22 ноября 2010 года в нюрнберге открылся музей посвященный судебному процессу нужен ли такой музей
Обновлено: 16.05.2024
На посещение территории съездов НСДАП (где в Нюрнберге проводились гитлеровские парады) и зала 600 (где проходил известный на весь мир судебный процесс над фашистскими преступниками) я выделил отдельный день. С неба накрапывал дождик. Но я все равно продолжал мужественно стоять под дверями Музея Нюрнбергского процесса, ожидая 10-00, когда он, наконец, откроется.
Практическая информация
Добраться в музей Нюрнбергского процесса можно пешком из центра города или на метро (до станции B?renschanze). От нее до самого музея еще метро 300. Ориентируйтесь на вот это огромное здание местного дворца юстиции.
Музей Нюрнбергского процесса находится рядом с ним – вот в таком вот здании поменьше.
Его несложно найти. Увидите вот такой стенд с флагами и сразу шагайте вправо.
График работы комплекса в разные периоды года можно увидеть на снимке ниже.
Обратите внимание, что Зал 600 закрыт в те дни, когда там проходят судебные слушания. Но они тут не особо частое явление, поэтому я верю, что вам повезет.
Работает он достаточно просто. Подходите к стенду, смотрите номер, который указан на нем, вводите это значение на своем аудиогиде, подносите его к уху – и слушаете интереснейший рассказ с перечислением всех прокуроров, которые представляли на Нюрнбергском процессе условную Францию. Сказать по правде, без этого аудиогида тут вообще было бы скучно. А так ну хоть что-то.
Сам музей довольно небольшой. На первом этаже располагается касса, какой-то небольшой стенд с книжками и камеры хранения вещей. Зал 600 находится на этаж выше. На третьем этаже размещаются исторические стенды. На все посещение музея у меня ушло от силы минут 40 (и это еще с учетом того, что я там каждый угол сфотографировал). Поэтому не переживайте, если, например, вы придете сюда перед самым закрытием — в часов пять или пол шестого. Делать (и смотреть) в этом музее особо нечего. За минут 20-30 тут можно спокойно все обойти без спешки.
Зал 600
Я где-то читал до этой поездки, что сам Нюрнберг как место проведения суда был выбран из-за сакрального значения этого города в философии Третьего Рейха. Однако в самом музее Нюрнбергского процесса высказывалось намного более банальное и приземленное объяснение такого выбора. Все дело в том, что здешний дом юстиции хорошо подходил для суда по своей инфраструктуре. Огромное здание могло без проблем уместить всех членов международных делегаций, а находящаяся по соседству тюрьма хорошо подходила для содержания подсудимых.
Перед подготовкой к суду сам комплекс был серьезно перестроен. По указу американской администрации Зал 600 был расширен, а также снабжен специальным переходом, который связывал его с соседним тюремным корпусом. Подсудимые появлялись в зале суда вот через эти двери.
Огромного креста, который висит в зале сегодня, в те годы не было. Улыбчивых китайских туристов – тоже.
Вообще после проведения суда сам комплекс претерпел довольно серьезные изменения. После Нюрнбергского процесса зданию вернули довоенный вид, поэтому сегодня – это уже не совсем тот комплекс, который существовал в 40-е годы.
Некоторые аутентичные детали были сохранены в музее Нюрнбергского процесса на третьем этаже здания. Но и там настоящий интерес представляют только лишь вот эти лавки, на которых сидели обвиняемые.
Немцы хоть и превратили комплекс в музей, но все равно подошли к этому процессу со свойственной им практичностью. Зал суда используется до сих пор во время судебных слушаний. А тюрьма, в которой содержали фашистских преступников, так и осталась тюрьмой (а не музеем). Поэтому посмотреть те камеры, в которых когда-то содержались Геринг, Борман, Гесс, Риббентроп и многие другие видные деятели Третьего Рейха, сейчас можно только на снимках.
Музейная экспозиция
Поднимаемся на третий этаж. Здесь все довольно банально и обыденно: стенды, стенды, стенды… Ну и еще вот эти две молодые девушки, листающие Инстаграм в своих телефонах.
Конечно, послушать некоторые истории было довольно интересно, но, сказать по правде, лично я от этого музея ждал большего. Фактические кроме тех самых стендов и парочки лавок, на которых сидели обвиняемые, там ничего больше нет. Как-то слишком скупо для такого грандиозного исторического события.
Дальше буду апеллировать фотографиями и просто покажу вам этот музей таким, каким его увидел я (хотя вновь повторю: показывать тут особо нечего).
Начинается экспозиция рассказом о предыстории суда, а потом переходит к перечислению судей, прокуроров, к рассказам о деятельности журналистов и прочим аспектам суда. На одних кадрах рассказывается о значении Нюрнбергского процесса. На других показываются фотографии жертв, которые выступали на суде в качестве свидетелей. Единственное, что мне запомнилось здесь – это рассказ о том, что процесс проведения суда по замыслу организаторов непременно должен был быть максимально публичным, так как в той же Баварии было много сторонников нацистской партии, которые в те времена даже не подозревали о холокосте, военных преступлениях против жителей СССР, фабриках смерти и прочих подобных событиях, которые сейчас неразрывно связаны с историей фашизма.
От фашизма (точнее – национал-социализма) в Германии рассказ переходит к родственным режимам в Японии и Италии. Эта часть музея мне, кстати, запомнилась больше всего. По крайней мере, рассказ о массовых самоубийствах японцев, считавших капитуляцию позором, как-то по-особому меня тронул.
Финальная часть экспозиции рассказывает о преступлениях против человечества в наше время. Там в основном Африка – люди без носа, плачущие дети, бесправные африканские женщины…
Все это трагично, конечно. Но вновь повторю: музей ни о чем. Даже та же площадка съездов НСДАП произвела на меня значительно большее впечатление.
Если вы будете в Нюрнберге больше, чем на 2-3 дня, то сходить в этот музей, наверное, стоит. Но если за время своей поездки вы по какой-то причине не успеете сюда заскочить – можете ни о чем не жалеть особо. К числу нюрнбергских must see это место относится только формально. Даже статью в Википедии о Нюрнбергском процессе мне лично было читать интересней.
Читайте также: