Чем занимается краевой суд

Обновлено: 13.05.2024

Районный (городской) суд – орган судебной власти Российской Федерации, который входит в систему судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд осуществляет судебную власть на уровне субъекта. В иерархической структуре районный (городской) суд стоит ниже областного суда, но находится выше судебных участков мировых судей. Районные суды образуются в районах, районах городов (для крупных городов) и городах на всей территории России.

Компетенция Районного суда

Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.

Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.

Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.

На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.

Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).

В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы

Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Организация районных судов

Организация районных судов определяется:

Законом о судебной системе;

Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;

Законом о статусе судей и другим законодательством.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Принципы деятельности районных судов

Деятельность районных судов по осуществлению правосудия проводится в соответствии с принципами, общими для всех органов судебной власти РФ.

Такими принципами являются:

единство судебной системы;

обязательность судебных постановлений;

несменяемость и неприкосновенность судей;

равенство всех перед законом и судом;

гласность в деятельности судов;

самостоятельность судов и независимость судей.

Полномочия районных судов

В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ "О судах общей юрисдикции" районный суд рассматривает:

все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).

дела об административных правонарушениях.

апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.

То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:

второй (апелляционной) инстанции;

инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедли­вость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в слу­чаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Полномочия судей районных судов

Полномочия судей районных судов при осуществлении ими правосудия конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ), Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушений (КоАП РФ), иных нормативных актах.

Состав районных судов

Районный суд состоит из федеральных судей, которые назначаются на должность указами Президента РФ в соответствии с порядком, установленном на законодательном уровне.

В соответствии со статьей 33 ФКЗ "О судах общей юрисдикции" районный суд формируется в составе:

председателя районного суда;

его заместителя (заместителей);

судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

Таким образом, в каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет.

При этом, одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:

помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

специалистов и консультантов;

секретарей судебного заседания;

администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Функции председателя районного суда

Председатель районного суда выполняет следующие функции:

председательствует в судебных заседаниях;

распределяет другие обязанности между судьями;

назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

руководит работой аппарата суда;

организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;

руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

организует работу по повышению квалификации работников суда;

вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. . Впоследствии он обратился в Кировский районный суд с исковым заявлением к АО . в вышеуказанном размере. Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 16.03 . общества обжаловала его в Первомайском районном суде города Ижевска. Решением судьи постановление . виновным. Оценив представленные доказательства, судья районного суда пришел к выводу об обоснованности .

. 22-1297/2014, Приговор Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 05 . надлежащего документального оформления (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 . по собственникам (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 . по собственникам (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 . других участников (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 . , например, в Приговоре Яранского районного суда Кировской области от 28.12 .

. производилась такая оплата, обратилась в районный суд. По ее мнению, работодателем неверно . должностной инструкцией. В Решении Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от .

. 33-1200/2018, решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 12.03 . 2-164/2018, решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 26.04 .

. 33-1840/2015, решение Кировского районного суда г. Саратова Саратовской области от . 12-88/2015, решение Центрального районного суда г. Омска Омской области от . 21-396/2016, решении Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от . отметим, что в решении Октябрьского районного суда г. Архангельска Архангельской области от .

. взносов. Смотрите также решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 24.06 . суды, смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 20 . 2-957/2012, решение Центрального районного суда г. Читы от 03.12 .

. взносов. Смотрите также решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 24.06 . суды, смотрите, например, Решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 20 . 2-957/2012, Решение Центрального районного суда г. Читы от 03.12 .

. рассматриваются в порядке искового производства районными судами по месту жительства работника, либо . г. Во исполнение решения Ленинского районного суда от 20.12.2019 по .

Особенности формирования и состава верховных судов республик, краевых, областных и прочих судов

Данные суды важно воспринимать в качестве федеральных судов общей юрисдикции, которые занимаются деятельностью в рамках локации соответствующих субъектов РФ, и в качестве непосредственных вышестоящих судебных инстанций относительно районных судов, которые действуют в рамках соответствующего субъекта РФ.

Для данных типов судов важно действовать как часть президиумов судов; судебных коллегий относительно гражданских, административных и уголовных дел.

Для того чтобы приблизить правосудие к тому месту, где находится или живет лицо, участвующее в деле, находится или проживает в отдаленной местности, при помощи федерального закона в составе областного и равного ему суда допустимо сформировать постоянное судебное присутствие, которое расположено не в месте постоянного нахождения суда. В качестве постоянного судебного присутствия понимается отдельная часть суда, которая занимается осуществлением ряда его полномочий.

Как суд первой инстанции ряд областных и равных им судов:

  • Производят рассмотрение гражданских дел (речь об этом идет в ст.26 ГПК РФ):
    1. которые имеют отношение к государственное тайне;
    2. относительно опровержения нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, которые имеют отношение к ряду прав, свобод и законных интересов граждан и компаний;
    3. относительно приостановления работы или устранения региональных филиалов или иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных консолидаций; относительно устранения ряда местных религиозных компаний, централизованных религиозных учреждений, которые состоят из местных религиозных учреждений, которые находятся вне рамок одного субъекта РФ; относительно запрета работы межрегиональных и региональных общественных консолидаций и местных религиозных учреждений, которые нельзя воспринимать в качестве юридического лица, в состав которых входят местные религиозные организации, которые находятся вне рамок одного субъекта РФ; относительно приостановления или прекращения работы СМИ, которые распространяются в большинстве случаев в рамках территории одного субъекта РФ;
    4. относительно роспуска избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в ряд законодательных органов государственной власти субъектов РФ;
    5. относительно присуждения компенсации за то, что нарушены права на судопроизводство в разумное время или права на исполнение судебных актов в разумное время относительно дел, которые являются подсудными мировому судье, районному суду;
    6. относительно опровержения решения экзаменационных комиссий субъектов РФ относительно приема квалификационных экзаменов на позицию судьи на основании нарушений процедур осуществления данного экзамена и решения экзаменационной комиссии относительно отказа на допуск к сдаче данного экзамена по позицию судьи, а также относительно оспаривания действия (бездействия) данной комиссии, которые стали причиной того, что кандидата на данную должность не допустили сдавать квалификационный экзамен.
  • Производят рассмотрение уголовных дел (речь об этом идет в ст.31 УПК РФ):
    1. относительно преступлений, которые предусмотрены рядом статей УК РФ, исключением являются уголовные дела, по которым на основании положений уголовного закона как наиболее строгий вид наказания недопустимо назначать пожизненное лишение свободы или смертную казнь;
    2. относительно уголовных дел, материалы которых включают информацию, которая составляет государственную тайну.

И тут важно отметить, что как суд первой инстанции для всех перечисленных судов важно заниматься рассмотрением дел во всех трех формах состава суда (речь об этом идет в ст.30 УПК РФ):

  • рядом судей федеральных судов общей юрисдикции в единоличной форме;
  • рядом судей федеральных судов общей юрисдикции и коллегиями, которые состоят из 12 присяжных заседателей;
  • рядом коллегий, в состав которых входят трое судей федеральных судов общей юрисдикции.

Кроме этого, для данных судов, основываясь на ч.4 ст.125 Конституции РФ, важно обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами относительно конституционности закона, который подлежит применению в определенном деле.

Особенности работы президиумов верховных судов различного значения

Важно отметить, что Пленум Верховного Суда РФ согласовывает персональный состав президиума суда на основании представления председателя необходимого суда.

Президиумы судов, о которых говорили ранее, состоят из председателей судов и их заместителей.

Важно отметить, что для заседаний президиума суда свойственно проходить не меньше двух раз в месяц.

Для заседания президиума суда свойственно иметь правомочный характер, в ситуациях, когда в нем задействована большая половина членов президиума суда.

Для постановлений президиума суда важно приниматься при помощи открытого голосования большинством голосов членов президиума суда, которые принимают участие в голосовании. Кроме этого, данный документ должен быть подписан председательствующим в заседании президиума суда.

Ряд иных вопросов, которые имеют отношение к работе президиума суда, контролирует регламент соответствующих рассматриваемых судов.

Создание судебных коллегий по ряду гражданских и уголовных дел указанных судов происходит из числа судей соответствующих судов в составе их председателей и членов необходимых судебных коллегий. Президиум суда утверждает состав данных судебных коллегий.

Стоит отметить, что для председателя суда в ряде ситуаций допустимо при помощи своего распоряжения привлекать судей одной судебной коллегии для того, чтобы рассмотреть дело в составе иной судебной коллегии.

Для судебных коллегий рассматриваемых судов свойственно рассматривать:

  • как суд первой инстанции ряд дел, которые федеральные законы относят к подсудности верховного суда субъекта РФ;
  • как суд апелляционной инстанции дела относительно жалоб, представлений на решения районных судов, которые приняты ими как суд первой инстанции и не вступили в силу, а также относительно промежуточных судебных решений рассматриваемых судов, которые вынесены ими во время производства по уголовным делам в виде суда первой инстанции;
  • как суд кассационной инстанции дела относительно жалоб, представлений на ряд промежуточных судебных решений изучаемых судов, которые вынесены ими во время производства по уголовным делам в виде суда первой инстанции;
  • ряд дел относительно обстоятельств, которые являются новыми или вновь открывшимися, относительно вступивших в силу решений, которые были приняты соответствующими судебными коллегиями.

Особенности работы председателей судов

Президент РФ назначает такого рода председателя на должность. Период работы – шесть лет. Назначение происходит основании представления Председателя Верховного Суда РФ. важно отметить, что при этом необходимо иметь положительное заключение высшей квалификационной коллегии судей РФ.

После того как завершился срок полномочий для данного председателя допустимо быть назначенным на должность председателя этого же суда на новый срок.

Для председателей данных судов вместе с реализацией ряда полномочий судьи необходимого суда, а также некоторых других процессуальных полномочий на основании федеральных законов допустимо реализовывать ряд функций:

  • организовывать работу судов и руководить организацией деятельности судебных коллегий необходимых судов;
  • устанавливать ряд правил внутреннего распорядка судов, основываясь на типовых правилах внутреннего распорядка судов, которые утверждаются советом судей РФ, и контролировать то, как они выполняются;
  • собирать ряд президиумов судов и председательствовать в их заседаниях;
  • распределять ряд обязанностей между рядом заместителей и судей;
  • организовывать работу относительно повышения квалификации судей и сотрудников аппарата суда;
  • организовывать работу относительно исследования и суммирования судебной практики, анализа судебной статистики;
  • вносить в квалификационные коллегии судей субъектов РФ ряд представлений относительно квалификационной аттестации судей необходимых рассматриваемых судов, председателей, замов председателей и судей районных судов, мировых судей, а также относительно приостановления или прекращения их полномочий;
  • обращаться в ситуациях, когда есть основания, в квалификационные коллегии судей субъектов РФ с рядом представлений относительно привлечения судей необходимых изучаемых судов, председателя, заместителя председателя и судьи районного суда, мирового судьи к дисциплинарной ответственности;
  • организовывать работу судов относительно приема граждан и рассмотрения их предложений, жалоб и заявлений;
  • организовывать проверку жалоб и заявлений граждан относительно работы судов и судей более низкого ранга;
  • осуществлять общее руководство работой аппарата судов, сюда же относятся назначения на должности и освобождения с должностей сотрудников аппарата судов, распределение обязанностей между ними, принятие решений относительно поощрения сотрудников аппарата судов или относительно привлечения их к дисциплинарной ответственности, организация работы относительно повышения квалификации сотрудников аппарата судов;
  • на постоянной основе информировать сотрудников и судей аппарата судов относительной своей работы и относительно работы суда;
  • осуществлять ряд иных полномочий относительно организации деятельности суда.

В ситуациях, когда приостанавливаются или прекращаются полномочия председателей суда, важно чтобы его полномочия осуществлял на основании решения Председателя Верховного Суда РФ какой-либо заместитель председателя суда. В ситуациях, когда у председателя нет заместителей, то на основании решения председателя Верховного Суда РФ его полномочия переходят к одному из судей данного суда.

Допустимо назначение одного и того же лица на позицию заместителя председателя одного и того же изучаемого суда не один раз, но и не больше двух раз подряд.

Особенности работы заместителей судов

Для такого вида заместителей председателей вместе с реализацией ряд полномочий суда необходимого суда допустимо:

Важно отметить, что в ситуациях, когда нет председателя необходимого суда, ряд его полномочий осуществляет на основании поручений председателя данного суда, один из его заместителей.

Для председателей судебных коллегий по гражданским, административным делам, судебных коллегий по уголовным делам изучаемых судов вместе с реализацией ряда полномочий судей необходимых судов свойственно:

  • председательствовать на ряде заседаний необходимых судебных коллегий или назначать председательствующих из тех, кто входит в судебную коллегию;
  • руководить деятельностью необходимых судебных коллегий;
  • формировать ряд судебных составов судов для того, чтобы рассматривать судебные дела на ряде заседаний необходимых судебных коллегий;
  • представлять в президиум судов ряд отчетов относительно работы необходимых судебных коллегий;
  • допустимо требовать от районных судов ряд судебных дел для того, чтобы изучить и обобщить судебную практику.

В практике ряд функций председателей судебной коллегии осуществляет ряд заместителей председателей областных и равных ему судов.

Важно, чтобы на здании федерального суда общей юрисдикции был установлен Государственный флаг РФ, а в зале судебного заседания помещен Государственный флаг РФ и изображение Государственного гербы РФ. В здании суда общей юрисдикции допустимо также установить флаг субъекта РФ, в зале судебного заседания – флаг и герб субъекта РФ.

Важно отметить, что во время осуществления правосудия для судьи важно заседать в мантии.

Для федерального суда общей юрисдикции важно иметь печать, которая должна содержать наименование и изображение Государственного герба РФ.

Для ряда рассматриваемых в данном материале судов свойственно выступать в качестве юридических лиц.

В качестве места постоянного пребывания данных судов выступают административные центры соответствующих субъектов РФ.

Так, к примеру, сегодня расположение Московского областного суда определено городом Красногорском Московской области, а Ленинградского областного суда – городом Санкт-Петербург.

Для изучаемых в данном материале судов допустимо осуществлять ряд заседаний и в иных населенных пунктах, в ситуациях, когда это необходимо.

Судебный департамент при верховном Суде РФ и администратор суда осуществляют организованное обеспечение работы ряда областных и равных им судов.

Для администраторов рассматриваемых судов свойственно назначаться на позицию и освобождаться с нее начальником главного управления организационно-правового обеспечения работы судов Судебного департамента на основании представления председателя необходимого суда. Для администратора суда свойственно подчиняться председателю необходимого суда и выполнять ряд его распоряжений, а также осуществлять ряд полномочий, аналогичных полномочиям администратора районного суда.

Для администраторов рассматриваемых судов свойственно осуществлять ряд своих полномочий под контролем необходимого подразделения Судебного департамента, при этом взаимодействуя с ним.

Обеспечивать организационную работу федеральных судов общей юрисдикции относительно осуществления правосудия должен аппарат данного суда.

Особенности работы аппаратов федеральных судов общей юрисдикции

Руководить работой аппарата федеральных судов общей юрисдикции должен председатель необходимого суда.

Структуру, количество сотрудников и штатное расписание аппарата областных судов определяет председатель необходимого суда, согласовывая это с Судебным департаментом при верховном суде РФ в рамках общего количества сотрудников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, которые предусмотрены федеральным бюджетом на финансовый год и плановое время.

Для структуры аппаратов рассматриваемых судов на основании утвержденного штатного расписания необходимого суда, учитывая примерную структуру, определенную Инструкцией относительно организационно-штатной работы в федеральном суде общей юрисдикции, которая утверждена приказом судебного департамента при Верховном Суде РФ, принимая во внимание количество сотрудников, допустимо включать в себя ряд отделов.

Важно отметить, что ряд функций аппаратов областных и равных им судов, система прохождения государственной гражданской службы сотрудников аппаратов, структура деятельности приемных судов схожи с аппаратами районных судов.

Во время осуществления ряда полномочий относительно организационного обеспечения правосудия для аппаратов областных судов важно принимать во внимание Инструкцию по судебному делопроизводству в изучаемых судах, которая утверждена приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ.

Особенности окружных (флотских) военных судов

Для судов такого типа свойственно выступать в качестве судов, равных по компетенции судам, которые рассмотрены ранее. В структуре военных судов они находятся во втором звене и их юрисдикция распространяется на один или ряд субъектов РФ, на которых находится ряд военных или военизированных структур. Речь идет о воинских частях, соединениях, флотах и иных формированиях, которые несут военную службу. Ряд вопросов, которые имеют отношение к формированию данных судов, определению их количества, количества судей, решается также как и вопросы, которые касаются гарнизонных военных судов.

Для внутреннего устройства окружных (флотских) военных судов и структуры их деятельности свойственно иметь много общего с внутренней организацией деятельности областных, краевых гражданских судов общей юрисдикции.

Для окружных (флотских) судов свойственно действовать в составе председателей судов, их первых заместителей, заместителей и судей. Данный суд работает в первую очередь через судей, ряд судебных составов, судебных коллегий и президиумов, чьи полномочия относительно рассмотрения юридических дел установлены отраслевым процессуальным законодательством.

Для аппаратов окружных (флотских) военных судов в общем свойственно быть устроенным и функционировать также как и аппаратам областных, краевых (и равных им) гражданских судов общей юрисдикции.

Для определения подсудности дел окружных (флотских) военных судов важно обратить внимание на статус лиц, по отношению к которым рассматривается дело. Иными словами, подсудность данных судов аналогична подсудности ряда гарнизонных военных судов на основании персонального признака. И тут важно отметить, что в данной ситуации предметная подсудность практически в полной мере идентична.

К примеру, в ч.3 ст.31 УПК РФ установлена общая предметная подсудность относительно уголовных дел для окружных (флотских) военных судов и гражданских судов среднего звена. И тут же на основании решения Верховного Суда РФ, имея реальную угрозу личной безопасности для ряда участников судебного разбирательства, их близких людей, для уголовного дела о незаконном деянии, которое предусмотрено рядом статей, допустимо быть переданным на рассмотрение в окружные (флотские) военные суды по месту совершения незаконного действия. Иными словами, а данных ситуациях не принимают в внимание персональный признак для того, чтобы определить подсудность.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ осуществляет организационное обеспечение работы окружных (флотских) судов.

Продолжаю серию заметок "Правоведение для чайников". Прошу моих читателей - "нечайников" указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Продолжаю рассказ о судебной системе. Сегодня речь пойдёт о судах общей юрисдикции (СОЮ), которые рассматривают подавляющее большинство дел в России.

Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья: на нижнем уровне – мировые судьи, чуть выше – районные или городские суды, ещё выше – областные и иные региональные суды, а выше – Верховный суд. Также в систему судов общей юрисдикции включают военные суды. Но у них отдельная структура: на нижнем уровне – гарнизонные суды, выше – флотские и окружные, а выше – тот же Верховный суд.

В этих судах дела разбирают в рамках трёх типов судопроизводства, каждый из которых предусматривает свои особые правила. Они прописаны в нескольких разных законах:
гражданское судопроизводство – в Гражданском процессуальном кодексе РФ (ГПК РФ);
уголовное судопроизводство – в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ);
административное судопроизводство – в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Кодексе административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Ну а теперь расскажу, какими делами эти суды занимаются.

Звенья судов общей юрисдикции

Лирическое отступление: о мировом судье у Чехова

Мировые судьи существовали несколько десятилетий до Октябрьской революции, в советское время эту должность ликвидировали, и заново воссоздали в 1990-х гг. Они должны были разгрузить районные суды, взяв на себя мелкие дела. В итоге сегодня мировые судьи по первой инстанции рассматривают примерно столько же дел, сколько и районные суды.

Мировые судья рассматривают по первой инстанции уголовные дела, где обвиняемому грозит не более трёх лет (ч. 1 ст. 31 УПК РФ), и гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого не более 50 тыс. руб. (ст. 23 ГПК РФ).

Кроме того, мировой судья разбирает некоторые дела об административных правонарушениях. Это, в частности, дела, где человеку грозит лишение специального права, административный арест или обязательные работы (абз. 6 ст. 23.1 КоАП РФ). Напомню, что мягкие административные наказания (штраф и предупреждение) может наложить полицейский и чиновник. А к другим видам наказаний может приговорить только судья (ст. 3.7-3.14 КоАП РФ): к некоторым – мировой судья, к другим – судья районного суда.

Вот примеры дел, которые должен рассматривать мировой судья:
- человеку кто-то задолжал или нанёс ущерб на 30 тыс. руб. либо он кому-то задолжал или нанёс ущерб на эту сумму;
- человека обвиняют по ст. 116 (побои), по ч. 1 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности), по ст. 108 (убийство при превышении пределов необходимой обороны), ст. 119 (угроза убийством), ст. 121 (заражение венерической болезнью), ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища), ч. 1 ст. 158 (мелкая кража), ч. 1 ст. 159 (мелкое мошенничество) или другим статьям УК РФ, где максимальное наказание – не больше трёх лет;
- полиция или другие госорганы хотят посадить человека на несколько суток по ст. 5.35.1 (неуплата алиментов), ст. 6.21 (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних), ст. 7.27 (мелкое хищение), ст. 12.27 (оставление водителем места ДТП), ст. 19.3 (неповиновение сотруднику полиции), ст. 20.1 (мелкое хулиганство), ст. 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), ст. 20.25 (уклонение от исполнения административного наказания) или другим статьям КоАП РФ с наказанием в виде административного ареста (а также по нарушениям, за которые грозит лишение специального права или обязательные работы).
- супруги, имеющие несовершеннолетних детей, хотят развестись (при отсутствии споров о том, с кем дети останутся) (п. 2 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ).

Во всех этих и многих других случаях дело будет разбирать мировой судья. Если вы кому-то задолжали денег, по общему правилу это будет мировой судья по вашему месту жительства. Если вам задолжали – это будет мировой судья по месту жительства должника. Если же дело касается преступления или административного правонарушения, этим обычно занимается мировой судья по месту происшествия.

Следующее, более высокое звено системы судов общей юрисдикции – районный суд.

В районном суде работают один-два десятка судей. Обычно дело рассматривает единолично кто-то из судей. Если суд большой, судьи специализируются на определённых категориях дел (административных, уголовных или гражданских). Если суд маленький, любой судья может заняться делом из любой сферы.

Районный суд рассматривает по первой инстанции средние по важности уголовные, гражданские и административные дела. В частности, сюда попадают все уголовные дела, кроме тех, где обвиняемому грозит не больше трёх лет (это в мировой суд) и кроме самых жестоких и опасных (это уже областной суд) (ч. 2 ст. 31 УПК РФ). Также здесь разбирают гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого более 50 тыс. руб. (ст. 24 ГПК РФ), и наиболее важные дела по семейным отношениям (споры о детях при разводе, установление отцовства, лишение родительских прав) (п. 4 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).

Ещё в районные суды попадает большинство жалоб на действия чиновников. Льготы, пособия, пенсии, призыв на военную службу, регистрация по месту жительства, выдача загранпаспорта, разрешение на застройку, регистрация права собственности – споры по всем этим и многим другим вопросам должен решать районный суд в порядке административного судопроизводства (ст. 19 КАС РФ)

Кроме того, районные суды – это апелляционная инстанция для обжалования решений мировых судей (ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ, ст. 320.1 ГПК РФ). Наконец, только судья райсуда принимает важнейшие решения при досудебном расследовании уголовного дела. В частности, судья районного суда может позволить заключить человека под стражу, провести обыск или прослушку (ч. 1-2 ст. 29, ч. 9 ст. 31 УПК РФ).

В общем, районные суды разбирают массу разнообразных дел и считаются главным звеном российской судебной системы.

Примеры некоторых дел, которые должен рассматривать судья районного суда:
- между супругами при разводе возник спор о том, с кем после развода останутся дети или иное совместно нажитое имущество дороже 50 тыс. р.;
- следователь просит заключить подозреваемого под стражу до суда или провести у него дома обыск;
- полиция хочет депортировать нелегального мигранта;
- Роспотребнадзор хочет приостановить работу ресторана за нарушение санитарных правил;
- один человек нанёс ущерб другому на 100 тыс. руб.;
- человека обвиняют по ч. 1 ст. 105 (простое убийство), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 126 (похищение), ст. 131 (изнасилование), ч. 2-4 ст. 158 (кража со сколь-нибудь значительным ущербом), ч. 2-7 ст. 159 (мошенничество со сколь-нибудь значительным ущербом), ст. 161 (грабёж) или по иным средним и тяжким составам преступлений, предусмотренных УК РФ;
- человек хочет обжаловать штраф или предупреждение, которое наложил на него полицейский, таможенник, судебный пристав, сотрудник налоговой инспекции и любой другой представитель государства;
- человек хочет обжаловать действия полицейского, таможенника, судебного пристава и любого другого чиновника, не связанные с административным правонарушением;
- человек хочет подать апелляционную жалобу на решение мирового судьи.

Во всех этих случаях дело будет рассматривать районный суд. Если это дело рассматривают в первой инстанции, принцип примерно такой же – по месту произошедшего или по месту жительства должника. Если это апелляция, то дело должен рассматривать районный суд, вышестоящий по отношению к мировому судье.

Областной суд по своей структуре похож на Верховный суд. В нём тоже есть несколько структурных подразделений:
коллегия по уголовным делам;
коллегия по гражданским делам;
коллегия по административным делам;
президиум.

В областных судах разбирали громкие уголовные дела, связанные с особо жестокими преступлениями. Например, дело майора милиции Дениса Евсюкова, расстрелявшего в ночь на 27 апреля 2009 г. нескольких человек в супермаркете на Шипиловской улице в Москве, разбирал Московский городской суд. А дела лидеров банды Сергея Цапка, устроившего 4 ноября 2010 г. массовое убийство в станице Кущёвской на Кубани, разбирал Краснодарский краевой суд. И Евсюкова, и главарей банды Цапка приговорили к пожизненному заключению.

Траектория судебного дела

Представим, что размер спорной суммы – 35 тыс. рублей. Эта сумма меньше 50 тыс. руб., так что Смирнов должен обратиться в мировой суд.

Но представим, что кого-то из участников спора решение не устроило. Например, Смирнову кажется, что денег присудили слишком мало, а страховой компании – что слишком много. Тогда в течение месяца кто-то из них подаёт апелляционную жалобу и с получением денег придётся повременить.

Подавать апелляционную жалобу надо через суд, принявший решение в первой инстанции. То есть Смирнов пишет апелляционную жалобу, указывает в ней, что она подаётся в такой-то районный суд через такого-то мирового судью, и сдаёт её мировому судье. Сделано это для того, чтобы судья первой инстанции подобрал к делу все необходимые документы (протоколы заседаний, копию искового заявления и др.) и отправил их вместе с жалобой в суд апелляционной инстанции. В данном случае апелляционная инстанция – это районный суд, вышестоящий по отношению к мировому судье, принявшему решению в первой инстанции.

Но если один из участников процесса очень сильно недоволен решением, его можно обжаловать в кассационной инстанции. Либо Смирнов, либо страховая компанию подадут кассационную жалобу в президиум областного суда. Здесь уже нужно подавать жалобу непосредственно в суд кассационной инстанции. Дело в том, что дело сперва пройдёт предварительный фильтр. Один из судей областного суда читает кассационную жалобу и в большинстве случаев пишет отказ: мол, все предыдущие суды прошли нормально, и хватит уже жаловаться. Но в некоторых редких случаях он решит, что дело представляет интерес и передаст его на рассмотрение в судебном заседании. Тогда суд сам запросит документы в нижестоящей инстанции и рассмотрит дело в кассационной инстанции. В итоге он вынесет своё решение.

А вот это решение теоретически уже можно обжаловать в Верховном суде. В данном случае второй кассационной инстанцией будет коллегия Верховного суда по гражданским делам, в надзорной – президиум Верховного суда. Но, как я уже сказал, до этих инстанций почти никто не доживает, и нет смысла подробно о них рассказывать.

Приведённая выше схема меняется, если Смирнов хочет взыскать больше 50 тыс. руб. Тогда первой инстанцией будет районный суд, а апелляционной – коллегия по гражданским делам областного суда. В остальном же траектория не претерпит особых изменений.

В уголовном деле похожая схема. Только вместо страховой компании будет обвиняемый в преступлении, вместо Смирнова – прокурор и потерпевшие, а порог, от которого зависит попадание дела в мировой или районный суд, – это максимальное наказание до трёх лет лишения свободы. И, конечно, рассмотрение дела будет, скорее всего, происходить в суде по месту совершения преступления, а не по месту жительства сторон.

Военные суды

Военные суды – это официально подвид судов общей юрисдикции. Однако они имеют свою структуру и особую сферу деятельности, поэтому поговорим о них отдельно.

В разных странах в разное время возникала необходимость в особом порядке судопроизводства в армии. Особенно это касается военного времени, когда нужно быстро рассмотреть дела солдат, обвиняемых в разных преступлениях: убийстве, грабеже, дезертирстве, изнасиловании и др. Иногда такие органы судят не только своих военных, но и военнопленных вражеской армии плюс осуществляют правосудие на занятой войсками территории: рассматривают дела диверсантов, партизан, шпионов и обычных правонарушителей.

После войны режим работы военных трибуналов смягчился, и они стали больше походить на обычные суды. В итоге в начале 1990-х гг. военные трибуналы и вовсе переименовали в военные суды. Сегодня судопроизводство там ведут так же, как и в других судах общей юрисдикции (т.е. по нормам ГПК РФ и УПК РФ). Ранее судьями могли быть только люди, имеющие воинское звание, но с 2009 г. ими могут быть и гражданские.

Нижнее звено системы военных судов – гарнизонные суды, аналог районных судов и мировых судей. Они привязаны к территории, где размещены несколько воинских частей. Существует, например, Уссурийский, Томский или Одинцовский гарнизонные военные суды. То есть наличие или отсутствие военного суда в каком-то месте зависит не от численности всего населения этой территории, а от того, сколько военных проходят в этом месте постоянную службу.

Гарнизонные суды рассматривают подавляющее большинство дел, подведомственных военным судам, в качестве суда первой инстанции.

Следующее звено – окружные или флотские военные суды. Они привязаны к военным округам и флотам: Северо-Кавказский окружной военный суд, Уральский окружной военный суд, Тихоокеанский флотский военный суд, Балтийский флотский военный суд и др. Это, соответственно, аналог областных судов. Здесь рассматривают наиболее важные и сложные дела, а также апелляционные жалобы на решения гарнизонных судов. В этих судах тоже есть коллегии и президиум: они выполняют, соответственно, роль апелляционной и кассационной инстанции.

Целесообразность существования военных судов у некоторых юристов вызывает сомнения. Можно, конечно, сказать, что военная служба имеет определённую специфику, и судьи должны быть с ней знакомы. Но свою специфику имеет любая другая служба – мы ведь не создаём на этом основании отдельные суды для чиновников, программистов, пекарей или дворников. Тем более, что судят военных по тем же правилам, что и в обычных судах общей юрисдикции. И своей изначальной функции – судить в условиях войны в максимально короткий срок – военные суды уже давно не выполняют.

Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья: на нижнем уровне – мировые судья, чуть выше – районные или городские суды, ещё выше – областные и иные региональные суды, а выше – Верховный суд. Также в систему судов общей юрисдикции включают военные суды. Но у них отдельная структура: на нижнем уровне – гарнизонные суды, выше – флотские и окружные, а выше – тот же Верховный суд.

Мировой судья – самое нижнее звено судебной системы. Каждый мировой судья должен приходиться на территорию где живут 15-23 тыс. человек. Мировым судьям по первой инстанции подсудны следующие дела:
уголовные дела, где обвиняемому грозит не более трёх лет;
гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого не более 50 тыс. руб.;
дела об административных правонарушениях, где нарушителю грозит лишение специального права, административный арест или обязательные работы.

Следующее, более высокое звено судебной системы – районный суд. Он рассматривает по первой инстанции следующие категории дел:
все уголовные дела, кроме тех, где обвиняемому грозит не больше трёх лет (это в мировой суд) и кроме самых жестоких и опасных (это уже областной суд);
гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого более 50 тыс. руб.;
наиболее важные дела по семейным отношениям (споры о детях при разводе, установление отцовства, лишение родительских прав);
дела об административных правонарушениях, за которые могут приостановить деятельность организации, дисквалифицировать чиновника и депортировать из страны;
жалобы на решения по делам об административных правонарушениях, если эти решения принял госслужащий (например, инспектор ГИБДД) или мировой судья;
жалобы на действия чиновников, не связанные с административными правонарушениями.

Кроме того, районные суды – это апелляционная инстанция для обжалования решений мировых судей.

Высшее звено системы судов общей юрисдикции – Верховный суд. Он рассматривает отдельные категории дел в качестве суда первой инстанции, но в основном выполняет роль второй кассационной инстанции и надзорной инстанции.

Военные суды официально считаются подвидом судов общей юрисдикции. Судопроизводство в них ведут там так же, как и в других судах общей юрисдикции (по ГПК РФ и УПК РФ). Однако они имеют отдельную структуру и свою сферу деятельности.

Военный суд по общему правилу рассматривает дела, касающиеся двух категорий граждан: первая – это военнослужащие, вторая – люди, проходящие военные сборы. В частности, сюда входят дела об административных правонарушениях и преступлениях, в которых обвиняют военных, а также жалобы солдат или офицеров на действия начальства. Кроме того, в 2014 г. военным судам передали ещё и дела о терроризме.

Целесообразность существования военных судов у некоторых юристов вызывает сомнения.

Краевые (областные) суды— суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов.

Краевые судыявляются федеральными судами общей юрисдикции, занимают положение судов среднего звена, являясь вышестоящими судебными инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ, и нижестоящими — по отношению к ВС.
Краевые судынаделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия.

1) в качестве судов 1 инстанции они рассматривают:
а)дела, связанные с гос тайной.
б)дела об спаривании нормативно-правовых актов органов гос власти и должностных лиц субъектов РФ.
в)дела о приостановлении деятельности или ликвидации региональных отделений, либо иных структурных подразделений полит партии и тд.
г)дела об спаривании решений и действий или бездействия избирательной комиссии республики, края, области, города фед. значения и т.д.
д)определённые категории уголовных дел о преступлениях, которые указаны в ст.31 УПК РФ (убийство при отягчающих обстоятельствах, преступление против личности, против общественной безопасности и общественного порядка, преступление против правосудия, против мира и безопасности человечества)
2) В качестве судов кассационной инстанции рассматривают уголовные и гражданские дела, решение по которым принято районными судами.
3) В качестве судов надзорной инстанции проверяют приговоры и иные судебные решения районных судов, по уголовным и гражданским делам, а также кассационные определения судебных коллегий, судов общей юрисдикции среднего звена.
4) Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам, приговоров и определений, постановление районных судов по уголовным делам, а также решений и иных постановлений, вынесенных по гражданским делам.
5) Рассматривают ходатайства прокуроров о продление сроков содержания обвиняемых под стражей, для окончания ознакомления обвиняемых с материалами уголовного дела, а также о продление сроков содержания обвиняемых под стражей в случае необходимости удовлетворения ходатайств обвиняемых или их защитников о дополнении предварительного следствия.

Судьи краевых (и равных им) судов, председатели этих судов и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС, основанному на заключении квалификационных коллегий этих судов, а в отношении председателей судов и их заместителей — на заключении Высшей квалификационной коллегии судей, согласованном с законодательными органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Кандидаты в судьи областных и равных им судов должны быть гражданами РФ.иметь высшее юридическое образование. стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. возраст не менее 30 лет. обладать необходимыми моральными и деловыми качествами.

Краевой суд действует в составе: президиума суда; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам.

Для рассмотрения дел по первой инстанции в судебных коллегиях образуются судебные составы. В судебный состав для рассмотрения дела по первой инстанции входят член суда и народные заседатели. В судебной коллегии по уголовным делам образуется также альтернативный состав из 3 профессиональных судей. Иногда в состав суда входят присяжные заседатели.

В качестве кассационной инстанции действует судебная коллегия из 3 членов суда.

Функции надзорной инстанции выполняет президиум суда. В президиум входит председатель, его заместители и члены. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя ВС. На президиум возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, на кассационные определения самого краевого суда. Президиум рассматривает уголовные и гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам, а также: утверждает по представлению председателя суда составы судебных коллегий; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий; рассматривает вопросы о работе аппарата суда.

Красноярский краевой суд

История Красноярского краевого суда неразрывно связана с историей всего региона. Датой основания краевого суда принято считать 1935 год. Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 7 декабря 1934 года было принято решение об образовании Красноярского края.

Вслед за образованием Красноярского края были сформированы все государственные органы, в том числе и краевой суд. Точная дата его создания неизвестна. Из сохранившихся документальных источников известно, что на заседании первого Красноярского краевого съезда Советов, состоявшегося 6 января 1935 года, присутствовал Яков Федорович Королев, который позже приказом от 26 января 1935 года Народного Комиссариата юстиции РСФСР был утвержден на должность председателя краевого суда.

Большое влияние на законодательство и формирование правоохранительных органов оказала Конституция 1936 года и принятый в 1938 году Закон о судоустройстве. Эти документы внесли значительные изменения в порядок избрания судей. Их, а также народных заседателей стали избирать местные Советы депутатов трудящихся сроком на пять лет.

Законом о судоустройстве 1938 года были изменены условия пересмотра дел в кассационном порядке. Ранее вышестоящий суд, рассматривая жалобы и протесты на приговоры или решения нижестоящей инстанции, руководствовался только теми материалами, которые были на рассмотрении нижестоящего суда.

В соответствии с Законом о судоустройстве 1938 года были упразднены президиумы и пленумы краевого суда. В составе краевого суда стали действовать судебные коллегии по уголовным и гражданским делам.

В середине 50-х годов появились президиумы. На них возлагалось осуществление особой функции: пересмотра дел в порядке судебного надзора. Президиум краевого суда образовывался в составе председателя суда, его заместителей и двух членов суда и утверждался крайисполкомом. Расширились права судов, были упразднены управления министерств юстиции, ликвидировано управление юстиции по Красноярскому краю и все его функции возложены на краевой суд: проведение ревизий судов, руководство государственными нотариальными конторами и т.д. В 1957 году упразднены особые транспортные суды, подсудные им дела были переданы общим судебным инстанциям. Срок полномочий народных судей был увеличен с трех до пяти лет.

В 1970 году было воссоздано Министерство юстиции СССР, министерства союзных и автономных республик, региональные отделы юстиции. Краевой суд освободился от функции судебного управления.

В 80-е годы на заседаниях президиума Красноярского краевого суда систематически обсуждалась деятельность судей: качество рассмотрения дел по первой инстанции и в кассационном порядке, обобщения судебной практики, итоги выездов в народные суды. Немаловажное значение имели выезды на места. Например, только в 1981 году работники краевого суда участвовали в шести комплексных и тридцати целевых проверках, в 35 судах оказывалась помощь народным судьям в их практической работе. Особое внимание уделялось работе впервые избранных судей: в начале 80-х их было больше 30 процентов от всех работающих.

Существенные социально-политические изменения, произошедшие в стране на рубеже 80-х - 90-х годов привели к реформированию и судебной системы. Концепция демократического правового государства предусматривает существование судебной власти как исключительного властного полномочия, находящегося на одном уровне с иными ветвями власти.

Концепция судебной реформы, принятая Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года, выдвинула в качестве основной задачи утверждение судебной власти как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от власти законодательной и исполнительной.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).

Читайте также: