Судебная практика лицензирование отдельных видов деятельности

Обновлено: 16.05.2024

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Комментарии к ст. 19.20 КОАП РФ

1. Данная статья направлена на защиту граждан при осуществлении некоторых видов деятельности, связанных в основном с охраной здоровья граждан и охраной окружающей среды, с охраной культурных ценностей, осуществлением образовательной деятельности.

Правовое положение организаций, не преследующих цель извлечения прибыли (некоммерческих организаций), порядок их создания и деятельности, реорганизации и ликвидации определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп.). Согласно ст. 13.1 этого Закона некоммерческие организации подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.

Если некоммерческая организация намерена осуществлять деятельность, подлежащую лицензированию, например гуманитарную деятельность в области медицины, экологии или по реставрации памятников истории и культуры, не предусматривающую цель извлечения прибыли, она в соответствии со ст. 17 упомянутого выше Федерального закона обязана получить в установленном порядке лицензию на конкретный вид деятельности.

Порядок лицензирования определяется указанным Законом, а также положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. Органы исполнительной власти, полномочные осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяются Правительством РФ. При выдаче лицензии определяются требования и условия, которые обязан соблюдать лицензиат.

Кроме того, лицензирование некоторых видов деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями, регулируется отдельными законодательными актами РФ. Например, Законом РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ с изм. и доп.) (ст. 33.1), Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изм. и доп.) (ст. 10). Установлено, что лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций и иных организаций по образовательным программам, определены порядок получения и сроки действия лицензий, права и обязанности лицензиата и лицензирующего органа, а также организация контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий. В случае выявления нарушений указанных требований и условий лицензирующий орган выдает лицензиату и (или) его поручителю предписание об устранении выявленного нарушения, устанавливая срок выполнения предписания, который не может превышать шесть месяцев. Лицензирующий орган вправе возбудить дело об административном правонарушении в порядке, установленном настоящим Кодексом. В данном случае имеется в виду комментируемая статья, в которую Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" внесены существенные изменения в санкции за нарушения соответствующих требований законодательства. В качестве субъектов составов административных правонарушений включены индивидуальные предприниматели.

2. Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок государственного управления.

3. Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии или лишении лицензии либо в нарушении условий, предусмотренных лицензией.

При квалификации правонарушения надо учитывать, что в данной статье речь идет о видах деятельности, не носящих коммерческого характера (например, осуществление медицинской помощи, не преследующей цели извлечения прибыли). В противном случае правонарушение должно квалифицироваться по ст. 14.1 Кодекса.

4. Субъектами ответственности могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Следует отметить, что в законодательство о лицензировании внесены существенные изменения, а в комментируемую статью включены нормы, усиливающие ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за грубое нарушение соответствующего разрешения (лицензии).

5. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 3 ст. 28.3).

Согласно ч. 6 ст. 28.3 протоколы об административных правонарушениях по ч. ч. 2 и 3 данной статьи вправе составлять в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, должностные лица, уполномоченные соответствующими субъектами РФ.

Суд указал, что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, а потому должно быть необходимо для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц


Один из адвокатов положительно отнесся к тому, что ВС подошел к делу неформально и принял решение с точки зрения справедливости как высшей цели правового регулирования исходя из общественных интересов. Второй отметил, что, если компания не занимается тем, что ей разрешено делать, это ее выбор, который не содержит каких-либо виновных действий, а просто отражает собственное решение управляющей компании.

Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС19-26163, в котором разобрался, законно ли аннулирование лицензии на управление многоквартирными домами при отсутствии виновных действий (бездействий) со стороны общества.

Так как в Реестре лицензий Московской области сведения об управлении обществом многоквартирными домами в период с 11 января по 31 августа 2018 г. отсутствовали, Лицензионной комиссией Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами было принято решение от 1 ноября 2018 г. об обращении инспекции в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной обществу лицензии.

Решением Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2019 г. заявление инспекции было удовлетворено. Суд руководствовался положениями п. 51 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. о лицензировании отдельных видов деятельности, ч. 1, 2 ст. 199 Жилищного кодекса и исходил из факта отсутствия сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в реестре лицензий субъекта РФ в течение более шести месяцев. Десятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа оставили решение первой инстанции без изменения.

Он указал, что положения Жилищного кодекса, касающиеся лицензирования, имеют приоритет над положениями Закона о лицензировании в рассматриваемой сфере правоотношений (ч. 5 ст. 192 Жилищного кодекса). Согласно ч. 12 ст. 20 Закона о лицензировании лицензия аннулируется только по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии. Жилищным кодексом также установлен судебный порядок аннулирования лицензии.

ВС сослался на ч. 6 ст. 192 Жилищного кодекса, в соответствии с которой положения Закона о лицензировании в части приостановления, возобновления действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Таким образом, заметил он, рассмотрение лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии возможно только по основаниям, установленным Жилищным кодексом.

ВС указал, что основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами установлены ч. 2 ст. 199 Жилищного кодекса.

Суд отметил, что поправками (Закон № 485-ФЗ от 31 декабря 2017 г.) в ст. 198 ЖК РФ были ведены ч. 5.2–5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта РФ. Часть 2 ст. 199 Жилищного кодекса изложена следующим образом: основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является исключение из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, указанным в ч. 5–5.4 ст. 198 ЖК, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Из пояснительной записки к Закону № 485-ФЗ, отметил ВС, следует, что целью его принятия является устранение правового пробела в отношении невозможности аннулирования лицензии при выявлении существенных нарушений в деятельности лицензиата, совершении им деяний, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного жилищного надзора. Для этого поправками в ст. 198 Жилищного кодекса были введены ч. 5.2–5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий.

Суд напомнил, что это вновь совершение лицензиатом и (или) должностными лицами лицензиата в течение года со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, отнесенное к грубым нарушениям, грубого нарушения лицензионных требований (ч. 5.2). Совершение лицензиатом действия (бездействия), направленного на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, если в течение года лицензиату и (или) должностному лицу лицензиата, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за такие действия (бездействие) (ч. 5.3), также является основанием для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий. Последнее основание – вступление в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом (ч. 5.4).

Суд также заметил, что норма ч. 2 ст. 199 Жилищного кодекса в совокупности с положениями раздела X Кодекса в целом не позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие деятельности по управлению многоквартирными домами в период более 6 месяцев, то есть нереализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности, и невнесение в связи с этим сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении лицензиата, в реестр лицензий субъекта РФ являются противоправными и влекут применение административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной лицензии.

Суд отметил, что, согласно материалам дела, у общества в управлении отсутствовали многоквартирные дома, то есть право на занятие лицензируемой деятельностью обществом не было реализовано. По этой причине в реестре лицензий субъекта РФ отсутствовали сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет общество. Иное инспекцией не доказано.

С 01.03.2022 Гл. 2 дополняется ст. 19.1 - 19.3 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

Статья 20. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 20

1. Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С 01.03.2022 ч. 1 ст. 20 дополняется п. 3 - 6 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.03.2022 ст. 20 дополняется ч. 1.1 и 1.2 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.03.2022 в ч. 2 ст. 20 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

2. В случае вынесения решения суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований лицензирующий орган вновь выдает предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований и приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок исполнения вновь выданного предписания (за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части 1 настоящей статьи).

С 01.03.2022 в ч. 3 ст. 20 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. В случае вынесения решения суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

С 01.03.2022 ст. 20 дополняется ч. 3.1 - 3.3 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.03.2022 в ч. 4 ст. 20 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. В решении лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии, оформленном и доведенном до сведения лицензиата в порядке, установленном частями 2, 5 и 9 статьи 14 настоящего Федерального закона, должны быть указаны наименования работ, услуг или адреса мест выполнения работ, оказания услуг, которые составляют лицензируемый вид деятельности и в отношении которых судом или должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, вынесено решение о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата либо о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований.

5. Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

6. Действие лицензии, приостановленное в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока исполнения вновь выданного предписания, или со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

С 01.03.2022 в ч. 7 ст. 20 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

7. Действие лицензии, приостановленное в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата по решению суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.

С 01.03.2022 ст. 20 дополняется ч. 7.1 - 7.3 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

8. Сведения о возобновлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

9. По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

С 01.03.2022 в ч. 10 ст. 20 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

10. По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата или в случае поступления в суд либо должностному лицу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, которые назначили административное наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата, ходатайства лицензиата о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления его деятельности лицензирующий орган проводит проверку информации, содержащейся в уведомлении лицензиата об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой административное наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата, или в указанном ходатайстве.

С 01.03.2022 в ч. 11 ст. 20 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

11. В случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

12. Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

С 01.03.2022 в абз. 1 ч. 13 ст. 20 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

13. Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:

1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

С 01.03.2022 в п. 3 ч. 13 ст. 20 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

4) наличие решения суда об аннулировании лицензии.

С 01.03.2022 ч. 13 ст. 20 дополняется п. 5 - 9 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.03.2022 ч. 14 ст. 20 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.03.2022 ч. 15 ст. 20 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.03.2022 в абз. 1 ч. 16 ст. 20 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

16. Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение десяти рабочих дней со дня получения:

С 01.03.2022 в п. 1 ч. 16 ст. 20 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

1) заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности;

С 01.03.2022 п. 2 ч. 16 ст. 20 утрачивает силу (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ).

2) сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о дате внесения в соответствующий единый государственный реестр записи о прекращении юридическим лицом деятельности или о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

С 01.03.2022 п. 3 ч. 16 ст. 20 утрачивает силу (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ).

3) выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

С 01.03.2022 ч. 16 ст. 20 дополняется п. 4 - 6 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

17. Решение лицензирующего органа о прекращении действия лицензии оформляется и доводится до сведения юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.

С 01.03.2022 ч. 18 ст. 20 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

18. Действие лицензии прекращается со дня внесения соответствующей записи в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 ст. 20 дополняется ч. 18.1 и 19 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей, при реализации уполномоченными органами власти функции по лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности и контролю за соблюдением лицензионных требований.

Прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей, при реализации уполномоченными органами власти функции по лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности и контролю за соблюдением лицензионных требований.

В ходе проверок выявлены нарушения при формировании ежегодного плана проведения проверок, ненадлежащего уведомления предпринимателей о предстоящих проверках, факты проведения проверок лицензиатов в отсутствие оснований, несоблюдения должностными лицами ограничений при проведении проверок, установленных федеральным законодательством.

Всего органами прокуратуры в 2014 году –текущем периоде 2016 года выявлено 350 нарушений прав предпринимателей, для устранения которых принято 56 мер прокурорского реагирования. По мерам прокурорского реагирования 54 должностных лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

Непосредственно прокуратурой области в ходе настоящей проверки внесены представления в лицензирующие органы – комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, министерство здравоохранения Тульской области, министерство образования Тульской области, территориальный отдел Росздравнадзора по Тульской области, управление Роспотребнадзора по Тульской области, Главное управление МЧС России по Тульской области, которые рассмотрены и удовлетворены.

В территориальном отделе Росздравнадзора по Тульской области выявлены нарушения к оформлению распоряжений о проведении проверок, факты указания в них недостоверных сведений о времени проведения проверочный мероприятий.

По результатам проверки аппаратом прокуратуры области в территориальный отдел Росздравнадзора по Тульской области внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

На основании постановления аппарата прокуратуры области постановлением мирового судьи судебного участка № 71 Советского судебного района г. Тулы к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 рублей привлечен консультант отдела потребительского рынка, лицензирования и государственного контроля комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, не представивший руководителю юридического лица акт о проведенной проверке.

Соблюдение прав субъектов предпринимательской деятельности в сфере лицензирования находится на контроле в прокуратуре области.

Прокуратура
Тульской области

Прокуратура Тульской области

24 ноября 2016, 17:10

О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей, при реализации уполномоченными органами власти функции по лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности и контролю за соблюдением лицензионных требований.

Прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей, при реализации уполномоченными органами власти функции по лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности и контролю за соблюдением лицензионных требований.

В ходе проверок выявлены нарушения при формировании ежегодного плана проведения проверок, ненадлежащего уведомления предпринимателей о предстоящих проверках, факты проведения проверок лицензиатов в отсутствие оснований, несоблюдения должностными лицами ограничений при проведении проверок, установленных федеральным законодательством.

Всего органами прокуратуры в 2014 году –текущем периоде 2016 года выявлено 350 нарушений прав предпринимателей, для устранения которых принято 56 мер прокурорского реагирования. По мерам прокурорского реагирования 54 должностных лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

Непосредственно прокуратурой области в ходе настоящей проверки внесены представления в лицензирующие органы – комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, министерство здравоохранения Тульской области, министерство образования Тульской области, территориальный отдел Росздравнадзора по Тульской области, управление Роспотребнадзора по Тульской области, Главное управление МЧС России по Тульской области, которые рассмотрены и удовлетворены.

В территориальном отделе Росздравнадзора по Тульской области выявлены нарушения к оформлению распоряжений о проведении проверок, факты указания в них недостоверных сведений о времени проведения проверочный мероприятий.

По результатам проверки аппаратом прокуратуры области в территориальный отдел Росздравнадзора по Тульской области внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

На основании постановления аппарата прокуратуры области постановлением мирового судьи судебного участка № 71 Советского судебного района г. Тулы к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 рублей привлечен консультант отдела потребительского рынка, лицензирования и государственного контроля комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, не представивший руководителю юридического лица акт о проведенной проверке.

Соблюдение прав субъектов предпринимательской деятельности в сфере лицензирования находится на контроле в прокуратуре области.

Проект изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности фото

Минздрав подготовил изменения в Положение о лицензировании медицинской деятельности. Так после утверждения изменений руководителями медорганизаций могут быть лица без профильного медицинского образования.

Зачем меняют Положение о лицензировании медицинской деятельности?

На сегодня в вопросе о лицензировании мед. деятельности имеются противоречия в законодательстве. Они в свою очередь вызывают трудности в правоприменительной практике.

В медицинскую деятельность входят виды работ, которые перечислены в Приложении Положения (Постановление Правительства №291). При этом эти виды работ (услуг) должны выполнятся при следующих условиях:

при оказании первичной медико-санитарной,

при специализированной (в том числе высокотехнологичной),

скорой (в том числе скорой специализированной),

при паллиативной медицинской помощи,

при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении,

при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи,

при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Противоречия между приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н и Положением о лицензировании

В 2013 году Минздрав утвердил приказ №121н, в котором представлена расширенная номенклатура работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. В свою очередь процедура лицензирования, в том числе лицензионного контроля, стала проходить с нарушением законодательства Российской Федерации, в том числе антимонопольного.

Помимо этого встаёт необходимость для уточнения лицензионных требований, которые предъявляются к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Новые требования к уровню образования руководителей медицинской организации

Кто сможет получить лицензию на деятельность по забору, заготовке и трансплантации органов и (или) тканей человека?

После этого медицинская организация, которая изъявит намерения выполнять работы (услуги) по изъятию и хранению органов человека для трансплантации, по изъятию и хранению тканей человека для трансплантации и по хирургии (трансплантации органов и (или) тканей), должна будет сначала получить соответствующую лицензию, и лишь затем подавать заявку в Министерство здравоохранения Российской Федерации на внесение ее в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека, и (или) в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека.

Теперь нужно будет соблюдать не только Порядки оказания медпомощи

Лицензионные требованиям дополнятся и требованиями о соблюдении других правил:

Правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований,

а также Положений об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи,

Порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Другими словами, медицинские организации должны будут соблюдать требования следующих нпа:

Уже разрабатываются нормативные правовые акты, утверждающие правила проведения лабораторных и рентгенологических видов диагностических исследований.

Лечебная физкультура и спортивная медицина разделяются

Работы (услуги) по лечебной физкультуре и спортивной медицине проектом постановления разделяются, что позволит медицинским организациям, работающим в области медицинского обеспечения спорта и не оказывающим услуги в области лечебной физкультуры, оптимизировать расходы и ресурсы, необходимые
для соблюдения лицензионных требований. То же касается и медицинских организаций, деятельность которых связана с лечебной физкультурой, медицинской реабилитацией, но не связана с медицинским обеспечением спорта.

Авиационная и космическая медицина будет исключена из перечня медицинских услуг

Так как медицинская деятельность в части оказания медицинской помощи авиационному персоналу и космонавтам не носит специфического характера, необходимого для выделения отдельной работы (услуги), а вводимые работы (услуги) по освидетельствованию указанных лиц будут регулироваться отдельными нормативными правовыми актами.

Исключены из перечня те услуги, для которых отсутствуют специальности

Также предполагается исключить из Перечня медицинских услуг следующие работы (услуги):

Они будут изъяты в связи с отсутствием соответствующих специальностей в номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н, и в Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации
по программам ординатуры, утвержденный приказом Минобрнауки России
от 12.09.2013 № 1061.

Исключены работы по бактериологии и вирусологии

Услуги по гигиеническому воспитанию не относится к медицинской деятельности

Услуги по дезинфектологии не требуют отдельной лицензии

Услуги по медицинской статистике не нуждаются в лицензировании

Услуги по наркологии и операционному делу не носят самостоятельного характера

Поскольку неотложная – одна из форм оказания медицинской помощи и может оказываться разными врачами-специалистами или специалистом со средним медицинским образованием, например, врачом-терапевтом, врачом-педиатром или фельдшером, при этом лицензирование будет осуществляться по соответствующей специальности врача-специалиста (среднего медицинского работника) работе (услуге).

Оргздрав, организация сестринского дела и управлению сестринской деятельностью прямо не относятся к медицинской деятельности

  • санитарно-гигиенические лабораторные исследования — это совокупность методов, которые используются с целью изучения состава воздуха, воды, пищевых продуктов, почвы и других объектов внешней среды; санитарно-гигиенические лабораторные исследования являются составной частью социально-гигиенического мониторинга, представляющего собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека,

то есть напрямую не относятся к медицинской деятельности, одновременно, в соответствии с положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга.

Оказывать услуги по сексологии можно без отдельной лицензии

Энтомология не относится к медицинской деятельности

Экспертиза качества медицинской помощи не является медпомощью

Данный вид медицинской экспертизы в отличие от других видов медицинской экспертизы, регламентированных статьей 58 Федерального закона № 323-ФЗ, не устанавливает состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, или причинно-следственную связь между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина, а выявляет нарушения при оказании медицинской помощи экспертным путём в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, не предусматривающим лицензирование деятельности экспертов.

Новые дополнения в Перечень

Будут внесены изменения в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в части актуализации работ (услуг):

Читайте также: