Что такое шариатский суд в чечне

Обновлено: 19.05.2024

B ПОИСКАХ причин второй чеченской войны многие обращаются к анализу процесса создания властями Чечни собственной государственности. Вернее, к таким попыткам, которые, как уже совершенно ясно, за три года "независимости" Ичкерии привели к полной деградации чеченского общества и превращению республики в зону глобальной преступности. В этом отношении довольно показательным является Уголовный кодекс ЧРИ - его содержание, обстоятельства принятия и последствия воплощения в жизнь.

Содержание этого основанного на шариате документа в состоянии оценить только специалисты - исламоведы. (Кстати, кодекс написан на русском языке, а попытки чеченских властей перевести его на родной язык не увенчались успехом.) Ясно, что для юристов здесь отсутствует поле деятельности, поскольку экзотические положения кодекса, выдержки из которого приводит "НГ", могут использоваться специалистами в области юстиции только как познавательное чтение. Что касается большинства мусульманских религиозных деятелей России, то можно напомнить, что трактовка чеченскими властями Корана и использование ими положений шариата неоднократно подвергались критике с их стороны. Теперь обратимся к недалекой истории. Уголовный кодекс, выдержки из которого представлены вниманию читателей "НГ", согласно обозначенной на нем дате утверждения президентом ЧРИ Зелимханом Яндарбиевым, принят 8 июля 1996 года, то есть за месяц до знаменитого захвата боевиками Грозного. Но чеченские власти объявили о принятии нового УК лишь 12 сентября - почти сразу после подписания Хасавюртовских соглашений. Очевидно, что тем самым Яндарбиев стремился утвердиться в роли "победителя" и продемонстрировать всем, что отныне чеченцы будут жить только по своим правилам. Правда, тогда представители Грозного говорили, что в июле Яндарбиевым подписан указ о введении нового УК как раз с 12 сентября, но это было скорее идеологической акцией.

Это обстоятельство не могло не раздражать представителей Москвы, испытывавших сложные чувства после Хасавюрта, признанного многими капитуляцией перед чеченцами. Сентябрь 96-го был периодом достаточно плотных двусторонних контактов, призванных сохранить установившийся хрупкий мир. Официальные представители российского руководства призвали тогда российскую общественность проявлять максимум терпения и выдержки, чтобы не спровоцировать резкими оценками кодекса очередного витка напряженности. Тогдашний секретарь Совета безопасности России Александр Лебедь даже выражал сомнение в целесообразности своей поездки на сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы, поскольку "говорить там о правах человека не имеет никакого смысла", в то время как представители Яндарбиева практикуют уголовный кодекс, основанный на шариате. Тем не менее Лебедь на личных встречах с Яндарбиевым призывал последнего "прояснить ситуацию". Тогда был найден компромисс - Москва и Грозный достигли договоренности: на территории чеченской столицы, где, кстати, еще функционировали совместные комендатуры, будет действовать российское уголовное законодательство. О всей республике ничего не говорилось.

Многие российские политики оценили чеченский УК как закон феодального государства и указывали, что этот документ идет вразрез с любой международной конвенцией по правам человека. Нормой, не имеющей прецедента в мировой юридической практике, называлось, например, положение кодекса, согласно которому чеченец, совершивший преступление вне территории Чечни, может быть подвергнут уголовному преследованию на территории любого государства. Но Яндарбиева уже невозможно было остановить, и в октябре 1996 года им была создана гвардия для контроля за внедрением УК. Он заявлял, что бойцы этой гвардии заставят любого признавать вердикты шариатских судов, какими бы жесткими эти решения ни были.

В этом сомневаться не приходилось. Другое дело, что вердикты шариатских судов ни разу не коснулись могущественных и, в общем-то, всем известных похитителей людей. По этому кодексу не были осуждены и убийцы шестерых врачей Международного Красного Креста и четверых инженеров из Великобритании и Новой Зеландии. Хотя представители Грозного и заявляли, что в отношении лиц, причастных к похищениям людей, не будут приниматься во внимание ни их прежние заслуги, ни смягчающие обстоятельства.

Фактически жертвами шариатского УК стали всего несколько несчастных, хоть и совершивших тяжкие преступления, но благодаря своей смерти ставших печальной демонстрацией торжества закона по-чеченски. Первый вынесенный шариатским судом смертный приговор был приведен в исполнение 23 апреля 1997 года. Убийца мужчины, молодой женщины и ее 6-летнего сына был выведен на каменистый берег горной реки, где ножом ему было перерезано горло. 3 сентября того же года международная общественность была потрясена первой публичной казнью в Грозном. Кадры расстрела на городской площади мужчины и женщины облетели весь мир. Не только в России, но и в западных странах, подвергающих сейчас жесткой критике действия Москвы в Чечне, заговорили о варварстве и средневековье.

В течение двух последующих недель чеченское руководство фактически шантажировало весь мир угрозой проведения новых публичных казней. Намеченный на 10 сентября расстрел был отменен, но 18 сентября площадь Дружбы народов в Грозном вновь стала местом публичной казни двух убийц. Эти показательные экзекуции не были результатом единодушного решения чеченских лидеров. Окружение Аслана Масхадова, на словах демонстрировавшее решимость в принятии жестких мер по отношению к преступникам, понимало, что Чечня все дальше отдаляется от цивилизованного мира. Поэтому официальный Грозный был вынужден прекратить эти зрелища, а Масхадов провел кардинальные кадровые изменения в высшем шариатском суде республики.

В заключение стоит отметить, что шариатское право предусматривает освобождение подозреваемого от ответственности, в случае если он поклянется на Коране, что не совершал преступлений. После этого его можно будет осудить только в случае, если его виновность будет доказана показаниями свидетелей. Но кто, спрашивается, осмелился бы дать свидетельские показания против, например, Арби Бараева - одного из наиболее жестоких и известных похитителей людей, причастного, по утверждению различных источников, и к самым зверским убийствам. Попытки Аслана Масхадова привлечь его к ответственности закончились клятвой Бараева на Коране.

Выдержки из Уголовного кодекса:

НАКАЗАНИЕ ЗА ПОКУШЕНИЕ НА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Если мерой наказания за преступление является смертная казнь или отсечение руки, то виновный в покушении на совершение подобного преступления наказывается тюремным заключением на срок, не превышающий семи лет. (. )

1. Смертная казнь осуществляется либо через отсечение головы, либо путем побивания камнями, либо таким же путем, каким преступник лишил жизни свою жертву. (. )

1. Воздаянием равным является наказание преступника, умышленно совершившего то или иное деяние, путем совершения такого же действия в отношении его самого.

2. Право на воздаяние равным имеет прежде всего жертва преступления, а затем оно переходит к ее близким родственникам. (. )

МНОГОКРАТНОСТЬ ВОЗДАЯНИЯ РАВНЫМ

2. Воздаяние равным в случае нанесения ранения осуществляется в соответствии с количеством ранений, нанесенных разным органам потерпевшего, и в соответствии с принципом поглощения меньшего большим за исключением тех случаев, когда нанесение повреждений и ранений потерпевшему осуществлялось преступником с целью наказания. В подобных случаях преступник наказывается двукратной ампутацией, когда ампутируется сначала меньшая часть, а затем большая.

3. Если преступник отрезал одни и те же части тела у нескольких потерпевших сразу и если мерой наказания за подобное преступление служит воздаяние равным, то он подлежит этому наказанию, если хоть один из потерпевших потребует этого, что не лишает остальных потерпевших права требовать полного или частичного возмещения в зависимости от реально сложившейся ситуации. (. )

БЛИЗКИЕ ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО НА ВОЗДАЯНИЕ РАВНЫМ

1. К близким потерпевшего, имеющим право на воздаяние равным, относятся лица, являющиеся его наследниками на момент кончины. (. )

3. Государство берет на себя исполнение функций близких, если таковых у потерпевшего не имеется, или если местонахождение их неизвестно, или если возвращение их маловероятно. (. )

1. Если речь не идет о преступлениях, подлежащих наказанию в соответствии с определенными п оложениями шариата, приговоры, связанные с телесными наказаниями, не выносятся в отношении лиц, достигших возраста 60 лет, а также в отношении больных, так как подобное наказание может создать угрозу для их жизни или привести к ухудшению состояния их здоровья.

2. Если наказание, связанное с бичеванием, не применяется ввиду преклонного возраста преступника или его болезни, то данное наказание заменяется для него на другое. (. )

ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗА УБИЙСТВО, УВЕЧЬЕ ИЛИ РАНЕНИЕ (ДИЙ"А)

1. Полный размер возмещения "дий"а" составляет сто коров или такую же сумму денег, которая эквивалентна их стоимости, периодически определяемой Верховным судьей после консультаций с компетентными органами. (. )

МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

б) Бичевание в воспитательных целях для подростков, достигших возраста десяти лет (количество ударов при этом не должно превышать двадцати). (. )

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ

УПОТРЕБЛЕНИЕ СПИРТНОГО И ПРИЧИНЕНИЕ БЕСПОКОЙСТВА

1. Любое лицо, употребляющее спиртные напитки, хранящее их у себя или занимающееся их производством, подвергается наказанию в виде бичевания с нанесением сорока ударов в том случае, если оно исповедует ислам. (. )

2. Лицу, виновному в совершении преступления, квалифицируемого как вероотступничество, предлагается раскаяться, и суд устанавливает для этого определенный срок. Если же виновный, не являющийся новообращенным в ислам, стоит на своем, то он подвергается наказанию в виде смертной казни. (. )

1. Убийство считается умышленным, если преступник намеревался совершить его или если он намеревался совершить такое действие, наиболее вероятным следствием которого является смерть человека.

2. Любое лицо, совершившее преступление, квалифицируемое как умышленное убийство, подвергается наказанию в виде смертной казни в качестве воздаяния равным. Если же наказание в виде воздаяния равным применено быть не может, то виновный подвергается наказанию в виде тюремного заключения на срок не свыше десяти лет, а также присуждается к выплате установленного возмещения. (. )

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАЦИИ АБОРТА

1. Виновным в совершении преступления, квалифицируемого как проведение операции аборта, считается любое лицо, умышленно совершившее действия, в результате которых произошло абортирование плода любой женщины, если только аборт не совершается в одном из нижеперечисленных случаев:

а) если проведение операции аборта было осуществлено для спасения жизни матери;

б) если беременность наступила в результате совершения изнасилования, и срок беременности составлял менее девяноста дней, и если женщина сама пожелала сделать аборт в подобных обстоятельствах. (. )

1. Виновным в совершении преступления, квалифицируемого как прелюбодеяние, считается:

а) любой мужчина, вступивший в половую связь с любой женщиной, не будучи связанным с ней законными узами;

б) любая женщина, позволившая любому мужчине, с которым она не связана законными узами, вступить с ней в половую связь.

2. Половое сношение считается свершившимся в случае введения всей головки мужского полового члена или того, что ей соответствует, в половые органы женщины.

3. Брак, который по общему признанию законоведов является недействительным, не считается законными узами.

НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

1. Виновный в совершении прелюбодеяния подвергается наказанию в виде:

а) смертной казни через побивание камнями, если до этого был целомудренным;

б) бичевания с нанесением ста ударов, если до этого он целомудренным не был.

2. В дополнение к наказанию бичеванием, которому подвергается нецеломудренный мужчина, можно также подвергнуть его наказанию в виде ссылки сроком на один год.

3. Под целомудрием понимается поддержание законных супружеских отношений на момент совершения прелюбодеяния или же ранее состоял в супружеских отношениях. (. )

а) Виновный в совершении преступления, квалифицируемого как мужеложство, подвергается наказанию в виде бичевания с нанесением ему ста ударов. Допускается также определение ему меры наказания в виде тюремного заключения на срок не свыше пяти лет. (. )

НЕПРИЛИЧНЫЕ ПОСТУПКИ, ОСКОРБЛЯЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ

1. Любое лицо, совершающее в общественном месте неприличный поступок, неприлично ведущее себя, оскорбляющее общественную нравственность или даже одетое неприличным образом или оскорбляющее своей одеждой общественную нравственность, в результате чего окружающие испытывают стеснение и неудобства, подвергается наказанию в виде бичевания с нанесением не более сорока ударов, или штрафу, или же обоим вышеупомянутым наказаниям одновременно. (. )

СОВЕРШЕНИЕ РАЗВРАТНЫХ ДЕЙСТВИЙ

1. Виновным в совершении преступления, квалифицируемого как совершение развратных действий, считается любое лицо, оказавшееся в публичном доме, где оно, вероятнее всего, намеревалось совершить половое сношение или получить нечто за совершение полового сношения. Виновный в совершении такого преступления подвергается наказанию в виде бичевания с нанесением ему не более ста ударов или тюремного заключения на срок не свыше трех лет.

2. Под публичным домом подразумевается любое место, приготовленное для встреч мужчин, женщин или мужчин и женщин, не состоящих между собой в супружеских или родственных отношениях, в таких условиях, когда наиболее вероятным является совершение ими половых актов. (. )

ПРИНУЖДЕНИЕ К ТРУДУ

Человек, который незаконным образом принуждает любое лицо к труду против его воли, подвергается наказанию в виде тюремного заключения на срок не свыше одного года, или штрафа, или же обоим вышеупомянутым наказаниям одновременно. (. )

НАКАЗАНИЕ ЗА ВОРОВСТВО В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ ШАРИАТА

1. Виновный в совершении кражи, наказуемой в соответствии с положениями шариата, подвергается наказанию в виде отсечения кисти правой руки.

2. Если преступник был признан виновным в совершении данного преступления во второй раз, он подвергается наказанию в виде отсечения левой ступни. (. )

ЧАСТИ ТЕЛА И ТЕ ИХ РАНЕНИЯ, ЗА КОТОРЫЕ НАЗНАЧАЕТСЯ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ВОЗДАЯНИЯ РАВНЫМ

1. Зрячий глаз, если он был выбит полностью.

2. Нос вплоть до соединения хряща с переносицей.

3. Ухо, если оно было отрезано полностью. Если же речь идет о части уха, то наказание в виде воздаяния равным не применяется.

4. Зуб, если в результате обследования установлено, что на появление другого зуба рассчитывать не приходится.

5. Язык, если он был отрезан полностью.

6. Рука, если она была отрезана в суставе. Если же она была отрезана выше сустава, то за лишнюю пострадавшему выплачивается возмещение.

7. Точно так же устанавливается воздаяние равным, если оно касается ноги.

8. Кончики пальцев и пальцы рук и ног, если они были отсечены в суставах.

9. Половой член, если он был отсечен полностью или ниже головки члена.

10. Яички, если же одно из них осталось неповрежденным, то у виновного отсекается только одно из яичек.

шариатский суд

Шариатский суд - орган правосудия, является основным институтом, который применяет исламское право. В мусульманском государстве шариатский суд возглавляет кадий.

В правовых системах стран мусульманского мира до девятнадцатого века шариатские суды занимали основное место, но с середины девятнадцатого века эта роль стала ослабевать, и на их место стали приходить суды светские, оставив исламским судам лишь рассмотрение тех вопросов, которые касались частной жизни и личного статуса верующих мусульман, вопросы семьи и брака, опеки и наследства, попечительств и прочих моментов, связанных с частной жизнью мусульман.

Основные понятия

Регулирует организацию, правила и юрисдикцию шариатского суда фикх. Регулирование деятельности исламского суда осуществляется теми институтами фикха, которые касаются статуса кади, записи судебных дел, доказательств и свидетельских показаний.

Шариат

Шариат представляет собой понятие очень широкое, в котором объединяются как юридические, так и нравственные аспекты, также в него входят и такие предписания культа, как регламентация исламских религиозных праздников, молитв и поста, а также прочих обязанностей мусульман.

Возможно вам будет интересно узнать о законах Шариата для женщин

Христиане воспринимают понятие шариатского суда с некоторым опасением, во многом потому, что не мусульмане имеют недостаточное представление о том, о судебной шариатской системе. Шариат - это законодательная система, ниспосланная людям Всевышним Аллахом посредством Корана и Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, в основе Шариата лежит соблюдение мусульманами исламских морально-этических норм по отношению к предписаниям Аллаха, семье, родственникам, соседям, окружающим людям не смотря на их конфессиональную принадлежность, выраженную в справедливом и беспристрасном отношении. Смотрите нижеприведенном видео отношение Шариата к правам человека и правам собственника земли.

В основе фикха могут лежать и элементы обычаев в правовой сфере, имеющих место в культуре разных народов. То есть в основе фикха лежит вся практика судопроизводства Ислама, и некоторые ее элементы порой могут шокировать обывателя из западных стран.

Шариатский судья - кади возглавляет шариатский суд как орган правосудия в мусульманском государстве. Кади назначает правитель исламской страны. Кади по своему статусу в должностной иерархии стоит выше, чем имам мечети. Назначает глава государства на должность шариатского судьи специалиста по праву, обладающего высшим религиозным образованием и большим опытом работы с людьми в решении религиозно-правовых вопросов, который должен быть ответственным и беспристрасным человеом, пользующимся авторитетом у народа. Судья в исламском суде представляет собой главу мусульман в округе или городе. Кади имеет полномочие принимать решение единолично в участковом шариатском суде первой инстанции по любому делу, которое рассматривается при нем.

Должность кади была главенствующая роль в таких системах мусульманских государств вплоть до девятнадцатого века, и только позже светские суды вытеснили исламскую судебную систему в большинстве стран Востока, когда ввели в практику применение судов по образцу европейских стран.

Задачи шариатского суда

Перед шариатским судом стоит основная задача: защитить человеческую жизнь, которая является бесценным даром, а также возможностью для мусульманина убедиться в мудрости Создателя, защитить религию и способы ее исповедания, осуществить контроль за тем, чтобы на протяжении всей своей жизни верующий от истинного понимания религии не отклонялся, защитить права человека, иметь свою точку зрения, защитить имущество человека, интеллектуальное и материальное, поскольку имущество обеспечивает для верующего его благосостояние и возможность служить своему ближнему. Еще одна задача состоит в том, чтобы защитить семью и семейные ценности, обеспечить преемственность поколений, поскольку только это дает возможность одному поколению передавать потомкам интеллектуальное наследие и священное знание.

Все эти задачи отражают пять целей религиозного закона Ислама, и если приверженцы Ислама будут следовать всем этим целям, то это будет лучшим способ с их стороны выразить перед Аллахом свое благоговение.

Система наказаний исламского суда

Шариатский суд как любая правовая система имеет четко выраженную систему наказаний, запретов и предписаний. Система Шариата включает в себя строго предписанные обязательные обязанности:

  • обязанности, которые близки к строго предписанным;
  • действия желательные;
  • действия, которые могут совершаться только изредка;
  • действия нейтральные;
  • действия нежелательные;
  • действия, которые нарушают важное действие или уже начатое религиозное;
  • действия строго запрещенные.

За разные действия относящихся к категории "харам" установлены разные наказания: от простого предупреждения до смертной казни. За употребление алкоголя (возможно предупреждение) и лжесвидетельство по нормам шариатского суда полагается наказание в виде восьмидесяти ударов плетью, за воровство – отсечение кисти руки (при ряде отягчающих условий), за вероотступничество шариатский суд приговаривает к смертной казни.

Применение шариатских норм в современных государствах

С самого начала установления мусульманского государства именно шариатский суд был тем основным институтом, которым применялось мусульманское право. В современном мире в некоторых мусульманских странах на смену шариатскому пришли суды общегражданские, но и исламские суды в ряде мусульманских государств все еще функционируют.

В современном мусульманском мире долгие годы главной судебной системой шариатский суд остается в Саудовской Аравии, в Иране, Иордании, Омане и Йемене, в Ливии. Используется шариат вместе с другими правовыми нормами в таких странах, как Пакистан, Малайзия, Афганистан, Ирак, Сирия, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Бруней, Джибути, Бахрейн и Египет, а также в Ливии, Тунисе и Мавритании. Шариат практикуется в некоторых регионах Сомали, Судана, Нигерии и Бангладеш. В Марокко нормами шариата официально руководствуются на уровне отношений внутри семьи. Такая же ситуация с применением шариатского права сохраняется в последние годы на Филиппинах (Минданао), в Алжире и в Индонезии.

В современном Иране Особый духовный шариатский суд действует отдельно от всей судебной системы страны.

шариатский суд Пакистана

Здание Федерального Шариатского суда Пакистана

Йемен, испытывая влияние в некоторых отраслях европейских тенденций развития, оставил в качестве преобладающей именно мусульманско-правовую традицию.

В Афганистане в государственной судебной системе сочетается традиционное исламское право и некоторые нормы европейских систем права.

Основным органом правосудия шариатский суд остается в Пакистане и Саудовской Аравии: положения фикха как нормативно-правовой части шариата определяют юрисдикцию шариатского суда, его организацию, статус кади, составление протоколов судебных заседаний, слушание свидетельских показаний, порядок, по которому предъявляются доказательства, а также нормы поведения в обществе для мусульман.

В скором времени шариатский суд может стать основным органом правосудия в ведущих мусульманских государствах мира, даже в таких государствах, как Соединенные Штаты Америки, странах Европы и в России. На это указывают высказывания самых разных влиятельных должностных лиц и средств массовой информации перечисленных стран. В этих странах отмечается устойчивый рост количества мусульман на протяжении последних лет, и политики обсуждают вопросы о том, как возможно сочетать процессуальные правила светского и исламского мира всерьез.

Шариатские суды в Европе и США

Единственная страна Европы, где шариатский суд действовал долгое время в отношении мусульманской общины (в основном местных турков) была Греция.

В Европе шариатский суд уже не первый год применяется для рассмотрения судебных исков между мусульманами. При рассмотрении бракоразводных процессов или рассмотрения вопросов имущественного наследования применяется вместо шариатских норм гражданское международное право. Для граждан Саудовской Аравии или Ирана при рассмотрении судебных дел с их участием Шариатский суд Германии в Берлине учитывает и законодательство конкретно этих стран обращаясь к исламскому праву.

шариатские суды

В Великобритании шариатский суд выступает в роли третейских судов, когда возникают между двумя мусульманами имущественные споры – в таком случае граждане имеют право обратиться по обоюдному согласию не к судье светскому, а к имаму с целью рассмотрения их вопроса. Подобная практика имеет место в Великобритании не первый год и с судом иудейским.

Голландские судьи имеют право применять в своей практике исламско-правовые нормы, если они не вступают в противоречие с законами страны. В Бельгии первый шариатский суд открылся совсем недавно, и в первые годы своего существования он рассматривает только дела гражданского характера.

Американский штат Оклахома уже не первый год разрешает своим судьям применять нормы шариата при вынесении решений.

Шариатские суды в России

В регионах России, где преобладало мусульманское население, на Северном Кавказе действовали шариатские суды до самой революции 1917 года, но даже в те годы они применяли в своем судопроизводстве только те нормы, которые не вставали в противоречие действующему законодательству. После того, как свершилась революция 1917 года, в некоторых регионах Северного Кавказа шариатские суды были восстановлены, но большевики ликвидировали и их в течение ближайших трех лет.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Не отражены важные аспекты, которые очень волнуют любого, кто сталкивался с судами вообще. 1. Являются ли эти суды платными? 2. Есть ли у суда шариата адвокаты? 3. Есть ли в судах шариата экспертизы на научной основе? 4. Есть ли контроль над судьями, или они могут авторитарно судить так, как им вздумается? 5. есть ли кодекс законов, с которыми можно ознакомиться? 6. Одинаковы ли решения шариатского суда разных районов и стран на один и тот же вопрос?

Читайте также: