Какая рация нужна для маломерных судов

Обновлено: 17.05.2024

Бывают случаи, когда на борту небольших морских судов не игнорируется и воспринимается как нечто само собой разумеющееся только компас, а радиостанции оцениваются как нечто избыточное. И это понятно, неправильно конечно, но понятно, поскольку этот взгляд обусловлен недостаточной информированностью о возможностях и функциях морской радиосвязи. Большинство из прогулочных судов и яхт бороздят знакомые воды, совсем недалеко от дома, и они там, чтобы насладится хорошей погодой, а не бороться со штормом, а УКВ радиостанция, установленная на приборной панели, и приобретенная вместе с лодкой, почти не используется.

Возможно, не каждый контейнеровоз станет согласовывать с вами действия, если ваши пути пересекутся – на морских просторах не делается акцент на радио-переговоры при расхождении и обгоне судов, как на внутренних водных путях (ВВП) – но и в этом случае, особенно в районах, где движение судов регулируется специальными диспетчерскими службами, радиосвязь необходима. Для примера процитируем кое-что из Правил плавания в зоне ответственности Службы Управления Движением Судов (СУДС), касающееся маломерных судов, следующих проливом Бьерке-Зунд через акваторию порта Приморск.

Обязательными для исполнения являются указания СУДС, касающиеся:

  1. очередности движения;
  2. маршрута;
  3. скорости;
  4. места якорной стоянки;
  5. запрещения движения;
  6. открытия радиовахты на указанных частотах (каналах);
  7. передачи сведений о предполагаемых или выполняемых маневрах и действиях.


Перед выходом в эфир на любом канале, а особенно на 16-м, прослушайте его и никогда не прерывайте связь по вопросам безопасности. Вообще, стоит заранее поинтересоваться частотами и позывными радиостанций, которые могут быть вам полезны и, при необходимости установить связь, вызов делать на присвоенном им рабочем УКВ канале. Если же вы не знаете, на каком канале работает нужная станция, начинайте вызов на 16-м и после установления контакта переключитесь на ее рабочий канал.

В районах с интенсивным судоходством 16-й канал бывает перегружен радиообменом, и для вызова может использоваться один из резервных каналов для связи в целях обеспечения безопасности судоходства – 9-й (156.45 МГц) или 13-й канал (156.65 МГц). 9-й канал, кроме того, используется в качестве вызывного в районах, где плавание осуществляется по фарватерам.

Особым также является канал 70 (156.525 МГц), предназначенный исключительно для передачи цифровой информации в системе цифрового избирательного вызова (ЦИВ), о которой мы поговорим ниже. Вести переговоры на 70-м канале запрещено. Назначение каналов в конкретном районе можно узнать из местных Правил плавания.


В международной практике существует движение за то, чтобы 72-й канал официально считался яхтенным, но никаких официальных решений по этому поводу пока нет. Следовательно, собираясь использовать для связи 72-й, убедитесь, что в районе плавания он не является рабочим для какой-либо организации, и вы не создадите кому-либо помех.

Из прочих запрещены к использованию 75-й и 76-й каналы, так как их частоты непосредственно соседствуют с частотой 16-го канала и могут создавать ему помехи. По той же причине 15-й и 17-й каналы используются ограниченно, обычно для внутрисудовой связи и только с мощностью передатчика, не превышающей 1 Вт.

Функция DSC обеспечивает постоянное слежение за эфиром на канале 70, при этом станция, оснащенная системой цифрового избирательного вызова, реагирует только на свой MMSI и на общий вызов для всех судов в зоне связи. Если на вашу радиостанцию, оснащённую функцией DSC, приходит вызов, на дисплее сразу отображается канал, на который следует переключиться.


Дистанция уверенного приема-передачи сигнала морских бортовых и портативных радиостанций зависит от многих факторов, таких как выходная мощность, эффективность антенны и условий распространения УКВ радиоволн. Рассмотрим некоторые из них.

Реальная мощность радиостанции в ваттах на выходе важна, но это далеко не самый главный фактор, влияющий на дальность связи. Удвоение мощности отнюдь не означает удвоение дистанции, на которой ваш сигнал будет услышан. Большее влияние на дальность распространения радиосигнала оказывает эффективность антенны радиостанции и состояние атмосферы. Если вы поместите две портативные радиостанции на уровне поверхности моря, и будете связываться на режиме низкой мощности (обычно 1 Ватт), то наверняка не сможете обеспечить надежную связь на дистанции больше 1 – 1,5 миль. В режиме мощности 5 Ватт вы, может быть, лишь совсем немного увеличите радиус действия, но, подняв обе радиостанции на высоту берегового утеса, то получите огромное увеличение дистанции надежной связи.

Статистика подтверждает следующую формулу для определения радиуса связи в нормальных атмосферных условиях: дальность связи = 2.25*√h, где h – высота антенны над уровнем моря в метрах, а результат получите в морских милях. Таким образом, если вы на борту яхты с антенной радиостанции в 2 метрах от поверхности воды, то можете ожидать уверенной связи на дистанции до 4 миль.


Увеличение дальности связи портативных радиостанций может быть достигнуто использованием яхтенных УКВ антенн на топе мачты. Соединив основной антенный кабель и ручную УКВ радиостанцию при помощи переходного шнура, вы получите компактный и действенный инструмент радиосвязи.


Используемые при написании материалы:
Евгений Курганов. “Морская радиосвязь”. Журнал “Катера и Яхты” апрель-май 2011 г.

При подготовке к водному походу по узким (не судоходным, но с красивыми пейзажами на высокий, заросший лесом берег) критически относятся к каждому грамму лишнего веса - вес байдарок, катамаранов вкупе с прочим снаряжением и так впечатляет.

Но рация в настоящее время становятся непременным атрибутом снаряжения для водного похода - без средств радиосвязи в современном походе не обойтись.

Главные требования, предъявляемые туристами-водниками к радиостанциям – это высокая дальность связи, максимально высокое время работы от батарей, минимальные габариты и вес, надёжность, удобство в работе.

Для гражданской связи в нашей стране выделены три диапазона частот – 27 МГц с разрешённой мощность передатчика до 4 Вт , 433 МГц с разрешённой мощностью до 0,01 Вт и 446 МГц с разрешённой мощностью до 0,5 Вт .

Под видом маломощных раций диапазонов 433-446 МГц большинство продавцов в России предлагают мощные - 4-10 Вт - рации этих диапазонов частот.

Но даже мощные (4-10 Вт) модели раций диапазонов 433-446 МГц в условиях плотного леса и больших перепадов высот имеют относительно небольшую дальность радиосвязи в силу специфики условий распространения радиоволн на этой частоте (любой дерево с диаметром ствола 35 см или камень диаметром 35 см являются серьёзными препятствиями, а при переотражении радиоволн в условиях леса быстро теряется энергия радиоволн за счёт поглощения. ).

Довольно распространены - хотя и для гражданской радиосвязи не разрешены - рации диапазона VHF - 136-174 МГц.

На этих частотах дальность связи в условиях пересечённой местности и леса ощутимо выше, чем в диапазоне UHF (400 - 520 МГц, включая выделенной для гражданской связи частоты 433 МГц/ LPD и 446 МГц/PMR). Но всё-равно такие рации уступают по дальности связи в тяжёлых условиях плотного леса и перепадов высот рациям выделенного для гражданской радиосвязи диапазона 27 МГц производства КБ Беркут:

Отечественные рации диапазона 27 МГц производства серий Штурман , Беркут , Егерь , Hunter , Tourist благодаря совокупности параметров и используемой рабочей частоте имеют в условиях плотного леса и сильно пересечённой местности дальность связи более высокую, чем рации 433-446 МГц или 136-174 МГц (т.к. радиоволна в диапазоне 27 МГц способна обогнуть препятствия, сравнимые с половиной длины волны - т.е. 5-6 метров: плотную группу деревьев, холм и т.п.; в диапазоне 400-520 МГц радиоволна огибает препятствие около 30 см; в диапазоне 136-174 МГц - около 1 метра).

Штурман-90 - новая модель переносной AM/FM cb рации с возможностью использования в качестве компактной автомобильной радиостанции:

И время автономной работы переносных раций диапазона 27 МГц производства КБ Беркут - в зависимости от модели - в режиме 90/5/5 ожидание/ приём/ передача составляет от 20 до 60 часов - т.е. работают от аккумуляторов во много раз дольше мощных раций диапазонов 433-446 МГц.

А если в зоне радиосвязи установить со стационарной антенной радиостанцию с функцией репитера Штурман-Р880 - то зону радиосвязи группы переносных раций с компактными антеннами можно расширить до десятков км.

Надёжность раций

Максимально дешёвые рации китайского разлива особенной надёжностью не отличаются (бесплатный сыр только в мышеловке).

Наибольшей механической прочностью и надёжностью отличаются профессиональные радиостанции в ударопрочных корпусах (изготовлены также как правило в Китае - но "Китай Китаю рознь", очень часто китайская электроника бывает высококачественной) на основе алюминиевого шасси (при этом рынок радиосвязи наводнён дешёвыми китайским подделками под известные бренды, внешне почти не отличающимися от оригиналов, но редко работающих долго и хорошо).

Удобство использования раций

Дешёвые радиостанции диапазона 433 МГц по размерам и весу соответствуют современным сотовым телефонам и достаточно удобны в работе. Все сервисные функции управляются с клавиатуры, в наличии информативный дисплей.

Наиболее популярные модели профессиональных радиостанций по весу около 250 грамм. Им свойственна максимальная простота в использовании и минимум органов управления. Дисплея у многих моделей нет, переключение каналов пакетным 16-канальным переключателем. В последнее время всё большее распространения находят многофункциональные двухдиапазонные (136-174 МГц/ 400-520 МГц) рации с информативным дисплеем и управлением с клавиатуры.

Радиостанции производства КБ Беркут - чрезвычайно просты в использовании, вес с аккумуляторами и антенной от 290г до 525г в зависимости от модели. После сборки и регулировки платы раций КБ Беркут покрываются специальным защитным полимерным покрытием 3М (как лак, только лучше - не абсорбирует со временем влагу). В совокупности с брызгозащищённым корпусом это позволяет использовать рации в любых погодных условиях, а при падении в воду - после просушки с вынутыми элементами питания - работоспособность раций КБ Беркут , как правило, полностью восстанавливается.

Как выбрать переносные рации с учётом условий радиосвязи и законодательства:

О модельном ряде раций КБ Беркут можно почитать в этой статье .

Как видно из таблиц, некоторые каналы работают в симплексном режиме, т.е. прием и передеча осуществляются на одной частоте, а другие каналы работают в дуплексном режиме — это когда частоты приема и передачи разнесены. Простым языком, при дуплексе судовая радиостанция передает на частоте приема береговой радиостанции, а береговая радиостанция передает на частоте приема судовой радиостанции. Таким образом оба абонента могут говорить и слушать друг друга одновременно.

Осуществлено присвоение радиочастот с учетом требований решения ГКРЧ от 27.04.98 (протокол 6/3) по согласованию со штабами военных округов.

300,025 МГц (41 канал) — Радиочастота используется в симплексном режиме и предназначена для РЭС речного флота при организации:
— внутрисудовой связи;
— обеспечения радиотелефонной связью ремонтно – эксплуатационных баз флота, акваторий портов и рейдов;
— используется сухопутными и подвижными радиостанциями Службы речного флота Минтранса России.
Организация дуплексного канала (336,025 МГц) для радиотелефонной связи районов гидросооружений, гидроузлов и технических участков пути.

300,050 МГц (2 канал) — Радиочастота используется в симплексном режиме и предназначена для РЭС речного флота при передаче метео и путевой информации на внутренних водных путях.
Используется сухопутными радиостанциями Службы речного флота Минтранса России и подвижными радиостанциями всех форм собственности.

300,075 МГц (42 канал) — Радиочастота используется в симплексном режиме и предназначена для РЭС речного флота при организации:
— связи между радиостанциями маломерных судов;
— обеспечения радиотелефонной связью ремонтно – эксплуатационных баз флота, акваторий портов и рейдов;
— используется сухопутными и подвижными радиостанциями Службы речного флота Минтранса России.
Организация дуплексного канала (336,075 МГц) для радиотелефонной связи районов гидросооружений, гидроузлов и технических участков пути.

300,100 МГц (3 канал) — Радиочастота используется в симплексном режиме и предназначена для РЭС речного флота для свя-зи по обеспечению судопропуска и управления движением судов речными портами, шлюзами, семафорными постами и т.д.
Используется сухопутными радиостанциями Службы речного флота Минтранса России и подвиж-ными радиостанциями всех форм собственности.

300,125 МГц (43 канал) — Радиочастота используется в симплексном режиме и предназначена для РЭС речного флота при организации:
— связи между судами;
— обеспечения радиотелефонной связью ремонтно – эксплуатационных баз флота, акваторий портов и рейдов;
— используется сухопутными и подвижными радиостанциями Службы речного флота Минтранса Рос-сии.
Организация дуплексного канала (336,125 МГц) для радиотелефонной связи районов гидросооружений, гидроузлов и технических участков пути.

300,150 МГц (4 канал) — Радиочастота используется в симплексном режиме и предназначена для РЭС речного флота при организации диспетчерской связи по комплексному обслуживанию флота.
Используется сухопутными радиостанциями Службы речного флота Минтранса России и подвижными радиостанциями всех форм собственности.

300,200 МГц (5 канал) — Радиочастота бедствия, безопасности и вызова используется в симплексном режиме для радиотелефонной связи на внутренних водных путях страны.

300,250 МГц (6 канал) — Радиочастота предназначена для судовых радиостанций речного флота при организации диспетчерской связи с сухопутными радиостанциями Службы речного флота Минтранса России и подвижными радиостанциями всех форм собственности и используется в дуплексном режиме совместно с радиочастотой 336,250 МГц для береговых радиостанций.

300,275 (46 канал); 300,300 (7 канал); 300,325 (47 канал); 300,350 (8 канал); 300,375 (48 канал); 300,400 (9 канал); 300,425 (49 канал); 300,450 (10 канал); 300,475 (50 канал); 300,500 (11 канал) МГц — Радиочастота используется в дуплексном режиме совместно с радиочастотами 336,275; 336,300; 336,325; 336,350; 336,375; 336,400; 336,425; 336,450; 336,475; 336,500 МГц и предназначена для РЭС речного флота.
Используется в системе связи Службы речного флота Минтранса России для связи радиоабонентов с абонентами ведомственной сети электросвязи, а также для связи радиоабонентов между собой.

336,025 МГц (61 канал) — Радиочастота используется в симплексном режиме и предназначена для РЭС речного флота при организации технологической связи в грузовых портах, акваториях судостроительных и судоремонтных заводов.
Используется сухопутными и подвижными радиостанциями Службы речного флота Минтранса России.
Организация дуплексного канала (300,025 МГц) для радиотелефонной связи районов гидросоору-жений, гидроузлов и технических участков пути.

336,050 МГц (22 канал) — 2. Радиочастота используется в симплексном режиме и предназначена для РЭС речного флота при организации диспетчерской связи в портах и грузовых районах Службы речного флота Минтранса России.
3. Может использоваться сухопутными и подвижными радиостанциями.

336,075 МГц (62 канал) — Радиочастота используется в симплексном режиме и предназначена для РЭС речного флота при организации технологической связи в пассажирских портах и пассажирских причалах Службы речного флота Минтранса России.
Организация дуплексного канала (300,075 МГц) для радиотелефонной связи районов гидросоору-жений, гидроузлов и технических участков пути.

336,100 МГц (23 канал) — Радиочастота используется в симплексном режиме и предназначена для РЭС речного флота при ор-ганизации диспетчерской связи в пассажирских портах и пассажирских причалах Службы речного флота Минтранса России.
Используется сухопутными радиостанциями Службы речного флота Минтранса России и подвижными радиостанциями всех форм собственности.

336,125 МГц (63 канал) — Радиочастота предназначена для организации дуплексного канала (300,125 МГц) радиотелефонной связи районов гидросооружений и эксплуатационных баз флота.

336,150 МГц (24 канал) — Радиочастота используется в симплексном режиме и предназначена для РЭС речного флота при ор-ганизации технологической связи между сухопутными и подвижными радиостанциями судоходных компаний, не входящих в систему Минтранса России при условии обеспечения электромагнитной со-вместимости.

336,175 МГц (64 канал) — Радиочастота используется в симплексном режиме и предназначена для РЭС речного флота при ор-ганизации связи постов вневедомственной охраны гидроузлов, гидросооружений, портов и судоремонтных предприятий.

336,200 МГц (25 канал) — Радиочастота используется в симплексном режиме и предназначена для РЭС речного флота при организации технологической связи между сухопутными и подвижными радиостанциями судоходных компаний, не входящих в систему Минтранса России при условии обеспечения электромагнитной совместимости.

336,225 МГц (65 канал) — Радиочастота используется в симплексном режиме и предназначена для РЭС речного флота при организации связи постов вневедомственной охраны гидроузлов, гидросооружений, портов и судоремонтных предприятий.

336,250 МГц (26 канал) — Радиочастота предназначена для передатчиков береговых радиостанций речного флота при организации диспетчерской связи с сухопутными радиостанциями Службы речного флота Минтранса России и подвижными радиостанциями всех форм собственности и используется в дуплексном режиме совместно с радиочастотой 300,250 МГц для судовых радиостанций.

336,275 (66 канал); 336,300 (27 канал); 336,325 (67 канал); 336,350 (28 канал); 336,375 (68 канал); 336,400 (29 канал); 336,425 (69 канал); 336,450 (30 канал); 336,475 (70 канал); 336,500 (31 канал) МГц — Радиочастота используется в дуплексном режиме совместно с радиочастотами 300,275; 300,300; 300,325; 300,350; 300,375; 300,400; 300,425; 300,450; 300,475; 300,500 МГц и предназначена для РЭС речного флота.
Используется в системе связи Службы речного флота Минтранса России для связи радиоабонентов с абонентами ведомственной сети электросвязи, а также для связи радиоабонентов между собой.

Бывают случаи, когда на борту небольших морских судов не игнорируется и воспринимается как нечто само собой разумеющееся только компас, а радиостанции оцениваются как нечто избыточное. И это понятно, неправильно конечно, но понятно, поскольку этот взгляд обусловлен недостаточной информированностью о возможностях и функциях морской радиосвязи. Большинство из прогулочных судов и яхт бороздят знакомые воды, совсем недалеко от дома, и они там, чтобы насладится хорошей погодой, а не бороться со штормом, а УКВ радиостанция, установленная на приборной панели, и приобретенная вместе с лодкой, почти не используется.

Возможно, не каждый контейнеровоз станет согласовывать с вами действия, если ваши пути пересекутся – на морских просторах не делается акцент на радио-переговоры при расхождении и обгоне судов, как на внутренних водных путях (ВВП) – но и в этом случае, особенно в районах, где движение судов регулируется специальными диспетчерскими службами, радиосвязь необходима. Для примера процитируем кое-что из Правил плавания в зоне ответственности Службы Управления Движением Судов (СУДС), касающееся маломерных судов, следующих проливом Бьерке-Зунд через акваторию порта Приморск.

Обязательными для исполнения являются указания СУДС, касающиеся:

  1. очередности движения;
  2. маршрута;
  3. скорости;
  4. места якорной стоянки;
  5. запрещения движения;
  6. открытия радиовахты на указанных частотах (каналах);
  7. передачи сведений о предполагаемых или выполняемых маневрах и действиях.


Перед выходом в эфир на любом канале, а особенно на 16-м, прослушайте его и никогда не прерывайте связь по вопросам безопасности. Вообще, стоит заранее поинтересоваться частотами и позывными радиостанций, которые могут быть вам полезны и, при необходимости установить связь, вызов делать на присвоенном им рабочем УКВ канале. Если же вы не знаете, на каком канале работает нужная станция, начинайте вызов на 16-м и после установления контакта переключитесь на ее рабочий канал.

В районах с интенсивным судоходством 16-й канал бывает перегружен радиообменом, и для вызова может использоваться один из резервных каналов для связи в целях обеспечения безопасности судоходства – 9-й (156.45 МГц) или 13-й канал (156.65 МГц). 9-й канал, кроме того, используется в качестве вызывного в районах, где плавание осуществляется по фарватерам.

Особым также является канал 70 (156.525 МГц), предназначенный исключительно для передачи цифровой информации в системе цифрового избирательного вызова (ЦИВ), о которой мы поговорим ниже. Вести переговоры на 70-м канале запрещено. Назначение каналов в конкретном районе можно узнать из местных Правил плавания.


В международной практике существует движение за то, чтобы 72-й канал официально считался яхтенным, но никаких официальных решений по этому поводу пока нет. Следовательно, собираясь использовать для связи 72-й, убедитесь, что в районе плавания он не является рабочим для какой-либо организации, и вы не создадите кому-либо помех.

Из прочих запрещены к использованию 75-й и 76-й каналы, так как их частоты непосредственно соседствуют с частотой 16-го канала и могут создавать ему помехи. По той же причине 15-й и 17-й каналы используются ограниченно, обычно для внутрисудовой связи и только с мощностью передатчика, не превышающей 1 Вт.

Функция DSC обеспечивает постоянное слежение за эфиром на канале 70, при этом станция, оснащенная системой цифрового избирательного вызова, реагирует только на свой MMSI и на общий вызов для всех судов в зоне связи. Если на вашу радиостанцию, оснащённую функцией DSC, приходит вызов, на дисплее сразу отображается канал, на который следует переключиться.


Дистанция уверенного приема-передачи сигнала морских бортовых и портативных радиостанций зависит от многих факторов, таких как выходная мощность, эффективность антенны и условий распространения УКВ радиоволн. Рассмотрим некоторые из них.

Реальная мощность радиостанции в ваттах на выходе важна, но это далеко не самый главный фактор, влияющий на дальность связи. Удвоение мощности отнюдь не означает удвоение дистанции, на которой ваш сигнал будет услышан. Большее влияние на дальность распространения радиосигнала оказывает эффективность антенны радиостанции и состояние атмосферы. Если вы поместите две портативные радиостанции на уровне поверхности моря, и будете связываться на режиме низкой мощности (обычно 1 Ватт), то наверняка не сможете обеспечить надежную связь на дистанции больше 1 – 1,5 миль. В режиме мощности 5 Ватт вы, может быть, лишь совсем немного увеличите радиус действия, но, подняв обе радиостанции на высоту берегового утеса, то получите огромное увеличение дистанции надежной связи.

Статистика подтверждает следующую формулу для определения радиуса связи в нормальных атмосферных условиях: дальность связи = 2.25*√h, где h – высота антенны над уровнем моря в метрах, а результат получите в морских милях. Таким образом, если вы на борту яхты с антенной радиостанции в 2 метрах от поверхности воды, то можете ожидать уверенной связи на дистанции до 4 миль.


Увеличение дальности связи портативных радиостанций может быть достигнуто использованием яхтенных УКВ антенн на топе мачты. Соединив основной антенный кабель и ручную УКВ радиостанцию при помощи переходного шнура, вы получите компактный и действенный инструмент радиосвязи.


Используемые при написании материалы:
Евгений Курганов. “Морская радиосвязь”. Журнал “Катера и Яхты” апрель-май 2011 г.

Читайте также: