Чем занимается управление судебного департамента

Обновлено: 18.05.2024

Корякин Иван Иннокентьевич, доцент кафедры конституционного, муниципального и международного права Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, кандидат юридических наук.

Анализируются основные направления деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Характер задач, решаемых Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, позволяет определить его статус как исполнительного органа в системе судебной власти.

Ключевые слова: административно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации - вид государственно-управленческой деятельности. Нормотворческая деятельность системы Судебного департамента.

The Judicial Department attached to the Supreme Court of the Russian Federation in the system of state administration

Koryakin Ivan Innokent'evich, assistant professor of the Chair of Constitutional, Municipal and International Law of the M.K. Ammosov North-East Federal University, candidate of juridical sciences.

The main areas of activities of Judiciary Department of the Supreme Court of the Russian Federation are discussed in the article. The nature of tasks of Judiciary Department of the Supreme Court of the Russian Federation determines its status as the executive body in the system of judicial authority - one of the branches of state authority.

Key words: administrative and legal providing the courts of general jurisdiction of the RF - type of state-administrative activity, lawmaking activity of the Judiciary Department system.

Судебная реформа как одна из стратегических линий развития государственности в Российской Федерации имела строго определенную цель - становление в России самостоятельной судебной власти, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством мер правового характера.

Для перехода от административно-правового регулирования к системе государственного регулирования, основанной на праве, требовалось решить три крупных задачи:

  1. привести компетенцию судов в соответствие с требованиями правового государства. Необходимо было покончить с положением, когда целые области общественных отношений находились вне сферы судебных полномочий, когда граждане не имели права обратиться за судебной защитой в конфликтах с представителями исполнительной власти, когда трудовые споры многих категорий работников решались в порядке подчиненности, а не в судах, и т.д.;
  2. обеспечить независимость судьи от влияния других ветвей власти, от давления со стороны различных политических группировок и социальных групп для того, чтобы суд мог успешно выполнять свои новые функции;
  3. обеспечить самостоятельность суда и от исполнительной, и от законодательной власти для того, чтобы независимость судьи стала реальностью .

Проанализируем основные пути развития института Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - исполнительного органа судебной власти и его органов в субъектах Федерации и сравним действующие в рассматриваемый период нормативные правовые акты.

Во-первых, руководствуясь вышеуказанными документами, конкретизация сферы деятельности аппарата Судебного департамента и его органов в регионах Российской Федерации:

  • взаимодействие Судебного департамента и его органов в регионах Российской Федерации с законодательными, исполнительными и судебными органами власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами;
  • материальное (ресурсное) обеспечение: мероприятия материально-технического характера (фактическое обеспечение судов оргтехникой, расходуемыми канцелярскими и иным материалами, мебелью, автотехникой, а также теплом, светом, водой и т.п.);
  • мероприятия финансового характера: по обеспечению судей и работников аппаратов судов соответствующим денежным содержанием, судов - соответствующим финансированием на капитальное строительство, капитальный и текущий ремонты;
  • мероприятия кадрового характера: в сфере отбора, подготовки и переподготовки судей;
  • мероприятия по обеспечению деятельности Судебного департамента и его органов в регионах Российской Федерации по материальному (ресурсному), финансовому и кадровому вопросам;
  • издание нормативных правовых актов в пределах своей компетенции Судебным департаментом и его органами в регионах Российской Федерации;
  • образование, формирование и деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его структур в субъектах Федерации как исполнительных органов судебной власти Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". Отсюда следует, что административно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации есть вид государственно-управленческой деятельности.

Вышеуказанное существенно сужает представление о вопросах, решение которых возлагается на структуры, отвечающие за создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Г.Т. Ермошин отмечает, что организационное обеспечение деятельности суда как органа государственной власти - понятие чрезвычайно широкое, включающее в себя по меньшей мере следующее :

  1. обеспечение непосредственно судопроизводства в данной конкретной судебной инстанции, т.е. организация:
  • делопроизводства в суде;
  • подготовки дел к судебному разбирательству в суде первой инстанции (рассмотрения дела в судебном заседании кассационной инстанции, прохождения в надзорной инстанции заявления о пересмотре дела в порядке надзора);
  • обращения к исполнению судебных решений;
  1. обеспечение трудовых отношений, денежного содержания и мер социально-правовой защиты судей, государственных служащих и иных работников аппарата суда;
  2. обеспечение справочно-аналитической работы, т.е.:
  • поддержка законодательной и нормативной базы в актуализированном состоянии;
  • справочная работа по действующему законодательству;
  • анализ статистических данных (в судах общей юрисдикции еще и изучение и обобщение судимости);
  1. обеспечение взаимодействия суда со сторонами и их представителями и "внешним миром", т.е. организация:
  • рассмотрения жалоб и заявлений граждан;
  • приема посетителей в судах;
  • обеспечение взаимодействия суда со средствами массовой информации и др.;
  1. управление финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами;
  2. обеспечение взаимодействия аппарата суда по вопросам обеспечения:
  • судебной статистики;
  • иных видов отчетности.

Оценками Верховного Суда и Совета судей Российской Федерации Судебный департамент как федеральный государственный орган состоялся и решает возложенные на него задачи в полном объеме.

Как известно, направления работы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а их около 20, определены Федеральным законом от 08.01.1998 "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В общих чертах сфера работы - административно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. По объемам компетенции и реально разрешаемых задач, отнесенных к правосудию, суды общей юрисдикции - наиболее емкий сектор судебной власти. При этом Судебный департамент не занимается обеспечением деятельности арбитражных судов, Верховного Суда и Конституционного Суда Российской Федерации.

Характер задач, решаемых Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, позволяет определить его статус и как исполнительного органа в системе судебной власти.

Российская юстиция. 2000. N 3. С. 3.

В этой связи необходимо отметить, что с принятием Федерального закона "О финансировании судов Российской Федерации" значительно улучшилось финансирование судов, обновилась материальная база, успешнее стали внедряться компьютеризация и информатика, увеличился состав секретарей и технических работников.

Во-вторых, в ст. 29 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" закреплено положение о том, что для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества, компетенция и порядок образования которых также устанавливаются федеральным законом. Справедливости ради следует отметить, что нельзя с полным основанием утверждать, что правовые основы деятельности органов судейского сообщества отсутствуют вовсе: направления их деятельности в общих чертах обозначены в Федеральном законе "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", а также в Положении о квалификационных коллегиях судей.

В Российской Федерации действуют органы судейского сообщества - выразители интересов судей.

Судейское сообщество - это форма самоорганизации, одной из задач которой является защита прав и законных интересов судей, связующее звено, крайне необходимое для выработки ими совместных решений по вопросам функционирования судебной власти, совершенствования законодательства. Судейское сообщество является формой жизнедеятельности третьей ветви государственной власти, накопления и передачи из поколения в поколение значимого опыта и традиций, формой представительства интересов судей перед государством и обществом, регулирования отношений и утверждения фактического равенства судебной власти с другими ветвями государственной власти .

Российская юстиция. 2001. N 11. С. 31 - 32.

Судейское сообщество своей последовательной деятельностью убедительно подтверждает, что именно судебная власть способствует сохранению стабильности в обществе, утверждению законности и правопорядка, уверенности граждан в возможности защиты своих интересов законным путем. Круг вопросов, решаемых органами судейского сообщества, намного шире и разнообразнее.

В-третьих, подготовка нормативного правового документа осуществляется на основе требований нормативных правовых актов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Учитываются предложения работников аппарата Судебного департамента, которые включаются в проект нормативных актов .

Пиголкин А.С., Рахманина Т.Н. Методика подготовки проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации // Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. М.: Норма, 1998. С. 52 - 53; Пиголкин А.С., Рахманина Т.Н., Желялетдинова З.С. Законодательные программы субъектов // Закон: создание и толкование. М.: Спарк, 1998. С. 108 - 109; Иванов И.В. Областное законотворчество - ключ к решению насущных проблем региона // Журнал российского права. 1998. N 8. С. 61.

Нормотворческая процедура от разработки проекта до подписания документа нацелена на то, чтобы на основе обсуждения, согласования и утверждения выбрать наиболее оптимальный вариант регулирования тех или иных общественных отношений.

Представляется, что задача по подготовке нормативных документов является крайне важной и свидетельствует об их важности в деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Федерации, сочетающей в себе как административно-правовые меры, так и средства нормативно-правового характера.

В ходе подготовки нормативных документов Судебный департамент способен проанализировать и повлиять на качество нормативного документа - провести правовую экспертизу . Подготавливая заключение, они подвергают проект нормативного документа оценке с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, а также правилам юридической техники.

Карлин А.Б. Совершенствовать законопроектную деятельность // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. N 2. С. 52.

Наиболее значимым является контроль за применением нормативных документов и принятие мер по неуклонному их соблюдению .

Кочетков А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации. Тамбов, 1999. С. 39; Хабов Р.Х. Овладевать навыками правотворчества // Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. Практика. Мнения. Проблемы: Информационно-методический бюллетень. М., 1998. N 1(7). С. 41.

Контроль за соблюдением нормативных документов как одна из функций Судебного департамента свидетельствует о создании такого положения, при котором существует возможность контроля за административно-правовым обеспечением деятельности судов общей юрисдикции.

Нормотворчество - это деятельность по реализации собственных задач и функций.

Обобщая некоторые итоги нормотворческого процесса в Судебном департаменте, можно выделить три существенных момента.

Прежде всего, создано новое нормотворчество, которое является неотъемлемой частью правовой системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Нормативные документы управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации опираются на нормативные документы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и принимаются в их развитие.

Далее, в нормативных документах сложились признаки системности. Регламентированы: порядок формирования и действия структуры Судебного департамента; порядок бюджетного формирования и бюджетного процесса; порядок владения, управления и использования недвижимости, основных средств районных, городских и военных судов и судебных участков мировых судей; решения социальных вопросов судей и судей в отставке, работников аппарата судов органов.

В нормативных актах учтены особенности регионов Российской Федерации.

Наконец, система нормативных правовых документов Судебного департамента и его органов в субъектах Российской Федерации имеет относительную самостоятельность. С одной стороны, она - единое целое, имеющее в своем составе различные компоненты, и в этом заключается его самостоятельность. С другой стороны, она создает систему нормативных правовых документов Судебного департамента. Нормативные правовые документы Судебного департамента тесно связаны с нормативными актами управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации по вопросам административно-правового обеспечения мировых судей. И это обусловливает ее относительную самостоятельность.

В-четвертых, предстоит задача формирования единого информационного пространства судов на базе государственной автоматизированной системы "Правосудие". Очевидно, что мировые судьи, как и судьи общей юрисдикции, входящие в единую судебную систему Российской Федерации, должны быть интегрированы в общее информационное пространство. Поэтому здесь принципиально важно уже на стадии подготовки проектных решений отработать формы и методы взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В-пятых, одной из задач Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его структур в субъектах Федерации является осуществление контроля за деятельностью органов и учреждений Судебного департамента, а также за расходованием бюджетных средств судами . Контроль - это проверка, а также наблюдение с целью проверки.

Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 2. Кн. 1. М., 2000. С. 150.

На Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его структур в субъектах Федерации возложен контроль за соблюдением федеральных законов. Мы считаем, что необходимо рассмотреть контроль как форму обеспечения независимости судей, судебной системы. Контроль не является формой надзора.

Сегодня без переоценки можно утверждать, что Судебный департамент как федеральный государственный орган состоялся и решает возложенные на него задачи в полном объеме. Это подтверждается оценками Верховного Суда и Совета судей Российской Федерации.

Литература

  1. Ермошин Г.Т. Организационное обеспечение деятельности суда (судебное администрирование) в контексте реализации принципа самостоятельности судебной власти // Российская юстиция. 2005. N 3.
  2. Иванов И.В. Областное законотворчество - ключ к решению насущных проблем региона // Журнал российского права. 1998. N 8.
  3. Карлин А.Б. Совершенствовать законопроектную деятельность // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. N 2.
  4. Кочетков А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации. Тамбов, 1999.
  5. Пиголкин А.С. Методика подготовки проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации // Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / А.С. Пиголкин, Т.Н. Рахманина. М.: Норма, 1998.
  6. Пиголкин А.С. Законодательные программы субъектов / А.С. Пиголкин, Т.Н. Рахманина, З.С. Желялетдинова // Закон: создание и толкование. М.: Спарк, 1998.
  7. Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 2. Кн. 1. М., 2000.
  8. Хабов Р.Х. Овладевать навыками правотворчества // Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. Практика. Мнения. Проблемы: Информационно-методический бюллетень. М., 1998. N 1(7).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

судебный департамент при верховном суде российской федерации - федеральный государственный орган, обеспечивающий (организационно) деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества. возглавляется генеральным директором, которого назначает на должность и освобождает от должности председатель верховного суда РФ с согласия совета судей РФ.

(при Верховном Суде РФ) - федеральный гос-ный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. С.д. проводит мероприятия кадрового, финансового, материально-технического или иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Руководитель С.д. назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Работники С.д. являются государственными служащими. Им присваиваются классные чины и др. специальные звания.

С.д., а также управления (отделы) С.д. в субъектах РФ являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и имеют счета в банках, в т.ч. валютные.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "судебный департамент" в других словарях:

Судебный департамент — (при Верховном Суде РФ) федеральный гос ный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов авт … Энциклопедия права

Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации — Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции (верховных судов республик, краевых и областных судов … Википедия

Судебный департамент при Верховном Суде РФ — федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов,… … Финансовый словарь

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — федеральный государственный орган, обеспечивающий (организационно) деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества. Возглавляется Генеральным директором, которого назначает на должность и освобождает от должности Председатель… … Юридический словарь

Судебный департамент при Верховном Суде РФ — 1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы … Официальная терминология

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ — федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), включая военные суды и суды специализированные, которые могут быть созданы, органов судейского… … Энциклопедический словарь конституционного права

судебный департамент при верховном суде Российской Федерации — федеральный государственный орган, обеспечивающий (организационно) деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества. Возглавляется Генеральным директором, которого назначает на должность и освобождает от должности Председатель… … Большой юридический словарь

департамент — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? департамента, чему? департаменту, (вижу) что? департамент, чем? департаментом, о чём? о департаменте; мн. что? департаменты, (нет) чего? департаментов, чему? департаментам, (вижу) что?… … Толковый словарь Дмитриева

Судебный пристав — в РФ должностное лицо, состоящее на государственной службе, на которое возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего … Энциклопедия права

Судебный департамент при Верховном Суде РФ – федеральный государственный орган. В его задачи входит организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Судебный департамент в соответствии со своей компетенцией осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный департамент, не вмешиваясь в осуществления правосудия, призван способствовать укреплению самостоятельности судов и независимости судей.

Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде РФ - генеральный директор – назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им присваивают классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством.

Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента.

Финансирование судов общей юрисдикции, мировых судей, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета; финансирование как судов, так и департамента указывается отдельной строкой в федеральном бюджете.

Генеральный директор Судебного департамента представляет его интересы в Правительстве РФ, а также принимает участие в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании РФ по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. Генеральный директор Судебного департамента в установленный Правительством РФ срок представляет согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей на очередной финансовый год и участвует в его обсуждении.

При наличии разногласий Правительство РФ прилагает к проекту федерального бюджета предложения о финансировании судов, представленные генеральным директором Судебного департамента, вместе со своим заключением.

В деятельности по обеспечению работы судов можно выделить три основных направления: кадровое, организационное и материально-ресурсное. Они составляют компетенцию департамента.

Судебный департамент в сфере кадрового обеспечения деятельности судов определяет их потребность в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда РФ и с учетом мнения председателей Верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, ведет статистический и персональный учет судей и работников аппарата судов.

В сфере организационного обеспечения судебной деятельности Судебный департамент изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании; вносит в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо упразднении судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов РФ, а также общеправовой рубрикатор законодательства; принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; решает другие организационные вопросы.




Судебный департамент в сфере материального и ресурсного обеспечения работы судов разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий; организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов.

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; вносить в Верховный суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппарата судов, аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента. Кроме того, Судебный департамент в пределах своей компетенции наделен функциями по организации и обеспечению собственной деятельности.

В субъектах РФ образуются управления (отделы) Судебного департамента, возглавляемые соответствующими начальниками. Начальник управления (отдела) назначается на должность и освобождается от должности генеральным директором Судебного департаменту по согласованию с председателем Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта РФ, а также органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством РФ.

Генеральный директор Судебного департамента ежегодно отчитывается о деятельности Судебного департамента перед Председателем Верховного суда РФ и Советом судей РФ, а также представляет отчет Всероссийскому съезду судей.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Охарактеризуйте место Верховного Суда в системе судов общей юрисдикции

2. Перечислите основные полномочия Президиума Верховного Суда РФ

3. Назовите основные функции и полномочия Председателя Верховного Суда РФ

Основные понятия

Военные суды являются специальными судами в составе судов общей юрисдикции и организационно, как и общие территориальные суды, замыкаются на Верховный Суд РФ.

Военные суды, как и суды общей юрисдикции, в своей деятельности руководствуются уголовным, гражданским и соответствующим процессуальным законодательством, обязательным для этих судов. В соответствии со ст.126 Конституции высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд Российской Федерации, который реализует свои функции в отношении военных судов через свою Военную коллегию.

Военные суды подразделяются на:

Ø основное (первое) звено – суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов. В военных судах первого звена дела рассматриваются по первой инстанции в составе одного судьи единолично;

Ø среднее (второе) звено – суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск. В военных судах второго звена дела рассматриваются по первой инстанции в составе трех (профессиональных) судей, один из которых председательствует в судебном процессе. По второй (кассационной) инстанции дела рассматриваются в составе трех судей, а в порядке надзора в составе членов президиума, куда входят председатель этого суда, его заместители, а также наиболее квалифицированные и опытные судьи;

Ø высшее (третье) звено – военная коллегия Верховного Суда РФ. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное нижестоящему военному суду.

Военным судам подсудны дела:

· обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения сборов (ст. 31 УПК РФ);

· о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицом начальствующего состава исправительных учреждений;

· о преступлениях, совершенных лицами, состоящими на военной службе в пограничных войсках, органах Федеральной службы безопасности, внутренних войсках Министерства внутренних дел, а также в некоторых других ведомствах, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве Российской Федерации.

При обвинении лица (группы лиц) в совершении нескольких преступлений, одно из которых отнесено к подсудности военных судов, дело рассматривается в военном суде.

Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей этих судов. Председатели военных судов и их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Судьи Военной коллегии, как члены Верховного Суда, назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ.

На должность военных судей могут назначаться граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж юридической деятельности не менее пяти лет, находящиеся на действительной военной службе в воинском звании не ниже офицера, достигшие 25-летнего возраста.

Цель создания Судебного департамента – реализация конституционных принципов разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, самостоятельности и независимости органов судебной власти.

Создание Судебного департамента в качестве принципиально нового механизма организационного обеспечения судебной деятельности, направленного на утверждение судебной власти как независимой влиятельной силы, равной по своему значению и месту в обществе власти и законодательной, и исполнительной, явилось реализацией Концепции судебной реформы в России (одобрена постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года № 1801-1), а также конституционного принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, закреплённого статьёй 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

Судебный департамент – федеральный государственный орган

Судебный департамент и входящие в его систему органы:

  • организационно обеспечивают деятельность судов и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы;
  • не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Судебный департамент – главный распорядитель средств федерального бюджета


Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. № 1699-р Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в перечень прямых получателей (главных распорядителей) средств федерального бюджета; код бюджетополучателя 438. Полномочия главных распорядителей средств федерального бюджета определены статьёй 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Получатели средств федерального бюджета, подведомственные Судебному департаменту:

  • верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, специализированные арбитражные суды;
  • органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (в отношении финансирования деятельности районных и городских судов; гарнизонных военных судов; органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации; финансирования мировых судей).

Судебный департамент – субъект официального статистического учёта

Субъекты статистического наблюдения, осуществляющие первичный статистический учёт:

  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды (в том числе в отношении статистических показателей гарнизонных военных судов);
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, специализированные арбитражные суды;
  • органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (в отношении статистических показателей районных и городских судов, мировых судей).

Полномочия

Полномочия Судебного департамента направлены на создание условий для обеспечение доступности правосудия для граждан, укрепление самостоятельности судов и независимости судей.

Судебный департамент осуществляет:

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Перечень нормативных правовых актов, определяющих полномочия Судебного департамента

Структура

Центральный аппарат Судебного департамента

Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов

Главное финансово-экономическое управление

Управление по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов

Управление государственной службы и кадрового обеспечения

Управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений

Управление обеспечения деятельности органов судейского сообщества

Управление социальной защиты судей и государственных служащих

Управление по вопросам противодействия коррупции

Отдел учебных и образовательных учреждений

Отдел международно-правового сотрудничества

Руководство

Контактная информация

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Гусев
Александр Владимирович

Избран Генеральным директором 26 ноября 2000 года.

Адрес Судебного департамента РФ: Москва, ул. Гиляровского, 31, корп.2.

Часы работы

Понедельник 09:00 – 13:00,13:45 – 18:00
Вторник 09:00 – 13:00,13:45 – 18:00
Среда 09:00 – 13:00,13:45 – 18:00
Четверг 09:00 – 13:00,13:45 – 18:00
Пятница 09:00 – 13:00,13:45 – 16:45
Суббота Выходной
Воскресенье Выходной

На этот департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества. Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о судебной системе сам обеспечивает свои организационные потребности.

Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входящие в его систему. Основными органами, на которые он должен опираться в обеспечении выполнения функций по организационному обеспечению деятельности судов, являются управления (отделы) Судебного департамента, создаваемые во всех субъектах РФ.

На центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента возложены практически все функции, из которых слагается организационное руководство судами.

В соответствии со ст. 6 и 14 Закона о Судебном департаменте они обязаны осуществлять, в частности:

  • разработку и представление в Правительство РФ согласованных с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложений о финансировании судов и квалификационных коллегий судей;
  • изучение организации деятельности судов и разработку предложений о ее совершенствовании;
  • внесение в Верховный Суд РФ предложений о создании либо об упразднении судов;
  • определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  • разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;
  • ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;
  • ведение судебной статистики, организация делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
  • организация строительства зданий, а также ремонта и технического оснащения зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;
  • принятие во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами мер по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
  • организация материального и социального обеспечения, медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принятие мер по обеспечению их благоустроенным жильем;
  • взаимодействие с адвокатурой и государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
  • организация и обеспечение работы экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  • возбуждение по согласованию с председателями соответствующих судов ходатайств о награждении работников аппаратов судов государственными наградами и присвоении им почетных званий.

Для реального выполнения этих и многих других полномочий Судебный департамент и его местные органы наделены правами:

  • запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
  • контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
  • вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Центральный аппарат Судебного департамента состоит из ряда структурных подразделений, призванных обеспечивать выполнение всех его функций, например, главного управления организационно- правового обеспечения деятельности судов, главного управления обеспечения деятельности военных судов, главного „финансово-экономического управления, управления государственной службы и кадрового обеспечения, контрольно-ревизионного управления, управления делами и др.

Как и во многих иных государственных органах, в аппарате Судебного департамента должен функционировать совещательный орган при Генеральном директоре — коллегия, члены которой назначаются Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, назначаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. На него возложена ответственность за надлежащую организацию выполнения возложенных на Судебный департамент и его органы функций по организационному обеспечению деятельности судов. Издаваемые им приказы, распоряжения и инструкции обязательны и для судов в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности. Ежегодно он должен представлять отчеты о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ, а также отчитывается перед Всероссийским съездом судей.

Местные органы Судебного департамента — управления (отделы) — обеспечивают выполнение задач в сфере организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции на территории субъекта РФ. Возглавляют их начальники, назначаемые Генеральным директором по согласованию с председателями судов, советами судей и органами государственной власти субъектов РФ.

Читайте также: