Балластные воды судов это

Обновлено: 12.06.2024

Автор: Маргарита Бабкова

Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года (Конвенция BWM 2004) должна вступить в силу 8 сентября 2017 года.

Суда, совершающие международные рейсы, должны управлять балластными водами в соответствии с определенными для них стандартами в зависимости от объема балластных вод: при определенных условиях в открытом море или через специальное оборудование (система управления балластными водами, СУБВ), которое устанавливается на судно. Должна быть проведена подготовка членов экипажа, участвующих в управлении балластными водами и назначено лицо командного состава, ответственное за обеспечение Плана управления балластными водами.

Необходимо отметить, конвенция требует наличия в морских портах и на терминалах, где производятся очистка или ремонт балластных танков, достаточных сооружений для приема осадков, учитывая соответствующее Руководство Международной морской организации (ИМО). Такие приемные сооружения должны эксплуатироваться, не вызывая необоснованных задержек судов. Кроме того, они должны обеспечивать безопасное удаление осадков, не причинять ущерба окружающей среде, здоровью человека, имуществу или ресурсам.

Кого касается

Конвенция не применяется к военным кораблям, к судам, у которых имеется не подлежащий сбросу постоянный балласт, к судам, которые эксплуатируются только в водах, находящихся под юрисдикцией одного из государств, подписавших Конвенцию (Стороны Конвенции), и в открытом море, если эта Сторона не решит, что сброс балластных вод с таких судов причинит ущерб окружающей среде.

Представитель РС пояснил, что требования BWM-2004 распространяются на суда, вне зависимости от их даты постройки и типа, которые имеют право плавания под флагом Стороны, подписавшей Конвенцию и которые спроектированы или построены для перевозки балластных вод. В отношении судов государств, не являющихся Сторонами настоящей Конвенции, применяют требования Конвенции по мере необходимости для обеспечения того, чтобы таким судам не предоставлялся более благоприятный режим.

В экспертном сообществе полагают, что после вступления в силу Конвенция BWM 2004 появится необходимость в 20-40 модернизациях судов в день во всем мире. В случае, если судно не может обеспечить очистку балластной воды (после 8 сентября текущего года), вода должна остаться на борту. При этом из-за веса балластной воды на борт судна может быть загружено меньше груза.

В этом случае потери могут достигать до $50 с тонны, потери для одного судна могут исчисляться сотнями тысяч евро.

По данным Владимира Шурпяка, в настоящее время РС одобрено 12 иностранных производителей систем по очистке балластных вод, которые предлагают 84 различные установки, одобренные классификационным обществом.

Готовые решения

Так, представленная в ходе мероприятия разработка группы DAMEN Shipyards Group, инновационная система очистки судовых балластных вод в мобильной конфигурации InvaSave уже получила одобрение типового образца Международной морской организации (IMO, ИМО).

Как отмечают в нидерландской компании, система InvaSave является оптимальным решением для реализации Конвенции BWM в случаях, когда очистка на борту судна по каким-либо причинам не возможна.

Эта установка является альтернативой обычным системам и станет удобным решением для тех судовладельцев, которые не могут или не хотят модернизировать судовую систему. Это связано с тем, что некоторые суда работают на определенных маршрутах или по причине возраста флота, что делает дополнительные инвестиции в такие системы непомерно дорогими.

Система DAMEN InvaSave представляет собой мобильной контейнер, который может быть доставлен на борт баржи или транспортироваться по порту на трейлере или понтоне. Судно, которому необходимо слить балластные воды, подключается к модулю InvaSave, где вода будет очищена и затем слита в порту в полном соответствии со стандартом IMO D2. Для судов с большим объемом балластных вод предоставляются несколько блоков установок.

Евгений Белянин

Такое мобильное решение означает, что балластные воды можно будет подвергать очистке только в месте слива, в отличие от бортовых стационарных установок BWT. Помимо мобильного варианта, блоки InvaSave могут быть выполнены в стационарной модификации и очищать балластную воду на берегу.

В свою очередь директор по продажам BLRT Ship Repair Yards Евгений Белянин рассказал о том, что компания Panasia к настоящему времени установила системы по очистке балластных вод на 770 судов. По его словам, данное оборудование имеет все необходимые сертификаты, в том числе классификационных обществ, среди которых Российский морской регистр судоходства (РС).

Среди особенностей системы Panasia Евгений Белянин отметил, что она применима для любого типа судов и любого тоннажа. Существует вариативность выбора места расположения установки и компонентов, то есть она может быть установлена как в машинном отделении, так и в модуле на открытой палубе. По его словам, система предельно проста в эксплуатации, а также имеет низкие эксплуатационные расходы.

Матс Бьоркендаль

Также в ходе мероприятия компания Evoqua Water Technologies представила свою разработку для очистки балластных вод SeaCURE. Менеджер региональных продаж Evoqua Water Technologies Матс Бьоркендаль пояснил, что система очистки балластных вод SeaCURE от Evoqua используется сочетание фильтрации морской воды с одновременным обеззараживанием ее от микроорганизмов с помощью электрохлорирования. Система SeaCURE была разработана с опорой на технологию противообрастания судов и морских объектов Chloropac MGPS, для соответствия правилам IMO и Береговой охраны США при работе в трех средах с различной степенью солености. По оценке Матса Бьоркендаля, для танкера цена оборудования SeaCURE, оснащенного двумя насосами, производительностью 1,5 тыс.куб. м в час может составлять около $450 тыс.

Отметим, компания DESMI Ocean Guard к настоящему времени уже обеспечила поставку более 50 установок по очистке балластных вод RayClean, основанных на фильтрации и обработке воды ультрафиолетом.

По его оценке, стоимость установки может варьироваться в среднем от $100 тыс. до $175 тыс. в зависимости от производительности.

Владимир Рачин

По его словам, в настоящее время на все строящиеся ОСК морские суда такие системы устанавливаются, за исключением серии атомных ледоколов, которые планируется использовать только на Северном морском пути.

По его словам, компания планирует, что к 2023 году системы очистки балластных вод будут установлены на все суда компании.

Проверять готовы

Между тем, инспекции портового контроля крупнейших российских портов также заранее начали готовиться к вступлению в силу Балластной конвенции.

В частности, осуществляется подготовка инспекторов к проверкам требований конвенции, проводятся семинары, технические занятия на базе Администрации морских портов Балтийского моря.

Александр Волков

Капитан порта пояснил, что при инспекции на судне проверяются: план BWMP, журнал операций BWRB, а также наличие Международного свидетельства по управлению балластными водами IBWMC.

Александр Волков рассказал о нескольких этапах при проведении инспекции.

Так, первоначальная инспекция включает: проверку документации, проверку ответственного лица в экипаже за балластные воды (знание процедур, знание системы балластных вод), а также визуальный осмотр системы балластных вод. Также может быть произведена более детальная инспекция, в ходе которой берутся пробы балластных вод на анализ. В случае, если экспресс анализ балластных вод вызывает сомнения, может быть произведен детальный анализ, который занимает более длительный период.

Среди задач, которые необходимо решить, капитан порта обозначил: отсутствие аккредитованных лабораторий, способных провести анализ проб балластных вод, а также отсутствие инфраструктуры в морских портах для принятия балластных вод, которые нельзя сбрасывать.

В свою очередь выступавший на конференции заместитель капитана морского порта Новороссийск по безопасности мореплавания Владимир Королев рассказал об алгоритме контроля балласта на судах в порту Новороссийск.

По его словам, в минувшем году в порту Новороссийск процент судов, на которых установлено оборудование для обработки балласта с гарантированными характеристиками, составил менее 2,5 %. По данным Владимира Королева, за 2016 год в порту Новороссийск было сброшено 50 млн тонн изолированного балласта.

Отметим, введение Балластной конвенции призвано предотвратить или свести к минимуму возможности переноса вредных водных и патогенных организмов посредством контроля судовых балластных вод и осадков и управления ими.

Балластная вода будет поглощаться посредством морских суден , с тем чтобы обеспечить адекватную устойчивость судна при плавании без груза (балласт перемещения) или только с небольшим грузом . Вода забирается в соответствующие балластные цистерны .

Оглавление

Экологические последствия

Балластная вода всегда и неизбежно содержит организмы, которые попадают в балластные цистерны вместе с водой. Многие умирают там во время вождения (например, из-за отсутствия еды, изменения температуры воды, неподходящего содержания соли и т.п.). Некоторые выживают, и их сливают или выкачивают из судна с балластной водой. Таким образом, они попадают в чужую экосистему . Некоторые организмы там выживают, некоторым из них также удается здесь размножаться и выживать круглый год. Они иммигрировали в экосистему как неозоа . Азиатская мидия Limnotherma protonei в большом количестве распространилась на западном побережье Южной и Северной Америки. У него нет естественных врагов и он мигрирует вверх по рекам. Из-за массового размножения мидии этого типа также могут засорять водотоки и электростанции. Гребневые медузы , завезенные в Каспийское море , также являются инвазивными видами . Наблюдается значительный спад рыболовства, поскольку из-за высокого спроса на планктон он живет в условиях пищевой конкуренции с другими обитающими здесь морскими животными . Помимо рыбной ловли, это также влияет на всю пищевую цепочку, вплоть до осетровых , производителя икры . Даже одноклеточные организмы, такие как красный прилив , которые производят токсины, могут способствовать гибели рыб и даже отравлению людей мидиями, в которых накапливается яд одноклеточных организмов, если они переносятся в чужие страны. прибрежные воды.

Было доказано, что самое крупное животное, унесенное балластной водой, - это китайский шерстистый краб .

Контрмеры


До начала судоходного кризиса (середина 2008 г.) многие торговые суда ходили с максимальной скоростью из-за высоких фрахтовых ставок и цен на фрахт. Чем короче период времени, в течение которого живые существа находятся в балластной воде корабля, тем больше у них шансов на выживание. С начала кризиса и из-за относительно высоких цен на топливо ( мазут ) в течение многих лет многие суда двигались медленно . Таким образом, время между приемом и выпуском водяного балласта больше, чем при быстрой езде.

Для того , чтобы свести к минимуму риска организмов вводятся в водную экосистему, балласт соглашение воды прошли в феврале 2004 года в рамках дипломатической конференции Международной морской организации . Он предусматривает, что в портах (которые часто расположены в устье рек в море) балластная вода может сбрасываться только при соблюдении определенных предельных значений .

Управление балластными водами

В настоящее время существует два различных метода управления водяным балластом:

  • Замена водяного балласта в море
  • Обработка балластных вод на борту.

Замена балластных вод

Для замены водяного балласта используются и принимаются следующие процедуры: при последовательной замене балластной воды цистерна балластной воды сначала полностью опорожняется, а затем снова заполняется свежей морской водой. При проточном методе заполненный балластный резервуар постоянно ополаскивается свежей морской водой. В процессе разбавления морская вода заливается в цистерну балластной воды сверху, а балластная вода одновременно отбирается снизу, так что уровень заполнения остается постоянным.

Очистка балластных вод

Различают механические, физические и химические процессы обработки водяного балласта в соответствии с принципом их действия. Их можно использовать по отдельности или в комбинации. Во многих случаях процессы механического разделения сочетаются с физическими и химическими процессами.

Механический процесс

Процессы механической сепарации часто используются для предварительной обработки водяного балласта. С помощью фильтров или циклонов удаляются организмы и частицы из водяного балласта. Чтобы удалить бактерии и вирусы , используются мембраны, например, для. Б. можно использовать при производстве питьевой воды ( обратный осмос ). Микроорганизмы размером обычно до 0,2 мкм могут быть отделены.

Физические процедуры

Физические принципы действия z. Б. Термическая обработка, УФ-облучение или ультразвуковая обработка.

Во время термической обработки организмы, содержащиеся в воде, подвергаются воздействию температуры, достаточной для их уничтожения. По существу, существует три подхода к термической обработке балластной воды: смешанный предварительный нагрев балластной воды при промывке балластной воды, нагрев балластной воды в танках и нагрев балластной воды при ее приеме или сбросе. Балластная вода в основном нагревается охлаждающей водой двигателя или другими источниками тепла, такими как Б. Вспомогательные котлы .

Дезинфекции балластной воды с помощью УФ - излучения представляет собой процесс дезинфекции , который также известен из лечения питьевой воды. Установка УФ-дезинфекции, через которую протекает вода, по сути, состоит из нескольких кварцевых трубок, в которых расположены УФ-лампы.

При ультразвуковой дезинфекции вода подвергается воздействию звукового поля (от 20 до 400 кГц), так что в жидкости образуются чередующиеся области отрицательного и положительного давления. В фазе отрицательного давления звукового поля в воде образуются пузырьки пара, которые схлопываются как имплозия в последующей фазе положительного давления ( кавитация ). Когда пузырьки пара внезапно схлопываются, возникают ударные волны, которые разрывают клеточные мембраны и таким образом убивают организмы, содержащиеся в воде.

Химический процесс

В случае химической обработки водяного балласта одно или несколько химических веществ добавляются к водяному балласту, прямо или косвенно, посредством электролиза, так что происходит токсическая реакция, которая убивает вредные водные организмы и патогены. Для обеззараживания водяного балласта используются такие вещества, как B. озон , хлор , производные хлора и биоциды, о которых идет речь. Обеззараживание озоном - это процесс, который также известен из обработки питьевой воды и может использоваться для уничтожения бактерий и вирусов в водяном балласте. Поскольку озон нестабилен, он обычно образуется на месте из воздуха или кислорода в генераторах озона или при облучении воздуха ультрафиолетовыми лампами. Хлор и производные хлора также используются на круизных лайнерах для дезинфекции питьевой воды и уничтожения растительных бактерий и многих вирусов. Кроме того, для уничтожения водных организмов, бактерий и вирусов можно использовать различные биоциды.

Работа без замены балластной воды

Эта статья или следующий раздел не обеспечены надлежащим образом подтверждающими документами ( например, индивидуальными доказательствами ). Информация без достаточных доказательств может быть вскоре удалена. Пожалуйста, помогите Википедии, исследуя информацию и добавляя убедительные доказательства.

Тем временем для контейнеровоза была представлена ​​система водяного балласта, которая не требует замены водяного балласта во время эксплуатации и, следовательно, может обходиться без дорогостоящей обработки балластной воды. Посредством подходящего разделения танков и соответствующей системы откачки и трубопроводов с достаточным постоянным количеством балластной воды, достаточная устойчивость для требуемых условий загрузки судна обеспечивается перекачкой между танками. Балластная вода постоянно находится на судне, не контактируя с морской средой, и осадки не могут оседать. Сравнение с идентичным по конструкции обычным контейнеровозом, на котором были рассмотрены различные варианты загрузки, показывает, что этот вариант хорошо подходит. В дополнение к контролю стабильности неповрежденного, в рамках этой студенческой диссертации также была обеспечена герметичность в соответствии с действующими гармонизированными правилами СОЛАС .

Смотри тоже

литература

веб ссылки

Индивидуальные доказательства

    Эта страница последний раз была отредактирована 2 мая 2021 в 17:57.


Балластная вода сбросы с судов могут оказать негативное влияние на морская среда. Сброс водяного балласта и осадков судами регулируется во всем мире в соответствии с Конвенция об управлении балластными водами, с момента его вступления в силу в сентябре 2017 года. Он также контролируется национальными нормативными актами, которые могут быть отдельными от Конвенции, такими как В Соединенных Штатах.

Круизные суда, большие танкеры и балкеры используют огромное количество балластной воды, которая часто принимается в прибрежных водах в одном регионе после того, как суда сбрасывают сточные воды или выгрузку груза, и выгружается в следующем порту захода, где бы больше грузов загружен. Сброс балластных вод обычно содержит различные биологические материалы, в том числе: растения, животные, вирусы, и бактерии. Эти материалы часто включают неместные, неприятные, экзотические виды, которые могут нанести значительный экологический и экономический ущерб водным экосистемам, наряду с серьезными проблемами со здоровьем человека, включая смерть.

Содержание

Проблемные виды

В балластных водах переносятся сотни организмов, которые вызывают проблемные экологические последствия за пределами своего естественного ареала. В Международная морская организация (IMO) перечисляет десять самых нежелательных видов как: [1]

  • Холера Холерный вибрион (различные сорта)
  • Водяная блоха Cladoceran Cercopagis pengoi
  • Варежка краб Eriocheir sinensis
  • Токсичные водоросли (красные / коричневые / зеленые приливы) (разные виды)
  • Круглый бычок Неогобиус меланостомус
  • Североамериканское гребневое желе Mnemiopsis leidyi
  • North Pacific Seastar Asterias amurensis
  • Зебра Мидия Дрейссена полиморфная
  • Азиатская водоросль Undaria pinnatifida
  • Европейский зеленый краб Carcinus maenas

К другим проблемным видам относятся:

Проблемы с водяным балластом по странам

Новая Зеландия

Балластные цистерны в Новой Зеландии перевозят животных и растения, убивающие экосистемы. Балластные цистерны там используются только на грузовых судах. Балластная вода контролируется Закон о биобезопасности 1993 г..

Форма холера, Холерный вибрион, ранее сообщалось только в Бангладеш очевидно прибыл с балластной водой в Перу в 1991 году, в течение следующих трех лет погибло более 10 000 человек. [2]

Соединенные Штаты

В зебра мидия, который является родным для Каспийский и Черное море, приехать Озеро Сент-Клер в балластной воде трансатлантического грузового судна в 1988 году. В течение 10 лет он распространился на все пять соседних Великие озера. Экономическая стоимость этого внедрения была оценена Служба рыболовства и дикой природы США около 5 миллиардов долларов.

Сбросы балластных вод считаются основным источником инвазивных видов в морских водах США, что создает риски для здоровья населения и окружающей среды, а также значительные экономические издержки для таких отраслей, как водоснабжение и электроэнергетика, коммерческое и рекреационное рыболовство, сельское хозяйство и туризм. . [3] Исследования показывают, что экономические затраты только от интродукции моллюсков-вредителей (мидии зебры, Азиатский моллюски др.) в водные экосистемы США составляет более 6 миллиардов долларов в год. [4]

Конгресс прошел Национальный закон об инвазивных видах в 1996 году для регулирования сброса балластных вод. [5] В Береговая охрана выпустил правила балластной воды в 2012 году. [6] Под властью Закон о чистой воде, то Агентство по охране окружающей среды (EPA) опубликовало свой последний Общее разрешение на судно в 2013 году. Разрешение устанавливает числовые лимиты сброса балластной воды для коммерческих судов длиной 79 футов (24 м) и более. [7] В 2014 году EPA выдало отдельное разрешение для небольших коммерческих судов. [7] [8]

Сингапур

Из 818 портов Тихоокеанского региона только на Сингапур приходится около 26 процентов межрегионального (дальнего) обмена видами. Посредством целевого управления балластом в Сингапуре и нескольких других "влиятельных" портах межрегиональный обмен видами в / из Тихоокеанского региона может быть сокращен комбинаторно. [9]

Конвенция ИМО

Цели конвенции - минимизировать ущерб окружающей среде путем:

  • Сведите к минимуму поглощение организмов во время балластировки.
  • Сведение к минимуму поглощения отложений во время балластировки.
  • Замена балластной воды в море (судно должно находиться на расстоянии не менее 200 морских миль от берега с глубиной не менее 200 метров и может использовать проточный или последовательный метод). Следует заменить не менее 95 процентов всего водяного балласта.
  • Обработка водяного балласта химическим или механическим воздействием (УФ-излучение, фильтрация, деоксигенация, кавитация, озон…)

Меры борьбы включают:

  • Международный сертификат управления балластными водами
  • План управления балластными водами
  • Журнал учета балластных вод

Конвенция IMO была ратифицирована достаточным количеством стран и вступила в силу 8 сентября 2017 года. [10]

Балластные системы

Балластными называют группу судовых систем, предназначенных для приема, транспортировки и выкачки водяного балласта (забортной воды) при изменении осадки, дифферента и крена судна. К ним относятся:

  • балластная
  • дифферентная
  • креновая (антикреновая) система

На большинстве морских судов функции всех этих систем выполняет одна балластная путем соответствующего распределения балласта по балластным цистернам.

Балластная система

Балластная система предназначена для приема водяного балласта в цистерны (отсеки) и последующей перекачки и удаления его за борт. Морские суда принимают водяной балласт для получения осадки, обеспечивающей надлежащие мореходные качества в порожнем — балластном — переходе (танкеры, рудовозы и другие суда, совершающие рейсы без груза), для обеспечения необходимой остойчивости при перевозке грузов на верхней палубе (лесовозы, контейнеровозы), для создания правильной посадки судна на ровный киль или с небольшим — не более 0,025— 0,030 L — дифферентом на корму по мере расходования судовых запасов. Для приема водяного балласта на судах используют отсеки двойного дна, пики и диптанки. На танкерах балласт принимают в грузовые и специальные балластные танки, а на рудовозах, для уменьшения в балластном переходе избыточной остойчивости, ухудшающей качку, — в подпалубные цистерны. На сухогрузных и пассажирских судах количество водяного балласта достигает 25—30, а на танкерах 35—50 % водоизмещения судна.

Установка приемных кингстонов

Принимают балластную воду в цистерны, расположенные ниже ватерлинии, самотеком через днищевые или бортовые кингстоны, либо с помощью балластных насосов; удаляют водяной балласт только насосами. Балластную систему оборудуют на всех судах и для обеспечения резерва соединяют с осушительной. Приемные отверстия кингстонов (рис. 8.12) должны быть защищены от обмерзания и засорения. Обычно в балластных системах используют центробежные или поршневые насосы производительностью 100—400 м 3 /ч при напоре 15—20 м вод. ст. Производительность насосов выбирают так, чтобы обеспечить прием (или удаление) балласта из наибольшей цистерны не более чем за два часа, а всего балласта — за шесть—восемь часов. На танкерах, имеющих чисто балластные цистерны, наряду со специальными балластными используют и грузовые насосы. На всех судах кроме основного специального балластного насоса предусматривают резервные, в качестве которых используют осушительные, пожарные и др.

Балластный трубопровод прокладывают, как правило, в двойном дне. Наиболее удобен для этой цели коридор, образуемый на некоторых судах в междудонном пространстве, обычно вдоль вертикального киля. Балластные насосы, располагаемые в МКО (на танкерах — в насосном отделении), объединяют кольцевой магистралью, от которой через распределительные коробки с запорными клапанами в каждую балластную цистерну отводят отдельный трубопровод (рис. 8.13). Трубопровод, идущий в форпик, должен иметь расположенный в форпике разобщительный клапан, управляемый дистанционно с поста, находящегося выше палубы переборок.

Схема балластной системы

Балластный трубопровод изготовляют из стальных бесшовных оцинкованных или футерованных полиэтиленом труб, диаметр которых, определяемый расчетом в зависимости от емкости цистерн, достигает на супертанкерах 400—500 мм. На тех танкерах, где для приема водяного балласта используют грузовые танки, а также на судах, у которых балласт принимают в порожние топливные цистерны (на новых судах, как правило, это не допускается), на отливном трубопроводе необходимо устанавливать сепаратор трюмных вод. Отливной трубопровод выводят за борт выше грузовой ватерлинии на 200—300 мм и заканчивают захлопкой, пропускающей балластную воду за борт, но препятствующей попаданию забортной воды внутрь. Управление насосами и арматурой балластной системы — централизованное, дистанционное.

Дифферентная система

Дифферентная система предназначена для приема в цистерны, перекачки и удаления из них водяного балласта при дифферентовке судна. Ее предусматривают только на тех судах, которые по условиям эксплуатации часто меняют дифферент, например на ледоколах, использующих изменения дифферента для улучшения условий форсирования льда. Система состоит из двух цистерн, носовой и кормовой, общей емкостью около 5—12 % водоизмещения судна; объединяющего их трубопровода; перекачивающего реверсивного насоса и кингстонов — приемного и отливного. На некоторых судах для перемещения воды из одной оконечности судна в другую вместо перекачивания ее насосом применяют продувку сжатым воздухом. Иногда дифферентную систему делают по автономному принципу: носовую и кормовую цистерны не соединяют одним трубопроводом, а оборудуют автономными средствами приема и удаления воды (кингстонами, эжекторами или сжатым воздухом).

Креновая система

Креновая система предназначается для выравнивания крена. Ее оборудуют на ледоколах, которым для освобождения от сжатия льдами, а также схода с кромки льда или снятия с мели необходимо создать крен, а также на паромах и судах с горизонтальной грузообработкой для борьбы с креном, возникающим при перемещении грузов по судну во время грузовых операций (ее на этих судах называют антикреновой системой ).

Устройство креновой системы аналогично устройству дифферентной системы, если не считать, что креновые цистерны (объемом 5—8 % водоизмещения) расположены не в оконечностях судна, а в средней части (это позволяет создавать наибольший кренящий момент). Кроме того, у креновой системы больше диаметр переточных труб (до 700—1000 мм), и поэтому в качестве запорной арматуры применяют клинкеты и поворотные затворы.

Читайте также: