Беспалубные несамоходные суда это

Обновлено: 01.05.2024

ПРИКАЗ 29.06.2005 № 497

Об утверждении Временных правил классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

п р и к а з ы в а ю:

Утвердить прилагаемые Временные правила классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Министр С.К. Шойгу

Приложение

к приказу МЧС России от 29.06.2005 № 497

Временные правила классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

1. Общие положения

1.1. Временные правила классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Правила), определяют порядок классификации морских прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, используемых в целях мореплавания (далее – прогулочные суда), а также соответствующих маломерных судов прибрежного морского и внутреннего плавания

1.2. Классификация прогулочных судов осуществляется соответствующими должностными лицами Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – ГИМС МЧС России) с целью обеспечения их эксплутационной безопасности.

1.3. Классификация прогулочного судна включает в себя присвоение и внесение в регистрационные документы формулы класса, а также подтверждение (изменение), лишение или восстановление утраченного класса.

2. Порядок классификации прогулочных судов

2.1. Классификация прогулочных судов осуществляется в соответствии с результатами технического освидетельствования (осмотра) судна.

2.2. Класс, присвоенный прогулочному судну, определяет разрешенные районы плавания * , которые устанавливаются с учетом его конструкции, мореходных качеств и технического состояния.

2.3. Класс прогулочных судов ** соответствует категории сложности морских бассейнов, за исключением прибрежных морских (не далее 12 миль от берега) и внутренних водных бассейнов (районы плавания IV категории сложности), у которых класс судна соответствует разряду сложности этих районов плавания.

* Категории и разряды сложности районов плавания в морских бассейнах и на внутренних водных путях определяются Министерством транспорта Российской Федерации в установленном порядке.

Соответствие класса прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в морских бассейнах приведено в приложении № 1.

2.4. Соответствие класса * палубных и беспалубных прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в бассейнах категории сложности приведено в приложении № 2.

2.5. Прогулочное судно  лишается класса в следующих случаях:

  • нарушение установленных сроков технического освидетельствования;
  • осуществление переоборудования или модернизации без проведения соответствующего технического освидетельствования (осмотра);
  • получение судном аварийных повреждений, последствия которых привели к нарушению требований по безопасной эксплуатации судна;

2.6. По результатам технического освидетельствования (осмотра) прогулочного судна его класс может быть изменен, подтвержден, снижен или утрачен.

2.7. После устранения причин, вызвавших утрату (снижение) класса прогулочное судно предъявляется к техническому освидетельствованию (осмотру), по результатам которого принимается решение о присвоении соответствующего класса.

3. Формула класса прогулочного судна

3.1. С целью идентификации конструктивных и мореходных качеств прогулочного судна ему присваивается формула класса.

3.2. Формула класса в кодированном виде содержит информацию о:

  • типе судна и наличии (или отсутствии) у него водонепроницаемой палубы;
  • водных бассейнах и районах плавания, где разрешена его эксплуатация;
  • допустимом количестве людей на борту (членов экипажа и пассажиров);
  • допустимой мощности главного двигателя в киловаттах (кВт);
  • допустимой площади парусов в квадратных метрах (м 2 ).

3.2.1. Первый знак кода определяет тип прогулочного судна по виду двигательно-движительного комплекса и условиям обитаемости:

3.2.2. Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у прогулочного судна водонепроницаемой палубы:

  • Ç – суда с водонепроницаемой палубой;
  • È – открытые (беспалубные) суда.

3.2.3. Третий знак кода указывает число водонепроницаемых отсеков *** .

* Класс прогулочного судна, которому разрешено плавание в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах обозначается цифрами от одного до пяти, заключенных в круглые скобки.

** Формула класса судна для гидроциклов содержит три знака:

первый означает тип судна (цифра 5), второй пишется в круглых скобках и соответствует допустимой высоте волны, а третий допустимому количеству людей.

*** При отсутствии на прогулочном судне водонепроницаемых отсеков на месте третьего знака в формуле класса судна ставится прочерк.

3.2.4. Четвертый знак кода, который заключается в круглые скобки, указывает класс прогулочного судна.

3.2.5. Пятый знак кода указывает общее допустимое количество людей на борту судна * .

3.2.6. Шестой знак кода через косую черту с наклоном вправо после пятого знака указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт. Если конструкцией судна главный двигатель не предусматривается, то шестой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.

3.2.7. Седьмой знак кода через косую черту с наклоном влево после шестого знака указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. Если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, то седьмой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.

3.3. Присвоенная формула класса вносится в регистрационные и судовые документы (судовой билет, судовую книгу, регистрационную карточку-заявление).

Примеры составления и записи формулы класса приведены в приложении № 3.

Если на прогулочном судне не допускается размещение людей, то на месте пятого знака в формуле класса ставится прочерк.

Приложение № 1

к п. 2.3. Правил

Соответствие класса прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в морских бассейнах

Категория сложности районов плавания
в морских бассейнах

Событием, способным оказать существенное влияние на развитие маломерного судостроения стало принятие в 2001 году "Методических указаний по классификации судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Российской Федерации" и "Основных технических требований к судам поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам РФ". В том же 2001 году, после доработки и объединения выше названных документов, были приняты "Временные Правила классификации и технические требования к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС РФ". Основные положения Правил опубликованы В.В.Антоновым и В.В.Романовым в книге "Маломерные суда на водоемах России" в 2002 г.

Все вышеупомянутые документы по классификации создавались на основе проекта Правил классификации маломерных судов, подготовленного при участии Трифонова А.В. и Романова В.В.

Правила классификации имеют структуру традиционную для подобных нормативных документов. Они включают в себя: область распространения, определения и пояснения, категории и классы поднадзорных судов, формулу класса, порядок осуществления технического надзора и технические требования к судам. Последние включают требования: к корпусу; плавучести; остойчивости и непотопляемости; устройствам и снабжению, механическим установкам, системам, электрооборудованию, противопожарной защите и парусному вооружению.

В основном в Правилах отражены требования к судам внутреннего и прибрежного морского плавания, поскольку на момент разработки проекта распространение юрисдикции ГИМС за пределы территориальных вод России не предполагалось. А так как в дальнейшем она была расширена и на маломерные суда, совершающие плавания и вне территориальных вод, то в окончательную редакцию оказались включенными I, II,III категории морских бассейнов, классификация которых основана на проработках коллектива работников ГИМС г. Санкт-Петербурга, под руководством К.Ф.Пашинского. Очевидно, что требования к судам предназначенным для эксплуатации в бассейнах этих категорий нуждаются в специальной разработке и должны быть включены в следующую редакцию Правил.

В разработанных Правилах за основу взята система классификации бассейнов, принятая Российским Речным Регистром с добавлением одного разряда для мелководных водоемов, где высота ветровых волн не превышает 0,2 м (именуемых сегодня в ряде документов "несудоходными" на которых, тем не менее, эксплуатируются десятки тысяч судов), а так же трех категорий морских водных бассейнов.

Удаление от места-убежища (берега) определялось с учетом возможности преодоления расстояния при заметном ухудшении гидрометеоусловий. Следовательно, на ряду с высотой надводного борта и остойчивостью важными характеристиками становятся скорость судна и характер его движения. Очевидно, что более высокий класс при прочих равных условиях должны получать суда, оборудованные несколькими движителями (парусно-моторные, парусные с веслами, моторные с веслами). Парусные суда должны получать более высокий класс, чем гребные, т.к. с усилением ветра эффективность паруса возрастает, а весел – снижается.

В правила включены требования к остойчивости и непотопляемости, позволяющие говорить о возможности создания вполне мореходных и безопасных судов. Так, введены требования по составу судовой документации, включению в нее диаграмм статической остойчивости, проведению опыта кренования, метацентрическим высотам, характеру расположения блоков плавучести, оговорен обязательный учет влияния свободной поверхности для судов с самоотливным кокпитом.

Разработана и внедрена формула класса, отражающая важнейшие особенности конструкции судна в наибольшей мере влияющие на его мореходные качества. Формула класса записывается в виде кода, знаки которого разделяются точками. Первый знак кода означает тип судна по способу движения и наличию двигательной установки:

  1. катер;
  2. моторная лодка;
  3. парусное судно;
  4. парусно-моторное судно;
  5. гидроцикл;
  6. гребное судно;
  7. несамоходное судно.

При этом судам на подводных крыльях или на воздушной подушке добавляется соответственно индекс "К" или "П".

Второй знак кода указывает на наличие или отсутствие у судна водонепроницаемой палубы:

  • 1-судно, имеющее водонепроницаемую палубу;
  • 0-открытое (беспалубное) судно.

Третий знак кода указывает класс судна, соответствующий разряду бассейна, где его разрешено эксплуатировать, при этом буквенный индекс у третьего знака обозначает режим судоходства в бассейне:

  • "М" – морской;
  • "В" – внутренний;
  • "Н" – несудоходный.

В формуле класса морского судна после третьего знака указывается категория допустимого района плавания.

Четвертый знак указывает общее допустимое количество людей на борту (экипажа и пассажиров).

Пятый знак указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт.

Шестой знак указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. При этом, если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, шестой знак в формуле не ставится.

Ниже приведены примеры записи формулы класса.

1.1.М 111.10.50 – катер, имеет водонепроницаемую палубу, морского района плавания третьей категории, допускает размещение на борту не более 10 человек, имеет ограничение по мощности главного двигателя 50 кВт, парусного вооружения не предусмотрено.

4.1.М 111.10.50.60 – парусно-моторное судно, имеет водонепроницаемую палубу, морского района плавания третьей категории, допускает размещение на борту не более 10 человек, с ограничением по мощности главного двигателя до 50 кВт и по парусности до 60 м2.

1К.1.М1.6.50 – катер на подводных крыльях, имеющий водонепроницаемую палубу с разрядом плавания "1" в бассейнах с морским режимом судоходства, допускающий размещение на борту 6 человек, с ограничением по мощности главного двигателя 50 кВт.

2.0.2В.4.40 – моторная беспалубная лодка с разрядом плавания "2" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающая размещение на борту 4 человек, с ограничением по мощности подвесных моторов 40 кВт.

6.0.5Н.2. – гребная беспалубная лодка с разрядом плавания "5" в несудоходных бассейнах, допускающая размещение на борту 2-х человек.

7.1.4В.4 – несамоходное судно, имеющее водонепроницаемую палубу с разрядом "4" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающее размещение на борту судна при движении до 4-х человек.

Использование формулы класса позволяет конкретизировать требования к судну в зависимости от предполагаемого района эксплуатации, преобладающих в нем гидрометеоусловий, увязать район плавания судна с конструкцией корпуса, степенью обеспеченности плавучести, остойчивости и непотопляемости, требованиями к механическим установкам, системам, устройствам и снабжению, электрооборудованию, парусному вооружению.

В Правилах также определены минимальные толщины для наружной обшивки корпусов из различных материалов, требования к соединительным мостам многокорпусных судов, леерам, реллингам и трапам. Впервые применительно к маломерным судам определены допустимые пределы износов, повреждений и дефектов.

Важной частью правил является раздел определений и пояснений, содержащий разъяснения по таким терминам, имевшим ранее неоднозначное трактование применительно к маломерным судам, как: место-убежище; водонепроницаемая палуба; несудоходный водоем; перегон; прогулочное судно; судовладелец; судно сертифицированное; судно в постройке; судно в эксплуатации; экипаж; пассажир и пассажировместимость; открытое судно.

Среди важнейших результатов внедрения Правил следует отметить возможность классификации, а следовательно осуществление технического надзора за такими судами, как вспомогательные несамоходные промысловые, а так же надувные буксируемые баллоны.

Правила прошли апробацию в ходе создания ряда проектов судов, в том числе судна для малых рек "Шкипер".

В некоторой доработке нуждается раздел "Непотопляемость". В нем на ряду с требованиями по сохранению положительных плавучести и остойчивости для полностью залитого водой судна при полной загрузке присутствуют требования: по сохранению положительной плавучести при затоплении одной секции плавучести или любого из водонепроницаемых отсеков, а также архаичные требования ГОСТ 19356-79. Последние сводятся к тому, что судно должно сохранять в затопленном состоянии запас плавучести равный 10% грузоподъемности. При этом остойчивость считается удовлетворительной если обеспечивается при размещении на любом борту в районе миделя груза массой 5% грузоподъемности.

Очевидно что каждое из вышеприведенных требований имеет свою логику и должно присутствовать в Правилах. Однако их необходимо поставить в строгое соответствие вполне определенным классам судов. Так по-видимому 10% (от грузоподъемности) запас плавучести целесообразно оставить для беспалубных судов 4 – 5 классов. Требования по сохранению плавучести при затоплении одной секции плавучести следует распространить на беспалубные суда 1 класса. Требования к сохранению плавучести и остойчивости при полном заливании должно быть распространено на беспалубные суда 1 – 3 класса.

Необходимо вводить в Правила определение судов "поплавкового типа", корпуса которых имеют вид поплавков, горловины люков которых постоянной герметично задраены, либо люки вовсе отсутствуют. Нередко внутренняя часть корпуса таких судов заполняется материалов обеспечивающим плавучесть (например пенопластом) даже в случае повреждения. Суда такого типа могли бы быть отнесены к более высоким классам.

Государственная регистрация судна в одном из российских реестров судов устанавливает его национальность (государственную принадлежность).

Государственная регистрация является единственным основанием права плавания под российским Государственным флагом.

Вряд ли придет кому-то в голову купленный за 100 тыс.$ автомобиль оформлять в собственность на незнакомую старушку, чтобы сэкономить 1 тыс.$.

Но с регистрацией купленной яхты многие как будто голову теряют. Купив яхту, оформляют на нее левые бумажки, торгуясь за каждые 100$.

Использование подложной регистрации яхты, например, ВФПС, влечет очень большие проблемы. И дело не в том, продадут ли страховку. Все гораздо серьезнее, чем многим представляется.

Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS) 1982 года (UNCLOS) 1982 года обязывает суда плавать под флагом какого-либо одного государства [1] . Но международных соглашений, регулирующих порядок и основания предоставления государствами судам права плавания под своим флагом, нет. Каждое государство самостоятельно определяет условия предоставления судам своей национальности и права плавать под своим флагом [2] . Подробнее см. статью Национальность судна и флаг.

Национальность судна — это принадлежность судна к определенной государственной юрисдикции. И определяется она правом плавания под определенным государственным флагом.

Судно, имеющее определенную национальность, в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства, под флагом которого оно плавает [3] , то есть на судне действуют законы государства флага.

Территориальное море и внутренние воды - это территория юрисдикции соответствующего прибрежного государства, то есть зона действия законов и полномочий государственных органов этого прибрежного государства.

Национальность судна сродни гражданству человека. Также как гражданин обладает правом бессрочного нахождения на территории государства, гражданином которого он является, свободного перемещения по территории этого государства, беспрепятственного въезда в родную страну, только суда имеющие российскую национальность могут свободно заходить в российские территориальные и внутренние воды и бессрочно в них находиться.

Основных законов, обеспечивающих правовое регулирование мореплавания и судоходства на территории России два. Это Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ). Они похожи и по структуре, и по содержанию.

КТМ РФ регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Его правила распространяются на:

  • морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям;
  • суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном [4] .

КВВТ РФ регулирует отношения, возникающие при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации и его положения распространяются на:

  • внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, причалы;
  • порты, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации;
  • суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации [5] .

Многие формулировки в КТМ РФ и КВВТ РФ, касающиеся маломерных, прогулочных судов и спортивных парусных судов в этих кодексах полностью идентичны.

Необходимость государственной регистрации определяется этими кодексами.

Право плавания под российским Государственным флагом и, соответственно, российская национальность предоставляется судам, находящимся в собственности российских граждан, российских юридических лиц и самого российского государства [7] .

И возникает это право с момента государственной регистрации судна [8] .

Необходимо различать Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и просто использование российского государственного флага.

Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации это определенный юридический статус судна, которым устанавливается государственная принадлежность (национальность) судна, юрисдикция и контроль Российской Федерации над судном.

Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, беспалубные несамоходные суда, длиной до 12 метров, а также суда:

  • массой до 200 кг и мощностью двигателей до 8 кВт (10 л/с);
  • спортивные парусные суда, длиной до 9 метров, которые не имеют двигателей, и на которых не оборудованы места для отдыха [11] .

Маломерное судно, не подлежащее государственной регистрации должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012).

Длиной судна Государственная инспекция по маломерным судам МЧС РФ (ГИМС) считает "наибольшую длину корпуса судна", а массой - "массу укомплектованного судна" согласно ГОСТ Р ИСО 8666-2012 "Суда малые Основные данные" [12] . В соответствии с этим ГОСТом, масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем и сопутствующим оборудованием - системой управления двигателем, топливной и рулевой системой. Вне зависимости от того, какой из рекомендованных моторов установлен и установлен ли вообще.

Пункт про неподлежащие государственной регистрации спортивные парусные суда вызывает ожесточенные споры между ГИМСом и яхтсменами.

К не подлежащим государственной регистрации судам не применяются требования о классификации, освидетельствовании, наличии каких-либо регистрационных документов, а также документов, подтверждающих право капитана управления таким судном. Для таких судов не установлены и не отражены в судовом билете характеристики мореходности – разрешенный район плавания, максимальные высота волны и сила ветра.

Это вполне разумно для спасательных шлюпок, рыбацких резиновых лодок, водных велосипедов и прочих яхтенных тузиков.

Когда законодатель освобождал от необходимости государственной регистрации спортивные парусные суда, длиной меньше 9 метров, без двигателей и мест для отдыха, он имел в виду гоночные яхты классов Дракон, Солинг, SB20, эМ-Ка и аналогичные. Это беспалубные килевые яхты, предназначенные для участия в соревнованиях в закрытых или прибрежных акваториях с обеспечением безопасности вспомогательными судами, которые и в случае поломки помогут, и отбуксируют в гавань если ветер стихнет.

Морские суда, используемые в целях торгового мореплавания, подлежат государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации:

  1. Государственном судовом реестре;
  2. реестре маломерных судов;
  3. бербоут-чартерном реестре;
  4. Российском международном реестре судов;
  5. Российском открытом реестре судов;
  6. реестре строящихся судов [13] .

Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов, бербоут-чартерном реестре, а также государственная регистрация строящихся судов в реестре строящихся судов осуществляется капитаном морского порта.

Суда, предназначенные для использования на внутренних водных путях в целях судоходства, подлежат государственной регистрации в одном реестров судов Российской Федерации:

  1. Государственном судовом реестре;
  2. реестре маломерных судов;
  3. реестре арендованных иностранных судов;
  4. Российском международном реестре судов;
  5. реестре строящихся судов [15] .

Государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей [16] .

Правила государственной регистрации устанавливают порядок государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в системе записей о судне и правах на него в Государственном судовом реестре Российской Федерации [17] .

Государственная регистрация маломерных судов, предназначенных для некоммерческого использования, осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС РФ (ГИМС) [18] .

Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС, определяют порядок государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Государственной регистрации подлежат суда, право собственности и иные вещные права на суда, а также ограничения (обременения) этих прав [19] .

  • судовой билет (или его копия заверенная в установленном порядке) и
  • судовая роль[20] .

Больше никаких способов произвести государственную регистрацию судна в России и получить Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации НЕТ.

Несмотря на то, что неоднократно обращалось внимание ВФПС на незаконность этой деятельности, на сайте ВФПС (по состоянию на 22.02.2019 года) до сих пор рекламируется эта регистрация.

Свой собственный реестр (список) чего угодно может вести любой. Хоть ВФПС, хоть булочная. И устанавливать собственные правила. И выдавать красивые бумажки.

Но вот предъявление такой бумажки государственным органам в качестве судовых документов для совершения юридических действий, например, для оформления пересечения государственной границы, это использование заведомо подложного документа. Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ.

П. 4 ст. 33 Уголовного кодекса РФ: Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.

Наиболее часто в качестве аргумента того, что какая-то регистрация яхт является приемлемой, используется довод, что на основании соответствующих регистрационных документов страховые компании оформляют страховку.

Бизнес страховщиков состоит в получении страховой премии и невыплате страхового возмещения. При продаже страхового полиса им не очень интересно насколько законно страхователь владеет и использует предмет страхования. Тем более, что обычно по договору и правилам страхования страхователь несет ответственность за достоверность предъявляемых им документов. Поэтому при продаже страхового полиса страховые компании не очень присматриваются к документам. Другое дело при выплате страхового возмещения. Здесь они смотрят уже с лупой. Трудно себе представить, что, обнаружив, что регистрация яхты поддельная, страховая компания выплатит страховое возмещение.

Каждое государство самостоятельно определяет условия предоставления судам своей национальности и права плавания под своим флагом [21] .

Российское законодательство жестко связывает эти понятия: 1. Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации. 2. Судно, имеющее национальность Российской Федерации, обязано нести Государственный флаг Российской Федерации [22] .

Таким образом, отсутствие российской государственной регистрации означает отсутствие у судна российской национальности.

На территории России судно, законно или незаконно не имеющее государственной регистрации, имеет определенный правовой статус - является объектом гражданских прав, транспортным средством, судном, спортивным снарядом и т.д.

В открытом море, то есть за пределами территориальных вод, юридический статус судна, не имеющего национальности, оказывается крайне сомнителен - на борту перестают действовать национальные законы.

Свободной от государственной принадлежности суши, за исключением Антарктиды, на планете Земля не осталось. Поэтому для того, чтобы пристать к берегу судну придется заходить в чьи-то территориальные воды и пересекать чью-то государственную границу. Случаи захода в какое-нибудь государство судна, не имеющего национальности, наверняка есть. Как-то с ними поступают пограничные и таможенные службы. Нам не удалось найти соответствующей юридической практики. Желающих попробовать просим рассказать о действиях властей и о своих ощущениях.

По внутренним водным путям плавание без ограничений разрешено только судам, имеющим право плавать по российским Государственным флагом. Плавание судов под флагами иностранных государств разрешается на основании международных договоров, а также на основании решений Правительства РФ [25] . Плавание иностранных спортивных парусных и прогулочных судов по внутренним водным путям осуществляется в соответствии Правилами плавания по внутренним водным путям РФ спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.05.2012 N 472 (ред. от 20.07.2013).

Плавание по внутренним водным путям судов, не имеющих национальности, не предусмотрено ни одним законом.

[1] ст. 92 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS)

[2] ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS)

[3] ст. 92 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS)

[8] ст. 16 КТМ РФ, ст. 23 КВВТ РФ

[11] ст. 33 КТМ РФ, ст. 16 КВВТ РФ

[12] Письмо МЧС России от 04.02.2015 N 29/1-3-153

[19] п. 1, 2 Приказа МЧС России от 24.06.2016 N 340 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"

[20] ст. 27, 31 КТМ РФ, ст. 14 КВВТ РФ

[21] ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS)

[23] ст. 16 КТМ РФ, ст. 23 КВВТ РФ

I. Общие положения

(п. 1 в ред. Приказа Минтранса России от 30.07.2020 N 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Приказа Минтранса России от 30.07.2020 N 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Настоящие Правила регулируют отношения, возникающие между собственником судна, судовладельцем, юридическими и физическими лицами, реализующими вещные права на судно на любом законном основании, в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления, судебным приставом, лизингодателем, кредитором, доверительным управляющим, с одной стороны и капитаном морского порта, осуществляющим государственную регистрацию судов, прав на них и сделок с ними (далее - орган государственной регистрации), с другой стороны при государственной регистрации. Функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта .

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2008, N 29, ст. 3418, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6427; 2010, N 19, ст. 2291, N 48, ст. 6246; 2011, N 1, ст. 3, N 13, ст. 1688, N 17, ст. 2313, N 30, ст. 4590, 4594; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4058; 2014, N 45, ст. 6153, N 49, ст. 6928; 2015, N 1, ст. 52; N 29, ст. 4339; 2016, N 27, ст. 4215, N 27, 4282).

4. Государственной регистрации подлежат:

(в ред. Приказа Минтранса России от 30.07.2020 N 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

вновь построенные суда;

право собственности и иные вещные права на судно, ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение;

(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.07.2020 N 266)

(сноска введена Приказом Минтранса России от 30.07.2020 N 266)

5. Не подлежат государственной регистрации:

шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;

беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров;

суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;

спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха;

военные корабли, военно-вспомогательные суда и пограничные корабли, если законодательством Российской Федерации не установлено иное;

ограничения (обременения) прав иностранного судна, зафрахтованного по договору бербоут-чартера.

6. Настоящие Правила устанавливают порядок государственной регистрации в одном из следующих реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):

в Государственном судовом реестре;

в бербоут-чартерном реестре;

в Российском международном реестре судов;

(в ред. Приказа Минтранса России от 30.07.2020 N 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

в Российском открытом реестре судов.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.07.2020 N 266)

7. Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, бербоут-чартерном реестре (в том числе маломерных судов, используемых в коммерческих целях (далее - маломерные суда) осуществляется по выбору собственника судна или фрахтователя иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру, в одном из морских портов Российской Федерации из перечней морских портов, утвержденных Правительством Российской Федерации .

Государственная регистрация судов в Российском открытом реестре судов производится в морском порту Калининград либо морском порту Владивосток .

(п. 7 в ред. Приказа Минтранса России от 30.07.2020 N 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Судно подлежит государственной регистрации в реестре, указанном в заявлении, только в том случае, если это судно соответствует условиям регистрации судна в таком реестре.

10. Государственная регистрация осуществляется отдельно в отношении каждого судна.

11. Датой государственной регистрации является дата внесения соответствующей записи в один из реестров судов.

12. Датой возникновения права, удостоверенного временным свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судовым билетом, является дата внесения записи, на основании которой выдано соответствующее временное свидетельство или судовой билет.

13. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента его государственной регистрации.

14. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами, приостановление права плавания под Государственным флагом Российской Федерации не влечет за собой прекращения государственной регистрации.

15. В случаях, когда законодательством Российской Федерации допускается осуществление государственной регистрации по инициативе лица, не являющегося собственником судна, орган государственной регистрации не позднее 10 дней с даты государственной регистрации уведомляет почтовым отправлением или по электронной почте о государственной регистрации собственника судна.

(в ред. Приказа Минтранса России от 30.07.2020 N 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2012, N 6, ст. 621.

17. За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

18. Действия, предусмотренные настоящими Правилами, в том числе подача заявлений, запросов и других документов, получение расписок о получении документов, свидетельств, выписок, могут осуществляться правообладателем самостоятельно или по его поручению доверенным лицом.

Физическое лицо для осуществления регистрационных действий предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а когда оно действует от имени иного физического лица - также документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени такого лица. Представитель юридического лица предъявляет учредительные документы юридического лица, а также документ, удостоверяющий его личность, и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица.

При государственной регистрации судов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

19. Контроль за соблюдением настоящих Правил собственником судна, судовладельцем, юридическими и физическими лицами, реализующими вещные права на судно на любом законном основании, осуществляется капитаном морского порта. Государственный надзор за соблюдением настоящих Правил осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Приказа Минтранса России от 30.07.2020 N 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2140, N 29, ст. 3601, N 48, ст. 5711, N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; N 18, ст. 2142, N 31, ст. 4160, ст. 4193, ст. 4196, N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20, N 17, ст. 2310, N 23, ст. 3263, N 27, ст. 3880, N 30, ст. 4590, N 48, ст. 6728; 2012, N 19, ст. 2281, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4320, ст. 4322, N 47, ст. 6402; 2013, N 9, ст. 874, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4041, N 44, ст. 5633, N 48, ст. 6165, N 49, ст. 6338, N 52, ст. 6961, N 52, ст. 6967, ст. 6981; 2014, N 11, ст. 1092, ст. 1098, N 26, ст. 3366, N 30, ст. 4220, ст. 4235, ст. 4243, ст. 4256, N 42, ст. 5615, N 48, ст. 6659; 2015, N 1, ст. 53, ст. 64, ст. 72, ст. 85; N 14, ст. 2022, N 18, ст. 2614, N 27, ст. 3950, N 29, ст. 4339, ст. 4362, ст. 4372, ст. 4389, N 48, ст. 6707; 2016, N 11, ст. 1495, N 18, ст. 2503, N 27, ст. 4160, ст. 4187, N 27, ст. 4287, N 50, ст. 6975; 2017, N 9, ст. 1276).


1 января 2021 года принесет множество новшеств в законах, касающихся как рыбаков, так и охотников. Одно из таких нововведений — принятие МЧС России новых правил поведения на воде. О них и поговорим в этой статье.

Что изменилось?

Сами правила достаточно объемны, и касаются множества аспектов — пользования пляжами, водными базами, и, самое важное для нас — пользование маломерными судами. С полным текстом приказа можно ознакомиться тут. Ну а мы обсудим лишь самые важные изменения.

Приказ №487

Самое главное изменение касается всего порядка приоритета правил эксплуатации маломерных судов. Вместо старого приказа ГИМС о надзоре за маломерными судами № 502 будет действовать новый приказ МЧС №487 “Об утверждении правил пользования маломерными судами” .

Приказ собрал в своей структуре все правила из разных раздельных постановлений и поправок, и, что важно, сократил и уточнил юридические формулировки. Теперь изучать правила стало гораздо легче, а сами они практически исключают неправильное толкование.

Нужно ли регистрировать надувные лодки?

Очень многих людей смутил 4 пункт правил, который гласит:

"Пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации."

При этом в правилах ничего не говорится о том, какие же суда не подлежат регистрации, неужели будет необходимо регистрировать надувные лодки и каяки, раз не сказано обратного?

Но на самом деле все осталось в том же виде что и было, ведь порядок регистрации определяется не правилами пользования, а кодексом внутреннего водного транспорта. В 16 статье кодекса по прежнему описаны категории судов, не подлежащих регистрации, это:

суда весом до 200 кг. с использованием мотора до 8 Кв.

Спортивные парусные суда длиной до 9 м.

несамоходные беспалубные суда длиной до 12 м.

Это значит что если вашей лодке не требовалась регистрация по старым правилам, то не потребуется и по новым. Более того, новые правила однозначно говорят о том что если вашему судну не нужна регистрация, то и у вас не должно быть документов, подтверждающих права управления судном — раньше недобросовестные инспекторы ГИМС могли пытаться выписать штраф за отсутствие удостоверения.

Лодка Flinc FT290L надувная зеленая

Лодка Boat Master BM 250 Эгоист люкс надувная зеленая

Лодка Мастер лодок Аква Оптима 190 зеленая

Лодка Мастер лодок Аква 3200 СК зеленая

Лодка Мастер лодок Аква Оптима 260 зеленая

Лодка Мастер лодок Аква 2900 СК зеленая

Лодка Мастер лодок Аква Оптима 260 НД зеленая

Лодка Мастер лодок Аква Оптима 240 зеленая

Лодка Boat Master Феникс 280T Люкс надувная зеленая

1-7_1.jpg

Изменения правил движения судов

Значительная часть новых правил посвящена приоритету и порядку входа на разные водные объекты.

Например, при маневрировании судов очевидно указано на правило приоритета правой руки, как в дорожном движении. Также парусные суда обладают абсолютным приоритетом - их обязаны пропускать все, тогда как моторные суда напротив, обладают самым низким приоритетом и пропускают все остальные типы судов.

При движении вблизи водных объектов скорость судна необходимо ограничивать таким образом, чтобы исключить образование волн.

При буксировки любого судна или устройства отдельный человек должен наблюдать за буксируемым судном или устройством.

Строго запрещено заходить под парусом или мотором в акватории пляжей и мест массового прибрежного отдыха.

Также запрещено швартоваться, останавливаться и становиться на якорь в пределах фарватера, возле навигационных знаков, под мостами.

Безопасность

Ну и важное нововведение, к которому подводили последние несколько лет — обязательное ношение спасательного жилета во время плавания на любом судне, в том числе и на судах, не подлежащих регистрации. Даже на надувной весельной лодке, и даже если недалеко от берега — надеть жилет все равно придется.

Снимать его можно только в судовых помещениях, что для большинства владельцев маломерных судов означает “носить постоянно”. Спасательные жилеты должны быть как на судоводителе, так и на всех пассажирах, причем подходящего размера и в застегнутом виде “исключающем самопроизвольное снятие при погружении в воду” — то есть плотно затянуты.

Что-то нам подсказывает, что за исполнением этой части новых правил будут следить особенно рьяно, поэтому не забывайте жилеты при выходе на воду. Штрафы начинаются от 500 рублей — а это как раз та сумма, которую вы можете потратить на жилет, и не бояться встречи с инспекторами.

Читайте также: