Положительная судебная практика о понуждении предоставлении компенсации за аварийное жилье

Обновлено: 13.05.2024

Недавно Верховный Суд РФ обобщил судебную практику рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Одновременно судьями был выработан ряд рекомендаций разрешения подобных споров, предметом которых зачастую является бездействие и ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления своих обязанностей в сфере жилищного строительства.

Впрочем, как показала судебная практика, подавая в суд иски, заявители нередко сами пытаются нарушить административный порядок признания своего жилья аварийным, обойдя его через суд. Причиной этого является банальное незнание закона. В качестве примера в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года, приводятся действия истицы, заявившей в суд требования о признании своей квартиры непригодной для проживания, а также не подлежащей восстановлению путем реконструкции и ремонта.

Суды, отказывая в удовлетворении данных требований, сослались на то, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии и не входит в полномочия судебных органов. Данная комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта или органом местного самоуправления, то есть в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.

Иными словами, решить вопрос о признании жилья аварийным через суд, минуя спецкомиссию, нельзя. Равным образом нельзя обязать и местные администрации признать жилые здания аварийными, непригодными для проживания и предоставить заявителям новые жилые помещения. Понуждение администрации к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.

ВС РФ поддерживает данную позицию, отмечая, что заявительница может обратиться в суд лишь в одном случае. А именно тогда, когда будет налицо бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания.

Таким образом, для того, чтобы признать жилье ветхим необходимо соблюдение законной процедуры. Данная процедура подробно регламентирована Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года. Согласно данному положению, признание жилого помещения пригодным или непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу производится специальной межведомственной комиссией. Для этого требуется наличие заявления собственника помещения (нанимателя), либо заключение органов государственного жилищного надзора.

По результатам работы комиссия принимает решение: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Только потом и именно на основании полученного от комиссии заключения администрация может принять решение и издать соответствующее распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Другое дело, когда вышеуказанное заключение делается комиссией формально, без фактической проверки и обследования жилых помещений. Например, когда вместо проведения строительных и санитарных экспертиз, замеров, снятия параметров микроклимата, обследования несущих конструкций, проверки инженерно-технических систем отопления и электроснабжения, комиссией проводится исключительно визуальный осмотр помещений.

В этих случаях действия, а, скорее всего, бездействие, комиссии могут быть признаны судом неправомерными, а заключение – вынесенным без учета требований законодательства. В противовес заключению комиссии здесь может быть представлено заключение независимого эксперта, нанятого за счет самих жильцов ветхого жилья. Если комиссия не сможет опровергнуть выводы независимой экспертизы, ее действия будут считаться незаконными. Кроме того, о бездействии будет свидетельствовать и отсутствие у комиссии технических заключений и актов органов жилищного надзора, из которых следует соответствие, либо несоответствие состояния помещений требованиям СНиПов.

Установив бездействие комиссии, суд возлагает на нее обязанность в оговоренный срок провести оценку соответствия помещения установленным законом требованиям. В свою очередь недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению. Следовательно, у принявшего его органа возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.

Немало споров вызывает и решение вопроса о предоставлении собственникам (нанимателям) жилья, признанного аварийным, новых жилых помещений. По закону если собственники жилых помещений в аварийном доме не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Нетрудно догадаться, что заключать с жильцами данные соглашения местные администрации не торопятся, ссылаясь на недофинансирование и прочие проблемы местного масштаба. В этих случаях жильцы спешат в суд с требованиями о возложении на администрацию обязанности предоставить им другое пригодное для проживания жилое помещение. Со своей стороны суды отказывают жильцам в удовлетворении таких требований, что, с точки зрения ВС РФ, является правильным.

В обзоре поясняется, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением. Это обусловлено тем, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается лишь обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Следовательно, если соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имеется, суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жильем. С другой стороны, если между органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого, не может быть удовлетворено и требование о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи.

Между тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению, то собственнику жилого помещения в таком доме не может быть отказано в предоставлении другого жилого помещения. И если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жильцы уже на законных основаниях и по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

К слову, даже в тех случаях, когда вопрос с переселением из аварийного жилья уже решен, права и интересы жильцов многими администрациями продолжают нарушаться. Например, путем понуждении к заключению договора мены жилых помещений и принудительного выселения с предоставлением другого жилого помещения. При этом ряд судов полагает возможным удовлетворение исков о принудительном переселении собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах в предлагаемые органами местного самоуправления жилые помещения, ссылаясь на равноценность и благоустроенность предлагаемого жилья.

Другие же суды исходят из того, что предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома. То есть, принудительно переселить жильцов, пусть даже из непригодного для проживания помещения, администрация не имеет права. Причем данную позицию судов ВС РФ и признает правильной и обоснованной.

Теперь что касается выкупа. В соответствии с нормами ЖК РФ, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются путем выкупа изымаемого жилого помещения. При этом выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется, исходя из рыночной его стоимости. По общему же правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Поэтому нетрудно догадаться, что, определяя выкупную стоимость изымаемого жилья, местные администрации в целях экономии средств нередко занижают ее истинное значение.

В связи с этим Пленум ВС дает судам на этот счет ряд важных рекомендаций. Так, при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме. Это объясняется тем, что гражданским законодательством сейчас установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме всегда следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение. Следовательно, стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.

То же самое касается и земельного участка под аварийным домом. Здесь следует обратить внимание на то, что с переходом права собственности на помещение в многоквартирном доме к жильцу переходит и доля в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которого был проведен государственный кадастровый учет. ВС РФ подчеркивает, что поскольку отдельно стоимость земельного участка при выкупе жилого помещения не определяется, так как предназначен он именно для обеспечения возможности пользования жилым помещением, то при определении выкупной цены необходимо учитывать рыночную стоимость принадлежащей ответчику доли в праве общей собственности на земельный участок под домом.

Более того, ВС РФ рекомендует судам учитывать, что выкупная цена изымаемого жилого помещения в обязательном порядке должна включать в себя и все дополнительные расходы убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

В частности, в выкупную стоимость подлежат включению расходы жильца на переезд, оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление договора купли-продажи иного жилого помещения. Разумеется, расходы могут быть учтены лишь в разумных пределах и стоимость роскошных апартаментов и питания в ресторанах на время решения вопроса о выплате выкупной цены никто компенсировать не станет. Все чрезмерные расходы жильцов учету не подлежат.

Стоит отметить, что данный перечень возможных расходов жильцов закрытым не является и при желании может быть расширен. В качестве примера здесь ВС РФ приводит спор относительно размера предложенной администрацией муниципального образования выкупной цены, который не включал сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома.

Установив, что обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена, суд пришел к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

В свою очередь к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах. Соответственно, все вышеуказанные расходы, определенные по рыночным ценам, и подлежат включению в выкупную стоимость жилья.

АКЦИЯ ГОДА


Обзор практики Верховного суда РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам за вторую половину 2020 г.

1. Признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и относятся ли к членам семьи очередников.

2. Непредставление сведений об обеспеченности жильём прописанного, но проживающего отдельно родственника, не считается предоставлением недостоверных сведений при принятии в очередь на жильё

При постановке на жилищный учёт заявитель не сообщил сведений о наличии жилья у брата, прописанного с заявителем, но проживающего отдельно. Выявив этот факт, и на этом основании местная администрация сняла семью заявителя с жилищного учёта.

Суды трёх инстанций согласились с законностью отказа, сославшись на то, что брат является членом семьи заявителя, раз уж с ними прописан. То есть согласие на прописку от всех проживающих означает вселение, да ещё и как члена семьи.

Верховный суд РФ признал такое толкование незаконным по следующим основаниям:

Выявление недостоверных сведений, послуживших основанием принятия на учёт, является одним из оснований снятия с него (пункту 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Под недостоверными сведениями понимаются не любые сведения, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке в очередь.

К членам семьи собственника относятся проживающие с ним супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 ст. 31 ЖК РФ).

При таком положении брат заявителя не был членом её семьи. Сам по себе факт родства не подтверждает принадлежность к одной семье, а площадь принадлежащего брату жилья не должна была учитываться в уровне жилищной обеспеченности семьи заявителя.

Позиция местной администрации о безусловном учёте площади жилья, принадлежащего прописанному с очередниками родственнику, ошибочна.

Таким образом, признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и членами семьи очередников ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).

3. Установление брачным договором иного режима собственности супругов не позволяет учитывать это имущество в собственности супруга очередника

При заключении брака супруги заключили брачный договор, которым определили режим раздельной собственности на совместно нажитое имущество, признав право собственности на жилой дом за супругой, и она зарегистрировала его в ЕГРН.

Поскольку муж состоял в очереди на жильё в Минобороны, Департамент жилищного обеспечения МО РФ снял его с учёта, посчитав обеспеченным жильём за счёт дома супруги.

Отменяя решение жилищного органа, суд первой инстанции сослался на изменение брачным договором режима общей совместной собственности (ст. 42 СК РФ), не позволяющее учитывать дом супруги в уровне жилищной обеспеченности истца.

Апелляционный и кассационный суды решение отменили и отказали в восстановлении в очереди на жильё.

Отменяя постановления судов 2 и 3 инстанций, Верховный суд РФ подтвердил правильность позиции суда 1 инстанции, что брачный договор исключил возможность учёта дома в уровне жилищной обеспеченности супруга – его несобственника ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 3 декабря 2020 г. № 222-КА20-20-К10).

4. Для принятия в очередь на предоставление жилья вне очереди больному хроническим заболеванием из Перечня Минздрава № 987н не обязательно проживать в коммуналке и быть обеспеченным жильём менее учётной нормы

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди предоставляется жильё гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне Минздрава от 29.11.2012 г. № 987н.

Основания их принятия на жилищный учёт указаны в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Перечисление разных оснований через запятую порождает противоречивое применение этой статьи.

Такими доказательствами могут быть разделение лицевых счетов (в целях оплаты ЖКУ), раздельное ведение хозяйства, самостоятельные расходы на приобретение продуктов питания, жалобы участковому об урегулировании семейных конфликтов и др.

Более того, на больных хроническими заболеваниями из Перечня № 987н не распространяется и требование, чтобы площадь занимаемого жилья была менее учетной нормы. И это правильно, т.к. оно предусмотрено другим пунктом статьи - пунктом 2 (а не 4) части 1 ст. 51 ЖК РФ (см. это же решение и определения ВС РФ из п. 3 подготовленного нами Обзора практики Верховного и Конституционного Судов РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам 2018 г.)

5. Для подтверждения невозможности проживания сироты в ранее занимаемом им помещении (в целях предоставления другого жилья), в котором проживает тяжелобольной заболеванием из Перечня № 987н, не требуется фактического совместного проживания с ним

По закону о дополнительных гарантиях социальной поддержки сирот от 21 декабря 1996 г. № 259-ФЗ сиротам должно предоставляться другое жильё в случае невозможности вселения в ранее за ними закреплённое (пункт 4 статьи 8).

Местная администрация отказала сироте в предоставлении жилья, сославшись на непроживание тяжелобольной сестры в квартире, в которой они обои прописаны. То есть сирота жильём обеспечена.

Суды признали отказ законным.

Высшая судебная инстанция с этим подходом не согласилась, указав, что пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ не требует фактического совместного проживания сироты и тяжелобольного родственника для предоставления сироте другого жилья в связи с непригодностью занимаемого ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 17 июня 2020 г. № 47-КА20-1).

6. Непрописанный и невселявшийся в квартиру очередников родственник не является членом семьи очередников, и его жильё не учитывается в уровне их жилищной обеспеченности.

При принятии в очередь на жильё и при его получении учитывается площадь жилья, находящегося в собственности у очередников (при предоставлении квартиры в дополнение к имеющейся).

ЖК РФ признаёт членами семьи только совместно проживающих супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и остальные домочадцы могут быть признаны членами семьи в случае вселения в качестве членов семьи и ведении общего хозяйства.

Таким образом, даже в случае регистрации родственника в квартире очередников по месту жительства, но при раздельном проживании закон не признаёт его членом семьи очередников. И его жильё не учитывается в жилищной обеспеченности семьи очередников.

- у состоящей в очереди на жильё супруги нельзя учитывать квартиру супруга, невселявшегося к ней и непрописанного в её квартире ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24 ноября 2020 г. № 33-КАД20-1-К3 );

8. Основанием снятия с жилищного учёта является обеспеченность жилым помещением по норме предоставления, а не по учётной норме

Жилое помещение предоставляется очередникам по норме предоставления (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это от 18 кв. м на чел.

Для принятия в очередь на жильё используется учётная норма – это площадь жилья в собственности или по соцнайму каждого из очередников для их принятия на жилищный учёт (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это до 10 кв. м на чел. (в коммуналках и общежитиях до 15 кв. м).

Обе нормы устанавливаются местной администрацией (в Москве – Мосгордумой).

В силу положений ЖК РФ под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилья по норме предоставления, а не по учётной норме.

Таким образом, снять с очереди на квартиру можно только в случае, если площадь имеющегося жилья превысит норму предоставления, а не учётную норму ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3).

9. Отказ от участия в приватизации (приобретении доли в праве собственности) не свидетельствует о распоряжении этим жильём (т.е. его площадь не учитывается в уровне жилищной обеспеченности).

10. Закон о статусе военнослужащих не исключает повторного предоставления жилья, если право на первое утрачено по объективным основаниям и уволенный военнослужащий в нём не проживает

Заявителю – уволенной с военной службе по выслуге лет, жилищная комиссия Федеральной службы войск нац.гвардии отказала в принятии на жилищный учёт со ссылкой на предоставление более 20 лет назад от государства двухкомнатной квартиры по договору соцнайма её мужу с учётом её самой. То есть право на однократное жилищное обеспечение за счёт государства ею реализовано.

Кроме того, заявитель отказалась от участия в приватизации этой квартиры (приобретении на себя доли в праве собственности), что расценено как распоряжение этим жильём.

Суды согласились с законностью отказа.

Верховный суд РФ признал эту позицию незаконной по следующим основаниям.

Заявитель развелась с бывшим супругом, оставшимся проживать в этой квартире, более 19 лет назад, выписалась из неё, вступила в новый брак и после этого служила в другом субъекте РФ, членом семьи бывшего мужа давно не является.

Кроме того, суды не дали правовой оценки предусмотренным ст. 83 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 обстоятельствам её постоянного, а не временного выезда из старой квартиры, что подтверждает прекращение ею права на ранее предоставленное жильё ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 23 декабря 2020 г. № 14-КАД20-9–К1 .

Многие граждане вынуждены проживать в старых и ветхих зданиях, которые признаются аварийным жильем, поскольку обладают многочисленными конструктивными недостатками. По закону такие люди имеют право на получение более качественного и современного жилья.

Для этого реализуется процесс расселения, во время которого люди самостоятельно выбирают, будет ли получена новая квартира или компенсация стоимости их недвижимости. Многие люди предпочитают выбирать именно компенсацию, но они должны разобраться в том, как она назначается, а также как рассчитывается, чтобы получить оптимальный размер выплаты.

Выплата и законодательное регулирование расселения

На основании закона, а именно ст. 32 ЖК при признании жилья аварийным, владельцы имеют право на возмещение, размер которого полностью зависит от стоимости данного объекта недвижимости. Оно представлено компенсацией, причем во время ее расчета учитывается место расположения дома, площадь квартиры и другие технические характеристики.

Такие же условия применяются, если участок земли, на котором построен дом, изымается по решению суда, поэтому все владельцы имеют право на равноценное денежное возмещение.

Между муниципалитетом и каждым собственником жилья составляется специальное соглашение, в котором приводится размер и сроки перечисления компенсации. Дополнительно указывается период времени, в течение которого гражданин может проживать в квартире до покупки нового жилья. Обычно для этих целей предоставляется не больше 6 месяцев.

Какая выдается сумма

Для каждого собственника квартиры размер компенсации считается значимым вопросом. По закону требуется учитывать рыночную стоимость объектов, но часто граждане сталкиваются с более примитивным и неправильным расчетом.

Для этого применяется сравнительная методика оценки, которая делится на несколько этапов:

  • выбираются аналогичные объекты недвижимости, находящиеся в регионе;
  • определяется усредненная цена за 1 кв. м.;
  • из-за использования понижающего коэффициента стоимость снижается, для чего учитывается состояние объекта недвижимости, причем такое снижение варьируется от 10 до 50 процентов;
  • полученное значение умножается на квадратную площадь квартиры.

Внимание! Если гражданину принадлежит не только жилье, но и земельный участок, то прибавляется лишь небольшая сумма, которая не учитывает реальную стоимость земли.

При таких расчетах граждане получают слишком маленькую сумму, которой не хватает для покупки нового жилья. Поэтому им приходится судиться с представителями муниципалитета, доказывая свою правоту в суде.

На основании судебной практики, которая утверждена Президиумом ВС, компенсируется не только стоимость аварийного жилья или участка земли, но и рыночная цена без учета износа, а также убытки, которые приходится нести гражданину при смене места проживания. Если во время данного процесса человек арендовал жилье, пользовался услугами грузоперевозок или тратил средства на иные цели, то они возмещаются государством.

Когда выплачивается субсидия

На основании ст. 32 ЖК если дом признается аварийным, то запрещено в нем дальнейшее проживание, собственники квартиры могут самостоятельно выбрать, будет ли ими получена денежная компенсация или другое жилье. Это возможно, если аварийное или ветхое объект входит в региональную программу расселения граждан. Если строение не входит в эту программу, то выдается исключительно компенсация за аварийное жилье .

Выплата дополнительно назначается, если объект изымается у владельцев по решению суда. Выдается денежная сумма исключительно за аварийное жилье. Если же объект признается ветхим, то в нем люди все равно могут жить, поскольку отсутствует опасность для их жизни и здоровья.

Важно! Чтобы признать жилье аварийным, проводится специальная экспертиза межведомственной комиссией, включающей представителей местной администрации, сотрудников МЧС, работников ЖКХ, специалистов градостроительного комитета и других государственных инстанций.

Как получить деньги

Чтобы получить компенсацию стоимости своего жилья, первоначально нужно дождаться, чтобы строение было официально признано аварийным. Именно это условие является обязательным, поэтому если объект считается исключительно ветхим, то оно пригодно для проживания.

Представители местной администрации не заинтересованы в признании объектов аварийными, поэтому жители объекта должны самостоятельно позаботиться о начале проведения экспертизы, для чего составляется специальное заявление.

Порядок действий

Процедура получения компенсации делится на несколько последовательных этапов:

  • сбор документов, которые подтверждают, что состояние жилья является неудовлетворительным, поэтому проживание в этом доме опасно для жизни или здоровья людей;
  • составляется заявление, на основании которого собственники квартир просят представителей муниципалитета признать дом аварийным;
  • направляется документация работникам местной администрации или непосредственно межведомственной комиссии, если она постоянно функционирует в регионе;
  • после проведения заседания комиссии и оценки недвижимости выносится решение о необходимости признания дома аварийным объектом;
  • здание ставится в очередь, причем, чем хуже состояние строения, тем быстрей будут выданы средства для оперативного расселения граждан;
  • собственники квартир получают от представителей администрации предложения о возможности переселения в другую квартиру или получения денежной компенсации, поэтому граждане самостоятельно выбирают подходящий вариант;
  • составляется заявление на имя руководителя администрации, причем в тексте указывается выбранный способ;
  • если выбирается компенсация, то между гражданами и муниципалитетом подписывается специальное соглашение, содержащее данные о размере и сроках перечисления средств;
  • на банковский счет владельца квартиры перечисляется ранее рассчитанная денежная сумма, после чего людям предоставляется несколько дней или месяцев для переселения.

Если размер компенсации не соответствует рыночной стоимости недвижимости, то не рекомендуется подписывать соглашение, поэтому можно увеличить данную сумму через судебное разбирательство.

Какие нужны документы

Чтобы дом был признан аварийным объектом, жители квартир должны подготовить определенную документацию:

  • паспорта и свидетельства о рождении всех владельцев;
  • выписка из ЕГРН, благодаря которой определяются все собственники недвижимости, а также выявляется наличие каких-либо обременений;
  • правоустанавливающая документация, на основании которой изначально жилье было получено владельцами;
  • выписка из домовой книги, которая содержит данные о прописанных лицах;
  • технический паспорт, содержащий сведения о площади квартиры, что упрощает процесс расчета компенсации.

Справка! В каждом регионе действуют собственные нормативы и требования относительно расселения, поэтому может увеличиваться количество документов, которые должны подготовить собственники.

Составление заявления

К собранной документации прикладывается правильно сформированное заявление. Отсутствует строго унифицированная форма, но при составлении текста вносятся следующие данные:

  • сведения обо всех заявителях, представленных собственниками квартир;
  • детальная информация о доме, представленная адресом, этажностью, датой постройки, а также конструктивными особенностями;
  • требование о проведении экспертизы, чтобы выявить фактическое техническое состояние объекта;
  • дата формирования документа;
  • подписи заявителей.

На основании данного документа начинается оценка объекта. Если по результатам обследования действительно выявляется, что дом непригоден для проживания, то он становится в очередь на расселение и ликвидацию.

Собственникам квартир предлагаются новые объекты недвижимости или компенсация. Если выбирается денежная выплата, то между гражданами и представителями муниципалитета подписывается соглашение о выкупе. В тексте содержится точный размер выкупной суммы и дата ее перечисления.

Для заключения данного соглашения собственник квартиры подготавливает паспорт, выписку из ЕГРН, технический паспорт на объект, а также правоустанавливающую документацию.

Деньги переводятся на банковский счет гражданина, причем обычно средства приходят на 10 дней после подписания соглашения. Если человек не соглашается с предлагаемой суммой, то нельзя подписывать соглашение. Увеличить размер компенсации можно через суд.

Какие расходы несет собственник

По закону процесс переселения или получения компенсации не сопровождается появлением каких-либо затрат у владельцев квартир. Но на практике людям приходится сталкиваться с определенными расходами:

  • привлечение независимой организации для проверки технического состояния объекта – от 10 тыс. руб.;
  • нотариальное заверение согласий на получение компенсации от всех владельцев квартиры – от 1 тыс. руб. за каждую бумагу;
  • формирование выписки из ЕГРН – 350 руб.;
  • получение нового технического паспорта – от 10 тыс. руб.

Иногда приходится восстанавливать утерянные или уничтоженные документы, для чего тратится от 5 тыс. руб.

Сроки

Обычно с момента подачи заявления и получения денег проходит от 2 до 4 месяцев. Точный период зависит от технического состояния жилья. Если между гражданами и представителем муниципалитета подписывается соглашение на перечисление компенсации, то деньги перечисляются в течение 10 дней.

Иногда процедура затягивается до полугода, если возникают сложности с подготовкой документов или получением согласий от других собственников квартир.

Как поступить при отказе

Если представители местной администрации настаивают на том, чтобы граждане получили новые квартиры, отказываясь выдавать компенсацию, то такой вопрос решается в судебном порядке. К суду приходится обращаться и при предоставлении слишком маленькой денежной выплаты.

Чиновники намеренно занижают цену, поэтому целесообразно провести независимую экспертизу, чтобы узнать точную рыночную цену объекта без учета износа. Отчет предоставляется судье, после чего обычно удовлетворяются исковые требования, поэтому местная администрация вынуждена выплатить гражданам положенную сумму.

Судебная практика

Владельцы квартир в аварийных домах часто подают исковые заявления, так как им назначается слишком маленькая компенсация. Отказываются от судебных разбирательств только лица, которые срочно нуждаются в деньгах.

Внимание! Практика показывает, что местные суды часто принимают сторону администрации, поэтому гражданам приходится доходить до ВС, а также заказывать независимую оценку.

К самым громким примерам из судебной практики относится:

  • Истец обратился в суд с требованием увеличить компенсацию. Доказательством его правоты выступал отчет независимой оценки. Суммы отличались на 40%, поэтому истец потребовал перерасчета выплаты. После рассмотрения документов судья отказал в удовлетворении иска, поскольку в отчете отсутствовали сведения об аварийности дома.
  • Мужчина подал иск в суд с требованием пересчитать размер компенсации. Предварительно истец оплатил независимую оценку, причем во время проведения экспертизы оценщик учитывал аварийное состояние жилья. Но все равно компенсация от муниципалитета намного ниже положенной суммы. Суд удовлетворил исковые требования, поэтому местная администрация выплатила истцу компенсацию оптимального размера.

Если гражданам действительно предлагается заниженная компенсация, то они при наличии доказательств своей правоты могут оспорить такое решение администрации.

Интересное видео

Полезная информация о компенсации жителям аварийных домов при расселении:

Заключение

При расселении граждан из аварийного жилья власти региона предлагают квартиры или денежные выплаты. При расчете должны учитываться разные характеристики жилых объектов. Если выбирается компенсация, то она должна рассчитываться правильно, а иначе граждане могут подать иск в суд для увеличения выплаты.


1. Для предоставления другого равнозначного жилья взамен признанного аварийным семье нанимателя по договору соцнайма не обязательно состоять на жилищном учёте и иметь статус малоимущего

Предоставление семье нанимателя по договору соцнайма другого жилья взамен признанного аварийным регулируется статьями 86 – 89 ЖК РФ и п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 о применении судами ЖК РФ.

Им должно предоставляться в этом же населенном пункте жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, благоустроенное и отвечающее установленным требованиям. Очередники при сохранении оснований состоять на учёте с него не снимаются.

Эта позиция является вполне обоснованной.

При таком положении не ясно, сохраняется ли актуальность аргументированной правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 марта 2017 г. № 74-КГ17-2, согласно которой:

«Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) ФИО и его семья не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Высшей судебной инстанции следует определиться с единством судебной практики в этом важнейшем вопросе.

2. Другое жилое помещение должно быть предоставлено семье нанимателя по договору соцнайма немедленно независимо от отсутствия опасности для жизни жилья, признанного аварийным

Суд апелляционной инстанции отменил решение городского суда об обязании предоставить семье нанимателя по договору соцнайма другое жилье вне очереди взамен признанного аварийным. Сослался на то, что несмотря на аварийность, реальной опасности для жизни проживающих нет, и местной администрации сначала надо расселить жителей домов, признанных аварийными ранее.

Отменяя апелляционное определение и оставляя в силе решение суда о немедленном предоставлении жилья, Верховный Суд РФ указал об отсутствии вышеназванного условия в федеральном законодательстве.

3. При сносе аварийного дома семье нанимателя по договору соцнайма предоставляется другое жилое помещение РАВНОЗНАЧНОЕ, а не по норме предоставления

Верховный Суд РФ подтвердил свою прежнюю позицию о том, что предоставление другого жилья взамен аварийного носит компенсационный характер и не преследует цель улучшить жилищные условия нанимателей аварийного жилья.

Поскольку эти отношения регулируются не частью 1 ст. 50 ЖК РФ о норме предоставления, а специальными нормами о расселении жилья, непригодного для проживания (статьями 86 – 89 ЖК РФ), другое жилое помещение предоставляется не по норме предоставления, а равнозначное, то есть соответствующее по общей площади ранее занимаемому с не меньшим количеством комнат (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 30 января 2018 г. № 10-КГ17-7).

Несмотря на то, что высшая судебная инстанция вынесла уже несколько десятков подобных решений, нарушения судебной практики происходят повсеместно и ежемесячно.

4. Другое жильё взамен признанного аварийным должно быть предоставлено семье нанимателя по договору соцнайма немедленно независимо от того, включён ли дом в Региональную программу расселения аварийного жилья

Городской суд обязал местную администрацию предоставить семье нанимателя по договору соцнайма другое жилое помещение вне очереди взамен признанного аварийным.

Суд апелляционной инстанции решение отменил, сославшись на невключение этого дома в региональную Программу расселения аварийного жилья, и что дом не грозит обрушением.

5. Надлежащим ответчиком по иску о предоставлении другого жилья взамен признанного аварийным является местная администрация, а не областная

Вступившим в законную силу решением суда удовлетворен иск малоимущей семьи очередников к местной администрации о предоставлении им другой квартиры взамен признанной аварийной.

После этого местная администрация обратилась в арбитражный суд с иском о возмещении денежных средств за квартиру из областного бюджета.

Арбитражные суды трёх инстанций в иске отказали. Верховный Суд РФ оставил постановления без изменения, сославшись на положения статьей 49, 57, 60 и 85 ЖК РФ о том, что именно на местной администрации как на собственнике муниципального имущества лежит обязанность по предоставлению гражданам другого жилья взамен признанного аварийным.

Читайте также: