Что такое подростковый суд

Обновлено: 17.05.2024

Зиядова Д.З., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - составная часть более общей проблемы предупреждения преступности. Она осуществляется на основе долговременных взаимосвязанных комплексных профилактических мер, направленных на минимизацию факторов подростковой преступности. Это деятельность специализированных и неспециализированных субъектов профилактики, к которым прежде всего относятся учреждения образовательной системы, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и суды общей юрисдикции.

Суд является субъектом, функционально специализированным для борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, проведения профилактической работы с населением, в том числе и несовершеннолетнего населения региона. Суд, рассматривая конкретные уголовные дела и проводя профилактические мероприятия, выполняет существенную работу по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних. Применяя меры уголовного наказания по отношению к несовершеннолетнему, суд не только восстанавливает справедливость и предупреждает повторные преступления. Главная цель наказания несовершеннолетних - исправление и ресоциализация. Обычно воспитательная роль суда связывается с гласностью судебного процесса, тем самым играя и предупредительную роль для остальных подростков. Поэтому в отношении дел с участием несовершеннолетних, по нашему мнению, допущен пробел, который заключается в том, что лица, не достигшие 16-летнего возраста, в зал судебного заседания не допускаются, за исключением случаев, когда они вызываются судом. Рассмотрение некоторых дел о преступлениях подростков на закрытом судебном заседании ведет, как нам кажется, к снижению предупредительно-воспитательного значения судебного процесса (хотя международные стандарты диктуют обратное). Но было бы неправильно считать, что предупредительное значение деятельности судов заключается лишь в гласном рассмотрении дел или в вырабатывании у несовершеннолетних страха перед скамьей подсудимых. Наказание, если оно справедливо, имеет существенное воспитательное значение. Поэтому при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних важно уделять серьезное внимание выяснению причин и условий, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними. Только на основе такого подхода можно принимать конкретные профилактические меры по их ресоциализации.

Следует отметить роль суда в борьбе с преступлениями против нормального развития подростков, в защите и охране прав несовершеннолетних. Статистические показатели, характеризующие надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, свидетельствуют о том, что права несовершеннолетних нарушаются в сферах образования, труда и быта. Наиболее часто нарушают закон органы и учреждения, основная функциональная обязанность которых состоит в защите прав и интересов несовершеннолетних. По мнению Г.И. Забрянского и Л.В. Емельянова , особую тревогу вызывает распространенность нарушений законов о несовершеннолетних в органах МВД. Каждое пятое выявленное прокуратурой нарушение законов органами МВД - это нарушение законов о несовершеннолетних. Нередки случаи необоснованного избрания в отношении несовершеннолетнего меры пресечения в виде заключения под стражу. Многие арестованные несовершеннолетние освобождаются из-под стражи на стадии предварительного расследования судами первой и кассационной инстанций.

Забрянский Г.И., Емельянова Л.В. Статистика преступности несовершеннолетних в России в 1998 году. Аналитический обзор. М., 2000. С. 47.

Особенностью правовой ответственности несовершеннолетних является небольшой перечень мер уголовной и административной ответственности. Важнейшей уголовно-прововой мерой профилактики рецидивной преступности несовершеннолетних является назначение судом в каждом конкретном случае правильно выбранного наказания либо принудительной меры воспитательного воздействия, способных достичь целей исправления и превенции. В то же время следует отметить, что возможность выбора наказания в конкретном случае с учетом принципов дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания у судьи ограничена. По утверждению Р. Максудова и М. Флямера , суды лишены той системы дискреционных полномочий, которая позволяет индивидуализировать работу с подростками. Круг ситуаций, в которых возможны оправдательные приговоры суда, жестко ограничен. В судебной практике доминируют два типа обвинительных приговоров в отношении несовершеннолетних: условное осуждение, что в ряде случаев фактически равно безответственности, и наказание в виде лишения свободы - еще более неэффективная мера, поскольку дефекты социализации лишь укрепляются, когда несовершеннолетний пребывает в колонии. И результаты исследования А.Х. Валеева подтверждают, что назначение условного осуждения - в большинстве случаев вынужденная мера в связи с недостатками законодательного регулирования и задержкой введения в действие норм о таких видах наказаний, как арест и обязательные работы. По данным О.В. Демидовой , условное осуждение применяется примерно к 70% несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, и значительная часть из них совершает новые преступления в течение испытательного срока. Преступная деятельность несовершеннолетних-"условников" отличается, как правило, жестокостью, цинизмом, особой дерзостью. По нашему мнению, слабый контроль за поведением условно осужденных несовершеннолетних вызывает у них ощущение безнаказанности: свыше 80% несовершеннолетних преступников остаются на свободе. Механизм применения условного освобождения не отлажен должным образом и в большинстве случаев не обеспечивает интенсивного контроля за поведением, что порождает у подростков представление о своей "неуязвимости".

Максудов Р., Флямер М. Законопроект "О ювенальной юстиции" в России: создание и лоббирование текста или запуск движения? // Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России: Сб. статей в 2 кн. / Сост. М.Г. Флямер. Кн. 2. М., 2000. С. 155.
Валеев А.Х. Условное осуждение несовершеннолетних: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2003. С. 14.
Демидова О.В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности условно осужденных несовершеннолетних (по материалам Центрально-Черноземного региона России): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2003. С. 3.

С точки зрения Л.В. Павловой , к повторным преступлениям приводит и то, что мера пресечения в отношении несовершеннолетних часто избирается без учета личности подсудимого, а также мнения инспекторов ПДН. К сожалению, суды же не разъясняют несовершеннолетним сути рассматриваемой меры государственного принуждения, ограничиваясь лишь провозглашением приговора. Возможно, поэтому социологические опросы, проведенные среди несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы условно, свидетельствуют о том, что большинство таких подростков не признают себя осужденными. Условное осуждение ассоциируется у них с освобождением от уголовного наказания, так как они не "ощущают" каких-либо правообременений, ущемлений и пр. . В этой связи необходимо активизировать взаимодействие ПДН и уголовно-исполнительных инспекций в части организации контроля за образом жизни подростков, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Условное осуждение должно стать своеобразной программой осуществления воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними со стороны уголовно-исполнительных инспекций, комиссий по делам несовершеннолетних, отделов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Институт условного осуждения является наиболее приемлемым именно в отношении этой категории преступников, лишение свободы которых не всегда может привести к их исправлению. Условное осуждение в отношении несовершеннолетних может быть первой попыткой их ресоциализации. Так, например, суд применил условное осуждение к подростку за особо тяжкое преступление - убийство. Несовершеннолетний М.И.К. убил своего отчима. Причина убийства - постоянные издевательства пьяного, необузданного человека над подростком, его матерью, сестрой, побои и драки, скандалы в доме. Суд тщательно, психологически исследовал все обстоятельства совершения преступления. Нецелесообразность отбывания несовершеннолетним преступником строгого наказания была явной.

Павлова Л.В. Предупреждение антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, совершающих правонарушения на объектах железнодорожного транспорта (криминологические проблемы): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 24.
Гарунова М.Н. Роль судов в профилактике преступности несовершеннолетних // Проблемы преступности в Республике Дагестан: Сб. трудов молодых ученых. Махачкала, 2003. С. 96.

Законодатель расширил полномочия суда при назначении принудительных мер воспитательного воздействия. Необходимо отметить, что сама судебная процедура назначения принудительной меры воспитательного воздействия несовершеннолетнему придает ей иной, более дисциплинирующий, характер. Это положение подтверждается и опросом подростков, совершивших преступление. Большинство из них при опросе отметили, что наиболее сильное впечатление на них оказало именно судебное рассмотрение уголовного дела (45,2%) и вынесение приговора (38,7%). Как отмечает З.А. Астемиров , успех борьбы с преступностью с помощью уголовного закона во многом зависит от эффективности уголовной ответственности и наказания, от того, как эти правовые институты закреплены в законе и находят адекватное практическое применение в судебной практике.

Астемиров З.А. Проблемы теории уголовной ответственности и наказания. Махачкала, 2000. С. 4.

Достаточная распространенность случаев освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания требует разработки специальных мер профилактики рецидива с их стороны. Решая вопрос о возможности освобождения подростка от отбывания наказания, суды помимо оценки характера и степени общественной опасности совершенного преступления особое внимание должны обращать на следующие факторы, которые свидетельствовали бы о наличии или отсутствии условий, создающих возможность исправления и ресоциализации подростка без изоляции от общества: 1) данные о родителях (заменяющих их лицах), об их профессии, месте работы, моральном облике, об отношении к детям, о методах воспитания (являются ли они неблагополучными, девиантными и делинквентными семьями); 2) условия учебы подростка; успеваемость, отношение к учебе; 3) ближайшее бытовое окружение, связи, времяпрепровождение, круг интересов, участие в различных формах проведения досуга. На практике не всегда учитываются данные факторы. В результате подросток, осужденный условно или освобожденный от уголовной ответственности по различным основаниям, попадает в ту же криминогенную среду, создающую благоприятную почву для совершения им повторного преступления. Поэтому в уголовно-правовой и криминологической литературе предлагается расширить перечень наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Например, некоторые авторы считают, что ограничение свободы в случае применения к лицам, достигшим 16-летнего возраста и имеющим специальность, могло бы стать хорошей альтернативой наказанию в виде лишения свободы. Другие ученые считают, с учетом зарубежного опыта, целесообразным введение в систему наказаний для лиц, не достигших 16-летнего возраста, такого вида наказания, как домашний арест. По нашему мнению, домашний арест можно назначить только несовершеннолетнему, имеющему благополучную семью и благоприятное окружение.

Слабая работа судов в немалой степени связана с их загруженностью другими уголовными делами. Для более всестороннего учета негативных и благоприятных факторов необходимо учреждение специализированных судов для несовершеннолетних (в состав которых входили бы и психолог, и социальный работник). Это позволит более глубоко и качественно исследовать все обстоятельства дела при решении вопросов индивидуализации наказания подросткам, будет способствовать обеспечению правовых гарантий этой категории лиц. Поэтому, по мнению ученых, необходимо на законодательном уровне проработать комплекс вопросов, связанных с созданием принципиально отличной от действующей - ювенальной юстиции, которая включала бы в себя сеть разнообразных социальных служб для несовершеннолетних правонарушителей, специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних.

Россия относится к тем немногим странам современного мира, где ювенальная юстиция как самостоятельная подсистема общего правосудия отсутствует. В последние годы весьма плодотворные научные проработки данной проблемы осуществлены рядом ученых . Важно добиться их фактической и правильной в организационном плане реализации. Следует согласиться с мнением Н.И. Пишикиной и Г.И. Грицая о том, что проблемные вопросы осуществления социально ориентированной правовой политики в отношении несовершеннолетних прослеживаются на всех этапах формирования личности и социализации. Координация этой политики должна строиться в системе точных приоритетов, в том числе распределения функций субъектов ювенальной политики и установления меры ответственности.

Мельникова Э., Ветрова Т. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) // Правозащитник. 1996. N 1; Цветковин А.Л. Вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних в новом УК России // Стратегия борьбы с преступностью в современных условиях: Сб. статей. М., 1997. С. 174; Мельникова Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом. М., 1998; Макаров А.В. Уголовная ответственность за нарушение прав несовершеннолетних: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2001; Галушко Д.М. Ювенальная виктимология: криминологические и социально-психологические проблемы: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2003.
Пишикина Н.И., Грицай Г.И. Компоненты ювенальной политики государства // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С. 220.

Социальная потребность в создании ювенальной юстиции связана прежде всего с необходимостью нормализовать условия жизни и воспитания детей и подростков путем защиты их прав и свобод, оказания правового воздействия на лиц, обязанных осуществлять их воспитание, обучение, подготовку к труду, охрану здоровья несовершеннолетних. Как справедливо отмечает Н.П. Мелешко , нашему обществу нужно не столько ювенальное уголовное правосудие, чтобы судить детей, а глобальная система ювенальной юстиции. Создание специализированных судов по делам несовершеннолетних и семьи дало бы возможность поднять в целом качество рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних, повысить уровень проводимой профилактической работы, использовать гражданско-правовые средства в борьбе с детской беспризорностью, в целом более четко ориентировать правосудие в отношении несовершеннолетних, прежде всего на защиту нужд и интересов детей. Острая потребность практики в таком специализированном органе подтверждается и данными анкетирования, проведенного среди работников правоохранительных органов и УИН. На вопрос анкеты "Как вы относитесь к созданию специализированных (ювенальных) судов для несовершеннолетних?" практические работники ответили: 1) необходимо создание специализированных судов - 83%; 2) в этом нет необходимости - 10%; 3) затрудняюсь ответить - 7%. Подавляющее большинство - 83% опрошенных высказываются за создание специальной структуры по расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними. Для повышения эффективности судебного разбирательства на современном этапе опрошенные работники правоохранительных органов предложили рассматривать дела в отношении несовершеннолетних с участием народных заседателей из числа педагогов, психологов и врачей, обладающих достаточным жизненным опытом, а также возобновить практику выездных заседаний суда - по месту жительства, учебы или работы подростков, совершивших преступления.

Мелешко Н.П. Проблемы развития ювенальной юстиции в России // Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. М., 2003. С. 114.

По нашему мнению, если создание специализированных судов является проблематичным из-за финансовых трудностей на современном этапе развития экономики страны, то возможна специализация судей. Первым шагом к созданию системы специальных судов для несовершеннолетних может стать назначение судьи, специализирующегося на уголовных делах о преступлениях несовершеннолетних. Судебное рассмотрение уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, также требует глубоких знаний по детской психологии, психиатрии, педагогике и т.п. Дела несовершеннолетних отличаются значительной качественной спецификой и, как правило, особой сложностью. Профессиональному судье, рассматривающему различные категории дел, трудно сформировать глубокие знания, опыт, связанные со спецификой личности несовершеннолетнего преступника, особенностями ее формирования, причинами, условиями, мерами предупреждения преступности несовершеннолетних. Рассмотрение дел, касающихся несовершеннолетних, требует от судьи определенного опыта и высокого профессионального уровня. В связи с этим судьями по делам несовершеннолетних должны назначаться лица, проработавшие не менее пяти лет в судебной системе или долгое время занимающиеся проблемами преступности несовершеннолетних. Необходимо также, чтобы состав рассматриваемого суда качественно отличался от состава суда общей юрисдикции. Так, наряду с профессиональными судьями в него должны входить педагоги, психологи, психотерапевты. Как отмечают А.А. Ашин и А.Г. Левицкая , судопроизводство по делам несовершеннолетних должно быть основано на выявлении причин противоправного поведения, истоков формирования тех ложных нравственных ценностей, которые привели подростка к совершению преступления.

Ашин А.А., Левицкая А.Г. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ региональной ситуации // Преступность в разных ее проявлениях и организованная преступность. М., 2004. С. 40.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" отмечена необходимость ". постоянно совершенствовать профессиональную компетентность и специализацию судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних" . Безусловно, специализация судей повышает качество судебного процесса, прежде всего его воспитательное значение. Судебное заседание должно оказать серьезное профилактическое влияние на несовершеннолетнего, в том числе на формирование у него чувства доверия к суду. Именно этот момент может быть первой ступенькой к ресоциализации несовершеннолетнего.

Российская газета. 2000. 14 марта.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В последние годы участились случаи жестоких преступлений, которые совершают совсем молодые люди - школьники, студенты. Среди их жертв не только одноклассники, случайные прохожие, но даже их близкие. А причины для таких поступков, когда следствие начинает разбираться, зачастую настолько незначительны, что не поддаются логическому объяснению.

 Фото: Пресс-служба Следственного комитета РФ

Обсудим эту опасную ситуацию с председателем Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным.

Александр Иванович, где, на ваш взгляд, корни этой проблемы?

Александр Бастрыкин: У этой проблемы несколько аспектов. Прежде всего то, какие идеалы и ценности мы закладываем в наших детей.

Но, к сожалению, приходится констатировать, что в этом процессе участвуем не только мы сами, но и все, что нас окружает. В силу высокого уровня экономического и технологического развития дети черпают извне информацию, которая на них крайне губительно влияет. И это глобальная проблема, которая отмечена на самом высоком уровне - в "Стратегии национальной безопасности", утвержденной главой государства. Там сказано, что базовые моральные и культурные нормы, институт брака, семейные ценности подвергаются разрушительному воздействию. Абсолютизируется свобода личности, ведется пропаганда вседозволенности, безнравственности и эгоизма, в отдельных странах легализуются наркотики. Насаждается культ насилия, потребления и наслаждения, формируются сообщества, отрицающие естественное продолжение жизни. Проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений также порождают вражду и ненависть, становясь предметом геополитических игр и спекуляций.

В Смоленской области был дикий случай. 14-летняя школьница, которую мать и отчим не пустили в полночь погулять с мальчиком, решила разобраться с родными, подговорив своего знакомого. Спящим матери и отчиму они нанесли ножевые ранения. Как такое объяснить?

Александр Бастрыкин: Мы сталкиваемся с размытием и изменением нравственных ценностей, чуждыми нам идеалами и ориентирами, стремлением молодежи любым путем обогатиться либо получить желаемое.

Это тот случай, когда некая абсолютизация свободы личности противопоставляется другим, не менее важным ценностям, таким как жизнь человека.

Пример по Смоленской области не единственный. Например, в Липецкой области осуждена несовершеннолетняя, которая также подговорила молодого человека совершить нападение на ее отца и его супругу.

В Санкт-Петербурге молодой человек, уставший от гиперопеки родителей, открыл по ним огонь из ружья.

В Волгоградской области расследовалось уголовное дело в отношении подростка, который пытался сбыть наркотические средства из корыстных побуждений, хотел иметь собственный заработок.

В Воронежской области был случай, когда несовершеннолетний также имел материальные затруднения и предпринял попытку сбыта наркотических средств.

За 11 месяцев этого года направлено в суд 7761 уголовное дело о преступлениях, совершенных несовершеннолетними

Опасность в том, что все это для молодежи становится нормой. Таким образом, мы сталкиваемся с пересмотром базовых норм морали, психологическим манипулированием. Все это причиняет ущерб нравственному здоровью человека, поощряет деструктивное поведение, формирует условия для саморазрушения общества. Значительно усиливается разрыв между поколениями.

И это благодатная почва для национализма, ксенофобии, религиозного экстремизма и терроризма.

Вопрос воспитания молодежи является важным фактором внутренней безопасности страны. Если не воспитаем мы, ее воспитают другие.

Процент от чужой жизни

Случаи, о которых вы рассказали - страшные. Но если в общем, то о каких масштабах преступности несовершеннолетних идет речь?

Александр Бастрыкин: Начиная с 2013 года наблюдался спад числа уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, однако в 2020 году, когда мы расследовали 8804 уголовных дела, отметился небольшой рост по сравнению с 2019 годом.

За 11 месяцев этого года направлено в суд 7761 уголовное дело о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.


Практически половина этих преступлений совершена в составе группы, более 200 несовершеннолетних вовлечены в совершение преступлений взрослыми.

В структуре подростковой преступности подавляющее большинство - это общественно опасные деяния, связанные с хищениями, - 56,8 процента. 11,9 процента преступлений, связанных с наркотиками, 9,2 процента - это угоны автотранспорта, 3,5 процента - изнасилования и насильственные действия сексуального характера, 1,6 процента - убийства и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего.

Чтобы понимать масштаб проблемы, сюда надо добавить еще и такие случаи, когда дети на момент совершения преступления не достигли возраста привлечения к уголовной ответственности, а их более 3 тысяч, и это тоже большая проблема.

Если анализировать данные по количеству лиц на 100 тысяч населения, в отношении которых дела были направлены в суды, то наиболее криминальными регионами сегодня являются республики Бурятия, Тыва, Забайкальский край, Курганская, Магаданская, Новгородская, Сахалинская области.

Злоба импортом

С вашей точки зрения, негативные ориентиры, которые притягивают молодежь, формируются спонтанно, сами по себе? Или все-таки есть те, кому выгодно продвижение такого "продукта" в нашу среду?

Александр Бастрыкин: Это очень хороший вопрос. Я разделяю позицию о том, что подобный "продукт" - это часть гибридной войны, которую ведут против России некоторые западные институты.

Сделав ставку на удар по молодежи, они прекрасно понимают, как можно дестабилизировать ситуацию в нашей стране. Не секрет, что такие методы используются по отношению к другим государствам, и до меня уже многие эксперты затрагивали эту тему.

Используя цифровые технологии, ресурс средств массовой информации, популярные интернет-сервисы, с одной стороны они ведут дискредитацию России на международной арене, с другой - бьют по нам изнутри. И мы должны действовать оперативно и системно, чтобы дать ответ этим вызовам.

Давайте уточним, о каких конкретно действиях идет речь?

Александр Бастрыкин: Если не брать в расчет действия дипломатов и политиков, то это выпуск культурно-массовой продукции определенной направленности.

Западный кинематограф, производители компьютерных игр, привлекающих молодежь, насквозь пропитаны желанием представить нашу страну в негативном свете. Как мы знаем, их герои с русскими фамилиями и очевидно утрированными личностными качествами нередко выступают антагонистами различных произведений и компьютерных игр.

Логика противостояния, как они выражаются, "русской угрозе" "вшита" в сюжет многих весьма популярных и талантливых произведений даже фантастического жанра, что делает их также латентным оружием пропаганды.

Если же говорить о ценностях, на которых акцентируют внимание многие иностранные фильмы, потребляемые нашей молодежью, то они тоже довольно простые - право сильного, эгоизм, нередко приветствуется насилие и даже убийства, совершенные якобы во благо.

Некая абсолютизация свободы личности противопоставляется другим, не менее важным ценностям, таким как жизнь человека

Мы сталкиваемся с насаждением нашему молодому поколению чуждых ценностей и идеалов. Стратегия национальной безопасности определяет, что информационно-психологические диверсии и "вестернизация" культуры усиливают угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного суверенитета.

В продолжение этого мы сталкиваемся и с попытками фальсификации российской и мировой истории, искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти. Таким образом, идет формирование совершенно иного мировоззрения, тормозящего развитие личности, и, как следствие, утрата морального здоровья общества.

Получается, вот такая "мягкая сила" может привести и уже приводит в нашей стране к достаточно тяжелым последствиям…

Александр Бастрыкин: Совершенно верно. Постепенно появляются те, кто готов к более активным и даже преступным действиям.

Мы видим, как совершаются нападения на учебные заведения в Казани, Перми, Московской области, а также в других регионах. В Хабаровске школьницы 16 и 14 лет избили до смерти пожилого мужчину. Есть немало примеров участия молодежи в финансировании терроризма.

Недавно на Совете безопасности обсуждалась проблема сохраняющихся угроз, связанных с деятельностью незаконных группировок в интернете с целью радикализации подростков и молодежи, приобщения их к участию к употреблению запрещенных веществ, участию в экстремистской деятельности. И это тоже часть той самой гибридной войны, которая ведется против наших граждан.

Пока что эта тенденция не перешла критической черты, но мы видим: проблема есть, и ее надо решать оперативно. Откладывать уже нет времени. И здесь речь должна идти не о запретах, а о том, чтобы предложить молодым людям то, что их будет действительно интересовать, мотивировать и двигать вперед.


Не наказать, а дать право на выбор

Если это не запреты и дополнительные наказания, то о каких конкретно действиях идет речь?

Александр Бастрыкин: На всех уровнях необходимы четкие скоординированные действия органов власти и правоохранительных структур.

Нужна эффективная молодежная политика, которая распространялась бы на всю молодежь. При этом хочется отметить, что отдельные профильные ведомства уже ведут соответствующую работу, и она дает свои результаты.

В качестве примера, объединяющего разные структуры и ведомства, можно привести проект "Без срока давности", в рамках которого проходят молодежные мероприятия и конкурсы, конференции, форумы и мероприятия, поисковая работа и многое другое.

Это способствует сохранению исторической памяти о жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны, установлению обстоятельств вновь выявленных преступлений против мирного населения. Это хороший задел, и его нужно развивать.

А нашим средствам массовой информации таких детей и молодых людей нужно активнее показывать и рассказывать об их творчестве, научных и исторических изысканиях и добрых делах.

Я до сих пор не понимаю, почему наши СМИ многократно тиражируют информацию о том или ином преступлении, совершенном подростком, но стесняются рассказывать хорошее о наших детях, которые становятся настоящими героями своего времени или творят добро.


Как бы вы оценили угрозы и проблемы, которые сейчас важно увидеть?

Александр Бастрыкин: Все мы понимаем, что наше молодое поколение - это фундамент для дальнейшего развития государства и опора, от надежности которой зависит судьба всей страны. Поэтому формирование такого прочного фундамента - стратегически важная задача. Но с чем мы сталкиваемся в последнее время?

Отдельные представители нашей молодежи мыслят уже далеко не теми категориями, которые были ценными для многих поколений. Наша молодежь, попадая под влияние негативных, в том числе прозападных течений, теряет свою национальную идентичность, но что еще страшнее, начинает употреблять наркотики, вступать в запрещенные группировки, совершать преступления.

Ваше ведомство ведь не только расследует преступления, но и непосредственно активно участвует в воспитании молодого поколения?

Александр Бастрыкин: Мы действительно воспитанию молодых уделяем большое внимание. На практике такая работа уже давно и успешно ведется. Но для ее развития требуется дополнительное нормативное регулирование.

Фото: Пресс-служба Следственного комитета РФ

Именно поэтому недавно на рассмотрение в Госдуму внесен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете РФ" в этой части. Он предполагает закрепление правовых основ для организации воспитательной, психологической, культурно-просветительской работы, развития физической культуры и спорта, эффективного психологического мониторинга в системе Следственного комитета.

Все это позволит значительно повысить кадровый потенциал ведомства и будет способствовать развитию у сотрудников и обучающихся профессиональных и морально-нравственных качеств.

Напомню, что сейчас в Следственном комитете действуют две академии, ряд их филиалов, четыре кадетских корпуса, пансион воспитанниц.

Кроме изучения базовых и специальных дисциплин наши ребята находят свободное время на то, чтобы помочь ветеранам. Уже в своем юном возрасте они отмечают, что для них общение со старшим поколением - это стимул не только к будущему профессиональному становлению, но и к развитию как личности.

Помимо этого они регулярно участвуют в патриотических акциях, поисковых мероприятиях, приводят в порядок объекты культуры, памятники погибшим на войне, выступают на конференциях, изучают историю.


Все это, безусловно, дает большой положительный импульс в формирование их системы ценностей, нравственных ориентиров, и именно в этом направлении мы будем продолжать работать.

Важно воспитать у молодого поколения чувство ответственности и гражданского долга, а вырастить наших детей честными и мужественными можно только на примерах жизни настоящих героев Отечества.

Кадеты Кутузов, Лермонтов и Рахманинов

Этим объясняется, почему так активно СК России развивает кадетское обучение?

Александр Бастрыкин: История кадетского обучения в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения. Оно закладывает ростки гражданственности, патриотизма, безграничной любви к своей Родине, которые в дальнейшем смогут воплотиться в принципиальном, честном, качественном служении Отечеству.

На протяжении более 300-летней истории кадет, начало которым дал Петр Великий, воспитанники училищ были цветом нации. Они составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и в культуре, науке, общественной жизни.

Фельдмаршалы Кутузов и Румянцев, генералы Брусилов и Карбышев, адмиралы Нахимов и Корнилов, поэты Лермонтов и Тютчев, композиторы Римский-Корсаков и Рахманинов, художники Верещагин и Боголюбов, писатели Радищев и Куприн, ученые Яблочков и Мосин - вот это далеко не полный список выпускников кадетских корпусов.

Это хорошие традиции, которые необходимо продолжать. Если же проводить реформы области образования, науки, культуры, религии, языка без оглядки на опыт предшествующих поколений, мы придем к усилению разобщенности и поляризации национальных обществ, подрыву основ культурного суверенитета, политической стабильности и государственности.

Мы должны помнить о защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти и организовывать учебный процесс, учитывая этот аспект.


Тогда расскажите в деталях, как организовано обучение и подготовка в кадетских корпусах Следственного комитета?

Александр Бастрыкин: В настоящее время в нашем ведении Кадетский корпус СК России имени Александра Невского в Москве, Санкт-Петербургский кадетский корпус, Волгоградский кадетский корпус имени Ф.Ф. Слипченко, Севастопольский кадетский корпус имени В.И. Истомина, Пансион воспитанниц в Северной столице, Московская и Санкт-Петербургская академии и пять их филиалов в Екатеринбурге, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Нижнем Новгороде.

Особо отмечу, что мы активно осуществляем поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также в вопросах получения ими качественного образования.

Например, при приеме в образовательные организации высшего образования для таких детей устанавливаются квоты. Так, в 2020-2021 годах в академии Следственного комитета обеспечен набор 40 процентов детей указанной категории, в кадетские корпуса СК России - 50 процентов.

В кадетских корпусах повышенное внимание уделяется вопросам патриотического и нравственного воспитания обучающихся, организуется ранняя профориентация, созданы дополнительные образовательные программы.

Эти учебные заведения в полной мере отвечают всем требованиям нашего времени. Они оборудованы современной оргтехникой, компьютерными классами, библиотеками, спортивными и тренажерными залами. В них преподают творческие коллективы педагогов, главная задача которых - подготовка кадет к ответственной государственной службе.


Зачем следователю консерватория?

Кроме кадет у вас самое молодое по возрасту сотрудников силовое ведомство. Как воспитываете начинающих свою служебную карьеру следователей?

Александр Бастрыкин: Система образования в Следственном комитете напрямую связана с процессом воспитания.

В целях воспитания высоконравственных и духовно развитых специалистов заключены соглашения о сотрудничестве с Академией военных наук, Союзом писателей, с Мариинским и Малым театрами, Московской консерваторией, Федерацией дзюдо России, с Общероссийской просветительской организацией "Российское общество "Знание", а также Соглашение с Минобороны России (по вопросам подготовки кадров для военных следственных органов) на обучение по специальности "Следственная работа".

Внимание и уважение к людям, честность и принципиальность в службе, инициативность и настойчивость - вот те параметры, которые закладываются всем нашим воспитанникам.

Ведь от морально-нравственных и волевых качеств во многом зависят гражданственность и патриотизм, интеллектуальный и духовный потенциал подрастающего поколения, а значит, будущее России.

Необходимо также отметить, что в ноябре 2020 года в СК России утверждена Концепция непрерывного ведомственного образования на период с 2021 по 2025 год. Особое внимание в ней уделено применению практико-ориентированных методов в образовательном процессе.

Таким образом, мы обеспечиваем подготовку профессиональных кадров. Уверен, что при таком подходе в будущем выпускники кадетских классов будут надежным кадровым резервом следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, с честью и достоинством служить Отечеству.

Все это позволяет реализовать одну из стратегических целей ведомства - воспитать в одном лице профессионала и достойного человека в духе гражданственности и патриотизма.


Что такое ЦВСНП? Буквально переводится как Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Но для чего предназначено данное учреждение?

Если отвечать не задумываясь, то большинство скажет, что ЦВСНП, это типа СИЗО, только для малолеток. И если так ответят не юристы, это можно понять, но когда так рассуждает суд, тут становится совсем печально.

Ну а то, что это является необходимым всегда подтверждается наличием в материалах двух отказанных ( в связи с не достижением возраста уголовной ответственности).

Ранее я уже рассказывала здесь и здесь о проблемах в правопонимании и правоприменении закона, и, к сожалению, принципиального в практике ничего не изменилось, но, благодаря чему, результат по этому делу был в нашу пользу.

Когда мне позвонила клиентка – мама мальчика, судебное заседание по представлению начальника отдела полиции о помещении его в ЦВСНП, было назначено уже на утро следующего дня. Собственно, они и сами об этом узнали только что.
После беседы с родителями и ребенком, мне стало очевидно, что органы полиции в очередной раз, используя нормы закона, действуют не в интересах несовершеннолетнего, а с целью его наказания за совершенное деяние.

Кто сказал, что в ЦВСНП занимаются перевоспитанием несовершеннолетних? Кто решил, что для помещения несовершеннолетнего достаточно совершения повторного общественно-опасного деяния?
Но на том и стоят.

Тем не менее, будучи уверенной в своей позиции на сто процентов, я подготовила письменное выступление в прениях, а на следующий день, до судебного заседания успела ознакомиться с материалами дела и мои предположения подтвердились полностью.

Суть основных вопросов в судебном заседании, которые были поставлены инспектору, сводилась к выяснению причин обращения в суд:

— необходимость изъятия ребенка из неблагополучной обстановки? (выяснялись условия жизни семьи, отношения родителей к ребенку, сведения о заботе и воспитании, условия жизни семьи (доход родителей, постоянное место жительства), состоит ли семья на учете как неблагополучная?, характеристика личности родителей. )

— чем определена склонность несовершеннолетнего к противоправному поведению? (с момента совершения преступления до обращения в суд прошло более двух месяцев – попадал ли несовершеннолетний в поле зрения органов полиции в это время? Чем занимался? Посещался ли школу? Как родители контролируют его поведение, время отдыха? Обращались ли за помощь к психологу? Имеется ли заключение специалиста, подтверждающего склонности к девиантному поведению несовершеннолетнего?

На мой вопрос, почему же материалы на несовершеннолетнего поданы в суд спустя два месяца при том, что в настоящее время отсутствуют какие-либо факты и доказательства, указывающие на его намерения совершить общественно-опасные деяния, инспектор искренне не понимала, к чему я клоню и объясняла свои действия, то загруженностью, то необходимостью получения документов о состоянии здоровья потерпевшего, без которых, якобы оснований для обращения в суд нет.

То есть, практика железобетонная, собрать два отказных материала, плохую характеристику из школы, вот и все основания для помещения в ЦВСНП. Только вот неясно, это такая профилактика преступлений или такая насильная профилактическая помощь?

Далее, безусловно выяснялись обстоятельства совершения преступления, поведение потерпевшего, причины возникшего конфликта, а также данные о личности несовершеннолетнего (здесь инспекторы не утруждают себя сбором доказательств, ограничиваясь характеристиками из школы, но их содержание часто не отражает или прямо противоречит фактическим обстоятельствам, как и в этом деле).

Что еще немаловажно, в материалах для суда должны быть представлены справки о проведенных беседах с несовершеннолетним и о РЕЗУЛЬТАТАХ такого общения. Часто инспекторы только устно ссылаются, что такие беседы были и что результаты неудовлетворительные. Как и в этом случае, инспектор не смогла пояснить, как проходили эти беседы, как вел себя несовершеннолетний и почему ею сделан вывод, что положительные результаты не достигнуты, если в течении последующих месяцев, им не допущено ни одного нарушения общественного порядка.

Таким образом, ответы инспектора только больше подтверждали мои уже готовые выводы в прениях, что и произвело потом свой эффект в прениях.

Было видно некоторое удивление судьи о того, что все возражения защиты на доводы представления были подготовлены заранее, хотя материалы я увидела только перед заседанием.
Всегда приятно, когда тебя суд слушает, а когда еще очевиден интерес к тому, что я говорю – особенно приятно.

Все же, несмотря на имеющиеся существенные нарушения, допущенные при подготовке и направлении материалов, судья отказала в представлении по другим основаниям, но это уже лично я придираюсь, родители были довольны победой без условностей.

PS: А что вы скажете, коллеги, на то, что рассмотрение данного материала проходило в рамках уголовного судопроизводства?

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком " "

Ульянова Алена

При расторжении брака между родителями детей и разрешении сопутствующих вопросов в судебном порядке весьма актуальной является проблема участия несовершеннолетних в гражданском процессе – точнее, сложности, которые при этом возникают.

С одной стороны, государство предусматривает охрану и защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, а также заботу о его здоровье. Конвенция о правах ребенка гарантирует ему право быть заслушанным в ходе любого судебного заседания, которое затрагивает его интересы. Семейный кодекс РФ также содержит положения, наделяющие ребенка правом быть заслушанным в ходе судебного разбирательства.

С другой – на практике ребенку, как правило, предоставляется право высказать его мнение по вопросам, затрагивающим его интересы. Но действительно ли в заседании ребенок озвучивает именно свое мнение по интересующему суд вопросу?

Например, рассматривается вопрос об определении места жительства ребенка или о лишении отца родительских прав. Если ребенок достиг возраста 10 лет, то в обязательном порядке он приглашается в суд, который спрашивает его мнение по тому или иному вопросу. Хочет ли ребенок давать какие-либо пояснения в заседании, суд в принципе не интересует.

Здесь, конечно, сложно разграничить нежелание ребенка включаться в конфликт и нежелание одного из родителей, чтобы мнение ребенка было услышано, если оно не совпадает с мнением (желанием) этого родителя.

Когда решается вопрос об определении места жительства ребенка, то, как правило, суд назначает психолого-педагогическую экспертизу, чтобы выяснить, с кем из родителей с психологической точки зрения предпочтительнее остаться ребенку. Идея экспертизы, на мой взгляд, очень хорошая, но и здесь существует ряд недостатков, на которые обращают внимание и сами эксперты.

Во-первых, эксперт чаще всего проводит психологическое исследование ребенка, не прибегая к изучению иных педагогических аспектов, связанных с его обучением и воспитанием. Также им не запрашиваются и не исследуются характеристики с места учебы ребенка и иная медицинская документация, что, безусловно, влияет на итоговые выводы.

Во-вторых, встреча ребенка с экспертом, как правило, всего одна, в ее ходе проводится ряд тестов, помогающих определить уровень развития ребенка, его отношение к окружающему миру, семье, родителям и пр. Одна встреча и ряд тестов, с моей точки зрения, не могут дать объективную оценку психологических особенностей несовершеннолетнего, определить уровень его тревожности, характер взаимоотношений в семье, отношение к каждому из родителей. Не все дети сразу могут раскрыться перед незнакомым человеком, даже профессиональным психологом. В результате это может привести к необъективности полученных данных.

В-третьих, нередко на таких встречах присутствует мать ребенка, что также влияет на объективность выводов, содержащихся в заключении.

В-четвертых, в некоторых случаях экспертное заключение необъективно. Адвокаты сторон спора, как и суд, не смогут сами оценить выводы эксперта по этому критерию, поскольку у суда не появится оснований для сомнений при наличии у эксперта надлежащих документов, лицензии и пр. Поэтому чаще всего установить необъективность заключения сложно. Но проблема существует, о чем говорят сами специалисты в данной области. Анализируя подобные экспертные заключения, они указывают на их низкий уровень, а порой – на неверную интерпретацию результатов обследования ребенка.

Законодательство также предусматривает необходимость присутствия педагогического работника при допросе несовершеннолетнего свидетеля в гражданском процессе. По моему мнению, педагог, участвующий в судебном заседании, как правило, не выполняет каких-либо функций в плане защиты интересов ребенка. Если говорить о том, что он должен оградить ребенка от агрессии со стороны одного из родителей или обоих, то с этим хорошо справляется суд. Если иметь в виду, что педагог должен помочь ребенку не бояться и сформулировать свое мнение, то на практике это не работает, так как ребенок видит данного человека впервые – непосредственно в судебном заседании – и относится к нему с недоверием. С точки зрения психологии ждать от ребенка обратной реакции непрофессионально. Таким образом, роль педагога в гражданском процессе на практике представляется номинальной.

Таким же номинальным будет и участие адвоката, если обсуждать предложение о предоставлении несовершеннолетним права на бесплатную юридическую помощь адвоката.

О праве несовершеннолетнего на обращение с ходатайством о назначении ему адвоката или иного представителя

Тема внесения изменений в Семейный кодекс РФ, ГПК РФ и Закон об оказании бесплатной юридической помощи в части поправок, предусматривающих предоставление несовершеннолетним адвоката по назначению, периодически обсуждается в СМИ. Однако, на мой взгляд, предоставление адвоката несовершеннолетнему вряд ли достигнет цели, для достижения которой разрабатываются поправки. Что может узнать у ребенка адвокат в судебном заседании, какое мнение выскажет ребенок и действительно ли это его мнение? Те же самые вопросы задает и судья, получает ответы и, исходя из обстоятельств, выносит решение. Адвокат в данном случае будет лишь выполнять функцию наблюдателя и не сможет повлиять на ситуацию, так как не знает ее изнутри. Как в таком случае он будет защищать права и законные интересы ребенка, не представляя его истинного мнения? Адвокат – не профессиональный психолог. К тому же, чтобы ребенок раскрылся, нужно время, которого в судебном процессе нет.

Полагаю, если законодатель действительно беспокоится о здоровье детей, особенно психическом, и желает, чтобы суд, рассматривая подобные споры, услышал именно позицию самого ребенка, необходимо кардинально изменить подход к этому процессу.

В связи с этим представляется более правильным исключить непосредственное участие несовершеннолетнего в судебном заседании, чтобы снизить психологическое воздействие на него. Одновременно необходимо создание экспертных учреждений, которые будут заниматься психологическим обследованием семьи (не только ребенка, а именно семьи: психологической обстановки, отношения каждого из родителей к ребенку, психологического развития ребенка, его отношения к каждому из родителей, насколько развитие ребенка позволяет сделать выводы по поставленным судом вопросам, а также прочих аспектов, которые помогут выявить уровень психологической готовности ребенка оценивать ситуацию и формировать именно собственное, а не навязанное мнение по интересующему суд вопросу). Подобная оценка должна проводиться со всей тщательностью, и приоритетными должны быть интересы ребенка, его психологическое состояние.

Такое обследование должно занимать не меньше месяца – в зависимости от того, как быстро ребенок раскрылся перед экспертом. Эксперт, в свою очередь, должен подходить к этому вопросу не формально, а работать с ребенком, быть заинтересованным в нем, беседовать в игровой форме, а не только проводить тесты, которые покажут уровень развития, социальной адаптивности и прочие психологические характеристики. По итогам обследования эксперт представляет заключение в суд, которое и будет учитываться с точки зрения позиции несовершеннолетнего. Таким образом, уменьшится психологическая нагрузка на неокрепший детский организм.

Считаю, что создание названной экспертной службы и проведение обследования помогут выявить психологически неблагополучные семьи, а также семьи, в которых может быть применено физическое или психологическое насилие в отношении несовершеннолетнего.

Безусловно, экспертное заключение не должно рассматриваться как основополагающее при решении конкретного вопроса, его следует учитывать в совокупности с другими доказательствами и по возможности исключать непосредственное участие ребенка в судебном заседании.


В России от задержания и административного дела не застрахован никто, в том числе и несовершеннолетние. Объясняем, как полицейские, суды и комиссии по делам несовершеннолетних должны поступать в соответствии с законом и что вас может ждать после задержания.

Короткая версия инструкции в картинках:

Задержание

При задержании несовершеннолетнего полиция обязана сообщить об этом родителям или другим законным представителям. Законные представители — это опекуны. Дедушки, бабушки, дяди, тети, братья, сестры или учителя не считаются законными представителями. После задержания несовершеннолетнего должны содержать отдельно от взрослых и никак иначе.

По закону несовершеннолетнего нельзя задерживать в отделе полиции более чем на 3 часа. Однако уйти из отдела полиции несовершеннолетний может, только если за ним явились его родители или опекуны.

Если родители или опекуны не забирают несовершеннолетнего в течение 3-х часов, он передаётся в ЦВСНП (центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей) на срок до 48 часов. Если по истечении 48 часов родители не забрали и оттуда, то материалы передаются в суд, а несовершеннолетний остаётся в ЦВСНП, пока решается вопрос о его устройстве. Но оставаться в ЦВСНП он может не более чем на 30 суток, в крайнем случае суд может продлить этот срок ещё на 15 суток.

Бывают случаи, когда родителей в городе нет и забрать несовершеннолетнего некому (например, уехали в отпуск, оставив ребенка бабушке). Чтобы избежать описанных выше последствий, рекомендуем родителям оформлять перед отъездом доверенность на родственников/друзей. В доверенностях следует указывать, в том числе, полномочия на представление интересов в полиции, суде, комиссии по делам несовершеннолетних.

Допрос

Если несовершеннолетнего в ОВД решили допросить в качестве свидетеля по уголовному делу, то должны быть соблюдены особые правила:

  • если несовершеннолетнему меньше 14 лет, на допросе должны присутствовать родители или опекуны. С 14 до 18 — законного представителя могут допустить к участию, но не обязаны.
  • допрос не может продолжаться больше двух часов подряд и больше четырех часов в день
  • если несовершеннолетнему меньше 14 лет, на допросе должен присутствовать психолог или педагог (не из его школы, а любой, у кого есть соответствующее образование).
  • следователь должен вести видеосъемку допроса, если только сам несовершеннолетний или его законный представитель (родитель) не будут возражать (ч. 5 ст. 191 УПК РФ). Это видео должно храниться при уголовном деле. Родитель или законный представитель также может ходатайствовать о том, чтобы он вел видеосъемку и на свое устройство тоже.

Что происходит с делом дальше

Ваше дело должен рассматривать не суд, а комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). В Москве этим занимаются комиссии при районных управах.

В случае, если дело все-таки поступило в суд, тот обязан передать его в КДН. Если суд не передал дело сразу, а по ошибке принял его к рассмотрению, то передача его в КДН по закону уже невозможна. Суд может либо вынести решение, что будет поводом для отмены его в апелляционной инстанции, либо прекратить его вообще.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту их жительства. Верховный суд установил приоритет подсудности по месту жительства несовершеннолетнего.

Как рассматривают административные дела в КДН

Рассмотрение административного дела в КДН, как и рассмотрение дела в суде, регулируется Кодексом об административных правонарушениях и в целом осуществляется по той же процедуре.

Как подготовиться

Учтите, что для КДН особенно важны положительные характеристики привлекаемого к ответственности. КДН собирает их сама, делая запросы в образовательные учреждения. Однако будет лучше, если вы также покажете все достижения ребенка сами (грамоты, медали, положительные характеристики из школы, посещаемых кружков и секций, справки об участии в благотворительной работе и др.). Даже соседи могут написать характеристику — какой хороший ребёнок.

Особенности процедуры

Одно из ключевых отличий: в КДН дела рассматриваются коллегиально. В составе комиссии должно быть не менее трех, но не более 12 человек. Заседание КДН правомочно, если в нем приняло участие не менее половины членов комиссии. Председателем заседания должен быть председатель или заместитель председателя КДН. Кроме того, обязательно должен быть избран секретарь заседания.

Поскольку КДН — коллегиальный орган, во время заседания нужно вести протокол. Это делает секретарь комиссии.

В протоколе указываются:

  • дата и место рассмотрения дела
  • наименование и состав КДН
  • событие административного правонарушения
  • сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке
  • отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения
  • объяснения, показания, пояснения и заключения лиц, участвующих в рассмотрении дела
  • документы, исследованные при рассмотрении.

Протокол о рассмотрении дела подписывают председательствующий в заседании и секретарь. Мы рекомендуем обязательно получить заверенную копию протокола после заседания.

Несовершеннолетние вправе иметь защитника, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства и так далее. Объяснения также вправе давать законные представители несовершеннолетнего.

Если рассмотрение дела затянулось и привлекаемому к ответственности исполнилось 18 лет, дело не прекращается, решение выносится. Однако поставить на профилактический учет вдобавок к наказанию человека уже не смогут (о профилактической работе см. ниже).

Обязательное уведомление родителей

Права несовершеннолетнего защищают его законные представители: родители, усыновители, опекуны или попечители. Родство нужно будет подтвердить — например, предъявить страницу паспорта со вписанным ребенком или его свидетельство о рождении.

Родителям и опекунам должны обязательно сообщить о месте и времени рассмотрения дела — иначе это грубое нарушение прав несовершеннолетнего и его родителей. Судья или должностное лицо, рассматривающее дело, может обязать присутствовать родителей или опекунов.

Если несовершеннолетний и законный представитель не являются на заседание комиссии без уважительной причины, то они могут быть подвергнуты процедуре привода.

Обязательное уведомление прокурора

О месте и времени рассмотрения дела против несовершеннолетнего должны известить и прокурора. Не сделав этого, должностное лицо совершит серьезное нарушение, которое должно влечь отмену судебного акта. Если КДН не уведомила прокурора, лучше ей об этом не напоминать — а заявить уже в апелляции с целью отмены решения КДН.

Прокурор вправе принять участие в административном деле. Он может представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.

Административное наказание несовершеннолетних

Несовершеннолетнего ни при каких условиях нельзя подвергнуть административному аресту. Кроме того, возраст — смягчающее обстоятельство, которое суд должен учесть при назначении административного наказания.

Поскольку многие несовершеннолетние пока не зарабатывают сами, судья, назначая штраф, должен вынести специальное определение о взыскании штрафа с законных представителей. Копию такого определения вручают под расписку несовершеннолетнему или его представителям. Если они не смогли присутствовать, копии документа высылают им в течение трех дней со дня вынесения. Об этом делается запись в деле.

Что потом?

Производство по делу о правонарушении рано или поздно закончится. Вероятнее всего, не в пользу несовершеннолетнего. Если для обычных правонарушителей история завершится уплатой штрафа или административным арестом, то для несовершеннолетних последствия могут длиться дольше.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

  • совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания
  • совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

Основанием для профилактики становится постановление, которое выносит КДН. Это постановление должно вступить в силу (должно пройти 10 дней, либо должна пройти апелляция, если постановление обжаловалось). Постановка на учет до вступления вы силу постановления КДН незаконна — ее можно обжаловать в порядке административного судопроизводства.

В любом случае, после 18 лет индивидуальная профилактическая работа прекращается.

Могут ли привлечь к ответственности родителей?

Кроме того, родителей могут вызвать в отдел полиции по делам несовершеннолетних для дачи объяснений. Рекомендуем не игнорировать такие вызовы, так как непонятно, как неявка может отразиться на ребенке. При этом рекомендуем ознакомиться с нашей инструкцией по ведению профилактических бесед с полицейскими.

Читайте также: