Что делает соня после суда раскольникова

Обновлено: 15.05.2024

Изучение романа Достоевского – сложный этап постижения мира подростками, становление их философского мировоззрения через погружение в идейную структуру романа. Подводя итог изучению романа, кажется логичным провести урок, на котором каждый учащийся возьмет на себя роль одного из героев романа и подготовит свое выступление на предполагаемом суде над Раскольниковым (тем интереснее воспроизвести процесс над героем романа, что его нет в сюжете романа).

Перед уроком каждый учащийся определяется с позицией на суде. Выбираются защитник и обвинитель, председатель суда, а также предполагаемые свидетели. Главная роль, конечно, Раскольникова.

Несмотря на видимую похожесть преступлений реального и книжного героев, конечно, Данилов далек от тех мучений совести и угрызений от содеянного, которые мучили героя Достоевского, так как реальный преступник виновным себя не признал, несмотря на тяжесть улик. Но данный процесс представляется интересным для ознакомления, так как в материалах суда имеются речь обвинителя, защитника и председателя суда.

Хочется предупредить, что суд на уроке не должен в полной мере соответствовать судебному процессу, так как наш суд литературный, а значит условно-игровой, что позволяет пригласить на процесс и уже умерших по сюжету романа героев. Каждый учащийся в процессе подготовки к уроку продумывает свой ответ на вопрос, определяется с позицией, готовит пересказ важных для принятия решения эпизодов. (Сценарий урока приблизителен, каждый может вносить свои изменения и дополнения, а также важен момент импровизации).

Ход урока

    • Секретарь: Встать! Суд идет.
    • Председатель: Слушается дело бывшего студента Петербургского университета об убийстве старухи-процентщицы Алены Ивановны и её сестры Елизаветы с корыстной целью, краже и укрывательстве похищенного. Предлагается вызвать свидетелей обвинения.
    • Обвинитель: Бывший студент Родион Раскольников обвиняется в преднамеренном убийстве старухи-процентщицы, коллежской секретарши, с целью обогатиться. Обвиняемый, сообщите суду, когда, при каких обстоятельствах вам пришла мысль убить Алену Ивановну.
    • Раскольников: За полтора месяца до убийства я как-то зашел в плохонький трактиришко после того как по крайней нужде заложил у процентщицы колечко, подаренное мне сестрой Дуней перед отъездом в Петербург. Там я услышал разговор студента и офицера об Алене Ивановне. Это мне показалось странным: я только от неё, и они говорят о ней же. Студент тогда сказал, эти слова врезались мне в память:

    Вопросы Разумихину.

    Вопросы к Софье Мармеладовой

    • Защитник: Представьтесь, пожалуйста.
    • Соня: Я Софья Семёновна Мармеладова, дочь покойного титулярного советника Семёна Захаровича Мармеладова.
    • Защитник: Расскажите, пожалуйста, как вы оказались на панели? Ведь так вы зарабатывали на хлеб?
    • Соня: Я уже больше не хожу туда. Ну да если надо, слушайте. Четыре года назад, мы тогда в провинции жили, Екатерина Ивановна овдовела.Мы с батюшкой, только маменьку схоронили. Жили неплохо, у папеньки работа была приличная, денег хватало.Тут-то и пришла отцу мысль жениться на Екатерине Ивановне. Она женщина красивая, молодая, но совсем в нищете была, да ещё трое детей. Поженились они, и всё поначалу неплохо было, но вот папеньку сократили, и мы остались без куска хлеба. Полтора года назад мы переехали в Петербург, по знакомству папенька место выхлопотал, устроился работать. Но семья увеличилась, и всё не хватало. И на квартиру надо, и на питание, и на одежду. Папенька, мне кажется, просто не выдержал, вот и запил. Жизнь стала невыносимой. Катерина Ивановна кричит то на детей, то на меня, то на папеньку. А он что, напьется, придёт домой и спит. Однажды Катерина Ивановна от отчаяния и отправила меня на панель. А где ещё денег взять ? Малыши голодные плачут, несмышлёные совсем.
    • Защитник: Как отец реагировал на это положение?
    • Соня: Не знаю. Деньги приходил спрашивать, когда на опохмелку надо было. Ничего не говорил. А что скажешь, когда люди в крайней степени отчаяния! Куда пойти, к кому обратиться? Никто не поможет. Хотя что это я, помог же мне господин Свидригайлов, царствие ему небесное. Три тысячи рублей дал на деток Катерины Ивановны. Так что я теперь не хожу больше на панель! Господь милостив.
    • Председатель суда: Благодарю вас. Вопросы у обвинения к свидетельнице есть?
    • Обвинитель: Да, Ваша честь! Скажите это вы украли сто рублей у господина Лужина?
    • Соня: Что вы! Что вы! Побойтесь бога! Деньги тогда мне господин Лужин предложил, только десять рублей ассигнацией. Я ещё брать не хотела. Ведь Родион Романович, светлая голова и чистое сердце, все похороны оплатил! Сам последний кусок доедает, однако мачехе моей да и мне тоже как помог. А ведь мы едва знакомы были. А Пётр Петрович так настаивал, чтобы я деньги взяла. Просто очень настаивал, да и свидетель у меня есть Лебезятников Андрей Семёнович. Он всю это сцену видел. Спросите хоть у него.
    • Председатель суда: Спросим, обязательно спросим.
    • Соня: А денег я не брала, что касательно сторублевого билета. Я его в глаза не видела. Как он мне его в карман подсунул. Не знаю. День был страшный, тяжёлый, папеньку хоронили. (вытирает слёзы)
    • Защитник: Что вы можете сообщить суду по поводу подсудимого Родиона Романовича Раскольникова?
    • Соня: Родион Романович - прекрасный человек, прекрасный.
    • Обвинитель: Прекрасный а двух женщин убил!
    • Соня: Он не хотел. Это не он. Это дьявол его попутал. Он голоден был, нищета его угнетала. Он измучился весь. Как он страдал! Он ко мне пришёл и всё рассказал, я почувствовала его боль. Ведь он не знал, как вырваться из этого ужаса. А тут с сестрой такое, Лужин Пётр Петрович, может, он уважаемый человек. Но я думаю, что он нехороший, а Родион Романович спасти хотел Дунечку от брака этого. Вы не представляете, какое у него сердце. Нам его Бог послал, ведь он так помог нам, и папеньку похоронили, и детей-то пристроили тоже через его хдопоты, наверняка, это он убедил Свидригайлова наследство оставить. А Родион Романович очень хороший человек, я за ним на каторгу пойду. (плачет)
    • Председатель суда: Успокойтесь, можете быть свободны.
    • Защитник: Прошу разрешить пригласить Лебезятникова Андрея Семёновича, Ваша честь.
    • Председатель суда: Разрешаю.
    • Защитник: Представьтесь, пожалуйста.
    • Лебезятников: Я, Лебезятников Андрей Семёнович, служу в министерстве. По случаю живу в соседях, жил, правильно сказать, умерли же все, с Мармеладовыми. Наблюдал воочию, как эта семейка пользовалась сердечной добротой и высокой душой этой девушки! Вы не знаете, не представляете, какая душа, какая это натура!
    • Защитник: По делу, пожалуйста.
    • Лебезятников: Да. Да, я видел, как господин Пётр Петрович положил деньги в кармашек фартука. Я-то думал, какое благородство проявил этот человек, уверовал в его благие намерения. А он, когда на поминках обвинил Соню - эту чистую душу, невинную, святую девушку, я не смолчал! Я всё сказал, что это он подложил деньги! А вы бы смолчали!
    • (Можно пригласить в качестве свидетелей Дуню Роскольникову, Свидригайлова, Алёну Ивановну, Николку-маляра, квартального, которому Родион дал денег для спасения девушки, Порфирия Петровича и проч.)

    Последнее слово подсудимого: Я, Раскольников Родион Романович, бывший студент Петербургского университета, юридического факультета. Случилось так, что я оказался в затруднительном финансовом положении. Посудите сами, есть люди, которые разъезжают на каретах, тройках, питаются деликатесами, а тут на хлеб насущный денег нет, как учиться. когда мамаша средств на жизнь не имеет, когда сестра собой жертвует, как Сонечка Мармеладова! Вы скажете, что она замуж выходила бы, а чем лучше, жить с нелюбимым человеком изо дня в день. чем это не проституция. Это ещё хуже, потому что под видом благопристойности. Не мог я этого терпеть. Да, я хотел воспользоваться деньгами, но не смог. не смог. Слаб оказался. Простите меня, все, люди добрые! Простите!

    Обвинение

    Родион Раскольников - студент, не располагающий средствами к продолжению обучения, сын престарелой матери, не имеющей возможности ему реально помочь. Нищету, и невозможность заработать достаточное количество денег легальным путем, можно было бы считать причинами, побудившими его встать на путь совершения преступления. Однако Родин Раскольников не единственный человек, испытывающий подобные трудности. Убийство показалось ему наиболее подходящим способом решения проблем. Дальнейшие события, сложились так, что Раскольников просто не смог отказаться от задуманного. Отсутствие в предполагаемый день убийства сестры старухи-процентщицы, выезд из квартиры единственного соседа по площадке просто подтолкнули Раскольникова к совершению убийства. Но самым главным стимулом было корыстное желание Раскольникова заполучить деньги старухи, чтобы иметь начальный капитал для открытия своего дела, при этом его не смущала кровь потерпевшей на этих деньгах. Составив подробный план совершения убийства, Раскольников около 18.30 ч., предварительно зайдя в дворницкую за топором, отправился к потерпевшей. Применив силу, Раскольников вошел к ней в дом, отдал залог, чем отвлек внимание, и когда потерпевшая отвернулась, нанес ей два удара топором в область головы. В результате причиненных телесных повреждений потерпевшая скончалась на месте. Расправившись с потерпевшей, Раскольников стал осматривать ее жилье, разыскивая ценные вещи и деньги. В ходе обыска в квартиру пришла сестра потерпевшей. Боясь разоблачения, Раскольников, тем же топором, нанес ей один удар в область лба, в результате которого сестра потерпевшей скончалась на месте. Вернувшись домой, Раскольников положил топор на место, а похищенное спрятал в своей квартире.
    Вина его подтверждается, протоколом осмотра места происшествия, протоколом изъятия топора со следами бурого цвета, похожими на кровь, заключением судебно-биологической экспертизы, согласно которой следы бурого цвета на топоре, являются кровью, которая по групповой принадлежности может быть кровью потерпевших, заключениями судебно-медицинских экспертиз тел потерпевших, согласно которым их смерть наступила в результате ударов тупым твердым предметом, с ограниченной поверхностью соударения, например, обухом топора, а также показаниями свидетелей.
    Обстоятельствами, смягчающими вину подсудимого Раскольникова Р.Р. можно признать совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, а также активное способствование подсудимого раскрытию преступления и возврат имущества, добытого в результате преступления.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Задачи урока:

    - развивающие: 1) стимулировать у учащихся проявлять инициативу, 2) развивать эмоциональную сферу учащихся, 3) развивать устную и письменную речь учащихся, 4) развивать умение выразительно читать и анализировать художественный текст; 5) развивать навыки аналитического чтения и художественного пересказа;

    - воспитательные: 1) воспитывать бережное отношение к нравственным категориям (вере, истине, правде, состраданию), 2) воспитывать интерес к биографии писателя и произведению классической литературы.

    Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, работа с учебником.

    I . Организационный момент

    Приветствие:

    -Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.

    Проверка отсутствующих:

    -Давайте проверим, кто сегодня присутствует на занятии.

    Оформление тетради:

    -Запишем дату, 08.03.17, тему урока.

    II . Проверка д/з, репродуктивная беседа

    Ведущее слово учителя:

    Вступительное слово учителя

    На предыдущем уроке мы рассматривали теорию Раскольникова о праве сильной личности, приведшую его к преступлению. Героиней сегодняшнего урока будет Соня Мармеладова.

    У Сони никакой теории нет. Она живет не умом, а сердцем. А вот сам образ её несет определенную и очень важную идею.

    Проблемный диалог с опорой на текст романа

    – Когда мы слышим первое упоминание о Соне?

    (В грязной распивочной, от её отца – спившегося, опустившегося чиновника Мармеладова)

    Мы долго не будем видеть её лица, одежды, слышать её голоса. А Мармеладов говорит:

    Это слова отца о дочери. О дочери, которая пожертвовала собой, чтобы спасти семью от голода.

    Само имя Софья, София (мудрость) не случайно. Ей 18 лет.

    – Что же мы узнаем из рассказа Мармеладова?

    Художественный пересказ эпизода учащимися.

    О внешности Сони Мармеладовой известно следующее : ". белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое. " ". худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами." "Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях."

    Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным "зеркалом" ее душевных качеств. Автор "наделил" Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью.

    Мармеладов рассказывает Раскольникову о Соне:

    Не случайна и фамилия. Копернаум – селение в Палестине, недалеко от которого расположено село Магдала. Мария из Магдалы, Мария Магдалина, пойдет за Христом, Соня последует за Раскольниковым на каторгу.

    А дальше Раскольников проводит Мармеладова по его просьбе домой.

    – Расскажите, как это произойдет.

    Художественный пересказ эпизода. Ч.1, гл.2

    - Пойдемте, сударь, - сказал вдруг Мармеладов, поднимая голову и
    обращаясь к Раскольникову, - доведите меня.. . Дом Козеля, на дворе. Пора.. . к Катерине Ивановне. " Так Раскольников увидел комнату Мармеладовых, Катерину Ивановну и детей.
    Ну а Соню он увидел позже, когда несчастье случилось с ее отцом и, благодаря Раскольникову, умирающего Мармеладова принесли домой - за Соней бегала Поленька.

    Спускаясь по грязной черной лестнице, Раскольников подумает: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!"

    Перечитаем и задумаемся. Перед Раскольниковым – пример величайшего самопожертвования. Соня – самый серьезный его идеологический оппонент .

    Намечены два пути : примириться и жить за счет того, что она заработает (и тогда человек подлец), а если хоть кто-то не подлец, он постарается все это разрушить, противопоставив этому всю волю. И тогда его теория оправданна.

    В системе христианских ценностей падение Сони – это самопожертвование . Раскольников этого понимать не хочет.

    И только через 140 страниц после начала романа появляется Соня Мармеладова.

    – В каком эпизоде это произойдет?

    (У постели умирающего отца)

    Просмотр видеофрагмента.(1 встреча)

    По окончании просмотра – обсуждение:

    Почему Соня остановилась у порога?

    Такой ли вы представляли себе героиню?

    В следующий раз мы увидим Соню Мармеладову в комнате Раскольникова, когда она придет звать его на поминки. Просмотр видеофрагмента – 2 встреча.

    Где происходит действие (в комнате Раскольникова)? Что можно сказать о комнате (небольшая, тесная, бедная, одна полка, на которой 2 книги, темные, грязные стены, на вешалке всего 2 тряпки, стулья скрипят, в комнате темно, одно маленькое окно – свет в конце тоннеля). Кто еще был у него в тот момент? (Дуня, Пульхерия Ивановна, Разумихин Дмитрий Прокофьич). Как ведут себя герои? Соня робеет, стесняется, благодарит, речь прерывиста. Затем она плачет. Дуня дает ей платок. О чем они разговаривают? (о поминках). Соня демонстрирует бесприкословное подчинение. Екатерина Ивановна приказала ей пойти к Р. Чему удивляется Раскольников? (тому, как можно на такие малые деньги еще и поминки устроить).

    Просмотр видеофрагмента – 3 втреча . 4 ч.4 гл. Раскольников сам придет к Соне- 1 визит Р-ва к Соне .

    Откройте эту сцену.

    - Какие события предшествуют этой встрече? (смерть Мармеладова, убийство старухи и Елизаветы).

    -Зачем Раскольников совершает свой первый визит к Соне Мармеладовой? (чтобы поговорить с ней наедине.)

    – Почему он идет именно к ней? ( Его тянет к этой бедной и безответной девушке. Он видит в ней родственную душу, грешницу, как и он . Он идет к Соне, как к человеку, тоже совершившему преступление. Но в тот момент Раскольников еще не замечал разницы между своим и ее преступлением. Он хотел понять, как она с этим живет. Что дальше?)

    - Что же дает ей силу жить дальше? (забота о близких).

    (В их первую встречу Раскольников и Соня разговаривают о Боге. Раскольников просит Соню прочитать ему отрывок из Евангелия о воскресении Лазаря. В первый визит Раскольникова к Соне он говорит ей, что им нужно быть вместе, потому что они похожи. Соня плохо понимает эти загадочные слова. Уходя, Раскольников обещает Соне в следующую встречу рассказать, кто же убил Лизавету и старуху-процентщицу. )

    – Что видит Р-в в комнате Сони? Почему она живет одна? (Бедность и страдание. Соня занимается проституцией. Ей неприлично было оставаться в квартире ее семьи. Соня проживает на третье этаже, в квартире № 9. Она снимает комнату в квартире портного Капернаумова. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета.)

    Комната Сони:

    Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. . небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок."

    Затем Раскольников требует , чтобы Соня прочитала ему притчу о Лазаре.

    Художественный пересказ эпизода.

    – В чем же новое слово Раскольникова?

    Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания…от чуда?

    - Раскаялся ли Раскольников после общения с Соней и чтения Евангелия?( нет, но в этом эпизоде вера Сони пошатнула его идеи ).

    Вывод:

    В первую встречу Раскольников сначала ведет себя надменно и почти жестоко. В его поведении много напускной циничности и холодности. Раскольников ведет себя безжалостно. Он почти смеется над религиозностью Сони, над ее верой в Бога. В эту первую встречу между героями происходит важный диалог о Боге. В этом диалоге сталкиваются две правды - правда Сони и правда Раскольникова. После прочтения Евангелия Раскольников говорит Соне, что видит в ней родственную душу. Раскольников говорит Соне о том, что теперь они должны быть вместе. Почему? Потому что они могут понять друг друга, как никто другой. После этого разговора Соня всю ночь проводит в лихорадке и даже плачет. Очевидно, что первая встреча с Раскольниковым потрясает Соню.

    2. Второй визит Раскольникова к Соне ( Часть 5 глава IV ) Второй визит Раскольникова к Соне это насыщенный и волнующий эпизод. В эту встречу Раскольников доверяет Соне свою тайну - он признается в своем преступлении. Соня потрясена, но она не отвергает Раскольникова. Соня жалеет его и понимает, что он погубил не только старуху и Лизавету, но и себя. В этот второй визит Раскольников объясняет Соне причины преступления и свою теорию . Соня искренне советует Раскольникову покаяться и принять на себя наказание. Но Раскольников не готов сдаваться - он знает, что против него нет улик. Сам на себя он не готов доносить.

    - Когда происходит вторая встреча Сони и Раскольникова? - в день похорон чиновника Мармеладова. Как известно, подлый господин Лужин прямо на поминках Мармеладова клевещет на Соню. Он обвиняет Соню в воровстве денег. К счастью, оказавшийся рядом Лебезятников доказывает невиновность Сони. После этого эпизода Соня бежит к себе на квартиру. Вскоре к ней приходит Раскольников.

    Во время второго визита Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу. Но на этот раз Соня уже не выдерживает и просит Раскольникова "не мучить" ее: ". Говорите лучше прямо, чего вам надобно! вы опять на чтото наводите… Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли. " (Соня Раскольникову)

    Раскольникову трудно говорить с Соней искренне . Поэтому он прикрывает свою боль сарказмами и иронией. Но перед доброй и чистой Соней он решает сорвать с себя маску: ". Он вдруг переменился; выделаннонахальный и бессильновызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел . " (автор о Раскольникове) Доброта и любовь Сони обезоруживают Раскольникова. Он начинает говорить с ней по-другом, без цинизма: ". он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак. " (автор о Раскольникове) Раскольников не в силах прямо сказать Соне, что он - убийца. Он намекает ей, что знает убийцу, и просит Соню угадать. Смотря в глаза Раскольникову, Соня вдруг понимает, что Раскольников - убийца.

    -Как Соня реагирует на признание Раскольникова в убийстве?

    Соня переживает и не находит себе места. Она обнимает Раскольникова . В ее словах нет осуждения. Соня всем сердцем жалеет Раскольникова: ". Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете. " (Соня Раскольникову) После этого Соня и Раскольников заговорили о причинах убийства и о том, как именно оно произошло. Из откровений Раскольникова мы узнаем еще больше о его теории и причинах преступления: ". я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…" (Раскольников) Раскольников видит причины своего преступления не столько в своей теории, сколько в своем тщеславии и самолюбии, из которого вытекла эта теория : ". предположи, что я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, еще наклонен к сумасшествию. " (Раскольников о себе) После этого Раскольников рассказывает Соне о том, как он впал в нищету и перестал учиться в Университете. Потом Раскольников снова говорит о том, что он убил не из-за денег: ".. Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу. " (Раскольников о себе)

    - В чем Раскольников хочет убедить Соню?

    Третий визит Раскольникова к Соне (Часть 6 глава VIII) Третий визит Раскольникова к Соне Мармеладовой это самый короткий и самый напряженный из трех визитов. В эту встречу Раскольников приходит к Соне, чтобы та надела на него крест. Этот кипарисовый крест, который надевает ему Соня - символ креста, который на себя берет Раскольников. Соня просит Раскольникова помолиться и перекреститься перед уходом. Раскольников просит Соню не идти с ним. Он отправляется один на улицу, где встает не колени перед толпой - как и советовала ему Соня. Затем Раскольников идет в контору, где признается в убийстве старухи и ее сестры.

    Завершаем урок обсуждением вопроса: можем ли мы говорить о том, что Раскольников обрел душу?

    – К каким же приемам раскрытия образа героини мы обращались в ходе урока?

    hello_html_73f2e7b7.jpg

    Соня Мармеладо ва является дочерью спившегося чиновника Семена Мармеладова. Полное имя героини - Софья Семеновна Мармеладова. Возраст Сони Мармеладовой - около 18 лет. Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным "зеркалом" ее душевных качеств. Автор "наделил" Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью. Соня - бедная, но честная и трудолюбивая девушка без особых талантов. Соня Мармеладова - кроткая, робкая, безответная девушка. Соня - добрая, самоотверженная, благородная девушка, по мнению ее мачехи: ". стала с одушевлением говорить о несомненных способностях Софьи Семеновны служить ей помощницей, "о ее кротости, терпении, самоотвержении, благородстве и образовании". " ". да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!" "Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтыйто билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала. " (Катерина Ивановна о Соне) Соня - доверчивая девушка. Она наивно верит, что господин Лужин желает ей помочь деньгами от чистого сердца. Соня - малообразованная девушка. Она умеет читать, но у нее нет глубоких знаний по каким-либо наукам. Соня - глубоко верующая девушка. Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную, больную женщину. Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. А был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу. Из-за своего постыдного ремесла Соня вынуждена жить отдельно от семьи - на квартире у портного Капернаумова. Соня содержит отца, мачеху и ее троих детей. Бедная девушка является единственным источником дохода в семье. За это Раскольников называет Соню "колодцем", которым пользуются Мармеладовы. Соня зарабатывает деньги ценой унижений и страданий, но никогда не попрекает этим свою семью. Соня не осуждает своего отца за пьянство и, напротив, милосердно дает ему деньги на трактир. Соня не жалеет денег на детей своей мачехи Катерины Ивановны, которых она не обязана содержать. После суда над Раскольниковым Соня самоотверженно следует за ним в Сибирь. На каторге она всячески поддерживает его и живет только его жизнью. На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь. В конец концов Раскольников и Соня решают быть вместе. Они покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую, счастливую жизнь.

    IV . Домашнее задание

    Ведущее слово учителя:

    V . Обобщение изученного материала

    Обобщающее слово учителя: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с правдой двух главных героев романа.

    Заключительное слово учителя: Урок окончен. Всем спасибо за работу. До свидания.

    После скандала Соня убежала к себе на квартиру.

    Во время разговора у Раскольникова дрожал голос, мысли путались, и сам он был крайне взволнован. Соня постоянно беспокоилась услышать, наконец, что-то особенное в этой нетвердой и к чему-то издалека подходящей речи.

    Молодой человек спрашивает её мнение, как бы она поступила, если бы могла решить судьбу такого мерзкого человека, как Лужин. Дальше позволять совершать ему жить и делать пакости, или же освободить мир от этого гнусного человечишки? Соня не поняла его, не поняла скорее то, как он вообще осмелился о таком спрашивать:

    Теряясь в догадках, девушка просит перестать мучить её такими наводящими расспросами. Тот сначала не хочет говорить всё напрямую, возможно, боится или даже не хочет таким образом падать в её глазах. А после своеобразного извинения, объяснения своей теории об обычных и великих людях и раскаяния, несколько раз спрашивает и корит себя, зачем он ЕЙ рассказал всю правду. Узнав истину, Соня пытается переубедить себя (да и самого убийцу), что такой человек не мог пойти на это преступление. Но, смотря в глаза Раскольникову, она неохотно принимает это.

    На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

    Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

    Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…

    Этапы отношений

    Знакомство

    Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

    Свидания

    Жалость к преступнику

    Любовь и преданность

    Первая встреча с соней мармеладовой в романе преступление и наказание

    Это Сонечка Мармеладова, проститутка, случайно вошедшая в жизнь Раскольникова и положившая начало его духовному возрождению. Жизнь Сони, на первый взгляд, не имеет никаких необычных фактов. Это обычная житейская история, характерная не только для середины XIX века, но и для любого времени. Но что заставило автора романа заострить внимание на этой девушке и вообще ввести этот образ в сюжет?

    Прежде всего, совершенная чистота Сони, которую не смогла убить та жизнь, которою она живет. Даже её внешний облик свидетельствует о внутреннем величии. Впервые Раскольников видит Соню, когда приносит домой её отца, которого переехала лошадь. Мармеладова была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером).

    Уходя, молодой человек говорит, что, вероятно, придет снова, чтобы рассказать, кто убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

    Во вторую встречу Раскольников снова приходит к Соне. Эта встреча случается в день похорон отца Сони, чиновника Мармеладова. Раскольников, как и обещал ранее, рассказывает Соне, кто убил старуху-процентщицу и Лизавету. Молодой человек не говорит это прямо, а лишь намеками. Соня понимает, что хочет ей сказать Раскольников. Соня, узнав страшную правду о своем друге, не отворачивается от него, а, напротив, сочувствует и сопереживает ему. В эту встречу Раскольников объясняет Соне причины своего преступления и рассказывает о своей теории.

    После своего откровения Раскольников просит у Сони совета, что же ему теперь делать.

    Весь их разговор слышал Свидригайлов, находящийся в соседней комнате.

    На следующий день Раскольников приходит к Порфирию Петровичу с просьбой возвратить ему его вещи. Следователь снова пытается проверить юношу. Не выдержав, Родион, сильно нервничая, просит Порфирия наконец признать его виновным либо невиновным в убийстве старухи. Однако следователь уходит от ответа, сообщив, что в соседней комнате находится сюрприз, но не говорит юноше, какой.

    Неожиданно для Раскольникова и Порфирия приводят красильщика Миколу, который при всех признается в убийстве Алены Ивановны.

    Казалось бы, в такой бедной и нищенской обители нет места такой духовно-чистой девушке, как Соня, но с первых же реплик ее разговора с Раскольниковым мы убеждаемся в обратном.

    На вопрос Родиона, отчего Аркадий Иванович стал таким щедрым, Свидригайлов отвечает, что слышал через стенку все их разговоры с Соней.

    Часть шестая

    Похороны Катерины Ивановны. Разумихин рассказывает Родиону, что Пульхерия Александровна заболела.
    К Раскольникову приходит Порфирий Петрович. Следователь заявляет, что подозревает Родиона в убийстве.

    Он советует юноше явиться в участок с повинной, дав на размышления два дня. Тем не менее, никаких доказательств против Раскольникова нет, а в убийстве он пока не признается.

    Этот эпизод играет очень важную роль в произведении. Он непосредственно связан с основной идеей романа и еще раз показывает нам всю сущность Раскольникова, продолжая раскрывать его противоречивый характер. В этом эпизоде у нас появляется удивительная возможность сравнить двух совершенно разных людей, связанных тонкой нитью, сущность которой нам еще предстоит узнать.

    До того как прийти к Соне, Раскольников отрывает себя от общества, бросая двугривенный в воду. Но тут его подстерегает непредвиденное обстоятельство – приезд матери и Дуни. Эти люди очень дороги ему, герой не может никуда деться от своих родных, разорвать отношения с ними и оставаться равнодушным. Ненавидит он их только потому, что любит, и эта любовь мешает ему завершить задуманное и воплотить теорию в жизнь. Последнее, что Раскольников делает – избавляет их от Лужина. Это его долг как сына и брата. После он уходит от них и чувствует себя чужим среди окружающих его людей.

    Но, не смотря на внутренние вспышки и переживания, на отдаленность от общества, он находит близкого ему по внутренним качествам человека – Свидригайлова. Автор не спроста соединяет их вместе, ведь они так похожи: каждый ведет двойную внутреннюю жизнь и оба способны убить. Однако Раскольников не пропащая душа, у него есть совесть, которая не дает ему жить спокойно после убийства. Видя в Свидригайлове свою проекцию и то, к чему он стремится, Раскольников ужасается, но все же не отвергает свою теорию.

    Борьба двух сторон души Раскольникова приводит его к выбору. Герой должен решить, по какой дороге он будет идти, и кто будет вести его. Первый путь – это путь очищения души, и провести по нему может только Соня Мармеладова. Второй путь – падение в бездну разврата и горечи, там проводником станет Свидригайлов. Оказавшись перед трудным выбором на этом перепутье, Раскольников идет к Соне. Нельзя отрицать и то, что девушка его привлекала, а, следовательно, главный герой надеялся именно от нее получить поддержку и понимание. По мнению Раскольникова, Соня Мармеладова тоже нарушила нравственные законы, но ему было еще неизвестно и непонятно, почему она так поступила. Конечно, где же ему, строящему свою жизнь по какой-то глупой теории, понять любовь ко всему живому миру и оценить жертву, на которую пошла бедная девушка, испытывающая эту любовь. Он ни разу не сомневался в своей теории, и с чем пришел, с тем и ушел от Сони. Лишь какое-то невидимое, едва зародившееся чувство дрогнуло в нем.

    Раскольников приходит к Соне уверенным, решительным, он просит не жалости и сострадания, а поддержки и понимания. Еще не зная об убийстве, верующая девушка чувствует этот напор чувств, исходящих от него, и поневоле она начинает бояться. Перед ними возникает стена непонимания, которую впоследствии они должны будут разрушить.

    Раскольников приходит к Соне как к равной, способной (по его мнению) вершить судьбы и властвовать так же, как и он. Но что он видит? Место, где живет Соня, не показывает на умение этой девушки управлять даже своей судьбой.

    …большая комната, но чрезвычайно низкая;

    …походила как будто на сарай,…и это предавало ей что-то уродливое;

    …почти совсем не было мебели;

    …желтоватые, обшмыганные и истасканные обои,

    …бедность была видимая.

    Однако , именно это серое место так похоже на темную сторону его души. Возможно, поселившись именно здесь, Соня, не зная ни о чем, проникла в душу и связала себя с идейным убийцей, до их знакомства и встречи.

    Раскольников видит, что перед ним чистое и невинное существо, но как она может выживать в такой грязи и разврате? Все попытки объяснить себе это сводятся к вечному напоминанию Соне о ее грязной работе.

    –…Я по улице шла, там подле, на углу, в десятом часу…

    Раскольников удивляется, как можно так жить, ему чужд внутренний мир Сони. Все ответы, полученные от молодой героини, шокируют его. Не предполагающий такого поворота событий, Раскольников просто не знает, что ему делать дальше. Соня считает себя жестокой и признается даже в самых мелких, незначительных грехах, которые даже грехи считать нельзя. Чувствующий скрытую силу и мощь ее Раскольников видит в ней себе ровню, поэтому он задумывается о том другом пути, который выбрала Соня. Ему жалко девушку, но мужчина считает, что она сама виновата. Но сколько же веры и мужества надо, чтобы так жить с надеждой на лучшее и верить, всегда верить… Всем своим страданием Соня тревожит светлую сторону Раскольникова, и он, в порыве высоких чувств, кланяется и целует ее в ногу. Но, чтобы еще раз поставить девушку на свое место и скрыть свою слабость, он говорит:

    – Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился.

    Именно во время чтения Евангелия они находят взаимопонимание. Оно еще неярко выражено, но его присутствие неоспоримо. Соня давно желает открыть Раскольникову свою душу, и эта возможность ей представляется. Они оба находятся в каком-то восторженном волнении. Девушка мучительно хочет начать чтение, но боится, и тогда Раскольников вынуждает ее сделать это. Но если бы Соня не хотела, он не стал бы настаивать, хотя это было необходимо для главного героя. Рассказать об убийстве значит открыть ей свою душу, но перед этим и Соня должна открыться перед ним. В начале чтения голос девушки дрожит, но постепенно он крепнет и в конце звучит торжественно, огненно, с захватывающей силой. Раскольников наоборот теряет свою уверенность и самообладание. Это можно объяснить тем, что Соня попадает в свою стихию, свой мир, где она чувствует себя уверенно. Этот мир – источник ее жизненной силы и энергии. А для Раскольникова этот мир чужд, его законы не соответствуют ни теории, ни жизненным ценностям героя.

    Молодые люди воспринимают друг друга как помешанных, потому что говорят изнутри различных мироотношений, более того – изнутри различных реальностей. То, что для Сони единственная реальность, определяющая все остальное, – Бог, то не существует для Раскольникова.

    Уже перед уходом Раскольников произносит некое напутствие:

    –…Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником. Вот цель!

    Для раскрытия внутреннего состояния героев Достоевский использует диалоги, описание помещения и некоторые другие важные детали. Все действующие лица постоянно осмысливают действия и поступки друг друга. Эпитеты подчеркивают бедную обстановку квартиры, и в то же время отражают глубину тех ужасных, мрачных и тяжелых чувств, которые испытывают герои(желтоватые, обшмыганные обои; взгляд сухой, воспаленный, острый; кривой подсвечник). Сам Автор открыто не выражает своего отношения к главным героям, но видно, что верующая Соня ближе его душе, чем Раскольников. Но в романе отражается темная сторона и самого Достоевского, поэтому мы можем утверждать, что Родион Раскольников – это частица души и отражение позиции автора.

    Уходя от Сони, герой невольно ступает на путь, ведущий из тьмы к свету. Девушка, не поддержавшая его теории, показала наличие другой силы, и это чистая преданная вера в Бога. Видя страдания Сони, Раскольников понимает то, что она, такая слабая, имеет больше силы и воли, чем он. Так же наш герой видит мир, в котором можно жить не только для себя, а для других, отдавая всю себя только им. Эти два человека еще не до конца поняли друг друга, но эта встреча изменила их. Раскольников не разуверился в своей теории, однако благодаря Соне перед ним открылся незнакомый и чуждый ему мир безграничной доброты и жертвенности. Эта нежная, верная самой себе, чистая и трепетная девушка задела душу Родиона, причем именно ту часть души, в которой хранилось все хорошее, что было и есть в Раскольникове. Он научился любить, а любовь уже меняет человека.

    Читайте также: