Женщины получили право завещать имущество с согласия опекуна в каком веке римское право

Обновлено: 25.04.2024

Не вполне урегулирован римским правом момент завершения опеки и обретения лицом (вновь или впервые) правовой самостоятельности. Высвобождение из-под опеки могло происходить только в судебном порядке, в случае злоупотребления опекой опекуном. Но состоявшие под опекой или попечительством лица не имели полномочий сами возбуждать иск. Следовательно, единственным выходом был процесс, возбуждаемый в интересах опекаемого третьим лицом.

6) При каком условии правоспособность распространялась и на младенца, находящегося в утробе матери (то есть еще не рожденного на свет)?

Ответ: Зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам. Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого (D. i. 5. 7). В частности, исходя из постановлений законов XII таблиц, за зачатым, но еще не родившимся ребенком признавали право наследования в имуществе отца, умершего во время беременности матери.

7) Во время эпидемии некая погребальная коллегия, истощив собственные средства, обратилась к банкиру за помощью. Получив заем, она не смогла вернуть его в установленный срок. Каким образом банкир сможет получить назад свои деньги? Может ли он, в частности, обратить взыскание на отдельных членов коллегии?

Ответ: Если заемщик не возвращал в срок сумму займа, то заимодавцу давались иски строгого права, то есть, судья при рассмотрении спора был связан буквой договора и не мог принимать возражения ответчика, если они были основаны на требованиях справедливости. Первоначально (по цивильному праву) заимодавцу давался цивильный иск о возврате неосновательного обогащения.

8) Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества на том основании, что оно является коллективной собственностью. Отец возразил, ссылаясь на то, что дети, являясь подвластными лицами, не являются субъектами права, а следовательно, не вправе выдвигать подобное требование. Так ли это?

Ответ: Согласно частному праву, семью образует совокупность лиц, подчиненных одному лицу. Согласно общему праву, семью образовывали все агнаты. Фамилия в римском праве - совокупность всего принадлежащего семье. Глава семьи обладал широкой личной и имущественной властью в отношении жены и детей. Против его воли никто не мог ни войти в семью, ни выйти из нее. Власть главы семьи над личностью жены и детей соотносилась с имущественными отношениями, так как все являлось достоянием главы семьи и никто не имел право иметь самостоятельное имущество. Власть домовладыки прекращалась только его смертью. Таким образом, отец прав.

9) С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг определенного положения и состояния и приобрел на свое жалование имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился. Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына?

Ответ: В древнейший период в имущественном отношении все, что дети приобретали на основании своих прав, становилось собственностью отца. Император Траян издает указ, согласно которому в случае злоупотребления отцом своими правами сын мог быть освобожден от отцовской власти. Со временем расширяется имущественная самостоятельность сыновей. Для экономической деятельности отцы стали выделять сыновьям имущество - пекулий (peculium), собственником которого оставался paterfamilias. Постепенно за сыновьями имущество стало закрепляться в собственность. Имущество, которое сын приобретал на военной службе или в связи с военной службой (военная добыча, жалованье, подарки), стало называться военным пекулием. Сын мог им свободно пользоваться и распоряжаться, в том числе и завещать. Если сын не завещал его, то в случае смерти сына военный пекулий наследовал отец. В период империи правила о военном пекулии стали распространяться на все имущество, полученное на государственной или духовной службе, от юридической деятельности в качестве адвоката и так называемый квазивоенный пекулий.

Таким образом, если дело происходило до принятия указа Траяна, то отец был вправе расплатиться с кредиторами имуществом сына, а если после, то он не мог этого сделать.

10) Не имея средств, чтобы расплатиться с кредиторами, отец семейства предложил им в качестве батрака собственного (уже женатого, ведущего собственное хозяйство, но еще пребывающего под его властью) сына. Вправе ли он так поступить? Является ли такое решение отца основанием для сына потребовать эмансипации?

Pater patestas- отцовская власть, абсолютная и пожизненная власть над всеми членами семьи. Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи, включающую право жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, изгнания из дома. Он полностью обладал так же имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению.Хотя сын и обладал всеми публичными правами, однако в семье он был всецело подчинен отцу. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью,однако

управлять и распоряжаться им мог только домовладыка. Поэтому, хотя сын и имел право самостоятельно совершать имущественные сделки, однако все полученное им по этим сделкам автоматически шло в распоряжение отца. При этом сам домовладыка не становился обязанным по сделкам своего сына, кроме случаев причинения сыном вреда. Законами XII таблиц предусматривался запрет продажи детей в рабство, а отдача в кабалу ограничивалась троекратной манципацией, после чего сын освобождался от отцовской власти -эмансипировался. Если отец в рамках задачи предложил сына в батраки менее, чем в третий раз, то это не является основанием для сына требовать эмансипации.

Список использованных источников

Список использованной литературы

Баринова М.Н., Максименко С.Т. Римское частное право. Учебное пособие. М., 2006.


2. Правильный брак – это союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильный брак или вообще брачный союз – союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

3. Брак характеризовался:

☑ взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;

☑ состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партнеров;

☑ наличием половой связи между партнерами в браке;

☑ стремлением партнеров заключить именно брачный союз;

☑ постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство, живут вместе и т. п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза, переводило отношения мужчины и женщины в другое качество либо служило основанием для признания брака недействительным.

4. Виды римского брака:

matrimonium justum – законный римский брак между лицами, имеющими jus conubii;

matrimonium juris gentium – брак между лицами, не имеющими jus conubii.

5. Виды законного римского брака:

cum manu mariti – брак с властью мужа, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом;

sine manu mariti – брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым свойством основать римскую семью, иметь и воспитывать детей.

Способы заключения брака cum manu: confarreatio – религиозный свадебный обряд; coemptio – путем покупки жены; признание брака по истечении давности пребывания жены в доме супруга в течение года без каких-либо претензий со стороны ее родственников.

6. Способы заключения брака sine manu: увод жены в дом мужа, который рождал все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера; usus – совершение неформального брака путем простого соглашения, за которым должно было необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.

7. Заключению брака обязательно должно было предшествовать обручение. Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между собой брак и обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов – их родителями, опекунами и т. д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки.

8. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами (в более раннее время – присутствием свидетелей-гостей). Обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства.

9. Условия заключения брака:

☑ достижение брачного возраста (для мужчин – 14, для женщин – 12 лет);

☑ согласие paterfamilias для жениха и невесты, если они состояли под patria potestas. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна;

☑ согласие вступающих в брак;

☑ отсутствие близких степеней родства (по прямой линии и не ближе пятой (шестой) степени – по боковой) или свойства;

☑ если ни одно из лиц, вступающих в брак, не состояло в другом браке;

jus conubii – право вступать в полноценный, признанный законом брак.

10. Брачные препятствия:

☑ недостижение брачного возраста;

☑ отсутствие согласия paterfamilias или вступающих в брак;

☑ наличие отношений родства или свойства;

☑ если партнеры являлись субъектами разного права (римлянин и женщина другого гражданства, перегрины и т. п.);

☑ различный социальный уровень лиц, вступающих в брак;

☑ религиозные различия возможных партнеров: правовой брак мог быть заключен только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры.

13. Личные и имущественные отношения супругов

1. Личные и имущественные отношения супругов были глубоко различны в браке cum manu и в браке sine manu. В браке cum manu жена обладала и сословным, и гражданским положением, так же как и муж. Жена приравнивалась к дочери, а муж приобретал над ней абсолютную власть как глава семейства. Судьба жены полностью зависела от воли мужа: он мог продать ее в рабство, наложить наказание вплоть до лишения жизни. Муж не должен был налагать на жену наказание, предварительно не выслушав совета родственников. Жена должна была жить вместе с мужем. Мужу предоставлялось право заставить жену жить вместе с ним, прибегнув для этого либо к насилию, либо к помощи властей.

2. В браке sine manu женщина либо оставалась под властью своего отца, либо становилась независимым лицом своего права (если до замужества она находилось в этом положении). После заключения брака когнатическое родство жены со своими родственниками не прекращалось, так же как и не возникало агнатическое родство с мужем и его семьей.

3. Никакой властью в отношении жены муж не обладал, супруги являлись юридически равными субъектами. Муж не обладал правом принудительно вернуть жену, которая покинула его дом. Но несмотря ни на что муж обладал решающим словом в решении вопросов семейной жизни. Имущество, приобретенное женой до брака, оставалось в ее собственности. Все приобретенное женой во время брака также оставалось в ее собственности. Муж мог осуществлять управление и распоряжение имуществом жены, но не мог его отчуждать без соответствующего разрешения.

4. На особом правовом положении находились категории брачного имущества: приданое и брачные дары. Приданое (dos) – это материальный дар, предоставляемый женой, ее отцом (домовладыкой) или иным третьим лицом. Приданое являлось имуществом жены, но правом собственности на него обладал муж. Плоды от имущества находились в собственности мужа, но муж не мог отчуждать земельные участки. Движимые вещи муж мог отчуждать только с согласия жены, за исключением скоропортящихся и заменимых вещей, которые муж мог отчуждать самостоятельно. На мужа возлагалась ответственность по сохранности приданого.

5. Предбрачный дар – это имущество, выполнявшее такую же штрафную функцию, но уже в интересах жены; он представлял собою сумму, обыкновенно приблизительно равную сумме dos, которую муж обязывался выплатить жене в случае развода по его инициативе или вине.

14. Понятие и виды наследования

Наследование – это переход имущества, прав и обязанностей собственника в связи с его смертью к одному или нескольким другим лицам по закону или по завещанию. Наследство состояло из имущественных прав наследодателя, а семейные и личные права не наследовались.

1. Наследование есть не что иное, как преемственность во всей совокупности прав, которые имел умерший. Эта фраза выражает идею универсального преемства, однако такое преемство возникло не сразу, оно вырабатывалось в долгом процессе исторического развития. Наследование появилось после возникновения государства и развивалось параллельно развитию права собственности, когда в руках отдельных глав семьи стало скапливаться имущество, права и обязанности, которые было необходимо передать кому-то после своей смерти.

3. Римское наследственное право не допускало получения наследства после одного и того же лица по двум основаниям: по завещанию и по закону. Это означает, что невозможно, чтобы часть имущества была передана по завещанию, а другая – по закону: наследование по завещанию несовместимо с наследованием по закону в имуществе одного и того же лица.

4. В древнее время существовало только наследование по закону. После смерти домовладыки все его имущество, права и обязательства поровну делились между его агнатическими родственниками. Впоследствии, уже с возникновением Законов XII таблиц, наследование было расширено, и наследовать могли не только агнатические, но и когнатические родственники (даже уже отделившиеся семьи).

5. Наследство открывалось сразу после смерти наследодателя, но имущество в этот момент еще не переходило к наследникам. После того как наследник выразит волю принять наследство, только тогда происходит процесс вступления в наследство. Поэтому говорят о двух этапах получения наследства: открытие наследства и вступление в наследство.

6. Открытие наследства происходит в момент смерти наследодателя (кроме случая условного завещания, при котором наследство открывалось после наступления или ненаступления условного события), однако права и обязательства умершего переходят к наследникам только после вступления в наследство (выражение согласия наследником на принятие наследства). Уже с древних времен появилось понятие обязательной доли в наследстве, т. е. существовали категории родственников, которые наследовали независимо от воли наследодателя.

7. Развитие института наследования в римском праве прошло следующие этапы:

• цивильное наследование, т. е. наследование по древнему цивильному праву. По Законам XII таблиц уже различалось наследование по закону и наследование по завещанию. Законами XII таблиц также была установлена очередность наследников;

• наследование по императорскому законодательству до Юстиниана обобщило преторское законодательство по наследованию. В императорском периоде мать умершего становилась в очередь для получения наследства перед агнатами;

• наследование по новеллам Юстиниана вновь изменило порядок наследования по закону и окончательно утвердило принципы наследования по крови.

15. Наследование по завещанию

1. Завещание – это одностороннее формальное гражданско-правовое распоряжение лица на случай его смерти, содержащее назначение наследника. Завещание – это односторонняя сделка, в которой выражалась воля завещателя о переходе после его смерти имущества другим лицам.

3. Для действительности завещания требовалось, чтобы завещатель обладал активной завещательной способностью (testamenti factio activa), а наследник – пассивной завещательной способностью (testamenti factio passiva). Активной завещательной способностью не обладали малолетние (лица женского пола моложе 12 лет и лица мужского пола моложе 14 лет), душевнобольные, расточители, подвластные, рабы, лица, осужденные за некоторые государственные преступления, и глухонемые. Женщины вначале не пользовались активной завещательной способностью. Однако со II в. н. э. они получили право завещать имущество с согласия опекуна. После прекращения опеки женщины получили право завещать имущество. Пассивной завещательной способностью не пользовались перегрины, лица, лишенные чести, рабы и юридические лица.

4. В древнюю эпоху завещатель пользовался неограниченной свободой распоряжаться наследственным имуществом. Со временем отмечается ограничение завещательной свободы. Завещатель не должен был обходить молчанием своих непосредственно подвластных лиц. Он должен был или назначить их наследниками, или лишить их наследства. В последнем случае не требовалось указания причин. Сыновья лишались наследства поименно. Дочери и внуки могли быть исключены общей фразой.

5. Право на обязательную долю получали родственники по нисходящей и по восходящей линии завещателя, а также его братья и сестры. Размер обязательной доли вначале определялся в 1 /4 часть того, что данное лицо получило бы при наследовании по закону. В законодательстве Юстиниана размер обязательной доли стал равен 1 /2 доли, причитающейся каждому наследнику по закону, если эта доля была меньше 1 /4 всего наследства, и 1 /3 законной доли, если она была больше 1 /4 всего наследства.

Лишение кого-либо из наследников обязательной доли допускалось лишь в случаях, указанных в законе. К ним относились действия наследников, угрожавшие жизни отца, вступление наследников в брак вопреки воле родителей и др.

6. Завещание, составленное с соблюдением требований закона, могло быть признано не имеющим силы, если завещатель отказывался от него и составлял новое завещание, а также если завещание уничтожалось либо стало доступно посторонним до смерти завещателя. В период империи появилось два новых положения. В силу первого положения завещание утрачивало силу, если в течение 10 лет со дня его составления наследство не было открыто. Позже появилось правило, что через 10 лет после составления завещания оно может быть изменено в присутствии трех свидетелей.

8. Подназначение наследников допускалось и могло осуществляться следующими способами:

16. Формы завещания

1. По свидетельству Гая, в древнейшем праве существовали две формы завещания. Обе формы были выражением воли наследодателя перед римским народом. Однако порядок совершения этих двух видов завещания, так же как и условия, в которых они совершались, были различными.

2. Публичный акт гласного завещания совершался в народном собрании по куриям, которое созывалось для этого два раза в год. Завещатель устно выражал свою волю, т. е. прежде всего назначал себе наследника, а кроме того, мог распорядиться о выдаче наследником легатов, мог назначить опекуна жене и несовершеннолетним детям и т. п., а затем обращался к народу с просьбой, например: так я передаю имущество, отказываю, завещаю, и вы, квириты, засвидетельствуйте это. В более позднее время это обращение к народу и самое участие народа в совершении завещания стали простой формальностью.

Второй формой древнейшего завещания было завещание in procinctu (по словам Гая, procinctus есть готовое к походу вооруженное войско – expeditus et armatus exercitus).

3. Обе древнейшие формы завещания имели ряд недостатков: во-первых, неизбежно влекли за собой гласность завещательных распоряжений, которая не всегда соответствовала интересам завещателя; во-вторых, завещание comitiis calatis могло совершаться только дважды в году в определенные дни, а завещание in procinctu было недоступно лицам, не входившим в состав войска, в частности старикам и больным, т. е. тем, кто был особенно заинтересован в совершении завещаний.

4. Практика нашла способ удовлетворить соответствующие интересы, использовав здесь, как и в ряде других случаев, манципацию. Завещатель передавал посредством манципации все свое имущество доверенному лицу (familiae emptor), который обязывался выполнить распоряжения, делавшиеся тут же завещателем. Держа в руках слиток металла, в присутствии пяти свидетелей, казначея и доверенного лица, произносил формулу манципации, приспособленную для данного случая. После этого он передавал слиток завещателю, а затем завещатель излагал свои распоряжения и обращался к свидетелям с просьбой, подобной той, с какой завещатель обращался к народу в народном собрании. Устные распоряжения завещателя составляли торжественное обещание и присоединялись к манципации.

Завещанием (testamentum) в римском праве признавалось не всякое распоряжение лица своим имуществом на случай смерти, а лишь такое, которое содержало назначение наследника.

По классическому праву требовалось, чтобы такое назначение было в самом начале завещания. Назначение наследника составляло существенную часть завещания : если в распоряжении, сделанном на случай смерти, имелись даже исчерпывающие указания, кому и в каких долях должно перейти имущество после смерти данного лица, но никто не был назван в этом распоряжении в качестве наследника (никому не дано nomen heredis, имя наследника), завещание не было действительным. Назначением наследника, однако, завещание могло не исчерпываться; в нем могли также содержаться отказы (легаты), назначаться опекуны к малолетним наследникам и т.п.

Завещание является односторонней сделкой , т.е. оно выражает волю только завещателя. То обстоятельство, что завещание получит действительное значение лишь при условии, если назначенный в нем наследник согласится принять наследство, не делает завещания договором, ибо выражение воли наследника имеет место не при совершении завещания (как, например, согласие одаряемого при дарении), а только после смерти завещателя, как совершенно самостоятельный, отдельный от завещания акт.

Односторонний характер завещания проявляется, между прочим, в праве завещателя в любое время также односторонне изменить или вовсе отменить завещание.

Формы завещания:

    1. Устные и письменные.
    2. Частные и публичные.

    Виды завещания

    По свидетельству Гая, в древнейшем праве существовали два вида завещания:

      1. Публичный акт гласного завещания (comitiis calatis).
      2. Завещание перед вступлением в поход (in procinctu).
      3. Завещание посредством весов и меди (или манципации).

      Публичный акт гласного завещания совершалось в народном собрании по куриям, которое созывалось для этого два раза в год. Завещатель устно выражал свою волю, т. е. прежде всего назначал себе наследника, а кроме того, мог распорядиться о выдаче наследником легатов, мог назначить опекуна жене и несовершеннолетним детям и т. п., а затем обращался к народу с просьбой, например: так я передаю имущество, отказываю, завещаю, и вы, квириты, засвидетельствуйте это. В более позднее время это обращение к народу и самое участие народа в совершении завещания стали простой формальностью.

      Обе первые формы были выражением воли наследодателя перед римским народом. Однако порядок совершения этих двух видов завещания, так же как и условия, в которых они совершались, были различны.

      Обе древнейшие формы завещания имели ряд недостатков:

        1. обе формы неизбежно влекли за собой гласность завещательных распоряжений, которая не всегда соответствовала интересам завещателя;
        2. завещание comitiis calatis могло совершаться только дважды в году в определенные дни, а завещание in procinctu было недоступно лицам, не входившим в состав войска, в частности старикам и больным, т.е. тем, кто был особенно заинтересован в совершении завещаний.

        Практика нашла способ удовлетворить соответствующие интересы, использовав здесь, как и в ряде других случаев, манципацию . Завещатель передавал посредством манципации все свое имущество доверенному лицу (familiae emptor), который обязывался выполнить распоряжения, делавшиеся тут же завещателем. Держа в руках слиток металла, в присутствии пяти свидетелей, казначея и доверенного лица произносил формулу манципации, приспособленную для данного случая. После этого он передавал слиток завещателю, а затем завещатель излагал свои распоряжения и обращался к свидетелям с просьбой, подобной той, с какой завещатель обращался к народу в народном собрании. Устные распоряжения завещателя составляли торжественное обещание и присоединялись к манципации.

        Наряду с описанными формами частного завещания в период домината появились публичные формы завещания:

          • завещание, заявленное перед судом (testamentum apud acta conditum);
          • завещание, передававшееся на хранение императору (testamentum principi oblatum).

          Условия действительности завещания

          Назначение наследника под условием допускалось, если условие имело характер отлагательного. В этом случае наследство открывалось не в момент смерти наследователя, а по наступлении условия. Условие отменительное в завещании не допускалось потому, что оно противоречило принципуримского наследственного права: лицо, раз ставшее наследником, остается на положении наследника навсегда, а между тем наступление отменительного условия привело бы к прекращению прав и обязанностей наследника.

          Если тем не менее наследник назначен под отменительным условием, условие считается ненаписанным и наследник признается назначенным безусловно. Равным образом не допускается назначение наследника с включением срока (безразлично — отменительного или отлагательного); при нарушении этого требования сроки считаются ненаписанными.

          Примером отлагательного условия может служить подназначение наследника (substitutio). Наиболее распространенный вид субституции сводился к тому, что в завещании назначался как бы запасной наследник на случай, если назначенный на первом месте по той или иной причине (смерти, нежелания принять наследство и т.п.) не сделается наследником.

          В завещании назначение наследника иногда сопровождалось возложением (modus) на наследника выполнения каких-либо действий, использования имущества по определенному назначению (например, на наследника возлагалась обязанность поставить памятник на могиле завещателя). Если наследник, получивший имущество sub modo (с возложением), не выполнит возложения, допускались меры понуждения в административном порядке.

          Завещание ничтожно в случае:

            • отсутствия у завещателя активной завещательной правоспособности;
            • несоблюдения формы завещания;
            • составления нового с уничтожением старого или заявлением об этом в отношении завещаний, составленных 10 лет назад;
            • отсутствия действительного назначения наследника;
            • совершения под заблуждением, принуждением или обманом.

            Завещание недействительно:

              1. вследствие отмены его завещателем, которая в древнейшее время могла быть произведена только путем составления нового завещания, а по преторскому праву — путем уничтожения tabulae testamenti (срывом с них печатей);
              2. если завещатель потеряет активную завещательную правоспособность по совершении завещания;
              3. если все назначенные наследники утратят пассивную завещательную правоспособность;
              4. если наследники умрут раньше завещателя;
              5. если наследники не примут наследства;
              6. если в завещании нарушаются интересы необходимых наследников.

              Обязательная доля ближайших родственников

              Жизнь показала, что формальное требование, обращенное к завещателю, или назначить ближайших родственников наследниками, или прямо лишить их наследства не ограждает законных интересов названных лиц. Вследствие этого в практике суда, в компетенцию которого входили споры о наследстве (так называемого центумвирального суда), было установлено, что наиболее близких родственников недостаточно просто упомянуть в завещании, но необходимо и завещать им известный минимум (обязательная доля). Если завещатель не исполнял этого требования, наследник, имевший право на такую обязательную долю и ее не получивший, мог предъявить особый иск querela inofficiosi testamenti, т.е. жалобу на то, что завещание нарушает нравственные обязанности. В случае основательности иска суд предполагал, что завещатель умственно ненормален, в силу чего завещание признавалось недействительным.

              Круг лиц, за которыми признавалось право на обязательную долю, был претором расширен, а именно, помимо непосредственно подвластных (sui heredes), право на обязательную долю было признано также и за эманципированными детьми. В классический период право на обязательную долю принадлежало еще более широкому кругу наследников, а именно нисходящим и восходящим родственникам завещателя — безусловно, полнородным и единокровным братьям и сестрам завещателя — при условии, если наследником в завещании назначено лицо опороченное (persona turpis). Размер обязательной доли определялся сначала одной четвертью той доли, какую получило бы данное лицо при наследовании по закону. При Юстиниане (Nov. 115) размер обязательной доли стали определять более гибко:

              если бы при наследовании по закону данное лицо получило не менее четверти наследства, то обязательная доля исчислялась в размере одной трети от этой законной доли; если же при наследовании по закону лицо получило бы менее четверти, то обязательная доля равнялась половине того, что лицо получило бы по закону.

              Если обязательная доля не оставлена по уважительной причине, завещание сохраняло полную силу. Уважительность причины устанавливалась в классический период по усмотрению суда; Юстиниан дал исчерпывающий перечень оснований для лишения обязательной доли; например, причинение опасности жизни завещателя, вступление дочери, не достигшей 25 лет, в брак против воли родителей и т.д.

              Если имеющих право на обязательную долю в конкретном случае несколько человек или в завещании назначено несколько наследников, оспаривание должен был вести каждый из обойденных против каждого из наследников в отдельности; если, например, предъявлен иск только к одному из двух наследников, назначенных в завещании, то в отношении второго наследника завещание сохраняло силу.

              В современном мире вопрос опеки и попечительства ни при каких обстоятельствах не теряет своей актуальности. В любом обществе живут индивиды, которые являются правоспособными (наделены правами), но не обладают необходимым уровнем понимания, а также достаточно зрелой волей для того, чтобы иметь возможность самостоятельным образом управлять собственными делами (считаются недееспособными). Сюда следует отнести несовершеннолетних и людей с особыми потребностями. Интересно то, что в соответствии со старыми воззрениями к данной категории относили расточителей и, что сегодня кажется весьма странным, женщин. Какие сегодня известны институты опеки и попечительства в римском праве ? Как происходило их формирование? Что за этим стояло?

              Исторические сведения

              опека и попечительство в римском праве

              Опека и попечительство в римском праве появились не сразу. Сначала предполагалось нахождение всех этих лиц под властью определенных семей. Понятно, что особых вопросов по поводу их охраны никогда не возникало. Почему? Во-первых, в соответствии со старым правом они не были наделены имущественными комплексами вовсе; во-вторых, единственной своей охраной они считали своего paterfamilias.

              Другое дело, если приведенные общественные категории не были наделены подобной семейной охраной естественной природы. Такие, как правило, относились к числу personae sui juris. Именно из-за них начали формироваться институты опеки и попечительства в римском праве. Подобные служили отличной защитой искусственного направления. Так, был создан суррогат естественной охраны. Важно отметить, что даже сегодня ключевая идея и по совместительству цель данного института не изменилась. Так, опека и попечительство в римском праве, сущность которых заключается в охране определенных категорий лиц, изучаются и по сей день. Необходимо дополнить, что в современном мире римское право служит хорошим образцом по отношению к правовым системам иных государств. Поэтому очень важно иметь глубокие знания по рассматриваемому в статье вопросу.

              Как развивался институт опеки и попечительства? Понятие правоспособности

               институты опеки и попечительства в римском праве [

              Что же такое опека и попечительство в римском праве? Кратко ответ был дан в предыдущей главе. Однако перед тем, как подробно рассмотреть данный вопрос, необходимо разобраться, что же такое правоспособность и дееспособность по римскому частному праву. Так, под правоспособностью принято понимать исключительную способность индивида выполнять определенные обязанности и обладать конкретными правами.

              Перед тем как перейти к рассмотрению института опеки и попечительства, следует разобраться в понятиях правоспособности и дееспособности в римском частном праве. Кстати, в период царского правления юристы Рима наблюдали отличия между самим homo - физическим человеком со свойственными ему желаниями, волей и типом характера, и, соответственно, его гражданско-правовой личностью, – persona singularis.

              Таким образом, отличительной чертой римского цивильного права от современного гражданского служит недостаточность рождения индивида для того, чтобы признать его правовым субъектом. Для признания лица абсолютно правоспособным необходимо было его нахождение в особом состоянии, именуемом status. В соответствии с данным положением, ему следовало обладать некоторыми статусными категориями: гражданства, свободы и семьи. Другими словами, индивиду нужно было быть гражданином Рима, свободным и абсолютно самостоятельным. Важно отметить, что потеря хотя бы одного из представленных статусов говорила о прекращении или же изменении объема в отношении правоспособности.

              Дееспособность в римском праве

              опека и попечительство в римском праве (кратко)

              Описывающее такие категории, как опека и попечительство (римское право), сравнение с современным гражданским правом говорит о единстве основной идеи и, конечно же, цели. Так или иначе, под дееспособностью принято понимать непосредственно способность человека посредством собственных действий наделяться некоторыми правами и, соответственно, формировать для себя определенных обязанности юридической направленности. Кроме того, ему необходимо отвечать за правонарушения в случае актуальности этого положения.

              Важно отметить, что в источниках Рима рассматриваемое понятие отсутствовало вовсе. Тем не менее с самых древних времен римлянами было замечено, что самостоятельным образом отвечать за собственные действия противоправного характера, а также обладать определенными правами, имеют возможность исключительно те индивиды, которые могут гарантировать свое разумное поведение. Так, далеко не все люди были способны в силу состояния собственной психики, возрастной категории и других параметров адекватным образом совершать оценку актуальной обстановки, избирать грамотно меру своего поведения в юридическом аспекте, а также полностью осознавать соответствующие последствия. Как же появилась опека и попечительство в римском праве ?

              Классификация индивидов

              опека и попечительство, римское право (сравнение)

              В соответствии с римским правом, абсолютно все люди подлежали следующей классификации:

              Юридическое содержание опеки и попечительства в римском праве

              опека и попечительство в римском праве (подготовка)

              Под опекой в правовом аспекте необходимо понимать дозволяемую посредством цивильного права власть по отношению к свободному лицу для наделения защитой того, кто в силу перечисленных выше причин не имеет возможности обеспечить такого рода защиту самостоятельным образом. Так, описывающий такую категорию, как опека и попечительство в римском праве порядок говорит об отсутствии у малолетнего дееспособности, которая компенсируется до достижения им совершеннолетнего возраста принятием участия в его сделках мужчины зрелого возраста, именуемого опекуном, наличие которого обязательно. Важно отметить, что в римском праве становление женщины под опеку считалось самим собой разумеющимся, так как она относилась к числу легкомысленных людей.

              Для того чтобы произвести юридически значимое действие, лицо под опекой должно получить одобрение, а также официальное утверждение акта непосредственно от опекуна. Именно поэтому действующим индивидом в первую очередь считается опекун. Опека и попечительство в римском праве, значение в отношении данных категорий говорит о том, что женщина, будучи уже взрослой, испытывает нужду в опекуне исключительно для формирования завещания, отчуждения или же установления узуфрукта. Важно напомнить, что в отличие от нее, каждое действие по поводу установления обязательств, относящихся к ребенку, контролируется опекуном.

              Логичное дополнение

              Кстати, описавшее такую категорию, как опека и попечительство (римское право), сравнение говорит о выступлении в данном случае опекуном представительницы прекрасного пола лица, отличного от агнатического родственника. Так, его роль наделяется в соответствующую эпоху символическим характером. Именно из-за подобной особенности Гай критикует убеждение о женской легкомысленности, которое так распространено в обществе. Он утверждает, что они испытывают нужду в защите во избежание обмана. В действительности же женщины, которым, к сожалению, были недоступны сделки цивильного характера без одобрения опекуна, как правило, принимали вполне прагматичные решения.

              Таким образом, в повествовании Ливия по поводу событий второго века до нашей эры вольноотпущенница изъявляет желание испросить у магистратов опекуна после смерти непосредственно ее патрона (в то время, как она уже не была под опекой) для формирования завещания. Значит, практика показывает, что опека и попечительство в римском праве, установление данных категорий свидетельствует о назначении основной целью непосредственно компенсацию того или иного недочета дееспособности, который определяется формальным образом. В свою очередь, основания, которые исходят непосредственно из особенностей индивида психической природы, поставленные под процедуру опеки, являются вторичными.

              Функции опекуна в римском праве

              опека и попечительство в римском праве (порядок установления)

              Именно с приведенным в предыдущей главе заключением согласуется функциональное различие опекуна непосредственно в зависимости от возрастной категории подопечного. Описывающее такую категорию, как опека и попечительство в римском праве понятие говорит о необходимости опекуна в принятии на себя общего управления имущественным комплексом младенца, а также при отсутствии подопечного тогда, когда даже все дела представительницы прекрасного пола оказываются у опекуна. В подобных обстоятельствах имеет место деление собственности, носящее функциональный характер. В таком случае как статичным, так и абстрактным собственником имущественных комплексов считается опекаемый, а распоряжается и управляет ими все равно опекун. Важно дополнить, что права последнего в действительности определяются исключительно недееспособностью подопечного. Опека и попечительство по римскому частному праву говорят о том, по достижению совершеннолетнего возраста он в любом случае не нуждается в услугах опекуна и становится полноправным собственником своего имущества без оформления всяких формальных актов в отношении передачи права.

              Логичен тот нюанс, что в случае смерти опекуна его наследники не наделены никакими правами в отношении имущественных комплексов опекаемого. Они лишь сохраняют ответственность.

              Опека и попечительство в римском праве. Виды опеки

              Дополнительные факты

              В предыдущих главах подробно рассмотрены описывающие такую категорию, как опека и попечительство в римском праве основания. В соответствии с данными положениями был установлен весьма интересный факт, что молодые люди до двадцати пяти лет не имели права вступления в брак или же совершения завещания без согласия на то попечителя (совершенно несоизмеримо с современным гражданским правом!). Кроме того, удивителен тот факт, что опека по отношению к представительницам прекрасного пола свою актуальность потеряла достаточно рано. Так, уже к концу республики женщины имели право самостоятельного участия в отношениях делового характера (наконец-то!). Только несколько актов цивильного права, среди которых активную роль играло принятие участия в легискационном процессе и отчуждение имущественных комплексов, нуждалось в наделении женщины согласием со стороны опекуна. Кстати, даже подобного рода ограничительные меры уже в начале периода классики воспринимались как излишние (что очень даже правильно). Таким образом, в первой половине первого века была официально отменена основная разновидность опеки над представительницами прекрасного пола – опека в отношении ближайших агнатов, после чего была исключена и почти не применяющаяся опека по завещанию отца или мужа.

              Однако данный факт вовсе не был равнозначен абсолютного приравнивания женщин к мужчинам, как же иначе!? Так, огромный ряд функций юридического характера оказался закрытым для женщин. Они не имели права занимать должности публичной природы, выступать в судебных органах за иных лиц, а также считаться опекунами. Исключение из последнего пункта составляли матери и бабки, которые являлись непосредственно опекунами в отношении своих родных детей и внуков.

              Заключение

              опека и попечительство в римском праве (порядок)

              Следует отметить, что во времена древнейшей цивилизации процедура опеки устанавливалась, как правило, исключительно в интересах тех лиц, которые считались для подопечного ближайшими наследниками на законодательном уровне. Основной целью и идеей опеки служила охрана имущественных комплексов подопечного в соответствии, конечно же, с интересами его наследника.

              Вместе с этим, постепенным образом развивался государственный контроль в отношении опекунской деятельности. Так, особое внимание уделялось системе исков непосредственно к опекуну в том случае, если он не предоставлял отчет о ведении дел подопечного (или же предоставлял неполную документацию) или нерадиво вел его дела.

              В силу вышеизложенного можно сделать интересный вывод о том, что институт опеки как в римском праве, так и в гражданском в первую очередь нацеливается не на что иное, как на компенсацию дефекта недееспособности индивида. Кстати, данный недочет определяется практически всегда формальным образом. В свою очередь, те обоснования, которые исходят непосредственно их психических особенностей того или иного лица и ставятся под опеку, являются, так или иначе, вторичными. Важно дополнить, что с подобного рода заключением согласуется и функциональная классификация опеки, которая, как отмечалось выше, полностью зависит от возрастной категории подопечного.

              Относительно статьи также можно пояснить, что опека изменялась в отношении самого своего существа и даже в позднейшем императорском праве принимала примерно такой вид, который имеет в современных законодательствах.

              Читайте также: