Апелляционный военный суд это

Обновлено: 18.05.2024

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции. Так, подверглась реформированию система обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу, соответственно этому претерпела изменению и система судов апелляционной и кассационной инстанций. Как заявлялось ранее, целью реформирования системы судов общей юрисдикции явилась необходимость обеспечения беспристрастности в рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций.

В постановлении Пленума ВС РФ от 13.07.2017 г. № 28 указано, что в настоящее время возникла объективная необходимость создания в Российской Федерации структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, которая обусловлена потребностью в функционировании в рамках подсистемы судов общей юрисдикции организационно обособленных судебных инстанций в целях максимального обеспечения их независимости и самостоятельности при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

Как подчеркивается в указанном постановлении Пленума ВС РФ, реформа позволит усовершенствовать инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. При этом ВС РФ ссылается на положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций в системе арбитражных судов.

Порядок апелляционного и кассационного обжалования судебных актов в соответствии с ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г.


Реформированный порядок обжалования судебных актов судов общей юрисдикции в соответствии с положениями ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г. можно представить в виде схемы:

Как видно, верховные суды республики, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (далее- суд субъекта) остаются судами апелляционной инстанции для рассмотрения жалобы на решения районный (городских) судов ОЮ. Апелляционные жалобы на судебные акты мировых судей по-прежнему остаются на рассмотрении районных (городских) судов.

Кассационный суд ОЮ рассматривает кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения судов субъекта РФ, судебные акты апелляционного суда ОЮ.

Кассационные жалобы на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, судов субъекта, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции, направляются в Судебную коллегию ВС РФ (2 кассация).

Апелляционный суд ОЮ рассматривает апелляционные жалобы на судебные акты судов субъектов, принятые ими в качестве суда первой инстанции.

Согласно ФКЗ № 1-ФКЗ кассационный суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа, и в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия.

На основании данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке предусмотрено создание 9 кассационных судов ОЮ.


1 кассационный суд ОЮ- г. Саратов Саратовской области;

2 кассационный суд ОЮ- г. Москва;

3 кассационный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

4 кассационный суд ОЮ- г. Краснодар Краснодарского края;

5 кассационный суд ОЮ- г. Пятигорск Ставропольского края;

6 кассационный суд ОЮ- г. Самара Самарской области;

7 кассационный суд ОЮ- г. Челябинск Челябинской области;

8 кассационный суд ОЮ- г. Кемерово Кемеровской области;

9 кассационный суд ОЮ- г. Владивосток Приморского края;

кассационный военный суд- г. Новосибирск Новосибирской области.

Апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на не вступившие в силу судебные акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Всего, предусмотрено создание 5 апелляционных судов ОЮ.


1 апелляционный суд ОЮ- г. Москва;

2 апелляционный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

3 апелляционный суд ОЮ- г. Сочи Краснодарского края;

4 апелляционный суд ОЮ- г. Нижний Новгород Нижегородской области;

5 апелляционный суд ОЮ- г. Новосибирск Новосибирской области;

апелляционный военный суд- г.о. Власиха Московской области.

Согласно ст. 7 ФКЗ № 1-ФКЗ настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Изменения в системе судов общей юрисдикции предполагают внесение соответствующих изменений в процессуальное законодательство. В настоящее время ВС РФ в ГД РФ подготовлены проекты федеральных законов о внесении изменений в ГПК РФ, КАС РФ (постановление Пленума ВС РФ № 20 от 21.06.2018 г.), КоАП РФ (постановление Пленума ВС РФ № 22 от 21.06.2018 г.).

Апелляционный суд – это судебный орган, занимающий особое положение в структуре правосудия РФ. Определение апелляционного суда следует давать через его основные функции, так в суде можно обжаловать решения, вынесенные нижестоящими судами, и подать жалобу в установленные законодательством сроки.

В суде рассматриваются апелляции – формы обжалования решений, вынесенных судами/мировыми судьями в той или иной отрасли права, которые еще не вступили в законную силу.

Виды апелляционных судов

Внутри судебной системы суды делятся на виды в зависимости от их предметной юрисдикции. Иными словами, каждый из органов правосудия рассматривает свою категорию дел, подходящую под их непосредственные полномочия. Так, выделяют:

  • Апелляционный суд общей юрисдикции. В данном случае, рассматриваются жалобы, связанные с пересмотром решений, принятых другими судами в рамках гражданского, административного и уголовного процессов.
  • Апелляционный военный суд. Является второй инстанцией по отношению к гарнизонным военным судам. Жалоба в суд в данном случае подается в рамках пересмотра дел, касающихся военнослужащих и соблюдения ими контрактных обязательств.
  • Арбитражный апелляционный суд. Данный судебный орган находится на втором месте в иерархии судов и занимается рассмотрение дел в сфере предпринимательства и экономики. Предмет юрисдикции в данном случае является обширным, а право требует включения специалистов узкого профиля, так как арбитражный суд - узконаправленная инстанция.
  • Верховный апелляционный суд. Считается отдельной палатой Верховного суда, которая занимается рассмотрением решений, вынесенных другими апелляционными судами. В результате выносится решение о справедливом или несправедливом приговоре. Верховный суд апелляционной инстанции является главным органом судебной власти в рассматриваемой иерархии судов.

Решение апелляционного суда вне зависимости от рассматриваемого дела реализует одну из важнейших функций государства – эффективная защита граждан.

суд апелляционной инстанции

Она приводится в исполнение под контролем органов, совершающих правосудие в рамках судебной системы нашей страны. И непосредственную помощь в этом оказывают адвокаты.

Полномочия апелляционного суда

Дела в апелляционном суде рассматриваются в несколько этапов, и решения по ним могут быть вынесены в рамках полномочий, ограничивающих деятельность суда. Так, согласно законодательству, апелляционная инстанция может:

  • Оставить решение предыдущей инстанции без изменений. В том случае, если доводы стороны обращения оказались недостаточно убедительными.
  • Отменить решение, вынесенное до апелляционного обращения частично или полностью. В связи с этим дело пересматривается, выносится новое решение для сторон и выходит соответствующее постановление.
  • Полная отмена решения, в связи с которым была подана апелляционная жалоба на решение суда. В данном случае дело полностью закрывается, а изначально поданное исковое заявление остается без рассмотрения.
  • Оставить апелляционную жалобу в суд без рассмотрения, если она была подана с нарушением, установленных законодательством сроков.

постановление апелляционного суда

Для того, чтобы апелляционный пересмотр по делу все-таки состоялся необходимо пройти несколько обязательных этапов, который установлены законодательством РФ. Так, пересмотр решения проходит в 4 обязательных этапа:

Результаты апелляционной жалобы оформляются в официальный документ установленного образца. В него включаются детали рассматриваемого дела, информация о сторонах, выводы к которым пришел судья и размер судебных издержек, которые понесут обе стороны. Данное решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, осуществляющими судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

Военным судам подсудны:

1. уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы; дела о преступлениях, совершенных гражданами в период прохождения ими военной службы или военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов УПК РФ;

2. дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы;

3. гражданские и административные дела по искам и жалобам военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, о нарушении их прав, свобод и законных интересов органами военного управления или воинскими должностными лицами;

4. дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки или права на исполнение судебных актов в разумные сроки по делам, подсудным военным судам;

5. дела по жалобам на действия, бездействие и решения военных прокуроров, следователей и дознавателей по уголовным делам, расследуемым в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

6. материалы о применении к военнослужащим или гражданам, проходящим военные сборы, дисциплинарного ареста за совершение грубых дисциплинарных проступков;

7. вопросы об избрании в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, запрета определенных действий, а также о продлении сроков этих мер пресечения и запретов;

Граждане, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, вправеобжаловать в военный суд действия (бездействие) или решения органов военного управления или воинских должностных лиц, если нарушение их прав, свобод и законных интересов произошло в период прохождения военной службы или военных сборов.

Система военных судов, их состав и компетенция.

В систему военных судов входят:

Ø кассационный военный суд;

Ø апелляционный военный суд;

Ø окружные (флотские) военные суды;

Ø гарнизонные военные суды.

Окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Первым звеном являютсягарнизонные военные суды, действующие на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.

Состав суда: председатель суда, заместители председателя суда, судьи, работники аппарата суда.

В целях приближения правосудия к месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов федеральным законом в составе гарнизонного военного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие.

Компетенция – по 1-ой инстанции эти суды рассматривают:

1) все дела об административных правонарушениях, а также большинство гражданских, уголовных и административных дел, подсудных военным судам, кроме тех, которые отнесены к компетенции окружных (флотских) военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ;

2) материалы о применении дисциплинарного ареста;

3) жалобы на военных прокуроров, следователей и дознавателей;

4) вопросы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, запрета определенных действий, о продлении сроков этих мер пресечения и запретов;

5) вопросы об ограничении некоторых конституционных прав и свобод.

Вторым звеномявляютсяокружные (флотские) военные суды, действующие на территориях одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Состав суда: председатель суда, заместители председателя суда, судьи, работники аппарата суда.

Ø Президиум;

Ø могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы по гражданским делам, по административным делам и по уголовным делам;

Ø могут быть образованы постоянные судебные присутствия.

Компетенция:

Президиум решает только организационные вопросы[1] (например, утверждает составы судебных коллегий; рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики).

Судебные коллегии (судебные составы) выполняют две судебных функции:

а) по 1-ой инстанции рассматривают:

v гражданские и административные дела, связанные с государственной тайной;

v дела по административным исковым заявлениям о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным гарнизонным военным судам;

v уголовные дела о преступлениях, подсудных областным и соответствующим судам;

v 1-ый Восточный окружной военный суд, 2-ой Западный окружной военный суд, Центральный окружной военный суд и Южный окружной военный суд также рассматривают уголовные дела о захвате заложников, о террористических актах и других преступлениях террористической направленности.

б) по 2-ой инстанции в апелляционном порядке проверяют не вступившие в законную силу приговоры и решения гарнизонных военных судов.

Третьим звеномявляетсяапелляционный военный суд (место постоянного пребывания – городской округ Власиха Московской области).

Состав суда: председатель суда, заместители председателя суда, судьи, работники аппарата суда.

Ø Президиум;

Ø могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы по гражданским делам, по административным делам и по уголовным делам.

Компетенция:

Президиум решает только организационные вопросы (например, утверждает составы судебных коллегий; рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики).

Судебные коллегии (судебные составы) по 2-ой инстанции в апелляционном порядке проверяют не вступившие в законную силу приговоры и решения окружных (флотских) военных судов.

Четвертым звеномявляетсякассационный военный суд (место постоянного пребывания – г. Новосибирск).

Состав и структура суда: такие же, как в апелляционном военном суде.

Компетенция:

Президиум решает только организационные вопросы (например, утверждает составы судебных коллегий; рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики).

Судебные коллегии (судебные составы) в кассационном порядке проверяют:

1. вступившие в законную силу приговоры гарнизонных военных судов;

2. вступившие в законную силу решения гарнизонных военных судов и окружных (флотских) военных судов, если они до вступления в силу обжаловались в апелляционном порядке;

3. апелляционные определения и апелляционные приговоры окружных (флотских) военных судов;

4. определения апелляционного военного суда, вынесенные по гражданским и административным делам.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к кассационному военному суду, апелляционному военному суду, окружным (флотским) военным судам и гарнизонным военным судам.

Компетенция: [2]

а) по 1-ой инстанции рассматривает административные дела:

v об оспаривании нормативных и ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, если эти акты касаются прав, свобод и законных интересов военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

v об оспаривании ненормативных актов Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ, если эти акты касаются прав, свобод и законных интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета РФ;

v о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки или права на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

Решения по этим делам, не вступившие в законную силу могут быть обжалованы в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ, а вступившие в законную силу – в Президиум Верховного Суда РФ в надзорном порядке (если они обжаловались в апелляционном порядке).

б) по кассационной инстанции может проверять:

1. определения кассационного военного суда;

2. вступившие в законную силу приговоры окружных (флотских) военных судов, а также определения или приговоры апелляционного военного суда, вынесенные по результатам их пересмотра;

3. вступившие в силу приговоры и решения гарнизонных военных судов, решения окружных (флотских) военных судов, апелляционные определения и апелляционные приговоры окружных (флотских) военных судов, определения апелляционного военного суда, вынесенные по гражданским и административным делам, если они обжаловались в кассационный военный суд.

Кассационные определения Судебной коллегии по делам военнослужащих могут быть обжалованы в Президиум Верховного Суда РФ в надзорном порядке.

[1] До начала деятельности кассационного военного суда президиум окружных (флотских) военных судов в кассационном порядке проверяет вступившие в законную силу приговоры и решения гарнизонных военных судов, а также апелляционные определения и апелляционные приговоры окружных (флотских) военных судов.

[2] До начала деятельности апелляционного военного суда СК по делам военнослужащих в апелляционном порядке проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения окружных (флотских) военных судов.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Ранее Верховным Судом предлагались изменения лишь в порядок апелляционного рассмотрения таких жалоб, но проект поправок был расширен депутатами и теперь включает также рассмотрение в кассации и при надзоре


Пленум ВС принял постановление о внесении на рассмотрение в Думу поправок в УПК, в частности о том, что апелляционные жалобы на промежуточные решения будут рассматриваться судьей апелляции единолично

Также ч. 3 ст. 30 предложено дополнить п. 3, согласно которому рассмотрением уголовных дел в апелляционном суде общей юрисдикции, апелляционном военном суде будет заниматься состав из трех судей. При этом апелляционные жалобы (представления) на промежуточные решения, принятые в качестве суда первой инстанции верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом, будут рассматриваться судьей апелляционного суда единолично.

В обоснование предложенных изменений Верховный Суд указывал, что действующий с 2013 г. порядок апелляционного пересмотра промежуточных судебных решений показал свою эффективность на практике, позволив сократить сроки рассмотрения апелляционных жалоб и представлений без снижения качества принимаемых решений. При этом с 1 октября 2019 г. начали свою деятельность апелляционные суды общей юрисдикции и апелляционный военный суд, к компетенции которых отнесена в том числе и проверка в апелляционном порядке законности и обоснованности промежуточных судебных решений по уголовным делам, вынесенных верховными судами республик, краевыми, областными и равными им судами по первой инстанции. Уже за 6 месяцев 2020 г. апелляционными судами общей юрисдикции рассмотрены апелляционные жалобы и представления на 2362 промежуточных решения нижестоящих судов.

В пояснительной записке отмечается, что принятие поправок позволит, не снижая качества принимаемых решений и уровня гарантий прав участников апелляционного производства, существенно сократить сроки рассмотрения жалоб и представлений на промежуточные судебные решения при производстве в апелляционном суде общей юрисдикции. Также, по мнению разработчиков, изменения позволят более оперативно принимать решения об отмене или изменении неправосудных судебных решений и о восстановлении нарушенных прав сторон, оптимизировать служебную нагрузку судей и работников аппарата судов.

Ко второму чтению законопроект был дополнен, и теперь также предлагается указать в п. 1 ч. 4 ст. 30 УПК, что рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке будет осуществляться судебной коллегией по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, кассационным военным судом в составе трех судей. Исключение, по аналогии с апелляцией, составят уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Также планируется, что уголовные дела с кассационной жалобой (представлением) на промежуточные решения мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда будут рассматриваться судьей кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда единолично.

В п. 2 ч. 4 ст. 30 УПК предусмотрено, что рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке будет осуществляться Судебной коллегией по уголовным делам ВС РФ, Судебной коллегией по делам военнослужащих ВС РФ в составе трех судей. Кроме того, законопроект предлагает дополнить ст. 30 новой ч. 4.1, согласно которой рассмотрение уголовных дел в порядке надзора будет осуществляться большинством членов Президиума ВС РФ.

По ее мнению, только исключение формального подхода к рассмотрению жалоб может преодолеть по большей части обвинительный уклон отечественного правосудия. Соблюдение как сроков, так и гарантий УПК возможно обеспечить и судьей единолично, что в совокупности с оперативными сроками рассмотрения жалоб будет гарантировать защиту прав, свобод и законных интересов участников уголовного процесса, резюмировала адвокат.

Читайте также: