Что попросил бедный брат у богатого в долг в повести шемякин суд

Обновлено: 25.04.2024

Сюжет завязывается на истории бедняка-крестьянина и нелепых (однако, также, печальных) происшествиях, случившихся с ним. Убогий приходит просить у своего богатого брата лошадь с хомутом. Богатый, возмущаясь, даёт ему лошадь, но, услышав про хомут, начинает поносить бедняка за убожество. Крестьянин же, из-за несчастного случая, вскоре приводит лошадь без хвоста. Разъяренный богатый брат идет в город бить челом на убогого Шемяке-судье. Виновник плетется за ним.

Братья останавливаются в селе у попа. Богатый пирует вместе с попом, а убогого не зовут. Тот смотрит с полатей на набитый едой стол и, заглядевшись, нечаянно зашибает младенца, сына попа. В итоге и поп, и богатый брат едут бить челом к судье на бедняка.

Главный герой понимает, что проиграет суд, и решает покончить с жизнью. Он бросается с моста и падает на старика, убив его. Сын погибшего старика присоединяется к попу и богатому брату и идет судиться с бедняком.

Обвиняемый, не зная, что делать, заворачивает в платок камень. Во время судебных процессов он достает его из шляпы, кланяясь, показывает судье. Шемяка-судья, подумав, что это взятка, оправдывает все три дела в пользу крестьянина. Шемяка предлагает богатому брату, попу и сыну невыгодные решения и потерпевшие, поняв это, решают откупиться от бедняка деньгами.

Шемяка, узнав об этом, счастливо говорит, что правильно посудил.

Радостный бедняк с деньгами возвращается домой…

Главные герои

Бедный брат – мужчина, уставший от нищеты, отчаявшийся, потерявший всякую надежду на лучшую жизнь.

Богатый брат – жадный, скупой, расчетливый мужчина, зажиточный крестьянин.

Поп – знакомый богача, заносчивый и высокомерный.

Мужчина (третий истец) – случайный человек, чей отец погиб под тяжестью бедняка.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Жили два брата – богач и бедняк. Как-то бедняку понадобилась лошадь, и он обратился за помощью к брату. Богатый, нехотя одолжил лошадь, но хомут давать не стал. Бедному брату пришлось привязать тяжелые поленья к хвосту животного, и тогда тот, не выдержав, оторвался. Богач возмутился и повел брата в суд.

Утомившись в дороге, братья заночевали у попа. Когда пришло время ужина, поп пригласил за стол только богатого гостя. Бедный же, остался лежать на печи и с жадностью наблюдать за трапезой. Засмотревшись, бедняк свалился прямо на колыбельку и задавил ребенка. Поп, в ужасе, решил тоже засудить беднягу, и дальше троица направилась вместе.

Пересекая мост, виновник решил покончить с собой и спрыгнул, но приземлился на старика и убил того на месте. Сын погибшего присоединился к обвиняющим, и в суд они пришли вчетвером.

Перед началом заседания бедняк поднял с земли камень и завернул его в тряпицу. После каждого обвинения он поднимал руку, в которой был зажат сверток, и судья Шемяка, приняв его за взятку, признал обвиняемого полностью невиновным.

Ошарашенным обвинителям ничего не осталось делать, как откупиться от смекалистого бедняка.

После окончания судебного процесса Шемяка поинтересовался, что же за свертки ему показывали. Тогда бедняк ответил, что в тряпице лежал булыжник, который он бросил бы судью за неудобное для него решение.

Сюжет

Жили два брата-крестьянина: богатый и бедный. Богатый крестьянин много лет давал в долг бедному брату, но тот никак не мог одолеть нужду. Однажды пришел бедняк к брату с просьбой дать ему лошадь, чтобы привезти из лесу дрова. Богач нехотя согласился, но когда брат попросил у него и хомут, рассердился и отказал в просьбе.

Бедняк горько вздохнул, и привязал дровни к лошадиному хвосту. Когда же он отвез дрова домой, то забыл выставить подворотню, и у лошади оторвался хвост. Делать нечего, и бедняк привел брату лошадь без хвоста. Увидев такое безобразие, богач разгневался и отправился в город, жаловаться на брата судье Шемяке. Бедняк поплелся вслед за ним, прекрасно зная, что ему все равно придется идти в суд.

Дошли братья до одного села, и богач остановился у своего хорошего знакомого, сельского попа. Они сели за стол ужинать, а бедняк голодным лег на полати. Засмотрелся он на брата и попа, как те уплетали ужин, и свалился на колыбель, в котором спал маленький ребенок. Бедняк раздавил на смерть поповского сына, и тот тоже отправился в город жаловаться на него.

Проходя через мост, бедняк решил покончить со своей горькой жизнью, и спрыгнул вниз. Он упал на больного старика, которого сын вез на санях в баню, и убил его случайно. Потерпевший также отправился к судье Шемяке.

На суде бедняк показал судье камень, завернутый в платок. Тот решил, что это солидная взятка, и повел дело, как посчитал нужным. Он велел бедняку держать у себя лошадь брата до тех пор, пока у нее не отрастет хвост.

Когда же стал жаловаться сын погибшего старика, судья решил так – пусть истец убьет бедняка таким же способом, то есть бросится на него с моста.

Так богачу и попу пришлось доплачивать бедняку, чтобы он отказался выполнять судейские решения, и вернул каждому, что причитается: лошадь – брату, а попадью – законному супругу. Третий истец также не хотел прыгать с моста, и заплатил бедняку отступные.

Тем временем Шемяка направил своего человека к бедняку, чтобы тот отдал ему обещанную взятку. В ответ бедняк показал камень, завернутый в платок, и объяснил, что если бы судья принял решения не в его пользу он бы ушиб его этим камнем.

Узнав об этом, Шемяка очень обрадовался, что так ловко выкрутился из непростой ситуации, а довольный бедняк пошел домой.

Отзывы о книге

  1. Произведение обливает произвол, который творится в гос. органах.
  2. Порицается коррупция.
  3. Затрагивается вопрос правды.
  4. Каждый человек должен иметь равные права, несмотря на материальное положение.

В общем, советую почитать. Книга актуальна и в наши дни.

Совсем недавно в школе мы делали анализ повести о Шемякином суде. Краткое содержание помогло мне в этом. Чтение вкратце помогло без потери смысла написать сочинение-рассуждение на тему современных проблем в обществе. Автор затронул очень злободневный вопрос, актуальный даже сейчас. Взяточничество процветает, бороться с ним тяжело. Характеристика персонажей отражает проблемы, которые царили в то время. Я считаю, что высмеивание помогает осознать всю глубину вопроса, а также его последствия. Рекомендую прочитать книгу или хотя бы ознакомиться с ней.
Арина

Толкование непонятных слов

Хомут – надеваемая на шею лошади основная часть упряжи.

Дровни – крестьянские. сани без кузова.

Подворотня – пространство, щель между воротами и землей.

Полати – лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью.

Мзда – плата, вознаграждение, взятка.

Главные герои повести

Главными героями повести выступают два брата. Один из них зажиточный, не бедствующий человек. Несмотря на полный достаток, он отличается вздорностью и склочностью характера. Жизнь его отравляет зависть. Он мелочен, ищет во всем выгоду.

Второй брат находится на грани нищеты. Однако это обстоятельство не лишает его жизнерадостности. Автор показывает его как неунывающего, предприимчивого и смекалистого человека.

Читатель также познакомится с еще тремя героями, без участия которых действие бы не состоялось.

Это поп, купец и судья. Охарактеризуем их:

  • Поп — жадный, беспринципный человек, которому чужды милосердие и сострадание. Он не боится ни человеческого, ни Божьего суда.
  • Судья — охочий до наживы человек. Он готов идти против собственной совести, лишь бы набить свой карман.
  • Купец — его хочется пожалеть, ведь он действительно пострадал от поступка нищего брата (тот раздавил его отца). Но дальнейшие события в пересказе покажут, что он ничем не отличается от священнослужителя и судьи.

Таким образом, уже судя по характеристикам действующих героев можно с уверенностью сказать, что положительный образ в повести только один – бедный брат. Остальные лица выступают как отрицательные персонажи.

Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе

Ярким выражением критицизма общественного сознания эпохи является возникновение разнообразной, по преимуществу демократической, сатирической литературы. Она бичует типичные для того времени пороки феодального общества: засилье богатых, неправый суд, недостойное поведение духовенства. При этом нередко используются авторами привычные формы деловой письменности, например, челобитные, лечебники, послания и даже тексты церковных песнопений. Некоторые из повестей сближаются с фольклором.

Повесть прежде всего обличает неправый продажный суд. В XVII в. судебные тяжбы были столь великим народным бедствием, что суеверные люди носили даже на шее ладанки с заклинанием от судей-лихоимцев. В повести присутствуют детали, которые вводят нас в типичную обстановку того времени: бедный брат не имеет не только лошади, но даже хомута и сам добровольно идет? в суд за богатым, чтобы не платить налог за вызов; у попа бедняка не зовут ужинать и он лежит на полатях голодный; идя в суд с попом и братом, бедняк понимает, что его засудят, и хочет покончить с собой.

Судья Шемяка дан в повести как ловкий делец, готовый за мзду вынести любое решение. В данном случае он придумал хитроумный приговор: отдать лошадь бедняку до тех пор, пока не вырастет новый хвост; попадью отдать бедняку, пока не будет ребенка, а человек, у которого задавили отца, сам должен броситься с моста на бедняка.

Следует отметить и новые представления автора о человеческой судьбе. До XVII в. власть теологии была еще очень сильна, и в литературе подчеркивалась зависимость человека от провидения. Под влиянием социально-исторических условий эти взгляды изменились. Авторы XVII в. выдвигают теперь на первый план не судьбу, а личный успех, удачу, счастливый случай. Как и в эпоху Возрождения, в русской литературе появляется образ находчивого человека. Его веселые и ловкие проделки не только не вызывают осуждения, но даже изображаются сочувственно. Новый герой силен своим умом, хитростью, жизнелюбием. Эти качества противопоставляются средневековому отстранению от жизни, уходу в монастырь, и в этом проявляется также тенденция обмирщения литературы XVII в.

О близости к сказке свидетельствуют: комическая завязка, расстановка действующих лиц — бедный и богатый, счастливая развязка в пользу бедняка, троекратные повторы (судья выносит три приговора, бедняк трижды показывает судье камень, истцы трижды платят бедняку). Сказочный характер имеет по своей неожиданности и развязка — угроза судье.

Повесть отличается вполне светским характером, религиозный оттенок имеет только концовка: и судья Шемяка, и бедняк воздают хвалу богу. Судья за то, что судил в пользу бедного и спас себе жизнь, а бедняк за то, что вышел удачно из беды. Но после всех мошеннических проделок эта концовка звучит иронически.

Читайте также: