Учет тко по количеству и объему контейнеров судебная практика

Обновлено: 16.05.2024

Причины проблемы с организацией мест накопления ТКО

Из-за специфики современной жилищной застройки место сбора ТКО не всегда удается организовать с учетом обязательных требований, включая санитарные. При П-образных и Г-образных домах при соблюдении всех норм и дистанций мусорку можно организовать лишь посередине двора. Естественно, такой подход управляющей организации вызывает протесты и возражения со стороны жильцов, которые хотят видеть во дворе детскую площадку, а не помойку.

Ситуацию усложняет проблема с заездом мусоровоза во двор в снежный период: достаточно несколько раз не вывезти мусор, и он начнет разлетаться по всему двору, перемешиваясь со снегом. А в летний период перекрытый транспортным средством контейнер переполнится и его запах в жаркую погоду начнет отравлять воздух на десятки метров вокруг.

И все же, несмотря на эти сложности мусорка на придомовой территории должна быть. Если придомовой территории нет совсем, то она должна быть размещена на прилегающей территории (однако отвечать за вывоз мусора с муниципальной территории будет уже орган местного самоуправления в силу ст. 209 ГК РФ).

В чем суть новой судебной практики?

Места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных в законе случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных ПП РФ от 31.08.2018 № 1039).

Иные лица – это собственники земельных участков, на которых должны размещаться площадки для сбора ТКО. Такие собственники подают письменную заявку в орган местного самоуправления, который согласовывает место размещения площадки для сбора ТКО.

Для того, чтобы заставить иных лиц организовать мусорку, орган местного самоуправления обращается с иском в суд и понуждает в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу:

- после ее согласования создать место (площадку) накопления ТКО на придомовой территории конкретного многоквартирного дома.

Удовлетворяя подобные иски, суды (например, решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.09.2021 № А05-3137/2021, решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.08.2021 г. по делу № А49-132/2021) руководствуются следующим:

- управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (п. 1 ст. 161 ЖК РФ);

- в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном, утвержденным ПП РФ от 03.04.2013 № 290, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (п. 26.1);

- организация по обслуживанию жилищного фонда обязаны:

а) обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
б) своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
в) организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
г) свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
д) содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170);

- контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 от 28.01.2021 г.)

С учетом данных правовых норм суды понуждают управляющие организации и ТСЖ установить площадки для сбора ТКО на придомовых территориях, несмотря на возражения о том, что их негде ставить.

Работа с возражениями

Основными возражениями на понуждение согласования место сбора ТКО является довод о том, что в условиях сложившейся застройки соблюдение санитарных норм при создании места (площадки) накопления ТКО невозможно.

Формально, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров (п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 от 28.01.2021).

В одном из случаев орган местного самоуправления обратился с иском к ТСЖ о согласовании места сбора ТКО (и его последующей установке), но судом ему было отказано на следующих основаниях:

- между ТСЖ и региональным оператором по обращению с ТКО заключен договор о вывозе ТКО с мусорки, расположенной в непосредственной близости от дома, которым управляет ТСЖ; на этом основании требование закона об организации места сбора ТКО ТСЖ было выполнено

- истцом не доказан факт соблюдения требований СанПиН 2.1.2.2645-10 (при размещении места сбора ТКО) по расстояниям на земельном участке многоквартирного дома, которым управляет ТСЖ, а потому оснований для обязания ТСЖ создать место (площадку) накопления ТКО на придомовой территории не имеется (решение Арбитражного суда Пензенской области от 17.08.2020 г. по делу № А49-557/2020).

Безусловно, место сбора ТКО должно быть у каждого дома (за рядом исключений с невозможностью выполнения обязательных требований из-за особенностей планировки территории). Неправильно относить свои отходы на мусорку к соседу. В интересах управляющей организации его организовать, чтобы избежать проблем и конфликтов в будущем.

Читайте также: