Двойное снижение пенсионного возраста ркс список 2 решение суда

Обновлено: 13.05.2024

Граждане, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на досрочное назначение пенсии по старости.

Приведем условия выхода на пенсию по северному стажу в следующей таблице№1:

Необходимый стаж

Необходимый страховой стаж (не менее)

15 календарных лет

20 календарных лет

Главное условие – постоянное проживание в указанных районах (местностях)

Как учитывается северный стаж при назначении пенсии

При определении права на досрочную страховую пенсию по старости северный стаж рассчитывается в календарном порядке, то есть без применения льготного исчисления.

При определении северного стажа необходимо также учитывать, что в указанный стаж включаются периоды работы, которые выполняются постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд России.

В северный стаж включаются также:

- ежегодные оплачиваемые основные и дополнительные отпуска;

- период временной нетрудоспособности (больничный лист);

- период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, начавшемся до 6 октября 1992 года.

Зачет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера

При работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, российским законодательством установлены правила зачета работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в периоды работы в районах Крайнего Севера. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, либо в этих местностях и в районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданин Иванов проработал 8 лет в г.Югорске (местность, приравненная к районам Крайнего Севера) и 10 лет в г.Надыме (район Крайнего Севера). Переводим работу в приравненных местностях в работу в районе Крайнего Севера. В соответствии с таблицей (см. таблицу№2) 8 лет в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, соответствует 6 годам на Крайнем Севере:

8 × 9 мес. = 72 мес. / 12 = 6 лет

Прибавим 6 лет к имеющемуся стажу работы в районах Крайнего Севера (10 лет) – получим 16 календарных лет работы в районах Крайнего Севера, что дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в 55 лет (см. таблицу №3).

Для удобства сведем правило перевода периодов работы в таблицу №2:

Период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера Соответствующий период работы в районах Крайнего Севера
1 год 9 месяцев
2 года 1 год 6 месяцев
3 года 2 года 3 месяца
4 года 3 года
5 лет 3 года 9 месяцев
6 лет 4 года 6 месяцев
7 лет 5 лет 3 месяца
8 лет 6 лет
9 лет 6 лет 9 месяцев
10 лет 7 лет 6 месяцев
11 лет 8 лет 3 месяца
12 лет 9 лет
13 лет 9 лет 9 месяцев
14 лет 10 лет 6 месяцев
15 лет 11 лет 3 месяца
16 лет 12 лет
17 лет 12 лет 9 месяцев
18 лет 13 лет 6 месяцев
19 лет 14 лет 3 месяца
20 лет 15 лет

Снижение пенсионного возраста

Северный стаж засчитывается при выходе на пенсию даже в том случае, если он выработан не полностью. Если стаж в районах Крайнего Севера менее 15 лет, но более 7 лет 6 месяцев, пенсия северному пенсионеру назначается по особой схеме: каждый отработанный в северном регионе год снижает общеустановленный пенсионный возраст (женщины 55 лет, мужчины 60 лет) на 4 месяца. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера каждый календарный год работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Таблица (№3) выхода на пенсию по северному стажу, который составляет меньше установленного (15 лет), поможет разобраться, с какого возраста возникает право на досрочную страховую пенсию.

Стаж работы в районах Крайнего Севера

Возраст, с которого возникает право на досрочную страховую пенсию

Двойное снижение возраста выхода на пенсию

Бывает так, что гражданин имеет право на досрочный выход на пенсию по нескольким основаниям: например он работал на Севере и, кроме того, на вредном производстве. В таких случаях может возникнуть право на дополнительное снижение пенсионного возраста. Для такого двойного снижения пенсионного возраста необходимо выполнение трех условий:

1. Наличие страхового стажа, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

2. Наличие необходимого стажа на соответствующих видах работ.

3. Наличие северного стажа: 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Если все три условия выполнены, установленный для досрочного назначения страховой пенсии по старости, уменьшается дополнительно на пять лет.

Гражданин Петров проработал 20 лет в г.Югорске (местность, приравненная к районам Крайнего Севера) и 12 лет 6 месяцев в г.Екатеринбурге на работе с тяжелыми условиями труда (по Списку №2), т.е. имеет необходимый стаж в районах Крайнего Севера, стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости (25 лет). в этом случае он имеет право на досрочную пенсию с двойным снижением возраста:

- со снижением пенсионного возраста на 5 лет в соответствии со Списком №2;

- со снижением пенсионного возраста на 5 лет за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Таким образом, пенсия гражданину Иванову может быть назначена в 50 лет.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

гор. Брянск 11 мая 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Зубковой Т.И.,

судей Горбачевской Ю.В.,

при секретаре Раковской И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Брасовском муниципальном районе адрес ФИО6 на решение Брасовского районного суда Брянской области от 1 февраля 2017 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Брасовском муниципальном районе адрес о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Горбачевской Ю.В., выслушав возражения представителя ФИО1 по доверенности ФИО7, на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - УПФР в Брасовском муниципальном районе о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что с 1981 года осуществлял трудовую деятельность на морских и речных флотах. Ответчик отказал ему во включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Городецком судоремонтно-механическом заводе в должности моториста рулевого и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Киевском речном порту в должности моториста рулевого.

Истец с учетом уточненных исковых требований просил суд признать отказ ГУ-УПФР в Брасовском муниципальном районе в назначении ему досрочной страховой пенсии незаконным. Обязать ответчика включить в специальный стаж спорные периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со Списком № 2.

Сведения о работе истца в Киевском речном порту в плавающем составе машинной команды судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта отсутствуют.

Кроме того, у ФИО1специальный стаж менее 12 лет 6 месяцев, в связи с чем право на досрочную пенсию не возникло.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: ФИО1, представитель ГУ УПФР В . Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено в соответствии с нормами материального права.

Судом установлены следующие периоды работы ФИО1:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Городецком судоремонтном - механическом заводе в должности моториста – рулевого;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Советско-Дунайском пароходстве в должности помощника капитана рулевого.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Киевском речном порту в должности моториста - рулевого.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 3 года 5 месяцев 4 дня.

Суд первой инстанции пришел к выводу о включении в специальный стаж истца также спорного периода работы в Городецком судоремонтно-механическом заводе в должности моториста-рулевого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В этой части с выводом суда коллегия соглашается по следующим основаниям.

Названные архивные документы обоснованно приняты во внимание судом первой инстанции, так как сведения в них соответствуют данным трудовой книжки истца, не противоречат друг другу.

Доводы апелляционной жалобы в части данного спорного периода сводятся к иной оценке доказательств, которая является ошибочной. Суд первой инстанции мотивировал свой вывод относительного указанного периода.

Также судом включены в специальный стаж истца периоды его работы в Киевском речном порту в должности моториста рулевого:

с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С выводом суда первой инстанции судебная коллегия также соглашается.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Доводы апелляционной жалобы в этой части выводы суда не опровергают.

Таким образом в специальный стаж истца подлежат включению спорные периоды его работы по разным основаниям:

Эти исключения предусмотрены Списком N 2.

Исчисление стажа на соответствующих видах работ регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

В соответствии с пунктом 3 Правил суммирование периодов, указанных в подпункте 2 правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: …к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте …9, … при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона.

В результате суммирования бесспорных периодов работы истца и зачтенных судом, его льготный стаж составляет 11 лет 4 месяца, что больше половины требуемого специального стажа, поэтому применяется правило об уменьшении возраста пропорционально продолжительности специального стажа - возраст, предусмотренный статьей 8 настоящего Федерального закона, уменьшается на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам. В нашем случае уменьшение на полные 4 года.

На день обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии - ДД.ММ.ГГГГ - он достиг 57 лет, что давало ему право на досрочную пенсию.

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Брасовского районного суда Брянской области от 1 февраля 2017 года по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Брасовском муниципальном районе адрес о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Т.И. ЗУБКОВА

Судьи Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ

Не виновен и не причастен - оправдан подсудимый по сбыту наркотиков

Оправдательный вердикт

Вчера Советским районным судом города Брянска в составе суда присяжных было рассмотрено дело по обвинению 2 жителелей города Брянска в сбыте наркотических средств.

Отменен обвинительный приговор по ст. 131 УК РФ (изнасилование)

Приговор отменен

Брянским областным судом отменен обвинительный приговор по обвинению жителя Брянской области в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 131 УК РФ.

Суд апелляционной инстанции исправил ошибки первой инстанции по спору о разделе совместно нажитой квартиры

Брянский областной суд

Володарским районным судом г. Брянска по гражданскому делу о разделе совместно нажитого имущества были определены доли в праве на квартиру, приобретенную в браке, по ½ доли за каждым супругом.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области, апелляционному представлению прокуратуры Омской области на решение Омского областного суда от 20 октября 2017 года, которым удовлетворены административные исковые требования Жаборовского Сергея Александровича об оспаривании отдельных пунктов Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Русско-Полянском муниципальном районе Омской области, утвержденного решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области от 30 апреля 2010 года N 13 (в редакции решения от 18 ноября 2016 года N 126).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Совета и Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области Соснина А.Ю. и Детцель А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области от 30 апреля 2010 года N 13 (в редакции от 18 ноября 2016 года N 126) утверждено "Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Русско-Полянском муниципальном районе Омской области".

Абзацем четвертым пункта 4 Положения установлено, что размер денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 1,5 месячного должностного оклада муниципального служащего в соответствии с ранее замещаемой им должностью муниципальной службы.

Жаборовский С.А., являющийся получателем пенсии за выслугу лет, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного выше пункта Положения в части ограничения денежного содержания для исчисления пенсии по выслуге лет в размере 1,5 должностного оклада муниципального служащего в соответствии с ранее замещаемой им должностью муниципальной службы. В обоснование заявления указал на то, что при назначении ему пенсии действовала прежняя редакция абзаца четвертого пункта 4 Положения, предусматривающая ограничение размера денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, 2,8 месячного должностного оклада муниципального служащего в соответствии с ранее замещаемой им должностью муниципальной службы, внесение изменений на 1,5 месячного должностного оклада муниципального служащего представляет собой произвольный отказ государства от ранее принятых публично-правовых обязательств, ухудшает положение лиц, замещающих должности муниципальной службы, по сравнению с государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации, что противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, статье 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пункту 5 статьи 47.1 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, утвержденного Законом Омской области от 22 декабря 2004 года N 601-ОЗ.

В подтверждение нарушенных прав, Жаборовский С.А. ссылался на факт произвольного установления ему на основании решения Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области от 21 октября 2016 года N 116, пенсии за выслугу лет в размере 4805 рублей.

Решением Омского областного суда от 20 октября 2017 года административные исковые требования Жаборовского С.А. удовлетворены, оспариваемое правовое регулирование в части ограничения размера денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, 1,5 денежного оклада муниципального служащего в соответствии с ранее замещаемой им должностью муниципальной службы, признано недействующим с момента его принятия.

В апелляционной жалобе Совет Русско-Полянского муниципального района Омской области, в апелляционном представлении, участвующий в деле прокурор просят данное решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе Жаборовскому С.А. в удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционном представлении, Жаборовским С.А. представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Удовлетворяя заявленные требования Жаборовского С.А., суд исходил из того, что оспариваемое положение абзаца четвертого пункта 4 Положения создает условия, исключающие реализацию порядка установления пенсий за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы, поскольку при таком регулировании фактически не учитывается ни продолжительность стажа муниципальной службы, ни различия в среднемесячном денежном вознаграждении с учетом занимаемой должности, а назначение пенсии гарантируется в фиксированном размере, равном фиксированной выплате к страховой пенсии, что ухудшает положение лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, по сравнению с государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации. Кроме того, его принятием обусловлено некомпенсируемое снижение размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.

Выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Суду надлежало учесть, что федеральный законодатель, предусматривая соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу Российской Федерации, взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (пункт 6 статьи 5) и гарантируя в связи с этим муниципальному служащему право на пенсионное обеспечение, в том числе право на пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 12 части 1 статьи 11, пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"), он одновременно относит определение условий и порядка пенсионного обеспечения за выслугу лет к компетенции органов местного самоуправления.

В силу предписаний пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности) назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к этому Федеральному закону.

Часть 6 статьи 2 федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" гласит, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций и являются дополнительной, помимо назначенной на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления его полномочий.

Из этого исходит и Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" говоря о том, что в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона (абзац второй, части 5.1 статьи 40).

Из изложенного следует, что органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета.

Содержание Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Русско-Полянском муниципальном районе Омской области, утвержденного решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области от 30 апреля 2010 года N 13 (в редакции от 18 ноября 2016 года N 126), отдельное предписание которого оспаривается заявителем, позволяет сделать вывод, что: установление, выплаты и перерасчет пенсии за выслугу лет в Русско-Полянском муниципальном районе Омской области не являются произвольным и производятся в соответствии с действующим законодательством с учетом социально-экономического положения и возможностей бюджета муниципального района; при подсчете пенсии за выслугу лет учитывались должностной оклад и стаж муниципальной службы каждого получателя муниципальной пенсии.

Так, пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней при наличии стажа муниципальной службы 15 лет (приложение N 7 к Положению); такая пенсия назначается в размере 45 процентов денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа сверх указанного стажа. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов денежного содержания муниципального служащего, определенного в соответствии с пунктом 4 Положения.

Согласно этому пункту пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, исчисляется по выбору обратившихся за установлением такой пенсии исходя из их денежного содержания за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествовавших дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Размер денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 1,5 месячного должностного оклада муниципального служащего в соответствии с ранее замещаемой им должностью муниципальной службы.

Размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не должен превышать максимального размера пенсии за выслугу лет по соответствующей должности государственного гражданского служащего Омской области и не может быть ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" с учетом коэффициента индексации.

Поскольку указанные объективные критерии установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Русско-Полянском муниципальном районе Омской области согласуются с правовой природой дополнительного материального обеспечения, реализуемого в рамках пенсионных отношений и предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости (достижения определенного возраста) или инвалидности; в связи с чем они не могут рассматриваться как противоречащие требованиям Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пункту 5 статьи 47.1 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, утвержденного Законом Омской области от 22 декабря 2004 года N 601-ОЗ.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Омского областного суда от 20 октября 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым Жаборовскому С.А. отказать в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим абзаца четвертого пункта 4 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Русско-Полянском муниципальном районе Омской области, утвержденного решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области от 30 апреля 2010 года N 13 (в редакции решения от 18 ноября 2016 года N 126).


Комментируя одну из правовых позиций о недопустимости ущемления прав отцов-одиночек, одна из экспертов отметила, что КС восстановил справедливость с учетом равной соцзащиты обоих родителей. Другая считает, что, несмотря на принцип формального равенства мужчин и женщин, в практике КС прослеживается приверженность гендерному стереотипу о социальном предназначении женщин.

Конституционный Суд РФ опубликовал собрание правовых позиций по вопросам, связанным с пенсионным обеспечением в России. В сборник вошли 7 постановлений и одно определение за период с июня 1998 г. по июль 2020 г.

Как следует из Постановления от 29 января 2004 г. № 2-П, законоположения, согласно которым исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение. Это обстоятельство, пояснил КС, касается размера пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

В Определении № 231-О/2005 отмечается, что право женщин на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от их семейного положения, непосредственного воспитания детей – инвалидов с детства (в домашней обстановке или в специнтернатах) представляет собой гарантию особой социальной защиты (льготу) матери, выполнявшей социально значимую функцию воспитания ребенка-инвалида, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, а также физическими и материальными затратами. Такая норма, отметил КС, не предусматривает право на досрочную пенсию для отцов детей – инвалидов с детства, даже в случаях их воспитания без матери. Между тем такое регулирование, подчеркнул Конституционный Суд, несоразмерно ограничивает права отцов детей-инвалидов, воспитавших их без матерей, на пенсионное обеспечение с точки зрения справедливой и равной социальной защиты обоих родителей (назначения пенсии на льготных условиях).

Согласно следующему Постановлению № 9-П/2007, неуплата страхователем в установленный срок или неполная уплата им страховых взносов в ПФР в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц не должна препятствовать реализации последними права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. КС подчеркнул, что соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата должна быть обеспечена – в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалась бы суть государственной гарантии на пенсионное обеспечение застрахованных лиц.

Из-за невыполнения некоторыми работодателями указанных обязательств их работникам не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым эти лица безосновательно лишаются части трудовой пенсии. Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не были уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав (в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом обязанность по перечислению страховых платежей в ПФР или нет), которые не могут быть признаны конституционными.

Российское законодательство, указал КС, не препятствует предоставлению самостоятельно поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме совершеннолетним детям умерших военнослужащих-контрактников права на получение пенсии по потере кормильца до окончания обучения, но не дольше чем до достижения ими 23 лет – на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором РФ.

В Постановлении № 16-П/2016 отмечено, что потеря в мирное время двоих и более детей, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы (службы в ОВД), является основанием для оказания их родителям максимально возможной соцзащиты, в том числе при определении размера пенсионного обеспечения. Такое обстоятельство должно учитываться при назначении им пенсии по потере кормильца.

Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ положения законодательства, не допускающие выплату пенсии по потере кормильца студентам, самостоятельно поступившим в высшие учебные заведения за рубежом

Как следует из Постановления от 5 декабря 2017 г. № 36-П, условия назначения страховой пенсии по потере кормильца детям, обучающимся очно по основным образовательным программам в образовательных организациях, должны определяться так, чтобы обеспечить ее выплату всем лицам, относящимся к данной категории (включая тех, кто обучается очно в зарубежных образовательных организациях по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных). Это правило действует независимо от способа поступления таких лиц в иностранные образовательные организации (самостоятельно либо по направлению согласно с международными договорами РФ) – до окончания ими обучения, но не дольше чем до достижения 23-летнего возраста.

Конституционный Суд указал, что ответственность за это несет не гражданин, а бюро медико-социальной экспертизы и Пенсионный фонд

Исходя из Постановления от 26 февраля 2018 г. № 10-П/2018, гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не должен претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении него решения (в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной) –безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий получателя пенсии.

КС подчеркнул, что суды в каждом конкретном споре о взыскании денежных средств в связи с перерасходом средств ПФР, обусловленным ошибочной выплатой пенсии по инвалидности, обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена такая пенсия.

Читайте также: