финансово-экономическое управление материалы по вопросам формирования федерального бюджета;

рассматривают и направляют в Главное финансово-экономическое управление предложения к законопроектам и иные необходимые документы, подлежащие внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

34. Законопроекты и иные документы, подлежащие внесению на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, вместе с сопроводительным письмом в Министерство финансов Российской Федерации визируются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Читайте также: