Международная судебная процедура плюсы и минусы

Обновлено: 18.05.2024

Международное судебное разбирательство – это разрешение споров между субъектами международного права, основанное на согласии заинтересованных сторон, постоянным судебным органом, состав и процедура которого не зависят от воли сторон и решения которого, основанные на международном праве, являются обязательными для сторон спора. Из вышеизложенного определения, прежде всего, следует, что реализация судебного разрешения международных споров невозможна без создания постоянного международного судебного учреждения, к компетенции которого были бы отнесены международно-правовые споры.

Международная судебная процедура обладает многими достоинствами. Важнейшим из них является то, что международный судебный орган призван разрешать международные споры на основе международного права. Тем самым выносимым им решениям придается объективный характер. Приоритет, отдаваемый норме права, сглаживает фактическое неравенство, существующее между государствами, являющимися сторонами в споре. Реальное воплощение получает принцип равенства государств. Следовательно, международная судебная процедура представляет собой альтернативу непосредственному столкновению с другим спорящим государством, что особенно важно для небольшого государства при вступлении в спор с государством, обладающим превосходящей политической мощью.

Международному Суду ООН отводится особая роль в системе обеспечения коллективной безопасности. Так, Устав ООН определяет Суд в качестве главного судебного органа организации с универсальной юрисдикцией. Кроме того, Суд упоминается в целом ряде статей Устава, таких как статья 36(3), статьи 92-96, а также в Статуте Международного Суда, который составляет согласно статье 92 Устава ООН неотъемлемую часть данного Устава.

На Международный Суд возлагается выполнение двух основных задач. Первой и наиважнейшей из них является разрешение споров между государствами в соответствии с положениями Статута Суда. В качестве второй задачи следует указать осуществление Судом правового руководства деятельностью органов и специализированных учреждений ООН посредством консультативных заключений.

Международный Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Члены Суда избираются государствами-членами ООН и другими государствами, которые не являются членами ООН, но участвуют в Статуте Суда. На сегодняшний день число судей равняется пятнадцати.

Срок полномочий судей – девять лет. Каждые три года проводятся выборы, в ходе которых переизбирается треть состава Суда, т.е. пять судей. Судьи могут быть избраны повторно. Поскольку Международный Суд является главным судебным органом ООН, выборы в него проводятся этой международной организацией. Голосование осуществляется в ГА ООН и СБ ООН.

Дела в Международном Суде возбуждаются либо в одностороннем порядке одной из сторон в споре, либо совместно обеими сторонами в зависимости от условий соответствующего соглашения между ними. Таким образом, если в соответствии с подобным соглашением или односторонней декларацией стороны конкретного дела признали обязательную юрисдикцию Суда в отношении определенных категорий споров, то в случае возникновения спора, подпадающего под одну из этих категорий, процедура может быть возбуждена в одностороннем порядке по ходатайству одной из сторон. Однако в случае отсутствия такого предварительного признания юрисдикции разбирательство может быть начато лишь на основе взаимного согласия сторон спора о его передаче в Международный Суд.

Согласно статье 43 Статута Суда судопроизводство по спорным делам делится на две стадии – письменную и устную. Письменная стадия производства состоит в представлении документов судопроизводства в назначенные Устная стадия начинается по завершении письменной. Решения Международного Суда принимаются абсолютным большинством голосов присутствующих судей, причем в случае разделения голосов поровну, голос председателя Суда или замещающего его судьи играет определяющую роль. В решении Суда должны быть приведены соображения, на которых оно основано, и оно должно ограничиваться рамками претензий, выдвинутых сторонами. Воздержаться от голосования по какому-либо из пунктов судья не имеет права. Судья, мнение которого в целом или частично расходится с принятым решением, имеет право приобщить к решению свое индивидуальное мнение. Решение считается вынесенным в день его оглашения. В соответствии со ст. 59 Статута Международного Суда решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу, независимо от того, принято ли оно Судом в полном составе или его камерой. Кроме того, решение окончательно и обжалованию не подлежит.

Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждают­ся на основе договоров при международных организациях как уни­версального (Международный Суд ООН), так и регионального ха­рактера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Эконо­мический Суд СНГ).

Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают собственные регламенты. Решения судов обя­зательны для сторон и обжалованию не подлежат.

В зависимости от характера рассматриваемых споров между­народные суды делятся на суды по разрешению: межгосударствен­ных споров (Международный СудООН, Экономический Суд СНГ); как межгосударственных споров, так и дел, возбуждаемых физи­ческими и юридическими лицами против государств и междуна­родных организаций (Европейский суд по правам человека); тру­довых споров в рамках международных организаций (Администра­тивный трибунал МОТ); по привлечению к ответственности физи­ческих лиц (Нюрнбергский трибунал); различных категорий споров (Суд ЕС).

Например, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. создан Международный трибунал по морскому праву. Трибу­нал состоит из 21 судьи, избираемого государствами — участниками Конвенции. Они являются экспертами в области морского права и представляют основные существующие в мире системы права. Для образования судебного присутствия достаточно 11 судей. В рамках Трибунала создана Камера по спорам, касающимся морского дна. Трибунал рассматривает споры между: государствами — участника­ми Конвенции 1982 г.; субъектами контрактов по разработке морско­го дна; Органом по морскому дну и государством-участником, юри­дическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответ­ственность за ущерб этим субъектам.

В настоящее время отмечается значительное увеличение числа международных судов и расширение их компетенции.

В последнее время в практике международных отношений полу­чил широкое распространение способ решения разногласий в орга­нах международных организаций.

Организация Объединенных Наций и ее органы играют важную роль в предотвращении и устранении международных споров и си­туаций, которые могут привести к международным трениям или вы­звать международный спор и продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Помимо поло­жений Устава, органы ООН в своей деятельности по предотвраще­нию и разрешению споров руководствуются резолюциями Генераль­ной Ассамблеи ООН, такими, в частности, как Декларация о предот­вращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области 1988 г., Декларация об установлении фактов Организацией Объеди­ненных Наций в области поддержания международного мира и без­опасности 1991 г. и др.

Государства — участники спора должны учитывать возможность обращения к соответствующим органам ООН для получения советов или рекомендаций в отношении превентивных мер для урегулирова­ния разногласия.

Любому государству — стороне в споре или государству, которо­го непосредственно касается ситуация, следует обращаться к Совету Безопасности на ранней стадии спора.

Совет Безопасности учитывает возможность проведения перио­дических заседаний или консультаций для обзора международного положения и поисков эффективных путей его улучшения.

В ходе подготовки к предупреждению или устранению конкрет­ных споров или ситуаций Совет Безопасности рассматривает имею­щиеся в его распоряжении различные средства, например, назначе­ние Генерального секретаря ООН докладчиком по какому-либо оп­ределенному вопросу.

Когда какой-либо конкретный спор или ситуация доводятся до сведения Совета Безопасности без просьбы о созыве заседания, Совет вправе рассмотреть возможность проведения консультаций с целью изучения фактов, относящихся к спору или ситуации, и наблюдения за ними.

В ходе консультаций Совет Безопасности рассматривает возмож­ность:

напоминания заинтересованным государствам о необходимости соблюдать свои обязательства по Уставу;




обращения к заинтересованным государствам с призывом воздер­живаться от любых действий, которые могли бы привести к возник­новению спора или к обострению спора или ситуации;

обращения к заинтересованным государствам с призывом при­нять любые меры, которые могли бы помочь устранить спор или ситуацию или предотвратить их продолжение или обострение.

С учетом любых процедур, которые уже были приняты непосред­ственно заинтересованными государствами, Совет Безопасности рас­сматривает возможность рекомендовать им надлежащие процедуры или методы разрешения споров или урегулирования ситуаций и такие условия разрешения споров, которые он сочтет подходящими.

Генеральная АссамблеяООН рассматривает возможность ис­пользования положений Устава для обсуждения споров или ситуа­ций, когда это целесообразно, и в соответствии со ст. 11 Устава и при условии соблюдения ст. 12 возможность вынесения рекомендаций.

Генеральный секретарьООН, если к нему обратились государст­ва, затронутые спором, должен в ответ незамедлительно призвать эти государства искать пути решения или урегулирования мирными сред­ствами по своему выбору в соответствии с Уставом и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, которые он считает подходящими.

На основании ст. V Пакта Лиги арабских государств 1945 г. при возникновении спора между двумя государствами — членами Лиги и если обе спорящие стороны обратятся к Совету Лиги для разрешения этого спора, то решение Совета будет являться обязательным и окон­чательным. Совет также вправе предложить свои услуги в любом споре, который может привести к войне между членами Лиги или между членом Лиги и третьей стороной.

Таким образом, в рамках международных организаций действуют как органы общей компетенции, в полномочия которых входит раз­решение разногласий между членами, так и специализированные органы по рассмотрению отдельных категорий дел.

Задания для самоконтроля

    1. В чем различие непосредственных переговоров, консультаций, добрых услуг, посредничества?
    2. Что включает в себя примирительная процедура?
    3. Каковы функции Международных третейских судов (арбитражей)?
    4. Каковы роль и значение международной судебной процедуры?

    Основная литература:

    1.Бархатова Е. Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах.- М.2004

    2.Международное публичное право: Учебник.-/ Под ред. К. А. Бекяшева.- М, 2003

    3.Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 2002.

    4.Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов.- М., 1994.

    5.Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 1996

    6.Сарсембаев М. А. Международное право. Особенная часть. Алматы, 1999

    Дополнительная литература:

    1. Багданов О.В. Запрещение оружия массового уничтожения. М., 1985.

    2. Денисов В.Н. Правовые аспекты разоружения в ракетно - ядерную эру. Киев, 1990.

    Тема 27. Международно-правовые формы сотрудничества государств в сфере нефти, сельского хозяйства и туризма.

    Цель лекции: дать представление международно-правовым формам сотрудничества государств в сфере нефти, сельского хозяйства и туризма.

    1. Международно-правовое сотрудничество в нефтяной сфере.

    2. Нормативно-правовые акты РК в нефтяной сфере.

    3. Международные организации в сфере сотрудничества государств в области нефти, сельского хозяйства и туризма.

    Что общего у дипломата, судьи и тренера? В этих профессиях существует две модели найма: карьерная и политическая (по заслугам). Можно десятилетиями двигаться по лестнице рангов от атташе до чрезвычайного и полномочного посла (или даже посланника). Или же стать послом, получив политическое назначение. Не все тренеры были спортсменами, и не все успешные спортсмены работают тренерами. В европейских странах судьи, как правило, следуют по карьерному пути, получая назначение после обучения в профессиональной школе судей и практики в аппаратах судов. Напротив, в некоторых штатах США судьями становятся именитые юристы, профессиональные достижения которых признаны сообществом.

    Дуализм вышеназванных профессий справедлив для большинства государств. Но если наем дипломатов почти никогда не вызывает вопросов, то назначения судей достойны пристального внимания, ведь представители этой профессии напрямую влияют на развитие общества своими решениями. Консенсус общества и судебной власти по процедурам найма обеспечивает доверие к судебной системе и укрепление ее авторитета.

    Как не надо отстранять судей

    Мы получаем дилемму: независимость или ответственность за свои решения. Можно ли разрешить этот спор о выборности объективным образом и нащупать баланс между двумя крайностями?

    Идею выборности судей высказывают так часто, что создается впечатление, что это широко применяемая процедура. На самом деле использование этого института де-факто ограничено в США, где 90% судей выбираются. В других развитых странах такого практически нет. Поэтому в современном мире выборность судей скорее исключение, чем правило.

    Попадает ли выборный судья в зависимость от мнения общества? В эмпирико-правовых исследованиях уже больше 10 лет ведется поиск так называемых электоральных выборных циклов. Идея проста: если выборность и оказывает какое-то влияние на беспристрастность судей, то разумно предположить, что такой эффект сильнее всего проявится с приближением даты (пере)выборов. Поэтому исследователи сравнивают жесткость наказаний, назначаемых судьями, в зависимости от того, сколько дней остается до переизбрания. Если связи не обнаруживается, то можно заключить, что Фемида слепа.

    Как приближение выборов может влиять на принятие решений судьей? Дэвид Абрамс с соавторами в недавнем исследовании выделяют три механизма: желание показаться более жестким/гуманным перед своими избирателями, контекст принятого решения (например, большее внимание прессы к судье – кандидату на переизбрание) или человеческая обеспокоенность, связанная с риском потерять работу в случае проигрыша. Только первый из механизмов говорит нам что-то о пристрастности.

    Получается, что судьи в Северной Каролине действительно попадают в плен местного сообщества. Стоит ли ввиду такого вывода однозначно отказаться от идеи выборов – ведь они порождают пристрастность? Кристиан Диппель и Майкл Пойкер в своем исследовании электоральных циклов не ограничились одним штатом, а посмотрели на 10. Они с надежностью установили электоральные циклы только в одном штате – как раз в Северной Каролине. Оказалось, что сила пристрастности судьи в преддверии выборов зависит от конкурентности таких выборов. Если у судьи нет соперников на перевыборах, он или она не будет менять свое поведение, стараясь угодить избирателям. Именно в Северной Каролине выборы судей самые конкурентные, поэтому там и наблюдаются электоральные циклы.

    Россия на первый взгляд далека от Северной Каролины: федеральные судьи назначаются президентом, а конкурентные выборы скорее исключение, чем правило. Но в СССР де-юре судьи избирались народом. Обеспечивало ли это независимость судебной власти? Скорее нет. Советский опыт показал, что формальные правила и процедуры, сколь угодно сложные, не могут гарантировать справедливых решений. Поэтому к идее выборности судей следует относиться скептически: это действительно дорогая процедура, которая в лучшем случае не поменяет положение дел, а в худшем сделает судей более пристрастными.

    Международные суды - это учреждения, существующие на постоянной основе, состоящие из независимых судей, призванные решать споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения. Различие между арбитражем и международным судом заключается главным образом, в порядке их образования и касается преимущественно способа формирования численного и персонального состава, функционирования и т.д.

    Соответствующие судебные органы учреждают­ся на основе договоров при международных организациях как уни­версального (Международный Суд ООН), так и регионального ха­рактера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Эконо­мический Суд СНГ).

    Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают собственные регламенты. Решения судов обя­зательны для сторон и обжалованию не подлежат.

    В зависимости от характера рассматриваемых споров между­народные суды делятсяна суды по разрешению:межгосударствен­ных споров(Международный Суд ООН, Экономический Суд СНГ); как межгосударственных споров, так и дел, возбуждаемыхфизи­ческими и юридическими лицами против государств и междуна­родных организаций(Европейский суд по правам человека);тру­довых споров в рамках международных организаций(Администра­тивный трибунал МОТ); по привлечению кответственности физи­ческих лиц(Нюрнбергский трибунал);различных категорий споров(Суд ЕС).

    Например, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. созданМеждународный трибунал по морскому праву. Трибу­нал состоит из 21 судьи, избираемого государствами — участниками Конвенции. Они являются экспертами в области морского права и представляют основные существующие в мире системы права. Для образования судебного присутствия достаточно 11 судей. В рамках Трибунала создана Камера по спорам, касающимся морского дна. Трибунал рассматривает споры между: государствами — участника­ми Конвенции 1982 г.; субъектами контрактов по разработке морско­го дна; Органом по морскому дну и государством-участником, юри­дическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответ­ственность за ущерб этим субъектам.

    Международный Суд ООН

    Согласно Уставу Международный Суд ООН является одним из шести главных органов ООН. Но практически его роль более значительна. Он, по-существу, является не только главным судебным органом международного сообщества в целом, но и центром всей системы мирного разрешения споров.

    Это единственный судебный орган международного правосудия, юрисдикция которого является глобальной и универсальной как в географическом смысле, так и с точки зрения предмета споров, связанных с международным публичным правом.

    Большинство дел, рассматриваемых в Суде ООН, относятся к территориальным и пограничным спорам, делимитации сухопутных и морских пространств, вопросам дипломатического и консульского права и претензиям коммерческого характера. В последнее время все большее количество споров касается вопросов мира и безопасности, а именно применения силы, международного гуманитарного права.

    Международный Суд ООН состоит из 15 судей, избираемых в личном качестве Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности сроком на девять лет. СоставМС ООН должен обеспечитьпредставительство основных правовых систем мира. Кворум составляет девять судей.Если в составе Международного Суда нет судьи гражданства стороны в споре, то Генеральная Ассамблея может назначить судью для данного дела.

    Международный Суд обычно рассматривает дела в полном составе. Вместе с тем его Статут предусматривает возможность учреждения камер в составе трех и более судей. Такие камеры могут специализироваться на рассмотрении определенных категорий дел.

    Дела в Суде возбуждаются двумя способами: нотификацией специального соглашения, заключенного между сторонами в споре, либо подачей секретарю Суда одностороннего письменного заявления. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны.

    Каждое решение принимается абсолютным большинством присутствующих судей. Если голоса разделились поровну, голос Председателя является решающим (самый старший оО).

    Помимо решения споров между государствами Международный Суд дает консультативные заключения по любому юридическому вопросу.С запросом могут обращаться лишь учреждения, имеющие на это право в соответствии с Уставом ООН.

    Отсутствие обязательной юрисдикции означает, что Международный Суд не вправе рассматривать дела по собственной инициативе, он может рассматривать только те дела, которые будут переданы ему по соглашению сторон.

    36. Международная примирительная процедура: добрые услуги и посредничество, следственная и согласительная процедуры.

    Мирные ср-ва разрешения споров: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, суд разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям.

    Субъекты могут прибегнуть и к другим способам.

    Примирительная процедура. В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни суще­ственных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учре­дить специальный международный орган — следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.

    Следственные комиссии учреждаются на основании особого со­глашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

    Расследование комиссией производится в состязательном поряд­ке.

    Согласительные комиссии, как правило, не огра­ничиваются только установлением того или иного факта, но и пред­лагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда окончательное решение по делу принимается сто­ронами, которые не связаны выводами комиссии.

    Постоянная согласительная комиссия со­стоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают споря­щие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим госу­дарствам или решено жребием.

    Добрые услуги — это такой способ разрешения спора, при кото­ром сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе государств, находящихся в споре, вступает в процесс урегу­лирования. Цель- установление или возобнов­ление контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует; ее задача — облег­чить взаимодействие спорящих сторон.

    При посредничестве находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организа­ции), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника.

    Отличие от добрых услуг: 1) к посредничеству прибегают с согласия всех споря­щих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. 2) цель по­средничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согла­совании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои про­екты урегулирования спора и

    37. Разрешение споров в международных организациях.

    В последнее время в практике международных отношений полу­чил широкое распространение способ решения разногласий в орга­нах международных организаций.

    Организация Объединенных Наций и ее органы играют важную роль в предотвращении и устранении международных споров и си­туаций, которые могут привести к международным трениям или вы­звать международный спор и продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Помимо поло­жений Устава, органы ООН в своей деятельности по предотвраще­нию и разрешению споров руководствуются резолюциями Генераль­ной Ассамблеи ООН, такими, в частности, как Декларация о предот­вращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области 1988 г., Декларация об установлении фактов Организацией Объеди­ненных Наций в области поддержания международного мира и без­опасности 1991 г. и др.

    Государства — участники спора должны учитывать возможность обращения к соответствующим органам ООН для получения советов или рекомендаций в отношении превентивных мер для урегулирова­ния разногласия.

    Любому государству — стороне в споре или государству, которо­го непосредственно касается ситуация, следует обращаться к Совету Безопасности на ранней стадии спора.

    Совет Безопасности учитывает возможность проведения перио­дических заседаний или консультаций для обзора международного положения и поисков эффективных путей его улучшения.

    В ходе подготовки к предупреждению или устранению конкрет­ных споров или ситуаций Совет Безопасности рассматривает имею­щиеся в его распоряжении различные средства, например, назначе­ние Генерального секретаря ООН докладчиком по какому-либо оп­ределенному вопросу.

    Когда какой-либо конкретный спор или ситуация доводятся до сведения Совета Безопасности без просьбы о созыве заседания, Совет вправе рассмотреть возможность проведения консультаций с целью изучения фактов, относящихся к спору или ситуации, и наблюдения за ними.

    В ходе консультаций Совет Безопасности рассматривает возмож­ность:

    напоминания заинтересованным государствам о необходимости соблюдать свои обязательства по Уставу;

    обращения к заинтересованным государствам с призывом воздер­живаться от любых действий, которые могли бы привести к возник­новению спора или к обострению спора или ситуации;

    обращения к заинтересованным государствам с призывом при­нять любые меры, которые могли бы помочь устранить спор или ситуацию или предотвратить их продолжение или обострение.

    С учетом любых процедур, которые уже были приняты непосред­ственно заинтересованными государствами, Совет Безопасности рас­сматривает возможность рекомендовать им надлежащие процедуры или методы разрешения споров или урегулирования ситуаций и такие условия разрешения споров, которые он сочтет подходящими.

    Генеральная АссамблеяООН рассматривает возможность ис­пользования положений Устава для обсуждения споров или ситуа­ций, когда это целесообразно, и в соответствии со ст. 11 Устава и при условии соблюдения ст. 12 возможность вынесения рекомендаций.

    Генеральный секретарьООН, если к нему обратились государст­ва, затронутые спором, должен в ответ незамедлительно призвать эти государства искать пути решения или урегулирования мирными сред­ствами по своему выбору в соответствии с Уставом и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, которые он считает подходящими.

    На основании ст. V Пакта Лиги арабских государств 1945 г. при возникновении спора между двумя государствами — членами Лиги и если обе спорящие стороны обратятся к Совету Лиги для разрешения этого спора, то решение Совета будет являться обязательным и окон­чательным. Совет также вправе предложить свои услуги в любом споре, который может привести к войне между членами Лиги или между членом Лиги и третьей стороной.

    Таким образом, в рамках международных организаций действуют как органы общей компетенции, в полномочия которых входит раз­решение разногласий между членами, так и специализированные органы по рассмотрению отдельных категорий дел.

    38. Понятие международно-правовой ответственности. Основания и субъекты международно-правовой ответственности.

    Ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного пра­ва и восстановления нарушенных прав и отношений. Она вы­ступает в качестве особого инструмента регулирования между­народных отношений и гаранта функционирования междуна­родного права.

    Ответственность можно рассматривать как непременную обязанность, обусловленную неправомерным поведением. Как заявила в 1928 г. Постоянная палата международного правосу­дия (предшественница Международного Суда ООН), принци­пом международного права и, более того, общей правовой кон­цепцией является признание того, что любое нарушение взято­го на себя обязательства влечет за собой обязанность возмес­тить ущерб. Иначе говоря, это является непременным следст­вием несоблюдения договоров, в связи с чем нет необходимости оговаривать это в самом договоре.

    Из данного положения вытекает следующее: 1) обязанность нести ответственность за международные правонарушения есть общепризнанная норма обычного международного права; 2) в международном праве нет деления ответственности на дого­ворную и деликтную. Независимо от того, закреплено это в до­говоре или нет, любое его нарушение влечет за собой право требовать возмещения, с одной стороны, и обязанность отве­чать за свои действия — с другой.

    Нормы, касающиеся ответственности в международном праве, составляют особый международно-правовой институт. В основном это обычные нормы, а также нормы, рассредоточен­ные по отдельным договорам. Комиссия международного права ООН, занимающаяся подготовкой проекта статей об ответст­венности, подчеркнула, что вопрос об ответственности — один из тех, для которых кодификация может сыграть особо важную роль. При разработке проекта она разбила всю проблему на три части: "происхождение международной ответственности", "содержание, форма и степень международной ответственности", "урегулирование споров".

    Международно-правовая ответственность — обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязатель­ства, или обязанность возместить ущерб в результате пра­вомерных действий, если это предусмотрено договором.

    Институт ответственности является общим, институтом международного права, его нормы призваны обес­печить охрану правопорядка во всех сферах межгосударствен­ных отношений.


    Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

    Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

    Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Международная судебная процедура и международный арбитражный суд. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500

    Международная судебная процедура и международный арбитражный суд Преимущества и недостатки при разрешении международных публично-правовых споров Подготовила: Студентка ФМО 4 курса 5 группы Кривцова Юлия

    Международная судебная процедура – Это средство мирного урегулирования споров, заключающееся в рассмотрении спора Международным судом и вынесении по нему решения, как правило, обязательного для сторон. Международная судебная процедура осуществляется Международным судом, который создается на основе межгосударственного соглашения или договора. Соответствующие судебные органы учреждаются на основе договоров при международных организациях как универсального (Международный Суд ООН), так и регионального характера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Экономический Суд СНГ). В соглашении определяются: порядок формирования; компетенция; структура международного суда; основные правила судопроизводства.

    Обращение государств к международной судебной процедуре осуществляется либо на основании специально заключенного с этой целью соглашения, либо в силу заранее взятого обязательства по международному договору. Обращение государств к международной судебной процедуре осуществляется либо на основании специально заключенного с этой целью соглашения, либо в силу заранее взятого обязательства по международному договору. В ходе письменного разбирательства стороны представляют суду меморандумы, контрмеморандумы и, если потребуется, ответы на них, а также все другие необходимые материалы. Устное разбирательство состоит в заслушивании судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов сторон. Суд обязан решить вопрос о подсудности ему спора, и если придет к заключению, что компетентен заниматься разрешением спора, то приступает к его рассмотрению по существу. Слушание дела в суде производится, как правило, публично. Совещания суда по окончании слушания происходят в закрытом заседании и сохраняются в тайне. Решение суда окончательно, оно обязательно лишь для участвующих в деле сторон и только по данному делу.

    4. Международный трибунал ООН по морскому праву Международный трибунал по морскому праву организован в рамках Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Местонахождение ― Гамбург (Германия). 4. Международный трибунал ООН по морскому праву Международный трибунал по морскому праву организован в рамках Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Местонахождение ― Гамбург (Германия). Компетенция Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам толкования и применения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. между: государствами, подписавшими Конвенцию ООН по морскому праву; юридическими и физическими лицами ― участниками Конвенции осуществляющие деятельность в открытом море; предприятиями или организациями, непосредственно осуществляющие деятельность в районе морского дня за пределами национальной юрисдикции; государствами-участниками других соглашений, действующих в рамках, охватываемых Конвенцией 1982 г., или предусматривающих обращение в трибунал по морскому дну.

    Система международного правосудия Совокупность устойчивых соответствий между международными судами и их решениями. Основные проявления системности международного правосудия состоят в следующем: 1. Сформировалась традиция, согласно которой международные суды в своих решениях ссылаются на свои собственные предыдущие решения и решения других судов. 2. Международные суды осуществляют организационное сотрудничество. 3. Объединение и обособление людей, профессионально связанных с международными судами: судей, адвокатов, ученых. 4. Формирование отдельного направления в науке международного права, занимающегося изучением проблем и перспектив международного правосудия.

    5. Консолидация типовых моделей инструментов международного правосудия: уставов, процессуальных форм и форм судебных решений и, самое главное, институциональных форм. 5. Консолидация типовых моделей инструментов международного правосудия: уставов, процессуальных форм и форм судебных решений и, самое главное, институциональных форм. В настоящее время можно выделить три основные модели международных судов. Первая модель - классический межгосударственный суд. Вторая - региональный суд (Суд ЕС, Суд Общего рынка Восточной и Южной Африки, Центральноамериканский суд, Карибский суд, Суд Андского сообщества). Третья - суды по правам человека (Межамериканский суд по правам человека, Африканский суд по правам человека и народов).

    Недостатки международной судебной процедуры 1. В деятельности некоторых судов доминирует символическое измерение. Они являются прекрасным свидетельством единства человечества в осуществлении высоких идеалов правосудия и одновременно малоэффективным практическим инструментом. 2. Озабоченность вызывает высокая стоимость международных судов, особенно уголовных. 3. Юридическая природа некоторых судов неясна, в наибольшей степени это касается гибридных судов. Этот вопрос имеет важное практическое значение: статус международного суда предполагает верховенство по отношению к национальным судам, отсутствие обязанности учитывать должностные иммунитеты обвиняемых, возможное бездействие принципа недопустимости выдачи собственных граждан и др. 4. При рассмотрении деятельности международных судов с точки зрения реализации права на справедливую судебную защиту следует обратить внимание на отсутствие возможности обжалования решений некоторых из них; неэффективность механизмов сбора и исследования доказательств; смешение в рамках уголовных судов функций преследования и правосудия

    Международный арбитраж – разрешение спора третьей стороной, решение которой обязательно для спорящих сторон. известны два вида арбитражных органов: ad hoc и постоянный арбитраж. Арбитраж ad hoc учреждается соглашением сторон в отношении данного конкретного спора. Такое соглашение называется компромиссом, или третейской записью. В нем стороны определяют предмет спора, подлежащий разрешению третейским судом, компетенцию суда, принципы и процедуру третейского разбирательства, состав суда. Третейская запись должна включать также взаимное обязательство сторон относитель­но принятия и исполнения третейского решения. Постоянный арбитраж – это постоянный арбитражный орган, в который стороны могут по взаимному согласию передавать возникающие между ними споры. Существует два вида юрисдикции постоянных арбитражных органов – добровольная и обязательная. При добровольной требуется обоюдное согласие сторон на обращение в арбитражный орган, а при обязательной достаточно требования одной из сторон в споре. Обязательный арбитраж оформляется путем включения в тот или иной международный договор так называемой арбитражной оговорки.

    Постоянно действующий (институционный) арбитраж создается при торговых (торгово-промышленных) палатах, биржах, ассоциаци­ях, союзах, обществах и других организациях. Для институционного арбитража характерно наличие постоянно действующего органа, ко­торый, не принимая участия в разрешении споров, выполняет некоторые административно-технические, консультативные и контрольные функции; наличие положения о нем (или устава) и регламента, уста­навливающих правила арбитражного процесса. Состав институцион­ного арбитража также может определяться по-разному. Однако, как правило, при большинстве институционных арбитражей существует рекомендательный список арбитров, из которого стороны могут вы­бирать арбитров. Наличие собственных правил арбитражной проце­дуры, предусматривающей порядок разрешения спора, является отли­чительной особенностью данного вида арбитража по сравнению с ар­битражем ad hoc Постоянно действующий (институционный) арбитраж создается при торговых (торгово-промышленных) палатах, биржах, ассоциаци­ях, союзах, обществах и других организациях. Для институционного арбитража характерно наличие постоянно действующего органа, ко­торый, не принимая участия в разрешении споров, выполняет некоторые административно-технические, консультативные и контрольные функции; наличие положения о нем (или устава) и регламента, уста­навливающих правила арбитражного процесса. Состав институцион­ного арбитража также может определяться по-разному. Однако, как правило, при большинстве институционных арбитражей существует рекомендательный список арбитров, из которого стороны могут вы­бирать арбитров. Наличие собственных правил арбитражной проце­дуры, предусматривающей порядок разрешения спора, является отли­чительной особенностью данного вида арбитража по сравнению с ар­битражем ad hoc

    На сегодняшний день существует более 130 постоянно действующих арбитражей. К числу наиболее авторитетных относят: Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк), Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж), Китайская Международная Экономическая и Арбитражная комиссия, Лондонский Международный арбитражный суд, Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. На сегодняшний день существует более 130 постоянно действующих арбитражей. К числу наиболее авторитетных относят: Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк), Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж), Китайская Международная Экономическая и Арбитражная комиссия, Лондонский Международный арбитражный суд, Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

    ПРЕИМУЩЕТВА ПРЕИМУЩЕТВА Третейские суды не финансируются за счет госбюджета. Его арбитров не назначают органы исполнительной или законодательной власти. Именно это делает их независимыми и, как следствие, более объективными. Как показывает практика, государственные суды, несмотря на действующие принципы беспристрастности, зачастую стараются поддержать интересы национальных компаний. Тем самым они ставят в невыгодное положение иностранцев. Регламент в третейском суде оставляет за сторонами право самостоятельно выбирать арбитров для возникшего спора. То есть компания может привлечь наиболее квалифицированных специалистов в той области права, где возник спор. При этом в зависимости от конкретных обстоятельств, партнеры вправе пригласить как национальных, так и иностранных специалистов. В государственных судах, как правило, стороны не могут влиять на установленный процессуальным законодательством порядок назначения судьи.

    Безусловным преимуществом третейского суда является право партнеров ограничить распространение информации о споре, поскольку дела рассматриваются на закрытых заседаниях. В государственных же судах, как правило, все заседания открыты, то есть любое заинтересованное лицо может присутствовать на судебном процессе. Кроме того, решения государственных судов могут быть полностью опубликованы. В третейском же суде, если они и публикуются, то без указания участников спора, а также иных сведений, позволяющих определить стороны. Это гарантирует, что все производственные и коммерческие тайны будут сохранены. В третейских судах рассмотрение дела и вынесение окончательного решения происходит гораздо быстрее, нежели в государственных. Ведь основополагающим принципом международного арбитража является окончательный характер решения - res judicata. То есть решение третейского суда окончательно, обязательно для сторон и не подлежит обжалованию по существу. Безусловным преимуществом третейского суда является право партнеров ограничить распространение информации о споре, поскольку дела рассматриваются на закрытых заседаниях. В государственных же судах, как правило, все заседания открыты, то есть любое заинтересованное лицо может присутствовать на судебном процессе. Кроме того, решения государственных судов могут быть полностью опубликованы. В третейском же суде, если они и публикуются, то без указания участников спора, а также иных сведений, позволяющих определить стороны. Это гарантирует, что все производственные и коммерческие тайны будут сохранены. В третейских судах рассмотрение дела и вынесение окончательного решения происходит гораздо быстрее, нежели в государственных. Ведь основополагающим принципом международного арбитража является окончательный характер решения - res judicata. То есть решение третейского суда окончательно, обязательно для сторон и не подлежит обжалованию по существу.

    НЕДОСТАТКИ НЕДОСТАТКИ Отсутствие уведомления одной из сторон разбирательства о его начале По общему правилу каждый участник арбитражного процесса должен быть уведомлен о начале разбирательства в международном арбитражном суде. Вопрос заключается в том, каким образом такое уведомление необходимо производить. Несоответствие третейского решения рамкам арбитражного соглашения Нередки случаи, когда международный арбитражный суд при вынесении решения выходит за рамки арбитражного соглашения, затрагивая тем самым отношения, которые не регулированы данным арбитражным соглашением Несоответствие состава третейского суда или арбитражной процедуры арбитражному соглашению На практике могут встречаться случаи, когда процедура выбора арбитров, их состав, а также иные правила, по которым проходило третейское разбирательство, частично не соответствуют положениям заключенного сторонами арбитражного соглашения

    Постоянная Палата Третейского Суда Постоянная палата третейского суда (ППТС) в Гааге - межправительственная организация, юрисдикцию которой признают 115 государств. Палата учреждена на основе Конвенции о мирном разрешении международных столкновений, которая была принята на 1-й Гаагской конференции 29 июля 1899 года, созванной по инициативе императора Николая II, и пересмотрена на 2-й Гаагской конференции мира 18 октября 1907 года. Палата образована для облегчения государствам-участницам конвенции возможности обращения к третейскому суду при возникновении споров, которые не могут быть урегулированы дипломатическим путем. В настоящее время ППТС участвует в разрешении не только межгосударственных споров, но также тяжб международных организаций, частных юридических и физических лиц, в связи с чем ее специализация смещается в сторону коммерческих и финансовых споров. ППТС не является постоянно действующим органом с определенным составом судей: третейский суд формируется для рассмотрения каждого конкретного спора из числа специалистов по международному праву по выбору сторон, участвующих в этом споре. При палате постоянно действуют Международное бюро (канцелярия) и Постоянный административный совет. Россия одной из первых стала участницей конвенции – в 1900 году.

    Общие выводы В настоящее время судебное разбирательство активно используется в различных сферах международного сотрудничества: разрешение межгосударственных споров, обеспечение единства правового регулирования интеграционных объединений, контроль за соблюдением государствами обязательств в области защиты прав человека и преследование физических лиц за совершение тяжких преступлений. Не везде и не всегда деятельность судебных учреждений отвечает высоким идеалам и требованиям справедливости, однако отрицать ту заметную роль, которую стали играть международные суды в нашем мире, не представляется возможным. Международная судебная процедура обладает многими достоинствами. Важнейшим из них является то, что международный судебный орган призван разрешать международные споры на основе международного права. Тем самым выносимым им решениям придается объективный характер. Приоритет, отдаваемый норме права, сглаживает фактическое неравенство, существующее между государствами

    Читайте также: