Подготовка оратора к выступлению в судебных прениях презентация

Обновлено: 16.05.2024


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16


Слайд 17


Слайд 18


Слайд 19


Слайд 20


Слайд 21


Слайд 22


Слайд 23


Слайд 24


Слайд 25

Презентацию на тему "Имидж судебного оратора: особенности невербального поведения в суде" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 25 слайд(ов).

Слайды презентации

Имидж судебного оратора: особенности невербального поведения в суде. Выполнили: Паскалова Ксения и Абаева Зарина

Имидж судебного оратора: особенности невербального поведения в суде

Выполнили: Паскалова Ксения и Абаева Зарина

Мало сказать: нужна ясность; на суде нужна необыкновенная, исключительная ясность. Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность. П. Сергеич. Искусство речи на суде …нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробнос

Мало сказать: нужна ясность; на суде нужна необыкновенная, исключительная ясность. Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность. П. Сергеич. Искусство речи на суде …нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами. А.Ф. Кони. Приемы и задачи прокуратуры Воздействие на чувства является естественной принадлежностью красноречия в уголовном процессе, и само название судебного оратора едва ли может подойти к тому, кто говорит исключительно для ума. K.П. Луцкий. Судебное красноречие

Имидж судебного оратора: особенности невербального поведения в суде Слайд: 3

Имидж судебного оратора: особенности невербального поведения в суде Слайд: 4

Слова раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Слова раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Имидж судебного оратора: особенности невербального поведения в суде Слайд: 7

Невербальное общение включает в себя пять подсистем: 1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд 3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника, - мимика (выражение лица), - пантомимика (позы и жесты). 4. Паралингвистическая или около

Невербальное общение включает в себя пять подсистем: 1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд 3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника, - мимика (выражение лица), - пантомимика (позы и жесты). 4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: - вокальные качества голоса, - его диапазон, - тональность, тембр. 5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: - темп речи, - паузы, - смех и т.д.

Имидж судебного оратора: особенности невербального поведения в суде Слайд: 9

Обычно восприятие слушателем состоит из четырех моментов: внешность, манеры, жесты, поза

Обычно восприятие слушателем состоит из четырех моментов: внешность, манеры, жесты, поза

Внешний облик оратора должен соответствовать обстановке.

Внешний облик оратора должен соответствовать обстановке.

Следует внимательно следить за осанкой. Поза оратора очень важна. Необходимо занять удобное и устойчивое положение.

Следует внимательно следить за осанкой. Поза оратора очень важна. Необходимо занять удобное и устойчивое положение.

Правильная поза: Опора на обе ноги /иначе происходит зажим диафрагмы и вам может не хватить воздуха для выступления/ Расправленные плечи Прямая спина Взгляд на аудиторию Подбородок параллельно полу/

Опора на обе ноги /иначе происходит зажим диафрагмы и вам может не хватить воздуха для выступления/ Расправленные плечи Прямая спина Взгляд на аудиторию Подбородок параллельно полу/

Следует очень внимательно следить за выражением лица. При неподвижном лице партнера теряется 15% информации !

Следует очень внимательно следить за выражением лица. При неподвижном лице партнера теряется 15% информации !

Деловой взгляд. Следует представить себе, что на лице собеседника начерчен своеобразный треугольник.

Следует представить себе, что на лице собеседника начерчен своеобразный треугольник.

Позвольте мне быть с вами полностью откровенным. Почти невозможно говорить с воодушевлением, не пользуясь жестами. Но никогда не стоит прибегать к искусственной, механической жестикуляции. Я говорю неправду

Позвольте мне быть с вами полностью откровенным

Почти невозможно говорить с воодушевлением, не пользуясь жестами. Но никогда не стоит прибегать к искусственной, механической жестикуляции.

Я говорю неправду

Попытка обмана. Замаскированная нервозность

Это жест превосходства и уверенности. Человек открывает наиболее уязвимые части тела: живот, сердце, горло, там самым бессознательно демонстрируя бесстрашие

Касательно жестикуляции есть несколько правил. Она должна быть непроизвольной, непрерывной, разнообразной. Каждое из движений должно соответствовать своему назначению, их характер должен совпадать с тематикой и целью речи, отвечать специфике аудитории.

Касательно жестикуляции есть несколько правил. Она должна быть непроизвольной, непрерывной, разнообразной. Каждое из движений должно соответствовать своему назначению, их характер должен совпадать с тематикой и целью речи, отвечать специфике аудитории.

Имидж судебного оратора: особенности невербального поведения в суде Слайд: 20

Имидж судебного оратора: особенности невербального поведения в суде Слайд: 21

Голос характеризуется по пяти элементам: звучности, темпу, высоте, тембру, артикуляции.

Голос характеризуется по пяти элементам: звучности, темпу, высоте, тембру, артикуляции.

В понятие темпа входят: быстрота речи в целом, длительности звучания отдельных слов и длительность пауз. Большинство ораторов произносят 120-150 слов в минуту. Это делает речь не слишком торопливой и взволнованной, одновременно не слишком медленной.

В понятие темпа входят: быстрота речи в целом, длительности звучания отдельных слов и длительность пауз. Большинство ораторов произносят 120-150 слов в минуту. Это делает речь не слишком торопливой и взволнованной, одновременно не слишком медленной.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Особенности судебной речи Старший преподаватель кафедры Уголовно-процессуального права и криминалистики, Магистр юридических наук Брамонтов Р.С.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 2

Виды судебной речи: Обвинительная речь. Защитительная речь. Самозащитительная речь. Речь потерпевшего и его представителя. Речи гражданского истца и гражданского ответчика в уголовном процессе. Речь истца и ответчика в гражданском процессе. Речь прокурора в гражданском процессе. Реплики.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 3

При выборе позиции по смягчению наказания в речи излагаются: обстоятельства, смягчающие ответственность; характеристика условий жизни и воспитания; характеристика взаимоотношений в семье, трудовом коллективе, личной жизни; характеристика уголовного правонарушения; характеристика личности подсудимого. анализ норм материального права; просьба к суду о назначении наиболее мягкого наказания.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 4

Статья 23 УПК РК. Осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон Статья 331 УПК РК. Непосредственность и устность судебного разбирательства Статья 383 УПК РК. Содержание и порядок судебных прений Статья 384 УПК РК. Последнее слово подсудимого Статья 429 УПК РК. Порядок рассмотрения дела в апелляционной инстанции (п. 6) Статья 494 УПК РК. Порядок рассмотрения дела в кассационной инстанции, решения суда кассационной инстанции (п. 3) Статья 651 УПК РК. Прения сторон в суде с участием присяжных заседателей Статья 652 УПК РК. Реплики и последнее слово подсудимого в суде с участием присяжных заседателей

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 5

Обвинительная речь Обычно под обвинительной речью понимается речь прокурора в судебных прениях. В логическом плане обвинение представляет собой деятельность, направленную на изобличение лица в совершении правонарушения. В материально-правовом отношении основой обвинения являются фабула обвинения и правовая квалификация.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 6

Особенности обвинительной речи: Специфическая правовая направленность (обоснование наличия события и состава уголовного правонарушения, доказывание виновности подсудимого). Приоритет в хронологическом отношении (обвинительная речь предваряет речь защитника и последнее слово подсудимого). Категоричность и наступательность. Четкая структура.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 7

Предпочтительная структура обвинительной речи: Вступительная часть. Изложение обстоятельств дела. Анализ и оценка доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Квалификация уголовного правонарушения. Характеристика личности подсудимого. Предложения о виде и размере наказания. Анализ причин и условий совершения уголовного правонарушения. Заключение.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 8

Основной целью вступительной части обвинительной речи является установление контакта с аудиторией и подготовка слушателей к восприятию обстоятельств рассматриваемого дела. Существуют разные приемы построения вступительной части: указание на характерные особенности дела (морально-этические, юридические, фактические); изложение программы выступления; встречаются случаи, когда вступительная часть отсутствует. Вступительная часть обвинительной речи должна логически непротиворечиво переходить в изложение обстоятельств дела.

Слайд 9

В рамках изложения обстоятельств дела обвинитель в общих чертах воссоздает фабулу произошедшего. В современной судебной практике выделяют хронологический и систематический способы изложения обстоятельств дела.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 10

Анализ и оценка доказательств занимает центральное место в обвинительной речи. Именно анализ и оценка доказательств убеждают суд в правильности позиции обвинителя и заставляют прислушаться к его мнению. Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела. Судья, прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем полном и объективном рассмотрении доказательств в их совокупности, руководствуясь законом и совестью (ст. 125 УПК РК).

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 11

Основываясь на анализе и оценке доказательств обвинитель переходит к квалификации уголовного правонарушения. Квалификация уголовного правонарушения формулируется лаконично и точно.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 12

Характеристика личности подсудимого является обязательным элементом обвинительной речи и необходима для правильной квалификации уголовного правонарушения, выяснения целей и мотивов его совершения, а также для объективного определения степени общественной опасности уголовного правонарушения и лица, его совершившего. В характеристике личности подсудимого приводятся сведения, отражающие его социальные свойства, физическое и психическое состояние. Характеристика личности подсудимого должна даваться на основании доказательств, исследованных в судебном заседании.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 13

В следующей части речи обвинитель высказывает свои соображения по поводу меры наказания, которую он предлагает применить к подсудимому, указывая, какие именно обстоятельства суду необходимо учесть при назначении вида и размера наказания. В этой же части обвинительной речи следует затронуть вопрос о необходимости удовлетворения гражданского иска или обосновать отказ в таком требовании.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 14

В обвинительной речи прокурор обязан провести анализ причин и условий, способствовавших совершению уголовного правонарушения. Прокурор вправе просить суд о вынесении по делу частного определения.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 15

Заключительная часть обвинительной речи является ее логическим завершением и подводит итоги всего выступления. Заключительная часть обвинительной речи отличается краткостью и сильным эмоциональным воздействием на слушателей.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 16

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 17

Слайд 18

Пределы доказывания участников судебных прений не совпадают. Обвинитель обязан доказать безоговорочную вину подсудимого. Адвокат обеспечивает защиту законных прав и интересов подсудимого в соответствии с избранной позицией защиты.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 19

Конституция РК (ст. 77): обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; УПК РК (ч. 2 ст. 121) Обязанность доказывания наличия оснований уголовной ответственности и вины подозреваемого, обвиняемого лежит на обвинителе.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 20

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 21

Основные процессуальные темы защитительной речи определяются кругом вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора (ст. 390 УПК РК): доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; является ли это деяние уголовным правонарушением; доказано ли совершение этого деяния подсудимым; виновен ли подсудимый в совершении этого уголовного правонарушения; имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие его ответственность и наказание; подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им уголовное правонарушение; какое наказание должно быть назначено подсудимому; подлежит ли удовлетворению гражданский иск и в каком размере и др.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 22

Общие особенности защитительной речи: Морально-психологическая направленность. Хронологическая последовательность по отношению к обвинительной речи. Специфическая правовая направленность (защита прав и законных интересов подсудимого). Обусловленность ее структуры, содержания и формы избранной позицией защиты.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 23

Содержание и структура защитительной речи строго индивидуальны и зависят от специфики конкретного дела. В основе построения речи должен лежать главный тезис защиты, отражающий избранную позицию. Основные элементы защитительной речи: Вступительная часть. Изложение и анализ фактических обстоятельств дела. Анализ и оценка доказательств. Характеристика подзащитного. Заключительная часть.

Слайд 24

Вступительная часть защитительной речи должна естественно вытекать из материалов дела и соответствовать дальнейшему содержанию речи. Вступительная часть способствует правильному пониманию позиции защитника, заинтересовывает слушателей и является продолжением темы, затронутой в обвинительной речи. Варианты вступительной речи: указание на специфические особенности дела; упоминание отдельных положений обвинительной речи; обобщенное изложение позиции защитника.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 25

Изложение и анализ фактических обстоятельств дела осуществляется защитником по тем же общим правилам, что и прокурором в обвинительной речи. Здесь также присутствуют хронологический либо систематический способ изложения фактических обстоятельств дела. В защитительной речи защитником делается акцент на тех обстоятельствах дела, которые могут способствовать вынесению оправдательного приговора либо смягчить ответственность подсудимого в зависимости от выбранной защитником позиции.

Слайд 26

Анализ и оценка доказательств является наиболее важным и решающим разделом защитительной речи. В данной части защитник производит критический анализ всех доказательств и их источников, приводит убедительные соображения в обоснование своих выводов. При анализе доказательств необходимо показать их соответствие другим материалам дела.

Слайд 27

Характеристика личности подсудимого получает разное освещение в обвинительной и защитительной речи. В речи защитника, как правило, раскрывается внутренний мир подсудимого, его мировоззрение, психология и переживания. При этом защитнику следует избегать общих фраз, словесных штампов и соблюдать чувство языковой меры. При анализе данных о личности подсудимого защитник вправе использовать только те доказательства, которые были исследованы в ходе судебного следствия.

Слайд 28

В зависимости от специфики рассматриваемого дела в защитительной речи могут приводиться сведения об особенностях темперамента, характера, воли, интеллекта подсудимого, наличия или отсутствия у него жизненного и профессионального опыта. Иногда в защитительных речах производится сопоставительная характеристика личности потерпевшего и подсудимого. Узловое место в характеристике личности подсудимого занимает анализ причин и условий, способствующих совершению уголовного правонарушения.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 29

В заключительной части своей речи защитник подводит ее итоги и обращается с просьбой к суду. Эта просьба является квинтэссенцией выстроенной защитником линии защиты и определяет всю структуру защитительной речи.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 30

Статья 392 УПК РК. Виды приговоров Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным. Статья 393 УПК РК. Обвинительный приговор Статья 394 УПК РК. Оправдательный приговор

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 31

При выборе позиции по смягчению наказания в речи излагаются: обстоятельства, смягчающие ответственность; характеристика условий жизни и воспитания; характеристика взаимоотношений в семье, трудовом коллективе, личной жизни; характеристика уголовного правонарушения; характеристика личности подсудимого. анализ норм материального права; просьба к суду о назначении наиболее мягкого наказания.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 32

При выборе позиции по переквалификации обвинения в речи излагаются: критический анализ доказательств обвинения; анализ норм материального права; доводы о необходимости переквалификации уголовного правонарушения; обоснование новой квалификации; просьба к суду о переквалификации уголовного правонарушения.

Особенности судебной речи Старший преподаватель

Слайд 33

При выборе позиции по оправданию подсудимого в речи излагаются: критический анализ доказательств обвинения; изложение доказательств невиновности подсудимого; анализ норм материального права; просьба к суду об оправдании подсудимого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание презентации раскрывает структуру публичного выступлени.

Структура публичного выступления. Приемы ораторского искусства Разработал: Хатунцева Л.И .

Структура публичного выступления. Приемы ораторского искусства

Разработал: Хатунцева Л.И .

Публичное выступление- это выступление перед аудиторией, изложение какой‑либо информации, возможно, с показом наглядного материала, с определенной целью

Публичное выступление- это выступление перед аудиторией, изложение какой‑либо информации, возможно, с показом наглядного материала, с определенной целью

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ I. ПОДГОТОВКА - Подготовка материала (формат, оформление, регламенты) - Подготовка (внешний вид, репетиция, запасной план) - Познакомьтесь с помещением - Страх публичных выступлений - Упражнения перед выступлением II. Начало выступления - Приветствие. Контакт с аудиторией - Речь, Голос, Мимика, Жесты - Приемы придающие выступлению естественность III. Как заканчивать выступление IV. 10 ошибок начинающего оратора

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

I. ПОДГОТОВКА

- Подготовка материала (формат, оформление, регламенты)

- Подготовка (внешний вид, репетиция, запасной план)

- Познакомьтесь с помещением

- Страх публичных выступлений

- Упражнения перед выступлением

II. Начало выступления

- Приветствие. Контакт с аудиторией

- Речь, Голос, Мимика, Жесты

- Приемы придающие выступлению

III. Как заканчивать выступление

IV. 10 ошибок начинающего оратора

1 . Подготовка к выступлению

Подготовка к выступлению Структура выступления. Вступление (цель,задачи), основная часть, резюме или выводы (концовка) Конспект (подготовьте доклад, маркером выделите основные мысли – их вы можете представить в презентации) Не нужно перескакивать с одного вопроса на другой и возвращаться к нему снова- это бесцельное метание. Все факты, освещающие вашу тему должны быть собраны, систематизированы, изучены.

Подготовка к выступлению

  • Структура выступления. Вступление (цель,задачи), основная часть, резюме или выводы (концовка)
  • Конспект (подготовьте доклад, маркером выделите основные мысли – их вы можете представить в презентации)
  • Не нужно перескакивать с одного вопроса на другой и возвращаться к нему снова- это бесцельное метание.
  • Все факты, освещающие вашу тему должны быть собраны, систематизированы, изучены.

ПОДГОТОВКА Внешний вид Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха. Случается, что одна неподходящая деталь или не сочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм. Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается на ниточке и вот-вот упадет.

Внешний вид

  • Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха. Случается, что одна неподходящая деталь или не сочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм.
  • Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается на ниточке и вот-вот упадет.

ПОДГОТОВКА Репетиция (отработка выступления) Познакомьтесь с помещением Страх перед выступлением (упражнения по преодолению )

  • Репетиция (отработка выступления)
  • Познакомьтесь с помещением
  • Страх перед выступлением (упражнения по преодолению )

Страх публичного выступления Чувство страха знакомо любому человеку. Необходимо учитывать особенности этого явления.

Страх публичного выступления

Чувство страха знакомо любому человеку. Необходимо учитывать особенности этого явления.

Это будет способствовать сжиганию

адреналина и улучшению общего состояния.

Психологические приёмы, помогающие в борьбе со страхом: пара глотков холодной воды; спровоцированное зевание; перенос веса тела с пятки на носок и обратно; серия глубоких вдохов-выдохов; движения челюстью, массаж скул; растирание ладоней; быстрый шаг, гимнастика; выбор максимально удобной позы.

Психологические приёмы, помогающие в борьбе со страхом:

  • пара глотков холодной воды;
  • спровоцированное зевание;
  • перенос веса тела с пятки на носок и обратно;
  • серия глубоких вдохов-выдохов;
  • движения челюстью, массаж скул;
  • растирание ладоней;
  • быстрый шаг, гимнастика;
  • выбор максимально удобной позы.

 Несколько дельных советов Если вы чувствуете дрожь в коленках или руках, сделайте такое движение, как будто стряхиваете с них капельки воды. Не будет лишним пригласить на выступление близких людей. Их поддержка позволит преодолеть страх. При крайних обстоятельствах примите специальные средства вроде таблеток. Чтобы минимизировать вред, наносимый организму, существует гомеопатия.

Несколько дельных советов

  • Если вы чувствуете дрожь в коленках или руках, сделайте такое движение, как будто стряхиваете с них капельки воды.
  • Не будет лишним пригласить на выступление близких людей. Их поддержка позволит преодолеть страх.
  • При крайних обстоятельствах примите специальные средства вроде таблеток.
  • Чтобы минимизировать вред, наносимый организму, существует гомеопатия.

Начало выступления Приветствие Контакт с аудиторией Голос Речь Позы Мимика Жесты

Начало выступления

  • Приветствие
  • Контакт с аудиторией
  • Голос
  • Речь
  • Позы
  • Мимика
  • Жесты

ГОЛОС Говорите отчетливо Работайте над голосом, репетируйте. Голос должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко.

  • Говорите отчетливо
  • Работайте над голосом, репетируйте.
  • Голос должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко.

Приемы, придающие выступлению естественность

Приводите примеры, поясняйте.

В каждом выступлении есть нечто помимо слов,- и это нечто имеет значение.

«Дело не столько в том,

что вы говорите, сколько в том,

10 ошибок начинающего оратора Ошибка 1: Несоответствие. Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Ошибка 2: Оправдания. Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений.

10 ошибок начинающего оратора

Ошибка 1: Несоответствие.

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия.

Ошибка 2: Оправдания.

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада.

ЭТОГО НИКОГДА НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ!!

Ошибка 4: МИМИКА Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Ошибка 5: Подбор слов. Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений .

Ошибка 4: МИМИКА

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой?

Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле

контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем

отдельные слова прежде,

чем понимаем все

Поэтому на значение отдельных

слов мы реагируем быстрее

и менее осознанно,

чем на значение предложений .

Ошибка 6: Отсутствие юмора. Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием .

Ошибка 6: Отсутствие юмора.

Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю.

Людям нужно периодически отдыхать.

Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием .

Ошибка 7: Всезнайство. Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Ошибка 8: Суетливость. Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами и делать прочие ненужные движения.

Ошибка 7: Всезнайство.

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются.

Ошибка 8: Суетливость.

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами и делать прочие ненужные движения.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной словесной чепухой и

КАК ЗАКАНЧИВАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ Составьте резюме выступления – кратко повторите основные, важные тезисы Концовка речи действительно является её самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить. Не заканчивайте своё выступление словами : ”Вот приблизительно всё, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу”. Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете. Тщательно подготовьте концовку вашей речи заранее. Прорепетируйте её. Знайте почти слово в слово, как вы собираетесь закончить своё выступление.

КАК ЗАКАНЧИВАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Составьте резюме выступления – кратко повторите основные, важные тезисы

Концовка речи действительно является её самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить.

Не заканчивайте своё выступление словами : ”Вот приблизительно всё, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу”.

Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете. Тщательно

Техника речи

Искусство речи на суде относится к отдельной, узкоспециализированной области риторики. И это не обязательно блестящая речь адвоката в защиту своего подопечного. Регламент, требования юриспруденции накладывают определенные ограничения на выступление оратора, при этом, не ограничивая его в мастерстве. В чем именно заключается специфика судебных докладов, станет понятно далее.

Понятие судебного ораторского искусства

Судебное ораторское искусство, по принципу его сложения, понятиям, очень близко к обычной риторике, поскольку в древние времена эти 2 области были неразрывно связаны между собой. И, в то же время, для юридических речей практически сразу же было установлено прокрустово ложе правил.

Обобщенно они сводились к тому, что адвокат должен в высшей степени детально изучить все факты, обстоятельства, знать законодательство, а уже на основе данных постулатов выстраивать линию своего выступления. Обычно в суде все высказывания подчиняются регламенту – значит, речь должна быть краткой. Ее цель – наиболее полное раскрытие всех до этого не учитываемых нюансов, поэтому требуется составить доклад, насыщенный уликами, неопровержимыми аргументами, доказательствами.

Речь будут слушать живые люди, подвластные эмоциям, значит, она должна быть красноречивой, воспламеняющей, искренней. Только с учетом всех приведенных аспектов можно рассматривать ораторское искусство в суде, как эффективный способ ведения риторического диалога (чаще монолога).

Понятие судебного

История судебного красноречия

Первые успешные судебные ораторы зародились в Древней Греции и Римской республике: тогда были очень популярны публичные выступления при стечении больших масс людей. Успех процесса напрямую зависел от уровня мастерства оратора, который должен был:

  • уметь говорить убедительно;
  • обладать звучным, приятным голосом;
  • силой своего дара уверить слушателей в истинности приведенных доводов.

Такими были Сократ, Платон, Аристотель. Каждый из них внес определенный вклад в развитие основ техники речи судебного оратора, выработку основных принципов построения выступления.

Греческая школа

Из всех областей и образований Древней Греции, практически всегда бывшей разрозненным союзом самостоятельных административных единиц, наибольшего процветания достигли Афины. Отразилось это и на науке, философии, заложении основ судебной риторики. Согласно законам того времени, не существовало института судебных заседателей, защитников, адвокатов: каждый сам отвечал за свои деяния или на предъявленные обвинения.

Не каждый гражданин, как именитый Сократ, которому тоже однажды пришлось защищать себя в суде, обладал развитым даром красноречия, умением вести сложный, продуманный и тщательно рассчитанный монолог. Поначалу тяжущиеся просто заучивали речь, нанимая специалиста (логографа), при этом важна была эмоциональная составляющая, позволяющая заручиться поддержкой слушателей, судей.

Постепенно была выработана структура:

  1. Вступление. Излагалась преамбула дела, причины разногласий, конфликта.
  2. Основная часть. Здесь уже можно было начинать убеждать слушающих в своей правоте, приводя аргументы и доказательства.
  3. Эпилог (завершение). Кульминация речи, усиливающая эффект от предыдущих частей, с максимальной патетической составляющей.

Важно. Заложенные в античные времена форма, структура судебной речи, как жанра ораторского искусства, практически не изменились и в сегодняшние дни: в них можно определить 3 основные части.

Параллельно со школой Сократа и его последователей существовало другое направление – софисты. Наиболее значимыми из них были Горгий, Исократ, Лисий. Отличие от других ораторов у софистского учения заключалось в формализации выступления, отступлении от истины во имя самого диспута. Более того, они не считали зазорным приукрасить какое-либо событие, преподнести его с субъективной точки зрения. Софисты ввели практику обучения юношей из знатных семей основам красноречия. У самого Горгия речь изобиловала яркими фразами, метафорами, он впервые применил принцип окончания предложения рифмой (горгиевы фигуры).

Лисий являлся автором более 2 сотен выступлений, работал он и как логограф. Современники восхищались талантом софиста создавать словесные портреты заказчиков, глубоко проникая в их мысли и характер. Вместе с тем он выработал свой собственный, уникальный стиль выступления, умеренно пафосный, содержащий четкие выводы и доказательства в конце речи. Фактически он предопределил, что является частью судебного ораторского искусства, а что следует отбросить, исключить.

Исократу была присуща манера велеречивого, пышного изъяснения, но сам он никогда не выступал, предпочитая готовить речи другим. При этом не во всем был согласен с остальными приверженцами своей школы. Так, произнося речь против софистов, Исократ четко разделял риторику, философское учение и попытки жульничеством убедить слушателей в истинности своих убеждений, умело применяя мастерство оратора. Как человек, постоянно совершенствующий свой талант, Исократ всегда тщательно подбирал слова, составляя предложения, он же применил периоды – большие части речи, легко и приятно звучащие.

Греческая

Римляне и их вклад в судебные выступления

Во многом тактика выступлений древнеримских ораторов походила на греческую: это и не удивительно, поскольку граждане Республики всегда восхищались искусством греков проводить публичные выступления. Многие из них обучались у эллинов, применяя потом полученные знания у себя на родине.

Наибольшего расцвета судебное ораторское искусство Рима достигло во времена Республики, когда каждый свободный гражданин мог выйти на Форум и произнести речь в защиту своих прав, для обвинения в коррупции или о падении нравов. Марк Порций Катон Старший, обладавший множеством талантов, считается одним из основателей римского ораторского искусства, в частности, судебного красноречия.

Речи Катона звучали слаженно, четко, он всегда полагался на факты, не отступая от истины. В большинстве случаев противники не выдерживали, признавая свое поражение под градом аргументов. Цицерон, сам немалого достигший на ораторском поприще, высоко отзывался о Катоне, особо подчеркивая его внутреннюю силу, энергию, напор.

В отличие от греческой, судебная речь римлян содержала 5 частей:

  • вступление или начало;
  • краткий пересказ обстоятельств;
  • аргументирование своей позиции;
  • использование доводов для развенчания позиции оппонента;
  • заключение с выводами.

Важно. Несмотря на разницу в структуре, судебные выступления греков и римлян содержали одинаковые элементы (вступление и завершение), отличаясь только средней частью.

Римская школа обобщила опыт блестящих эллинских ораторов, сделав выступления яркими, запоминающимися, внеся в них элементы актерского искусства с использованием жестов, мимики, поз. Один из лучших специалистов по риторике, Цицерон учился красноречию у греков, штудировал труды историков, книги по праву и много, напряженно работал, оттачивая свое мастерство. Превыше всего он почитал убежденность: до того, как пытаться доводами и аргументами довести истинность своих слов суду, сначала нужно поверить в них самому.

В его речи было до 6 частей:

  • вступление, в ходе которого говорящий заручается поддержкой слушателей;
  • основные положения, тезисы;
  • изложение сути дела;
  • аргументы, доказательства;
  • краткий повтор основных доводов (закрепление);
  • завершение, итоги.

Благодаря совершенной структуре, непревзойденному мастерству выступлений, равных Цицерону не было – это признавали все его современники.

Римляне и их вклад

Русская школа

Российские адвокаты и судебные заседатели использовали разные стили, являясь приверженцами классического ораторского искусства. Принципы оставались прежними: непредвзятость, четкая аргументированность, структурированность речи, блестящее владение риторикой, ошеломляющий словарный запас и полная осведомленность обо всех обстоятельствах дела.

Русским судебным ораторам приходилось выступать с различными выступлениями – обвинительными, защищающими, и всегда они старались максимально выложиться, вложить в диалог душу.

Виды судебной речи

Как и искусство речи на суде, в кратком виде сформировались основные типы выступлений. К ним относят речи:

  1. прокурора (обвинителя);
  2. защитника (адвоката);
  3. самого обвиняемого (подсудимого) в оправдание своих действий;
  4. потерпевшей стороны (и ее представителей);
  5. защитников и обвинителей со стороны общественности;
  6. уполномоченных представителей трудового коллектива, дома, кооператива.

Специфика судебного красноречия

Тонкость искусства судебной речи состоит в дозированном распределении красочных оборотов, аргументов, пафоса, подкрепленных уверенно звучащими фразами, произносимыми звучным, гармонично звучащим голосом, в хорошем темпе и без малейших проволочек. Подобный баланс достигается только практикой и многолетними тренировками, большим количеством проведенных дел, а также верой в собственные силы.

Любая случайность, не рассмотренная улика, ранее имевший место судебный прецедент могут стать фатальными, полностью разрушив безупречную линию атаки (защиты). Поэтому оратору необходимо тщательно готовить свое выступление, прорабатывая все варианты, мотивы поведения противника.

Основы техники речи судебного оратора

О том, каким должен быть судебный оратор, о его культуре и технике речи писали многие авторы, начиная от античных и заканчивая современными. Исходя из гармоничного развития личности, потребуется с детских лет изучать историю своей страны, ее культуру, язык, постепенно переходя к все более сложным задачам.

Речь ритора в суде ни в коем случае не должна быть вялой, слабой, безжизненной, косноязычной – у такого выступающего нет никаких шансов на победу. Не нужно пересыпать ее остротами, отвлекаясь от сути, перескакивать с раздела на раздел: основу благозвучного монолога составляет последовательное изложение событий, произносимое громко, отчетливо, с хорошим тембром и темпом.

Излишняя лаконичность в технике речи судебного оратора не позволит раскрыть всю суть дела, обилие дополнений, повторов, отступлений растянут драгоценное время и также не позволят выиграть. Только тонкое чувство баланса, дозированная аргументация, беспристрастное изложение фактов и уверенная манера поведения приведут к успеху. И, конечно же, предшествующие всему этому тренировки, упражнения на выразительность, знание законов, умение вести диспуты и доказывать свою правоту.

Читайте также: