Адвокат медиатор кто это

Обновлено: 04.05.2024

Если вы никогда не были в суде в качестве истца, первый визит может стать большим удивлением. Вы ожидаете, что вас выслушают, рассмотрят доказательства, вникнут в суть дела. По факту - получите слушание, которое длится 5-15 минут.

Статистика конфликтов и споров в судах растет из года в год.

“Согласно данным статистики в 2019 году в арбитражные суды субъектов Российской Федерации (далее – АС СРФ) поступило почти 2 млн 124 тыс. заявлений. Это более чем на 24 тысячи больше показателя 2018 года – 2 млн 100 тыс. (+1,2%). Для сведения: в 2018 году на 7,6% больше в сравнении с 2017 годом*.”

*Обзор судебной статистики о деятельности федеральных арбитражных судов в 2019 году от Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Представьте, в среднем на судью в Арбитражном суде г.Москвы приходится 180 дел в месяц, или 45 дел в неделю, или 9 дел в день. Как считаете, можно успеть хорошо подготовиться к каждому делу, вникнуть, почитать материалы, поработать со сторонами?

Что показывает нам эта статистика:

Участие в разрешении споров - это возможность построить карьеру в сфере, приносящей личное удовлетворение и финансовое вознаграждение.

Поговорим в этой статье о профессиональных “разрешателях споров” - медиаторах, разберем в чем заключается их работа и какие перспективы развития карьеры существуют.

Медиаторы не судят, кто прав или нет в споре, не дают юридических или психологических консультаций. Скорее, они облегчают общение между сторонами, помогают найти конструктивное решение спора.

Что включает в себя работа медиатора:

  • Проведение встреч с участниками спора для обсуждения;
  • Использование медиативных техник для облегчения общения и достижения согласия между сторонами спора;
  • Прояснение проблемы между спорящими сторонами;
  • Выявление их потребностей и интересов;
  • Проведение встреч с экспертами - юристами, психологами, финансовыми консультантами, нотариусами - для получения информации по спорным вопросам;
  • Подготовка соглашения по делу.

Обладатели обеих профессий помогают в решении конфликтных ситуаций, когда люди самостоятельно не могут этого сделать. Но есть важные различия, которые стоит понимать. В таблице ниже представлены некоторые ключевые различия между медиатором и судьей:

Перспективы карьеры медиатора

Прежде чем решить, что вы хотите стать медиатором, рассмотрите перспективы карьеры. Так, в США по данным Бюро статистики труда, 10-летний прогноз трудоустройства медиаторов составляет 10% (что означает 10%-ое увеличение занятости в целом в период с 2016 по 2026 год, что быстрее, чем в среднем для всех других профессий).

В России профессия пока не столь популярна и каких-либо значимых официальных данных нет. Но… Если мы посмотрим на судебную статистику, то перспективы для работы безграничные при низкой конкуренции среди специалистов-медиаторов.

И еще. Сейчас законодатели активно обсуждают принятие нового закона о медиации. По ряду дел медиация станет обязательной стадией. То есть, перед судебным процессом стороны будут обязаны сначала пойти к медиатору, и только потом, если не договорятся - могут обращаться в суд.

Про средний заработок медиатора

На данный момент каких-либо утвержденных тарифов на услуги медиаторов не существует. Медиаторы, как и юристы, адвокаты, коучи и психологи могут самостоятельно определять гонорары и иные виды оплаты за проведение медиации.

Укажу примерные ставки, которые встречаются в открытых источниках:

Бизнес медиация - примерная стоимость около 50 000 рублей за 1 дело. Часто медиаторы берут гонорар успеха - это означает, что клиент заплатит минимум за организацию самого процесса медиации, а вот если соглашение будет достигнуто - то оплатит основную часть. Это выгодно клиентам - по сути, обращаясь к таким медиаторам, они ничем не рискуют, платят за конкретный результат.

Семейная медиация - 2 000 -10 000 рублей за 1 час.

Средняя продолжительность процедуры по медиации - это 2-3 встречи со сторонами, по 3-4 часа.

Услуги медиатора оплачиваются обычно обеими сторонами в равных объемах.

Посчитайте - 3 среднестатистические бизнес медиации - это 150 000 рублей в месяц. Заработок выше среднероссийского при не самой плотной загрузке по времени.

Как стать медиатором, не посещая юридический факультет

Допустим, вам понравилась профессия медиатора. Следующий вопрос, как им стать. Хорошая новость - не нужно учиться несколько лет. Для начала достаточно пройти базовый курс, получить необходимую теорию и практику. Такие курсы, как правило длятся около 2 месяцев, среднее количество часов - 120.

Юридическое образование для того, чтобы быть медиатором, не обязательно.

Да, и еще несколько советов. На практике существует множество областей, где медиация может быть применена в качестве способа решения конфликта, например:

  • семейные конфликты;
  • бизнес конфликты;
  • школьная медиация;
  • трудовые вопросы;
  • недвижимость;
  • споры с потребителями;

Поэтому после базового курса вам, скорее всего, придется углубиться и подробнее изучать то направление, которое будет вам по душе.

Найдите наставника-медиатора

Нетворкинг — проверенный способ выйти на рынок в большинстве областей. Медиация - не исключение. Познакомьтесь с медиаторами в вашем регионе. Объясните, что хотите больше узнать о профессии и возможно самому стать медиатором в будущем.

Как начать работать медиатором

После того, как вы приобретете уверенность в собственных навыках урегулирования споров, вы можете начать свою частную практику.

Для привлечения клиентов будут работать те же способы, что и для юристов.

Еще один вариант - присоединиться к Ассоциации, которая объединяет медиаторов и может помочь вам приобрести опыт и доверие, чтобы в дальнейшем было легче продвигаться самостоятельно в качестве медиатора.

Таких ассоциаций в России пока не много. Как правило, именно они имеют качественные собственные курсы по медиации.

Медиация — перспективная и благодарная миротворческая профессия. Присмотритесь к ней, если у вас есть желание помогать людям, вы любите общаться и вы хотели бы научиться решать даже сложные конфликты с помощью переговоров.

медиация

Медиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая заинтересована в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

Медиатор — специалист, призванный разрешать конфликты с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции. Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон и помогает сторонам найти то решение, которое бы устроило всех участников конфликта.

Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда:

— в будущем стороны могут иметь тесные деловые или личные отношения;
— стороны не заинтересованы в публичном разбирательстве, так как для них очень важна конфиденциальность;
— судебное решение по данному делу, скорее всего, будет обжаловано;
— спор очень сложен в фактическом или юридическом плане;
— спор затрагивает чувствительные для бизнеса вопросы;
— стороны по каким-либо причинам не желают, чтобы их спор рассматривал суд (сроки рассмотрения дела чрезмерно велики, затраты на разбирательство могут свести на нет победу в процессе, результат разбирательства непредсказуем), судебное разбирательство этого дела для сторон бесперспективно.

Вместе с тем для медиации существуют и определенные ограничения. Медиация не может быть применена в криминальных конфликтах или в тех случаях, когда какая-либо из сторон страдает душевной болезнью, не может отвечать за свои поступки, то есть недееспособна. Медиация эффективна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт.

Медиация — публикации и мнения об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника:

В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях всегда принимается самими сторонами, так как медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия, сблизить свои позиции; в некоторых случаях — помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.

Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача — обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.

В общении между собой стороны нередко проявляют максимальную сдержанность из опасения, что другая сторона воспользуется полученной информацией для приобретения переговорного преимущества. Именно для этого и нужен медиатор, который в конфликте не участвует. Он владеет более полной информацией, чем каждая из сторон в отдельности, и, таким образом, видит всю картину спора, что позволяет ему играть роль штурмана, вести стороны по процессу выработки решения и, в конце концов, направлять к совместно принимаемому ими соглашению.

Медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.

Основные особенности медиативных процедур

ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:

Добровольность:

в отличие от судебной тяжбы, вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно обсуждает вопрос добровольности и старается добиться последней от каждой из сторон.

Равноправие сторон:

ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.

Нейтральность, беспристрастность медиатора:

медиатор сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.

Конфиденциальность:

все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.

СПЕЦИФИКА МЕДИАЦИИ:

— свобода выбора;
— опора на справедливость;
— участие в выработке и принятии решения;
— согласие сторон с принятым решением;
— возможность выхода из процесса;
— время и стоимость рассмотрения;
— конфиденциальность;
— гибкость процесса;
— отсутствие коррупционной составляющей.

Вступление обеих спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор – свободно выбранным (в этом отношении медиация сходна с арбитражем в форме третейского суда).

В медиации спорщики сами вырабатывают и принимают решение. Медиатор никаких решений по поводу спорщиков и сути конфликта не принимает.

В суде спорящие стороны обязаны подчиниться судебному решению, даже если (как это нередко бывает) одна, а то и обе стороны этим решением недовольны. В процессе медиации все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе они добровольно берут на себя обязанность выполнять принятое ими совместно решения. Понятно, что стороны делают это, если удовлетворены решением.

В задачу суда входит определить, кто из спорщиков прав и кто виноват (или разделить вину между ними).

Медиация изначально нацелена на поиск согласия. В ходе нее спорщики перестают искать правого и виноватого, а с помощью посредника обсуждают разные варианты решения конфликта и совместно выбирают из них тот, который обе стороны сочтут наилучшим. Медиация ориентирована скорее на то, что каждая из сторон понимает под справедливостью, чем непосредственно на юридические законы, прецеденты или правила.

Риски при медиации минимальны, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса. Медиация проходит конфиденциально. Все остается между сторонами конфликта и медиатором, а последний будет держать в секрете все разговоры и всю информацию. В суде же сторона не может в любой момент прекратить переговоры, а конфиденциальность в принципе невозможна.

Процесс медиации относительно непродолжителен в сравнении с длительностью судебного разбирательства. Это немаловажное преимущество медиации, особенно в наших условиях, когда суды перегружены и рассмотрение дел тянется месяцами, а иногда и годами. К тому же, медиация может обойтись дешевле, чем традиционные судебные процедуры.

Суды перегружены, а ситуация требует незамедлительного решения. На кону — контракты, репутация и личные отношения с партнерами. Как мирно разрешить конфликт, не доводя до затяжных судебных тяжб, рассказывает почетный адвокат России и директор Института медиации РААН Елена Сенина

Почему российские предприниматели пренебрегают медиацией и теряют время, деньги, реноме

Медиация не новая практика для России, однако за 10 лет своего существования данной возможностью Федерального закона от 27.07.2010 №193-ФЗ о заключении медиативного соглашения пренебрегают ввиду сформировавшегося обычая — встретиться в суде, когда коса нашла на камень.

Получается, что в основе любых конфликтов изначально заложены эмоции? И что если их обуздать, то договориться можно обо всем и в принципе ни юристы, ни медиаторы не нужны? Ответ — нет.

В США более 90% разбирательств не доходят до суда, адвокаты присутствуют на медиативных переговорах, так как предварительное урегулирование споров альтернативными способами является обязательной практикой, а судиться дорого, да и долго. Конфликт — это норма, точка роста в отношениях, вопрос только в том, как из него выходить: цивилизованно, конструктивно, элегантно и с пользой для сторон либо разрушая все, что было до этого создано.

Кто ты такой, медиатор?

В России же медиация популяризуется не так быстро. Сегодня постоянно практикующих и опытных профессионалов в этой области можно перечесть по пальцам. Кроме того, существует четкий этнографический тренд, когда институт медиации развивается точечно: такие города, как Липецк, Тула, внедряют эту практику в основном для решения семейных споров, а в некоторых регионах о медиации даже не слышали.

Медиатор — не заинтересованная в конфликте сторона, которая помогает конфликтующим выработать определенное соглашение по спору. Важно, что стороны сами контролируют процесс принятия решения.

В Венгрии в качестве медиаторов нередко выступают два специалиста: психолог и юрист. В Португалии имеется практика привлечения дополнительного эксперта в какой-либо сфере знаний для оказания помощи и содействия медиатору.

Принципы медиации

Добровольность: стороны без принуждения извне принимают решения в рамках процесса и могут, как и медиатор, в любое время отказаться от участия в нем.

Конфиденциальность: никто из участников переговоров не разглашает информацию, которая стала ему известна в ходе процесса; если с согласия обеих сторон медиатором ведутся индивидуальные беседы, он сохраняет в тайне их содержание.

Нейтральность посредника: медиатор, как и нотариус, должен быть независим от всех участников. Для этого действует даже принцип защиты от предположения о пристрастности. Если медиатор перестает сохранять беспристрастность, он обязан отказаться от участия в переговорах.

Равноправие сторон: стороны имеют равные права на внимание медиатора, высказаться, быть выслушанными, отстаивать свои интересы, покинуть стол переговоров в любое время без указания причин.

Сотрудничество сторон: состоит в том, что во время переговоров стороны по очереди высказывают свои предложения для решения конфликта на условиях, приемлемых для обеих сторон. Это возможно при условии сотрудничества и взаимопонимания участников. В Законе о медиации сотрудничество как принцип закрепляется не само по себе, но в совокупности с равноправием. Для наглядности мы решили выделить его отдельно.

О каких ошибках история не умалчивает

Сокрушительным банкротством закончился громкий бизнес-провал проекта Дебби Рейнолдс. История началась с того, что в 1992 году легендарная актриса и певица купила за $2,2 млн старое здание Paddlewheel Casino and Hotel, расположенное не на элитной городской агломерации Лас-Вегас-Стрипе. Только в ремонт собственных средств было инвестировано около $2 млн. Когда компания стала публичной, актриса смогла привлечь еще $7 млн. Задумка была грандиозной, в стиле золотой эпохи Голливуда. Однако владельцем казино являлась отдельная компания, не желавшая делиться выручкой. А когда речь зашла о получении лицензии на игорный бизнес, то без поступления прибыли от отеля невозможно было привлечь финансирование, что, в свою очередь, делало невозможным получение лицензии. Договориться партнерам так и не удалось. Спустя 5 лет после покупки отеля Рейнольдс объявила о банкротстве.

Все эти примеры лишь подтверждают, что умение договариваться — важная часть процесса согласования, а значит, успеха.

Поэтому от медиатора зависит организация и исход переговоров.

В переговорном процессе участники должны следовать правилам:

Отказ от оскорблений, угроз, экспрессивных выражений и повышения тона.

Соблюдение очередности высказываний.

Предоставление достоверной и достаточной для выработки решений информации.

Соблюдение структуры переговорного процесса.

Зачем нужно уметь договариваться

Бывают ситуации, когда заказчик и исполнитель до начала кризиса договариваются о старте ИТ-проекта, что крайне актуально в условиях цифровизации бизнеса. Но, как во многих случаях, во время форс-мажора ресурсы заказчика смещаются на решение более неотложных задач.

- Например, компания Suburg не смогла выполнить прописанные в договоре условия, откладывая неприятный разговор о трудностях внутри компании на потом, вызвав конфликтную ситуацию. В этом случае медиативная оговорка позволила возобновить отношения с учетом сложившихся обстоятельств. Выяснение истинной причины, по которой проект сместился по срокам, позволило разрешить конфликт. В ходе переговоров компания Suburg поделилась своими опасениями, что из-за проведения оптимизации бизнес-процессов придется на несколько дней приостановить бизнес. Серия переговоров позволила участникам найти выход. Им стало согласование плана по внедрению нового ИТ-продукта в разных отделах. Реализацию проекта было решено проводить поэтапно, чтобы избежать издержек в и так непростое время.

Еще пример, когда в ходе цивилизованного общения одним удается восстановить свою репутацию, а другим — сэкономить нервы и найти эффективное решение выхода из кризисной ситуации.

- Так, в результате заключения соглашения о проведении медиации в конфликтных ситуациях частная стоматологическая клиника избежала судебного разбирательства. Заключение договора с клиенткой включал пункт медиативной оговорки. Конфликт произошел на почве того, что пациентке клиники задержали по времени оказание услуги по созданию импланта. Женщина требовала компенсацию, во много раз превышающую стоимость самой услуги. Процедура медиации помогла разрешить конфликт мирным путем и не допустить негативных последствий для обеих сторон. В ходе процедуры медиации выяснилось, что для клиентки было важно получить услугу клиники перед ответственным мероприятием, к которому она долго готовилась. Клиника предоставила временный качественный имплант в кратчайшие сроки. Таким образом, конфликт успешно удалось разрешить не в правовом, а медиативном русле.

Отлагательный эффект и возврат к соглашению

С 2019 года медиативное соглашение приобрело силу исполнительного листа в случае его нотариального удостоверения. Для судов это возможность сконцентрировать силы на тех делах, которые требуют их внимания в первую очередь.

Процедура медиации существует с 2011 года, но далеко не каждый практикующий юрист сталкивался с ней или принимал участие в проведении. Рассмотрим, что такое медиация, как осуществляется и для чего нужна.

Кто такой медиатор

Медиатор — независимое лицо, при участии которого стороны принимают решение. Медиатор определяется спорящими сторонами и является посредником, не представляющим ничьих интересов. Задача медиатора — помочь гражданам найти верное и взаимовыгодное решение конфликта. Медиатор является своего рода судьёй, не обладающим судебной властью. По факту медиаторами выступают практикующие юристы или лица с высшим юридическим образованием.

Женщина и мужчина пожимают руки в присутствии мужчины

Задачей медиатора является установление контактов между участками процесса и помощь в поиске взаимовыгодного решения

Требования к медиаторам

Медиаторы могут состоять в профессиональных организациях, осуществляющих деятельность в сфере медиации, либо действовать на непрофессиональной основе. Непрофессиональным медиатором могут быть лица:

  • достигшие возраста восемнадцати лет;
  • обладающие полной дееспособностью;
  • не имеющие судимости.

Профессиональный медиатор должен отвечать следующим требованиям:

  • достигнуть возраста двадцати пяти лет;
  • иметь высшее образование;
  • получить дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.

Медиаторы могут заниматься иной деятельностью, но не вправе занимать государственные и муниципальные должности. Медиаторы не вправе:

  • быть представителем какой-либо стороны;
  • оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
  • осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в её результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
  • делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Диплом о высшем образовании

Профессиональный медиатор должен иметь высшее образование

Для осуществления функций медиатора человек должен обладать определёнными качествами:

  • способностью убеждать;
  • выдержанностью;
  • развитой речью;
  • способностью быстро понимать суть проблемы;
  • терпимостью к позиции других людей, даже если эта позиция простроена на неверном представлении о законности и справедливости.

Требований к базовой специальности медиатора законом не установлено. Существуют курсы подготовки медиаторов, которые не базируются на профессиональном юридическом образовании, но чаще медиаторами выступают практикующие юристы или лица с высшим юридическим образованием.

Оплата труда медиаторов

Деятельность медиатора не является предпринимательской, но профессиональный медиатор работает на платной основе, причём уровень оплаты устанавливается высоким. Проведение одной процедуры оценивается на уровне гонорара адвоката в гражданском процессе. В зависимости от региона этот уровень различный. В развитых областных центрах это сумма составляет от 30 000 рублей. Профессиональные медиаторы состоят в специализированных организациях либо на не совсем законных основаниях сотрудничают с юридическими компаниями, поэтому не вся уплачиваемая сторонами сумма идёт на вознаграждение. По умолчанию оплата производится обеими сторонами в равных частях.

Законом предусмотрена возможность предоставления бесплатных медиаторских услуг на непрофессиональной основе, но фактически такие случаи редки, если не единичны. Тратить время и прилагать усилия для урегулирования чужих проблем едва ли кто захочет из спортивного интереса. К тому же для проведения качественной процедуры требуются профессиональные знания и навыки, определённые психофизиологические качества.

Судебный молоток

Суды должны способствовать развитию медиации

До настоящего времени институт медиации находится в нашей стране в зачаточном положении. Несмотря на то что закон предписывает судам оказывать содействие в развитии медиативных процедур вплоть до предоставления помещений медиаторам и участникам процесса, на практике всё это существует формально либо не существует вообще.

Если первое время после вступления закона о медиации в силу некоторые суды предпринимали попытки перевести участников судебного процесса к медиативной процедуре, предлагали перед началом слушания дела воспользоваться услугами медиаторов, разъясняли, что это такое, то сейчас этого уже не происходит, хотя введение института медиации одной из своих целью преследовало снижение нагрузки на суды.

В связи с малой востребованностью услуг, медиаторов в чистом виде, занимающихся исключительно этой деятельностью, пожалуй, не существует, либо они встречаются только в столице и крупнейших городах. Некоторые практикующие юристы проходят курсы медиаторов для повышения собственной квалификации и расширения круга оказываемых услуг, совмещая оба направления деятельности.

Достоинства и недостатки профессии

Основные недостатки профессии связаны с её ограниченной востребованностью. Случаи проведения полноценных медиативных процедур крайне редки. Люди не понимают смысла медиации и не хотят заканчивать дела медиативным соглашением вместо полноценного судебного решения, исполнение которого обеспечивается силой государства. Исходя из этого невозможно получать достаточный доход даже для обеспечения минимальных потребностей.

У медиатора туманные карьерные перспективы, расти медиатору некуда. Потолок — руководитель специализированной организации или СРО медиаторов, хотя значимость таких организаций невысока в обществе.

С другой стороны, близость профессии медиатора к деятельности судов и отправлению правосудия делает её привлекательной для работающих в сфере юриспруденции. Полученное дополнительное образование медиатора и приобретённые практические навыки являются хорошим подспорьем для юристов и адвокатов. Нередко за юридической помощью обращаются клиенты, проблемы которых невозможно решить ни в судебном, ни в досудебном порядке. В таких случаях медиативное соглашение — единственный способ урегулировать спор в правовых рамках. Медиаторы организовывают встречу сторон, налаживают контакт между оппонентами, ищут общие интересы участников и помогают прийти к взаимовыгодному решению.

Медиативные процедуры проводятся не только в гражданских, семейных или трудовых спорах. С помощью медиации регулируются в том числе споры в экономической сфере, между хозяйствующими субъектами. В этом направлении больше перспектив для развития медиации. Соответственно, медиаторы, специализирующиеся на таких направлениях, имеют больше шансов для профессионального развития. Разрешение спора через медиацию позволяет также избежать дополнительных расходов на пошлины, оплату экспертиз и других расходов, которые стороны понесли бы при разбирательстве в суде.

Работа медиатором помогает устанавливать новые связи, учит строить логические конструкции, развивает навыки убеждения. Опыт работы медиатором может оказаться полезным не только юристам, но и людям других профессий: психологам, преподавателям и пр.

Как стать медиатором

Как стать медиатором, зависит от того, на профессиональном или непрофессиональном уровне предполагается работать. Если для непрофессионального уровня особых требований не предъявляется, то профессиональный в обязательном порядке должен получить дополнительное образование.

МГУ

Дополнительное образование медиатора можно получить на специализированных курсах при вузах

Курс обучения состоит из теоретической и практической частей. По окончании курса профессиональный медиатор может работать в составе специализированной организации, которые могут объединяться в ассоциации и другие объединения. Медиаторы могут работать самостоятельно. Специализированные организации и медиаторы могут объединяться в СРО для разработки единых стандартов и правил медиации.

Несмотря на малую востребованность, медиация имеет свои перспективы и со временем может стать альтернативой судебному разбирательству. Не исключено, что медиация на законодательном уровне по отдельным спорам может быть установлена в качестве обязательной досудебной стадии. В любом случае получение дополнительного образования медиатора не помешает людям с профессией, связанной с общением.

Кто может быть медиатором и почему ими не могут быть госслужащие и муниципальные служащие?

Вопрос о том, кто может быть медиатором не является второстепенным. И ответ на него особенно значим в условиях, когда законодательство формируется при зарождении вида деятельности, а практика еще не сформирована. Для ответа на этот вопрос, прежде всего, нужно задуматься о возможных сферах применения медиации, о ее потенциале как способа урегулирования и предупреждения споров все больше раскрывающемся в последние годы. Также немаловажно определить роль медиатора. Что должен уметь делать медиатор?

Роль медиатора

Модель медиации, на которую ориентируется действующий Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", предполагает, что роль медиатора – это роль организатора процесса, ведущего процедуру медиации, с предельным вниманием относясь к потребностям участников конфликта в отношении процесса, остающегося на протяжении всей процедуры их равноудаленным и равноприближенным помощником в ходе выработки договоренностей по существу спора. В России за основу взята содействующая модель медиации, но с возможностью так называемого "предложения медиатора" полностью оставленной на усмотрение сторон. Такой подход предполагает, что ключевой задачей медиатора является обеспечение сторонам помощи в понимании их реальных потребностей и интересов, налаживании диалога. Медиатор содействует сторонам спора в поиске такого выхода из конфликта, который приемлем для них в равной степени, с которым они согласятся, выполнят добровольно, и с последствиями которого смогут качественно жить. Медиатор должен уметь помочь сторонам спора в восстановлении способности конструктивно общаться между собой, обеспечить условия для формирования общего (разделенного/разделяемого) понимания проблемы (то есть медиатор не заставляет стороны соглашаться друг с другом, но помогает им понять точку зрения, интересы и потребности другого), содействовать сторонам в поиске (выработке и оценке) решения, которое должно быть их собственным, реалистичным, жизнеспособным решением.

Чтобы выполнить эту задачу медиатор должен быть независим от сторон и не иметь заинтересованности в содержательном аспекте разрешения спора. Стороны должны доверять медиатору и полагаться на его профессионализм.

Медиатор опирается на принципы медиации и старается неуклонно следовать этим принципам и требованиям профессиональной этики. Только таким образом, возможно, достичь успеха в медиации.
Одним из самых сложных может оказаться соблюдение нейтральности и беспристрастности. Медиация – это не состязание в доказывании фактов и собственной правоты, а сотрудничество, объединение усилий с оппонентом для разрешения общей проблемы. Такое отношение к процессу разрешения спора не является чаще всего привычным для его участников. Ведь большинство сторон по сегодняшний день считает, что бороться нужно не с проблемой, а с другой (ими) стороной (ами), именно на нее возлагая вину и к ней предъявляя требования. Соответственно стороны чаще всего, стараются привлечь симпатии медиатора на свою сторону. Одновременно, неизбежно постоянно возникает опасность восприятия его сторонами пристрастным или сочувствующим больше одной из сторон.

Медиатор, действует в равной степени в интересах всех сторон спора, поощряя сотрудничество. Он не должен позволять втягивать себя в противостояние сторон (а противостояние есть естественная составляющая конфликта с которой сторонам, даже при самых мирных намерениях, приходится совладать в собственных же интересах). Одна из основополагающих идей медиации – наделение сторон силой и ответственностью за принятие решений по их собственному конфликту. Поэтому, медиатор, каким бы ни было его первоначальное образование – юрист, учитель, психолог, врач, инженер и т.д., находясь в этой роли, главное, чтобы он был медиатором – профессионалом, опирающимся, на свой опыт. Один из сложных навыков медиатора – это умение не позволять его знаниям, опыту, суждениям в той или иной сфере оказывать влияние на его поведение, высказывания, чтобы не нанести ущерб процессу разрешения спора собственниками, которого являются сами стороны.

Медиатор должен быть добропорядочным человеком, с непогрешимой репутацией, вызывающим уважение и доверие у сторон. В странах, где развитие медиации, в большей степени, происходит "снизу" и, уже, на основе сложившейся практики формируется правовая база, во-первых, гораздо ниже риски ограничения доступа к медиативной деятельности на основании принадлежности к той или иной профессии, во-вторых, как показывает практика, в медиацию приходят представители самых разных профессий и, наконец, в-третьих, успешными, востребованными медиаторами также становятся, люди самых разных профессий – юристы, психологи, социологи, политологи, врачи, учителя, инженеры, менеджеры и т.д. Главное, чтобы тот, кто называет себя медиатором, действительно владел навыками этой деятельности на профессиональном уровне.

Теперь можно вернуться к вопросу: Кто же может быть медиатором в России?

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", создавая условия для распространения медиации, позволяет заниматься медиацией на непрофессиональной и профессиональной основе. Статьей 15 этого закона установлены общие требования к медиатору, который может действовать на непрофессиональной основе – достижение совершеннолетия, отсутствие судимости и пр. В соответствии с той же статьей для ведения медиативной деятельности на профессиональной основе необходимо достижение возраста 25 лет, высшее профессиональное образование (медиаторами могут быть представители неограниченного круга профессий) и обучение по специальной программе подготовки медиаторов 1 . Часто задают вопрос, а зачем такое деление? Например, человек обучился медиации, но не занимается этой деятельностью на постоянной основе, не имеет намерений строить карьеру в сфере медиации, не вступает в организацию медиаторов, то есть он занимается медиативной деятельностью на непрофессиональной основе. Или, ученик в школе в рамках проекта "школьная медиация" обучился медиации, и время от времени принимает участие в процедурах медиации, или учитель обучился "школьной медиации" и урегулирует споры в образовательном учреждении – все это деятельность медиатора на непрофессиональной основе 2 . В соответствии с законом, единственное ограничение, которое применяется, к так называемым непрофессиональным медиаторам – споры, которые разрешаются с помощью медиации после обращения сторон в суд, могут урегулироваться лишь с участием медиатора ведущего деятельность на профессиональной основе. В связи с этим, сторонам, обращающимся к процедуре медиации до суда, нужно тщательнее выбирать медиатора. Если медиатор не прошел соответствующую подготовку, он может вместо помощи создать дополнительные трудности сторонам. Поэтому, конечно для разрешения серьезных споров желательно прибегать к помощи профессиональных медиаторов. Более того, медиаторы, всерьез занимающиеся медиативной деятельностью, стараются вступать в сообщества, быть аффилированными с провайдерами медиативных услуг и/или организациями, объединяющими медиаторов, уделяют большое внимание повышению квалификации, своему профессиональному росту.

Медиация – это не предпринимательская деятельность и ее можно осуществлять наряду с иной деятельностью, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Сначала остановимся на прямо прописанных ограничениях: "Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами". В связи, с чем существует подобное ограничение? Здесь одновременно можно указать на ряд факторов: медиация – это независимый институт гражданского общества. Совмещение государственными и муниципальными служащими своей работы с медиативной деятельностью в таком контексте невозможно. Они являются представителями власти, выразителями интересов государства, имеют определенные ограничения в связи с таким статусом и не могут выступать в роли независимых медиаторов в спорах связанных с гражданскими правоотношениями. Возможность коррупции, конфликта интересов ставят под вопрос независимость и беспристрастность служащих-медиаторов.

Вместе с тем, необходимо отметить сколь значимым является владение медиативными навыками для государственных служащих самых разных уровней и направлений деятельности. Владение навыками медиации позволяет им повысить конфликтную и, как следствие, профессиональную компетентность в целом. Качество работы государственных служащих напрямую влияет на качество жизни граждан и на доверие общества к власти в целом. Поэтому очень важно понимать, что российским государственным служащим медиативный подход3 необходим в качестве инструментария в повседневной деятельности.

Медиация действительно является сферой деятельности доступной представителям самых разных профессий. Вместе с тем юристы, психологи, менеджеры становятся медиаторами чаще. Среди представителей юридических профессий судьи, адвокаты, нотариусы в силу существования законодательно закрепленного статуса имеют ряд ограничений.

Например, после принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" встал вопрос о возможности судей в отставке заниматься медиативной практикой. Действующее законодательство не позволяет действующим судьям и судьям в отставке быть медиаторами 4 . Во многих странах судьи, вышедшие на заслуженный отдых, играют значительную роль в оказании медиативных услуг и развитии медиации. Но занимаются они этой деятельностью на общих основаниях, то есть следуя всем требованиям, которые предъявляются медиаторам в целом и обязательно при условии прохождения обучения медиации. Судьи в отставке, безусловно, имеют значительные предпосылки для занятия деятельностью в области урегулирования споров и консультирования сторон, особенно в части правовой оценки спора и возможного исхода судебного разбирательства. Однако сложность состоит в том, что для занятия медиативной деятельностью необходимо выйти из парадигмы состязательного процесса и переориентироваться на сотрудничающий процесс. В процедуре медиации не допускается консультирование сторон и оценка ситуации медиатором. С другой стороны, если говорить об альтернативных способах урегулирования споров, потенциал судей и судей в отставке может быть использован в компетентном направлении сторон на медиацию и/или содействии их примирению. Кроме того, уже действующее законодательство предписывает судье содействовать примирению сторон. Для осуществления этих функций, а значит, выполнения возложенной миссии судьям необходимо обучаться медиативному подходу.

Что касается занятия медиативной деятельностью адвокатами, то на этот счет до последнего времени не было однозначного ответа, так как действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" ничего не говорит о медиации. Вместе с тем 22 апреля 2013 года в Москве, в Центральном доме ученых, состоялся VI Всероссийский съезд адвокатов, где были утверждены изменения и дополнения в Кодекс профессиональной этики адвоката: адвокату разрешено за деньги заниматься урегулированием споров, в том числе в качестве медиатора или третейского судьи.

Таким образом, если говорить о буквальном толковании закона об адвокатуре, сегодня нет однозначного мнения о возможности совмещения статуса адвоката с медиативной деятельностью – это вопрос перенесен в сферу профессиональной адвокатской этики. Возможно, в будущем возникнет необходимость во внесении изменений в этот закон.

Итак, сегодня в России профессиональным медиатором может стать любой дееспособный человек, достигший возраста 25лет, с любым высшим образованием, прошедший обучение по программе подготовки медиаторов. Медиатор должен следовать Кодексу профессиональной этики, который был разработан Некоммерческим партнерством "Национальная организация медиаторов" и утвержден 28 апреля 2012 года.

1 На основании статьи 16 Закона о медиации было принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 года № 969 "О программе подготовки медиаторов", в соответствии с которым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 года была утверждена Программа подготовки медиаторов.

2 Метод "школьная медиация" разработан АНО "Центр медиации и права".

3 Медиативный подход разработан АНО "Центр медиации и права".

Читайте также: