Опишите действия судов при обгоне в открытом море и в узкостях используемые при этом сигналы

Обновлено: 07.05.2024

Прочитать необходимо все 38 правил, однако в этом и следующем выпусках MBY мы подробнее остановимся на тех, которые особенно важны для капитанов моторных яхт. Постараемся перевести эти правила с официального языка на привычный и помочь вам применять их в реальной ситуации. Мы разберем в этой статье правила 1−19 (правила плавания и маневрирования), а в следующем выпуске — правила 20−28 (огни и знаки).

Общие положения (Часть А, правила 1−3)

Плавание судов при любых условиях видимости (Часть В, раздел I, правила 4−10)

Эти правила в основном сводятся к необходимости наблюдения, выбору безопасной скорости, оценке опасности столкновения и действиям для его предупреждения.

Наблюдение (Правило 5)

Безопасная скорость (Правило 6)

Опасность столкновения (Правило 7)


Если пеленг на приближающееся судно не меняется, есть опасность столкновения

Функция EBL (Electronic Bearing Line) на радаре выполняет ту же работу за вас, но оба метода основаны на том, что сближающиеся суда сохраняют скорость и курс неизменными, что происходит не всегда. Так что не стоит делать поспешных выводов, полагаясь исключительно на данные радара.


Даже когда пеленг изменился, риск может сохраняться, если ваш курс остался прежним

Действия для предупреждения столкновения (Правило 8)

лучше действовать загодя, а любое изменение курса и скорости должно быть достаточно заметным;

изменение курса обычно лучше, чем изменение скорости;

уступайте всем, кому обязаны уступить.

Лучший способ держаться подальше от больших судов — идти вне фарватера, если есть такая возможность

Плавание в узкостях (Правило 9)

Плавание по системам разделения движения (Правило 10)

Системы разделения движения предназначены для организации движения крупных судов в местах оживленного судоходства; иногда в прибрежных зонах это делается для того, чтобы позволить небольшим судам (длиной менее 20 м) держаться на безопасном расстоянии от крупных.

Важно помнить следующее:

следуйте в соответствующей полосе движения;

пересекайте полосу движения под прямым углом.


Системы разделения движения. Даже если сильное течение сносит вас по диагонали, нужно сохранять прямой угол относительно полосы движения вне зависимости от вашего курса относительно земли

Плавание судов, находящихся на виду друг у друга (Часть В, раздел II, правила 11−18)

Применение (Правило 11)

Правила этого раздела применяются только к судам, находящимся на виду друг у друга, то есть, принимая любые решения, вы обязаны видеть другое судно. Эти правила НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ, если вы только слышите его или видите на радаре или AIS.

Парусные суда (Правило 12)

Даже если у вас моторная лодка, стоит прочитать правила для парусных судов хотя бы для того, чтобы иметь представление, что собираются сделать парусные суда, когда они сходятся прямо перед вами. Итак, идущее левым галсом (гик на правом борту) уступает идущему правым галсом (гик на левом борту). Когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром. Звучит просто, особенно для тех, кто управляет моторным судном: кроме некоторых случаев, парусникам нужно уступить дорогу. На скоростной моторной лодке вам следует просто обойти их стороной, оставив достаточно места для маневра.

Обгон (Правило 13)



Кто кому уступает?


Чаще всего моторные яхты уступают дорогу парусным, но не в случае, если парусная яхта использует двигатель или обгоняет моторную Credit all pictures: Lloyd Images

Сближение судов, идущих друг на друга (Правило 14)


Пересечение курсов (Правило 15)


Пересечение курсов. Как на перекрестке с круговым движением, моторное судно уступает другому моторному судну, если второе находится справа. Ночью уступайте, если видите красный навигационный огонь

Действия судна, уступающего дорогу (Правило 16)

Действия судна, которому уступают дорогу (правило 17)

Взаимные обязанности судов (Правило 18)

a) судно, лишенное возможности управляться;

b) судно, ограниченное в возможности маневрировать;

c) судно, стесненное своей осадкой;

d) судно, занятое ловом рыбы;

e) парусное судно;

f) моторное судно.

Плавание в условиях ограниченной видимости (Часть В, раздел III, правило 19)

Первые три пункта гласят:

(а) Это Правило относится к судам, не находящимся на виду друг у друга при плавании в районах c ограниченной видимостью или вблизи подобных районов.

(b) Каждое судно должно следовать с безопасной скоростью, установленной применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям ограниченной видимости. Судно с механическим двигателем должно держать свои машины готовыми к немедленному маневру.

© При выполнении Правил Раздела I этой Части каждое судно должно тщательно сообразовывать свои действия с преобладающими обстоятельствами и условиями ограниченной видимости.

Правило 19 — особый случай: раз уж видимость ограничена, то оно полностью заменяет предыдущие правила 11−18. Главное изменение, которое надо запомнить: в условиях ограниченной видимости никакие суда не обладают правом дороги, — все становятся уступающими. Последний пункт d говорит о том, чего нужно избегать, если другое судно заметно только на экране радара.

(i) Изменения курса влево, если другое судно находится впереди по траверзу и не является обгоняемым;

(ii) Изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади по траверзу.

Помните правило 7, где говорится о неполноте информации с радара? Вот это как раз такой случай.

В следующем выпуске мы коснемся правил 20−37 — огни и знаки: что они означают и когда используются.

Читайте также: