Арбитражный суд китая где расположен

Обновлено: 29.04.2024

Наши юридические услуги ˮИсковое заявление в Китайскую международную экономическую и арбитражную комиссию, подготовка и подачаˮ включают в себя:

Анализ ситуации клиента и документации, применимой к спору.

Выработка правовой позиции.

Разработка линии защиты.

Разработка искового заявления.

Согласование искового заявления с клиентом.

Подача искового заявления в комиссию.

Передача клиенту доказательств отправки и всех полученных документов, неприложенных к исковому заявлению.

Результат нашей юридической услуги ˮИсковое заявление в международный коммерческий арбитража в Китаеˮ:

Клиент получает квалифицированную юридическую помощь по подготовке и подаче искового заявления в Китайскую международную экономическую и арбитражную комиссию.

Клиент получает свой экземпляр искового заявления с доказательством направления его в Китайскую международную экономическую и арбитражную комиссию.

Документ, подтверждающие результат нашей услуги:

Подлинное исковое заявление в Китайскую международную экономическую и арбитражную комиссию , с доказательством направления его в суд.

Документы клиента, необходимые для подачи искового заявления в Китайскую международную экономическую и арбитражную комиссию :

Любые документы, содержащие сведения о спорной ситуации, о предметах спора, о правоотношениях сторон спора, о возникновении и развитии отношений (например, договор и акт сверки взаиморасчетов, деловая переписка контрагентов, письма с претензиями, стоимость исполненных обязательств и т.п.).

Доказательство оплаты регистрационного сбора для рассмотрения искового заявления в Китайскую международную экономическую и арбитражную комиссию.

Действия клиента, необходимые для подачи искового заявления в Китайскую международную экономическую и арбитражную комиссию :

Предоставить все документы и сведения о спорной ситуации.

Оплатить регистрационный сбор и передать юристу подлинник квитанции или платежное поручение с отметкой банка об оплате.

Рассмотреть, согласовать и подписать исковое заявление в комиссию.

Преимущества нашей юридической услуги для подачи искового заявления в Китайскую международную экономическую и арбитражную комиссию :

Наши юристы имеют большой опыт ведения претензионной и исковой работы. Разработка и подача исковых заявлений в различные арбитражные суды, включая международные, это их повседневная работа. Обратившись к нам за помощью, Вы получаете квалифицированные услуги опытного юриста, который грамотно подготовит для Вас исковое заявление и подаст его в Китайскую международную экономическую и арбитражную комиссию. Стоимость услуги намного меньше Вашей экономии на судебных хлопотах.

Наши гарантии при подаче искового заявления в Китайскую международную экономическую и арбитражную комиссию:

Мы заключаем договор поручения, в котором указываем перечень поручений, калькуляцию стоимости и график исполнения. Мы вернем Вам деньги в случае нашей виновной ответственности и защитим Вас от требований, которые предъявлены Вам по нашей вине.

Дополнительные услуги, которые могут потребоваться при подаче искового заявления:

Разработка и направление претензий ответчику (должнику, контрагенту).

Переговоры с оппонентом.

Разработка проекта мирового соглашения в рамках судебного урегулирования.

Разработка проекта соглашения о досудебном или внесудебном урегулировании спора, например: дополнительное соглашение, дополнение к договору, соглашение о расторжении и т.п.

Представительство в суде на стадии рассмотрения дела по существу.

Подготовка дополнительных процессуальных и состязательных документов (заявлений, жалоб, пояснений, ходатайств и т.п.).

Риски клиента при самостоятельной подаче искового заявления в Китайскую международную экономическую и арбитражную комиссию :

Отсутствие специальных юридических знаний, включая знания процессуальных и материальных норм права, значительно усложнит процесс составления заявления. Отсутствие квалифицированных навыков может привести к отказу в рассмотрении и возврату Вашего искового заявления или оставлению его без движения.

Риски клиента до заказа, связанные с нарушением норм:

До подачи искового заявления оппонент на законных основаниях может принимать меры по уводу активов, что в последствии может послужить причиной невозможности исполнить решение суда.

Риски клиента после завершения наших услуг:

После подачи искового заявления необходимо квалифицированно противостоять возражениям ответчика, что возможно только при наличии профессиональных юридических знаний.

Справка о правовом регулировании подачи искового заявления в Китайскую международную экономическую и арбитражную комиссию :

Конвенцией ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений

1. Настоящая Конвенция применяется в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений, по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица. Она применяется также к арбитражным решениям, которые не считаются внутренними решениями в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение.

2. Термин ˮарбитражные решенияˮ включает не только арбитражные решения, вынесенные арбитрами, назначенными по каждому отдельному делу, но также и арбитражные решения, вынесенные постоянными арбитражными органами, к которым стороны обратились.

3. При подписании, ратификации или присоединении к настоящей Конвенции или при уведомлении, предусмотренном в статье Х этой Конвенции, любое государство может на основе взаимности заявить, что оно будет применять настоящую Конвенцию в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных только на территории другого Договаривающегося Государства. Оно может также заявить, что оно будет применять настоящую Конвенцию только в отношении споров, возникающих по договорным или иным правоотношениям, которые считаются торговыми по национальному закону государства, делающего такое заявление.

1. Каждое Договаривающееся Государство признает письменное соглашение, по которому стороны обязуются передавать в арбитраж все или какие-либо споры, возникшие или могущие возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным договорным или иным правоотношением, объект которого может быть предметом арбитражного разбирательства.

2. Термин ˮписьменное соглашениеˮ включает арбитражную оговорку в договоре, или арбитражное соглашение, подписанное сторонами, или содержащееся в обмене письмами или телеграммами.

Каждое Договаривающееся Государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений, на условиях, изложенных в нижеследующих статьях. К признанию и приведению в исполнение арбитражных решений, к которым применяется настоящая Конвенция, не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины или сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних решений.

Регламент Лондонского Международного Третейского суда

Статья 1 Обращение в арбитраж

Любая Сторона, желающая возбудить арбитражное разбирательство согласно настоящему Регламенту (ˮИстецˮ), направляет Секретарю Третейского суда (ˮСекретарьˮ) письменное обращение в арбитраж (ˮОбращениеˮ), в которое входит или к которому прилагаются:

a) наименования и адреса Сторон в арбитражном разбирательстве;

b) копии документов контракта, в которых содержится арбитражная оговорка или по которым возникает арбитражное разбирательство;

c) короткое заявление, в котором излагаются характер и обстоятельства спора и указывается содержание исковых требований;

d) заявление по любым вопросам (таким как: место или язык арбитражного разбирательства, либо число арбитров, или их квалификация, или личность), по которым Стороны уже согласились в отношении проведения арбитражного разбирательства или по поводу которых обращающаяся в арбитраж Сторона желает сделать предложение;

e) если в арбитражном соглашении предусматривается выдвижение кандидатур арбитров Сторонами, — полное имя и адрес (а также номера телефона и телекса, если таковые известны) кандидатуры, выдвигаемой Истцом;

f) сбор, установленный в Положении об арбитражных сборах и расходах;

и подтверждает Секретарю, что копии представлены другим Сторонам. Дата получения Секретарем Обращения в арбитраж считается датой начала арбитражного разбирательства.

Статья 5 Ведение арбитражного разбирательства

5.1. Стороны могут договориться об арбитражной процедуре, и им рекомендуется так поступать.

5.2. В отсутствие правил процедуры, согласованных Сторонами или содержащихся в данном Регламенте, Арбитражный суд обладает наишироким усмотрением, допустимым по тому закону, который может быть применим, для обеспечения справедливого, быстрого, экономичного и окончательного разрешения спора.

5.3. В случае если Арбитражный суд действует в составе трех арбитров, Председатель после консультаций с другими арбитрами может выносить постановления по процессуальным вопросам единолично.

Статья 7
Место арбитражного разбирательства

7.1. Стороны могут выбрать место проведения арбитражного разбирательства. Если Стороны не воспользуются таким выбором, местом проведения арбитражного разбирательства будет Лондон, если только Арбитражный суд не определит с учетом всех обстоятельств дела, что другое место является более целесообразным.

7.2. Арбитражный суд может проводить слушания и заседания в любом удобном месте с соблюдением положений статьи 10.2 и при условии, что решение выносится в месте проведения арбитражного разбирательства.

Статья 14 Компетенция Арбитражного суда

14.1. Арбитражный суд вправе сам вынести постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения. Для этой цели арбитражная оговорка, являющаяся частью контракта, должна трактоваться как соглашение, не зависящее от других условий договора. Вынесение Арбитражным судом решения о недействительности договора не влечет за собой ˮipso jureˮ (автоматически) недействительности арбитражной оговорки.

14.2. Заявление о том, что Арбитражный суд не обладает компетенцией, должно быть сделано не позднее представления возражений по иску. Заявление о том, что Арбитражный суд превышает пределы своих полномочий, должно быть сделано сразу после того, как Арбитражный суд выразит свое намерение вынести решение по вопросу, который, по мнению Стороны, выходит за пределы его полномочий. В любом из этих случаев Арбитражный суд может тем не менее принять заявление, сделанное позднее, в соответствии с данным параграфом, если сочтет задержку оправданной.

14.3. В дополнение к компетенции осуществлять полномочия, определенные в других положениях настоящего Регламента, Арбитражный суд компетентен разрешать любой правовой вопрос, возникающий в ходе арбитражного разбирательства; продолжать разбирательство, несмотря на несоблюдение или отказ от соблюдения одной из Сторон настоящего Регламента или распоряжений и предписаний Арбитражного суда либо на неявку на какое-либо заседание или слушание, но только после того, как этой Стороне будет направлено письменное уведомление Арбитражного суда о таком намерении; а также получать и принимать во внимание такие письменные или устные показания, которые Арбитражный суд сочтет относящимися к делу, независимо от того, допустимы они в точном соответствии с законом или нет.

Регламент Китайской международной экономической и арбитражной комиссии.

Статья 3. Компетенция

Арбитражная комиссия принимает к своему рассмотрению следующие споры:

1. Международные споры или споры, связанные с иностранными элементами;

2. Споры, связанные со Специальным административным районом Гонконг, Специальным административным районом Макао и районом Тайвань;

3. Внутринациональные споры.

Статья 5. Арбитражное соглашение

1. Арбитражная комиссия принимает споры к своему рассмотрению на основании арбитражного соглашения о передаче споров на разрешение Арбитражной комиссии, достигнутого между сторонами до возникновения споров или после возникновения споров, и письменного заявления от одной из сторон.

2. Арбитражное соглашение означает арбитражную оговорку, предусмотренную сторонами в договоре или письменное соглашение о передаче споров на разрешение арбитража, достигнутое иным путем.

3. Арбитражное соглашение должно быть составлено в письменной форме. Письменная форма включает в себя договор, письмо, телеграмму, телетайп, факс, обмен электронных данных, электронную почту и иную форму, обеспечивающую фиксацию такого соглашения. При обмене исковым заявлением и отзывом на иск одна из сторон утверждает о наличии арбитражного соглашения, а друга сторона против этого не возражает, то, считается, что существует письменное арбитражное соглашение.

4. Арбитражная оговорка в договоре должна трактоваться как условие, которое самостоятельно и независимо существует от прочих условий договора, а арбитражное соглашение к договору тоже должна трактоваться как часть договора, которая самостоятельно и независимо существует от прочих условий договора, причем изменение, расторжение, прекращение договора, его отчуждение, недействительность, утрата силы, не вступление в силу, аннулирование или заключение ни как не влияет на силу арбитражной оговорки или арбитражного соглашения.

Предостережение о возможных ошибках при выборе услуги ˮИсковое заявление в международный коммерческий арбитраж в Китаеˮ:

Представленная услуга может быть исполнена только, если Вашим договором или контрактом предусмотрена передача спора в арбитражную ассоциацию.

Если эта договоренность не была достигнута, но в досудебном порядке Вы с Вашим контрагентом решили провести спор в арбитражной комиссии, то Вы можете выбрать Китайскую международную экономическую и торговую комиссию, но не ограничиваясь: Международный арбитражный суд Стокгольма , Международный арбитражный суд Лондона , Международный арбитражный суд Парижа , Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ , Американская арбитражная ассоциация , Китайская международная экономическая и арбитражная комиссия .

Если договоренность о специальной подсудности спора не была достигнута в договоре (контакте) и в досудебном порядке, то Ваш спор будет рассмотрен в Арбитражном суде РФ вероятней всего.

Где и как заказать услугу ˮИсковое заявление в Китайскую международную экономическую и арбитражную комиссиюˮ:

Заказать услугу о подаче искового заявления можно прямо на этой странице, кликнув кнопку ˮзаказатьˮ, если Вы определились с услугой.

При необходимости Вы можете подробно ознакомиться со всей информацией по каждому отдельному виду услуг, пройдя по ссылке данных видов.

Многолетний опыт компании Объединенные Юристы является гарантией высокого качества наших услуг по судебной защите.

Исковое заявление в международный коммерческий арбитраж в Китае — это задача для опытных юристов.

экземпляр искового заявления с доказательством направления его в Китайскую международную экономическую и арбитражную комиссию.

регистрационный сбор (устанавливается судом) + гонорары и расходы арбитров + иные административные расходы.


Рассматриваются некоторые проблемы процедуры арбитражных споров на территории Китая. Автором статьи проводится краткий анализ арбитражного законодательства Китая, предлагаются способы правовой защиты российских контрагентов в спорах с китайскими партнерами.

Ключевые слова: Китай, закон КНР об арбитраже, арбитражная комиссия CIETAC, закон КНР о судьях.

Одними из основных условий внешнеторгового контракта являются применимое право и арбитраж. Успешно заключенный международный торговый контракт с китайской стороной не исключает споры между сторонами, которые не могут быть решены путем переговоров. Грамотное составление договора, знание структуры системы суда и обычаев торговых отношений Китая исключат долгосрочные разбирательства.

Тем не менее, разрешение спора в суде имеет некоторые недостатки. Во-первых, стороны договора не всегда достаточно хорошо осведомлены о правилах судопроизводства государства своего оппонента. Во-вторых, та сторона, в стране которой происходит рассмотрение дела в арбитраже, получает преимущества, например, несет существенно меньше расходов, а также существует вероятность того, что суд встанет на сторону контрагента своей страны и вынесет решение в его пользу.

Обращаясь для разрешения спора в арбитраж, стороны ограничены в выборе компетентного суда. Так, процессуальное законодательство России и Китая допускают заключение соглашения о подсудности спора, и в то же время, соглашение не должно противоречить правилам родовой или исключительной подсудности. Например, запрещено выбирать Верховный народный суд КНР в качестве компетентного, если по правилам родовой подсудности спор рассматривается в народном суде основной или средней ступени. Также невозможно передать спор о недвижимости на рассмотрение шанхайского суда, в то время как объект собственности находится в другом регионе, соответственно этот спор находится в подсудности суда по месту нахождения объекта.

Кроме того, стороны ограничены в выборе языка судебного разбирательства, так как по общеустановленным правилам судопроизводство в государственных судах ведется на официальном языке. При рассмотрении спора все документы иностранного контрагента должны быть переведены на официальный язык суда разбирательства.

Стороны не могут выбирать судей и оказывать влияние на их назначение при рассмотрении спора. Однако, контрагенты имеют право требовать отвода судей по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством. В законе КНР об арбитраже список оснований для отвода арбитров закрытый и состоит из пяти обстоятельств:

– судья является стороной по делу и имеет прямые кровные отношения, в течение трех поколений являлся родственником по боковой линии;

– судья и близкие родственники имеют личный интерес к делу;

– судья по отношению к делу выступает свидетелем, защитником, представителем, экспертом;

– судья по отношению к защитнику, представителю в процессе имеет супружеские, родительские отношения, а также отношения сводных родственников (братьев и сестер);

– судья по отношению к любой из сторон имеет взаимосвязанные отношения, которые могут повлиять на беспристрастное рассмотрение дела.

Судом принимается решение в отношении отвода в течение трех дней с момента подачи заявления. Если судом принято решение об отказе в отводе, сторона договора может обраться за пересмотром решения, однако в течение срока пересмотра решения суда лицо, против которого сторона процесса заявила отвод, не отстраняется от рассмотрения дела. Пересмотр решения также осуществляется в течение трех дней.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона КНР о судьях должность судьи может занимать лицо, закончившее колледж или университет не по юридическому профилю, но при этом обладающее профессиональным знанием закона. Соответственно, арбитр китайского суда может не иметь достаточных познаний в области юриспруденции и опыта для правильного разрешения спора, однако, как было уже рассмотрено, этот факт не является основанием для его отвода.

В отличие от арбитражной системы других стран, арбитраж КНР имеет существенные особенности. Так, например, чтобы не допустить коррупции судей в Китае была разработана и внедрена в жизнь коллегиальная структура для принятия решений — арбитражная комиссия. Только этот коллективный орган имеет право принимать решения по всем имущественным и хозяйственным спорам частных и юридических лиц, предпринимательских структур и государственных предприятий.

Основополагающим нормативным документом судебной системы Китая является закон об арбитраже, принятый в 1995 году. В этом нормативном документе впервые обоснована необходимость созыва специальных арбитражных комиссий. Впоследствии сфере арбитража в Китае было уделено внимание, когда разрабатывался и утверждался Гражданский процессуальный кодекс, а также подготавливался и принимался Свод арбитражных правил для Центральных арбитражных органов КНР. В названных документах закреплены следующие постулаты: процедура создания арбитражной комиссии; порядок функционирования новой коллегиальной структуры, процедуры арбитража и принятия решений; правовые вопросы, связанные с участием в арбитражных разбирательствах иностранных компаний; порядок достижения арбитражного соглашения. Все основные процедуры арбитражного разбирательства были коренным образом пересмотрены и адаптированы. Международные специалисты признали китайскую систему организации арбитражных разбирательств одной из самых совершенных в мире. Основополагающим принципом формирования компетентного мнения является использование местных норм закона при рассмотрении спора иностранных компаний, если по договорам не было указано — по законам какой страны следует производить арбитражное разбирательство.

Легитимным в Китае считается только арбитраж, проводимый официально признанными постоянно действующими учреждениями арбитража. Поэтому, выбирая Китай в качестве страны арбитража, стороны автоматически ограничивают себя в выборе применимых процедурных и основных норм. Кроме того, они смогут выбрать арбитров только из списков, предлагаемых учреждением арбитража в Китае, которое избрали стороны.

В Китае существует два вида арбитража: регулирующий споры, связанные с зарубежными странами, и участвующий в разрешении исключительно внутренних споров. В первую категорию входят два учреждения — Китайская комиссия по международной экономике и торговому арбитражу (China International Economic and Trade Arbitration Commission — CIETAC) и Морская арбитражная комиссия, в компетенцию которой входят споры по вопросам судоходства.

Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия CIETAC — основной арбитражный орган в КНР. CIETAC по своему статусу приравнивается к Международной торговой палате, ее решения признают во всем мире. Комиссия находится в Пекине, также существуют филиалы и арбитражные центры — Шанхайский филиал CIETAC, Южно-Китайский филиал CIETAC (г. Шэньчжэнь), Тяньцзиньский международный экономический и финансовый арбитражный центр (филиал CIETAC в г. Тяньцзинь), Юго-Западный филиал CIETAC (г. Чунцин), Арбитражный центр CIETAC в Гонконге.

У арбитражной комиссии CIETAC есть определенные правила, которые необходимо знать до подачи иска. Если противоборствующие стороны пришли к согласию после подачи иска, необходимо сообщить об этом Арбитражной комиссии. Пожелания, не противоречащие законам КНР, арбитрами учитываются. После обращения одной из сторон в арбитражную комиссию CIETAC, вторая сторона вправе подать иск в Народный суд Китая, чтобы оспорить специфику арбитражного спора, поставив под сомнение отношение спора к финансовым вопросам. В этом случае, до вынесения решения Народным судом арбитражная комиссия CIETAC не начнет рассматривать дело.

Чтобы начать арбитражную процедуру, необходимо подать письменную заявку в арбитражную комиссию CIETAC в пяти экземплярах. В соответствии с перечнем требуемых документов вместе в заявкой необходимо предоставить:

– свидетельство о регистрации юридического лица, доверенность на представителя;

– арбитражное соглашение либо в виде отдельного согласованного сторонами документа, либо арбитражная оговорка должна быть отражена в контракте;

– подтверждающие обоснованность претензий документы;

– обоснованная сумма заявленного иска.

При обращении в китайский арбитраж вносится обязательный регистрационный сбор, который рассчитывается по специальной шкале, а также варьируется в зависимости от размера иска. Но кроме суммы официального сбора каждый из участников процесса, как истец, так и ответчик, должны оплатить арбитражные расходы, причем каждый иск порождает очередные расходы. Традиционно, сумма сбора на покрытие арбитражных расходов составляет не менее десяти тысяч юаней, а арбитражный сбор составляет от десяти тысяч до астрономических тысяч юаней.

После подачи заявки в течение пяти дней секретариат арбитражной комиссии CIETAC направит уведомление каждой из сторон о принятии либо отклонении рассмотрения дела. В случае отказа регистрационный сбор не возвращается. Если же дело принято к рассмотрению секретариат направит правила рассмотрения споров и списки финансовых арбитров. Датой начала арбитражного процесса является день отправления уведомления об арбитражном разбирательстве.

После получения уведомления сторонам в течение семи дней необходимо назначить арбитров либо уполномочить на это председателя арбитражной комиссии CIETAC. Максимальный срок на формирование состава арбитров — двадцать дней. Если пропустить этот срок, арбитра уполномочен выбрать председатель комиссии. В состав комиссии входят не только граждане Китая, но и иностранные лица, которые имеют определенную подготовку в правовых вопросах. Но это вовсе не означает, что иностранная компания будет иметь возможность выбрать арбитра-соотечественника, так как председатель комиссии вправе отказать в назначении заявленного стороной лица без объяснения причин.

Уведомление секретариата арбитражной комиссии о дате заседания стороны получают в течение 30 дней до его начала.

Срок арбитражного разбирательства согласно законодательству Китая не превышает девяти месяцев. Принятое решение пересмотру и обжалованию не подлежит. Если какая-либо из сторон не исполняет вердикт арбитражного суда, подобные действия оспариваются в Народном суде КНР. Китайские контрагенты, являясь проигравшей стороной, не оставляют решения арбитражного суда без исполнения, но и в роли выигравшей стороны процесса всегда используют право на обращение в Международную торговую палату для защиты своих интересов.

Как показывает практика, российские предприниматели предпочитают выбирать арбитраж за пределами Китая. Во-первых, процедура обращения в арбитражную комиссию CIETAC достаточно сложна и требует больших затрат. Во-вторых, не вызывает доверие у представителей российского бизнеса квалификация и количество арбитров. В-третьих, китайские суды признают решения арбитражных органов Китая только в том случае, если эти органы входят в ограниченное число постоянно действующих учреждений арбитража. И, наконец, даже обладая знаниями особенностей процедуры арбитражного процесса Китая и законодательства, российским контрагентам следует юридически грамотно составлять международные контракты, отслеживать и документировать каждый момент договоренностей. Китайское арбитражное законодательство содержит достаточное количество нюансов, языковой барьер также является большим препятствием для защиты прав в суде, поэтому чем лучше прописаны условия контракта, тем больше шансов добиться успеха в разрешении арбитражного спора, равно как и выполнения обязательств от партнеров и не довести дело до суда.

Основные термины (генерируются автоматически): CIETAC, арбитражная комиссия, Китай, КНР, сторона, арбитраж, арбитражное разбирательство, рассмотрение спора, спор, суд.

Аннотация. В статье исследуется вопросы защиты прав хозяйствующих субъектов в судебных инстанциях Китайской Народной Республики и Российской Федерации. Рассматриваются особенности системы и деятельности арбитражных судов в РФ и КНР. Перечислены основные различия арбитражных систем РФ и КНР, а также их сходства. Описаны требования к судьям той и другой страны.

Ключевые слова: Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия (КМТЭАК), Китайская комиссия по морскому арбитражу (КМЭК), компетенции арбитражных судов, консенсус, ходатайство, кассационная инстанция.

В различных государствах, существуют определенные способы разрешения экономических споров между хозяйствующими субъектами. Арбитражный суд является важным звеном в системе разрешения таких споров. В современных условиях усиливаются экономические связи между российскими и китайскими предпринимателями, расширяется поле их взаимодействия. В связи с этим встает вопрос о необходимости регулирования возможных разногласий между хозяйствующими субъектами различных стран.

В Российской Федерации арбитражные суды действуют в каждом субъекте федерации. Они являются арбитражными судами первой инстанции [2]. Арбитражных апелляционных судов значительно меньше чем субъектов, так как они объединены географически и в сумме всего – 21 апелляционных суда. Федеральных арбитражных судов округов (кассационная инстанция) в России всего 10 судов, а также Верховный суд Российской Федерации, который осуществляет судебный надзор за деятельностью всех арбитражных судов России и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В Российской Федерации требования к кандидатам в судьи арбитражных судов перечислены в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в статье 4 [3]. Обязательным является наличие высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", отсутствие судимости. Важным в современных условиях требований является отсутствие гражданства (подданства) иностранного государства. Претендент на должность арбитражного судьи должен быть дееспособным, не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. Наличие заболеваний препятствующих осуществлению полномочий судьи не позволит желающему претендовать на должность арбитражного судьи. Определен возрастной ценз- 25 лет и старше. Кроме того, требуется 5 летний стаж работы в сфере юриспруденции. Хотя в Китае требования к возрасту отсутствуют, но требования к наличию 8 летнего опыта работы позволяют сделать вывод что возраст арбитра в

Китае в итоге более высокий чем в РФ.

Порядок подачи заявления в арбитраж в России и в Китае так же значительно отличаются друг от друга. Если в России достаточно подать исковое заявление с пакетом документов, известив копиями ответчика и заинтересованных лиц и оплатив государственную пошлину. Для начала арбитражного процесса в Китае необходимо обратиться ближайший арбитраж соответствующего профиля, который назначит комиссию арбитров.

При обращении в арбитраж в Китае необходимо внести обязательный регистрационный сбор, который вносится авансом. Сбор определяется по специальной шкале и зависит от размера иска составляя 0.5% от суммы иска. В России же платится государственная пошлина в зависимости от того, кто подает заявление: юридическое лицо или физическое, размер пошлины так же зависит от суммы иска, а также от типа заявления, (удобный калькулятор определения размеры пошлины находится на электронном сайте Арбитражного суда РФ) [4].

После назначения комиссии арбитров в Китае необходимо подготовить соответствующее соглашение. В нем излагаются конкретные требования. Необходимо учитывать, что Китайская судебная система включает Народные Суды трех ступеней, а также достаточно большое число специализированных судов: военный, морской, суд железнодорожного транспорта, лесного хозяйства, Шанхайский финансовый суд и т.д.

Арбитражная комиссия в Китае формирует список арбитров в соответствии с их специализацией. В России арбитражные судьи назначаются согласна статье 18 АПК РФ. При этом учитывается объем нагрузки и специализация судей. Используется автоматизированная информационная система для назначения конкретного судьи на данное дело. В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

При обращении в комиссию сторона должна предоставить свое соглашение о компетенции арбитража, иск и его дубликат. По истечении 15 дней истцу вручают регламент и список арбитров, а ответчику помимо этого также вручают дубликат искового заявления. В течение следующих 15 дней сторонам необходимо предоставить свои возражения или решить вопрос об избрании арбитра или уполномочивание на то, Председателя комиссии.

Срок принятия решения установлен в 45 дней с момента образования арбитража, если стороны не договорились о другой дате. Решение о продлении срока принимает Генеральный секретарь Арбитражной комиссии. Однако этот срок не должен превышать 15 рабочих дней. Если дело сложное, и в назначенный срок могут не уложиться сами арбитры, секретарь рассматривает вопрос о переносе даты рассмотрения.

После того как арбитры пришли к консенсусу, они направляют проект решения руководству КМТЭАК. Там его утверждают или же отправляют на доработку. После утверждения решения арбитры подписывают его, и оно вступает в законную силу.

Срок, установленный для вынесения решения, в Китае и России приблизительно одинаков и не может превышать 6 месяцев. Кроме того, в Китае срок варьируется в зависимости от типа арбитражной процедуры. Для обычной процедуры правила КМТЭАК гласят, что суд выносит решение в течение 6 месяцев с даты образования арбитражного суда. В общем порядке, срок составляет 3 месяца, а для внутреннего арбитража 4 месяца. В Арбитражном процессуальном кодексе РФ в статье 152 указано что дело так же должно быть рассмотрено в срок не превышающий 6 месяцев, если кодексом не установлено иное.

Исполнение является обязательным после вступления его в законную силу. В определенных случаях решения подлежат немедленному исполнению.

Согласно ст. 217 Гражданского Процессуального Закона КНР, Народный Суд должен коллегиально рассмотреть арбитражное решение, если одна из сторон предоставит доказательства того, что в договор условие об арбитраже, или в дальнейшем стороны не достигли арбитражного соглашения в письменной форме [5]. В ситуации, когда предмет разбирательства не относится или выходит за рамки компетенции или состав третейского суда либо порядок разбирательства, противоречат закону, арбитражное решение так же рассматривается народным судом коллегиально. Такой же порядок применяется если имело место недостаточное рассмотрение доказательств или законодательство применено ошибочно. Если наличие вышеназванных обстоятельств обстоятельства подтвердятся, то суд выносит определение об отказе в приведении решения в исполнение.

Относительно признания и приведения в исполнение решений иностранных судов следует обратить внимание на то, что при подаче соответствующего заявления в Народный Суд, стороне необходимо руководствоваться Нью-Йоркской Конвенцией, двусторонними соглашениями КНР и принципом взаимности, этот принцип крайне важен в международном арбитражном процессе, для наиболее правильного разрешения вопросов в условиях обилия различных правовых институтов.

Существенным отличием является тот факт, что заявитель (истец) в КНР не имеет права на возмещение процессуальных расходов, в которые включаются оплата пошлин и оплата труда представителя. В этом существенное отличие от правил арбитражного процесса в РФ [6]. Так, глава 9 АПК устанавливает, что на первом этапе (подача искового заявления) судебные расходы несет та сторона процесса, которая обязана в соответствии с законом или решением суда сделать определенные платежи или понести определенные издержки. И только к моменту завершения процесса, когда уже дело подходит к вынесению итогового решения, суд определяет, на чей счет, в каком размере отнести расходы, судебные издержки и с кого их взыскать.

В Китае решение об отказе в признании и приведении в исполнение иностранного решения иностранного суда должно приниматься с одобрения суда вышестоящей ступени. Если суды первой и второй ступени обнаружат несоответствие международного договора, заключенным КНР, принципу взаимности, то решение будет принимать Верховный Народный Суд. Данная практика лишает нижестоящие суды права на отказ признаний и приведения в исполнения решения иностранного суда, но в то же время обеспечивает доскональную перепроверку решения. В России обжалование решения арбитражного суда происходит в суде высшей инстанции, в которую должен обратиться участник спора, неудовлетворенный судебным актом.

Необходимо подчеркнуть, что рассмотрение дел в китайском арбитраже осуществляется на китайском языке и с применением китайского законодательства, если хозяйствующий субъект РФ вступает в договорные отношения с китайской стороной желательно включить в договор арбитражную оговорку о рассмотрении возможных конфликтных ситуаций в международном коммерческом суде при Московской торгово-промышленной палате. Это избавит российскую сторону от необходимости обращаться в арбитраж КНР со всеми вытекающими последствиями.

Признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений в КНР осуществляется в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (далее – Нью-Йоркская конвенция) и Гражданским процессуальным кодексом КНР 1991 г. (в редакции от 31 августа 2012 г.; далее – ГПК КНР).

В соответствии со ст. 283 ГПК КНР признание и приведение в исполнение иностранного арбитражного решения в КНР осуществляется путем подачи стороной заявления в народный суд средней ступени по месту жительства (нахождения) должника или по месту нахождения его имущества. Народный суд решает вопрос о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения в соответствии с международными договорами, заключенными КНР, или в соответствии с принципом взаимности.

Признание и приведение иностранных арбитражных решений в соответствии с принципом взаимности в практике китайских судов пока не встречалось. Нью-Йоркская конвенция носит практически универсальный характер, ее участниками являются 149 из 193 государств-членов ООН, в которых расположены крупнейшие центры международного коммерческого арбитража. В остальных государствах, которые к Нью-Йоркской конвенции не присоединились (например, это Туркменистан, Бутан, Йемен, Папуа-Новая Гвинея, Ангола, ДР Конго, Намибия, Эфиопия, Судан), скорее всего, международный коммерческий арбитраж не очень развит. Можно даже предположить: если в этих странах и будет развиваться арбитраж, то одним из первых шагов станет присоединение к Нью-Йоркской конвенции.

Подсудность заявлений о признании и приведении в исполнение

ГПК КНР определяет только подсудность заявлений о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. В соответствии со ст. 283 ГПК КНР данные заявления подаются в народный суд средней ступени по месту жительства (нахождения) должника или по месту нахождения его имущества. Народные суды средней ступени в КНР относятся к местным народным судам, состоящим из трех ступеней: народные суды основной ступени (народные суды уездов, автономных уездов, городских районов в городах центрального подчинения), народных судов средней ступени и народных судов высшей ступени (народные суды провинций, автономных районов, городов центрального подчинения).

Народными судами средней ступени являются суды окружного уровня, т.е. суды городов с районным делением (включая административные центры провинций и автономных районов) и административных центров округов и автономных округов. В городах центрального подчинения (Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Чунцин) создано несколько народных судов средней ступени (например, в Пекине их три, а в Шанхае – два).

Местом жительства гражданина в КНР признается место его постоянной регистрации. Если место постоянной регистрации и место преимущественного проживания различны, то местом жительства признается место преимущественного проживания при условии что гражданин проживает по новому месту не менее одного года. Местом нахождения организации признается место расположения его основных органов (на практике им считается место регистрации организации).

Перечень документов, необходимых для признания и приведения в исполнение иностранного арбитражного решения в КНР, в ГПК КНР не содержится. Вместе с тем, основной перечень документов определен Нью-Йоркской конвенцией (ст. IV), в соответствии с которой для признания и приведения в исполнение должны быть предоставлены: 1) должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенная копия решения; 2) подлинное арбитражное соглашение или должным образом заверенная копия соглашения; 3) если арбитражное решение и (или) соглашение изложено не на китайском языке – перевод данных документов на язык того государства, в котором испрашивается признание и приведение в исполнение.

Кроме того, при обращении в суд необходимы: 1) заявление о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения с указанием всей необходимой информации; 2) должным образом заверенное подтверждение правового положения заявителя (для физических лиц – удостоверение личности; для организаций – свидетельство о государственной регистрации); 3) доверенность.

Срок давности приведения в исполнение

Срок давности для подачи заявления о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения составляет 2 года (ст. 239 ГПК КНР). Срок исчисляется по следующим правилам: 1) если арбитражное решение предусматривает срок исполнения, то срок давности исчисляется со дня истечения срока исполнения; 2) если арбитражное решение не содержит срока исполнения, то срок давности исчисляется со дня, следующего за днем вручения арбитражного решения; 3) если стороны заключили соглашение, определяющее срок исполнения арбитражного решения, то срок давности исчисляется со дня истечения срока исполнения, предусмотренного соглашением.

Государственная пошлина за подачу заявления о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения состоит из двух частей. Первая часть – пошлина за признание иностранного арбитражного решения – составляет 500 юаней жэньминьби (около 3 тыс. рублей). Вторая часть – пошлина за приведение в исполнение – зависит от суммы, присужденной решением. С части, не превышающей 10 000 юаней жэньминьби (60 тыс. рублей), пошлина составляет 50 юаней жэньминьби (300 рублей); с суммы свыше 10 000 юаней жэньминьби, но не более 500 000 юаней жэньминьби (3 млн. рублей), пошлина составляет 1,5% от суммы; с суммы свыше 500 000 юаней жэньминьби, но не более 5 000 000 юаней жэньминьби (30 млн. рублей), пошлина составляет 1%; с суммы свыше 5 000 000 юаней жэньминьби, но не более 10 000 000 юаней жэньминьби (60 млн. рублей), пошлина составляет 0,5%, с суммы свыше 10 000 000 юаней жэньминьби, пошлина составляет 0,1%.

Читайте также: