Эксплуатационные отходы морских судов это

Обновлено: 13.06.2024

Мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова, электронные отходы и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены н6в других Приложениях к Конвенции МАРПОЛ 73/78. Мусор не включает свежую рыбу и ее остатки, образующиеся в результате промысловых операций в ходе рейса или в результате деятельности, связанной с аквакультурой, к которой относится перевозка рыбы, включая моллюсков и ракообразных, для перемещения на объект аквакультуры, а также перевозка добытой рыбы, включая моллюсков и ракообразных, с таких объектов на берег для переработки.

Правило 3 Конвенции МАРПОЛ Приложение V предусматривает, что сброс мусора в море запрещен, за некоторым исключением, как показано в Приложении 1.

При определенных условиях сброс в море пищевых отходов, туш животных, моющих средств и растворителей, содержащихся в отстойном танке, на палубе и внешней поверхности промывочной воды и остатков груза, которые не представляют вреда для морской среды, допускается.

Наиболее подходящие процедуры для обработки и хранения мусора будут зависеть от таких факторов, как: район плавания, судовое оборудование для обработки мусора и места хранения, численность экипажа, продолжительность рейса и правила приема мусора в портах захода. Тем не менее, с учетом расходов, связанных с различными методами, также может быть экономически выгодно держать мусор, требующий специальной обработки, отдельно от других отходов.

Процедуры по обработке судовых отходов делятся на 4 этапа: сбор, обработка, хранение и сброс. Обобщенный план управления мусором для обработки и хранения судового мусора представлен в Приложении 2 МАРПОЛ 73/78. Определенные процедуры для каждого этапа прописаны в этом плане.

Наряду с планом управления мусором на судне ведется Журнал операций с мусором.

Для целей Журнала операций с мусором, мусор подразделяется на следующие категории:

B – Пищевые отходы

C – Бытовые отходы (бумага, продукты, ветошь, стекло, металл, бутылки, посуда, и т.п.)

D – Кулинарный жир

E – Зола из инсинераторов

F – Эксплуатационные отходы

G – Туши животных

H – Рыболовные снасти

I – Электронные отходы

J – Остатки груза (не ВМС)

K – Остатки груза (ВМС)

Данный план составлен на русском и английском языках, записи в Журнале операций с мусором ведутся на русском и английском языках.

Плакаты, извещающие команду о требованиях по операциям с мусором, составлены на русском и английском языках.

Организация сбора мусора является обязанностью каждого члена экипажа. Любой вид мусора должен собираться в определенных местах.

Операции по сбору мусора, образующегося на борту, должны быть основаны на рассмотрении того, какой тип мусора может быть сдан на портовые сооружения для удаления или повторного использования.

На борту судна находятся четко обозначенные контейнеры для хранения мусора по мере его образования для уменьшения или исключения сортировки после сбора и переработки. Все контейнеры на судне, которые могут быть подвержены воздействию погодных условий, должны быть закреплены на судне и иметь крышки, которые плотно и надежно закреплены. Все мусорные контейнеры должны быть закреплены для предотвращения потерь, утечек или потери любого мусора, который находится в контейнерах.

Емкости должны быть размещены в соответствующих местах по всему судну (машинное помещение, жилая палуба, кают компания, камбуз и другие жилые или служебные помещения) и все члены экипажа должны быть проинформированы о том, какой мусор должен быть размещен в контейнерах.

Мусороприемники должны быть отчетливо маркированы и различаться по цвету, размеру, характеру надписи, форме и расположению.

Мусор должен быть разделен по следующим типам:

· Не подлежащая переработке пластмасса и пластмасса, смешанная с мусором

· Мусор, который может предоставлять опасность для экипажа или судна (например, просмолённая ветошь, лампы дневного света, кислоты, химические батареи и т.д.)

· Электронные отходы, образующиеся на борту (например, электронные карты, гаджеты, мониторы, компьютеры, картриджи и тонеры для принтеров и т.д.)

· Подлежащие переработке материалы:

· Бумага, картон гофрокартон

· Пластмасса (в том числе пенополистирол или аналогичный полимер)

Сбор мусора, являющегося результатом технического обслуживания оборудования и механизмов машинного помещения, румпельного отделения, мастерских и т.д. производится в ведра, бочки с последующей транспортировкой в контейнер. Промасленная ветошь должна собираться в ящик для промасленной ветоши.

Положение 3.2 Приложения V МАРПОЛ 73/78 запрещает сброс всех видов пластмасс в море. Если пластмасса смешивается с другим мусором, смешанный мусор должен рассматриваться и обрабатываться как пластмасса.

Пищевые отходы на камбузе, собираются в емкости с последующей транспортировкой в Контейнер или измельчение.

Моряки должны извлекать стойкий мусор из моря во время последневных операций, по мере возникновения возможностей и надлежащего разрешения, и им предлагается сохранить материал для его сброса в портовые приемные сооружения.

Запрещается смешивать пищевые отходы с бытовыми и нефтесодержащими отходами.

Мусор храниться на судне в течение всего плавания в пределах особого района.

Пластиковый мусор должен находиться на борту судна до сдачи его на берег или другое судно.

Пищевые отходы могут стать источником инфекционных заболеваний, поэтому хранение их должно производиться при плотно закрытой крышке. Сроки хранения должны быть по возможности минимальными.

Элементы питания (батарейки) и специфические отходы (лекарства, использованные химреактивы, шприцы) должны храниться отдельно.

Выгрузка с судна мусора осуществляется в строгом соответствии с Конвенцией МАРПОЛ 73/78 и национальными правилами, при нахождении судна в специальном районе.

Для организации оптимальной сдачи мусора на приемные сооружения следует предварительно подать заявку в порт и ознакомиться с условиями приема мусора в порту.

Следует заранее ознакомиться с требованиями к сдаче пищевых отходов.

Одним из эффективных способов удаления мусора является использование судовых инсинераторов.

Судовые инсинераторы, описанные в правиле 16.6.1, должны иметь свидетельство ИМО об одобрении типа для каждого инсинератора.

Опираясь на критерии ИМО все инсинераторы должны работать в пределах, установленных пунктом 2 Дополнения IV Приложения VI МАРПОЛ 73/78:

Твердые отходы, состоящие из:

· 50% пищевых отходов

· 50% мусора, содержащего приблизительно 30% бумаги, 40% картона, 10% ветоши, 20% пластмассы

· Смесь будет иметь до 50% влаги и 7% несгораемых твердых частиц

· Несгораемые компоненты в остатке золы- Максимум 10% по весу

Существенными факторами снижения отрицательного воздействия на окружающую среду мусора с судов и его уничтожения на борту судна являются:

· Уменьшение источников появления мусора на судне, что достигается использованием возвратной тары при заказе провизии, эффективным использованием пищевых продуктов при организации питания, ограничение в использование полимерных упаковочных материалов

· Строгое соблюдение международных и национальных правил по сбросу мусора с судов.

Общий запрет на сброс мусора в море:

1. За исключением случаев, специально предусмотренного в правилах 4,5,6 и 7 Положения МАРПОЛ 73/78 и разделе 5.2. части II-А Полярного кодекса, как определено в правиле 13.1 настоящего Приложения, сброс в море любого мусора запрещается.

2. За исключением предусмотренного в правиле 7 Положения МАРПОЛ 73/78, запрещается сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети, пластмассовые мешки для мусора и золу с инсинераторов, образующуюся в результате сжигания изделий из пластмассы, но не ограничиваясь ими.

3. За исключением предусмотренного в правиле 7 Положения МАРПОЛ 73/78, запрещается сброс в море кулинарного жира.

Особый район – означает морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям, и специфике судоходства по нему необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря мусором.

К особым районам относятся: Средиземное море, район Балтийского моря, Черного моря, Красного моря, Район Заливов, Северное море, Антарктика и Большого Карибского региона.

Сброс мусора в пределах особых районов

1. Сброс нижеперечисленных видов мусора в море в пределах особых районах, разрешается только тогда, когда судно находится в пути, и следующим образом:

1. Сброс в море пищевых отходов должен производиться настолько далеко от ближайшего берега, насколько это возможно, но не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника.

Пищевые отходы должны быть измельчены или размолоты и должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм.

Пищевые отходы не должны быть загрязнены любым другим видом мусора. Сброс использованных сельскохозяйственных продуктов, включая домашнюю птицу и птичьи остатки, не разрешается в районе Антарктики, за исключением случаев, когда они были обработаны для приведения их в стерильное состояние.

2. Сброс остатков груза, которые не могут быть удалены с помощью обычных методов выгрузки, при соблюдении следующих условий:

I. Остатки груза, содержащиеся в трюмной промывочной воде, не содержат никаких веществ, классифицированных как вредные для морской среды, согласно критериям, установленным в дополнении I Приложения V МАРПОЛ 73/78.

II. Твердые насыпные грузы, определенные правилом VI / 1-1.2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 года с внесенными в него поправками, за исключением зерна, классифицируются в соответствии с дополнением I к приложению V МАРПОЛ 73/78, и как заявлено грузоотправителем о том, являются ли они вредными для морской среды или нет.

III. Моющие средства и присадки, содержащиеся в трюмной моечной воде, не содержат никаких веществ, классифицированных как вредные для морской среды, принимая во внимание Руководство, разработанное Организацией.

IV. Как порт отхода, так и следующий порт захода находятся в пределах особого района, и судно не совершает перехода за пределами особого района между портами.

V. В этих портах не имеется отвечающих требованиям приемных сооружений, принимая во внимание Руководство, разработанное Организацией.

VI. Если условия, указанные в предыдущих подпунктах настоящей главы, были выполнены, сброс промывочной воды, содержащей остатки из грузового трюма, должен производиться настолько далеко от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника, насколько это возможно, но не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника.

Если мусор смешан с другими отходами, удаление или сброс которых подпадает под другие требования, то применяются более строгие правила.

1. Правила 3,4,5 и 6 Приложения МАРПОЛ 73/78 и раздел 5.2. главы II-А Полярного кодекса не применяются:

I. К сбросу мусора с судна в целях обеспечения безопасности судна и находящихся на его борту людей или спасения человеческой жизни на море

II. К аварийной потере мусора в результате повреждения судна или его оборудования, при условии, что до и после случившегося повреждения были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения или сведения к минимуму такой аварийной потери

III. К аварийной потере с судна орудий лова, при условии, что были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения такой потери

IV. К сбросу с судна орудий лова для защиты морской среды или для безопасности судна или его экипажа.

2. Исключения, когда судно находится в пути:

I. Требования Правил 4 и 6 настоящего Приложения и главы 5 части II-А Полярного кодекса, касающихся случаев, когда судно находится в пути, не применяются к сбросу пищевых отходов, если очевидно, что хранение на борту этих пищевых отходов создает неизбежный риск для здоровья находящихся на борту людей.

Глава составлена на основе:

· Резолюции МЕРС.201 (62) Поправки к Приложению Протокола 1978 года, относящегося к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года.

· Резолюция МЕРС.277(70) Поправки к МАРПОЛ Приложение V.

· МАРПОЛ 73/78 Приложение 5.

· Судовой план управления мусором.

Читайте также: