Предоставление земельных участков многодетным семьям хмао

Обновлено: 05.05.2024

По информации Департамента по управлению государственным имуществом автономного округа по состоянию на 31 декабря 2012 года на учет в целях бесплатного получения земельных участков было принято 2975 многодетных семей (всего семей 14816) и 1744 гражданина (всего 154514), относящихся к иным категориям.

Наибольшее количество многодетных семей принято на учет в Сургуте – 437, Нижневартовске – 359, Ханты-Мансийске – 326, Нефтеюганске – 236 и Сургутском районе – 376; наибольшее количество иных категорий граждан принято на учет в Ханты-Мансийске – 815, в Сургутском районе – 189, в Нижневартовске – 153.

Всего за период действия закона земельными участками обеспечены 319 многодетных семей, то есть 10 % от принятых на учет, из них в 2012 году обеспечены 197 семей.

Гражданам, относящимся к иным льготным категориям, предоставлено 244 земельных участка, что составляет 12 % от принятых на учет, из них 72 участка предоставлены в 2012 году.

Наибольшее количество земельных участков предоставлено многодетным семьям в Когалыме – 42 участка, Лангепасе – 34, Нягани – 18, Югорске – 11, Сургуте – 10, Ханты-Мансийске – 8, Советском районе – 13 и Ханты-Мансийском районе – 11 участков. Не осуществлялось бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям в 2012 году только в Нефтеюганском районе. Нефтеюганский район обосновывает этот факт тем, что большую территорию района занимает лесной фонд, что затрудняет развитие территорий населенных пунктов.

Наибольшее количество земельных участков предоставлено гражданам, относящимся к иным льготным категориям в Нягани – 16 участков, Югорске – 14, Ханты-Мансийске – 8, Советском районе – 11 и Ханты-Мансийском районе – 8 участков.

Органы местного самоуправления планируют передать в текущем году 568 земельных участков.

Недостаточный уровень исполнения органами местного самоуправления Закона № 26-оз в части бесплатного предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства обусловлен необходимостью подготовки земельных участков (отсыпка земельных участков, обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой в соответствии с региональным нормативом градостроительного проектирования).

Теперь принятые на учет многодетные семьи не могут быть сняты с учета при достижении детьми восемнадцатилетнего возраста, а молодые семьи не могут быть сняты с учета при достижении одним из родителей возраста 35 лет и сохраняют право на однократное бесплатное предоставление им земельных участков.

По итогам первого квартала 2013 года общая численность многодетных семей на территории автономного округа составила 15227, из них принято на учет для бесплатного предоставления земельного 2829 многодетных семей. Общая численность граждан, относящихся к иным льготным категориям составила 154 514 граждан, из них принято на учет 4426 человека. Обеспечено земельными участками 353 многодетные семьи (11 % от принятых на учет) и 268 граждан, относящихся к иным льготным категориям (6 % от общего числа принятых на учет).

По сравнению с 2012 годом общая численность многодетных семей, изъявивших желание бесплатно получить земельные участки, уменьшилась на 146 (на 5 %); общая численность принятых на учет граждан иных льготных категорий увеличилась на 2682 (на 60 %).По словам представителей органов местного самоуправления, участников слушаний, проблемы в данной сфере приблизительно одинаковы. Прежде всего, недостаточное финансирование в части подготовки земельных участков, обеспечение инженерии и подъездных путей. Для граждан же остается открытым вопрос самого строительства. По словам собравшихся в зале общественников, бесплатный участок сам по себе не решает жилищной проблемы для многодетных семей и других категорий граждан, которые имеют право воспользоваться данной поддержкой, так как проектная документация на строительство дома, строительные материалы и, собственно, само строительство стоят немалых сумм.

В свою очередь, было высказано предложение внести поправки в действующее законодательство, которые позволили бы многодетным семьям выбрать иную форму поддержки, например денежные сертификаты на строительство дома и компенсации затрат.

Таким образом, проблема не в земле – ее, по заверениям представителей органов местного самоуправления, в большинстве случаев достаточно. Проблема в ее подготовке, организации межквартальных проездов, подведении необходимым коммуникаций. На эти цели у муниципалитетов не хватает средств. По озвученным на мероприятии данным, подготовка одного участка обходится бюджету от 1 млн. рублей и более.

Все предложения обязательно будут проанализированы и направлены в органы власти для принятия решений.

Прием заявителей осуществляется Отделом учета льготных категорий граждан и оформления субсидий в соответствии со следующим графиком работы:
Время приема: понедельник, среда с 9.00 до 16.30 ч. (перерыв с 12.00 до 13.00 ч.)

Кто имеет право на однократное бесплатное получение в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома

1) граждане, состоящие на учете качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

2) инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов;

3) граждане, имеющие трех и более детей;

При этом в составе семьи не учитываются:
- дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
- дети, в отношении которых отменено усыновление;
- дети, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу;
- дети, учтенные в составе другой многодетной семьи.

4) лица, усыновившие (удочерившие) одного и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего), пропавшего без вести в период прохождения военной службы (сборов) как по призыву, так и по контракту в мирное время начиная с 3 сентября 1945 года (независимо от воинского звания и причин смерти, кроме случаев противоправных действий) либо умершего вследствие ранения, травмы, контузии, увечья или заболевания, полученного в период прохождения военной службы (сборов) и подтвержденного документами, независимо от даты смерти;

9) лица не старше 35 лет, постоянно проживающие в сельской местности, окончившие профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, работающие в сфере сельскохозяйственного производства, в бюджетной сфере в сельских населенных пунктах;

10) молодые семьи, имеющие детей;

При этом в составе семьи не учитываются:
- дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
- дети, в отношении которых отменено усыновление;
- дети, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу;
- дети, учтенные в составе другой семьи.

К членам семьи военнослужащего относятся родители, супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, дети до достижения ими возраста 18 лет.

Основания признания граждан нуждающимися
в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 статьи 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Обращаем Ваше внимание, что при предоставлении земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов гражданам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, данные граждане подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.

Порядок постановки граждан на Учет

В заявлении о принятии на учет указываются члены семьи, проживающие совместно с гражданином, а также информация о наличии (отсутствии) решения о принятии гражданина и (или) членов его семьи на учет в целях однократного бесплатного предоставления земельного участка и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) гражданина и членов его семьи.

К заявлению о принятии на Учет для однократного бесплатного предоставления в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома прилагаются копии следующих документов:
- документы, удостоверяющие личность гражданина и проживающих с ним членов семьи (копия паспорта гражданина и членов его семьи, свидетельство о рождении на несовершеннолетних детей и совершеннолетних в случае, если у родителей и детей разные фамилии, свидетельство о заключении брака (на неполную семью не распространяется);
- документ, подтверждающий отнесение гражданина к одной из категорий граждан, указанных в пункте 1 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 №57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре ";
- сведения о регистрации по месту жительства либо по месту пребывания гражданина и членов его семьи;
- документ, подтверждающий факт проживания гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре не менее пяти лет, предшествующих дате подачи заявления (в случае, если факт проживания в автономном округе не менее пяти лет не удостоверяется записью в паспорте гражданина Российской Федерации).
Документом, подтверждающим факт проживания гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре не менее пяти лет, является свидетельство о регистрации по месту жительства, или свидетельство о регистрации по месту пребывания, или копия решения суда об установлении соответствующего факта;
-договор аренды земельного участка (в случае, если заявления подают граждане, относящиеся к категориям граждан, указанным в пунктах 1, 2 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 №57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", которым до 07.01.2012 предоставлены в аренду земельные участки для индивидуального жилищного строительства).

Согласие на обработку персональных данных гражданина и членов его семьи

В случае если от имени гражданина и членов его семьи действует представитель, к документам необходимо приложить доверенность, подтверждающую полномочия лица, подавшего заявление.

Основания для отказа в принятии гражданина на Учет

Порядок снятия граждан с Учета

Основания для снятия с Учета гражданина:
подача гражданином заявления о снятии с Учета;
предоставление гражданину и членам его семьи в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с условиями Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.05.2000 №26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре";
утрата оснований, дающих гражданину право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с условиями статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 №57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре ";
выявление в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для постановки на Учет, а также иных фактов отсутствия правовых оснований для постановки на Учет;
предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, и семьям, имеющим детей-инвалидов, меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
неоднократное неполучение гражданином уведомления о намерении предоставить ему земельный участок по причине отсутствия гражданина по месту жительства (месту пребывания), указанному в заявлении, при условии направления ему уведомления не менее трех раз в течение одного календарного года с момента направления первого уведомления;
отказ более двух раз от различных земельных участков.

Департамент ежегодно осуществляет действия по актуализации списка граждан, состоящих на Учете.

В ходе актуализации списка граждан Департамент направляет запросы, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, подведомственные организации органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях получения сведений, свидетельствующих о сохранении либо утрате гражданином и (или) членами его семьи, принятыми на Учет, права на бесплатное приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В случае выявления основания для снятия гражданина с Учета, такой гражданин снимется с Учета, уведомление (решение) о снятии гражданина с учета направляется или выдается гражданину не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия.

Порядок и условия предоставления земельных участков в собственность бесплатно на территории Ямало-Ненецкого автономного округа

Условия предоставления земельных участков в собственность бесплатно, гражданам, имеющим трех и более детей, установленные статьей 7 Закона

Право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 статьи 7 Закона возникает у граждан, имеющих трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 18 лет, детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 23 лет, осваивающих образовательные программы основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступивших в брак.

Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства осуществляется по месту постоянного проживания гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации;

Предоставление земельного участка для ведения личного подсобного или садоводства, или огородничества осуществляется по месту постоянного проживания гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка.

Условия предоставления земельных участков в собственность бесплатно, гражданам, имеющим трех и более детей, в первоочередном порядке

В первоочередном порядке земельные участки для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного, или для дачного хозяйства предоставляются в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, при условии наличия у этих граждан детей-инвалидов.

Порядок предоставления земельного участка в собственность бесплатно

Подача гражданами или их представителями заявления и прилагаемых к нему документов в органы местного самоуправления или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявления регистрируются в соответствии с установленными правилами делопроизводства и вносятся в журнал регистрации заявлений в день их поступления с указанием даты и времени принятия заявления и прилагаемых к нему документов.

Постановка заявителей на учет граждан.

Проведение органами местного самоуправления проверки на соответствие многодетной семьи в период проведения проверки вышеуказанным условиям, с целью принятия комиссией решения о возможности предоставления земельного участка.

Принятие комиссией решения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Осмотр заявителями или их представителями земельных участков, по которым комиссией принято решение о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, и предоставление письменного согласия с предложенным земельным участком либо отказа от предложенного земельного участка в органы местного самоуправления.

Принятие уполномоченным на предоставление земельных участков органом решения о предоставлении земельного участка.

Порядок постановки заявителей на учет граждан

Заявитель считается принятым на учет граждан со дня подачи заявления, по итогам рассмотрения которого органом местного самоуправления принято решение о постановке на учет граждан.

Постановка на учет граждан осуществляется по месту постоянного проживания в порядке очередности, исходя из времени и даты подачи заявителем или его представителем заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, цели предоставления земельного участка, указанной в заявлении, условий первоочередного порядка предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного, или для дачного хозяйства.

В течение 30 дней со дня подачи заявления орган местного самоуправления рассматривают поступившие заявления и прилагаемые к нему документы, проверяют наличие или отсутствие оснований для постановки либо отказа в постановке заявителей на учет граждан и принимает решение о постановке, либо об отказе в постановке на учет граждан.

Органы местного самоуправления принимают решение об отказе в постановке на учет граждан при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- несоответствие граждан вышеуказанным условиям предоставления земельных участков;

- реализация заявителями права на однократное бесплатное получение земельного участка на территории Российской Федерации;

- непредставление или представление не в полном объеме документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Органы местного самоуправления ежегодно, в период с 01 января по 01 апреля, проводят перерегистрацию заявителей, состоящих на учете граждан.

В ходе перерегистрации заявители обязаны представить сведения, подтверждающие соответствие условиям, установленным статьей 7 Закона.

Порядок снятия заявителей с учета граждан

Основанием для принятия решения о снятии с учета граждан является:

- заявление о снятии с учета граждан;

- заявление об отказе от предоставления земельного участка в собственность бесплатно;

- заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно;

- реализация гражданами права однократного бесплатного получения земельного участка на территории Российской Федерации;

- поступление в органы местного самоуправления письменного отказа заявителя от предложенного земельного участка;

- переезд заявителя на постоянное место жительства в другой муниципальный район (городской округ) в автономном округе либо за пределы автономного округа;

- непоступление в органы местного самоуправления письменного согласия заявителя с предложенным земельным участком либо отказа от предложенного земельного участка;

- несоответствие граждан, условиям, установленным статьей 7 Закона, выявленное по результатам проведения проверки, проводимой в целях установления возможности предоставления земельных участков;

- принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;

- несоответствие граждан условиям, установленным статьей 7 Закона, выявленное по результатам проведения перерегистрации;

- непоступление или поступление не в полном объеме в период проведения проверки, проводимой в целях установления возможности предоставления земельных участков, но не позднее 15 рабочих дней до дня заседания комиссии, в органы местного самоуправления необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

- непоступление или поступление не в полном объеме в период проведения перерегистрации, но не позднее 30 апреля, в органы местного самоуправления необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Справочная информация:

Адрес: 629802, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Ленина, д. 29, каб. 211.

понедельник, вторник - с 14.00 до 17.00 часов;

четверг, пятница - с 8.30 до 12.30 часов.

Среда – неприемный день.

Выходные дни – суббота, воскресенье.

Справочные телефоны: 8 (3496) 35-42-50.

Информационный стенд уполномоченного органа по вопросам организации приема расположен по адресу: ул. Ленина, д. 29, 2 этаж, возле каб. 202.

Ниже мы приводим наиболее часто задаваемые вопросы о предоставлении многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно (далее – земельные участки) и компенсационных социальных выплат взамен таких участков, а также ответы на них.

Вопрос: Если многодетная семья не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может ли она претендовать на земельный участок?

Ответ: Нет, не может. С 16 июля 2016 года обязательным условием получения земельного участка является нахождение одного или обоих супругов, усыновителя, приёмных родителя, одинокой матери (одинокого отца) в многодетной семье на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма (либо наличие у указанных лиц оснований для постановки на данный учёт).

Вопрос: Если многодетная семья самостоятельно улучшила свои жилищные условия за период нахождения в очереди на земельный участок, сохраняет ли она право получить землю?

Ответ: Да, сохраняет, если семья принята на учёт в целях предоставления земельного участка до 16 июля 2016 года.

В случае постановки на учёт после указанной даты это право сохраняется лишь при условии, что в результате такого улучшения семья по-прежнему нуждается в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Вопрос: У многодетной семьи уже есть земельный участок в собственности, имеет ли она право претендовать на земельный участок для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно?

Ответ: Да, имеет.

Вопрос: Куда следует обращаться за предоставлением компенсационной выплаты взамен земельного участка?

Ответ: За выплатой следует обращаться в Администрацию муниципального образования Ненецкого автономного округа, в котором многодетная семья состоит на учёте в целях предоставления земельного участка.

Вопрос: Какие документы нужны для получения компенсационной социальной выплаты взамен земельного участка?

Ответ: Для получения выплаты семья, состоящая на учёте в целях предоставления земельного участка, оформляет в установленном порядке согласие на выплату.

В таком заявлении должны быть указаны:

1. фамилия, имя, отчество лица, подающего заявление;

2. место жительства одного из супругов, усыновителя, приемного родителя либо одинокой матери (одинокого отца) на территории Ненецкого автономного округа на протяжении 10 лет;

3. контактные телефоны, адреса электронной почты (при наличии);

4. почтовый адрес;

5. фамилии, имена, отчества членов многодетной семьи, даты рождения детей;

6. цель предоставления земельного участка (индивидуальное жилищное строительство);

8. перечень документов, прилагаемых к заявлению.

К заявлению прилагаются копии следующих документов:

1. копии всех страниц паспорта гражданина Российской Федерации членов многодетной семьи, старше 14 лет:

2. копии свидетельств о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации (для детей в возрасте до 14 лет);

3. копия свидетельства о заключении брака (не распространяется на одинокую мать (одинокого отца), усыновителя, приёмного родителя,
с которым проживают дети;

4. копии документов, подтверждающих проживание членов многодетной семьи супруга (супруги) либо одинокой матери (одинокого отца), усыновителя, приемного родителя на территории Ненецкого автономного округа не менее 10 лет (в случае отсутствия указанных сведений в паспортах граждан Российской Федерации);

5. копии документов, подтверждающих обучение не состоящих в браке детей в возрасте до 23 лет (включительно) по очной форме обучения в образовательных организациях, реализующих программы среднего общего образования, среднего профессионального образования или высшего образования;

6. копии документов, подтверждающих прохождение детьми в возрасте от 18 лет до 23 лет (включительно) военной службы по призыву;

7. копия доверенности полномочного представителя заявителя (если заявление подаётся многодетной семьёй через представителя);

8. копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности;

9. копии документов, подтверждающих нахождение ребенка на воспитании в приёмной семье не менее трех лет (для приёмных семей);

10. копии документов, подтверждающих принятие одного или обоих супругов, усыновителя, приёмных родителей, одинокой матери (одинокого отца) в многодетной семье на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма либо подтверждающих основания для постановки их на данный учёт;

11. документы, подтверждающие факт совместного проживания с родителями, либо одинокой матерью (одиноким отцом), усыновителями (усыновителем), приёмными родителями (приёмным родителем) детей в возрасте до 18 лет, а также не состоящих в браке детей в возрасте до 23 лет (включительно), не обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, среднего профессионального образования или высшего образования, а также не проходящих военную службу по призыву.

Наряду с заявлением многодетная семья вправе выразить в установленной форме согласие на предоставление выплаты.

Вопрос: Есть ли ограничение по времени когда надо написать согласие на предоставление компенсационной социальной выплаты?

Ответ: Такого ограничения нет.

Вопрос: Если за период нахождения в очереди на земельный участок ребенок в семье достиг совершеннолетия или студент окончил учебное заведение (достиг 24 лет), теряет ли семья право на предоставление земельного участка либо выплаты?

Читайте также: