О чем думает троекуров во время суда выписать

Обновлено: 14.05.2024

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.

Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

  • “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного” (К.П.Троекуров)
  • “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”. (А.Г.Дубровский)

Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе?

Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”.

3.Формулировка темы и цели урока

Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.

4. Постановка проблемного вопроса

Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

5. 1-й этап рефлексии

Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии).

Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.

6. Словарная работа (опережающее домашнее задание)

Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:

Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня.

Что обозначают эти слова? В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”? Приведите примеры употребления данных слов.

Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.

7. Актуализация ЗУНов.

Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы.

На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:

пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

Распределить данные качества в таблице:

Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.

Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?

Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.

Работа в парах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях. Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?

Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают? К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии).

Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное).

Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?

Говорящими являются и имена героев.

Запись на доске: Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

Петр - скала, утес, камень.

Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

О чем говорят имена героев?

Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.

Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру?

На чем основывается их дружба?

Что стало причиной ссоры героев?

8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.

Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?

Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.

Прочитайте портретное описание Шабашкина.

Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?

С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

В чем особенность его речи?

Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”

Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

Проведем исследовательскую работу (работа в парах)

Сравнить черновой и окончательный вариант произведения. Какие изменения были внесены писателем, чем они, на ваш взгляд, были вызваны?

А. С. Пушкин

Краткая характеристика персонажей

Андрей Дубровский

Бывший офицер, живущий по соседству с Троекуровым. Вдовец, растил сына самостоятельно. Честный и гордый, обладает здоровым упрямством. В его подчинении около 70 крепостных. Все они любят и уважают хозяина, поскольку он относится к ним по-человечески. Герой довольно вспыльчив. После дерзости слуги соседа, Дубровский пишет ему гневное письмо, требует извинений. Но Троекуров извиняться не хочет. В итоге разгорается вражда. После того, как подлый сосед лишает его имущественных прав, тяжело заболевает, теряет разум. Умирает на руках Владимира.

Владимир Дубровский

Владимир Дубровский – сын Андрея Дубровского, 23-летний гвардейский офицер. Дубровский – добрый, смелый, честный человек. Корнет. Юноша смелый и гордый. Поклялся самому себе отомстить Троекурову за смерть родителя. Справедливый. Верен принципам. Но прибегает к хитрости, поскольку работает у врага под чужим именем, чтобы стать к нему ближе. Влюбляется в Марью Кирилловну, но узнав, что Троекуров – ее отец, проявляет великодушие и не убивает врага. После того, как Троекуров отбирает у него имение, Дубровский становится разбойником. Он и его крестьяне грабят богатых помещиков. Владимир влюбляется в дочь Троекурова, Марью, но отец выдает ее замуж за другого – за князя Верейского.

Кирила Троекуров

Кирила Петрович Троекуров – богатый, знатный помещик, отставной генерал-аншеф, участник военных походов. Троекуров – гордый, властолюбивый, высокомерный, капризный человек. Поссорившись с соседом Андреем Дубровским, Троекуров через суд отбирает у него его имение.

Марья Троекурова

Марья Кирилловна Троекурова – 17-летняя дочь Кирилы Троекурова. Марья – обычная провинциальная барышня, красивая и милая девушка. Она любит читать романы, играет на фортепиано. В конце романа Марья становится женой старого князя Верейского.

Саша Троекуров

Саша - незаконнорожденный сын помещика Троекурова. Отец любит мальчика и воспитывает его как дворянина. Троекуров нанимает Саше учителя-француза Дефоржа, который оказывается разбойником Дубровским.

А. С. Пушкин

Князь Верейский

Князь Верейский – пожилой аристократ, всю жизнь проживший за границей, образованный и обходительный человек. Верейский – развратный старик, который сватается к юной Марье Троекуровой и женится на ней против ее воли.

Шабашкин Заседатель

Шабашкин – знакомый Кирилы Троекурова, местный чиновник. Шабашкин помогает влиятельному Троекурову отобрать имение у Дубровских, подкупая чиновников и т.д. Шабашкин погибает при пожаре в доме Дубровского.

Антон Пафнутьич Спицын

Антон Пафнутьич – знакомый Кирилы Троекурова, состоятельный помещик, который все время прибедняется. Антона Пафнутьич помогает Троекурову выиграть суд против Дубровских. В итоге Владимир Дубровский мстит подлецу: отбирает все его деньги и требует молчать.

Анна Савишна Глобова

Анна Савишна Глобова - помещица, вдова, знакомая Кирила Троекурова, веселая и добрая женщина. Однажды приказчик Анны Савишны обкрадывает ее и сваливает вину на разбойника Дубровского. Вскоре Владимир Дубровский, переодетый в генерала, сам является к вдове и выводит ее приказчика на чистую воду. Анна Савишна понимает, что у нее в гостях был сам Дубровский.

Дефорж

Француз Дефорж едет в имение Троекурова, чтобы работать учителем у его сына Саши. На постоялом дворе он знакомится с Дубровским. Владимир предлагает французу крупную сумму денег взамен за его французские документы. Владимир Дубровский отлично знает французский и выдает себя за Дефоржа. Троекуров и его семья не подозревают обмана. Настоящий Дефорж в это время, вероятно, возвращается домой во Францию.

А. С. Пушкин

Няня Егоровна Орина

Егоровна Бузырева - крепостная крестьянка семьи Дубровских. Старушка когда-то была няней Владимира Дубровского. Когда тот становится разбойником, няня Егоровна тоже поселяется в лесу вместе с другими крестьянами.

Гриша Бузырев

Гриша - крепостной крестьянин семьи Дубровских. Он служит камердинером, то есть личным слугой Владимира Дубровского. Гриша является сыном няни Егоровны. Вместе с матерью поселяется в лесу и состоит в банде Дубровского.

13-летний Митя является крепостным крестьянином семьи Дубровских. Митя - храбрый, смелый мальчик. Он выполняет поручения своего хозяина Владимира Дубровского. Когда помещик Троекуров угрожает Мите розгами, мальчик держится твердо и не выдает секретов своей банды и своего атамана Дубровского.

Кузнец Архип

Кузнец Архип - крепостной крестьянин семьи Дубровских. Кузнец Архип, как и другие крестьяне, бунтует, когда Троекуров отбирает имение у Дубровских. Архип запирает чиновников в доме Дубровских, из-за чего те погибают в пожаре.

Кучер Антон

Кучер Антон - пожилой крепостной крестьянин семьи Дубровских. Антон является преданным слугой своим хозяевам.

Краткое содержание романа "Дубровский"

Глава 1.

А. С. Пушкин

Глава 2.

В ходе судебных разбирательств Андрей Гаврилович не может доказать свое право на владение Кистенеевкой, так как документы у него сгорели давно. Наемный свидетель Антон Спицын подтверждает в суде незаконность владения, и суд принимает решение отдать Кистеневку Троекурову. При подписании документа Дубровскому становится плохо, и его отправляют домой.

Глава 3.

Получив письмо от старой няньки, Дубровский младший едет к отцу. Его встречает Антон, кучер отца, который убеждает молодого корнета в верности всех мужиков и их нежелания подчиниться Троекурову.

Глава 4.

Глава 5.

Как только прошли похороны Андрея Гавриловича Дубровского, в Кистеневке появились представители судебной комиссии, под руководством заседателя Шабашкина. Они собираются готовить бумаги, которые дадут право на имение Троекурову. Местные крестьяне отказываются выполнять волю суда. Назревает бунт. Владимир уговаривает собравшихся разойтись, и разрешает приехавшим переночевать в доме своих родителей.

Глава 6.

Ночью дом загорается и все, кто находится внутри, погибают. Кузнец специально заделывает все выходы, но никто и не стремится оказать им помощь.

Глава 7.

Начинается следствие. Кирила Петрович ведет активное разбирательство. Следователи выясняют, что дом пожег местный кузнец. Под подозрение попадает Владимир, но доказательств не нашли. В округе появляется шайка бандитов, которые грабят только богатых. Многие думают, что это сбежавшие крестьяне из имения Дубровского под руководством своего молодого барина.

Глава 8.

А. С. Пушкин

Глава 9.

В усадьбе Троекурова проходит храмовый праздник. Собирается большое количество гостей. Они обсуждают разбойников и ведут разговоры на эту тему. Одни считают, что Владимир грабит не всех подряд, другие – осуждают и требуют поимки. Исправник замечает, что Дубровский будет обязательно пойман, так как уже известны его приметы. Читая их, Троекуров замечает, что они подходят, практически, каждому. Рассказывая собравшимся о храбрости учителя, он замечает, что с таким защитником он разбойников не боится.

Глава 10.

Один из гостей, Спицын, не перестает бояться и просит смелого учителя переночевать с ним вместе. Дефорж соглашается. Когда все уснули, учитель грабит Спицына, и угрожает ему расправой, если тот расскажет, кем на самом деле является француз.

Глава 11.

Небольшое отступление, краткое содержание которого рассказывает читателю, как произошло превращение Дубровского в Дефоржа. Владимир встретил француза по дороге в имение, на станции и предложил ему крупную сумму за все документы. Учитель согласился сразу. Таким образом, Дубровский попал к Троекурову, где сразу же завоевал любовь всех домашних.

Глава 12.

Владимир понимает, что должен исчезнуть и просит Машу о встрече, на котором рассказывает ей всю правду, говорит о любви к ней, сообщает о своем отъезде, так как не может больше находиться рядом. В этот же день, ближе к вечеру, в имение приезжает исправник и требует выдать учителя, так как есть сведения, что он и является Владимиром Дубровским. Троекуров велит найти учителя, но того нигде нет.

Глава 13.

Соседом Троекурова был пожилой князь по фамилии Верейский. Все лето он водит дружбу с Кирилом Петровичем, обращает внимание на Машу и начинает ухаживание, считая девушку подходящей кандидатурой на роль его жены.

Глава 14.

Прошло несколько недель ухаживаний. Верейский просит руки Маши и собирается жениться. Троекурова такой брак устраивает, и он дает согласие на брак дочери, приказывая той готовиться к свадьбе. В этот же момент Маша узнает о желании Дубровского встретиться с ней.

Глава 15.

При встрече она рассказывает Дубровскому о своем положении. Он уже это знает и предлагает Маше свою помощь. В ответ она предлагает подождать еще немного, думая, что сможет убедить отца не отдавать ее замуж за старого князя. Владимир вручает ей кольцо, которое при опасности она должна положить в дупло дерева.

Глава 16.

Маша пишет князю письмо, в котором просит не брать ее в жены. Но Верейский это письмо показывает Троекурову и тот принимает решение провести свадьбу быстрее, а саму Машу до этого времени запереть.

А. С. Пушкин

Глава 17.

Маша находится в полном отчаянии. Она отдает маленькому Саше кольцо, прося положить его в дупло. Мальчик выполняет поручение, но увидев рыжего мальчишку, который берет послание, затевает с ним драку. Он думает, что тот вор и пытается украсть кольцо сестры. Поднимается шум и все выясняется.

Глава 18.

Маша венчается с Верейским. По дороге из церкви, на карету нападают разбойники. Князь стреляет, попадая в Дубровского. Владимир предлагает Маше освобождение, но та отказывается. Ведь их уже обвенчали, и она дала клятву быть верной женой.

Глава 19.

Это викторина на знание содержания произхведения А.С.Пушкина. Дана с ответами. Можно использовать на уроке внеклассного чтения в качестве игры длдя проверки знаний учащихся.

Вложение Размер
a.s.pushkin._dubrovskiy._voprosy_po_tekstu.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

1.Каким образом Маша пыталась уговорить князя Верейского отказаться от женитьбы? – Написала ему слёзное письмо.

2.Назовите три различия между Дубровским и Троекуровым. – Бедный и богатый, сын и дочь, Кистенёвка и Покровское.

3.Любимое занятие Андрея Дубровского? – Охота.

4.Сколько гончих и борзых собак жило у Троекурова? – 50.

5.Сколько крепостных было у Андрея Дубровского? – 70.

6.С какого возраста Владимир Дубровский жил вдали от отца? – С 8 лет.

7.Назовите настоящую профессию француза Дефоржа. – Кондитор.

9.Почему правительственные войска так и не поймали Владимира Дубровского? – Он скрылся за границей.

10.Как Троекуров наказал дочь, грозившую ему Дубровским? – Запер её в доме.

11.Почему Владимир решил сжечь свой родной дом? – Не хотел, чтобы в нём находились чужие люди.

12.Как Дефорж-Дубровский расправился с разъярённым медведем? – Убил его.

13.Как называлось село, где жили Дубровские? – Кистенёвка.

14.В каком городе учился Владимир Дубровский? – Петербург.

15.Назовите одно из чудес, которое было в имении князя Верейского? – Фейерверк, духовая музыка, лодки, статуи, пещеры.

16.Почему шайка разбойников не мстила Троекурову? – Дубровский влюбился в Машу.

17.Кто раскрыл тайну Дефоржа-Дубровского Троекурову? – Спицын.

18.Что подарил Владимир Дубровский Маше при последнем свидании? – Кольцо.

19.С помощью каких животных лечили старого Дубровского? – Пиявки, мухи.

20.Какова профессия единственного грамотного слуги в селе Дубровских? – Повар Харитон.

21.Каким ласковым словом называла няня Владимира в письме к нему? – Соколик.

22.В чью пользу был решён вопрос об имении Дубровских в суде? – В пользу Троекурова.

23.Какая болезнь приключилась со старым Дубровским после суда? – Сумасшествие.

24.С какого эпизода Маша начала уважать учителя Дефоржа? – С убийства медведя.

25.Какому предмету учитель Дефорж обучал Машу? – Музыке.

26.Где в последнее время хранил свои деньги Спицын? – В мешочке на шее.

27.Куда делись бумаги, по которым имение принадлежало Дубровским? – Сгорели.

28.Как Троекуров отблагодарил Шабашкина, который помог отнять имение у Дубровского? – Никак, накричал на него.

29.Какие деревья росли около дома Дубровских? – Берёзы.

30.Кого спас кузнец Архип во время пожара? – Кошку.

31.Любимые звери Троекурова? – Кошка, собака, медведь.

32.С кем Спицын ночевал в доме у Троекурова? – С Дубровским.

33.О чём была первая записка Дубровского к Маше? – О свидании.

34.Что произошло со старым Дубровским после приезда Троекурова, решившего помириться? – Удар, а потом смерть.

35.Что читал Владимир перед решением сжечь свой дом? – Письма матери к отцу.

36.Что любила читать Маша Троекурова? – Французские романы.

37.Каким наукам должен был учить француз Дефорж Сашу Троекурова? – Грамматике и географии.

38.Кто оскорбил старика Дубровского в гостях у Троекурова? — Слуга-псарь.

40.Почему Троекуров решил выдать замуж свою 17-летнюю дочь за 50-летнего Верейского? – Богат, знаменит, опытен, князь.

41.Что произошло с шайкой разбойников после поражения с правительственными войсками? – Дубровский их отпустил на все четыре стороны.

42.Жена смотрителя станции запретила свистеть французу в помещении. Почему? – Плохая примета.

44.Какие ягоды воровал мальчик Владимира Дубровского в имении Троекурова? – Малина.

45.Куда был ранен Владимир во время нападения войск правительства? – В плечо.

46.Какое поручение дала Маша своему брату Саше? – Положить кольцо в дупло дуба.

47.Что в первую очередь любил показывать своим гостям Троекуров в своём имении? – Псарню.

48.Какая река протекала рядом с имением князя Верейского? – Волга.

49.Чей портрет висел в доме Дубровских? – Матери.

50.О чём думала Маша до самой последней минуты во время венчания с князем Верейским? – Дубровский её осовободит.

illjustracija-roman-dubrovskij-pushkin-b-m-kustodiev%2B%25286%2529.jpg
Художник Б. М. Кустодиев

1. В каком городе обучается и служит Владимир Дубровский?

2. Кто из героев притворяется учителем-французом Дефоржем?

  1. Кирила Троекуров
  2. Владимир Дубровский
  3. князь Верейский
  4. кузнец Архип

3. Из-за чего входил в долги Владимир Дубровский, служа в гвардии?

  1. из-за театров
  2. из-за путешествий
  3. из-за игры в карты
  4. из-за дорогой одежды

4. Кто из героев носит звание генерала-аншефа в отставке?7. Сколько крепостных крестьян принадлежит семье Дубровских?

  1. 7 крестьян
  2. 17 крестьян
  3. 70 крестьян
  4. 170 крестьян

8. Кто из героев носит бархатные сапоги и страдает подагрой?

  1. господин Спицын
  2. князь Верейский
  3. Дефорж
  4. Андрей Дубровский

9. Кто из героев держит в своем имении медведей для развлечения?

  1. господин Спицын
  2. князь Верейский
  3. Андрей Дубровский
  4. Кирила Троекуров

10. Кто из героев спит ночью с сумкой денег, боясь ограбления?

  1. князь Верейский
  2. господин Спицын
  3. Кирила Троекуров
  4. Дефорж

11. Кто из героев несколько раз в неделю страдает от обжорства?

  1. Кирила Троекуров
  2. Дефорж
  3. господин Спицын
  4. князь Верейский

12. Кто помогает Троекурову подкупить чиновников и выиграть суд?

  1. Дефорж
  2. господин Спицын
  3. заседатель Шабашкин
  4. Андрей Дубровский

13. За кого выходит замуж Марья Троекурова в конце романа?

  1. за Владимира Дубровского
  2. за Дефоржа
  3. за господина Спицына
  4. за князя Верейского
  1. о Спицыне
  2. о Кириле Троекурове
  3. о Владимире Дубровском
  4. о Дефорже

15. Кто из героев устраивает фейерверк в честь Марьи Троекуровой и ее отца?

  1. господин Спицын
  2. Владимир Дубровский
  3. князь Верейский
  4. Дефорж

Правильные ответы на вопросы теста

Вопросы составлены по главам. Учитель может контролировать чтение учащихся.

Предварительный просмотр:

1. Как проходила жизнь Кирилы Петровича Троекурова?

2. Что послужило причиной ссоры Троекурова и Дубровского?

3. Кому принадлежала деревня Кистеневка?

4. Как повел себя Андрей Гаврилович Дубровский на суде?

5. Какое решение принимает Владимир Дубровский, узнав о болезни отца?

1. На чем основывалась долгая дружба Троекурова и Дубровского?

2. Кому принадлежало Покровское?

3. Как Троекуров решил отомстить Дубровскому?

4. В какой момент умер Андрей Гаврилович Дубровский?

5. Как вел себя Троекуров после суда?

1. Как ведут себя чиновники, приехавшие объявить крестьянам о решении суда? Как они разговаривают?

2. Почему Владимир Дубровский не позволяет своим крестьянам бунтовать? Что он им обещает сделать?

3. Кто решил запереть чиновников в горящем доме?

4. Какие слухи о разбойниках появились по всем окрестностям?

5. Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

1. Как крестьяне в толпе реагируют на объявление чиновников, что их барин – Троекуров?

2. Как проводил время Владимир Дубровский в ночь пожара?

3. Какой милосердный поступок совершил кузнец Архип во время пожара?

4. Как Троекуров объяснял то, что разбойники не трогали его поместья?

5. Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

1. С какого момента Кирила Петрович Троекуров полюбил Дефоржа?

2. О чем рассказал за обедом у Троекурова его гость Антон Пафнутьич Спицын?

3. Какие приметы Дубровского были у исправника?

4. Как Дефорж относился к сыну Троекурова, Саше?

5. Как Дефорж-Дубровский поступил с Антоном Пафнутьичем?

1. Какой случай произвел большое впечатление на Марью Кириловну, после которого у нее стало меняться отношение к Дефоржу?

2. О чем рассказала за обедом у Троекурова его гостья Анна Савишна Глобова?

3. Почему гости не узнали в Дефорже Дубровского?

4. Как к Дефоржу относились в Покровском Троекуров, Саша, Маша?

5. Почему Дубровский отказался от своей мести Троекурову?

1. Как развлекал князь Верейский Троекурова и Машу, приехавших к нему в гости?

2. Как Марья Кириловна восприняла решение отца выдать ее замуж за князя Верейского?

3. Как Троекуров узнал о том, что Маша поддерживает с Дубровским связь?

4. Удалось ли Саше помочь своей сестре?

5. Как чувствовала себя Марья Кириловна во время обряда венчания? Опишите ее мысли и состояние.

1. Опишите князя Верейского (внешность, возраст, состояние, манеры поведения).

2. О чем договорились Маша и Владимир Дубровский во время тайного свидания ночью?

3. Как Кирила Петрович отреагировал на мольбы Маши не выдавать ее замуж за князя Верейского?

4. Как вел себя рыжий мальчик, дворовый Дубровского, во время допроса Кирилы Петровича Троекурова?

5. Как вел себя князь Верейский во время нападения на карету Владимира Дубровского?

Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

С какой речью Владимир Дубровский обратился к своим крестьянам в конце произведения?

Как вы думаете, прислушались ли крестьяне к советам Дубровского после того, как он их покинул?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 11 классе, на котором производится сопоставительная характеристика произведений русской и зарубежной классики…

Вопросы для карточек…

А.С.Пушкин. Вопросы к роману.

А.С.Пушкин. Вопросы к роману….

Вопросы по роману Л.Н.ТОлстого на знание текста…..

В материале дается список проблемных вопросов по художественному произведению для подготовки к ОГЭ по литературе….

По данному произведению школьники часто пишут сочинения на различные темы, потому необходимо тщательно вести читательский дневник, кратко помечая основные черты героев и выписывая понравившиеся цитаты.

Кирилл Троекуров – один из центральных персонажей романа. Богатый и грозный барин, владеющий несколькими огромными имениями.

Троекуров

Автор описывает его как пожилого зажиточного помещика, который наводит ужас на своих крепостных.

Вдовец имеет дочь Марию, которую оберегает, однако не считается с ее мнением и желаниями.

У Троекурова есть большие связи в высшем обществе, которыми он без зазрения совести пользуется, чтобы сделать подлость окружающим, неугодным ему людям.

Имя и происхождение

Сам Троекуров не посещает никого, так как высокомерен и привык, чтобы только ему угождали в обществе.

Возраст и описание внешности

Троекуров Кирила Петрович

Троекуров уже пожилой, его можно даже назвать стариком. У героя есть взрослая дочь, а жена умерла.

Образование, чин, положение в обществе

Несмотря на богатство семьи и знатное происхождение, Троекуров не имеет высоких достижений и успехов в карьере. У него наблюдается отсутствие нормального образования и воспитания, узкое мышление.

В обществе барина уважают, но недолюбливают. Однако делают это скрыто, так как побаиваются гнева грозного помещика.

Любимые занятия

В силу своего вспыльчивого и злобного характера, Троекуров любит жестокие занятия. Он часто поколачивает своих крепостных. В усадьбе старика содержатся медведи, которых он специально морит голодом, затем запирает вместе со своими крепостными.

Псарня Троекурова

Барин обожает увеселительные забавы, и, как уже было сказано, часто устраивает пиры и званые обеды, на которые приглашает уважаемых господ из благородных семейств.

Характер

Поведение барина можно описать такими словами, как властолюбивый, взрывной. Он часто бывает надменным, но способен уважать отдельных людей, как например своего соседа Дубровского-старшего.

Троекуров очень эмоционален, любая незначительная мелочь способна вывести его из себя. При этом он начинает громко кричать и оскорблять людей. Нередко такие ситуации доходят до рукоприкладства.

Характеристика Троекурова

Поступки Троекурова

Практически все поступки Кирилла Петровича причиняют кому-то большие проблемы и боль. Часто из-за недобросовестного отношения к окружающим герой ссорится с окружающими, так как привык говорить свое мнение прямо и открыто человеку.

Помещик подкупает судей и лишает своего соседа Андрея Гавриловича Дубровского единственного поместья. Вскоре Андрей Гаврилович заболевает на фоне переживаний от поступка барина и умирает.

Но ссоры и разногласия с соседями лишь безобидная часть поступков Троекурова. Бывали времена, когда по своему хотению он мог сжечь и оставить без дома целую деревню. Абсолютно неверующий, он притворялся, что верит в Бога.

Часто заставляет мужчин-крепостных воровать у соседей лес. Соседи знают, что троекуровские мужики их обворовывают, но считают бесполезным что-то предпринимать.

Самодурство Троекурова

Выходец из знатной старинной семьи, он не знает, что такое этикет и порядочность. Всеми его поступками и мотивами движут только собственные желание и потребности. Он мог запереть все двери в усадьбе и не выпускать никого несколько дней, а мог наоборот всех выгнать.

Троекуров

Отношение к окружающим людям

Для Троекурова люди из низшего сословия не существуют. Они не достойны посещать его и разговаривать с ним. Себя он ставил выше других, только князь Верейский мог составить ему конкуренцию.

Отношение к своим крепостным

Характеристика Дубровского и Троекурова

Часто девушки рожали от Троекурова детей, которые потом бегали оборванные по его двору и заглядывали в окна поместья. Всех девушек он держал в отдельном помещении.

Взаимоотношения с Дубровским

Андрей Гаврилович Дубровский был небогатым соседом Троекурова и не боялся его. В глубине души Кирилл Петрович уважал его за это. Их связывало одно горе – смерть любимых жен. Оба самостоятельно воспитывали своих детей.

Однако после того, как Троекуров нечестным способом в обход закона отбирает единственное поместье соседа, тот тяжело заболевает. Когда барин все же понимает свою подлость и решает вернуть усадьбу обратно, узнает что Дубровский-старший умер.

Наиболее полно отличие героев отражает сравнительная таблица:

Дубровский-старший

Хитрый, корыстный и подлый

Честный и добропорядочный

Ограничен в средствах, беден

Отставной поручик в гвардии

Во владении героя более одного поместья и более 3000 крестьян, на которых он вымещает всю свою злобу

Живет и владеет единственным поместьем и 70 крестьянами, с которым поддерживает хорошие отношения

Отношение к дочери Маше

Троекуров с дочерью

Заключение

Троекуров обладает маленькой долей возможности любить, уважать и сострадать. Однако в той среде, в которой он вырос и воспитывался, эти качества перекрываются надменностью, властолюбием и упрямостью.

Пушкин сделал из Троекурова собирательный образ пороков высшего общества своей эпохи, этим он осуждает и высмеивает дурные поступки и поведение представителей тех времен.


По данному произведению школьники часто пишут сочинения на различные темы, потому необходимо тщательно вести читательский дневник, кратко помечая основные черты героев и выписывая понравившиеся цитаты.

Кирилл Троекуров – один из центральных персонажей романа. Богатый и грозный барин, владеющий несколькими огромными имениями.

Троекуров

Автор описывает его как пожилого зажиточного помещика, который наводит ужас на своих крепостных.

Вдовец имеет дочь Марию, которую оберегает, однако не считается с ее мнением и желаниями.

У Троекурова есть большие связи в высшем обществе, которыми он без зазрения совести пользуется, чтобы сделать подлость окружающим, неугодным ему людям.

Имя и происхождение

Сам Троекуров не посещает никого, так как высокомерен и привык, чтобы только ему угождали в обществе.

Возраст и описание внешности

Троекуров Кирила Петрович

Троекуров уже пожилой, его можно даже назвать стариком. У героя есть взрослая дочь, а жена умерла.

Образование, чин, положение в обществе

Несмотря на богатство семьи и знатное происхождение, Троекуров не имеет высоких достижений и успехов в карьере. У него наблюдается отсутствие нормального образования и воспитания, узкое мышление.

В обществе барина уважают, но недолюбливают. Однако делают это скрыто, так как побаиваются гнева грозного помещика.

Любимые занятия

В силу своего вспыльчивого и злобного характера, Троекуров любит жестокие занятия. Он часто поколачивает своих крепостных. В усадьбе старика содержатся медведи, которых он специально морит голодом, затем запирает вместе со своими крепостными.

Псарня Троекурова

Барин обожает увеселительные забавы, и, как уже было сказано, часто устраивает пиры и званые обеды, на которые приглашает уважаемых господ из благородных семейств.

Характер

Поведение барина можно описать такими словами, как властолюбивый, взрывной. Он часто бывает надменным, но способен уважать отдельных людей, как например своего соседа Дубровского-старшего.

Троекуров очень эмоционален, любая незначительная мелочь способна вывести его из себя. При этом он начинает громко кричать и оскорблять людей. Нередко такие ситуации доходят до рукоприкладства.

Характеристика Троекурова

Поступки Троекурова

Практически все поступки Кирилла Петровича причиняют кому-то большие проблемы и боль. Часто из-за недобросовестного отношения к окружающим герой ссорится с окружающими, так как привык говорить свое мнение прямо и открыто человеку.

Помещик подкупает судей и лишает своего соседа Андрея Гавриловича Дубровского единственного поместья. Вскоре Андрей Гаврилович заболевает на фоне переживаний от поступка барина и умирает.

Но ссоры и разногласия с соседями лишь безобидная часть поступков Троекурова. Бывали времена, когда по своему хотению он мог сжечь и оставить без дома целую деревню. Абсолютно неверующий, он притворялся, что верит в Бога.

Часто заставляет мужчин-крепостных воровать у соседей лес. Соседи знают, что троекуровские мужики их обворовывают, но считают бесполезным что-то предпринимать.

Самодурство Троекурова

Выходец из знатной старинной семьи, он не знает, что такое этикет и порядочность. Всеми его поступками и мотивами движут только собственные желание и потребности. Он мог запереть все двери в усадьбе и не выпускать никого несколько дней, а мог наоборот всех выгнать.

Троекуров

Отношение к окружающим людям

Для Троекурова люди из низшего сословия не существуют. Они не достойны посещать его и разговаривать с ним. Себя он ставил выше других, только князь Верейский мог составить ему конкуренцию.

Отношение к своим крепостным

Характеристика Дубровского и Троекурова

Часто девушки рожали от Троекурова детей, которые потом бегали оборванные по его двору и заглядывали в окна поместья. Всех девушек он держал в отдельном помещении.

Взаимоотношения с Дубровским

Андрей Гаврилович Дубровский был небогатым соседом Троекурова и не боялся его. В глубине души Кирилл Петрович уважал его за это. Их связывало одно горе – смерть любимых жен. Оба самостоятельно воспитывали своих детей.

Однако после того, как Троекуров нечестным способом в обход закона отбирает единственное поместье соседа, тот тяжело заболевает. Когда барин все же понимает свою подлость и решает вернуть усадьбу обратно, узнает что Дубровский-старший умер.

Наиболее полно отличие героев отражает сравнительная таблица:

Дубровский-старший

Хитрый, корыстный и подлый

Честный и добропорядочный

Ограничен в средствах, беден

Отставной поручик в гвардии

Во владении героя более одного поместья и более 3000 крестьян, на которых он вымещает всю свою злобу

Живет и владеет единственным поместьем и 70 крестьянами, с которым поддерживает хорошие отношения

Отношение к дочери Маше

Троекуров с дочерью

Заключение

Троекуров обладает маленькой долей возможности любить, уважать и сострадать. Однако в той среде, в которой он вырос и воспитывался, эти качества перекрываются надменностью, властолюбием и упрямостью.

Пушкин сделал из Троекурова собирательный образ пороков высшего общества своей эпохи, этим он осуждает и высмеивает дурные поступки и поведение представителей тех времен.


Читайте также: