Что такое мзда в шемякином суде

Обновлено: 28.04.2024

Сюжет завязывается на истории бедняка-крестьянина и нелепых (однако, также, печальных) происшествиях, случившихся с ним. Убогий приходит просить у своего богатого брата лошадь с хомутом. Богатый, возмущаясь, даёт ему лошадь, но, услышав про хомут, начинает поносить бедняка за убожество. Крестьянин же, из-за несчастного случая, вскоре приводит лошадь без хвоста. Разъяренный богатый брат идет в город бить челом на убогого Шемяке-судье. Виновник плетется за ним.

Братья останавливаются в селе у попа. Богатый пирует вместе с попом, а убогого не зовут. Тот смотрит с полатей на набитый едой стол и, заглядевшись, нечаянно зашибает младенца, сына попа. В итоге и поп, и богатый брат едут бить челом к судье на бедняка.

Главный герой понимает, что проиграет суд, и решает покончить с жизнью. Он бросается с моста и падает на старика, убив его. Сын погибшего старика присоединяется к попу и богатому брату и идет судиться с бедняком.

Обвиняемый, не зная, что делать, заворачивает в платок камень. Во время судебных процессов он достает его из шляпы, кланяясь, показывает судье. Шемяка-судья, подумав, что это взятка, оправдывает все три дела в пользу крестьянина. Шемяка предлагает богатому брату, попу и сыну невыгодные решения и потерпевшие, поняв это, решают откупиться от бедняка деньгами.

Шемяка, узнав об этом, счастливо говорит, что правильно посудил.

Радостный бедняк с деньгами возвращается домой…

Главные герои

Бедный брат – мужчина, уставший от нищеты, отчаявшийся, потерявший всякую надежду на лучшую жизнь.

Богатый брат – жадный, скупой, расчетливый мужчина, зажиточный крестьянин.

Поп – знакомый богача, заносчивый и высокомерный.

Мужчина (третий истец) – случайный человек, чей отец погиб под тяжестью бедняка.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Жили два брата – богач и бедняк. Как-то бедняку понадобилась лошадь, и он обратился за помощью к брату. Богатый, нехотя одолжил лошадь, но хомут давать не стал. Бедному брату пришлось привязать тяжелые поленья к хвосту животного, и тогда тот, не выдержав, оторвался. Богач возмутился и повел брата в суд.

Утомившись в дороге, братья заночевали у попа. Когда пришло время ужина, поп пригласил за стол только богатого гостя. Бедный же, остался лежать на печи и с жадностью наблюдать за трапезой. Засмотревшись, бедняк свалился прямо на колыбельку и задавил ребенка. Поп, в ужасе, решил тоже засудить беднягу, и дальше троица направилась вместе.

Пересекая мост, виновник решил покончить с собой и спрыгнул, но приземлился на старика и убил того на месте. Сын погибшего присоединился к обвиняющим, и в суд они пришли вчетвером.

Перед началом заседания бедняк поднял с земли камень и завернул его в тряпицу. После каждого обвинения он поднимал руку, в которой был зажат сверток, и судья Шемяка, приняв его за взятку, признал обвиняемого полностью невиновным.

Ошарашенным обвинителям ничего не осталось делать, как откупиться от смекалистого бедняка.

После окончания судебного процесса Шемяка поинтересовался, что же за свертки ему показывали. Тогда бедняк ответил, что в тряпице лежал булыжник, который он бросил бы судью за неудобное для него решение.

Сюжет

Жили два брата-крестьянина: богатый и бедный. Богатый крестьянин много лет давал в долг бедному брату, но тот никак не мог одолеть нужду. Однажды пришел бедняк к брату с просьбой дать ему лошадь, чтобы привезти из лесу дрова. Богач нехотя согласился, но когда брат попросил у него и хомут, рассердился и отказал в просьбе.

Бедняк горько вздохнул, и привязал дровни к лошадиному хвосту. Когда же он отвез дрова домой, то забыл выставить подворотню, и у лошади оторвался хвост. Делать нечего, и бедняк привел брату лошадь без хвоста. Увидев такое безобразие, богач разгневался и отправился в город, жаловаться на брата судье Шемяке. Бедняк поплелся вслед за ним, прекрасно зная, что ему все равно придется идти в суд.

Дошли братья до одного села, и богач остановился у своего хорошего знакомого, сельского попа. Они сели за стол ужинать, а бедняк голодным лег на полати. Засмотрелся он на брата и попа, как те уплетали ужин, и свалился на колыбель, в котором спал маленький ребенок. Бедняк раздавил на смерть поповского сына, и тот тоже отправился в город жаловаться на него.

Проходя через мост, бедняк решил покончить со своей горькой жизнью, и спрыгнул вниз. Он упал на больного старика, которого сын вез на санях в баню, и убил его случайно. Потерпевший также отправился к судье Шемяке.

На суде бедняк показал судье камень, завернутый в платок. Тот решил, что это солидная взятка, и повел дело, как посчитал нужным. Он велел бедняку держать у себя лошадь брата до тех пор, пока у нее не отрастет хвост.

Когда же стал жаловаться сын погибшего старика, судья решил так – пусть истец убьет бедняка таким же способом, то есть бросится на него с моста.

Так богачу и попу пришлось доплачивать бедняку, чтобы он отказался выполнять судейские решения, и вернул каждому, что причитается: лошадь – брату, а попадью – законному супругу. Третий истец также не хотел прыгать с моста, и заплатил бедняку отступные.

Тем временем Шемяка направил своего человека к бедняку, чтобы тот отдал ему обещанную взятку. В ответ бедняк показал камень, завернутый в платок, и объяснил, что если бы судья принял решения не в его пользу он бы ушиб его этим камнем.

Узнав об этом, Шемяка очень обрадовался, что так ловко выкрутился из непростой ситуации, а довольный бедняк пошел домой.

Отзывы о книге

  1. Произведение обливает произвол, который творится в гос. органах.
  2. Порицается коррупция.
  3. Затрагивается вопрос правды.
  4. Каждый человек должен иметь равные права, несмотря на материальное положение.

В общем, советую почитать. Книга актуальна и в наши дни.

Совсем недавно в школе мы делали анализ повести о Шемякином суде. Краткое содержание помогло мне в этом. Чтение вкратце помогло без потери смысла написать сочинение-рассуждение на тему современных проблем в обществе. Автор затронул очень злободневный вопрос, актуальный даже сейчас. Взяточничество процветает, бороться с ним тяжело. Характеристика персонажей отражает проблемы, которые царили в то время. Я считаю, что высмеивание помогает осознать всю глубину вопроса, а также его последствия. Рекомендую прочитать книгу или хотя бы ознакомиться с ней.
Арина

Толкование непонятных слов

Хомут – надеваемая на шею лошади основная часть упряжи.

Дровни – крестьянские. сани без кузова.

Подворотня – пространство, щель между воротами и землей.

Полати – лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью.

Мзда – плата, вознаграждение, взятка.

Главные герои повести

Главными героями повести выступают два брата. Один из них зажиточный, не бедствующий человек. Несмотря на полный достаток, он отличается вздорностью и склочностью характера. Жизнь его отравляет зависть. Он мелочен, ищет во всем выгоду.

Второй брат находится на грани нищеты. Однако это обстоятельство не лишает его жизнерадостности. Автор показывает его как неунывающего, предприимчивого и смекалистого человека.

Читатель также познакомится с еще тремя героями, без участия которых действие бы не состоялось.

Это поп, купец и судья. Охарактеризуем их:

  • Поп — жадный, беспринципный человек, которому чужды милосердие и сострадание. Он не боится ни человеческого, ни Божьего суда.
  • Судья — охочий до наживы человек. Он готов идти против собственной совести, лишь бы набить свой карман.
  • Купец — его хочется пожалеть, ведь он действительно пострадал от поступка нищего брата (тот раздавил его отца). Но дальнейшие события в пересказе покажут, что он ничем не отличается от священнослужителя и судьи.

Таким образом, уже судя по характеристикам действующих героев можно с уверенностью сказать, что положительный образ в повести только один – бедный брат. Остальные лица выступают как отрицательные персонажи.

Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе

Ярким выражением критицизма общественного сознания эпохи является возникновение разнообразной, по преимуществу демократической, сатирической литературы. Она бичует типичные для того времени пороки феодального общества: засилье богатых, неправый суд, недостойное поведение духовенства. При этом нередко используются авторами привычные формы деловой письменности, например, челобитные, лечебники, послания и даже тексты церковных песнопений. Некоторые из повестей сближаются с фольклором.

Повесть прежде всего обличает неправый продажный суд. В XVII в. судебные тяжбы были столь великим народным бедствием, что суеверные люди носили даже на шее ладанки с заклинанием от судей-лихоимцев. В повести присутствуют детали, которые вводят нас в типичную обстановку того времени: бедный брат не имеет не только лошади, но даже хомута и сам добровольно идет? в суд за богатым, чтобы не платить налог за вызов; у попа бедняка не зовут ужинать и он лежит на полатях голодный; идя в суд с попом и братом, бедняк понимает, что его засудят, и хочет покончить с собой.

Судья Шемяка дан в повести как ловкий делец, готовый за мзду вынести любое решение. В данном случае он придумал хитроумный приговор: отдать лошадь бедняку до тех пор, пока не вырастет новый хвост; попадью отдать бедняку, пока не будет ребенка, а человек, у которого задавили отца, сам должен броситься с моста на бедняка.

Следует отметить и новые представления автора о человеческой судьбе. До XVII в. власть теологии была еще очень сильна, и в литературе подчеркивалась зависимость человека от провидения. Под влиянием социально-исторических условий эти взгляды изменились. Авторы XVII в. выдвигают теперь на первый план не судьбу, а личный успех, удачу, счастливый случай. Как и в эпоху Возрождения, в русской литературе появляется образ находчивого человека. Его веселые и ловкие проделки не только не вызывают осуждения, но даже изображаются сочувственно. Новый герой силен своим умом, хитростью, жизнелюбием. Эти качества противопоставляются средневековому отстранению от жизни, уходу в монастырь, и в этом проявляется также тенденция обмирщения литературы XVII в.

О близости к сказке свидетельствуют: комическая завязка, расстановка действующих лиц — бедный и богатый, счастливая развязка в пользу бедняка, троекратные повторы (судья выносит три приговора, бедняк трижды показывает судье камень, истцы трижды платят бедняку). Сказочный характер имеет по своей неожиданности и развязка — угроза судье.

Повесть отличается вполне светским характером, религиозный оттенок имеет только концовка: и судья Шемяка, и бедняк воздают хвалу богу. Судья за то, что судил в пользу бедного и спас себе жизнь, а бедняк за то, что вышел удачно из беды. Но после всех мошеннических проделок эта концовка звучит иронически.

Жили два брата: один – бедный, другой – богатый. Как-то не дал богатый бедному хомут, и бедный прицепил дровни к хвосту лошади, у которой потом хвост оторвался. Богач пошел в суд. Остановился у попа, но есть ему не дали, а он упал с полатей и задавил ребенка. Бедный от отчаяния решил покончить с собой, но убил при падении старичка.

Бедный завернул в тряпочку тяжелый камень. Судья Шемяка сказал его брату, чтобы он ждал, когда у лошади хвост вырастет. Попу приказал отдать попадью до рождения нового ребенка. А сыну убиенного посоветовал броситься с моста и задавить бедняка.

После такого суда и поп, и богач, и сын своего отца откупились от находчивого крестьянина. Потом пришел к бедняку помощник судьи и спросил, что было в свертке, на что крестьянин ответил, что это- камень, которым мог бы он убить Шемяку, если бы тот провел суд не в его пользу.

Краткое содержание Шемякин суд:

Жили два брата-крестьянина: один богатый, а другой — бедный. Много лет богатый давал бедному в долг, но тот оставался таким же бедным. Один раз пришёл бедняк просить у богатого лошадь, чтобы привезти дров. Тот с неохотою дал лошадь. Тогда бедный стал просить хомут. Но брат рассердился и хомута не дал.

Делать нечего — бедный привязал свои дровни к лошадиному хвосту. Когда же он вёз дрова домой, то забыл выставить подворотню, и лошадь, проезжая через ворота, оторвала себе хвост.

Привёл бедняк брату лошадь без хвоста. Но тот лошади не взял, а поехал в город к судье Шемяке бить челом на брата. Бедный пошёл за ним, зная, что его всё равно заставят явиться на суд.

Они дошли до одного села. Богатый остановился у своего знакомого — сельского попа. Бедный пришёл к тому же попу и лёг на полати. Богатый с попом сели есть, а бедняка не позвали. Тот смотрел с полатей, что они едят, свалился, упал на колыбель и задавил ребёнка. Поп тоже пошёл в город жаловаться на бедного.

Они проходили через мост. А внизу, по рву, один человек вёз в баню отца. Бедный, предвидя свою погибель, решил покончить с собой. Он бросился с моста, упал на старика и убил. Его поймали и привели к судье. Задумался бедняк, что же ему дать судье… Взял камень, завернул его в плат и стал перед судьёй.

Выслушав жалобу богатого брата, судья Шемяка велел бедному отвечать. Тот показал судье завёрнутый камень. Шемяка решил: пусть бедный не отдаёт богатому лошади до тех пор, пока у неё не вырастет новый хвост.

Потом стал жаловаться сын, у которого бедный задавил отца. Бедняк опять показал судье камень. Судья решил: пусть истец убьёт бедного тем же способом, то есть бросится на него с моста.

После суда начал богатый у бедного просить лошадь, но тот отказался отдать, сославшись на судейское решение. Богатый дал ему пять рублей, чтобы он лошадь и без хвоста отдал.

Тогда бедный стал по судейскому решению требовать у попа попадью. Поп дал ему десять рублей, только чтоб он не брал попадьи.

Бедный предложил третьему истцу выполнить решение судьи. Но тот, поразмыслив, не захотел бросаться на него с моста, а начал мириться и тоже дал бедному мзду.

А судья послал к ответчику своего человека, чтобы он спросил о трёх свёртках, которые бедняк показывал судье. Бедный вытащил камень. Шемякин слуга удивился и спросил, что это за камень. Ответчик объяснил, что если бы судья не по нему судил, то он бы его ушиб этим камнем.

Узнав о грозившей ему опасности, судья очень обрадовался, что судил именно так. И бедный, радуясь, пошёл домой.

Шемякин суд краткое содержание для читательского дневника.

Автор: Народ Русский

Год написания: XVII век

Жанр произведения: повесть

Главные герои: Шемяка – судья, братья – крестьяне.

Сюжет:

В селе жили два брата, бедный и богатый. Бедному для перевозки дров понадобилась лошадь. Он обратился за помощью к богатому брату. Тот дал, но без хомута. Сани довелось привязывать к хвосту. Но забыв поставить подворотню, бедняк оставил животное без хвоста.

Богатый направился к судье, брат последовал за ним, понимая, что будет все равно вызван. На пути в город путники остановились на ночлег у попа. Упав с полати, бедняк задавил ребенка. А пытаясь покончить собой упал на пожилого человека и тот тоже умер.

На обвинения бедняк показывает Шемяке завернутый камень. Судья думает, что это взятка. Он присудил лошади оставаться у бедного, пока хвост не отрастет снова, сделать с попадьей нового ребенка, а сын старика может отомстить, упав тем же образом на него.

Истцы дают деньги ответчику, чтобы не исполнять приговор. А судья, узнав, что в свертке был камень, благодарит Бога за спасение.

Вывод (мое мнение):

Повесть сатирическая. Раскрывает коварство и нечестность судей. Истцы поступают неправильно, потащив на суд невинного человека. Хотя тот конечно заслуживает наказания, но злого умысла в сердце не имеет. Описанных событий можно было избежать, не пожадничай богач хомутом.

Аудио Повесть о Шемякинском суде

Каждый из героев по-своему прав. Каждое несчастье в повести является следствием предыдущего, поэтому трудно сказать, на чьей стороне автор — в определённые моменты он сочувствует каждому герою.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Наткнувшись по дороге на большой камень, бедняк положил его за пазуху на всякий случай. Он решил, что если судья будет совсем уж несправедливым, он его прибьёт тем камнем.

Выслушав обвинения, судья Шемяка принялся думать, как же наказать бедного крестьянина. Бедняк же время от времени многозначительно показывал судье камень, завёрнутый в платок. Судья решил, что ему предлагают взятку — слиток серебра или золота.

Шемяка присудил бедняку держать коня до тех пор, пока у того не отрастёт хвост. А купцу для восстановления справедливости велел самому спрыгнуть на бедняка с моста и раздавить его насмерть.

Богач дал брату тридцать рублей, лишь бы вернуть своего коня. Купец же не пожалел и ста рублей, чтобы не брать грех на душу и не убивать человека.

Краткое содержание Шемякин суд:

Жили два брата-крестьянина: один богатый, а другой — бедный. Много лет богатый давал бедному в долг, но тот оставался таким же бедным. Один раз пришёл бедняк просить у богатого лошадь, чтобы привезти дров. Тот с неохотою дал лошадь. Тогда бедный стал просить хомут. Но брат рассердился и хомута не дал.

Делать нечего — бедный привязал свои дровни к лошадиному хвосту. Когда же он вёз дрова домой, то забыл выставить подворотню, и лошадь, проезжая через ворота, оторвала себе хвост.

Привёл бедняк брату лошадь без хвоста. Но тот лошади не взял, а поехал в город к судье Шемяке бить челом на брата. Бедный пошёл за ним, зная, что его всё равно заставят явиться на суд.

Они дошли до одного села. Богатый остановился у своего знакомого — сельского попа. Бедный пришёл к тому же попу и лёг на полати. Богатый с попом сели есть, а бедняка не позвали. Тот смотрел с полатей, что они едят, свалился, упал на колыбель и задавил ребёнка. Поп тоже пошёл в город жаловаться на бедного.

Они проходили через мост. А внизу, по рву, один человек вёз в баню отца. Бедный, предвидя свою погибель, решил покончить с собой. Он бросился с моста, упал на старика и убил. Его поймали и привели к судье. Задумался бедняк, что же ему дать судье… Взял камень, завернул его в плат и стал перед судьёй.

Выслушав жалобу богатого брата, судья Шемяка велел бедному отвечать. Тот показал судье завёрнутый камень. Шемяка решил: пусть бедный не отдаёт богатому лошади до тех пор, пока у неё не вырастет новый хвост.

Потом стал жаловаться сын, у которого бедный задавил отца. Бедняк опять показал судье камень. Судья решил: пусть истец убьёт бедного тем же способом, то есть бросится на него с моста.

После суда начал богатый у бедного просить лошадь, но тот отказался отдать, сославшись на судейское решение. Богатый дал ему пять рублей, чтобы он лошадь и без хвоста отдал.

Тогда бедный стал по судейскому решению требовать у попа попадью. Поп дал ему десять рублей, только чтоб он не брал попадьи.

Бедный предложил третьему истцу выполнить решение судьи. Но тот, поразмыслив, не захотел бросаться на него с моста, а начал мириться и тоже дал бедному мзду.

А судья послал к ответчику своего человека, чтобы он спросил о трёх свёртках, которые бедняк показывал судье. Бедный вытащил камень. Шемякин слуга удивился и спросил, что это за камень. Ответчик объяснил, что если бы судья не по нему судил, то он бы его ушиб этим камнем.

Узнав о грозившей ему опасности, судья очень обрадовался, что судил именно так. И бедный, радуясь, пошёл домой.

Литература. 8 класс (1 часть) Шемякин суд

Шемякин суд

В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог наполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:

— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.

А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:

— Даже своего хомута и того у тебя нет!

И не дал ему хомута.

Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.

в город к Шемяке-судье.

Убогий, видя, что его брат пошёл бить на него челом, пошёл за братом своим, ведая, что если он сам не пойдёт, то за ним из города пришлют и придётся за проезд приставам платить.

И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошёл ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришёл к тому же попу и, придя, лёг у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идёт он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал с братом в город бить челом на убогого о смерти сына своего.

И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шёл за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вёз под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. Сын схватил его и привёл к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку и встал перед судьёю. Принёс богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.

Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:

Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завёрнутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:

— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бери, покамест у неё не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь свою возьмёшь.

— Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживёт он тебе с нею ребёнка. Тогда возьми у него попадью и ребёнка.

И начался третий суд. Убогий опять показал судье завёрнутый в плат камень. Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:

— Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как он убил отца твоего.

После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:

— По судейскому приказу, как у неё хвост вырастет, так и отдам тебе твою лошадь.

Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и отдал ему лошадь.

Тогда стал убогий просить у попа по судейскому указу попадью. Поп же начал ему бить челом, чтобы у него попадьи не брал. Он же взял у попа десять рублей.

Тут убогий начал и третьему истцу говорить:

— По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и на меня бросься, как я на отца твоего.

Так убогий со всех троих себе взял. Судья же выслал человека ко ответчику и велел у него взять три узла, которые он показывал. Человек судьи начал у него узлы просить:

— Дай, дескать, то, что ты из шапки судье показывал в узлах, он велел у тебя то взять.

Убогий же вынул из шапки завязанный камень и показал. Человек стал ему говорить:

— Чего ты камень показываешь?

— То я и судье показывал.

— Для чего же ты камень показывал?

— Я потому ему камень показывал, что, кабы он не за меня судил, я бы его тем камнем зашибил.

И пришёл человек и сказал судье. Судья же, слыша то, сказал:

— Слава Богу, что я за него судил, если бы я не за него судил, он бы меня убил.

Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь.

Размышляем о прочитанном

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?

4. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола [18]) используются в повести? Приведите примеры использования этих приёмов в тексте повести.

5. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку.

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

1. На уроке вы обсуждали, кого высмеивает автор, кто вызывает сочувствие. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) помогают понять и правильно ответить на эти вопросы? Какими приёмами художественного чтения, стилистическими красками пользуется актёр Анатолий Вологдин в передаче смысла произведения?

2. Помогли ли интонация, логические ударения, манера актёрского исполнения лучше понять мысли и чувства автора? Что, по вашему мнению, могло бы прозвучать иначе? Попробуйте в выразительном чтении передать ваше личное восприятие текста.

3. Что означают слова и словосочетания: почитание, отмолить, сподобил Бог, сила ратная? Как они прозвучали при чтении?

— торжественные или иронические — звучат в чтении Анатолия Вологдина в описании суда, концовки произведения?

5. Подготовьте выразительное чтение повести по ролям.

Примечания

[18] Гипербола — художественный приём, основанный на преувеличении.

Толкование непонятных слов

Хомут — надеваемая на шею лошади основная часть упряжи.

Дровни — крестьянские сани без кузова.

Подворотня — пространство, щель между воротами и землей.

Полати — лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью.

Мзда — плата, вознаграждение, взятка.

Главные герои

Бедный брат – человек, уставший от нищеты, отчаявшийся, потерявший всякую надежду на лучшую жизнь.

Богатый брат – жадный, скупой, расчётливый, зажиточный крестьянин.

Поп – знакомый богача, заносчивый и высокомерный.

Мужчина (третий истец) – случайный человек, чей отец погиб под тяжестью бедняка.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

ФИО автора: Русское народное творчество

Название: Шемякин суд

Жанр: Сказочная сатирическая повесть

Год написания: XVII век

Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Жили два брата – богач и бедняк. Как-то бедняку понадобилась лошадь, и он обратился за помощью к брату. Богатый, нехотя одолжил лошадь, но хомут давать не стал. Бедному брату пришлось привязать тяжелые поленья к хвосту животного, и тогда тот, не выдержав, оторвался. Богач возмутился и повел брата в суд.

Утомившись в дороге, братья заночевали у попа. Когда пришло время ужина, поп пригласил за стол только богатого гостя. Бедный же, остался лежать на печи и с жадностью наблюдать за трапезой. Засмотревшись, бедняк свалился прямо на колыбельку и задавил ребенка. Поп, в ужасе, решил тоже засудить беднягу, и дальше троица направилась вместе.

Пересекая мост, виновник решил покончить с собой и спрыгнул, но приземлился на старика и убил того на месте. Сын погибшего присоединился к обвиняющим, и в суд они пришли вчетвером.

Перед началом заседания бедняк поднял с земли камень и завернул его в тряпицу. После каждого обвинения он поднимал руку, в которой был зажат сверток, и судья Шемяка, приняв его за взятку, признал обвиняемого полностью невиновным.

Ошарашенным обвинителям ничего не осталось делать, как откупиться от смекалистого бедняка.

После окончания судебного процесса Шемяка поинтересовался, что же за свертки ему показывали. Тогда бедняк ответил, что в тряпице лежал булыжник, который он бросил бы судью за неудобное для него решение.

Для тех, кто любит читать! Русская литература: от истоков до наших дней. Часть 5.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Ссылка на предыдущую часть:

Продолжаем разговор о литературе XVII века. Как и в предыдущие века, здесь много литературы на религиозные темы и агиографической литературы. Большинство из этих произведений я пропускаю, так как они представляют интерес для историков, богословов и т.п. А я рассказываю только о том, что может заинтересовать всех, что нравится мне, чем мне хочется с вами поделиться. Еще раз повторяю: я говорю только о тех произведениях, которые я читала и которые заинтересовали меня.

Повесть о Шемякином суде

Сатирическая повесть о Шемякином суде, обличающая судейские порядки на Руси в XVII века, возникла на основе записей русских сказок, будучи связана с личностью некоего судьи, по имени Шемяка. Подобное имя было очень распространено в XVI – XVII веках.

Произведение забавное и смешное, даже несмотря на то, что построено оно на черном юморе. Думаю, черный юмор всегда был в крови у русских людей. Во всем находить смешное – наверное, это способ выживания в трудные времена.

Повесть разделена на две чисти. В первой части рассказывается о нескольких трагикомических происшествиях, приключившихся с бедным крестьянином. Вот уж кто умел притягивать несчастья! Мало кому такое под силу!

Приговоры – это сюжетное завершение трех эпизодов первой части. В итоге появляются законченные анекдоты. Богатому брату Шемяка говорит:

Попу судья возвещает:

По третьему делу судья выносит такой приговор:

Не удивительно, что после таких приговоров истцы предпочли откупиться. Так бедный брат вместо наказания получил вознагражение!

Повесть о Ерше Ершовиче

Повесть о бражнике

В житии Николая пьяница находит материал для обличения:

Петру он напоминает о троекратном отречении от Христа, Павлу – о том, что тот участвовал в побиении камнями первомученика Стефана, Соломону – о поклонении идолам, Давиду – о том, что тот послал на смерть Урию, чтобы взять к себе на ложе жену Урия – Вирсавию.

Русский пьяница и праведники как бы поменялись местами. Посрамленные праведники признали его превосходство. Бражник оказывается человеком благочестивым, целомудренным, высоконравственным. У него нет пороков и грехов, кроме бражничества. Он веселился, пировал и пил вино все дни своей жизни. Анонимный автор ставит вопрос: грех ли это? И отвечает: не грех. Наверное, автор был любитель выпить! А в рай ему все-таки хотелось попасть!

Калязинская челобитная

Челобитная представляет собой сатирическое изображение монастырского быта в Калязинском монастыре, приобретшем во второй половине XVII века дурную славу распущенной жизнью его обитателей.

В челобитной осмеиваются и жалобщики-пьяницы, и ханжеский быт русских монастырей.

Сочинения протопопа Аввакума

После многих унижений и надругательств Аввакум был приговорен в Успенском соборе в присутствии царя и патриарха к ссылке в Сибирь, в Тобольск. После полутора лет жизни в Тобольске Аввакума по доносам сослали на Лену, а потом в Даурию.

Исключительно консервативный во многих опорных пунктах своей идеологии, Аввакум в то же время был смелым новатором в литературе, сокрушительно разрушавшим устоявшиеся каноны жанра и стиля, много сделавшим для полнокровного и правдивого изображения человеческого характера.

Протопоп Аввакум завершает мой рассказ о литературе 17 века. В следующую субботу мы с вами перешагнем в век 18. Я напомню вам о произведениях, которые вы читали, познакомлю с авторами и произведениями, о которых вы не знали.


Шемякин суд – название сатирической повести, в которой четко определяется корыстность и произвол феодального суда. Нужно отметить, что Шемяка – это реальный, исторический персонаж, который был известен своей жестокостью, несправедливостью и коварством. Выражение Шемякин суд используется в том случае, если речь идет о несправедливом суде.

Если Вам требуется Технический импортер в ЕС - кликните по ссылке. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.

Что значит выражение Шемякин суд?

В нашей стране существует масса крылатых фраз, которые имеют достаточно глубокое значение. То, что можно рассказывать в течение нескольких часов, можно уместить в двух словах художественного эпитета. Так, выражение шемякин суд имеет достаточно глубокое значение. Следует сказать о том, что основой выражения считается повесть, которая приурочена личности Дмитрия Шемяки. Выражение означает, что речь идет о неправильном, неправедном и произвольном суде.

Естественно, в нашей стране существует проработанная структура строения судебной системы. К выбору судей подходят крайне внимательно, формируется такое понятие, как дисциплинарная коллегия, которая все время осуществляет своеобразный контроль деятельности судей, тем не менее, несправедливый суд существует и сейчас. И мы знаем немало громких дел о судьях, которые превышают свои полномочия, и пользуясь своей властью, вершат незаконные дела.

Соответственно, выражение шемякин суд имеет существенное значение и на сегодняшний день. На протяжении весьма существенного количества времени народ был возмущен произволом судебной системы. Именно по этой причине, выражение шемякин суд стало крылатым народным эпитетом, который отожествляется с теми судами, а вернее судьями, которые осуществляют незаконные действия в процессе судопроизводства.

Становление судебной системы

Вполне очевидным является тот факт, что существование государства без наличия закона – невозможно. А существование закона без судебной системы – утопия. Если законы не исполняются, непременно должны использоваться своеобразные наказания, которые повышают значимость законодательной системы. Становление судебной системы в нашей стране было сложным и многогранным. Тем не менее, на текущий момент времени создана система, которая позволяет определить процесс справедливого суда. Даже если попадаются судьи, которые вершат судопроизводство незаконно, всегда есть возможность подать жалобу на судью, а дело пересмотреть в вышестоящей судебной инстанции.

Таким образом, становится понятно, что судебная система в нашей стране сегодня может считаться идеальной. Тем не менее, все равно существует такое понятие, как человеческий фактор, так как суд зависит от судьи. И нередко можно в действительности по назначению использовать выражение – шемякин суд, когда судопроизводство осуществляется незаконно, а судья ведет себя несправедливо и неправильно.


Что такое судебный департамент?
Судебный департамент представляет собой определенную инстанцию, которая отвечает за вопросы взаимодействия всех судебных систем, создание единого судебного пространства, а также.


Суд прошел без меня…
Законодатель предусматривает, что отсутствие ответчика в зале заседания суда не может стать препятствием для принятия окончательного решения. Если же на суд не является истец.


Что такое хозяйственный суд?
В Белоруссии хозяйственный суд имеет весьма широкие полномочия, и осуществляет рассмотрение дел по гражданским, а также административным правонарушениям. Также, данная судебная.


Согласие на выезд ребенка за границу через суд
Согласно ч. 1 ст. 61 семейного кодекса РФ родители имеют равные права на воспитание и содержание ребенка. И если один из родителей, по каким-то причинам не дает разрешения на.

Читайте также: