Что побуждает правдина обратиться в суд чтобы взять имение простаковых под опеку

Обновлено: 04.05.2024

Конечно, концовка пьесы надуманна. Таким финалом автор хотел указать правительству Екатерины II пути преобразований, ограничения власти помещиков над крестьянами. Он боролся за разоблачение существующего зла, за издание нормальных законов, за постепенное ограничение власти помещиков над своими крепостными.

Нет. Митрофан — порождение своей эпохи, крепостнических отношений, когда дворянские недоросли не должны были служить.

  1. В комедии живые люди, а не сухие схемы, носители какого-то определенного качества, что было характерно до классицизма.
  2. Язык героев индивидуализирован (груба речь Простаковой и Скотинина, в языке Митрофана проявляется его невежество, устаревшими словами из церковных книг пестрит речь Кутейкина, положительные герои пользуются книжным языком, что в XVIII веке было характерно для высшего дворянства).
  3. Реализм сказался и в постановке автором важнейших проблем своего времени (ограничение власти помещиков, распространение просвещения, воспитание истинного гражданина и др.).

Уже в явлении I третьего действия, т. е. при первой встрече, Правдин и Стародум обсуждали ряд важных социально-поли­тических и нравственных проблем, диску­тируемых во второй половине XVIII века в среде просвещенного дворянства: служе­ние государству, истинные и мнимые за­слуги перед обществом, образование и воспитание гражданина отечества, честь и достоинство личности, отношения при дворе и т. д.

Как во многих драматических произве­дениях, Стародум наделен условным име­нем, отражающим сущность его взглядов и пристрастий. Он — человек старого вре­мени, времени петровских преобразова­ний России, откуда он с молодости по­черпнул свои взгляды, убеждения и нрав­ственные правила.

Избалованность, леность и наглость, воспринятая от матери и дядюшки нена­висть к образованию и образованным лю­дям притупляют умственные способности Митрофана, не дают почвы для их разви­тия. Мы не можем судить о природных способностях недоросля. Однако он сооб­разителен в житейском плане: предпочи­тает сочувствовать матушке, которая в его сне устала колотить батюшку, а не отцу, а также проявляет практическую сметку и в ряде других обстоятельств.

Митрофан покорно отвечает на слова Правдина о службе, потому что он почув­ствовал силу и власть Правдина, в нем он видит хозяина, которого невозможно ос­лушаться.

Внешне комедия строится на традици­онном мотиве сватовства и возникающей борьбе женихов за героиню. В ней соблю­дены все три единства — времени, места, действия. К началу событий судьбы геро­ев в имении Простаковой определились следующим образом. Софья и Милон, зна­комые по Петербургу, любят друг друга. К их любви благосклонно относится дядя Милона — граф Честон. По делам службы Милон выезжает в одну из губерний. В это время умирает мать Софьи, и девушку увозит к себе в имение дальняя родствен­ница Простакова. Это экспозиция, после которой спустя некоторое время проис­ходят события, о которых мы узнаем из комедии. Основное действие укладывает­ся в одни сутки и составляет заключи­тельный этап сюжета. Простакова реша­ет выдать Софью за своего брата Тараса Скотинина, полагая, что по бедности она не представляет интереса как невес­та для ее сына. Завязка наступает с по­лучением письма Стародума, в котором Софья объявляется богатой наследни­цей. Это меняет планы Простаковой, что приводит к конфликту между ней и бра­том.

Литературовед Г. В. Моквичева видит в комедии две развязки. Одна касалась вза­имоотношений Митрофана, Скотинина, Милона — Софьи, судьба которых опреде­лялась Стародумом и Простаковой; вто­рая относилась к судьбе Простаковой как злонравной помещицы и матери. В собы­тиях этой развязки раскрывались общест­венные и нравственные идеалы автора, определялась идейная и нравственная на­правленность комедии в целом.

Основной конфликт комедии заключен в противостоянии просветительски на­строенного дворянства и жестоких поме­щиков-крепостников по проблемам отно­шения к крестьянам, государственной службе, воспитанию и образованию граж­данина отечества.

Стародум и Правдин отражают позиции Фонвизина по названным проблемам. Вместе с тем они выполняют и определен­ные сюжетные функции.

Комические сцены: примерка Митрофа­ном нового платья и обсуждение Тришки­ной работы, уроки Митрофана, ссора сест­ры с братом, ссора учителей, комический диалог во время экзамена. Все они созда­ют представление о бытовой, повседнев­ной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне ее запросов, внутрисемей­ных отношений. Они убеждают зрителя в правдоподобии и жизненности происходя­щего на сцене.

Век живи — век учись (Не век тебе учиться) (Простакова).

Придет час воли Божьей (Час моей воли пришел) (Простакова, Митрофан).

Нашел деньги, ни с кем не делись (Про­стакова).

Не хочу учиться — хочу жениться (Митрофан).

Ни за что, ни про что (Митрофан).

Повинную голову меч не сечет (Проста­кова, оправдываясь перед Стародумом).

По пяти рублей на год, да по пяти поще­чин на день (Еремеевна).

Себе на уме (Простакова).

Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков (из Псалтыри; Кутейкин).

Характеристика Правдина


Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Полное имя — не указано, известна только фамилия — Правдин.

Возраст — не указан, мужчина зрелого возраста.

Род занятий — помещик, государственный чиновник, занимается общественной работой.

Семья — не указано.

Социальное положение — дворянин, помещик.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — характерное для дворянских семейств воспитание, привито понятие о чести.

Образование — качественное образование, характерное для просвещённых дворянских семейств.

Внешность — не указана.

Характер — спокойный, уравновешенный, твёрдый, честный, исполнительный.

Положительные черты — глубоко порядочный, рассудительный, честный, с обострённым чувством справедливости, отличный друг.

Отрицательные черты — отсутствуют.

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Цитатная характеристика

Описание Правдина с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Правдина основан на том, что он является дворянином родом из Москвы, во владениях которого находятся несколько местных деревень.

Источник: Действие первое, явление 7

Помимо того, что Правдин — помещик, он состоит на государственной службе и является чиновником по общественной работе. В его задачи входит контроль и привлечение к наказанию помещиков, жестоких по отношению к крепостным крестьянам.

Источник: Действие второе, явление 1

Источник: Действие второе, явление 1

Внешность

Черты характера и поступки

Портретная характеристика Правдина основана на том, что он является справедливым человеком с представлениями о совести и чести. Его работа доставляет ему удовольствие, так как позволяет бороться с жестокостью и самоуправством помещиков.

Источник: Действие второе, явление 1

Правдин — проницательный человек. Ему быстро становится известно о произволе г-жи Простаковой, и он не намерен закрывать глаза на её бесчинства.

Источник: Действие второе, явление 1

Источник: Действие второе, явление 1

Источник: Действие пятое, явление 1

Правдин — строгий и неподкупный исполнитель закона. Он честно выполняет свою работу, защищая подневольных людей от насилия со стороны помещиков.

«Требовать от правительства, чтоб сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов.

Источник: Действие пятое, явление 3

Правдин не отступает от исполнения закона ни при каких обстоятельствах. Его не способны разжалобить лицемерные слёзы Простаковой, не соглашается он и на подкуп.

Правдин справедливо поступает и по отношению к учителям Митрофана. Честному Цыфиркину он выплачивает жалованье, в то время как жадному Кутейкину предлагает лично рассчитаться с Простаковой, которую тот очень боится.

Правдин понимает, что корень всех бед Простаковой лежит в её неуёмной любви к Митрофану. Он укоряет сына за несправедливое обращение с матерью, ему претит грубое отношение к людям.

Правдин — не сухой и чёрствый исполнитель закона. Это думающий и чувствующий человек, считающий, что самым главным богатством является душа.

Источник: Действие третье, явление 1

Правдин — просвещённый человек, который категорически против всякого рода предрассудков.

Источник: Действие пятое, явление 1

Воспитание

Правдин прекрасно воспитан. Не в его правилах читать чужие письма без разрешения адресата.

Источник: Действие первое, явление 7

Характеристика Правдина другими героями

Стародум

Стародум с глубоким уважением относится к Правдину, чьи личные качества ценит очень высоко и дорожит его дружбой.

Милон

Милон — друг Правдина. Он уважает его за благородное стремление облегчить участь подневольных людей, сделать их жизнь более справедливой.

Источник: Действие второе, явление 1

Простакова

Госпожа Простакова отмечает, что Правдин — деловой, занятой человеком, который много трудится.

Источник: Действие четвёртое, явление 8

Речевая характеристика Правдина

Государственный чиновник Правдин в произведении выступает положительным героем. Это прекрасно образованный, всесторонне развитый человек, способный грамотно излагать собственные мысли.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Правдина вместе!

Биография

Правдин — дворянин родом из Москвы, помещик, владеющий несколькими деревнями в наместничестве. Будучи государственным чиновником, он получает от наместника задание объехать поместья и выявить нарушения со стороны помещиков, а именно жестокое поведение по отношению к крепостным крестьянам.

Оказавшись на месте, Правдин всего за три дня выясняет, кто является самым злостным нарушителем. Им оказывается жестокая и своенравная помещица, госпожа Простакова, привыкшая вымещать свой тяжёлый характер на подневольных ей людях.

Образ Правдина

Будучи одним из положительных героев, Правдин обладает качествами, которые писатель превыше всего ценит в людях. Чиновник прекрасно образован, воспитан, он понимает, какую большую ценность несёт в себе просвещение.

При всей строгости и твёрдости характера он является милосердным человеком, которому тяжело смотреть на страдания других людей. Правдин занимается общественной работой только потому, что видит в ней своё призвание — стоять на страже справедливости и облегчать участь несчастных и обездоленных.

Первые наброски пьесы датируются 1770-м годом. Для создания произведения Фонвизин обработал большое количество материала — труды пера зарубежных и русских писателей похожей тематики, сатирические статьи и комедии, написанные Екатериной II. Работа завершилась в 1771 году, спустя год прошла её премьера на театральных подмостках, режиссером постановки выступил сам автор. Опубликовали комедию впервые в 1773 году.

Д. И. Фонвизин

  • Госпожа Простакова — хозяйка дома, без образования и особого воспитания. Хитрая, грубая и корыстная особа.
  • Митрофан Простаков — единственный сын четы Простаковых 16-ти лет. Глупый, безвольный и невоспитанный паренёк.
  • Правдин — представитель нового дворянства, олицетворяющий в пьесе закон и порядок. Прибыл в имение Простаковых на постой и с целью разобраться в жестоком отношении хозяев к слугам.
  • Стародум — опекун Софьи. Порядочный и умный человек, добившийся в жизни всего самостоятельно и честным путём.
  • Софья — воспитанница Простаковых, сирота при приданом. Честная, отзывчивая, образованная девушка.
  • Милон — суженый Софьи, потерявший с ней связь на долгое время. Военнослужащий, отличающийся доблестью, храбростью и честью.
  • Скотинин — брат Простаковой, находящийся в постоянных поисках наживы.
  • Простаков — безвольный и ведомый супруг госпожи Простаковой.
  • Еремеевна — нянька сына Простаковых Митрофана.
  • Кутейкин — жадный и не очень старательный учитель грамматики.
  • Вральман — конюх, представившийся немцем и учителем.
  • Цыфиркин — учитель арифметических наук, честный военный в отставке.
  • Тришка — слуга в имении Простаковых.

Д. И. Фонвизин

Действие I. Одна невеста — два жениха

Госпожа Простакова отчитывает крепостного Тришку за плохо сшитый кафтан для её сына Митрофана. Хотя Тришка предупреждал, что не мастер по шитью. Её супруг,

господин Простаков, с ней согласен, а брат Простаковой и дядя Митрофана — Скотинин, считает, что работа сделано добротно. Слугу гонят прочь.

Далее говорят про Митрофанушку, который плохо спал. Отпрыск Простаковых утверждает, что не ел, но на самом деле крепко подкрепился на ужин и всю ночь хлебал квас. Мать жалеет сына, он убегает на голубятню.

Оставшиеся господа обсуждают сватовство Скотинина к Софье, воспитаннице Простаковых. Её единственный родной человек дядя Стародум переехал куда-то в Сибирь и не выходит на связь. Из разговора становится понятно, что жених корыстно желает обоготиться за счёт будущей невесты, сама Софья ему безразлична.

Д. И. Фонвизин

Появляется Софья с письмом от Стародума. Простаковы не верят, что дядя девушки жив. Софья предлагает им прочесть письмо, но выясняется, что никто из них не умеет читать. Послание озвучивает Правдин. Оказывается дядя Софьи, не только не сгинул, но и назначил за ней денежное приданое. Госпожа Простакова задумывается о Софье как о жене своего сына. Женщины уходят. Вбегает слуга и сообщает, что в их деревне остановились на постой солдаты.

Действие II. Появление Милона — настоящего возлюбленного Софьи

Велением судьбы Софья идёт мимо друзей. Происходит радостная встреча двух любящих сердец. Софья жалуется Милону, что Простакова собралась женить на ней своего глупого отпрыска. Подходит Скотинин, который волнуется, что уедет восвояси ни с чем — без жены и без наследства. Милон и Правдин подбивают его на ссору с сестрой.

Мимо проходят няня Еремеевна и Митрофанушка Простаков. Женщина настаивает, что Митрофану нужно заниматься грамотой, но тот категорически против. Скотинин затевает стычку с племянником по поводу женитьбы на Софье.

Д. И. Фонвизин

Разъяренный Скотинин уходит. Появляется чета Простаковых. Госпожа Простакова льёт лестные речи Милону, хвалит Софью и хвастает, что всё приготовила для встречи Стародума. Простаков и Софья уходят, появляются Кутейкин и Цыфиркин. Педагоги рассказывают Правдину свои истории — как жили, как учились и как попали в имение Простаковых.

Действие III. Возвращение Стародума

Прибывает карета Стародума. Его встречает Правдин. Старый приятель сходу поведал Стародуму о происходящем безобразии в деревне Простаковых и, главное, о том,

Д. И. Фонвизин

Затем появляется Софья, дядя и племянница объясняются. В это же время между Простаковой и Скотининым происходит драка, которую удаётся унять Милону. Когда Простакова замечает Стародума, она призывает Митрофана и супруга. Вместе они наигранно рады родственнику и всячески ему льстят.

Стародум объявляет, что хочет увезти Софью в Москву и выдать замуж. Девушка, хоть и не знает, что будущим мужем станет её избранник Милон, с волей дяди соглашается. Зато Скотинин и Простакова бурно пытаются его отговорить от такой затеи. Простакова спешит рассказать, что в её роду обучение в почёте не было, но её сын усерднейшим образом и всеми способами познаёт грамоту и арифметику. Правдин не даёт договорить женщине, сославшись на усталость прибывшего издалека гостя.

Все расходятся, на сцене остаются педагоги Митрофана — учитель арифметики Цыфиркин и граматики Кутейкин. Оба жалуются на абсолютную бездарность своего ученика и на вечную помеху в образовании Митрофана — немца Вральмана.

Д. И. Фонвизин

Действие IV. Стародум намеревается забрать Софью из семьи Простаковых

Между Софьей и Стародумом происходит важная беседа о жизненных ценностях. Дядя объясняет Соне, что богатство не в злате, а в добродетели, в праведных поступках по отношению к другим людям и Отечеству. Он говорит, что должность должна быть заслужена делами, одного названия мало, а муж и жена должны быть одним целым, невзирая на своё происхождение.

Стародум получает письмо, благодаря которому становится ясно, что молодой человек, будущий супруг Софьи, это Милон. Через беседу с офицером Стародум понимает, что он человек высоких моральных качеств. Дядя с радостью благословляет брак.

В разговор постоянно вмешивается Скотинин, пытаясь выставить себя в выгодном свете, но выглядит от этого смешным. Затем появляются Простакова, Правдин и Митрофан. Хозяйка дома продолжает нахваливать просвещенность своего отпрыска. После небольшой проверки становится ясно, что её похвалы ни чем не подкреплены.

Д. И. Фонвизин

Стародум объявляет, что завтра же увозит Софью и выдаёт её замуж. Простакова, Скотинин и Митрофан задумывают перехватить девушку перед отъездом.

Действие V. Всем по заслугам

По приказу Простаковой Еремеевна пытается силой увезти Соню, но ей мешает Милон. Правдин объявляет такое действие вне закона и говорит, что Простаковых за преступление может ждать суровое наказание. Хозяйка дома вымаливает прощение у Софьи, но как только с Простаковой снята печать вины, она намеревается отыграться на слугах, которые упустили шанс выкрасть девушку. Простакову останавливает Правдин, зачитав правительственную грамоту, в которой значится, что всё имение переходит под опеку государства.

Появляются учителя Митрофана. Их рассчитывает уже Правдин, наградив каждого по заслугам: честного Цыфиркина в полной мере, а расчётливого Кутейкина оставляют без гроша. Вральман сознаётся, что он бывший конюх, а не учитель и переходит служить к Стародуму.

Софья, Милон и Стародум уезжают. Митрофан ссорится с матерью и отправляется на военную службу. Простакова в отчаянии — она потеряла всё.

Проблематика:

  • проблема нравственного разложения дворянства (Простаковы, Скотинин);
  • проблема воспитания (Митрофанушка).

Литературное направление: классицизм.

Литературный жанр: комедия.

Жанровые особенности: в пьесе находят отражение характерные черты классицистической комедии:

Время и место действия: действие происходит в 1780-е годы в деревне Простаковых.

История создания

Действующие лица

  • Простаков — муж госпожи Простаковой, отец Митрофана. Слабый человек, стремящийся во всём угодить жене и фактически не имеющий собственного мнения.
  • Госпожа Простакова — мать Митрофанушки. Властная, самовлюблённая, даже жестокая. Слепо любит Митрофана.
  • Митрофан — собственно недоросль. Избалованный и неискренний юноша, упивающийся вседозволенностью.
  • Скотинин — брат госпожи Простаковой. Грубый человек, который превыше всего ценит свиней.
  • Софья — порядочная и образованная девушка, сирота.
  • Стародум — дядя и опекун Софьи.
  • Милон — молодой офицер, возлюбленный Софьи.
  • Правдин — постоялец Простаковых, чиновник, который в результате вершит справедливость в делах Простаковых.
  • Кутейкин — учитель Митрофана, в прошлом семинарист.
  • Цыфиркин — учитель Митрофана, в прошлом военный.
  • Вральман — учитель Митрофана, в прошлом — обычный кучер.
  • Тришка — портной-самоучка.
  • Еремеевна — няня Митрофана.
  • Слуга Простакова.
  • Камердинер Стародума.

Краткое содержание

Действие первое

Деревня Простаковых. Госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за то, что тот пошил Митрофанушке слишком узкий кафтан. Кафтан нужен Митрофану для будущего торжества — планируемой помолвки Скотинина и Софьи.

Отец Софьи умер, когда она была ещё совсем маленькой. А когда осталась круглой сиротой, Простаковы взяли её к себе (памятуя о том, что за Софьей большое приданое — имение, несколько деревень).

Именно в этих деревнях таится самый главный интерес Скотинина, то, что заставляет его во что бы то ни стало добиваться руки Софьи. Дело в том, что в этих деревнях много свиней, которых Тарас Скотинин обожает.

Софье приходит письмо от её дяди Стародума (Простаковы считали, что Стародум давно умер). Из письма становится ясно, что Стародум оставляет Софье большое наследство. И госпоже Простаковой тут же приходит в голову план обогащения: женить на Софье Митрофана.

Действие второе

Влюблённые счастливы видеть друг друга. Правда, в глазах Милона встреча всё же омрачается видами Митрофана на Софью. Но это ненадолго: осознав, что за человек Митрофан, Милон перестаёт ревновать.

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.

Митрофан отказывается учиться и жалуется на дядю. Простакова обещает сыну скорую женитьбу.

Действие третье

Приезжает Стародум. Он беседует с Правдиным, своим давним приятелем, вспоминает времена правления Петра, хвалит их. Также

Стародум рассказывает Правдину историю о несправедливости: Стародум пошёл на войну, а его друг уклонился от службы, однако чин достался именно графу, а Стародуму — лишь ранение. Жизнь при дворе тоже его не порадовала. Поэтому Стародум вернулся домой.

Стародум встречается с Софьей и обещает ей, что они вскоре уедут от Простаковых. Появляются Простакова и Скотинин, они буквально дерутся. Стародума эта сцена весьма забавляет. Госпожа Простакова хочет нагрубить ему, но, узнав, что это сам Стародум, тут же меняет тон на покорный и угодливый. Она надеется, что дядя Софьи поспособствует браку племянницы с Митрофаном.

Но Стародум решительно объявляет, что Софья уезжает в Москву и там выйдет замуж за достойного человека. Все обескуражены. Стародум замечает, что выбор жениха — в воле девушки. У Софьи вновь появляется надежда быть с Милоном, а госпожа Простакова возобновляет атаку с целью женить Митрофанушку на богатой наследнице.

Действие четвёртое

Стародум ведёт с Софьей беседу о замужестве и замечает её смущение. Приходят Правдин и Милон. Милон просит руки Софьи, сообщая, что девушка тоже стремится выйти за него замуж. Стародум с радостью даёт согласие.

Однако Скотинин и Митрофан ещё надеются жениться на богатой невесте. Стародум делает вид, что прислушивается к ним, изображает восторг от учёности Митрофанушки, а потом сообщает, что у Софьи уже есть жених и что они уедут в семь часов утра. Госпожа Простакова собирается действовать решительно.

Действие пятое

Правдин получает распоряжение регулировать ситуацию с имением Простаковой, если людям в этой деревне будет что-то угрожать. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их беседу прерывает шум.

Это Софью насильно тащат венчаться с Митрофаном. Милон освобождает девушку, а Правдин угрожает Простаковой судом. Госпожа Простакова картинно кается. Стародум и Софья прощают её, но Правдин говорит, что теперь по распоряжению правительства он управляет имением Простаковой.

Экранизация

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Фамилии Скотинин, Простаков, Милон и другие служат характеристиками героев. Как называется такой приём в литературе?

Ответ. Говорящие фамилии. Этот приём характерен для классицизма.

Какие свойства Митрофана проявляются во время учёбы?

Кого обожал Тарас Скотинин?

Сатиры смелый властелин,

Если такую временную дистанцию ощущает Пушкин (рис. 2) в 1823 году, рассказывая о комедии, которая была поставлена в 1782, то нашему поколению ещё сложнее понять произведение Фонвизина.

Рис. 2. А.С. Пушкин (Источник)

Но откроется многое, если внимательно читать это произведение и довериться драматургу.

Тема воспитания в эпоху Фонвизина

Люди XVII века желали освободиться от невежества и предрассудков, которые, как им казалось, связаны с религиозным пониманием мира. Они планировали самостоятельно, без помощи высших сил усовершенствовать все стороны общественной жизни и самого человека. Это желание и сильнейшая вера (уже не в бога, а в человеческое могущество) определили их мировоззрение и поведение.

Для людей эпохи Просвещения свойственна уверенность в том, что познавательные возможности человека абсолютно безграничны. Все законы природы будут когда-нибудь открыты, все загадки разгаданы. Философы XVIII столетия признают пока ещё за богом статус творца мира, но они отрицают вмешательство бога в человеческую жизнь напрямую. Они верят в то, что есть какие-то общие законы, которые управляют и природой, и обществом, и стараются эти законы разгадать.

В это время преобладает представление о естественном равенстве людей и доброй природе человека. Просветители считают, что человек изначально, от природы хорош, добр и прекрасен. Никакого первородного греха не существует, человек уже совершенен. Через воспитание и образование можно добиться ещё большего усовершенствования.

Идет просветителей захватывают Европу и приходят в Россию. Огромную популярность имеют произведения французских авторов. Екатерина II состояла в переписке с Вольтером (рис. 4), а граф Григорий Орлов предлагал ещё одному просветителю, Жан-Жаку Руссо, поселиться у себя в имении и считал это для себя величайшей честью.

Рис. 4. Вольтер (Источник)

Книги просветителей – это непременная принадлежность дворянских библиотек того времени.

· важнейший принцип – идея государственности, воплощённая в образе просвещённого монарха;

· строгая иерархия жанров:

Высокие: трагедия, эпопея, ода (в них изображаются общественная жизнь, история; действуют монархи, герои, полководцы),

Средние: письма, дневники,

Низкие: комедия, сатира, басня (предмет изображения – повседневная жизнь обычных людей).

Смешение высокого и низкого жанра считалось неправильным и не допускалось;

· признание античного (древнегреческого и римского) искусства высшим образцом, вечным идеалом;

откровенный дидактизм (поучительность).

Сейчас смотрят:

Похожие материалы:

Воспитание и образование Митрофанушки. Примеры из текста произведения

Образование – это владение науками, это прирост научных знаний, какие-то академические успехи.

Рассмотрим, какие успехи проявляет на поприще обучения наукам герой комедии Фонвизина:

Действие четвёртое. Явление VII

Митрофан. Вот я сел.

Цыфиркин очинивает грифель.

Г-жа Простакова.А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюпшкины денежки было б куды класть.

Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова (работая). Ах, господи боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин.За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан.Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин.Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.

Г-жа Простакова.Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!

Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…

Митрофан(пишет). Трое.

Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублев.

Митрофан(пишет). Триста.

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три – три. Единожды ноль – ноль. Единожды ноль – ноль.

Г-жа Простакова. Что, что до дележа?

Митрофан.Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Митрофан.Слышь, Пафнутьич, задавай другую.

Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублей.

Митрофан.Десять.

Цыфиркин.Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.

Митрофан(пишет). Ну, ну, десять.

Цыфиркин. Сколько ж бы на год?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль – нуль. Один да один…(Задумался.)

Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.

Кутейкин.Шабашь, право, Пафнутьич. Две задачи решены. Вить на поверку приводить не станут.

Митрофан. Небось, брат. Матушка тут сама не ошибется. Ступай-ка ты теперь, Кутейкин, проучи вчерашнее.

Действие четвёртое. Явление VIII

Г-жа Простакова. Вот в чем дело, батюшка. За молитвы родителей наших, – нам, грешным, где б и умолить, – даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Стародум.О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Г-жа Простакова, Простаков (вместе):

– Всем наукам, батюшка.

– Всему, мой отец. Митрофан. Всему, чему изволишь.

Правдин(Митрофану). Чему ж бы, например?

Митрофан(подает ему книгу). Вот, грамматике.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин.Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан.Дверь, котора дверь?

Правдин.Котора дверь! Вот эта.

Митрофан.Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?

Митрофан.Каково, мой отец?

Правдин.Нельзя лучше. В грамматике он силен.

Милон.Я думаю, не меньше и в истории.

Г-жа Простакова.То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Скотинин.Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй. Мастер, собачий сын, откуда что берется!

Г-жа Простакова. Однако все-таки не придет против Адама Адамыча.

Правдин(Митрофану). А далеко ли вы в истории?

Митрофан.Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?

Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.

Митрофан.Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

Правдин.Да не у ней ли оба вы учились и географии?

Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Простаков(тихо матери). А я почем знаю.

Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Правдин.География.

Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.

Правдин. Описание земли.

Г-жа Простакова(Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум.На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, – свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум.О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Г-жа Простакова.Без наук люди живут и жили.

Действие первое. Явление VI

Софья.Прочтите его сами, сударыня. Вы увидите, что ничего невиннее быть не может.

Г-жа Простакова.Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай.

Простаков (долго смотря). Мудрено.

Г-жа Простакова. И тебя, мой батюшка, видно, воспитывали, как красную девицу. Братец, прочти, потрудись.

Скотинин. Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.

Действие третье. Явление VII

Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан.Ну! А там что?

Г-жа Простакова.А там и женисся.

В комедии Фонвизина, что естественно для произведений классицизма, всё говорится однозначно, открытым текстом. Мы можем задать лишь риторический вопрос: каких успехов можно ожидать от ребёнка, если его родители с детства внушают ему, что учение – это не только не необходимо, но и вредно?

Проблема нравственности и формирования личности

Воспитание предполагает не только получение научных знаний, но и пробуждение в человеке его лучших качеств, формирование его характера. Эта ситуация в изображаемой автором семье ещё печальнее, чем с арифметикой и географией.

Действие четвёртое. Явление VII

Скотинин.И я здесь.

Стародум.Зачем пожаловал?

Скотинин.За своей нуждой.

Стародум.А чем я могу служить?

Скотинин.Двумя словами.

Стародум.Какими это?

Скотинин.Обняв меня покрепче, скажи: Софьюшка твоя.

Стародум. Не пустое ль затевать изволишь? Подумай-ко хорошенько.

Скотинин. Я никогда не думаю и наперед уверен, что коли и ты думать не станешь, то Софьюшка моя.

Стародум. Это странное дело! Человек ты, как вижу, не без ума, а хочешь, чтоб я отдал мою племянницу, за кого – не знаю.

Скотинин. Не знаешь, так скажу. Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь.

Правдин (смеючись). Эдак вы нас уверите, что он старее Адама.

Скотинин. А что ты думаешь? Хоть немногим…

Стародум (смеючись.) То есть пращур твой создан хоть в шестой же день, да немного попрежде Адама?

Скотинин.Нет, право? Так ты доброго мнения о старине моего рода?

Стародум.О! такого-то доброго, что я удивляюсь, как на твоем месте можно выбирать жену из другого рода, как из Скотининых?

Скотинин.Рассуди же, какое счастье Софьюшке быть за мною. Она дворянка…

Стародум.Экой человек! Да для того-то ты ей и не жених.

Скотинин. Уж я на то пошел. Пусть болтают, что Скотинин женился на дворяночке. Для меня все равно.

Стародум. Да для нее не все равно, когда скажут, что дворянка вышла за Скотинина.

Милон. Такое неравенство сделало б несчастье вас обоих.

Скотинин. Ба! Да этот что тут равняется? (Тихо Стародуму.) А не отбивает ли?

Стародум (тихо Скотинину). Мне так кажется.

Скотинин (тем же тоном). Да где черту!

Стародум (тем же тоном). Тяжело.

Скотинин(громко, указывая на Милона). Кто ж из нас смешон? Ха-ха-ха-ха!

Стародум (смеется). Вижу, кто смешон.

Софья.Дядюшка! Как мне мило, что вы веселы.

Скотинин (Стародуму). Ба! Да ты весельчак. Давеча я думал, что к тебе приступу нет. Мне слова не сказал, а теперь все со мной смеешься.

Стародум.Таков человек, мой друг! Час на час не приходит.

Скотинин. Это и видно. Вить и давеча был я тот же Скотинин, а ты сердился.

Стародум.Была причина.

Скотинин.Я ее и знаю. Я и сам в этом таков же. Дома, когда зайду в клева да найду их не в порядке, досада и возьмет. И ты, не в пронос слово, заехав сюда, нашел сестрин дом не лучше клевов, тебе и досадно.

Стародум. Ты меня счастливее. Меня трогают люди.

Скотинин.А меня так свиньи.

Если герой, по его собственным словам, был сотворён несколько раньше Адама, то, зная библейскую историю, мы можем это толковать однозначно: он относит себя к бессловесным тварям – к животным. Если вспомнить невероятную любовь к свиноподобным, которую испытывает Скотинин, то происходит вполне определённое восприятие. Это, конечно, карикатура – сатирическое изображение, но семья Простаковых и линия Скотининых – это, в общем-то, не совсем люди. Они не имеют самого главного для классицистов качества – качества разума. Это – бессловесные животные.

Роль положительных персонажей

Устав от этого кошмара, читатель рад найти в пьесе другое – хорошее воспитание. Характеры в комедии, как это свойственно классицизму, выстраиваются по принципу антитезы – чёткого противопоставления хорошего и плохого. Ужасному семейству противопоставлен, конечно же, Стародум.

Стародум. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Всякий найдёт в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.

Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему даёт благонравие.

Богач … тот, который отсчитывает у тебя лишнее, чтобы помочь тому, у которого нет нужного.

Так говорит Стародум и руководствуется этими принципами в своей жизни.

Стародум является в пьесе героем-резонёром.

Герой-резонёр – тот, кто в произведении выражает взгляды автора.

Стародум очень любит Софью, потому что она готова во что бы то ни стало учиться и становиться лучшею и от своего дядюшки она ждёт не богатства, а добрых советов:

Характеры добродетельных героев в пьесе не отличаются сложностью и правдоподобностью. Это, как ни парадоксально, гораздо менее живые люди, чем неприятные Простакова и её родня. Однако Фонвизину, как автору-классицисту, важно дать читателям и зрителям не только отвратительную, отпугивающую картинку, но и пример для подражания.

В чём причины нравственной ущербности Простаковых

Он груб и нахален в обращении с людьми, потому что всегда чувствует покровительство матери.

Моральное уродство Простаковых, таким образом, служит для отражения одной из главных проблем комедии – общую (за редким исключением) распущенность и безнравственность дворянства.

Полезный материал по теме:

Финал произведения

Финал комедии по замыслу автора тоже должен иметь воспитательную функцию. Мы должны задуматься, какую модель семейного поведения унаследует Митрофанушка: бестолковые, слабохарактерные Простаковы или агрессивные и жестокие Скотинины повлияют на него в итоге? Но, может быть, есть какой-то иной путь? Очевидно, что не имеющий ни образования, ни льгот Митрофанушка начнёт службу с низшей ступени карьерной лестницы. От простого солдата он будет подниматься вверх.

Сочинения

Недоросль — комедия, которая уже популярна более двухсот лет. Ее читают, ставят театральные постановки. Эта комедия принесла Фонвизину бессмертие, как писателю, и стала одним из первых произведений, раскрывающих социальные пороки и политические проблемы внутри страны. Здесь автор показывает низменную суть помещиков и дворян, учителей самозванцев, а государственные мужи дополняют мир Простаковых и Скотининых.

Мир Скотининых и Простаковых что это такое?


Мир Простаковых и Скотининых в комедии дополняет и образ Митрофанушки, жадного, ленивого и невежественного недоросля. У него нет совести, он не обременен ни образованием, ни воспитанием.

В этом отвратительном мире есть и еще один представитель, которого нельзя не отметить. Это брат Простаковой — Скотинин. Скотинин корыстолюбивый человек, который ради свиней готов сломать судьбу Софьи, женившись на ней из-за выгоды. Это необразованный человек, полный невежа, грубый и жестокий.

Знакомясь с миром Скотининых и Простаковых, мы видим, как автор в каждой сцене использует прием сатиры, беспощадно изображая уклад семьи Простаковой. Сатира видна и в сценах учебы Митрофана, в рассуждении Скотинина о любви к свиньям, и даже в самоуправстве хозяйки.

В конце концов Простакова была лишена власти, но у меня никакого сочувствия и сопереживания к ней не возникло. Она получила по заслугам.

Читайте также: