Арбитражный суд рассматривает дела о взыскании с ип обязательных платежей

Обновлено: 16.05.2024

С 1 июня 2016 года вступит в силу Федеральный закон от 02.03.16 № 47-ФЗ, который внес ряд изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В частности, с указанной даты в АПК РФ вводится институт приказного производства. На основании судебных приказов, которые выдаются в течение 10 дней, контролирующие органы смогут взыскивать с организаций и предпринимателей задолженность по налогам и страховым взносам, не превышающую 100 тыс. рублей. А если сумма долга составит от 100 тыс. до 200 тыс. рублей, то заявление контролеров о взыскании будет рассматриваться в упрошенном порядке (то есть в течение двух месяцев). Разумеется, в процессуальных тонкостях арбитражных споров должны разбираться юристы. Однако знать об этих и других изменениях, внесенных в АПК РФ, будет полезно и бухгалтерам, и руководителям организаций, и предпринимателям — ведь далеко не на каждом малом предприятии есть свой юрист. В настоящей статье мы прокомментируем наиболее важные новшества.

Обязательные платежи в сумме до 100 тыс. рублей будут взыскиваться на основании судебных приказов

Так, налоговики могут обратиться в арбитражный суд за взысканием с организации или ИП задолженности по налогам, а территориальные органы ПФР или ФСС — задолженности по страховым взносам (ч. 2 ст. 213 АПК РФ).

Сейчас, согласно статье 212 АПК РФ, дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются по правилам искового производства, то есть в соответствии с главой 13 АПК РФ. В общем случае суд разбирает такие споры в течение трех месяцев (ст. 152 АПК РФ).

Рассмотрим основные особенности приказного производства. Прежде всего отметим, что судебный приказ будет выноситься судьей единолично в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления о взыскании денежных сумм. Причем для этого ни взыскатель, ни должник в суд вызываться не будут. Судебное разбирательство также проводиться не будет. Судья вынесет судебный приказ, который одновременно является исполнительным документом, на основании сведений, указанных в заявлении о взыскании и приложенных к нему бумаг (новые ст. 229.1 и 229.5 АПК РФ).

Однако законодатели ограничили сумму задолженности, которая может быть взыскана таким способом. Налоговики или другие контролеры смогут получить судебный приказ только в том случае, если сумма долга не превышает 100 тыс. рублей (новая ст. 229.2 АПК РФ). Например, если за организацией числится задолженность по налогам на сумму 70 тыс. рублей и организация не погасила долг в добровольном порядке, инспекция сможет обратиться в арбитражный суд для того, чтобы получить судебный приказ на взыскание этой суммы.

Заметим, что в рамках приказного производства будут рассматриваться и другие категории дел. Например, суд сможет выдать судебный приказ, если требования взыскателя вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на документах, из которых следует, что должник признает свое обязательно, но не исполняет его. При этом заявленная цена требований не должна превышать 400 тыс. рублей (новая ст. 229.2 АПК РФ).

Важно отметить, что судебный приказ будет отменен, если должник в течение 10 календарных дней со дня получения копии приказа представит в суд свои возражения. В этом случае налоговики или другие взыскатели должны будут взыскивать задолженность уже в порядке искового производства (новая ст. 229.5 АПК РФ).

Если же должник не представит возражения в указанный срок, то еще через 10 календарных дней судебный приказ вступит в силу. После этого взыскатель сможет начать исполнять судебный приказ самостоятельно (например, обратиться в банк за списанием долга со счета организации) или через службу судебных приставов (новая ст. 229.5 АПК РФ).

Вступивший в силу судебный приказ можно будет обжаловать в арбитражный суд кассационной инспекции (гл. 35 АПК РФ). Особенности рассмотрения апелляционных жалоб на судебные приказы предусмотрены новой статьей 288.1 КоАП РФ.

Уточнен перечень дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства

Напомним, что в общем случае срок рассмотрения дел в упрощенном порядке не должен превышать двух месяцев, которые отсчитываются со дня поступления в суд заявления (искового заявления) взыскателя (ч. 2 ст. 226 АПК РФ). Такие дела рассматриваются без вызова сторон. Судья принимает решение на основании исследования документов и доказательств, представленных лицами, которые участвуют в споре (ч. 5 ст. 228 АПК РФ).

Перечень дел, которые могут быть рассмотрены в рамках упрощенного производства, содержится в статье 227 АПК РФ. Благодаря комментируемым поправкам, с 1 июня 2016 года будут увеличены предельные размеры исков по некоторым категориям таких дел. Так, на основании новой редакции подпункта 1 части 1 статьи 227 АПК РФ в упрощенном порядке будут рассматриваться дела о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц 500 тыс. рублей, а для индивидуальных предпринимателей — 250 тыс. рублей. Напомним, что сейчас в упрощенном порядке разбираются дела, по которым цена иска не превышает для юрлиц 300 тыс. рублей, а для ИП — 100 тыс. рублей.

Также увеличен предельный размер суммы, заявленной в деле о взыскании обязательных платежей и санкций, которое может быть рассмотрено в упрощенном порядке. Сейчас эта сумма не должна превышать 100 тыс. рублей. А после 1 июня 2016 года по правилам упрощенного производства будут разбираться дела о взыскании обязательных платежей и санкций, если общая сумма задолженности составляет от 100 тыс. до 200 тыс. рублей (новая редакция подп. 5 ч. 1 ст. 227 АПК РФ).

Кроме этого, законодатели скорректировали порядок вынесения и обжалования решения по делу, рассмотренному по упрошенной процедуре (ст. 229 АПК РФ). По общему правилу, с 1 июня 2016 года решение по таким делам будет выноситься немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения. Не позднее следующего дня этот документ должен быть опубликован на официальном сайте арбитражного суда. Мотивированное решение по делу судья составит в том случае, если в течение пяти рабочих дней после этой публикации получит соответствующее заявление лица, участвующего в споре. На подготовку мотивированного решения отводится пять рабочих дней.

Также отметим, что с 1 июня 2016 года решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, можно будет обжаловать в апелляционной инстанции в течение 15 рабочих дней со дня его принятия (в настоящее время срок на обжалование составляет 10 дней). Если суд вынес мотивированное решение, то срок на обжалование отсчитывается со дня принятия решения в полном объеме.

Вводится обязательное досудебное урегулирование споров

Комментируемым законом предусмотрено, что по общему правилу спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда только после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию.

Так, начиная с 1 июня 2016 года, заявление в арбитражный суд можно будет подать по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования) другой стороне, если иные срок и/или порядок не установлены законом либо договором (новая редакция ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Данное правило не распространяется на некоторые категории дел, которые перечислены в части 5 статьи 4 АПК РФ. В частности, в перечень исключений попали дела по корпоративным спорам (например, о принадлежности доли в уставном капитале и другие споры, перечисленные ст. 225.1 АПК РФ). За разрешением таких споров можно будет обращаться сразу в суд.

Как было сказано выше, стороны вправе закрепить в договоре иной срок или порядок досудебного урегулирования спора. Например, они могут сократить срок между направлением претензии и обращением в суд. А под иным порядком досудебного урегулирования спора, на наш взгляд, можно понимать обмен корреспонденцией, составление акта о нарушении, подачу заявлений и уведомлений, переговоры и т д.

С 1 июня 2016 года несоблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком будет являться основанием для возвращения искового заявления (новый п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ). В настоящее время арбитражный суд не вправе отказаться принять исковое заявление по причине несоблюдения досудебного порядка разрешения конфликта, если такой порядок не установлен законом или не предусмотрен договором.

В заключение отметим, что комментируемый закон не содержит переходных положений. Это означает, что с 1 июня 2016 года требование об обязательном досудебном порядке урегулирования спора будет применяться и в том случае, если договор, из-за невыполнения условий которого возник спор, был подписан сторонами до указанной даты.

1. Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Комментарии к ст. 212 АПК РФ

Текст комментария: Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"

Авторы: Абсалямов А.В., Абушенко Д.Б., Бессонова А.И., Бурачевский Д.В., Гребенцов А.М., Дегтярев С.Л., Долганичев В.В., Загайнова С.К., Кузнецов Е.Н., Лазарев С.В., Плешанов А.Г., Раздьконов Е.С., Ренц И.Г., Решетникова И.В., Скуратовский М.Л., Соломеина Е.А., Спицин И.Н., Тарасов И.Н., Тимофеев Ю.А., Хазанов С.Д., Халатов С.А., Чудиновская Н.А., Ярков В.В.

1. Часть 1 комментируемой статьи дублирует ч. 1 ст. 189 АПК.

К делам о взыскании обязательных платежей и санкций, исходя из места нормы в структуре АПК, следует относить любые дела, как содержащие спор о праве, так и не содержащие такового, в результате разрешения которого подлежат взысканию денежные средства в счет исполнения публично-правовой обязанности по их уплате, за исключением случаев, когда обязанность по уплате возникла в результате совершения административного правонарушения или преступления.

Если сумма, заявленная ко взысканию, не превышает 100 тыс. руб., то дело подлежит рассмотрению в порядке приказного производства (п. 3 ст. 229.2 АПК). В порядке приказного производства не подлежат разрешению дела, если в них усматривается наличие спора о праве (п. 3 ч. 3 ст. 229.4 АПК), в связи с чем по общим правилам искового производства могут быть рассмотрены требования о взыскании обязательных платежей и санкций и в случае предъявления указанного требования в сумме не более 100 тыс. руб., если в таком деле усматривается спор о праве. Аналогичные последствия должны наступать и в случае отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа по иным основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 229.4 АПК, а также в случае отмены судьей судебного приказа в соответствии с ч. 4 ст. 229.5 АПК.

В порядке, предусмотренном гл. 26 АПК, в том числе подлежат рассмотрению дела о взыскании:

- налогов, сборов и санкций, предусмотренных НК;

- таможенных платежей и санкций, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза;

- страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и санкций (п. 9 ст. 26.6 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");

- финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений (ч. 3 ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования");

- штрафов и пеней за нарушение порядка совершения операций с материальными ценностями государственного резерва (ст. 16 ФЗ от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве");

- штрафа за нарушение обязательных резервных требований, установленных Банком России (ч. 7 ст. 38 ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

- платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную массу свыше 12 т (ст. 31.1 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

- экологического сбора (ст. 24.5 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления");

- платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");

- платы за пользование радиочастотным спектром (п. 4 ст. 23 ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").

Подведомственность дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражному суду определяется в соответствии с общим порядком, установленным ст. ст. 27 и 29 АПК. Применительно к рассмотрению указанной категории дел следует учитывать, что с точки зрения субъектного состава арбитражным судам подведомственны дела о взыскании обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, являющихся организациями, имеющими статус юридического лица, а также имеющих статус индивидуального предпринимателя граждан. В случае взыскания обязательных платежей и санкций с иных лиц дело может быть подведомственно арбитражному суду только в силу прямого указания закона. Статус лица, необходимый для отнесения дела к подведомственности арбитражного суда, должен быть установлен на момент принятия заявления арбитражным судом. Так, если заявление о взыскании обязательных платежей и санкций с гражданина-предпринимателя было принято арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности, а в дальнейшем гражданин утратил статус предпринимателя, то такое дело надлежит продолжить рассматривать в арбитражном суде, однако если гражданин осуществлял предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, то дело о взыскании с него обязательных платежей и санкций следует рассматривать в суде общей юрисдикции в соответствии с порядком, установленным КАС .

Вопрос 11 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике, Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 06.07.2016; Обзор судебной практики ВС РФ N 1 (2014), утв. Президиумом ВС РФ 24.12.2014.

2. Для возбуждения дела о взыскании обязательных платежей и санкций с соответствующим заявлением в арбитражный суд должно обратиться лицо, обладающее правом на обращение в суд с таким требованием, установленным нормативным правовым актом.

В соответствии с буквальным толкованием ч. 2 комментируемой статьи к указанным лицам могут относиться исключительно государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы. Однако в связи с тем, что в настоящее время оператором системы взыскания обязательных платежей может быть не только орган, но и лицо, не обладающее признаками органа, в том числе коммерческие организации - юридические лица, а также индивидуальные предприниматели (например, оператор системы взыскания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную массу свыше 12 т), то считаем возможным расширительное толкование ч. 2 комментируемой статьи и распространение процессуального порядка взыскания обязательных платежей и санкций, предусмотренного гл. 26 АПК, в том числе и права обращения в суд с указанными требованиями, на требования лиц, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами.

Задайте вопрос юристу:

1. Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Комментарии к статье:

1. Часть 1 комментируемой статьи дублирует ч. 1 ст. 189 АПК.

К делам о взыскании обязательных платежей и санкций, исходя из места нормы в структуре АПК, следует относить любые дела, как содержащие спор о праве, так и не содержащие такового, в результате разрешения которого подлежат взысканию денежные средства в счет исполнения публично-правовой обязанности по их уплате, за исключением случаев, когда обязанность по уплате возникла в результате совершения административного правонарушения или преступления.

Если сумма, заявленная ко взысканию, не превышает 100 тыс. руб., то дело подлежит рассмотрению в порядке приказного производства (п. 3 ст. 229.2 АПК). В порядке приказного производства не подлежат разрешению дела, если в них усматривается наличие спора о праве (п. 3 ч. 3 ст. 229.4 АПК), в связи с чем по общим правилам искового производства могут быть рассмотрены требования о взыскании обязательных платежей и санкций и в случае предъявления указанного требования в сумме не более 100 тыс. руб., если в таком деле усматривается спор о праве. Аналогичные последствия должны наступать и в случае отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа по иным основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 229.4 АПК, а также в случае отмены судьей судебного приказа в соответствии с ч. 4 ст. 229.5 АПК.

В порядке, предусмотренном гл. 26 АПК, в том числе подлежат рассмотрению дела о взыскании:

- налогов, сборов и санкций, предусмотренных НК;

- таможенных платежей и санкций, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза;

- страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и санкций (п. 9 ст. 26.6 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");

- финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений (ч. 3 ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования");

- штрафов и пеней за нарушение порядка совершения операций с материальными ценностями государственного резерва (ст. 16 ФЗ от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве");

- штрафа за нарушение обязательных резервных требований, установленных Банком России (ч. 7 ст. 38 ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

- платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную массу свыше 12 т (ст. 31.1 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

- экологического сбора (ст. 24.5 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления");

- платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");

- платы за пользование радиочастотным спектром (п. 4 ст. 23 ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").

Подведомственность дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражному суду определяется в соответствии с общим порядком, установленным ст. ст. 27 и 29 АПК. Применительно к рассмотрению указанной категории дел следует учитывать, что с точки зрения субъектного состава арбитражным судам подведомственны дела о взыскании обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, являющихся организациями, имеющими статус юридического лица, а также имеющих статус индивидуального предпринимателя граждан. В случае взыскания обязательных платежей и санкций с иных лиц дело может быть подведомственно арбитражному суду только в силу прямого указания закона. Статус лица, необходимый для отнесения дела к подведомственности арбитражного суда, должен быть установлен на момент принятия заявления арбитражным судом. Так, если заявление о взыскании обязательных платежей и санкций с гражданина-предпринимателя было принято арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности, а в дальнейшем гражданин утратил статус предпринимателя, то такое дело надлежит продолжить рассматривать в арбитражном суде, однако если гражданин осуществлял предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, то дело о взыскании с него обязательных платежей и санкций следует рассматривать в суде общей юрисдикции в соответствии с порядком, установленным КАС .

Вопрос 11 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике, Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 06.07.2016; Обзор судебной практики ВС РФ N 1 (2014), утв. Президиумом ВС РФ 24.12.2014.

2. Для возбуждения дела о взыскании обязательных платежей и санкций с соответствующим заявлением в арбитражный суд должно обратиться лицо, обладающее правом на обращение в суд с таким требованием, установленным нормативным правовым актом.

В соответствии с буквальным толкованием ч. 2 комментируемой статьи к указанным лицам могут относиться исключительно государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы. Однако в связи с тем, что в настоящее время оператором системы взыскания обязательных платежей может быть не только орган, но и лицо, не обладающее признаками органа, в том числе коммерческие организации - юридические лица, а также индивидуальные предприниматели (например, оператор системы взыскания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную массу свыше 12 т), то считаем возможным расширительное толкование ч. 2 комментируемой статьи и распространение процессуального порядка взыскания обязательных платежей и санкций, предусмотренного гл. 26 АПК, в том числе и права обращения в суд с указанными требованиями, на требования лиц, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами.

1. Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Комментарии к ст. 212 АПК РФ

1. Обязательные платежи, которые возлагаются законом на лиц, осуществляющих предпринимательскую, иную экономическую деятельность, и санкции за их несвоевременное перечисление, отличаются большим разнообразием. Налоговые платежи и сборы, в свою очередь, устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровнях (ст. ст. 13 — 15 НК).

Обязательные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды являются составной частью единого социального налога (ст. 243 НК). К правоотношениям, связанным с их оплатой, применяется законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено специальным законом.

Налоговые органы, имеющие ярко выраженные фискальные функции, применительно к каждому субъекту экономической деятельности проводят систематические выездные и невыездные (камеральные) проверки, по результатам которых принимают решения о взыскании недоимок по обязательным (налоговым и неналоговым) платежам, пени и штрафу.

Недоимки и пени принято относить к одной группе требований, заявляемых в арбитражном суде (п. 9 ст. 46, п. 7 ст. 47 НК), штрафы — к другой (ст. 114 НК). Это объясняется тем, что взыскание недоимок направлено на возмещение задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, предъявленные ко взысканию пени — на компенсацию потерь, вызванных задержкой в перечислении платежа, в то время как начисленные штрафы всегда представляют собой санкции за нарушение срока своевременного перечисления обязательных платежей, иные правонарушения (несоблюдение срока регистрации в органах Пенсионного фонда РФ, несоблюдение кредитной организацией установленных для нее нормативов обязательных резервов, предоставление ею недостоверной информации, неисполнение предписания антимонопольного органа и др.).

Недоимки отличаются от исков тем, что предъявляются властным государственным органом. От иных дел, возникающих из публичных правоотношений, они отличаются имущественным характером.

Формирование законодателем специальной комментируемой главы о порядке рассмотрения арбитражным судом дел, связанных со взысканием обязательных платежей и санкций, направлено на закрепление специфики налоговых и близких к ним иных неналоговых правоотношений, которая направлена на повышение гарантий правосудия при рассмотрении экономических споров и эффективности судебной защиты нарушенного права.

В основе производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций находится базовое исковое производство, общие правила которого здесь широко применяются. Из этого факта вовсе не следует, что налоговый орган и налогоплательщик должны называться истцом и ответчиком.

Процессуальные особенности порядка рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций, которые отличают его от искового производства, закреплены в комментируемой главе.

Названные особенности связаны со следующими обстоятельствами:

  • большинство взысканий по обязательным платежам производится с предприятий во внесудебном порядке. Для этого достаточно решения налогового органа в целях списания денежных средств с расчетного счета хозяйствующего субъекта либо его же постановления для обращения взыскания на имущество должника;
  • основания для взыскания недоимки, пени и штрафа в судебном порядке предусмотрены в налоговом законе (п. 3 ст. 46, ст. 60 НК);
  • налоговые и неналоговые взыскания с индивидуальных предпринимателей производятся только в судебном порядке (ст. 48 НК).

2. Судопроизводство по делам о взыскании недоимок по обязательным платежам и санкций начинается с принятия к производству заявления от контрольного органа (налогового органа, органа социального страхования, Пенсионного фонда, иного государственного органа, органа местного самоуправления, которым переданы функции по взысканию обязательных платежей).

В заявлении контрольного органа должно содержаться требование о взыскании с должников по обязательным платежам обнаруженных недоимок и пени. В этом же заявлении могут быть указаны штрафные санкции за нарушение закона об обязательных платежах.

Читайте также: