Электроэнергия это товар или услуга судебная практика

Обновлено: 02.05.2024

Последствия нарушений обязательств по оплате

При неисполнении денежных обязательств по оплате электроэнергии в сроки, установленные договором энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии (мощности)), наступают следующие последствия:

  1. Начисление неустойки, размер которой определен условиями договора или в соответствии с действующим законодательством, за каждый день просрочки исполнения обязательств.
  2. Полное и (или) частичное ограничение подачи электроэнергии на объекты потребителя.
  3. Взыскание задолженности по оплате электроэнергии, включая штрафные санкции и судебные расходы, в суде. Предъявление судебных актов к принудительному взысканию в органы Федеральной службы судебных приставов РФ, к расчетным счетам потребителей-должников. Обращение в арбитражный суд о признании потребителя не состоятельным (банкротом). Привлечение учредителей юридического лица к субсидиарной ответственности.
  4. Привлечение должностных лиц потребителя к уголовной ответственности по соответствующим статьям УК РФ.
  5. Привлечение юридического лица, а также его должностных лиц, к административной ответственности по соответствующим статьям КоАП РФ.
  6. Реализация права Гарантирующего поставщика на односторонний отказ от исполнения обязательств по поставке электрической энергии.

Введение ограничения режима потребления электрической энергии

Ограничение режима потребления электрической энергии осуществляется по основаниям и в порядке, установленном Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее - Правила).

Ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика в связи нарушением потребителем своих обязательств, выразившихся в неисполнение или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

Ограничение режима потребления электрической энергии вводится также при наступлении иных обстоятельств, указанных в пункте 2 Правил.

Порядок самоограничения потребления электрической энергии

Порядок самоограничения потребления электрической энергии определен в п.7 Правил. Самостоятельное ограничение режима потребления должно быть осуществлено потребителем до 12 часов дня, соответствующего дате, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления, а если полное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, - до 12 часов дня, следующего за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Введение соответствующего ограничения режима потребления исполнителем (субисполнителем) со своих объектов электросетевого хозяйства не отменяет обязанности потребителя выполнить требование о самостоятельном ограничении режима потребления. При этом согласно абз.5 п.7 Правил указано, что инициатор введения ограничения и исполнитель (субисполнитель) вправе присутствовать при осуществлении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления.

Инициатор введения ограничения (исполнитель, субисполнитель), присутствующий при осуществлении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления, вправе зафиксировать показания приборов учета и (или) выполнение (невыполнение) потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления посредством составления акта о введении ограничения режима потребления, в котором указывается информация, определенная в п.7(1) Правил.

Контроль соблюдения потребителем введенного ограничения режима потребления осуществляется инициатором с учетом норм п.12,12(1) Правил.

Уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления

Уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным

  • договором энергоснабжения,
  • договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности),
  • договором оказания услуг по передаче электрической энергии,

Способы уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления

Потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления однократно. В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя введено частичное ограничение режима потребления, при дальнейшем введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного или частичного до уровня аварийной брони ограничения режима потребления отдельное уведомление не направляется.

Отказ потребителя от признания задолженности, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления, не является препятствием для введения ограничения.

В целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан:

Исполнитель (субисполнитель) при введении ограничения режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям исполнителя (субисполнителя), составляет акт о введении ограничения режима потребления, содержащий информацию, указанную в п.11 Правил.

В случае если до указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления даты введения ограничения режима потребления потребитель устранил основания для введения такого ограничения, ограничение режима потребления не вводится (п.18 Правил).

Введение ограничения режима потребления в отношении индивидуальных предпринимателей, граждан - потребителей электрической энергии, за исключением граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами.

Введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.19 Правил возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления с учетом положений п. 19(2) Правил осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления не позднее чем через 24 часа со времени получения инициатором введения ограничения уведомления об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления.

В случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "б" пункта 2 Правил, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения. Возобновление подачи электрической энергии в случае введения ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б" пункта 2 Правил ограничения, также может быть осуществлено по соглашению инициатора введения ограничения и потребителя в порядке и в сроки, которые указаны в таком соглашении.

Порядок возобновления электроснабжения

Возобновление подачи электроэнергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления возможно только после устранения потребителем оснований. Неплательщик должен погасить задолженность и уведомить об этом Гарантирующего поставщика. Также потребителю придется компенсировать затраты (расходы) и оплатить Гарантирующему поставщику по отдельному счету услуги по введению ограничения режима потребления и возобновлению подачи электрической энергии.

Подача электрической энергии возобновляется не позднее чем через 24 часа после устранения оснований для введения ограничения. При возобновлении подачи электрической энергии исполнителем (субисполнителем) составляется акт о возобновлении подачи электрической энергии.

С полным порядком введения ограничения режима потребления, а также особенностями введения ограничения режима потребления электрической энергии отдельных категорий потребителей можно ознакомиться в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.

Закупка электроэнергии — это одно из оснований для закупок у единственного поставщика. Разобрали по этапам, как проходит процедура закупки электрической энергии и по какому пункту 44-ФЗ заключить контракт на электроэнергию.

Нормативно-правовое регулирование

Чтобы правильно провести закупку электроэнергии у единственного поставщика по 44-ФЗ, нужно изучить:

Они регламентируют процесс закупки электрической энергии.

Нельзя закупать услуги по технологическому присоединению к электросетям по п. 8 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Такие выводы сделала ФАС в Письме № АЦ/4119/15 от 03.02.2015 и Минэкономразвития в Письме № Д28и-2130 от 08.10.2014.

Существуют два типа поставщиков, осуществляющих поставку электроэнергии:

  • гарантирующий;
  • энергосберегающая организация.

Задачи гарантирующего заключаются в закупке электроэнергии и мощности на оптовых и розничных рынках, заключении договора на ее передачу с сетевой компанией, ведении расчетных отношений с потребителем электрической энергии.

На основании ст. 3 35-ФЗ, гарантирующий поставщик — это коммерческое юридическое лицо, которое обязано заключать договоры купли-продажи с любым потребителем, который обратился в организацию, чтобы получить услуги по энергоснабжению.

Энергосберегающая организация продает, а также передает произведенный или купленный энергетический ресурс иным лицам. Услуги по реализации электроэнергии являются основным видом деятельности ЭО.

Перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии и зон их деятельности опубликован на сайте ФАС.

Каким способом определить поставщика

Так как практически все потребители на протяжении многих лет сотрудничают с одним гарантирующим поставщиком, то закупать электроэнергию конкурентными способами не является целесообразным — процедура проходит долго и может быть признана несостоявшейся из-за отсутствия надлежащего количества заявок (многим не выгодно участвовать в торгах).

Поэтому оптимальным вариантом заключения договора на поставку электрической энергии будет подписание контракта с единственным исполнителем, в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Если заказчик заключает с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения либо договор купли-продажи электрической энергии, то для него предусмотрено законодательное право заключить контракт по результатам закупки электроэнергии у единственного поставщика, п. 29 ст. 93 44-ФЗ предписывает делать это в соответствии с планом-графиком закупок. Сумма не должна превышать установленные для учреждения лимиты бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Обратиться к поставщику

Чтобы заключить договор, определите, к какому гарантирующему поставщику относится учреждение. Обратитесь к нему с заявлением. Возможно, потребуется предоставить копии:

  • устава (положение об учреждении);
  • документов о госрегистрации (например, выписки из ЕГРЮЛ);
  • договора (распоряжение) на пользование помещениями или выписки из ЕГРН;
  • доверенности или приказа о назначении лица, которое будет подписывать госконтракт;
  • документов на приборы учета электроэнергии.

Весь список рекомендуем узнать у поставщика.

Размещать извещение в ЕИС не требуется, достаточно просто подписать контракт. В течение 5 раб. дн. после заключения опубликуйте сведения в реестре ЕИС.

Если в безвозмездное пользование или оперативное управление передали нежилые помещения и пользователи других помещений в этом же здании уже получают электроэнергию от какого-то поставщика, то можно заключить контракт с ним же по п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Не нужно публиковать извещение в ЕИС. Нужно подготовить и разместить отчет о невозможности и нецелесообразности иных способов определения поставщика и заключить контракт. В течение 5 раб. дн. после заключения договора информацию о нем должна быть размещена в реестре в ЕИС.

При закупке услуг по передаче электрической энергии заказчик должен руководствоваться положениями п. 1 ч. 1 ст. 93, так как данный вид услуг относится к сфере функционирования субъектов естественных монополий.

Список субъектов естественных монополий по состоянию на 01.04.2019


Составить обоснование

В закупке электроэнергии по 44-ФЗ у единственного поставщика главное, что должен сделать заказчик, — составить грамотное обоснование заключения такого контракта. В документе-обосновании необходимо указать:

  • цель закупки;
  • необходимость проведения процедуры;
  • подробное описание услуги;
  • существенные условия контракта;
  • преимущества выбранного заказчиком исполнителя;
  • причины, по которым невозможно закупить услугу конкурентными способами;
  • нормативы из действующего законодательства;
  • итоговый вывод о необходимости заключения контракта с определенным исполнителем.

При заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком заказчику не нужно обосновывать целесообразность заказа неконкурентным способом.


Как рассчитать начальную максимальную цену контракта

Расчет НМЦК производится в соответствии с тарифным методом. ЦК на электроэнергию определяется в соответствии с п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ — на основании регулируемых государством тарифов. Цены должны быть установлены в пределах выделенных заказчику лимитов бюджетных обязательств.

Тарифы на электроэнергию постоянно дифференцируются. На расчетную цену заказчика влияет уровень напряжения, выбранная ценовая категория, а также максимально возможная для конкретного потребителя мощность.

Посмотреть действующие тарифы организация-заказчик может на официальном сайте своего гарантирующего поставщика в разделе информации для юридических лиц в подразделах:

  • предельный уровень цен на электрическую энергию и мощность;
  • расчет цен на электрическую энергию.

Каков порядок публикации извещения

Если сомневаетесь нужно ли извещение, п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ электроэнергию требует поставлять без этого документа.

Но извещения публикуются в Единой информационной системе, если закупка услуг энергоснабжения осуществляется по п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то есть при заказе у естественных монополий и центрального депозитария. При закупках у единственного поставщика по п. 1 ч. 1 ст. 93 организация-заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении заказа не позднее 5 дней до момента заключения договора.

Если в договоре энергоснабжения присутствуют сведения, содержащие государственную тайну, то извещение не публикуется. То есть при заключении договора на поставку электроэнергии п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, а также п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ извещение размещать не требуют.

Пример контракта на поставку


Как производятся заключение контракта и расчеты

Результатом закупки электроэнергии по 44-ФЗ п. 29 ст. 93 устанавливает заключение контракта на поставку электроэнергии.

Но если цена контракта не превышает 100 000 руб., то организация-заказчик имеет право заключить договор поставки энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ по общему правилу. Или по п. 5 ч. 1 ст. 93 при ЦК, не превышающей 400 000 руб., соблюдая ограничения, установленные этими пунктами (Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-07/38889).

Существенным условием контракта является тот факт, что гарантирующий поставщик передает, а заказчик, являющийся потребителем электроэнергии, принимает, а затем в обязательном порядке оплачивает электрическую энергию в том количестве и по тем ценам, которые установлены условиями договора.

Договор энергоснабжения — это подтип контрактов купли-продажи, поэтому в контрактных условиях присутствует обязательство о бесперебойной поставке электроэнергии со стороны исполнителя и о своевременной оплате со стороны заказчика-потребителя (ст. 539 ГК РФ).

В каждом контракте должны быть прописаны неустойки, пени и штрафы, налагающиеся на заказчика в случае ненадлежащего исполнения им своих обязательств (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Но в соответствии с ч. 15 ст. 34 44-ФЗ, организация-заказчик имеет право не устанавливать требования ч. 5 ст. 34, так как договоры с единственным поставщиком по п. 1 и 29 ст. 93 могут быть составлены и подписаны сторонами в любом формате, предусмотренном ГК РФ для заключения сделок.

По нормам ФЗ об электроэнергетике, пени, устанавливаемые условиями таких контрактов, составляют 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, не уплаченной исполнителю в надлежащий период, за каждый день просрочки. Для расчета величины штрафа используется ставка, действующая на дату фактической оплаты.

В контрактах на поставку услуг по энергоснабжению также обязательно должен включаться пункт об авансировании. Помимо ежемесячной оплаты без задержек, потребитель должен соблюдать режим потребления, установленный договором, содержать в надлежащем состоянии оборудование и измерительные приборы, а также отрезок электросети, подведомственный заказчику.

Последствия нарушений обязательств по оплате

При неисполнении денежных обязательств по оплате электроэнергии в сроки, установленные договором энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии (мощности)), наступают следующие последствия:

  1. Начисление неустойки, размер которой определен условиями договора или в соответствии с действующим законодательством, за каждый день просрочки исполнения обязательств.
  2. Полное и (или) частичное ограничение подачи электроэнергии на объекты потребителя.
  3. Взыскание задолженности по оплате электроэнергии, включая штрафные санкции и судебные расходы, в суде. Предъявление судебных актов к принудительному взысканию в органы Федеральной службы судебных приставов РФ, к расчетным счетам потребителей-должников. Обращение в арбитражный суд о признании потребителя не состоятельным (банкротом). Привлечение учредителей юридического лица к субсидиарной ответственности.
  4. Привлечение должностных лиц потребителя к уголовной ответственности по соответствующим статьям УК РФ.
  5. Привлечение юридического лица, а также его должностных лиц, к административной ответственности по соответствующим статьям КоАП РФ.
  6. Реализация права Гарантирующего поставщика на односторонний отказ от исполнения обязательств по поставке электрической энергии.

Введение ограничения режима потребления электрической энергии

Ограничение режима потребления электрической энергии осуществляется по основаниям и в порядке, установленном Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее - Правила).

Ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика в связи нарушением потребителем своих обязательств, выразившихся в неисполнение или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

Ограничение режима потребления электрической энергии вводится также при наступлении иных обстоятельств, указанных в пункте 2 Правил.

Порядок самоограничения потребления электрической энергии

Порядок самоограничения потребления электрической энергии определен в п.7 Правил. Самостоятельное ограничение режима потребления должно быть осуществлено потребителем до 12 часов дня, соответствующего дате, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления, а если полное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, - до 12 часов дня, следующего за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Введение соответствующего ограничения режима потребления исполнителем (субисполнителем) со своих объектов электросетевого хозяйства не отменяет обязанности потребителя выполнить требование о самостоятельном ограничении режима потребления. При этом согласно абз.5 п.7 Правил указано, что инициатор введения ограничения и исполнитель (субисполнитель) вправе присутствовать при осуществлении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления.

Инициатор введения ограничения (исполнитель, субисполнитель), присутствующий при осуществлении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления, вправе зафиксировать показания приборов учета и (или) выполнение (невыполнение) потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления посредством составления акта о введении ограничения режима потребления, в котором указывается информация, определенная в п.7(1) Правил.

Контроль соблюдения потребителем введенного ограничения режима потребления осуществляется инициатором с учетом норм п.12,12(1) Правил.

Уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления

Уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным

  • договором энергоснабжения,
  • договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности),
  • договором оказания услуг по передаче электрической энергии,

Способы уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления

Потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления однократно. В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя введено частичное ограничение режима потребления, при дальнейшем введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного или частичного до уровня аварийной брони ограничения режима потребления отдельное уведомление не направляется.

Отказ потребителя от признания задолженности, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления, не является препятствием для введения ограничения.

В целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан:

Исполнитель (субисполнитель) при введении ограничения режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям исполнителя (субисполнителя), составляет акт о введении ограничения режима потребления, содержащий информацию, указанную в п.11 Правил.

В случае если до указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления даты введения ограничения режима потребления потребитель устранил основания для введения такого ограничения, ограничение режима потребления не вводится (п.18 Правил).

Введение ограничения режима потребления в отношении индивидуальных предпринимателей, граждан - потребителей электрической энергии, за исключением граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами.

Введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.19 Правил возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления с учетом положений п. 19(2) Правил осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления не позднее чем через 24 часа со времени получения инициатором введения ограничения уведомления об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления.

В случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "б" пункта 2 Правил, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения. Возобновление подачи электрической энергии в случае введения ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б" пункта 2 Правил ограничения, также может быть осуществлено по соглашению инициатора введения ограничения и потребителя в порядке и в сроки, которые указаны в таком соглашении.

Порядок возобновления электроснабжения

Возобновление подачи электроэнергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления возможно только после устранения потребителем оснований. Неплательщик должен погасить задолженность и уведомить об этом Гарантирующего поставщика. Также потребителю придется компенсировать затраты (расходы) и оплатить Гарантирующему поставщику по отдельному счету услуги по введению ограничения режима потребления и возобновлению подачи электрической энергии.

Подача электрической энергии возобновляется не позднее чем через 24 часа после устранения оснований для введения ограничения. При возобновлении подачи электрической энергии исполнителем (субисполнителем) составляется акт о возобновлении подачи электрической энергии.

С полным порядком введения ограничения режима потребления, а также особенностями введения ограничения режима потребления электрической энергии отдельных категорий потребителей можно ознакомиться в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.

1. Характеристика потребителей

К данной группе относятся следующие потребители:

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели:

- сетевые организации, приобретающие электроэнергию для собственных (хозяйственных) нужд;

- энергосбытовые организации (гарантирующие поставщики), приобретающие электроэнергию для собственных (хозяйственных) нужд.

2. Физические лица:

2.1. Физические лица, использующие жилые помещения не для бытовых нужд*, в том числе:

- нотариусы, адвокаты, врачи и т.д., использующие принадлежащие им жилые помещения для осуществления своей профессиональной деятельности;

- физические лица, использующие гаражи, жилые дома для осуществления предпринимательской деятельности и т.д.

2.2. Физические лица, владеющие объектами производственного назначения (объекты, не предназначенные для проживания).

* Бытовые нужды – это личные, семейные, домашние и иные нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.


2. Перечень документов, предоставляемых потребителем при подаче заявления о заключении договора


3. Типы договоров, доступные для заключения для данной группы потребителей

- Договор купли-продажи с потребителем, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 670 кВт;

- Договор купли-продажи с потребителем, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет не менее 670 кВт;

- Договор энергоснабжения максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 670 кВт;

- Договор энергоснабжения, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет не менее 670 кВт;

- Государственный (муниципальный) контракт для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 670 кВт;

- Государственный (муниципальный) контракт, для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет не менее 670 кВт;


4. Ценовая категория потребителя

Юридическим лицам электроэнергия поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам. Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1179 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

Согласно пункту 86 Основных положений предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (ПУНЦ) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по шести ценовым категориям (ЦК), одну из которых потребитель вправе выбрать.

Порядок выбора ценовой категории

1. В течение месяца с даты утверждения тарифа на услуги по передаче потребитель выбирает категорию путем направления уведомления о выборе ЦК.

2. Обязательное условие расчетов по выбранной ценовой категории – соответствие приборов учета выбранной ценовой категории.

3. После направления уведомления о выборе ценовой категории на регулируемый период фиксируется выбранный вариант тарифа на услуги по передаче электрической энергии, и изменение ценовой категории возможно только в рамках выбранного тарифа на услуги по передаче электрической энергии:

- если была выбрана 1, 2, 3 или 5 ЦК, то изменение возможно только в рамках этих ценовых категорий (одноставочный тариф на услуги по передаче);

- если была выбрана 4 или 6 ЦК, то изменение возможно только в рамках этих ценовых категорий (двуставочный тариф на услуги по передаче);

Изменение тарифа на услуги по передаче в течение регулируемого периода невозможно в соответствии с п. 97 Основных положений.

4. Изменение ЦК производится путем направления уведомления гарантирующему за 10 рабочих дней до начала расчетного периода.

5. Расчеты с потребителем, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 670 кВт, по первой ценовой категории (вне зависимости от выбранной ценовой категории) производятся в случаях:

- отсутствия уведомления о выборе ценовой категории;

- возникновения обстоятельств, при которых прибор учета не позволяет получать данные о потреблении электроэнергии в соответствии с выбранной ценовой категорией, в том числе в случае установления факта безучетного потребления, вплоть до устранения данных обстоятельств;

- отсутствия данных о показаниях приборов учета;

- непредставления всех необходимых для расчета по договору технических документов или невыполнения условий для расчетов по выбранной ЦК.

Особенности выбора ценовой категории для отдельных групп потребителей:

Тип потребителя

Разрешенные для выбора ЦК

В случае отсутствия уведомления о выборе ЦК

Потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт

3 ЦК – если ранее применялся одноставочный тариф на услуги по передаче (ранее была 3 или 5 ЦК)

4 ЦК – если ранее применялся двуставочный тариф на слуги по передаче (ранее была 4 или 6 ЦК)

Потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены (в т.ч. опосредованно) к объектам электросетевого хозяйства, входящим в ЕНЭС

3 ЦК – если ранее применялся одноставочный тариф на услуги по передаче (ранее была 3 или 5 ЦК)

4 ЦК – если ранее применялся двуставочный тариф на слуги по передаче (ранее была 4 или 6 ЦК)


5. Составляющие предельных уровней нерегулируемых цен в зависимости от ценовой категории

Предельные уровни нерегулируемых цен формируются из следующих составляющих:

1. средневзвешенной цены покупки электрической энергии и мощности на оптовом рынке;

2. тарифа на услуги по передаче электрической энергии;

3. инфраструктурных платежей;

4. сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

Структура и подробные характеристики каждой из составляющих ПУНЦ в зависимости от ценовой категории представлены в виде таблицы. Помимо этого ПУНЦ дифференцируются:

1. По уровням напряжения в соответствии с дифференциацией применяемых при определении предельных уровней тарифов (ставок тарифов) на услуги по передаче электрической энергии – ВН, СН1, СН2 ГН, НН;


6. Порядок и условия внесения платежей

Цена единицы электрической энергии (мощности), в том числе услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса продажи электрической энергии, а также итоговая стоимость за расчетный период определяются в соответствии с выбранной ценовой категорией и действующим законодательством. Расчет стоимости электрической энергии (мощности) и платежи по договору производятся в рублях Российской Федерации.

Согласно п. 82 Основных положений для потребителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предусмотрен следующий порядок оплаты электрической энергии:

1. до 10-го числа текущего месяца – предварительный платеж в размере 30% от стоимости электроэнергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки;

2. до 25-го числа текущего месяца - предварительный платеж в размере 40% от стоимости электроэнергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки;

Существует два способа расчетов за поставленную электрическую энергию:

1. Путем перечисления потребителем денежных средств на расчетный счет поставщика. Реквизиты для оплаты указаны в платежных документах и на сайте гарантирующего поставщика. Потребитель обязан указать в платежных документах основание платежа, сумму платежа, в т.ч. сумму НДС, а также номер договора.

Сроком исполнения обязательств по оплате в обоих случаях считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет поставщика.В случае задержки перевода средств по вине банка потребителя, последний предъявляет претензии к банку самостоятельно.

Обнаружение ошибок в платежных документах не освобождает потребителя от обязанности оплатить платежный документ в неоспариваемом объеме.


Обратите внимание!

1. Отношения между сторонами регулируются нормами действующего Гражданского Кодекса РФ и специальных правил (пункт 3 статьи 539, пункт 1 статьи 2 ГК РФ), которые не предусматривают обязанность продавца выставлять покупателю счета, счета-фактуры и акты приема – передачи на поставку электрической энергии:

- Счет-фактура является основанием для предъявления НДС к вычету по статье 169 Налогового кодекса РФ. Покупатель не вправе требовать исполнения предусмотренной НК РФ обязанности налогоплательщика перед налоговым органом, поскольку применение к гражданским правоотношениям норм налогового законодательства неправомерно.

- Акт приема-передачи не является обязательным документом согласно статье 539 ГК РФ.

- Согласно письму Министерства финансов РФ № 02-03-07/1970 от 09.04.2009 г. в настоящее время нормативными правовыми актами РФ не установлена единая форма счета.

- Исходя из совокупности статей 539 и 544 ГК РФ, обязанность оплаты потребленной электроэнергии не связана с фактом получения потребителем счетов или счетов-фактур. Основным критерием для этого является факт подачи электрической энергии.

Таким образом, поскольку у гарантирующего поставщика отсутствует гражданско-правовая обязанность выставлять счета, счета-фактуры и акты приема- передачи на поставку электрической энергии, соответственно у потребителя нет права требовать их получения как одного из элементов обязательства. Оплата должна производиться потребителем самостоятельно в установленные сроки.

2. В соответствии с п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения, гарантирующий поставщик вправе инициировать ограничение режима потребления электрической энергии в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа.

Напоминаем, что в соответствии с абзацем 4 п. 22 Правил полного и (или) частичного ограничения отказ потребителя от признания задолженности или указанного в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления размера задолженности не является препятствием для введения ограничения режима потребления.


7. Порядок определения объема потребления электроэнергии

Объемы потребления электрической энергии определяются двумя основными способами :

1. по показаниям приборов учета;

2. с использованием расчетных способов.

Показания приборов учета снимаются и удостоверяются сетевой организацией в следующие значимые периоды исполнения договора:

- начало действия договора;

- прекращение применения расчетных способов и возобновление расчетов по показаниям приборов учета.

Показания приборов учета оформляются по форме приложения 4 или 4а (для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт).

Объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды

В тех случаях, когда объект энергоснабжения потребителя расположен в многоквартирном жилом доме (так называемые нежилые помещения в жилых домах), потребитель несет обязанность по участию в расходах на оплату коммунальной услуги электроснабжения, предоставленной на общедомовые нужды. Это определяется статьей 158 ЖК РФ, а также п. 18 из Правил предоставления коммунальных услуг.

- нежилое помещение находится в многоквартирном доме;

- в многоквартирном доме собственниками помещений выбран непосредственный способ управления;

- в многоквартирном жилом доме не выбран способ управления или договор с управляющей организации расторгнут (прекратил свое действие).

Объем электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды, определяется в порядке указанном в Приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.


8. Порядок и условия приема показаний приборов учета

1. Порядок предоставления показаний расчетных приборов учета можно скачать по ссылке.

Согласно п. 161 Основных положений снятие показаний расчетных приборов учета должно осуществляться по состоянию на 00 часов 00 минут 1-го дня месяца, следующего за расчетным периодом, а также дня, следующего за датой расторжения (заключения) договора, если договором не установлены иные время и дата снятия показаний расчетных приборов учета.

Снятые показания расчетных приборов учета потребитель сообщает гарантирующему поставщику с использованием телефонной связи, электронной почты или иным способом, позволяющим подтвердить факт получения. Также снятые показания расчетных приборов учета потребитель передает гарантирующему поставщику в виде акта снятия показаний расчетных приборов учета (в письменной форме) в течение 3 рабочих дней.

На основании п. 169 Основных положений проверка правильности снятия показания расчетных приборов учета осуществляется не чаще 1 раза в месяц сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

2.Предоставление показаний контрольных приборов учета:

Показания контрольного прибора учета, когда он не используется в качестве расчетного прибора учета, снимает лицо, ответственное за снятие показаний прибора учета. Эти показания передаются по запросу гарантирующего поставщика в течение 2 рабочих дней со дня получения такого запроса, если иной срок их передачи не установлен договором.

Потребитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, обязан:

- Вести журнал учета снятия показаний данного ПУ.

Потребитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, обязан:

- вести учет и хранение снятых показаний в формате MS Excel, если контрольный прибор учета позволяет измерять почасовые объемы потребления электрической энергии;

- вести журнал учета снятия показаний контрольного ПУ, если контрольный прибор учета является интегральным. При этом почасовые объемы потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки определяются исходя из показаний указанного контрольного прибора учета расчетным методом, в соответствии с действующим законодательством.

3. Последствия непередачи показаний:

Последствия непередачи показаний ПУ

Норма, регулирующая наступление данных последствий

Порядок расчета при отсутствии показаний

Период расчета с использованием расчетных способов

Примечание

Непередача показаний расчетных приборов учета, в том числе при отсутствии акта снятия показаний расчетного прибора учета, ведет к определению объемов фактически потребленной электроэнергии с использованием расчетных способов согласно п. 4.2.2 договора

п. 166 Основных положений

1,2 расчетный период – 1-й расчетный способ

3 расчетный период и далее – 2 или 3 расчетный способ

До возобновления расчета по показаниям прибора учета

Возобновление расчетов по показаниям приборов учета производится после осмотра прибора учета и составления акта осмотра прибора учета с указанием начальных показаний на момент составления акта, с которых возобновится расчет

В соответствии с п. 166 Основных положений предусмотрен порядок определения объема потребления электрической энергии (мощности) в случае непредоставления потребителем показаний расчетного прибора учета в установленные сроки и при отсутствии контрольного прибора учета:

- для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, - также и почасовые объемы потребления электрической энергии, определяются исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года. При отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года расход определяется на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены;

- для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям. Для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, почасовые объемы потребления электрической энергии определяются расчетным способом в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

Непредставление потребителем показаний расчетного прибора учета более 2 расчетных периодов подряд является основанием для проведения внеплановой проверки такого прибора учета.

Читайте также: