Условия успешной социализации и адаптации секретаря суда

Обновлено: 02.05.2024

Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации — активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ребенка — процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат. Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными. Это может быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение , отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.

Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития.

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она — показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами — это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности.

Индивидуальное своеобразие человека — это личные качества, присущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедеятельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям обстановки.

Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваивает опыт адаптации к ней и подобной ей (типичной) ситуации. Одновременно у него формируется способность к приспособлению, что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореализации. Чем больше у человека опыт приспособления к новым условиям, тем быстрее происходит его адаптация. Он способен достаточно активно привыкнуть к типичным (сходным) для него условиям, тем, в которых он уже бывал.

Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный период жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации снижают действенность его опыта. Возникновение такой потребности вызовет у него определенные трудности.

Настрой — это внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации. Он сказывается на состоянии человека. Даже при наличии опыта, если нет соответствующего настроя на самопроявление, самореализацию, адаптации может не получиться. В то же время он может формироваться в процессе самопроявления человека, которое способно увлекать, стимулируя интерес, желания, устремленность.

Состояние — определяет внутреннюю предрасположенность к самопроявлению. Оно влияет на настрой и бывает благоприятным и неблагоприятным. Состояние определяется внутренним фактором (например, состоянием здоровья, положительным или отрицательным настроем, страхом и др.) и внешним (новизна, приятие или неприятие средой и др.). Оно может меняться в процессе адаптации как в позитивную, так и в негативную сторону в зависимости от изменения обстановки и степени самореализации.

Самоактивность — это фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации. От нее зависит очень много. Она позволяет преодолевать значительные трудности и независимо от влияния многочисленных факторов адаптироваться в среде либо нет.

Предрасположенность человека к адаптации представлена в схеме 1.


Большое значение адаптация имеет для ребенка , находящегося в различных условиях: в семье, детском саду, школе. Адаптация в детском саду, позволяет ему чувствовать себя в группе естественно и наиболее полно проявлять себя. Для адаптированных детей воспитательная деятельность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития и воспитания ребенка во многом определяется программой и деятельностью воспитателей. В школе (среднем и высшем учебном заведении) она позволяет ребенку приспосабливаться к условиям обучения и успешно овладевать школьной (профессионально-технической, вузовской) программой с учетом индивидуальных возможностей.

Адаптация нужна и в других условиях. Главными являются: адаптация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника профтехучилища (вуза); профессиональная в связи со сменой места работы; адаптация пенсионера . Каждая из них имеет свое содержание и жизненно важное значение для человека. Например, адаптация выпускника профессионального образовательного учреждения (начального, среднего или высшего) представляет собой процесс и результат успешного приспособления его к социальным условиям среды профессиональной деятельности. От успешности адаптации зависит, в какой степени специалист реализует себя в профессии, найдет свое место в производственном коллективе, будет успешно справляться с профессиональной деятельностью, достигнет положительного результата. В этом нуждается и выпускник, и производство.

Выделяют такое понятие как функциональная адаптация . Она характеризует процесс и результат приспособления человека к выполнению определенной деятельности, профессиональных обязанностей. Она присуща любому человеку, приступающему к какой-либо деятельности. Время, необходимое для функциональной адаптации, зависит от перерыва в деятельности. Чем больше перерыв в деятельности, тем больше времени необходимо человеку для его функциональной адаптации.

Функциональная адаптация также зависит от опыта в соответствующей деятельности, длительности временного перерыва, например, настроя на деятельность, состояния и самоактивности.

Стремление родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников невольно сдерживает развитие их адаптационных возможностей. Такие дети в новых условиях испытывают большие трудности в адаптации, а следовательно, в самореализации и социальном развитии, например, не посещавшие детский сад значительно сложнее адаптируются к школе, школьному коллективу.

Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или типичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность). Она необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, общении с другими людьми. В учебе, например, она означает способность обучаемого к гибкой переориентации относительно содержания, форм и методов обучения, которые используются в образовательном учреждении. В специальной литературе существует такое выражение, как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы, и др.), функциональные изменения со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем.

Неадаптивность характеризует то, что у человека имеется несоответствие между целями и достигаемыми результатами деятельности. Она свидетельствует о его неспособности адаптироваться в этих условиях к предлагаемой деятельности.

Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.


В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологической адаптации студентов и к их профессиональной подготовке.

Ключевые слова: студенчество, адаптированность, социальная адаптация, социально-психологическая адаптация, профессиональная подготовка, студенческое самоуправление, кураторство.

The problem of social adaptation of students at High Educational Establishments is analyzed, and also the basic problems and special features of adaptation of students to the conditions of High Educational Establishment are revealed. Furthermore, in the article the basic methods of solution of the successful social-psychological adaptation of students to their professional preparation are formulated.

Keywords: students, adaptability, social adaptation, social-psychological adaptation, professional preparation, students’ self- guidance, moderation.

В психологии социальная адаптация понимается, во-первых, как непрерывный процесс активной адаптации человека к условиям социальной среды, а во-вторых, как результат этого процесса.

Адаптация — необходимое условие активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. Это положительная ценность адаптации к успешному функционированию человека в определенной социальной роли. Исследователи выделяют три формы адаптации первокурсников к университетским условиям:

1) формальная адаптация в области когнитивной и информационной адаптации учащихся к новой среде, к структуре высшего образования, к содержанию образования, его требованиям, к его задачам;

2) социальная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп первых семестров и интеграции одних и тех же групп в студенческую среду в целом;

3) дидактическая адаптация, готовящая студентов к новым формам и методам преподавательской работы в вузе [10, стр. 17].

Студенческое сообщество объединяет молодых людей того же возраста (в основном 16–23 года) по сравнению с тем же базовым (вторичным) уровнем образования и отличается от других

Основная функция студентов — приобретать знания и профессиональные навыки. Время обучения — это не просто подготовительный этап, а ответственный этап жизни, приобретение профессиональных знаний. Социальная функция студентов определяется прежде всего необходимостью обеспечить приток специалистов.

Адаптация учащихся — это сложный, динамичный, многоступенчатый и многостраничный процесс адаптации системы мотивации потребностей.

Области, набор существующих навыков, навыков и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их выполнения. Большая часть адаптивных ситуаций связана с изменениями в учебной среде после поступления в университет. Этот аспект адаптации называется дидактической адаптацией, которая включает адаптацию к новым формам и методам работы; адаптация к новым формам контроля. Адаптация первокурсников тесно связана с их академическим успехом. Целью дидактической адаптации является разработка оптимальных методов организации образовательной деятельности первоклассника, при этом, с одной стороны, будут учитываться особенности учебной среды, с другой-особенности познавательной деятельности молодежи [10, стр. 24–25].

Успех обучения учащихся зависит от многих факторов, одним из которых является их интеллектуальное развитие как показатель умственной активности и внимания — функция регулирования познавательной деятельности.

В процессе адаптации реконструируются психофизиологические и психологические особенности ученика. Особенности адаптации студентов университетов определяются условиями обучения, их индивидуальными особенностями и особенно особенностями молодежи. Молодость — один из важнейших этапов социализации личности. Молодые люди сталкиваются с проблемами адаптации, которые определяются необходимостью большей зрелости. Если у человека нет времени адаптироваться к новым ситуациям, существует риск несоответствия. Основная задача этого периода-выбор профессии и профессиональная подготовка. Профессиональное образование становится ведущей деятельностью ученика, и одной из проблем обучения в новых условиях является его социальная и профессиональная адаптация. Молодежь характеризуется углублением и дифференцированием процесса познания, развитие познавательной самостоятельности, потребность в общении со сверстниками, появлением иерархически четкого плана системы ориентации, ценности, появлением жизненных планов, формированием способности к самореализации [3, с. 41].

На этом этапе вхождения в новую среду общение с другими становится особенно важным фактором социальной адаптации студента в процессе общения человек приспосабливается к определенным моделям поведения, действующим в этой микросфере, подчиняется социальным требованиям и контролируется взрослыми. Общение является неотъемлемой частью совместной образовательной деятельности. Кроме того, потребность в неформальном общении со сверстниками, понимании и признании является отличительной чертой молодежи.

Таким образом, общение как определенный тип деятельности является одним из ведущих адаптивных факторов. В этой связи важную роль играет развитие коммуникативных навыков, оптимизация общения с помощью ряда разработанных в настоящее время методов. один из способов оптимизации-узнать и устранить трудности в общении, если это возможно. Большое значение имеет дифференциация различных трудностей в социально-педагогической, профессиональной адаптации учащихся.

Другим важным аспектом адаптации является роль ориентации ценностей. Об эффективности вступления в профессию определяется, с одной стороны, активное освоение профессиональных знаний, умений и навыков, а с другой-мотивы, ориентации, ориентации ценностей студента к профессиональной деятельности, а также отождествление его с окружающей средой. Профессиональная адаптация студентов зависит от того, насколько важна для них их профессия, работа и успех, какие требования они предъявляют к себе, какое профессиональное образование, какое будущее место работы у них есть, как они реагируют на неудачи и трудности в образовании и профессиональной работе. В процессе адаптации происходит перестройка сферы мотивации потребностей, и задача учителя-формирование устойчивых профессиональных ценностей среди учащихся.

Адаптивность является показателем адаптации. На основе анализа научных исследований мы выбрали три основных критерия адаптивности учащихся: формирование когнитивной независимости, формирование ценностной ориентации и формирование коммуникативных навыков. Вовлечение учащихся в общественную жизнь, завершение учебы, приобретение стабильной профессии, трудоустройство, умение осуществлять организационные функции, обладание политическими правами, ответственность перед законом — все они являются связями в сложном формировании социальной зрелости. Последний является одним из последних этапов формирования личности, на котором молодой человек, приобретая социальный опыт, приобретает социальные черты и готовится вступить в общественную жизнь как активная сила. Социальная зрелость — основная фаза человеческой жизни, включающая период наиболее активной работы и общественной деятельности, фазу максимального проявления творческой деятельности человека.

Тем не менее, учитывая потенциально большие возможности для творчества, чтобы развить свой ход жизни и участвовать в решении реальных социальных проблем, учащиеся проходят период болезненной самореализации, которому сопутствуют многочисленные трудности и испытания, которые, в свою очередь, отрицательно влияют на степень активности, профессиональной активности молодых людей и их ассоциаций в структуре окружающей жизни. одним из механизмов повышения активности студентов может стать создание института местного самоуправления [6, стр. 11–12].

Высшие учебные заведения — это микросреды, в которых молодой человек без необратимых негативных процессов, деформаций личности может перейти от не самостоятельной жизни ребенка к самостоятельной взрослой жизни. Коллективы сотрудников университета всегда занимаются проблемами адаптации студентов первого года и разрабатывают целые системы, которые помогают нынешнему студенту преодолеть противоречия между его капиталом денежном и качественно новыми требованиями в учебном заведении.

Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно осваивают знания не потому, что они не были хорошо обучены в школе, но потому, что не имеют таких качеств личности, как готовность к учению, самостоятельность, контроль и оценка, имеют собственные индивидуальные особенности познавательной активности и в состоянии правильно потратить свое рабочее время на самостоятельное обучение.

Адаптация социальная студентов в Университете делится на: а) адаптация профессиональной деятельности понимается как адаптация характера, содержания, условий и организации учебно-воспитательного процесса, развитие навыков самостоятельности в работе педагогической и научной; б) адаптация социально-психологическая — адаптация индивидуума к группе, взаимоотношения с ней, развитие собственного стиля поведения.

Успех профессиональной адаптации зависит от личных качеств ученика, от его индивидуальных психологических и психотических особенностей.

Адаптация учащихся к процессу обучения (согласно изучению регуляторной функции среды) заканчивается в конце 2-го — начале 3-го академического семестра.

Процесс психологической адаптации личности характеризуется деятельностью человека, является выражением сосредоточения его действий на трансформации среды с помощью различных инструментов и подчиненных ему адаптивных действий.

Многие студенты в первый год на первых этапах обучения имеют большие трудности из-за отсутствия навыков самостоятельной учебной работе, не знают, как записывать лекции, работать с учебниками, находить и черпать знания из первичных источников, анализировать большие объемы информации, выражать свои мысли четко и ясно.

Чтобы разработать тактику и стратегии, обеспечивающую оптимальную адаптацию студента к университету, важно принять во внимание жизненные планы и интересы первого года, системы его доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность сознательного регулирования поведения и т. д.

Эффективное решение этой проблемы связано с развитием психологических услуг университета, студенческого самоуправления и кураторского института.

Молодые мужчины и женщины со стажем легче и быстрее приспосабливаются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние студенты — к академической работе. Задача группы учащихся — найти средний вариант включения учащихся в новые виды деятельности и создать условия для общей оптимальной деятельности [4, стр. 93].

Студенческое самоуправление — инициативная, самостоятельная и ответственная деятельность студентов по решению проблем, связанных с организацией образования, повседневной жизни и отдыха.

Профсоюзная организация, студенческое самоуправление, а также бюро деканата, органы воспитательной работы со студентами и попечительский совет должны вести особую работу среди студенческой молодежи. Совместная деятельность помогает организовать работу и досуг студентов и помогает им решать свои проблемы. Как показывает опыт этих органов в других городах России, цель может быть достигнута только в том случае, если мы достигнем взаимодействия между первичными и конечными целями деятельности по отношению к деятельности ученика. Первоначальная цель взаимодействия заключается в определении и формировании готовности студентов к обучению в Университете посредством интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и поведенческих влияний, определении их индивидуальных особенностей как основы развития компетенций на первом этапе обучения в университете. Конечной целью взаимодействия является формирование психологической, профессиональной и творческой готовности ученика к предстоящей профессиональной деятельности, саморазвитию [6, стр. 124].

После распада института кураторов в 90-е гг., успешно работающего в университетах в советское время, эта функция теперь частично перешла к студенческому самоуправлению, студенческому союзу. Самоуправление регулирует отношения между студентами, предотвращает конфликтные ситуации. на наш взгляд, одним из важнейших адаптивных шагов является организация культурных мероприятий: тематические вечера, спортивные соревнования, художественные конкурсы. Активное сотрудничество позволяет новичкам осознать их важность, подружиться. При правильно организованной адаптивной работе первоклассники быстро включаются в деятельность студенческого самоуправления и привыкают жить в общежитии. Исследования показывают, что есть и положительные аспекты жизни в обществе — здесь вы можете проконсультироваться со старшими коллегами и коллегами встретить общих классов, найти друзей и научиться общаться с людьми, работать с людьми и жить в обществе [1, с. 154].

В целом, разработка единой всеобъемлющей политики колледжа по адаптации студентов, которая, по нашему мнению, включает своевременную психологическую поддержку и активизацию студенческого самоуправления, является одним из факторов успеха социальной адаптации. такая форма работы с новичками позволяет не только ускорить процесс адаптации, но и привлечь и заинтересовать их общественной жизнью университета, развить навыки работы с людьми и внести свой вклад в формирование активной жизненной позиции.

Адаптация к профессиональной деятельности является неотъемлемой частью социализации как процесса и результата ассимиляции с последующим активным воспроизведением социального опыта в деятельности и общении. При рассмотрении вопросов адаптации учащихся учреждения важно учитывать двойственный характер этого процесса. Студенты, во-первых, воспринимают и ассимилируют социальный опыт, а во-вторых, переносят его в свою среду в качестве среднего менеджера в будущем. Адаптация к профессиональной деятельности проявляется, в свою очередь, на определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых необходимых профессионально, личных качеств, в стабильном развитии положительного отношения работника к своей профессии [2, с. 38–41].

Они связаны с ситуацией, в которой находятся или в которой находятся ученики, а не с их личными качествами; эффективность решения ученика должна быть более определена путем предоставления ему альтернатив.

Студенческое самоуправление — это общее и конкретное единство. При определении студенческого самоуправления в конкретном регионе, в конкретном учебном заведении, общие и частные элементы его принципы и функции должны быть изложены в определенной форме.

Таким образом, эффективная адаптация студентов к будущей профессиональной деятельности достигается в Условиях ориентированной на личность учебно-воспитательного процесса, который предполагает такую организацию взаимодействия между учениками и учителями, в которой создаются оптимальные условия для развития потенциала предметов для самосознания, независимости и самореализации. Приоритетом этой педагогической системы является профессиональное развитие личности ученика. Целью такого обучения является формирование и развитие личности учащегося, его познавательных способностей, формирование общих знаний и методов педагогической и профессиональной деятельности на его основе.

Основные термины (генерируются автоматически): студенческое самоуправление, профессиональная деятельность, адаптация, социальная адаптация, студент, дидактическая адаптация, профессиональная подготовка, процесс адаптации, социальный опыт, университет.

Опции формата

Режим просмотра:

Размер текста:

Внешний вид:

Ширина просмотра:

Поиск

Администрации Мордовского района Тамбовской области

Дополнительное содержание (верхнее)

Дополнительные ресурсы (левая колонка)

Дополнительные ресурсы (правая колонка)

Условия успешной адаптации и социализации ребёнка из замещающей семьи в образовательном учреждении.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА ИЗ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Доклад на областной родительской конференции.

Под социализацией понимается процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений, принятых норм поведения и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Этот процесс происходит во взаимодействии индивида с окружающими людьми, то есть в общении и совместной деятельности, когда он постепенно адаптируется к требованиям общества в целом и той группы, к которой принадлежит, усваивает разнообразные социальные роли, которые ему предстоит играть в жизни. Таким образом, социализация предполагает взаимодействие личности и общества.

Социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но особое значение она имеет в детском и подростковом возрасте.

Первичная социализация ребёнка происходит в семье, образовательном учреждении, группе сверстников и значимых взрослых, то есть в том непосредственном окружении, в котором он живёт и с которым постоянно контактирует.

Социализация детей из замещающих семей – процесс сложный. У многих из них за плечами негативный опыт пребывания в кровной семье, в интернатном учреждении. Их опыт общения беднее, чем у детей, выросших в благополучных семьях. Кроме того многим из них приходится одновременно привыкать и к новой семье, и к новому образовательному учреждению. Детскому саду и школе принадлежит очень важная роль в процессе социализации ребёнка, так как именно там в наибольшей степени реализуются адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация формирующейся личности. В детском саду и школе происходит формирование новых личностных качеств и закрепление уже заложенных на предыдущих этапах развития.

Успешность социальной адаптации, ребёнка в школе или детском саду зависит от многих условий.

Третье непременное условие – это взаимодействие замещающей семьи и образовательного учреждения, их сотрудничество в вопросах обучения. воспитания и развития ребёнка. Порой как замещающие родители, так и образовательные учреждения оказываются не готовы к совместному решению возникающих проблем. Учителям и воспитателям обычных школ и детских садов не всегда хватает специальных знаний об особенностях развития детей из интернатных учреждений. Родители же иногда испытывают недоверие к педагогам, не желают или опасаются делиться с ними проблемами семьи. Между тем, для всех членов замещающей семьи, как и для любой другой, важно обеспечить с образовательным учреждением единство целей, методов и приёмов воспитания, коррекции имеющихся нарушений, единство требований к ребёнку. Сотрудничество семьи и образовательного учреждения должно быть построено на принципах партнёрства, а воспитание приёмных детей должно восприниматься педагогами и самими замещающими родителями, как профессиональная деятельность. Исходя из этого подхода, обе стороны должны быть готовы к распределению функциональных обязанностей по развитию и воспитанию ребёнка, обсуждению воспитательных действий и их результатов.

Четвёртое необходимое условие успешной адаптации и социализации ребёнка, особенно подростка, - общение со сверстниками. Интимно-личностное общение становится в подростковом возрасте ведущим видом деятельности. Это общение происходит в образовательных учреждениях и в различных неформальных группах. Подростки испытывают потребность в принадлежности к группе. Замещающим родителям и педагогам важно ненавязчиво помочь им в удовлетворении этой потребности. Пусть они занимаются в кружках, клубах по интересам, спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования, чтобы не оказаться в асоциальных или преступных группах.

Ещё одно важное условие – позитивные установки самой замещающей семьи. Она должна быть открытой для общения с социумом, готовой, в случае необходимости, обратиться за помощью к специалистам.

Педагогами и психологами школ и ДОУ Мордовского района, в которых обучаются и воспитываются дети из замещающих семей, было проведено исследование таких показателей социализации детей, как статус в группе сверстников и развитие способностей и личностных качеств. Были использованы следующие методы: социометрия и экспертная оценка способностей и личностных качеств детей классными руководителями и воспитателями групп ДОУ. В исследовании приняли участие 24 ребёнка от 5 до 17 лет — воспитанники детских садов и учащиеся классов, численность в которых позволяет провести социометрию.

Результаты исследования представлены в диаграммах:


Статус детей из замещающих семей в классах (группах ДОУ)


Оценка педагогами способностей и личностных качеств детей из замещающих семей.

По результатам экспертной оценки также прослеживается связь творческих и лидерских характеристик личности детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Меня как педагога всегда волнует, как дети после школы адаптируются к жизни. Вот они в школе, и кажутся нам такими беспомощными перед взрослой жизнью. Что можем мы педагоги помочь, правильно ли насоветовали им. Я "перелопатила" кучу педагогической литературы и поняла, как необъятна наша роль и какие качества мы в себе еще не воспитали сами.

учитель высшей категории

Донецк ОШ № 120

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ И АДАПТАЦИЯ ИХ К ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Умение воспитывать – это все-таки искусство,

такое же искусство,

как хорошо играть на скрипке

или на рояле, хорошо писать картины.

А. С. Макаренко

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

Мы являемся свидетелями изменений всего нашего общества и видим, как не просто самореализоваться в новых жизненных ситуациях современному молодому поколению. Дети становятся жертвами неблагоприятных условий социализации: кризис семьи, экономики, культуры, что порождает социальную инфальтивность, неуверенность в своем будущем, иждивенчество. Растет количество дезадаптированных детей, склонных к наркомании, алкоголизму, бродяжничеству, сексуальной распущенности. Происходит смена ценностей: подросток не готов к взрослой жизни, к выбору профессии, не допонимает своих возможностей, недооценивает свой потенциал, не понимает своей ответственности, не хочет брать на себя ответственность. Налицо феномен выученной беспомощности, когда ребенок не способен принимать решение в определенных условиях.

Актуальность проблемы социальная адаптация детей является одной из острых проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Если посмотреть на начало проблемы, это интенсивность учебных программ, увеличивающих объем информации. Повышение требований к образованию, развитие умственных способностей не всегда сочетается с возможностями сохранения и укрепления здоровья. Одним из эффективных направлений решения данной проблемы и преодоления этого противоречия, выступает социальная адаптация школьников.

В современном обществе сама социальная адаптация является тоже проблемой, особенно для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Под социальной адаптацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, т.е. человек становится частью общества. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальным норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Для человека социальные отношения являются той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные свои черты.

На первых этапах самостоятельности все дети нуждаются в социальной помощи. Обычно это семья. Ребенок, же не имеющий родителей (сегодня это дети жертвы социального сиротства, их родители вполне здоровы, но они отказались) осваивает социальные роли и нравственные нормы пребывания в детских домах или школах-интернатах. Поэтому и проблемы социализации сегодня стоят остро, вследствие быстро растущей численности социальных детей. Несмотря на то, что существует широкая правовая база по защите интересов детей, необходима программа по социализации детей, ровно и как что-то менять в системе воспитания. Среди детей растет антагонизм, взаимное неприятие, повышенная тревожность, конфликтность. Выпускники в результате оказываются не подготовленными к выполнению ими социальных ролей в обществе.

Стержнем адаптации детей является воспитание в детях дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. И когда ребенок выходит во взрослую жизнь, он должен уметь принимать решения самостоятельно.

Исследования американского психолога А. Кардинера показывают, что основные психические задатки устанавливаются в 4 – 5 лет, затем они приобретают стабильные характеристики и значительно измениться не могут. Именно уход за детьми оказывает отпечаток на дальнейший характер человека. Известный психоаналитик З. Фрейд тоже показал, что особенности психики взрослого человека являются результатом воздействия на нее в детском возрасте.

Большое значение для взрослой жизни имеет состояние здоровья человека в его детском возрасте. Дети, пришедшие жить и учиться в интернат, часто имеют низкий потенциал здоровья. Ведь родители их часто ведут асоциальный образ жизни, пьянствуют, проживают в антисанитарных условиях, переносят социально значимые заболевания (туберкулез, венерические) и нередко заражают ими детей. Зачастую рождение детей было нежелательным для их родителей, что и сказывается на физическим и психическом здоровье детей.

Научить детей самостоятельно справляться с проблемами, научить, как улучшить свою будущую жизнь, найти скрытые резервы, развить их, помочь открыть жизненные резервы, увести подальше от кривых дорожек – задача современного педагога. Интеграция личности предполагает взаимодействие индивида с окружающей средой.

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Для каждого ребенка особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. К социально значимым качествам личности мы отнесем: уважение к окружающим, коллективизм, желание приносить пользу, трудолюбие, творчество, целеустремленность.

Существует два подхода к пониманию сущности социализации.

Первый подход. Это заинтересованность самого общества, чтобы его члены успешно себя реализовали, создали прочную семью, соблюдали закон и т.д. Здесь человек выступает как объект социализации.

Второй подход. Человек становится полноценным членом общества, если он сам активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и на свои жизненные обстоятельства. Человек становится субъектом социализации. Именно второй подход соответствует гуманному мировоззрению. Личность не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Она имеет определенные задачи, она активна в освоении своего социального опыта.

Личность система сложная. Она формируется в системе социальных отношений: семейных, дружеских, любовных, производственных, коллективистских, политических. На социализацию человека влияют факторы, требующие от него определенного поведения и активности.

Макрофакторы: страна, общество, космос, мир и т.д. Подрастающее поколение читает книги, смотрит телеперадачи и в общем в силу своей компетентности ориентируется в этих вопросах.

Мезофакторы: это регион, поселок, город, село, национальность, свой адрес. Дети ориентируются в месте жительства и могут поведать нам информацию об этом. Сюда относят телевидение, радио, кино, которые тоже влияют на социализацию.

Микрофакторы: это по сути общение с семьей, друзьями, близкими, родителями, воспитателями, учителями, соседями. Для ребенка, воспитывающего вне семьи, ведущую роль играет воспитатель, учитель, одноклассники, друзья.

Причинами возникновения трудностей социализации может стать вхождение ребенка в систему социальных отношений, прежде всего неадекватные восприятия детьми требований, которые предъявляют окружающий социум.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Наиболее значимыми способы, позволяющие ребенку преодолевать трудности социализации, являются:

способность к расширению границ жизнедеятельности

способность к самоопределению

способность к овладению социально-правовым поведением.

Иными словами воспитатель должен выводить ребенка за рамки одних и тех же событий, ставить перед ними больше задач. Общаться с детьми, решать задачи жизни, помогать им, не быть беспомощными и не бояться страха перед событиями. Но в то же время дать детям понятие о чувстве спокойствия и благополучия, даже когда он может остаться один на один с трудностями событий.

В общении с детьми могут возникать некоторые искажения, проявляющиеся в том, что с одной стороны у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослых, с другой полная неудовлетворенность этих потребностей.

Лучшая воспитательная среда для любого человека, а особенно воспитанника интерната та, где царят любовь, взаимопонимание и уважение. И здесь уместно говорить о гуманизации воспитания. В центре внимания ребенок становится не ведомым, а творцом самого себя, своих обстоятельств. И воспитатель станет воспитателем гуманитарной ориентации.

Главными целями он поставит:

Создание в коллективе среды, в которой воспитанник будет осваивать социальный опыт и норму поведения. А педагог будет направлять, и руководить личностью.

Включение воспитанников в совместную продуктивную деятельность.

Расширение их круга общения.

Выработку у воспитанников стремление утвердить себя среди людей, реализовав себя в жизни.

Ориентировать на творчество и сохранения здоровья.

Нормализация уровня их личностной детской тревожности и конфликтности.

Воздействие педагога на эмоциональную сферу школьника, на формирование мотивации для достижения успеха.

И все это требует наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.

ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ

«С рождения до трех лет – ребенок твой бог,

с трех до десяти – он твой раб,

древнекитайская мудрость

Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью.

21 век вносит в наше сознание новые ценности и жизненные ориентиры. В такой переломный момент нас все больше начинает волновать будущее детей. Какими они станут? Что будет для них ценным? Сегодня в обществе распространен профессионально компетентный, но часто бездуховный человек. Мы иногда говорим о воспитании в духе времени. Значит у каждого времени свой дух, духовность, нравственная основа. Ушел 20 век. Это век открытий, достижений, преобразований, эпоха завоевания человеком космоса. С другой стороны, это эпоха страшных войн, межнациональных конфликтов. Человек породил и новый разум, который поглощает его самого, разум компьютера, машины. Искусственный интеллект постепенно становится неотъемлемой частью нашего существования. Как бы не потеряться в этом мире, не потерять нить духовности и нравственности, не потерять своей индивидуальности. Поворотным мгновением в нашей жизни становится паломничество к вере. Что будет ценным в 21 веке, мы пока не знаем, но мы знаем, что ценно во все времена. В этот переломный период на первый план выходит личность воспитателя, который играет важную роль в определении истинного и ценного содержания в процессе воспитания. У него миссия направлять и воспитывать. Он следит за становлением личности ребенка, входящего в современный мир. Поэтому задача воспитателя высветить то, что лежит в основе становления воспитанного человека, что значимо в процессе воспитания личности, и ориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни.

Для становления личности, человека, способного раскрыть свою индивидуальность, важно не только восприятие духовных ценностей, но и осмысление вечных проблем взаимоотношений человека и общества, человека и природы, человека и машины, категорий добра и зла, истины и лжи, проблем счастья и свободы.

Ребенок воспитывается в семье, на улице, в школе. На него направлено гражданское, политическое, интернациональное, духовное, правовое, трудовое, экономическое и экологическое воспитание. По стилю отношений между воспитателем и воспитанниками выделяют авторитарное, демократичное, либеральное и свободное воспитание. Современные тенденции развития образования нацеливают на гуманизацию воспитания детей. Сколь бы близок ни был воспитатель к своим воспитанникам, руководить он ими может, опираясь на свой авторитет, профессиональные знания и умения.

Демократический стиль педагога

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,

когда с ним разговариваете или поучаете его.

вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни,

А.С.Макаренко

Авторитет воспитателя формируется не сразу. Постепенно он привлекает к себе детей. Для них он достоверный источник информации, он разделяет их тревоги, он как старший друг своим воспитанникам. Нужно так умело привлечь к себе детей, ведь они не терпят ни малейшей фальши, ни предательства. Нет у педагога других целей, кроме целей жизни воспитанников. И тогда воспитатель становится любимым для детей и идеи становятся общими. Можно сравнивать, как высокие идеи в устах неуважаемого человека становятся часто ненавистными для детей.

Гуманистическое воспитание, имеет своей целью гармоничное развитие ребенка. Поэтому и педагог должен быть с демократическим стилем воспитания. Педагогическая деятельность современного педагога – это проявление постоянного разностороннего творчества. Оно предполагает у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимает инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.

Важнейшими качествами педагога является гражданственность, гуманизм, интеллигентность, высокая духовная культура, ответственность. Но главное качество это человеколюбие и умение общаться с детьми. В представлениях учеников любимым педагогом является тот, кто доброжелателен, чуток, уважает личность ученика, пытается его понять, искренен и справедлив и может поддержать в трудную минуту. Современный педагог может заинтересовать и увлечь, имеет широкий круг интересов, общительный, эрудированный, обладает чувством юмора.

Как трудно учить и воспитывать не осуждая. Совершенно осуждать нельзя, но стремиться, как можно реже это делать. Часто мы бьемся головой об стенку, судорожно разбираем по кирпичику эту стену. Не лучше ли отступить и в своей слабости искать мудрое решение, так как отступление – это продвижение вперед в новом качестве, не изменяя цели.

Учиться нам самим спокойствию и вести воспитание без суеты. Суета собирает в себе плохое, она гнетет человека, создает ощущение быстроты действий, а на самом деле заводит все дальше в тупик.

Осуждение переплетается с гневом. Гнев слепая слабость. Гнев рождает тщеславие и гордость. Гнев порождает равнодушие к ученикам, он разрушает цель саму цель гуманности.

всегда дети. Но некоторые отвергают этот завет, оставаясь бесполезным для людей.

Ложь одна из сильных помех в воспитании, даже самая малость ее, украшенная добродетелью. Малейшая ложь – разрыв цепи с детьми, и этот разрыв требует времени для восстановления, а иногда и не может быть этого восстановления.

Гуманизация воспитания – это реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которых лежит уважение к людям, постановка в центр внимания интересов и проблем ребенка. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что они нужны обществу и их учеба и труд приносили бы им удовлетворение.

Для решения педагогических задач есть два подхода. Один – императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих воспитанников делать то, что необходимо для их будущего. Другой – гуманный, то есть такой, когда воспитатель стремится приобщить детей к решению педагогических задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам. И достичь это можно только добром, ибо добро порождает добро.

Что же подразумевает гуманность в повседневной работе с ребенком?

1. гуманное отношение к личности ребенка

2. уважение его прав и свобод

3. предъявление воспитаннику посильных и разумно сформированных требований

4. уважение к позиции ребенка, даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявленные требования

5. доведение до сознания ребенка конечных целей воспитания или итогов данного момента

6. отказ от телесных наказаний

7.признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким либо причинам противоречат его убеждениям

8. видеть в воспитанниках независимых, а не рабски подчиненных ему людей

9. воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного человека.

Дети бывают иногда нравственнее и проницательнее взрослых, и они часто видят недостатки взрослых, особенно лицемерие. Взрослые диктуют им цели: то получи, то сделай, то выполни. Ребенок адаптирует свое поведение к чужим ожиданиям. В результате отсутствует творчество и инициатива детей. Мы требуем от детей немедленно, измениться, переключиться, но они не могут мгновенно это сделать. Нужно замечать и то, что дети часто могут быть критически настроены, и стремиться к самостоятельности, независимости и освобождению от опеки педагогов и родителей.

Система основных установок педагогу для осуществления гуманного педагогического процесса, разработанных классиком педагогики Ш.А. Амонашвили.

главная заповедь

Законы:

Восполняться оптимизмом к ребенку.

Уважения к личности ребенка.

Терпения в становлении ребенка.

Заповеди:

Верить в безграничность ребенка.

Верить в свои педагогические возможности.

Верить в силу гуманного подхода.

Личностное качество:

Стремление к развитию.

Общайтесь с ребенком, как с взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.

Помогайте ребенку, выражайте ему радость или сочувствие.

Устанавливайте с каждым ребенком доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам.

Смейтесь, веселитесь, шалите с детьми.

Говорите с детьми спокойно.

Располагайте к себе.

Свою раздражительность поведением ребенка выражайте тонким намеком, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокие представления.

Удивляйтесь, восхищайтесь, от хорошего поступка детей.

Поощряйте творчество детей.

Извиняйтесь перед ребенком, если по какой то причине не можете ответить на вопрос, с которым он обратился к вам, объясните причину откровенно, скажите, что дадите ему ответ через несколько дней, и не забудьте об этом обещании.

Поощряйте детей ставить вопросы, выражать собственное мнение, дайте им возможность доказать вам, объяснить ошибку, опровергнуть ваше утверждение.

Выражайте им благодарность, что они помогли вам не углубляться в ошибках.

Размышляйте вслух сами и учите детей думать, обсуждать, размышлять и находить оптимальные решения.

Предлагайте детям письменные задания с размышлениями о себе самом, с окружающим миром.

Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.

Проявляйте свои оптимистические отношения к возможностям ребенка, особенно когда его постигла неудача.

Читайте также: