Для подачи жалобы в суд на обжалование решений или действий избирательной комиссии предварительное

Обновлено: 04.07.2024

Порядок обжалования муниципальных правовых актов и иных решений

Порядок обжалования муниципальных правовых актов

Из вышеизложенного законодательного определения к существенным признакам муниципального правового акта относятся: различные субъекты (население муниципального образования, орган или должностное лицо местного самоуправления), предмет регулирования (вопрос, который регулируется), форма акта (установленный вид и реквизиты документа), обязательность применения, вид (нормативный или ненормативный).

Муниципальные правовые акты, принятые органами и должностными лицами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории района.

Законодательство Российской Федерации разделяет муниципальные правовые акты на нормативные и ненормативные.

Нормативный правовой акт — изданный в установленном порядке документ, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.

Правовые акты, не отвечающие указанным требованиям, являются ненормативными.

Действующим законодательством предусмотрено три самостоятельных способа защиты интересов граждан и юридических лиц, нарушенных принятием муниципального правового акта.

В соответствии с ч.1 ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено:

1) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт;

3) уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Таким образом, гражданин вправе обратиться непосредственно в органы местного самоуправления или должностному лицу, в том числе по вопросам связанным с принятием муниципального правового акта.

В зависимости от вида муниципального правового акта определяется судебный порядок обжалования - законодателем предусмотрен порядок обжалования нормативных правовых актов и порядок обжалования ненормативных правовых актов.

Порядок обжалования муниципальных правовых актов регламентирован Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В соответствии с требованиями КАС РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Правила обжалования муниципальных нормативных правовых актов в суде общей юрисдикции закреплены в главе 21 КАС РФ.

Административное исковое заявление об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов в суд общей юрисдикции должно соответствовать требованиям, установленным ст.209 КАС РФ.

К административному заявлению об оспаривании муниципального нормативного правового акта должна быть приложена копия оспариваемого муниципального нормативного правового акта.

Административное исковое заявление об оспаривании муниципального нормативного правового акта может быть подано в суд общей юрисдикции в течение всего срока действия этого муниципального нормативного правового акта.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет следующие обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного ст.298 КАС РФ для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано.

В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно.

Правила обжалования муниципальных ненормативных правовых актов в суде общей юрисдикции закреплены в главе 22 КАС РФ.

В соответствии с нормами главы 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.

К решениям относятся акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально (далее – ненормативные муниципальные правовые акты) содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Предметом обжалования в суде могут быть ненормативные муниципальные правовые акты, если в результате их принятия:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин, организация, иное лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, если иной срок неустановлен КАС РФ.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца со дня поступления административного искового заявления в суд.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет следующие обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 186 КАС РФ.

В случае, если муниципальным ненормативным правовым актом затрагиваются интересы граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то они подлежат обжалованию в арбитражном суде по правилам, закрепленным в главе 24 АПК РФ.

То есть, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ с учетом особенностей, установленных главой 24 АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Заявление о признании ненормативного муниципального правового акта недействительным должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 199 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Конституцией Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации).

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрен порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

В случаях, предусмотренных КАС РФ, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Нормами статьи 22 КАС установлено, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Статьей 125 КАС РФ предусмотрены обязательные требования к форме и содержанию административного искового заявления.

Главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) предусмотрен порядок обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги;

3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;

4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;

5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Согласно части 1 ст. 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу. Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии), либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу.

к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

ВЕСТНИК
ИзбирательнОЙ комиссиИ
краснодарского края

Онлайн
трансляция

Обращение в редакцию
сетевого издания

Версия
для слабовидящих

Карта
сайта

Главная › Карта сайта › Рассмотрение жалоб и заявлений. Взаимодействие с сотрудниками по-лиции в день голосования, находящимися на избирательном участке

Рассмотрение жалоб и заявлений. Взаимодействие с сотрудниками по-лиции в день голосования, находящимися на избирательном участке

  1. Рассмотрение жалоб и заявлений

Участковые комиссии обязаны рассматривать в пределах своей компетенции, поступившие к ним в период избирательной кампании жалобы и заявления (далее — обращения), проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим их, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно.

Обращение может быть подано в форме жалобы, заявления или в другой в форме в письменном виде, а также в устной форме любым лицом или группой лиц. Если обращение поступило в устной форме, член комиссии, принимающий обращение должен рекомендовать лицу, подавшему обращение, сформулировать это обращение в письменном виде.

Поступившие обращения регистрируются в реестре учета жалоб (заявлений) на нарушения избирательного законодательства.

Обращения о нарушении избирательного законодательства, поданные в участковую комиссию в день голосования и при подсчете голосов, рассматриваются немедленно. В случае если немедленное рассмотрение обращения невозможно, например: из-за того, что это мешает голосованию избирателей, либо члены участковой комиссии проводят голосование избирателей вне помещения для голосования, рассмотрение обращения откладывается соответственно до момента убытия избирателей из помещения для голосования, возвращения членов участковой комиссии в помещение для голосования.

Для рассмотрения обращения председатель участковой комиссии сначала объявляет членам комиссии о поступлении обращения, оглашает его содержание и предлагает членам комиссии, а также лицу, подавшему обращение, высказать свое мнение относительно проекта решения комиссии по данному обращению. После этого председатель комиссии формулирует поступившие предложения по проекту мотивированного решения, которое необходимо принять по результатам рассмотрения поступившего обращения. И проводит голосование по проекту данного решения.

Ззаседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины членов участковой комиссии с правом решающего голоса, принимавших участие в голосовании.

Решение по итогам рассмотрения обращения оформляется в письменном виде.

По структуре решение участковой комиссии о результатах рассмотрения соответствующего обращения должно состоять из вводной, описательной и резолютивной частей.

В таком решении должно быть указано:

— дата и время подачи обращения;

-фамилия, имя, отчество и статус лица, подавшего обращение;

— изложение краткого содержания обращения;

-обоснование правовой позиции, которой руководствуется комиссия при принятии решения с указанием соответствующей нормы закона;

— номер, дата и время принятия решения;

— подписи председателя и секретаря комиссии;

— печать участковой комиссии.

В случае если обращение поступило в день голосования и до момента подписания протокола участковой комиссии об итогах голосования, один экземпляр решения участковой комиссии вместе с текстом соответствующего обращения прилагается к первому экземпляру об итогах голосования.

О принятом решении информируется заявитель, по его требованию может быть выдана заверенная копия решения, на которой заявитель проставляет дату, время и подпись с отметкой о получении данного решения.

Лицо, подавшее обращение, имеет право присутствовать при его рассмотрении. Если рассмотрение отложено, комиссия обязана уведомить это лицо о том, когда будет происходить рассмотрение этого обращения, и обеспечить возможность присутствия указанного лица при рассмотрении его обращения.

При проведении итогового заседания участковой комиссии председатель комиссии оглашает общее количество обращений о нарушении избирательного законодательства, поступивших в комиссию в день голосования и при подсчете голосов, и общее количество принятых по этим обращениям решений. Если какие-либо обращения не были рассмотрены, комиссия рассматривает их на итоговом заседании.

Обжалование принятого решения заявителем возможно в вышестоящую избирательную комиссию или суд.

Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

  1. Взаимодействие с сотрудниками полиции в день голосования, находящимися на избирательном участке

Сотрудники полиции при проведении выборов обеспечивают общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, безопасность граждан, деятельности членов участковой комиссии и оказывают содействие членам участковой комиссии в реализации их полномочий.

Взаимодействие членов участковой комиссии с сотрудниками полиции начинается до дня голосования, заканчивается после сдачи протоколов участковой комиссии об итогах голосования с избирательной документацией в территориальную избирательную комиссию и осуществляется по следующим направлениям.

  1. По вопросу сохранности избирательной документации.
  2. По вопросу обеспечения порядка в помещении для голосования и на территории избирательного участка, безопасности лиц, находящихся на избирательном участке.
  3. По вопросам соблюдения запрета на проведение предвыборной агитации в день голосования, соблюдения избирательного законодательства при проведении голосования и подсчета голосов избирателей.

С момента получения участковой комиссией избирательных бюллетеней помещение участковой комиссии в обязательном порядке берется под круглосуточную охрану сотрудниками полиции.

Ответственность за получение, передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели участковых избирательных комиссий.

Сотрудник полиции должен сообщить председателю комиссии о своем прибытии, представиться, уточнить график работы комиссии, свои функциональные обязанности, место своего нахождения.

По окончании рабочего дня в присутствии сотрудника полиции председатель участковой комиссии убирает избирательную документацию в сейф, опечатывает его, после чего помещение комиссии принимается под охрану сотрудника полиции.

В день голосования сотрудники полиции могут находиться в помещении участковой комиссии и в помещении для голосования, при этом в целях осуществления охраны общественного порядка сотрудникам полиции целесообразно распределиться — один может находиться в помещении для голосования, другой в ином помещении участковой комиссии.

Председатель участковой комиссии может рекомендовать сотруднику полиции занять определенное место в день голосования в помещении для голосования. Рекомендуемое место не должно затруднять сотруднику полиции обзор помещения или иным образом препятствовать осуществлению возложенных на него функций по охране общественного порядка.

Сотрудники полиции не вмешиваются в избирательные процедуры, не осуществляют консультаций избирателям по реализации ими избирательных прав, а при возникновении таких вопросов рекомендуют избирателям обратиться к председателю или членам участковой комиссии.

Проведение агитации в день голосования и в предшествующий ему день голосования, а также размещение агитационных печатных материалов (листовок, плакатов и др.) на зданиях, сооружениях, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания – запрещены избирательным законодательством.

С целью предупреждения провокаций и правонарушений по согласованию с председателем участковой комиссии целесообразно организовать патрулирование территории вблизи участковой комиссии.

При выявлении правонарушений за проведение агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено, лицами, которым участие в ее проведении запрещено, уничтожении или повреждении информационных печатных материалов, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять сотрудники полиции, а также незамедлительно пресекать противоправные действия.

По окончании времени голосования и закрытия помещения участковой комиссии в нем должны находиться два сотрудника полиции, которые во взаимодействии с председателем участковой комиссии удаляют лиц, которые не должны находиться в этих помещениях после окончания голосования, после чего один сотрудник полиции должен взять под наблюдение входную дверь, а второй сотрудник полиции обеспечивает наблюдение за общественным порядком непосредственно в помещении для голосования.

Если кто-то из присутствующих своими действиями мешает работе комиссии, пытается изъять избирательные документы, требует непосредственного участия в подсчете голосов избирателей, не имея на это права, то председатель участковой комиссии может обратиться к сотруднику полиции для принятия мер по наведению порядка.

По окончании подсчета голосов протокол участковой комиссии и вся опечатанная избирательная документация доставляются председателем или иным членом участковой комиссии в территориальную избирательную комиссию в сопровождении сотрудников полиции на автотранспорте участковой комиссии либо с использованием автомобиля сопровождения, маршрут доставки избирательной документации согласовывается заранее.

Отстранение от участия в работе членов участковой комиссии, а также удаление наблюдателей и иных лиц из помещения для голосования производится на основании решения суда по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают сотрудники полиции.

Вашу апелляционную жалобу в первой инстанции могут принять. Однако определение об отказе в передаче обращения в вышестоящий судебный орган могут вынести позже срока обжалования. Что делать, чтобы избежать излишней волокиты?

Зачастую для возврата апелляции по делу используют надуманные причины, например, отсутствие ходатайства о восстановлении срока. Если такое случается, необходимо подавать частную жалобу на определение, обоснованную законом, который не обязывает вас следить за изготовлением решения. Если повезет, суд оставит ваше обращение без движения и предоставит время на устранение его недостатков.

Внести исправления в документы и сдать их в канцелярию суда необходимо до даты, указанной в определении. Отправка почтой в последний день станет доводом, по которому суд не примет бумаги.

Если решение по делу не в вашу пользу, необходимо сразу подать через канцелярию заявления о выдаче решения в полной форме и об ознакомлении с протоколом последнего судебного заседания. Если зафиксировать факт, что решение не получено, у вас возникнет право на восстановление срока на подачу апелляции.

Чтобы грамотно ее подать, необходимо успеть изучить судебную практику. Это нужно для того, чтобы обосновать требования доводами из постановлений ВС РФ, на которых необходимо строить свою защиту. Для этого мы рекомендуем обратиться за помощью к нашим юристам через сайт или по телефону.

Возражения на апелляционную жалобу

Основным требованием судебного производства является состязательность. По окончании месяца суд передает дело в вышестоящую инстанцию.

Иногда судья дает разумный срок для ознакомления с поступившей апелляционной жалобой, но если дело уже передано в вышестоящий суд, возражения на обращение можно представить через канцелярию апелляции.

Подача апелляционной жалобы на решение суда по гражданскому делу

При ее подаче необходимо уплатить 50% госпошлины, которая предусмотрена для направления иска в первую судебную инстанцию. Необходимо снять копию с квитанции, поскольку восстановить оригинал можно только по копии. Суд может потерять этот платежный документ. Любое отделение Сбербанка восстанавливает квитанции по копиям. Если судьи часто теряют бумаги, поставить под сомнение их профессионализм можно, пожаловавшись на их действия.

Срок изготовления решения оговаривается в последнем протоколе судебного заседания. В полном объеме оно должно быть готово не позднее 5 дней со дня оглашения.

При пропуске срока на обжалование по причине позднего изготовления решения, необходимо в первом абзаце апелляции письменно изложить просьбу о восстановлении пропущенного периода. При предвзятости суда и отказе в передаче жалобы в апелляционную инстанцию, подавайте частную.

Чтобы вовремя подать жалобу, заранее требуйте полную копию решения суда — его обязаны выдать в течение 5 дней после оглашения.

Для восстановления пропущенного срока существует четыре причины:

суд не объяснил порядок и срок обжалования решения;

суд не соблюдает процессуальный срок отправки решения;

заявитель получил документ по истечении месячного периода;

суд не издал полный текст решения в 5-дневный промежуток времени.

Наиболее слабыми причинами для восстановления периода являются следующие:

в штате компании нет юриста;

командировка директора или представителя.

Если опоздать и подать документ в канцелярию апелляционного суда, минуя первую инстанцию или нарушив процессуальные требования, прошение вам вернут. Судьи апелляционной инстанции также возвращают жалобу в нижестоящий суд, если он не исправил арифметическую ошибку, описку и т.д.

Все определения суда второй инстанции обжалуются в кассационную.

Как написать апелляционную жалобу в суд?

Как написать апелляционную жалобу в суд?


Образец должен соответствовать процессуальным требованиям. Необходимо:

отметить юридически значимое обстоятельство, скрытое судьей. Важно оперировать именно фактами, несоответствиями и нарушениями, а не эмоциями;

подписать документ лично. Если прошение подает представитель, необходимо подтвердить его полномочия доверенностью;

указать причины обжалования, сославшись на нормы права;

обосновать проблемы в представлении дополнительных доказательств;

соблюдать процессуальные сроки;

приложить подлинник квитанции об уплате госпошлины.

Кроме того, судебный акт должен подлежать апелляционному обжалованию. Из доказательств по делу необходимо выбрать все, что скрыл и не упомянул в решении судья.

В жалобе обязательно пропишите все пункты решения суда, с которым вы не согласны, и обоснуйте свои доводы ссылками на закон.

Как приобщить к апелляционной жалобе новые доказательства по делу?

Существуют 3 причины для этого:

отказ суда первой инстанции в истребовании доказательств;

допущение процессуальных нарушений при назначении экспертизы;

отказ в удовлетворении одного из требований иска.

Если удастся обосновать невозможность представления доказательств в первую инстанцию, и апелляционный суд признает эти причины разумными и уважительными, вероятно, он вынесет определение о приобщении новых доказательств. Даже если вы уверены, что суд не должен рассматривать дополнительные подтверждающие документы и сведения по делу, поскольку оппонент имел возможность их представить ранее, не стоит отчаиваться — практика бывает неожиданной.

Судья может применить любую статью материального права и изменить решение по основаниям, которые не были заявлены в нижестоящем суде.

Источники права: Пленумы ВС РФ

Множество юристов не изучают Пленумы ВС РФ и не вникают в их толкование. Но ст. 126 Конституции РФ говорит о разъяснениях, которые дает ВС РФ по вопросам судебной практики. Через них Президиум ВС РФ достигает цели надзирающего органа. Они не только заостряют внимание судов на необходимости правильного толкования норм, но также обязывают рассматривать дела в точном соответствии с действующим федеральным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Разъяснения ВС о судебной практике являются обязательными для апелляционной инстанции. Они способствуют пресечению судебных ошибок.

Что предпринять, чтобы судьи слушали участника процесса и изучали материалы дела?

Апелляция в суде второй инстанции рассматривается в течение 2 месяцев. Этот срок не продлевается. Окончательным актом является определение, вступающее в силу сразу после оглашения. Основной задачей этой судебной инстанции является проверка акта суда на законность, причем неформальная — для примирения сторон. Если примирить стороны не получается, судьи могут принять такое решение, которое не устроит ни одну из сторон.

На практике 3/4 жалоб просматривает помощник судьи.

Опытный юрист потратит много времени, чтобы обращение читал докладчик, а не помощники. Но практически каждый, кто скользит взглядом по странице, выдергивает 2-3 первые фразы и, теряя мысль, спешит с выводами. Зачастую прошения читают, не вникая и просто пролистывая их. По-другому поступают лишь единицы.

Написание апелляции, которую прочтет судья, — колоссальный труд для юриста. Писать необходимо кратко, структурно и системно.

Наши специалисты готовы:

поделиться опытом по гражданским спорам;

рассказать о прецедентной защите;

порекомендовать тактический прием для защиты прав и интересов.

Вы можете проконсультироваться у опытного и квалифицированного юриста по телефону. Также у вас есть возможность подать онлайн-заявку на сайте. Наши специалисты помогут вам обжаловать решение, возразить на доводы второй стороны по делу, убедительно ходатайствовать, донести свою позицию. Адвокаты обсудят с вами практические составляющие представления интересов сторон при несоответствии правовой позиции. Также они предоставят консультации по гражданским делам, дадут оценку процессуальным документам.

Порядок рассмотрения апелляционной жалобы

На рассмотрение апелляционных жалоб судьи второй инстанции отводят 4 дня в неделю, пытаясь прочитать десятки, а то и сотни томов судебных дел. Не является тайной, что проекты апелляционных определений для судей-докладчиков составляют их помощники, которые созваниваются с помощниками судей первой инстанции. С судом первой инстанции на практике согласовывают и кандидатуру судьи-докладчика. Пожелания вашего оппонента могут лоббировать до президиума суда субъекта федерации. Поэтому начиная судебный спор, необходимо настраиваться на защиту своих прав и идти через все судебные инстанции вплоть до Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ.

Процедура рассмотрения апелляционной жалобы происходит следующим образом:

доклад о содержании решения, обоснованности прошения;

проведение заседания по процессуальным нормам суда первой инстанции;

исследование новых доказательств, принятых судом;

выслушивание апеллянта, доводов другой стороны;

ведение протокола, вынесение определения об истребовании доказательств, назначении судебной экспертизы.

Если вы считаете, что судьи допускают процессуальные нарушения, ведут себя предвзято, вы можете пожаловаться на их действия.

По всем вопросам мы рекомендуем обращаться к нашим юристам. При составлении жалобы на судью необходимо помнить о статье закона, в которой говорится о заведомо ложных показаниях. Чтобы самому не стать обвиняемым по этому пункту, нужно тщательно изучить правомерность подачи жалобы, компетентно составить ее. Если вы не имеете юридического образования, лучше предоставить право разобраться в этом сложном вопросе специалисту. Быть может, он найдет дело столь серьезным, что посоветует искать справедливости в Конституционном или даже Европейском суде по правам человека и поможет составить компетентное обращение в эти инстанции.

Редактор: Людмила Разумова
Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

Вопрос про обжалование апелляционной жалобы. Как обжаловать апелляцию? В городском суде мой иск и встречный иск ответчика был отклонен. Я в установленные сроки отправила апелляционную жалобу на определение суда. С апелляционного суда мне пришло письмо, с указанным днем заседания, и было сказано, что на заседание должна явиться я и ответчик. Я на заседание пришла, ответчик не явился. Заседание перенесли на другую дату. Я по почте получила новое письмо с новой датой. Ответчик опять не явился. Судья сослался на ч.2 ст.117 ГПК РФ и решил рассматривать мою жалобу без присутствия ответчика. Так решение городского суда было отменено и мой иск апелляционный суд полностью удовлетворил. Может ли ответчик подать жалобу на решение апелляционного суда или решение апелляционного суда уже считается окончательным и судебные приставы могут приступать к работе?

Ваш ответчик имеет право обжаловать судебный акт апелляционной инстанции (в вашем случае это определение) в кассационном порядке, в течение шести месяцев со дня вынесения определения(ст.376 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия (ст. 329 ГПК РФ). Следовательно, Вы уже имеете право получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов для исполнения.

Добрый день! Согласно ст. 329 ч.5 ГПК РФ постановление суда апелляционной инстанции выносится в виде определния, которое вступает в законную силу со дня его принятия.

Исполнительные листы выдаются судами на основании принимаемых ими различных судебных актов. Применительно к гражданско - правовым делам это могут быть:

1) решения и определения об утверждении мировых соглашений судов первой инстанции;

2) определения кассационной инстанции;

3) постановления надзорной инстанции судов общей юрисдикции, когда они изменяют решение суда первой инстанции или выносят новые решения;

4) решения арбитражного суда первой инстанции;

5) определения этого суда об утверждении мирового соглашения, об обеспечении иска, об обеспечении решения;

6) постановления апелляционной, кассационной, надзорной инстанций арбитражного суда, когда ими изменяется решение суда первой инстанции или выносится новое решение.

Однако, вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. При этом судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Соответственно, если ответчик не обращался во время с апелляционной жалобой, то он не вправе обжаловать вступившее в законную силу определение суда апелляционной инстанции. Если данная возможность у него бы была, то суд кассационной инстанции при рассмотрении жалобы мог бы вынести определение о приостанволениии исполнения решения суда апелляционной инстанции. В Вашем же случае, можете смело обращаться за выдачей исполнительного листа, если он самим судом не был направлен судебным пристава для исполнения, и ждать исполнительнорго производства. Всего Вам доброго!

Добрый день!

Согласно положениям Гражданского процессуального кодекса:

Статья 329
1. Постановление суда апелляционной инстанции выносится в форме апелляционного определения.

5. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Статья 376
1. Вступившие в законную силу судебные постановления, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

2. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части первой настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Статья 381
1. Судьи, указанные в статье 380.1 настоящего Кодекса, изучают кассационные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационных жалобе, представлении или ином ходатайстве.

Статья 428
1. Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу
Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

Из изложенных положений закона следует, что:

1) Определение аппеляционного суда вступает в силу со дня его принятия. Таким образом, в настоящий момент Вы вправе получить исполнительный лист и представить его судебным приставом для исполнения.

2) Ответчик вправе обжаловать определение аппеляционного суда в течении 6 месяцев, со дня его вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.

При этом необходимо учитывать что условие об исчерпаннии иных способов обжалования данного определения, до дня вступления его в законную силу не действует, так как определение аппеляционного суда вступает в силу со дня его принятия и соответственно у ответчика не имеется иных способов обжалования, до подачи кассационной жалобы.

3) При рассмотрении касационных жалоб, в случае истребования дела, судья может вынести определение о приостановлении исполнения решения суда апелляционной инстанции до окончания производства в суде кассационной инстанции.
При этом в кассационной жалобе (ходатайстве) должна содержаться просьба о таком приостановлении.

Читайте также: