Что такое суд сеньора

Обновлено: 18.05.2024

Само собой разумеется, что сеньории отличались друг от друга по величине. Богатым сеньорам' в густо населенных провинциях могла принадлежать земля целой деревни, и не одной. Начиная с IX века, та­кие крупные владения встречаются все реже, и в дальнейшем по всей Европе за достаточно редким исключением их становится все меньше и меньше. Одна причина этому - наследственные разделы. Другая -раздача феодов. Для того чтобы вознаградить своих вассалов, сеньоры были вынуждены дробить свои земли. В конце концов, зачастую полу­чалось так, что из-за раздачи земель, их продажи или вследствие пре­вращения наделов в зависимые, - как это происходило, будет описано позже, - в руках господина оказывались крестьянские хозяйства, раз­бросанные на достаточно большой территории, так что многие сеньо­рии состояли из множества мелких земельных владений в различных районах, полностью не совпадая ни с одним из них. В XII веке границы земельного владения совпадали с каким-то районом только в случае недавней распашки целины, когда и сеньория, и деревня одновремен­но возникли на запустелых землях. Таким образом, крестьяне оказы­вались неизбежно включенными в две различные социальные группы: с одной стороны, были слугами своего, сеньора, а с другой - членами своей собственной деревенской общины. Ничего удивительного, что землепашцы, чьи дома стояли рядом и чьи земли граничили, жили меж­ду, собой чрезвычайно тесно: их объединяли как общие интересы, так и совместно выполняемые повинности на земле сеньора. Пройдет вре­мя, и государственная власть будет страдать от этого двойственного положения крестьянства. В краях, где сохранялся патриархальный ук­лад и крестьяне жили хуторами, состоявшими из одной, двух или трех семей, сеньории были особенно рыхлыми и вязкими по своей структуре.

2. Распространение сеньорий

И все-таки как далеко простиралось сеньориальное владение зем­лями? И если, в самом деле, рабский труд в сеньориях был заменен свободным, то в зависимости от района и периода, в каком процентном отношении? Вопросы - и первый, и второй - нелегкие. Дело в том, что только сеньории, и в основном те, что принадлежали церкви, имели архивы, поэтому земли вне сеньорий оказывались землями вне истории. А если какой-то надел и упоминался в документе, то в определенном контексте: при констатации исчезновения данной единицы в качестве самостоятельной и объявлении, что отныне она входит в комплекс сегньориальных отношений. Словом, чем длительнее был процесс распро­странения сеньорий, тем дольше длится и период нашего неведения. Чтобы хоть как-то рассеять тьму, попробуем тщательно вычленить два вида обязательств: те, которые были связаны непосредственно с самим человеком и ложились только на него, и те, которые ложились на чело­века как на держателя земли. Будем при этом иметь в виду, что некото­рые обязательства были взаимосвязаны, одни порой являлись следстви­ем других. Однако в низших сословиях в отличие от вассалитета, где оммаж и феод зависели друг от друга, обязательства личные и обяза­тельства, связанные с землей, сближались постепенно. О личных обя­зательствах мы будем говорить в следующей главе, а в этой займемся земельными зависимостями.

На чисто германских территориях, например, на равнине, прости­рающейся от Рейна до Эльбы, мы также дадим рабов, отпущенников и свободных крестьян, которые жили на землях богатых и власть иму­щих господ, платя им за это оброк или отрабатывая повинности. Надо сказать, что поначалу различие между зависимыми от сеньора и неза­висимыми крестьянами была не столь велика, поскольку институт се­ньории сам по себе только-только формировался, деревенские старей­шины или богатые покровители деревни только становились сеньорами; а подарки, упоминаемые Тацитом, которые они получали по традиции, очень медленно преобразовывались в доход.

В первый период формирования феодализма эволюция шла более или менее в одном направлении - в направлении расширения владе­ний и прав сеньора. Слияние разных типов аренды, приобретение се­ньорами новых возможностей и рост их власти, переход аллодов под руку сильных и могущественных - подобные явления происходили почти повсеместно. Повсюду, где отношения земельной зависимости поначалу были размытыми и отличались относительной свободой, они становились жестче, определеннее, и в результате возникали настоя­щие сеньории. Не будем думать, что возникали они самопроизвольно. Их формировали внешние влияния, завоевания и иммиграция. Так, на: пример, в южной части Германии и Саксонии еще до Каролингов, а по­том и во время их царствования епископы, аббаты и крупные земле­владельцы, приехавшие из королевства франков, способствовали распространению социальных институтов своей родины, которые охот­но принимала местная аристократия. То же самое, но с еще большей определенностью можно сказать об Англии. Другое дело, что ведущи­ми там оставались англосаксонские и скандинавские традиции, поэто­му отношения земельных взаимозависимостей были необычайно запу­танными, и наличие сеньорий оставалось под вопросом, так как господская усадьба и многообразные держатели никак не могли обра­зовать единую систему. Жесткий режим сеньорий установился в Анг­лии только после 1066, благодаря политике насилия, проводимой ино­земными правителями.

Должность, предоставляемая королем, давала право законным об­разом использовать некоторую часть полученной от государства влас­ти в своих целях и для своей пользы. В силу особенностей франкского иммунитета, который мы изучим позже, большинство князей церкви, равно как и немалое число могущественных светских князей, получа­ли полномочия, хотя бы частичные, государственных судебных орга­нов и, кроме того, право отчислять в свою пользу часть собираемых доходов. Безусловно, эти прерогативы относились только к тем зем­лям, которые или уже находились в ведении королевских чиновников, или должны были перейти к ним в руки в ближайшем будущем. Таким образом, иммунитет укреплял власть сеньора, но не являлся основани­ем его власти. Надо сказать, что сеньория редко находилась в ведении одного владельца, почти всегда она включала еще несколько аллодов. Королевским чиновникам было трудно добраться до них. Иной раз го­сударь был вынужден отдать их своей волей в распоряжение получив­шего иммунитет сеньора как в отношении суда, так и в отношении налогов. Но гораздо чаще хозяева аллодов сами поддавались неотвра­тимому искушению воспользоваться покровительством сеньора.

Но если говорить о существе дела, то и факты откровенного при­нуждения, и факты добровольного согласия свидетельствуют об одном: о слабости независимых крестьян. Мы не будем вести здесь речь.об экономических трагедиях. Но можем ли мы забыть, что сеньории ус­пешно развивались и ширились не только в сельскохозяйственных об­ластях, что почти все романские поселения, во всяком случае, большая их часть, - поселения, которые, находясь под властью Рима, разумеет­ся, не знали ничего подобного, - тоже начинают жить по примеру ан­тичных сельских villae, используя держания с присущими им повин­ностями? Однако не стоит уподоблять процессы, касающиеся больших владений, процессам, происходящим в малых, подобие получится весь­ма сомнительным. Дело в том, что сеньория представляла собой, в пер­вую очередь, объединение небольших зависимых хозяйств. Что лее ка­сается аллодов, то далее если его хозяин становился держателем и принимал на себя новые обязательства, они ничего не меняли в усло­виях эксплуатации аллода. Хозяин, которого искали или терпели аллодисты, доллсен был компенсировать несостоятельность других со­циальных институтов, семейной солидарности, например, или деятель­ности государственных властей. Явственнее всего свидетельствует об этом пример жителей Вохлина, которые, став лсертвами тирании, ре­шили пожаловаться королю, но, оказавшись в большой толпе жалоб­щиков на очередном судебном выездном заседании, не смогли довести до судей суть своей жалобы, так как их деревенский язык не был понят. Безусловно, слабость государственных учреждений была связана еще и с отсутствием денежного обмена. Невозможность решить свои про­блемы с помощью денег влекла за собой и ослабление сопротивляемо­сти у крестьян. Но экономические факторы влияли на социальную дра­му крестьянства опосредованно. Суть этой драмы была та же, что и на более высокой ступени социальной лестницы, где она подвигала лю­дей торопливо завязывать узлы вассальной зависимости.

Разумеется, в эпоху расцвета феодальных институтов в этих окра­инных по отношению к Западу социумах существовала зависимость мелких фермеров, рабов, отпущенников и свободных людей от могу­щественных и сильных собственников, равно как существовала и пре­данность соратников по отношению к принцу или главе военных похо­дов, но вместе с тем там отсутствовала общественная структура в виде строгой иерархии, требовавшей от крестьян полного подчинения, а от воинов полной преданности, которую мы и называем феодализмом.

Считаем ли мы, что причиной слабого развития феодализма в этих областях послужило отсутствие закрепившихся франкских традиций (далее во Фризии административные структуры, созданные Каролин-гами, очень быстро исчезли)? Безусловно, эта причина очень важна, но еще более существенной причиной нам представляется другая: в этих областях друяшнные отношения так и не преобразовались в вассаль­ные. Базовые факторы всегда берут верх над привнесенными. Там, где свободный гражданин, кем бы он ни был, продолжал оставаться вои­ном, готовым к несению военной службы, и ничем существенным в сво­ем вооружении не отличался от профессиональных элитных воинов, крестьянин легко избегал сеньориальной зависимости, а из дружин не формировался особый класс рыцарей с узкой специализацией и осо­бым, юридическим статусом sui generis. Там, где люди любого сословия могли найти поддержку и опереться на что-либо иное, нежели личное покровительство, - во Фризии это были родственные отношения, в Дит-маршене и у кельтов кроме родственных отношений еще и государ­ственные институты, близкие по типу к германским и скандинавским, -там ни отношения соподчинения, характерные для сеньории, ни ом-маж с феодом не становились главными в социальной жизни.

Больше того, сеньориальный режим, точно так лее, как феодальная система в целом, достиг полного развития лишь в тех странах, куда был ввезен. В Англии во времена нормандских королей не терпели не толь­ко рыцарских аллодов, но и крестьянских. На континенте и те, и дру­гие сохранялись гораздо дольше. По правде говоря, и во Франции на территории между Маасом и Луарой, а также в Бургундии в XII— XIII веках аллоды были улсе редкостью; скорее всего, на этих протя­женных пространствах они исчезли полностью. Зато значительное ко­личество аллодов сохранилось на юго-западе Франции, в некоторых провинциях центральной части Европы, таких, как Форез, Тоскана, но больше всего в Германии, особенно в Саксонии. В этих краях удиви­тельным образом сосуществовали аллоды старейшин, держания, объе­динившиеся вокруг усадеб; и должности управляющих, за которые не нужно было приносить никаких оммажей. Деревенские сеньории были куда древнее возникающих уже в начальный период феодализма струк­тур, характерных именно для этой формации. Однако и широкое рас­пространение сеньорий, и их разрушение объясняются - мы находим тому множество подтверждений - теми же самыми причинами, что и успехи и неуспехи вассалитета и института феодов.

3. Сеньор и держатели

Обыденная жизнь служила источником множества конфликтов, и память юристов беспрестанно пополнялась новыми казусами и преце­дентами. Правила становились тягостной обузой чаще всего там, где за их соблюдением надзирала какая-либо юридическая инстанция, непод­купная и законопослушная. В IX веке в государстве франков эту роль обычно брали на себя королевские суды, но если мы знаем только о неблагоприятных решениях по отношению к арендаторам, то скорее всего только потому, что церковные архивы не позаботились сохранить все остальные. В дальнейшем судебную власть присвоили себе сеньо­ры, в результате чего мы лишились и церковных архивов в качестве источников. Но и самые законопослушные юристы отваживались дей­ствовать вопреки традиции, если она противопостояла интересам их покровителей. Так, аббат Сугерий в своих мемуарах хвалится тем, что заставил крестьян платить за свои земли не налог в сто су, как это было принято, а сумму, соответствующую полученному урожаю, что пред­ставлялось гораздо более выгодным (231). В жизни самовластию гос­под противостоял - и зачастую весьма успешно - редкостный консер­ватизм крестьян и крайняя неупорядоченность административных структур.

Проблема наследования, столь настоятельная для феодов воинов, почти не имела значения в истории сельских земельных наделов. По крайней мере в эпоху феодализма. Почти повсеместно крестьяне поко­ление за поколением работали на одних и тех же полях. Хотя бывали случаи, и подробнее мы будем говорить о них ниже, когда родственники по боковой линии не получали наследства в случае, если покойный держатель был рабом. Во всех остальных случаях право наследников всегда уважалось, но только в том случае, если они не покидали преж­девременно семейный круг. Права наследования были закреплены ис­конным местным обычаем, и господин стал вмешиваться в них в опре­деленные времена и в определенных краях только с тем, чтобы уберечь наделы от раздробления, мешающего получать ему строго определен­ные доходы. Наследственное право крестьян воспринималось настоль­ко само собой разумеющимся, что в документах на него только ссыла­лись как на давным-давно установленное и не нуждающееся в обосновании. Случилось ли это потому, что еще до того, как сельские общины превратились в сеньории, негласный обычай передавать наде­лы по наследству распространялся на мансы, которые были выделены из господской земли? Безусловно, так. Но еще и потому, что сеньоры были заинтересованы в непрерывности традиции. В те времена земля была важнее человека, а экономические условия не позволяли нанять за деньги или за пропитание большое количество рабочих рук, поэто­му более выгодным было иметь в своем постоянном распоряжении ра­бочие руки зависимых, которые могли содержать сами себя.

Небольшие перерывы - это правление анжуйской династии английских королей из династии Плантагенетов (о которых мы тоже не будем вспоминать особо) и Наполеоны, о который безусловно вспомним, но выведем за рамки. Ибо во время правления Наполеона I и Наполеона III система немного менялась.
Окончательно от монархического правления французы отказались в сентябре 1870 года во времена так называемой сентябрьской революции.

И да, я делаю общий обзор французского нобилитета с Средних веков до 19 столетия без привязок к конкретной эпохе. И максимально упрощая - ибо там куча разновидностей нобилитета - "дворянство меча", дворянство колокола и т.д. Это я все опускаю, дабы не запутать вас.
Французских феодалов формально можно разделить на три категории. Во-первых, так называемые сюзерены - то есть верховные сеньоры территории (государства), обладавшие на ней всей полнотой власти, порой равной королевской. Это герцоги, маркизы и крупные графы. Во-вторых, хозяева доменов, -земельных владений, находящихся в полной личной собственности феодала. В-третьих, владельцы бенефициев - пожизненных владений, жалованных за службу; и владельцы фьефов – наследственных владений, жалованных за службу.

Причем все феодалы, перечисленные выше, могли быть и графами, и герцогами, и баронами. То есть граф мог быть и сюзереном (графство Фландрия), и хозяином своего домена, и феодалом, получившим бенефиций или фьеф от короля.
Теперь, собственно о лестнице титулов.
Она, пожалуй, самая длинная и интересная во всем мире.
Король (Roi) - Дофин (Dauphin) - Великий герцог (Grand-duc) - Принц Королевской крови (Prince du Sang Royal) - Принц Крови (Prince du Sang) - Герцог (Duc) - Маркиз (Marquis) - Граф (Comte) - Виконт (Vicomte) - Видам (Vidame) - Барон (Baron)- Сеньор (Seigneur) -Баннерет (Banneret) - Рыцарь (Chevalier) и простой Monsieur de.

О верхней части лестницы мы поговорим в следующий раз, а сегодня коротко пройдемся по остальным.

Известно 164 французских герцогских фамилии. Например Ангулем, Вильруа, Граммон, Колиньи, Монморанси, Монпасье, Монфор, Риволи, Роган, Фронзак, Шеврез, Этамп и так далее.

Маркиз
Следующим во французской иерархии титулом был титул marquis (маркиз). Слово "mark" имело значение "пограничье, приграничная земля", и позднее стало обозначать приграничную административную единицу в империи Карла Великого - Марку. Соответственно, это первоначально королевский наместник в марке.

При Капетингах титул в первое время почти вышел из употребления, и на территории современной Франции до XVI века использовался только на землях, входивших в средние века в состав Священной Римской империи, в частности, его носили герцоги Лотарингские. А часть Прованса, отошедшая графам Тулузским по договору 1125 года, по-французски именуется Прованским маркизатом.

Французской короной титул маркиза заново был пожалован в феврале 1505 послу в Риме Луи де Вильнёву, ставшему маркизом де Транс. Впоследствии титул маркиза стал третьим по степени знатности, что было подтверждено постановлением личного совета короля от 10 марта 1578 и эдиктом в августе 1579. Согласно этим документам, для возведения в ранг маркизата требовалось обладание тремя барониями и тремя шателениями, зависимыми от короля, или двумя барониями и шестью шателениями.

Это правило со временем перестало соблюдаться, и к концу XVII века в маркизы возводили даже простых совладельцев сеньорий. И вскоре пристиж титула очень понизился.
К Маркизу стоило обращаться Ваше сиятельство. Или же высокородный и могущественный владетель, достопочтенный маркиз.
В гербе имели обычно корону маркиза

Граф
Следующим в феодальной иерархии был comte (граф). Само слово происходит от названия территориальной единицы. Так именовался императорский или королевский служащий, наделённый всей полнотой административной и судебной власти на определённой территории (т.е. в своём графстве).


Схожую этимологию имеет термин, обозначающий должностное лицо духовно-рыцарского ордена – комтур. Хотя во Франции правильно было именовать его Конт. Самое распространенное дворянское звание во Франции - 1156 родов

Первоначально играл важнейшую роль, наравне с герцогским титулом (пример - граф Парижский или графы Анжуйские), но постепенно значение титула все больше невелировалось.
Именовались также как и Маркизы - высокородный и могущественный владетель; достопочтенный граф. Или Ваше сиятельство.

В гербе носил обычно корону графа

Виконт
Или вице-граф (vicomte)

В поздний период такой титул, учитывая правила майората, носили младшие сыновья маркизов и графов и их потомки.Обращаться можно было благородный и могущественный господин или Ваша милость.

Часто можно встретить в классической французской лимтературе. Например, Виконт де Лямар — один из главных персонажей романа Ги де Мопассана "Жизнь", виконтесса де Гранлье — один из второстепенных персонажей повести Оноре де Бальзака "Гобсек", а Альбер, виконт де Морсер — один из персонажей романа Александра Дюма "Граф Монте-Кристо". Ну и конечно же виконт де Бражелон :-)


Видам
Не часто используемый титул. Это викарий или наместник епископа.

Первоначально видамы занимали должность епископских экономов и управляющих имениями, но постепенно приобрели более самостоятельное положение и впоследствии, сохранив свой первоначальный титул, сделались наследственными владельцами и собственниками тех самых имений, которыми сперва лишь заведовали.

Некоторые, наиболее известные и значимые видамства во Франции: Амьен, Бове, Лан, Ман, Шартр


Барон

Этот титул носили феодалы, обладающие своим доменом и имевшие в подчинении вассалов, сами будучи вассалами непосредственно короля. Пожалуй, это самый не распространенный титул во Франции (чаще встречался в Германии – “Freiherr” и ранней Англии – “Baron”). Но как мы помним, Портос хотел и получил именно баронский титул :-)

Баннерет

Довольно редкое звание. Первоначально, в феодальную эпоху - это рыцарь, имевший право вести в бой группу других рыцарей и оруженосцев под собственным знаменем (баннер) с изображением его собственных геральдических символов.

Статус баннерета не обязательно означал принадлежность к дворянскому сословию, хотя большинство из них дворянами всё-таки являлись. Знамя баннеретов имело квадратную форму, чтобы его можно было легко отличить от сужающегося на конце штандарта или вымпела рыцарей, стоящих ниже по иерархии, кроме того баннеретам дозволялось использовать фигуры щитодержцев в своем гербе.
Титул Баннерета, с правом демонстрации личного знамени, даровался за отличия, проявленные на поле боя.

Шевалье

Или просто рыцарь. Обычно - дворянин без домена, несший службу. За службу они получали от своего сюзерена пожизненный бенефиций или наследственный фьеф- и потому титулов не имели, пока не получали землю в полное владение. Этимология французского термина chevalier (шевалье, кавалер) восходит к роду его занятий – службе в феодальном войске в качестве тяжеловооружённого всадника. Соответственно, возведение в рыцарское достоинство изначально было равносильно принятию на такую службу.


Ну и наконец Monsieur de.
Это дворяне, не имевшие даже титула шевалье. Первоначально их называли equier (экюйе) – оруженосцы. Так назывались лично независимые дети дворянства, не имевшие возможности сами себя обмундировать и снарядить. У оруженосца была возможность храбростью в бою завоевать право на владение бенефицием или фьефом.

Были оруженосцы по тем или иным причинам не получившие землю или титул. Они и оставались просто “Monsieur de . ”. Со временем они слились с шевалье. В английской титульной системе подобный же статус носили первоначально эсквайры.
Продолжение следует.
Приятного времени суток.

4. Организация суда и особенности судебного процесса по нормам Салической правды:

У франков существовали как сотенный суд, так и королевский суд, упоминание о котором содержится уже в семи первых титулах. На важную роль суда в жизни франкского общества указывают многочисленные статьи Салической правды, предусматривающие санкции за неявку ответчика, свидетеля в суд без уважительных причин. Преследовались также лжесвидетельство и отказ от дачи свидетельских показаний.

Характер суда у франков раскрывают титулы XVIII, XLVI, LVII и др., об отдельных чертах судебного процесса свидетельствуют титулы I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI и др. Необходимо обратить внимание на состязательно-обвинительный характер судебного процесса у франков, а также на то обстоятельство, что уголовный и гражданский процесс представляли собой неразрывное целое.

По Салической правде судебное разбирательство возбуждалось по жалобе потерпевшего, который должен был в строго определенной форме вызвать обвиняемого в суд, причем на явку полагался установленный законом срок. В случае неявки вызов повторялся второй и третий раз, и только при троекратной неявке могло последовать заочное рассмотрение или осуждение.

На частном обвинителе лежала и обязанность предоставить доказательства виновности лица, которое он оговорил, причем если он проигрывал дело, то ему грозила та же кара, какой в случае осуждения подвергся бы обвиняемый. Обвинитель перед судьями излагал свою жалобу, после чего обвиняемый спрашивался, признает ли он обстоятельства, указываемые обвинителем. Если обвиняемый их признавал, разбирательство заканчивалось и судьи выносили приговор, если же отрицал, судьи переходили к рассмотрению доказательств, к допросу свидетелей. Обвинитель представлял суду своих свидетелей, обвиняемый - своих. Каждая сторона имела право оспаривать показания свидетелей противной стороны. По исчерпании всех доказательств и заключительных слов сторон суд постановлял приговор.

Основными доказательствами были: собственное признание обвиняемого; свидетельские показания; вещественные доказательства; присяга, клятва соприсяжников.

Соприсяжники не являлись свидетелями, не давали суду показаний по существу дела. Они были свидетелями доброй славы. К ним относились приятели, соседи, родственники, которые знали обвиняемого и по совести утверждали, что он хороший человек и не мог совершить преступления, в котором он обвиняется. Они под присягой ручались за честь, добропорядочность обвиняемого, что обвиняемый и его присяга достойны доверия. Обе стороны могли приводить соприсяжников.

Исполнение судебного решения было делом истца, а не государственных органов. Если присужденный к уплате выкупа обвиняемый не выполнял решения суда, обвинитель должен был троекратно обращаться к суду за подтверждением своего права. Только после этого обвинитель с помощью суда мог в принудительном порядке получить возмещение из имущества осужденного. Если обвиняемый не уплачивает наложенного на него вергельда, то есть выкупа за убийство, и никто по требованию обвинителя не примет на себя обязательство уплатить сумму вергельда за осужденного, последний передается в руки обвинителя, который имеет право умертвить его. Такое умерщвление должно быть совершено с соблюдением определенной формы, в присутствии свидетелей

При анализе особенностей франкского судебного процесса студенту следует обратить внимание на правовое неравенство различных групп древнегерманского общества перед судом.

ТЕМА № 4. Саксонское зерцало - памятник немецкого права эпохи развитого феодализма (4 часа).

1. Общая характеристика Саксонского зерцала:

а) время создания Саксонского зерцала; б) источники Саксонского зерцала; в) структура Саксонского зерцала и отражение в ней социальной структуры общества Германии XIII века; г) система расположения нормативного материала в обеих частях

Саксонского зерцала и форма изложения правовых норм.

2. Земельная собственность и землевладение в Саксонском зерцале:

3. Обязательственное право в Саксонском зерцале:

4. Нормы семейного и наследственного права в Саксонском зерцале:

5. Уголовно-правовые нормы в Саксонском зерцале:

6. Организация судебной власти и особенности процессуального права по нормам Саксонского зерцала:

а) разграничение между церковным и светским судами (Земское Право, книга I ст. 2: книга III ст. 87 § 1; книга I ст. 53 § 4); б) утверждение территориального принципа подсудности: королевский суд и его статус (Земское Право, книга II ст. 12 § 4, книга III ст. 26 § 1; книга II ст. 25 § 2: книга III ст. 33 § 1; книга III ст. 52 §§ 2,3; книга III ст. 64 § 1); в) земские суды: суд графа, шультгейса, гографа и сельского старосты; г) ленные суды; д) вызов в суд и возбуждение дела (см. Земское Право, книга I ст. 62 § 1: книга III ст. 16 § 1); доказательства, особенности порядка ведения судебного заседания, вынесение судебного решения, возможность обжалования решения в вышестоящий суд.

1. Антология мировой правовой мысли. В. 5. т. Т. 2. Европа V-XVII вв. М.,1999.

2. Саксонское зерцало. Памятник, комментарии, исследования./ Отв. ред. В.М. Корецкий. М: Наука, 1985.

3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М.: Юристъ, 1996.Т. 1. С. 284-295.

4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В. 2 т. Отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 1. Древний мир и Средние века. М.: Издательство НОРМА, 2003. - С. 641-675.

5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. Любое издание.

6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века)/Составитель В.А. Томсинов М., Зерцало, 1999. Т.1. С. 329-338.

Цель семинарского занятия

Саксонское зерцало представляет собой один из наиболее известных правовых памятников средневековой; Германии. Созданный около 1230 г. саксонским рыцарем Эйке фон Репгау (Репков), он отразил особенности развития правовой мысли Германии, а также традиционные институты германского вещного, обязательственного, наследственного, уголовного, процессуального права до начала рецепции римского права.

Целью занятия является изучение основных положений Саксонского зерцала и выявление наиболее характерных институтов средневекового германского права, особенностей правовой системы и правовой мысли Германии середины XIII в.

1. Общая характеристика Саксонского зерцала:

Анализ Саксонского зерцала следует начать с его структуры. Первая книга памятника содержит положения земского права, вторая посвящена вопросам действующего в Германии ленного права. Необходимо дать четкое определение этих понятий. В литературе часто встречается определение земского права по Саксонскому зерцалу как права свободного, но неблагородного (шеффенского) сословия, что, однако, неверно. Земским правом в Германии называлось местное право отдельного германского государства (в данном случае право Саксонии), которое распространялось на всех его жителей. Большинство правоотношений благородного (рыцарского) сословия, и прежде всего отношения, связанные с передачей и использованием феода (лена), регулировались нормами ленного права. Тем не менее многие положения земского права распространялись и на них.

Саксонское зерцало дает представление о сложной структуре германского общества начала XIII в. Выделение различных категорий свободных и несвободных, благородных и неблагородных лиц было обусловлено особенностями феодальных поземельных отношений и существованием различных судебных систем.

Саксонское зерцало подразделяет все население Саксонии на лиц, принадлежащих к рыцарскому сословию (так называемые семь щитов), и податное сословие — крестьянство.

Саксонское зерцало закрепляет и различные категории крестьянства: свободные крестьяне — ч иншевики (биргельды и простые чиншевики), арендаторы (ландзассы), лично зависимые крестьяне (батраки и литы). Следует охарактеризовать каждую из названных групп, помня о том, что статус крестьянина определялся объемом его правомочий относительно земельного участка, а также видами повинностей.

Примечательно в Саксонском зерцале отрицательное отношение его составителя к институту личной зависимости крестьян (ЗП. III. 42).

Характерной чертой феодального землевладения в Германии является длительное сохранение крестьянской общины (марки), о чем свидетельствуют, в частности, ст. 54—56 кн. II ЗП.

Лицо могло потерять свой социальный статус благодаря процедуре лишения прав, являющейся одним из видов наказаний за преступление (ЗП. I. 38, 39).

Завершая общую характеристику Саксонского зерцала, следует определить, каково его историческое значение и влияние на другие источники средневекового права Германии: Швабского и Германского зерцал, право города Магдебурга и др.

2. Земельная собственность и землевладение в Саксонском зерцале:

При ответе на этот вопрос следует, прежде всего, обратить внимание на то, что к средневековому праву неприменимы трактовки современного права, особенно если речь идет о праве собственности на землю. В Саксонском зерцале находят свою правовую регламентацию различные виды феодального землевладения: свободное держание ( аллод), рыцарское держание за службу ( лен), различные виды крестьянского держания.

Необходимо показать, в чем состоит существенное отличие аллода от лена, раскрыть их содержание.

В Саксонском зерцале говорится также о городских ленах, принадлежащих не конкретному лицу, а городу в целом, выступавшему в виде коллективного вассала (ЛП. III. 2).

Право владения леном возникало после совершения торжественной процедуры наделения леном (инвести тура) или в результате давностного владения в течение одного года и одного дня. Право пользования леном заключалось главным образом в возможности получать доход с лена, в том числе в виде чинша с зависимых крестьян.

Лен как форма феодального землевладения господствовавшего класса неизбежно предполагал наличие цензивы — зависимого феодального землевладения эксплуатируемого класса, класса непосредственных производителей. Цензива входила в феодальную систему, являлась ступенью феодальной лестницы. Однако цензива как форма феодального землевладения коренным образом отличалась от всех остальных ступеней феодальной иерархии. Владелец феода — это помещик, цензитарий — это крестьянин.

В XIII в. в Германии, в связи с превращением массы крестьянства в зависимых и крепостных, можно различать различные виды зависимого землевладения, характерные как по субъекту, так и по объекту.

Субъектами наследственных чиншевых владений были чиншевики-биргельды. Субъектами пожизненных чиншевых владений — чиншевики их земельные участки после их смерти переходили к господину, который имел право передавать земельный участок новому владельцу по своему усмотрению.

Помимо чинша, чиншевик обязан был вносить десятину с урожая (каждый десятый сноп), со скота и со всех видов домашних животных.

От чиншевиков отличались арендаторы-ландзассы. Их связь с земельным участком была крайне слабой и определялась договорными соглашениями с господином.

3. Обязательственное право в Саксонском зерцале:

Решающее значение земельной собственности во всей системе феодальных производственных отношений предопределяет особенно тесную связь между обязательственным правом и земельными отношениями. Как уже отмечалось, земельная собственность в феодальном обществе — основа зависимости, в том числе материальной, основа важнейших обязательств: ленных, чиншевых, арендных и т. д.

В связи с тем, что базой всей хозяйственной деятельности в феодальную эпоху служит сельскохозяйственное производство, в ряду деликтных обязательств большой удельный вес занимают обязательства, вытекающие из нарушения прав земельной собственности и из причинения вреда сельскохозяйственным орудиям и средствам производства.

4. Нормы семейного и наследственного права в Саксонском зерцале:

Основой семейно-имущественных отношений Земского права служило положение об общности имущества мужа и жены. С момента вступления в брак имущество жены переходило во владение мужа, выступавшего в качестве ее законного опекуна (ЗП I 31 § 2). Во время существования брака единственным распорядителем, имущества был муж, в его же распоряжение поступало все вновь приобретавшееся и нажитое имущество.

Основные принципы семейно-имущественных отношений средневековой Германии получили наиболее яркое выражение в наследственном праве. Наследственное право в Саксонском зерцале находится под влиянием правовых взглядов германцев. Так, здесь отсутствует наследование по завещанию. (Последнее появилось позднее, во многом благодаря рецепции римского права.) Яркой чертой германского наследственного права является отличие наследования по ленному и земскому праву, В то время как лен и военное снаряжение по ленному праву передавались по принципу майората ближайшему родственнику по мужской линии (как правило, старшему сыну), по земскому праву все имуществу делилось поровну между родственниками умершего. Исключение составляли так называемая женская доля, утренний дар, пожизненное пользование вдовы. Следует раскрыть содержание названных институтов, используя при этом соответствующие статьи кн. I ЗП (I. 14, 20, 21, 24, 32) и ЛП (I. 35).

5. Уголовно-правовые нормы в Саксонском зерцале:

В значительном числе статей Саксонского зерцала рассматриваются вопросы преступлений и наказаний. Так, кн. II ЗП почти полностью посвящена этой проблематике.

6. Организация судебной власти и особенности процессуального права по нормам Саксонского зерцала:

Вопрос об организации судов и судебной процедуре по Саксонскому зерцалу является одним из самых важных. Он дает ключ к пониманию особенностей существования и функционирования правового механизма в германском средневековом обществе с его иерархической структурой и сословной замкнутостью. Следует также помнить о том, что в раннесредневековом праве нормы материального права были неразрывно связаны с процессуальными положениями. Не случайно первую часть Саксонского зерцала — Земское право — часто называют судебником, руководством для судей.

Ниже судов графов и маркграфов стояли суд шультгейса, который осуществлял суд над свободными крестьянами-чиншевиками, и суд гографа (суд определенного округа), где заседали ландзассы и другие крестьяне, рассматривая дела подобных себе крестьян (ЗП. III. 64. 10).

Наконец, на последней ступени судебной лестницы находился суд сельского старосты (ЗП. III. 64. 11).

Таким образом, Саксонское зерцало закрепляет одну из ярких особенностей средневекового права — суд равных — как наверху, так и внизу социальной лестницы (ЗП. 1.55.1 и др.).

Судебный процесс по Саксонскому зерцалу носит состязательный характер. Студент должен назвать основные черты этого процесса. Главными способами доказывания оставались поединок, свидетельские показания и клятва. Участие в процессе, способность доказывать свою правоту могли быть ограничены в случае лишения прав (ЗП. I. 39). В ст. 7 кн. II ЗП перечислены четыре основания неявки в суд. В противном случае неявка в суд влекла за собой оставление под подозрением, а при неявке в суд в течение одного года и одного дня человек подвергался королевской опале.

Тема № 5. Каролина - уголовно- судебное уложение Священной Римской империи германской нации XVI века (4 часа) .

Цель данной работы – раскрыть сущность сеньорально-вассальных отношений в эпоху Раннего Средневековья, а также проследить их влияние на рыцарское сословие.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать сеньора и вассала как участников общественных отношений Раннего Средневековья;
- показать ритуал оммажа;
- проследить феодальную иерархию и выяснить её роль в общественных отношениях того времени;
- изучить типы сеньорально-вассальных отношений: их сходства и различия;
- изучить этику и нравы рыцарского сословия.
Хронологические рамки: V – середина XI вв.

Содержание

Введение……………………………………………………….…….
Сеньор и вассал. Понятие и процедура оммажа………………..
Феодальная иерархия……………………………………..…….
Типы сеньорально-вассальных отношений..……………….
Рыцарство: этика и нравы…………………………………….
Заключение………………. …………………………………..……..
Список используемых источников и литературы……………….

Вложенные файлы: 1 файл

Средние века.docx

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет истории и международных отношений

Кафедра истории Средних веков

Контрольная работа

по истории Средних веков

отношения и феодальная иерархия

студентка 1 курса

Седельникова Д. Е.

к.и.н., доцент Терехова О. Н.

  1. Сеньор и вассал. Понятие и процедура оммажа………………..
  2. Феодальная иерархия……………………………………..…….
  3. Типы сеньорально-вассальных отношений..……………….
  4. Рыцарство: этика и нравы…………………………………….

Список используемых источников и литературы……………….

Главным содержанием средневековой эпохи, которое определило её особенности, было возникновение и развитие нового общественного строя – феодального. Именно зарождение феодализма привело к эволюции в общественных отношениях: появлению новых классов, институтов, мировоззрения. Античные и варварские жрецы превратились в христианских священнослужителей, рабы – в крестьян, в военном же сословии выделились два лица, неразрывно связанные друг с другом и обладающие существенным значением для понимания той эпохи – сеньор и вассал.

Средневековье было суровым временем в жизни всех стран Западной Европы. Ни одна из них не представляла собой сплочённого, сильного, целого государства. Франция, Германия, Италия и Испания были разбиты на тысячи мелких и крупных земель и поместий, владельцы которых – герцоги, графы, бароны и церковные сановники – являлись почти независимыми государями своих имений. Они вершили суд над населением своих земель, облагали его податями и налогами, собирали войска, объявляли войну и заключали мир. Крестьянам, разумеется, было не под силу нести конную военную службу, потому несли её вассалы.

Сеньорально-вассальные отношения на десять веков стали основой жизни феодального сословия, поэтому для более полного, глубокого понимания социальной организации средневекового общества очень важно изучить все их аспекты. Это говорит о том, что выбранная тема, несомненно, актуальна и достойна исследования.

Цель данной работы – раскрыть сущность сеньорально-вассальных отношений в эпоху Раннего Средневековья, а также проследить их влияние на рыцарское сословие.

Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:

- охарактеризовать сеньора и вассала как участников общественных отношений Раннего Средневековья;

- показать ритуал оммажа;

- проследить феодальную иерархию и выяснить её роль в общественных отношениях того времени;

- изучить типы сеньорально-вассальных отношений: их сходства и различия;

- изучить этику и нравы рыцарского сословия.

Хронологические рамки: V – середина XI вв.

Материалами анализа послужат дошедшие до нас литературные произведения, а также научно-исследовательские работы историков-медиевистов.

  1. Сеньор и вассал. Понятие и процедура оммажа

Разумеется, сеньор — землевладелец, господствующий над крестьянами и получающий с них доходы. Не будь у него поступлений от зависимых держателей земель, он не был бы в состоянии содержать свиту и заниматься военным делом (ведь феодалы – именно военное сословие). Рента, собираемая со своих владений, даёт ему возможность устраивать роскошные пиры, празднества, принимать гостей, раздавать подарки. Расчётливость, бережливость — качества, противопоказанные ему сословной этикой.

В свою очередь вассал – это землевладелец-феодал, лично зависящий от своего господина и обязанный нести в его пользу определённые повинности, в первую очередь, военную службу. Отношения между сеньором и вассалом мыслились как отношения взаимного служения, помощи и дружбы.

Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал часто был склонен защищать свою собственность с оружием в руках.

Пожалование обычно заключалось в земельном владении. Но оно могло состоять в передаче права сбора доходов с земли без пожалования её самой либо в праве сбора пошлин и поборов, судебных прав и др. Существенным был не объект пожалования, а самый факт его: получение феода было сопряжено с обязанностью вассала нести службу и повиноваться сеньору. Но сеньор мог достичь той же цели и без всякого пожалования — он мог взять вассала на своё содержание, с тем, чтобы тот кормился при его дворе. Таким образом, существо феодального отношения между сеньором и вассалом заключалось, прежде всего, в установлении личной связи, отношений господства-подчинения, покровительства и службы (Д.Э. Харитонович).

Характерной чертой данных отношений являлась также их бессрочность, то есть неограниченность во времени. Оммаж не мог быть принесён в качестве обязательства служить какой-то определённый срок — устанавливались либо пожизненные отношения зависимости, либо даже ещё более длительная связь, передававшаяся по наследству – это отличало вассальное войско от наёмного. Если сеньор умирал, его вассалы должны были присягать его сыну, точно так же как и наследники умерших вассалов могли получить лен своих отцов, только принеся присягу верности сеньору.

Ниже стояли крупнейшие светские и духовные феодалы, также державшие свои земли непосредственно от короля. Это была титулованная знать: герцоги, графы, бароны, а также епископы, архиепископы и аббаты крупнейших монастырей:

(Латинская хроника королей Кастилии I, 5)

Крупные феодалы имели по отношению к королю довольно большие вольности. По иммунитетной грамоте они могли сами собирать на подвластных им землях налоги, вершить суд и принимать иные решения независимо от короля. Многие герцоги и графы даже могли чеканить свою монету.

Сами сеньорально-вассальные отношения не были одинаковыми на территории всей Западной Европы. Существовало два их типа: отношения с иммунитетом и без иммунитета.

Читайте также: