Должен ли судебный эксперт состоять в сро

Обновлено: 13.05.2024

У нас большой опыт и возможности по защите экспертных позиций в судах. Мы гарантируем полную поддержку со стороны сообщества судебных экспертов.

поддержка сро

Мы входим в экспертный совет СРО и гарантируем полноформатную поддержку от СРО наших экспертных позиций в судах и госорганах

Экономичность

Стоимость наших работ разумна. Эффект от нашей работы всегда выше чем их стоимость.

Экспертиза СРО отчёта об оценке

Требования:

ФЗ-135 "Об оценочной деятельности"

Федеральные Стандарты Оценки

Экспертиза отчета об оценке в СРО (Саморегулируемой Организации Оценщиков) предполагает получение положительного экспертного заключения СРО о том, что отчет об оценке соответствует Федеральному Закону об оценочной деятельности (ФЗ-135) и Федеральным Стандартам Оценки (ФСО), все расчеты были проведены верно и полученная стоимость объекта оценки соответствует рыночным значениям.

Необходимость в получении экспертизы СРО, в ряде случаев, обусловлена требованиями законодательства и проводится в случаях когда необходим сам документ для проведения дальнейших операций с объектом оценки. Также, положительное экспертное заключение СРО помогает значительно укрепить позицию в процессе установления справедливой рыночной стоимости в переговорном процессе или суде.

Мы проводим работы по получению положительного экспертного заключения на наши отчёты и отчёты сторонних оценщиков.

При необходимости, мы подготавливаем отчеты сторонних оценщиков к проведению экспертизы СРО с обязательным предварительным согласованием с СРО и гарантией получения положительного экспертного заключения.

Анализ отчёта об оценке

Требования:

ФЗ-135 "Об оценочной деятельности"

Федеральные Стандарты Оценки

Анализ отчета об оценке не носит формализованного характера и используется для узконаправленного анализа отчета об оценке и ответа на вопросы, на которые формализованное требованиями ФЗ-135 и ФСО экспертное заключение не может ответить.
Например, если экспертное заключение говорит, что отчёт об оценке выполнен с нарушениями и не соответствует требованиям ФСО и ФЗ, то анализ может ответить насколько отличается полученная в отчете стоимость от объективной рыночной.

Анализ предполагает отсутствие формальных требований к оформлению заключения, возможность узкой постановки задач перед экспертом и более тесную работу с заказчиком по разъяснению результатов исследования и формированию переговорной позиции. При необходимости мы, также, направляем эксперта для участия в переговорах и отстаивания сформированной стоимостной позиции.

В отличие от экспертизы СРО, подтверждающей соответствие отчета требованиям ФСО и ФЗ и подтверждение итоговой стоимости, анализ отчета позволяет выявить намеренные или ненамеренные искажения результата оценки и понять насколько он отличается от объективной рыночной стоимости. Такой анализ позволяет укрепить переговорные позиции в спорных ситуациях при переговорах о стоимости объекта, в том числе и в судебном формате.

В качестве эксперта для такой работы выступают наиболее квалифицированные специалисты, обладающие статусом эксперта СРО, или судебного эксперта (в зависимости от целей проведения анализа), которые смогут обнаружить намеренные или ненамеренные "натяжки" в отчете об оценке.

По итогам проведения Анализа отчета об оценке, Заказчик получает развернутое заключение, составленное в форме экспертного заключения СРО и дополненное разъяснениями эксперта, которое можно в дальнейшем использовать для подтверждения своей позиции в судебных органах, переговорных процессах и пр.

Анализ, также, может быть проведен в отношении судебной экспертизы. Если в процессе суда была назначена и проведена судебная экспертиза, необходим тщательный анализ заключения судебного эксперта. Грамотно и мотивировано составленная рецензия на судебную экспертизу может стать причиной назначения повторной экспертизы, или обязания судебного эксперта внести изменения в своё заключение.

Н.В. Богомолова

Работа экспертных организаций как почти единственного механизма, который стоит на пути у некачественных проектов, который отвечает за надежность и безопасность решений, принятых в проектной документации, всегда будет исключительно важна как для государства и граждан, так и для профессионального сообщества. В этих условиях особенное внимание должно уделяться правовому регулированию деятельности экспертных организаций: в первую очередь, статусу эксперта и определению подходов к формированию экспертного корпуса как базису, на котором возводится все здание института строительной экспертизы.

Часть 4.6 статьи 49 устанавливает, что подготовку заключений государственной и негосударственной экспертизы вправе осуществлять физические лица, аттестованные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, то есть на данный момент - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Эта работа проводится в порядке, определенном Положением об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года № 271 по направлениям деятельности, указанным в квалификационном аттестате. В настоящее время действует Минстроем России утвержден Перечень направлений деятельности экспертов.

Во время разработки этих документов профессиональным сообществом довольно долго обсуждался вопрос того, должен ли государственный эксперт быть штатным сотрудником организации по проведению государственной экспертизы. В 2007 и 2009 годах этот вопрос получал, в основном, положительный ответ. Однако сегодня, как то устанавливает часть 1 статьи 49.1 Градостроительного кодекса, а также пункт 8 Положения об аттестации, любое физическое лицо может быть аттестовано на право подготовки заключений экспертизы при условии его соответствия следующим требованиям:

1) наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта;
2) постоянное проживание в Российской Федерации;
3) наличие стажа работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности не менее пяти лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо в организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, не менее трех лет;
4) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
5) обладание необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.

Отдельно необходимо отметить, что первое требование, а именно наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта, довольно нечеткое. Ведь в настоящее время в общепринятой системе российского высшего образования существует разделение выпускников вузов на бакалавров (4 года обучения в вузе), специалистов (5 лет обучения) и магистров (6 лет в вузе). Разумеется, уровень профессиональной подготовки у этих выпускников очень разный, хотя все они формально считаются получившими высшее образование.

Квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий действует на всей территории Российской Федерации. Срок действия аттестата – 5 лет. Физическое лицо вправе обратиться в Минстрой России с заявлением о продлении срока его действия путем переаттестации. Согласно части 7 статьи 49.1 Градостроительного кодекса квалификационный аттестат может быть аннулирован тем же органом, который его выдал, то есть, Минстроем России, до истечения срока его действия. Основанием для аннулирования аттестата являются:

1) установление факта участия эксперта в экспертизе при наличии личной заинтересованности в ее результатах, в том числе, если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали эксперт лично или его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг;
2) установление факта представления для прохождения аттестации документов, содержащих недостоверные сведения;
3) вступление в законную силу решения уполномоченных органов о привлечении лица, которому выдан квалификационный аттестат, к ответственности за правонарушения в сфере его профессиональной деятельности.

Аттестованные эксперты вносятся Минстроем России в соответствующий реестр в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 16 марта 2012 года № 102. Этот реестр открыт для всех заинтересованных лиц и ведется в электронном виде на официальном сайте Минстроя России. В реестре содержатся следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество физического лица, которому выдан квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
2) номер квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
3) дата выдачи и дата окончания срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
4) направления деятельности эксперта, по которым он может осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
5) отметка об аннулировании, приостановлении, выдаче дубликата квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае принятия Министерством регионального развития Российской Федерации соответствующего решения).

Пункт 13 Положения об аттестации определяет, что при наличии действующего квалификационного аттестата эксперт может представить документы для прохождения аттестации на получение права подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по другому направлению деятельности. Данное правило касается лиц, работающих в организации по проведению государственной экспертизы и обладающих необходимым стажем.

В настоящее время в Правительстве Российской Федерации на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации. Эти изменения связаны с необходимостью повысить требования, предъявляемые к аттестации физических лиц на право подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Например, непростым было принятие решения о стаже работы, необходимом для такой аттестации. Сегодня в проектных организациях этот стаж составляет пять лет, однако вносились предложения продлить его до десяти и даже пятнадцати лет. В конечном итоге, в рассматриваемый проект вошел вариант, согласно которому длительность стажа эксперта должна составлять не менее семи лет.

Споры вызывает не только стаж, но и порядок проведения самой аттестации. В настоящее время она проводится в двух формах: устный экзамен и письменное тестирование, где при ответе на вопрос следует выбрать верный вариант из нескольких предложенных. Конечно, устный экзамен раскрывает возможности претендента значительно полнее и нагляднее, чем тестирование. Экзаменационная комиссия состоит из представителей Минстроя и специалистов Главгосэкспертизы России. Экзаменаторы могут лично познакомиться с кандидатом, задать дополнительные вопросы, послушать, как потенциальный эксперт обосновывает свою точку зрения и какие аргументы он подбирает. Но, как считает сообщество, и письменное тестирование имеет право на существование – как дополнительный экзамен. Во время такого тестирования кандидаты могли бы решать практические задачи, которые позволяли бы получить дополнительные данные об уровне их профессиональных знаний и навыков.
Кроме того, в законопроекте установлен перечень оснований для аннулирования квалификационного аттестата. Такими основаниями, например, могут стать:

- установление судом двух и более фактов совершения экспертом нарушений, влекущих за собой создание угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Речь идет о нарушениях, совершенных за последние пять лет профессиональной деятельности в качестве эксперта, либо о нарушениях, которые повлекли причинение указанного вреда вне зависимости от того, когда такие нарушения были совершены. В частности, нарушением является подготовка экспертом положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий, не соответствующих требованиям технических регламентов, или положительного заключения экспертизы проектной документации, не соответствующей требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий;

- установление судом двух и более фактов нарушений эксперта за последние пять лет его профессиональной деятельности. Речь идет о таких нарушениях, как подготовка экспертом отрицательного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий при соответствии их требованиям технических регламентов, или отрицательного заключения экспертизы проектной документации при ее соответствии требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий.
При этом, если причиной аннулирования квалификационного аттестата стали нарушения, которые повлекли за собой причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повторная аттестация эксперта не допускается.

Низкие цены или аффилированность: когда суд отведет эксперта

Если эксперт не нравится, можно заявить ему отвод. Шансы на успех такой просьбы юристы оценивают по-разному. Часто в арбитражном процессе стороны пытаются воспользоваться наиболее размытыми основаниями для отвода: тем, что эксперт не беспристрастен и зависит от других участников спора. Низкая цена работы не говорит о заинтересованности эксперта, считают суды. Другое дело – аффилированность с одной из сторон. В любом случае для успешного отвода ссылаться лучше на заинтересованность того эксперта, который будет проводить исследование, а не всей экспертной организации.

Стороны просят, а суды не удовлетворяют

По данным Caselook с 1 января 2020 года по 14 мая 2021 года, упоминание об отводах экспертов встречается в резолютивной части 183 арбитражных актов (161 в первой инстанции и 22 в апелляции). В 83% случаев в отводе отказали.


Больше всего отводов заявлялось по спорам о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам подрядов и по банкротным делам.


  • при предыдущем рассмотрении этого же дела был в нем судьей и повторное участие в рассмотрении недопустимо по АПК;
  • при предыдущем рассмотрении этого же дела участвовал в нем как прокурор, помощник судьи, секретарь заседания, представитель, специалист, переводчик, свидетель, судья иностранного/третейского суда или арбитража;
  • проводил ревизию или проверку, материалы которых стали поводом для обращения в суд или используются при рассмотрении дела;
  • родственник лица, участвующего в деле, или его представителя;
  • делал публичные заявления или давал оценку по существу дела;
  • лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела или есть другие обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в беспристрастности;
  • находится или раньше находился в служебной либо другой зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя*.

Последние два основания встречаются в судебной практике довольно часто. Это оценочные нормы, поэтому суды толкуют их по-разному. В похожих случаях один суд может удовлетворить ходатайство об отводе, а другой – отказать. Если сторона ранее представляла в материалы дела заключение лица, которого хочет допросить как специалиста, это послужит хорошим основанием для отвода, считает Максим Степанчук, адвокат КА Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) Профайл компании × . Специалист уже выразил свою позицию, а значит, существуют неустранимые сомнения в его беспристрастности.


Заинтересованность эксперта – это основание для отвода, а ошибки в исследовании – для дополнительной или повторной экспертизы, разъяснил 9-й ААС в деле № А40-66572/17. А 14-й ААС согласен , что заинтересованность эксперта можно рассматривать как основание и для отвода, и для повторной экспертизы (№ А05-3604/2014).

Когда суды отводят экспертов


В деле № СИП-978/2019 эксперт дал правовую оценку решению Роспатента. Суд по интеллектуальным правам указал, что это компетенция суда, засомневался в беспристрастности такого эксперта и удовлетворил ходатайство об отводе.


  • на отсутствие беспристрастности указывает аффилированность стороны спора и экспертной организации. Этот факт проверяется в суде, который назначил экспертизу, и только по ходатайству участников процесса (дело № А81-5573/2017). Если такого заявления не было, в вышестоящей инстанции, скорее всего, не получится сослаться на аффилированность;
  • о заинтересованности в решении по делу могут говорить и другие связи с экспертной организацией. Например, возможность контролировать работу всей компании или конкретного эксперта (дело № А55-30011/2017).


АПК прямо называет только один вид зависимости от участвующего в деле лица, из-за которой специалиста и эксперта нужно отводить: служебная.


Относится ли конкретная связь к иной зависимости, суды определяют по своему усмотрению в каждом конкретном деле. Например, АС Челябинской области отвел эксперта, потому что установил договорную связь с конкурсными кредиторами (дело № А76-20232/2016). Здесь, как и в ряде других споров, суд сослался на отсутствие беспристрастности и наличие зависимости одновременно (п. 5 и 6 ст. 21 АПК).

Когда суды не отводят экспертов


Для успешного отвода ссылаться лучше на заинтересованность того эксперта, который будет проводить исследование, а не всей экспертной организации (дело № А79-11813/2015). В деле № А43-37907/2017 истец говорил, что экспертная организация, ответчик и третье лицо входят в одну рабочую группу региональной общественной палаты. Но 1-й ААС суд решил, что это не свидетельствует о заинтересованности конкретных экспертов.


Договорные обязательства экспертной организации перед учредителем одной из сторон спора о заинтересованности эксперта не свидетельствуют, решил АС Восточно-Сибирского округа в деле № А19-18835/2018. Правда, учредителем в этом деле был муниципалитет, а стороной разбирательства – казенное учреждение.


Иногда заинтересованность эксперта пытаются обосновать низкой ценой и короткими сроками исследования. Получается не всегда. Так, в банкротном споре оценщик обещал за три дня и 5000 руб. проверить 10 объектов. АС Калужской области решил, что все это не говорит о заинтересованности эксперта (№ А23-1030/2016).


В деле № СИП-978/2019 эксперт и представитель стороны учились в одном высшем учебном заведении. Другой стороне это не понравилось, она попыталась отвести эксперта. Но Суд по интеллектуальным правам решил, что диплом вуза сам по себе не говорит о заинтересованности такого эксперта.

Заявлять отвод нужно вовремя

Подать ходатайство об отводе нужно до начала рассмотрения дела по существу (ч. 2 ст. 24 АПК). Отвод можно заявить и после, но тогда придется обосновывать, что раньше об основании для него не было известно.

Правовой департамент Минстроя России сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектирования - это некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих подготовку проектной документации по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Кодекса архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 41 Кодекса подготовка документации по планировке территории, к которой относятся проект планировки территории и проект межевания территории, осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Для подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу не требуется членство в саморегулируемой организации в сфере архитектурно-строительного проектирования.

Вышеприведенные положения следует принимать во внимание при рассмотрении обращений, поступающих в НОПРИЗ.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Правового департамента А.Н.ЕВДОКИМОВ

Письмом от 20 июня 2018 года № 26459-ХМ/08 Минстрой России признал обследование строительных конструкций зданий и сооружений видом работ по архитектурно-строительному проектированию.

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 20 июня 2018 г. N 26459-ХМ/08

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело письмо и по поставленному в письме вопросу, взамен направленных ранее писем Минстроя России от 16 сентября 2016 г., от 27 марта 2018 г. N 12341-АБ/08, от 11 апреля 2018 г. N 14540 АБ/08, сообщает следующее.

В соответствии с Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о выполнении инженерных изыскании, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено ГрК РФ.

В ГрК РФ перечислены случаи, при которых членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий не требуется.

В соответствии с Перечнем видов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (далее - Перечень) вид работ "Обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций" является специальным видом инженерных изысканий.

Вместе с тем, согласно Правилам обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, обследование - это комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления и усиления.

Согласно "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (далее - ГОСТ) обследование технического состояния здания (сооружения): комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений позволяют объективно оценить техническое состояние, фактическую несущую способность конструкций и, в случае необходимости, принять обоснованные технические решения по ремонтно-восстановительным мероприятиям или способам усилений. Обследование дает констатацию того или иного факта, а также рекомендует те или иные способы восстановления строительных конструкций зданий и сооружений.

ГОСТ предусмотрено, что результаты обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений в виде соответствующих заключений должны содержать достаточные данные для принятия обоснованного решения по реализации целей проведения обследования или мониторинга.

Следовательно, результаты обследования, содержащиеся в заключении, служат исходными данными для подготовки задания на проектирование зданий и сооружений и подлежат рассмотрению в составе проектной документации, направляемой на экспертизу.

На основании изложенного можно сделать однозначный вывод о том, что процесс обследования строительных конструкций зданий и сооружений представляет собой единое целое с процессом проектирования как реконструируемых, так и вновь возводимых объектов капитального строительства, а, значит, и работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений должны выполняться и выполняются в настоящее время проектными организациями, являющимися членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.

Кроме того, специалистов по грунтам и основаниям зданий и сооружений готовят геологические факультеты строительных вузов или специализированные горные институты.

Таким образом, по мнению Минстроя России, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений относятся к видам работ по архитектурно-строительному проектированию.

Следует обратить внимание, что в соответствии с Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Х.Д.МАВЛИЯРОВ

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Минстрой России отзывает письмо Минстроя России от 20 июня 2018 г. № 26459-ХМ/08 и информирует, что оно не может быть применено в качестве руководства при осуществлении Национальным объединением изыскателей и проектировщиков своей деятельности.

Частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее - договор подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено частью 2.1 статьи 47 Кодекса.

С учетом изложенного, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, выполняемых по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, могут выполняться только членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

Л.О. Ставицкий

Вопрос от 29.04.2021:

Прошу разъяснить, требуется ли организации членство в СРО для проведения обследования дымовых труб газовых котельных (если да, то в каком - в СРО в области архитектурно-строительного проектирования или в СРО в области инженерных изысканий).

Согласно части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для выполнения работ по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим для выполнения инженерных изысканий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Кодекса здания и сооружения являются объектами капитального строительства.

Следует учитывать, что согласно частям 6 и 7 статьи 55.24 Кодекса в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должен обеспечиваться в том числе эксплуатационный контроль за их техническим состоянием путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения (в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и соответствия требованиям технических регламентов, проектной документации).

При этом к лицам, выполняющим работы по техническому обслуживанию зданий, сооружений и эксплуатационному контролю за их техническим состоянием, требование о членстве в саморегулируемой организации соответствующего вида Кодексом не установлено.

По вопросам заключения договоров, обращайтесь:

Независимая оценка ущерба необходима для определения размера причиненного ущерба. Не путайте оценку и строительно-техническую экспертизу, в задачи которой будет входить установление причины протечки.

Размер ущерба может быть также установлен в процессе судебного разбирательства на основании заключения судебной экспертизы. Однако в виду того что судебная экспертиза - довольно дорогое мероприятие, а расходы по ее оплате могут быть возложены также на истца, мы рекомендуем заказывать отчет об оценке до подачи иска в суд (в таком случае при оспаривании данного отчета ответчик может ходатайствовать о назначении экспертизы, расходы в этом случае в большинстве случаев будет оплачивать также ответчик).

Досудебный отчет об оценке поможет истцу также определить правильно подсудность, а также исчислить госпошлину за рассмотрение иска судом. При этом следует помнить, что по делам, на которые распространяется действие Закона о защите прав потребителей, государственная пошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 млн. рублей (п. 3 ст. 333.36 НК РФ). В цену иска не включается сумма "потребительского" штрафа и компенсация морального вреда. Дело в том, что иски о возмещении ущерба, причиненного заливом, ценой до 50 тыс. рублей (до 100 тыс. руб., если к возникшему спору применимы нормы Закона о защите прав потребителей) рассматривают мировые судьи, а в остальных случаях — районным. Нормы закона о защите прав потребителей распространяются на споры о заливе, если ответчиком является управляющая организация или страховая компания.

Оценщик (эксперт) должен быть членом соответствующей СРО и иметь квалификационный аттестат по соответствующему направлению.

Отнеситесь предельно осторожно к выбору оценщика, эксперта. Изучите отзывы о его работе и его портфолио. При изучении портфолио попросите предоставить не только отчеты об оценке (экспертные заключения), но и решения суда по делам, в которых требования истца были основаны на данных отчетах (сравните цифры в досудебном отчете и результаты судебной экспертизы, насколько они отличались, приглашался ли оценщик в судебное заседание и как оценены судом его показания). Послушайте, как специалист описывает вам процесс проведения осмотра и возмещения ущерба, чтобы понять, насколько он опытный специалист). Заключение специалиста (отчет об оценке) - это важное доказательство в споре о заливе. Кроме того, имейте в виду, что суд может вызвать специалиста в суд для дачи показаний. Ответы эксперта (специалиста) на вопросы суда будут иметь также важное значение в деле, на их основании суд будет оценивать также компетенцию специалиста и правильность расчетов. Хороший специалист сможет защитить свои исследования и выводы в суде. Нередко показания опытного специалиста помогают избежать долгой и дорогой судебной экспертизы.

Задать вопрос специалисту

119180, г. Москва, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж

Visa
MasterCard

Политика конфиденциальности

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

  • Фамилия, Имя, Отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Номер телефона;
  • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

  • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
  • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
  • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
  • в целях исследования рынка;
  • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
  • статистических целях;
  • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление;
  • уничтожение.

2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

  • законности и справедливости;
  • конфиденциальности;
  • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
  • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
  • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
  • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
  • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
  • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

  • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
  • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
  • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
  • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

Читайте также: